что делают глаза глаголы
Делать глаза
Смотреть что такое «Делать глаза» в других словарях:
делать большие глаза — делать/сделать большие <круглые> глаза Чаще несов. Удивляться, выражать крайнее недоумение (иногда притворное, неискреннее). С сущ. со знач. лица: девушка, приятель… делает большие глаза. Паспортистка вздрогнула и сделала большие глаза,… … Учебный фразеологический словарь
делать круглые глаза — делать/сделать большие <круглые> глаза Чаще несов. Удивляться, выражать крайнее недоумение (иногда притворное, неискреннее). С сущ. со знач. лица: девушка, приятель… делает большие глаза. Паспортистка вздрогнула и сделала большие глаза,… … Учебный фразеологический словарь
делать большие глаза — разевать рот, делать круглые глаза, хлопать глазами, разводить руками, всплескивать руками, диву даваться, поднимать брови, приходить в изумление, удивляться, дивиться, изумляться, дивоваться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
делать круглые глаза — дивиться, дивоваться, хлопать глазами, разевать рот, приходить в изумление, делать большие глаза, диву даваться, всплескивать руками, поднимать брови, удивляться, изумляться, разводить руками, поражаться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Делать глазки — ГЛАЗ, а ( у), о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, глазам, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
делать из мухи слона — делать/сделать из мухи слона Разг. Неодобр. Чаще несов. Сильно, необоснованно преувеличивать значение чего либо незначительного. С сущ. со знач. лица: брат, читатель, больной… делает из мухи слона. Мне кажется, ничего страшного здесь не случилось … Учебный фразеологический словарь
делать послабления — потакать, потворствовать, либеральничать, попустительствовать, допускать послабления, закрывать глаза, давать потачку, смотреть вполглаза, смотреть не строго, пропускать мимо глаз, давать поблажку, смотреть сквозь пальцы Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Делать вид — ДЕЛАТЬ ВИД. СДЕЛАТЬ ВИД. Создавать видимость, правдоподобность чего либо. Петя закрыл глаза и стал дышать глубоко и ровно, делая вид, что спит (В. Катаев. Белеет парус одинокий). Оба они, и Петров и Костиевич, сделали вид, что впервые видят друг… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Делать тёмную — кому. СДЕЛАТЬ ТЁМНУЮ кому. Прост. Сильно бить кого либо, завязав ему глаза или набросив на голову что либо. На улице Верёвкин желчно сплюнул и решительно объявил: Ключникова это работа, факт! А вот попробуй докажи! помолчав, добавил: Сделать бы… … Фразеологический словарь русского литературного языка
делать вид — делать/сделать вид Создавать видимость чего либо, притворяться. С сущ. со знач. лица: сын, посетитель, служащий… делает вид, что… Когда я вошел в комнату, все сделали вид, что не заметили меня. Встречаясь, они не кланялись, делали вид, что даже… … Учебный фразеологический словарь
Урок в 7-м классе по теме «Глагол как часть речи»
Класс: 7
Ключевые слова: Глагол как часть речи
Цели:
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: игровая.
Оборудование:
Ход урока
I. Оргмомент
Игра «Угадай букву»
— Подумайте, какая буква должна быть на месте вопросительного знака?
II. Повторение
2. Вопросы для повторения.
— Что такое местоимение?
— Что обозначает местоимение?
— Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)
— Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)
3. Работа в тетради.
— Списать с доски текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.
Предлагаемый текст.
Для слабых учеников индивидуальное задание.
4. Проверка.
По одному предложению читаем устно.
III. Введение в тему
Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».
— Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке?
— Кто был главным действующим лицом?
IV. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы начинаем изучение новой темы: Глагол как часть речи.
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов. И в конце урока мы подведём итог всему, что сегодня выучим.
А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.
V. Изучение нового материала
— Вот мы и попали в гости к глаголу.
— Что обозначает глагол?
— Какие глаголы встретили в стихотворении?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет….
Вывод:
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
3) Зарядка для глаз «АБВГ»
Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных кругах. Учитель называет по очереди буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.
— Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).
4) Физминутка. Игра с мячом «Подбери слово»
— Я называю вам слово, а вы должны подобрать противоположное по значению. Затем задание усложняется, и ученики называют близкие по значению слова.
5) Работа с учебником (стр. 184)
6) Упражнение 163 (выписать слова в три столбика):
Составное глагольное сказуемое
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Морфологический разбор «не три руками глаза »
Морфологический разбор «не»:
Морфологический разбор «три»:
Грамматический разбор
Грамматический разбор
Морфологический разбор «руками»:
«Руками»
Грамматический разбор
Морфологический разбор «глаза»:
«Глаза»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Фонетический разбор «не три руками глаза »
Карточка «не три руками глаза »
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
20 несуществующих глаголов, которые мы зачем-то продолжаем использовать
Про «ложить» (точнее, «класть») и «одевать/надевать» мы напоминать не будем. Сами знаете. А вот про формы глаголов, которые почти всегда вызывают сомнения, расскажем. Записывайте, запоминайте и пересылайте ссылку родственникам, которые никак не могут запомнить, что «плакает», «жгёт» и «помахай» — это неправильно. А ещё бонус: «кушать» или всё-таки «есть»?!
Правильно отправить (ся) в дорогу — очень важно. И необязательно перед этим требовать «посидеть на дорожку» или желать «с богом!». Тоже, конечно, можно. Но куда лучше просто сказать грамотно (проверено дорогами и путешествиями). В общем, если вам советуют «ехай», «едь» или «езжай» — не слушайте и игнорируйте. Единственно верный вариант повелительного наклонения глагола «ехать» — «поезжай». Да, странно. Но уж как есть.
Правильно: А вы пишете грамотно?
Кто ни разу не путал две похожие формы глагола «писать»? Вы, возможно, так просто не сознаетесь, но таких опечатывающихся много. Глагол «писать» в повелительном наклонении пишется через «и»: «Пишите письма!» Если второе лицо множественного числа, то будет: «Вы пишете неграмотно». Есть одно объяснение: под ударением пишем «И», в безударном положении — «Е». Ещё похожие примеры: «ищите / ищете» («Ищите женщину!», «Вы что-то ищете?»), «скажите / скажете» («Скажите, кто это написал?», «А вы потом скажете: «Ого!»).
Правильно: Сажать ребёнка на колени
На фразе «садить детей» все родители наверняка содрогнулись. Фраза действительно неправильная и звучит пугающе. Хотя глагол «садить» всё ещё живёт в некоторых словарях с пометкой «просторечный». В общем, грамотному человеку так говорить точно не стоит. Правильно будет «сажать» — будь то деревья в лесу, помидоры на даче, фиалки дома, гостей за стол или ребёнка на колени. Хотя еще 100 лет назад глаголы «садить» и «сажать» считались равноправными синонимами.
Правильно: Снег всё таял
Два глагола-паронима, формы которых мы можем перепутать: «таять» и «таить». Они относятся к разным спряжениям, и окончания у них тоже разные. К примеру, в настоящем времени снег «тает», сугробы «тают», а в прошедшем уже «таял» или «таяли». Второй глагол «таить» — про тайны. Если мы хотим сказать, что кто-то что-то держал в тайне, тогда будет «таит» или «таил». Но есть подозрение, что про снег мы так хотим сказать нечасто (если только нас не интересует содержимое под сугробами, которое оттаивает по весне).
Правильно: Вечером мы зажжём
В формах глагола «зажечь» (и «жечь») происходит корневое чередование «жж» и «жг». Трудно сказать «я зажжу», а «они зажжут», поэтому в первом лице и третьем лице (множественного числа) все очевидно: «Я зажгу», а «Они зажгут». Из-за этого отчаянно хочется добавить, что ты тоже «зажгёшь», она «зажгёт» и мы все вместе «зажгём». Но таких вариантов в русском языке нет. Извините.
