что делают срочники в вмф
Как попасть в ВМФ, служба на флоте по призыву
Море является прекрасной стихией, многогранной, безграничной, со своими капризами и прелестями. Для каждого море – это что-то свое, свои воспоминания и моменты, но одной дело, когда ты турист и видишь море, как отдых, другое – когда ты солдат военно-морского флота.
Служба в ВМФ – это тяжелый труд, который является уделом настоящий мужчин. Рассмотрим подробнее, как проходит служба в ВМФ по призыву, как туда можно попасть, какие особенности и нюансы необходимо знать.
Сколько служить
Все привыкли к тому, что срочная служба в рядах ВМФ всегда была дольше, чем в сухопутных войсках. В СССР действительно был повышенный срок пребывания на службе в морфлоте, он составлял 36 месяцев. За это время юные матросы превращались в закоренелых моряков, знающих все тонкости корабельного дела, прошедших на практике все особенности поведения моря и тяготы службы на судне вдали от суши.
Однако в 1996 году ВМФ России примкнул к остальным родам войск в плане приказов и распоряжений касательно армии в целом, и срок несения службы сократился до общевойсковых 24 месяцев. Известный факт, что посредством проведения военной реформы в 2008 году в вооруженные силы РФ стали призывать новобранцев в строй на 12 месяцев.
Как попасть во флот
Сейчас в армии проводится глобальная реформа, начатая в 2007 году. По ней армия становится контрактной, а призывники проходят курс молодого бойца за один год. Это изменение коснулось и флота. С 2008 года новобранцы отправляются на службу в ВМФ всего на 12 месяцев.
К претенденту на службу во флоте есть несколько требований, обязательных для выполнения:
В некоторых случаях в ВМФ, наоборот, отбирают призывников высокого роста. Они служат в береговой охране и почетном карауле при штабе. Однако берут на такие должности только славян.
Наибольшая вероятность у призывников попасть в Балтийский флот, так как его численность выше, чем у Черноморского. В скором времени в ВМФ будут призывать крайне малое количество новобранцев, так как планируют, что подразделения этих войск полностью перейдут на контрактную основу. Окажется ли так на самом деле, узнаем через несколько лет, когда закончится реформа в армии.
На контрактную основу в ВМФ попадают люди:
На флоте высоко ценятся сварщики, радиотехники и инженеры. Поэтому если у вас есть диплом о получении подходящей профессии, шанс подписать контракт на службу в ВМФ окажется выше. Кроме того, будьте готовы переехать к месту дислокации части.
Если вы хотите попытаться попасть в определенную часть, то можно связаться с ее командиром и поинтересоваться, необходимы ли специалисты. В случае положительного ответа, дальнейшее оформление контракта возможно через военкомат, где вам нужно представить письмо от командира воинской части.
Каким параметрам нужно соответствовать для службы в Морфлоте
Для кандидатов на поступление в ряды ВМФ всегда предъявляли строгие требования. Призывник или контрактник должен обладать крепким здоровьем и хорошей психологической подготовкой. На сегодняшний день требования являются следующими:
Если же призывник соответствует по всем вышеуказанным параметрам, но его рост превышает 180 сантиметров, попасть непосредственно на корабль или подлодку у него не получится, но остается шанс быть зачисленным в службу береговой охраны или в роту почетного караула при штабе. Туда отбирают именно рослых претендентов славянской внешности.
Особенности службы на флоте
Не нужно лишний раз упоминать, что моряки в погонах находятся в особо тяжелых условиях несения службы, они не просто оторваны далеко от дома, вокруг них находится беспросветная водная поверхность и один лишь горизонт. Кроме самой фундаментальной особенности проявляется и еще одна интересная тенденция, на кораблях ВМФ практически отсутствуют такие печально известные в сухопутных войсках понятия как дедовщина и уставщина. Объясняется этот факт не менее логично, чем строгие критерии отбора.