Правильно: Бабушка печёт самые вкусные блины
Завидуем блинам вашей бабушки! В глаголе «печь» (и «испечь») такая же история, как и с глаголом «жечь» (и «зажечь»). Я «пеку», и дети «пекут», а вот бабушка пирожки исключительно «печёт». У глагола «печь» не существует формы «пекёт». Так что мы «печём», и бабушка тоже «печёт».
Правильно: Помаши на прощание
Ребёнок махает или машет? Дети машут или махают? Правильными формами этого глагола в третьем лице в настоящем времени будет «машет» и «машут». В то время как в прошедшем времени верно говорить «махал» и «махали». Вероятно, так и появился симбиоз «махает». С недавних пор форма «махает» считается допустимой в разговорной речи. Но мы всё-таки отдаём свой голос за литературную норму «машу, машешь, машет, машут» и так далее. Поэтому, когда будете просить ребёнка помахать на прощание кому-либо, делайте это правильно: «Помаши ручкой!»
Правильно: Почему он плачет?
Затруднение в правильной форме глагола «плакать» возникает примерно по той же причине, что и с глаголом «махать». Правильное спряжение глагола «плакать» — я плачу, ты плачешь, она плачет, мы плачем и так далее. А в прошедшем времени появляется буква «к»: «плакал», «плакали». Но если в глаголе «махать» допустимы разные варианты, то в глаголе «плакать» существует только один: «Почему он плачет?»
Правильно: Я всё равно смогу убедить тебя
Возможно, вы догадывались, что не только глагол «победить» обделён формой будущего времени в первом лице единственного числа. Кстати, такие обделённые глаголы Розенталь называет «недостаточными». Для того чтобы, например, сказать о себе в будущем времени, нужно использовать что-то вроде вспомогательного глагола (почти как в английском!). В нашем примере никакого «убежду», «убежу», «убедю». Можно говорить «я смогу убедить» (или вариации на тему).
Правильно: «Спартак» выиграл у «Зенита»
«И краткие», или «Й». Их нет, когда они очень нужны, и они появляются, когда им не рады. Если очень быстро произносить слово, слышится действительно буква «й». Но на письме это не должно отражаться (особенно в статьях спортивных журналистов). Русский язык не относится к языкам с правилом «как слышится, так и пишется», вам ли не знать. В глаголе «выиграть» во всех формах пишется «и». За небольшим исключением: в окончании повелительного наклонения всё-таки «й» кое-где появляется — «выиграй» и «выиграйте».
Правильно: Учителя призвали всех прийти на выборы
Вселенская путаница: глагол «идти», у которого в производных неожиданно появляется буква «Й», а если точнее — в форме будущего времени глагола «прийти». Некоторые усердно пишут «придти», потому что хорошо помнят «идти», а это всё же разные формы глаголов, и их нужно различать. А другие будто бы что-то слышали о букве «Й» в этом слове и начинают везде её вставлять: «прийдёшь», «прийдёт», «прийдём». На самом деле «Й» существует только в инфинитиве, то есть в начальной форме слова — «прийти». Поэтому правильный вариант — «прийти на выборы».
Правильно: В Москве борются со снегом
Признайтесь, вы тоже хотя бы на секундочку задумывались о верной форме глагола «бороться» в третьем лице множественного числа — на слух уловить окончание сложно. Варианты с «Я» и «Ю» встречаются почти одинаково часто, но грамотный вариант лишь один. «Бороться» относится к первому спряжению (оканчивается на «-оть»). Напрягаем память и вспоминаем, что такое спряжение (да, оно существует) и какие буквы нужно писать в окончании. Если коротко, то у глаголов первого спряжения пишем гласные «е, у (ю)». Я борюсь, ты борешься, он борется, мы боремся, вы боретесь. А в третьем лице множественного числа будет по аналогии с «я борюсь» — «они борются» с буквой «Ю».
Немного боли. У глагола «пойти» в побудительном наклонении есть сразу три (!) правильных грамотных варианта: «пойдём», «пойдёмте» или «идём». А ещё есть разговорное слово-синоним «пошли», которое живёт только в устной речи (ну и в чатиках). Но повелительная форма глагола «пошлите» — грубая ошибка, которую лучше не писать и даже не произносить. Ни-ко-гда.
Правильно: Да пребудет с вами сила!
Джедаи (и мастер Йода, и все герои Star Wars разом) на вас сейчас очень неодобрительно посмотрели. Потому что в таком выражении нельзя ошибиться. И здесь не про правило «пре-» и «при-» (неожиданно, правда?). Тут опять про глаголы-паронимы. «Прибывать» — значит «приближаться, приходить, появляться». А «пребывать» — «быть, находиться». Да, вполне можно пожелать кому-то обрести силы, чтобы они к нему «прибыли». Но тогда бы фраза скорее звучала как «да прибудет в тебе сила». В нашем варианте в фильме («May the Force be with you») желают удачу и сохранить в себе силу, а не чтобы она неожиданно на вас свалилась. Не спорьте, просто прислушайтесь к фанатам звёздной саги.
Правильно: Дети лазят по канату
У глагола «лазить» есть брат-близнец (почти) — «лазать». Во многих словарях эти глаголы равнозначны. Правда, «лазать» носит разговорный оттенок, и на письме желательно использовать литературный вариант «лазить». На всякий случай напомним спряжение глагола «лазить»: я лажу, ты лазишь, он/она лазит, мы лазим, вы лазите, а они лазят. Ну или «лазают» (в третьем лице множественного числа от глагола «лазать»). Главное, не «лазеют» — это что-то несуществующее, так говорить не стоит. Ни при каких условиях.
Правильно: Полощи рот
Очередной глагол-фантазия в списке неправильных глаголов. Причём поклонников у повелительной формы этого глагола столько, что она даже попала в словари с пометкой «разг.». Но если стремитесь сделать свою речь максимально грамотной, ваш (и наш) вариант — «полощи».
Правильно: Надеть обувь
Да, вот так. С «надеть» и «одеть» все, кажется, более-менее разобрались (на себя надеваем, кого-то одеваем). С обувью немного иначе. В интернете даже задаются вопросом: «Если «надевать», а не «одевать», то почему ««обувать», а не «набувать»?» Во-первых, глагол «набуть» всё-таки существует. Точнее, существовал. В очень далеком прошлом. Но теперь считается архаизмом. Во-вторых, «обуть обувь» (себе) — грамматическая ошибка. И сейчас в русском языке действует своя обувная норма: надеть обувь (на себя), обуть — кого-то.
Правильно: Цифры разнятся
«Розниться» — значит, отличаться чем-либо, не совпадать, не сходиться в мнениях. «Разниться» — различаться, отличаться. Нет, вам не кажется: значения действительно похожи. Сейчас вариант через «а» — считается стилистически нейтральным, а через «о» — устаревшим и просторечным. То есть наш вариант — «разниться». Мнения разнятся, цифры тоже разнятся. Кстати, ударение падает на первый слог: «рАзниться».
Правильно: Сровнять с землей
На самом деле оба глагола (паронимы) верные, дело в контексте и в смысле сказанного. Если имеется в виду «сделать что-то ровным» (выровнять) — нужен глагол «сровнять». Если мы говорим о «сделать что-то равным» (сравнить/уравнять) — пишет «сравнять». В общем-то, просто. Ровно — сровнять. Сравнить — сравнять. В нашем примере, в устойчивом выражении «сровнять с землей», сомнений быть не должно, пишем через «о».
Правильно: Я пошёл есть
Спор века. «Кушать» или «есть»? Возможно, в этот момент глаза части читателей налились кровью на слове «кушать», но очень зря. Оно имеет право на жизнь, но не стоит им злоупотреблять. По современной литературной норме этот глагол можно употреблять в вежливой форме приглашения гостей к столу, а ещё при обращении к детям или в речи женщин (минута сексизма от русского языка). В повседневной литературной речи (минута сексизма — 2 — и особенно в речи мужчин) нормативный вариант только один — «есть».