Дело в том, что за каждым членом корабля закреплены определенные обязанности на весь период несения службы. Поэтому, с целью повышения работоспособности и качества выполнения поставленных перед корабельным расчетом задач, выяснять отношения матросам и офицерам совершенно невыгодно, а иногда и попросту некогда. Так же не стоит забывать о пресловутом моменте нахождения всего экипажа «под одной волной», что само по себе влечет к сближению между матросами и командующим составом.
Требования для заключения контракта
Порядок заключения контракта
Для военнослужащих по призыву, во время прохождения службы, следует подать рапорт на имя командира воинской части, в которой он находится. Подать его можно не ранее 3-х месяцев с начала службы, или до издания приказа о демобилизации в запас. Для тех, кто решает заключить контракт уже после окончания службы, необходимо подать заявление в пункт отбора по контракту, который находится в районном военкомате.
В заявлении следует указать:
Полезно связаться с командиром воинской части или службой комплектации частей флота и узнать наличие вакантных должностей. Оптимальный вариант – получить до заключения контракта приглашение на конкретную должность.
Плюсы и минусы службы в ВМФ
Срочная служба в ВМФ оказывает огромное влияние на формирование личности мужчины. Привитые ей воинская дисциплина и умение жить в коллективе очень помогают в обычной жизни. Причем именно на флотской службе такие навыки воспитываются и закрепляются наиболее естественно в силу самой специфики военно-морских традиций.
Прямые материальные выгоды от прохождения срочной службы невелики и практически не зависят от рода войск, в которых выпало служить по призыву. Достаточно скромные льготы сводятся к преимуществу для поступающих в вуз при зачислении по общему конкурсу в случае равенства баллов с обычными, не служившими абитуриентами.
Тем не менее, успешно отслуживший молодой человек приобретает несомненное повышение в своем социальном статусе. Факт прохождения срочной службы всегда благосклонно воспринимается потенциальными работодателями в «гражданской» сфере, особенно это касается государственной или муниципальной службы и возможной карьеры в правоохранительных органах.
Сейчас прием на службу в любую из силовых структур требует от кандидата наличия опыта военной службы, при этом срок службы по призыву засчитывается в стаж работы в этих ведомствах и, соответственно, влияет на многие льготы по выслуге в них. Это особо актуально для желающих продолжить свою карьеру на профессиональной основе в той же военно-морской специализации, которая осуществляется не только в ВМФ, но и в ряде других силовых ведомств. Такая служба в настоящее время высоко востребована и приносит в материальном плане намного больше выгод, чем в среднем в гражданской сфере.
В числе минусов прохождения службы на военном флоте чаще всего указываются:
В то же время отслужившими в ВМФ намного реже, чем другими бывшими армейцами, высказывается недовольство направленностью полученных военно-специальных навыков. Причина отнюдь не в том, что эти навыки так уж близки массово востребованным «на гражданке». Отслужившие на флоте особо отмечают, что такая служба дала им возможность в полной мере ощутить важность персонально порученного им участка, и степень ответственности за свои действия для всего экипажа и корабля.
Жалобы на тяжелые условия службы, как и на проявления различных «неуставных отношений» («годковщины», как это раньше называлось на флоте), в последние годы крайне редки. В оценках плюсов и минусов службы в ВМФ преобладают положительные оценки, а более высокий престиж военных моряков в сравнении с обычными военнослужащими неизменно сохраняется.
«Армия учит тому, что инициатива наказуема»: солдат о службе в ВМФ
Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.
Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.
Как я оказался в армии
В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет — прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную — прим. «360») домой уходить.
Отвезли нас в распределок (распределитель — прим. «360») — я уже толком и не помню, где это было — и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ — это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге — Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска — прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.
Что брать с собой на службу
Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель — прим. «360»).
«Учебка»
«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца — это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже — сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».
С чего начинается служба
Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море — отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы — посмотреть, как все отремонтировано.
Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее — внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты — прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места — например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.
Обязанности матросов
На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая — транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая — сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.
В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».
Быт на корабле и еда
На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность — пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.
Отношения внутри коллектива
Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ — он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры — мичманам, мичманы — контрактникам, а контрактники — нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было — что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы — срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.
Армия — школа жизни. Или нет?
Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, — делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.
Четырехразовое питание и книжка «Боевой номер»: как выглядит жизнь на кораблях ЧФ
В день начала осеннего призыва РИА Новости (Крым) расскажет, как служится срочникам на ЧФ на примере большого десантного корабля «Азов», почему на море кормят чаще, чем на земле, что хранит «на сердце» каждый член команды боевого корабля и почему на флоте не может быть дедовщины.
Полный комплект
БДК «Азов» недавно вернулся из похода в Средиземное море и сейчас стоит в Севастополе. Однако для кораблей Черноморского флота это редкость – большую часть времени моряки проводят в море.
Заместитель командира «Азова» по работе с личным составом, капитан 3 ранга Юрий Беленков с гордостью говорит, что большинство срочников, попавших сюда весной, хотели служить именно на флоте. Некоторые просили об этом в военкомате.
«По опыту предыдущего призыва: желающих пойти на флот очень много. Некоторые в военкоматах изъявляют такое желание. Это морская романтика: корабли большую часть времени находятся в море. Среди тех, кто сюда (на «Азов» – ред.) попал, не было тех, кто не желал служить на флоте», – констатировал Беленков.
В настоящее время все корабли ЧФ укомплектованы на 100%. Но скоро с них уйдут призывники прошлой осени и места освободятся.
К слову, чтобы попасть на флот, необходимо идеальное здоровье и желание. Также не помешает наличие сопутствующей специальности, например, следует получить профессиональное техническое образование или окончить «мореходку». Это условие необязательное. Тем не менее, при распределении предпочтение отдается именно тем, кто отучился.
Кроме того, перед тем, как попасть на флот, новобранцу придется пообщаться с психологами. Ведь он может быть физически здоров, но при этом бояться глубины или замкнутого пространства, что на флоте неприемлемо.
На один «чай» больше
Сейчас матросы, проходящие срочную службу на кораблях ЧФ, обеспечены всем необходимым. Кроме того, в отличие от сухопутных войск, едят они на один раз больше.
«Срок службы призывников так и остался – 12 месяцев. Ребята полностью обеспечены всеми видами довольствия – денежным, вещевым, продовольственным. Никакой нехватки нет. На корабле готовится все согласно флотской норме №3. Корабельные нормы довольствия выше, чем у сухопутных войск, у нас четырехразовое питание. Есть, в отличие от береговых частей, «вечерний чай»: вечером матросам выдают чай, печенье, хлеб с маслом», – рассказал Беленков.
Учитывая, что в России военная служба – чуть ли не главное условие для приема на работу для представителей сильного пола, многие бросают учебу, чтобы отслужить и в дальнейшем уверенней идти по карьерной лестнице.
«У многих за плечами есть образование, многие заканчивают морские колледжи, некоторые ребята ходили на гражданских судах, посещали иностранные порты. При прибытии на флот они совершенствуют свои навыки. В море каждый выполняет свои задачи. Ошибок быть не может – море ошибок не прощает. Спектр разнообразный: проходят боевые учения, нарабатывается опыт. Никаких условностей в море быть не может, любая ошибка чревата последствиями», – пояснил замкомандира «Азова».
Много и тех, кто впоследствии остается служить по контракту: за год к жизни на корабле привыкают. Часто ребята сразу после окончания срочной службы идут на контракт, дабы заново не проходить проверки в военкоматах. Все-таки, срочная служба – это, по сути, год без выходных.
Не до дедовщины
«Я хочу развеять миф: может когда-то в каких-то частях такое было, но сейчас это явление отсутствует полностью. Ребята работают на взаимопонимании. Когда корабль постоянно в море, некогда сравнивать, кто больше прослужил. В море все едины и от каждого что-то зависит, каждый должен выполнять свои задачи. На кораблях именно поэтому не «экипаж», а «команда», каждый моряк – звено одной цепи», – пояснил офицер.
Контрактники и срочники находятся в одинаковом положении: и палубу моют, и медные детали БДК натирают.
«Сам корабль – это сложное сооружение. Каждый приходящий военнослужащий, независимо от категории, должен сначала изучить его устройство. Каждый моряк обслуживает определенную аппаратуру, независимо от того, призывник он или контрактник. На корабле есть боевые части, каждая выполняет определенные функции: штурманская, артиллерийская, минно-торпедная, связная и так далее. Каждый матрос, на всякий случай, должен иметь боевого заместителя», – рассказал Беленков.
Обязанности матроса – у сердца
День у контрактников и срочников строится примерно одинаково, разница лишь в том, что первые после рабочего дня идут домой, а вторые остаются на корабле.
«Стандартный день матроса по призыву следующий: утром – подъем, зарядка, завтрак, уборка, построение на подъем флага, а дальше – занятия, тренировки, потом – обед, вновь тренировки и после – ужин. Затем вечерний распорядок дня – развлекательные мероприятия, вечерняя строевая подготовка, разучивание строевых песен. После этого вечерний чай, просмотр новостей, самообслуживание и в 22.00 отбой», – озвучил распорядок дня на корабле Беленков.
Стоит отметить, что пользоваться мобильными телефонами матросы могут только во время досуга и в выходные дни. В остальное время эти устройства хранятся у старшины подразделения.
А чтобы не забыть, что нужно делать в повседневной жизни и экстремальных ситуация, каждый матрос носит в нагрудном кармане, возле сердца, специальную книжку. В ней расписаны обязанности на все случаи жизни, вплоть до химической атаки и гибели корабля. Это позволяет команде при любых обстоятельствах четко работать.
«Книжечка постоянно должна быть у матроса при себе. Только если он уходит в увольнение, то должен сдать ее дежурному, поскольку выносить ее из части запрещено. Кроме того, матрос должен знать ее наизусть. Двух одинаковых книжек нет. От выполнения обязанностей каждого матроса зависит жизнь товарищей. Если он расписан в аварийную партию по заделыванию пробоины в твиндеке (междупалубное пространство внутри корпуса судна – ред.), а он туда не побежал, то это усложнит положение всего экипажа», – говорит Беленков.
Плафон с морской водой и жареный поросенок
Говоря о флоте, нельзя не упомянуть и о традициях, которые здесь соблюдаются многие десятилетия. Некоторые из них являются довольно интересными.
Например, существует традиция посвящения в моряки. Так, в первый раз выйдя в открытое море, член корабельной команды получает удостоверение моряка-надводника, в котором указаны широта и долгота, где он прошел посвящение. После этого ему следует выпить плафон с морской водой. Всего же в него помещается около полулитра жидкости.
Тех, кто опасается подхватить какую-то инфекцию, специалисты убеждают, что вода в открытом море является чистейшей.
Еще одна традиция касается возвращения корабля из дальнего морского похода. В этом случае командование встречает экипаж корабля с хлебом и солью, а также жареным поросенком. Вся эта провизия поровну делится между членами команды.
Я видел Босфор и Дарданеллы
Сегодня на БДК «Азов» служит около сотни моряков. Они прибыли на корабль из разных регионов России. Александр Хомяк попал на службу в Черноморский флот из города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ). Сначала прошел учебное подразделение, а потом попал на корабль. Чтобы служить на ЧФ, он «взял паузу» в вузе.
«Я учусь на инженера автоматизации технологических процессов. Когда распределили, попал практически по своей специальности, по своей стезе. Работаю почти с таким же оборудованием, как и на гражданке. Срочную службу прохожу с 20 ноября, сначала служил в городе Кронштадт. После этого приехал в Севастополь и теперь служу на большом десантном корабле «Азов». Я пошел служить по собственной воле, взял академотпуск в учебном заведении, в военкомате сказал, что хочу в ВМФ. Распределили», – говорит матрос.