что может делать ребенок в 5 лет по дому

Домашние обязанности: Что должен уметь делать ребенок в возрасте от трех до восемнадцати лет?

Чтобы к совершеннолетию ребенок стал самостоятельным, его нужно с детства приучать к домашним обязанностям. Мы расскажем о том, что он должен уметь делать в определенном возрасте. А также поведаем о тех домашних обязанностях, которые нужно привить чаду.

Домашние обязанности ребенка в возрасте от трех лет
что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

В три года ребенок должен делать следующее:

Что должен делать ребенок в возрасте четырех лет?

В четыре года ребенок должен:

Что должен делать по дому ребенок в возрасте пяти лет?
что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

В пять лет ребенок должен:

Что должен делать ребенок в возрасте шести лет?

В возрасте шести лет ребенок должен:

Что должен делать ребенок в возрасте семи лет?
что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

В возрасте семи лет ребенок должен:

Что должен делать ребенок в возрасте от восьми до девяти лет?

В возрасте от восьми до девяти лет ребенок должен:

Что должен делать по дому ребенок в возрасте от десяти до тринадцати лет?
что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

В возрасте от десяти до тринадцати лет ребенок должен:

Что должен делать по дому старшеклассник?
что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

Заключение

Постепенно прививайте ребенку вышеназванные обязанности и гарантируем: к 18 годам он станет самостоятельным!

Если чадо будет ежедневно заниматься делами по дому, то постепенно привыкнет к тому, что это норма. И сможет существовать автономно от родителей.

А еще, вы перестанете бояться оставлять ребенка одного. Поскольку будете знать, что он может о себе позаботиться.

Источник

Родительское собрание «Домашние обязанности детей 5–6 лет»

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому Елена Галкина
Родительское собрание «Домашние обязанности детей 5–6 лет»

Родительское собрание в старшей группе

«Домашние обязанности детей 5-6 лет

Распределение домашних обязанностей в семье»

Повестка: 1. Выступление заведующей детского сада «Новые правила записи в школу», Старшего воспитателя «Вопросы компенсации». – 15 минут

3. Разные организационные вопросы- 15 минут.

Ход собрания

Вступительное слово воспитателя.

Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна: «Домашние обязанности детей 5-6 лет. Распределение обязанностей в семье».

Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях: «Убери игрушки», «Помой посуду!», «Прибери в комнате!» Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому,и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос. Дискуссия предполагает обсуждение,поэтому сегодня вместе мы должны ответить на ряд вопросов:

1. Какие домашние обязанности могут выполнять дети 5-6 лет (перечень поручений);

2. Выясним, как на практике вам дети помогают дома (результаты опроса детей, блиц-опрос родителей);

3. В чем плюсы для детей и родителей от ситуации, когда у ребенка есть домашние обязанности;

4. Определим, как привить детям желание помогать без напоминаний и с удовольствием.

1. Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? (Ответы родителей)

Послушайте и осмыслите этот перечень поручений.

Перечень поручений:• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.

• Заботиться о младшем брате или сестре.

• Стирать свои мелкие вещи.

• Мыть чайную посуду.

• Следить за чистотой обуви.

• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

• Гулять с собакой, кошкой.

• Ухаживать за растениями.

• Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)

• Накрывать на стол и убирать со стола.

• Подклеивать книги, коробки для настольных игр.

• Убирать свою постель.

2. Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на команды.

Я предлагаю вам сделать игровую паузу. Игра «Блиц-вопрос»: на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо взять карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.

• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)

• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (например, убрать за собой игрушки)

• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?

• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то, каким образом?

Сообщение о результатах опроса детей.

Детям было задано 4 вопроса: 1 помогаете ли вы родителям? Все дети дали утвердительный ответ, кроме двух, которые ответили, что помогают иногда.

2. Любите ли вы помогать? Все любят помогать.

4. Каким умениям вы бы хотели научиться, чтобы помогать в будущем? Многие затруднились с ответом, кто-то ответил, что хотел бы научиться мыть окна, пылесосить, готовить, мыть пол.

3. Игра-мозговой штурм «Воспитательные функции труда» (поиск способов решения проблемы). Участники делятся на две команды. Члены команд по очереди перечисляют плюсы ситуации, когда у ребёнка есть свои домашние обязанности. Ведущий записывает все ответы на доске. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет ничего назвать. Команду-победительницу поощряют аплодисментами.

Педагог подводит итог игры – обобщает сказанное, выделяет несколько главных воспитательных функций труда, совместно с родителями делает из всего сказанного выводы.

Развивающая функция: развитие интеллекта, рецепторов, мышц, ловкости рук и ног, эмоциональной и волевой сферы.

Воспитательная функция: формирование выдержки, упорства, умения преодолевать физическую слабость; ответственности; дисциплины [1].

Выполнение домашних обязанностей развивает у ребёнка эмпатию (умение сопереживать). Ребёнок, помогая родителям, освобождает их от некоторых дел, а значит, заботится о них. Родители многое делают для своих детей – готовят, стирают, организуют досуг, зарабатывают деньги, чтобы содержать семью. Если родители будут заботиться о ребёнке, а он – только о себе – это научит его эгоизму. Помощь по дому – это урок заботы о близких людях.

4. Мини-лекция «Домашние обязанности для детей» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Итак, как приучить ребенка к выполнению домашних обязанностей?

В первую очередь составляем список обязанностей.

Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде.

— выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери и ждет, чтобы его вытряхнули;

— полить цветы на кухне;

— разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;

— выставить обувь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;

— складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;

— следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;

— вытирать лапы собаке после прогулки и т. д.

Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.

Распределение обязанностей

Садимся все вместе. Или собираем семейный совет по этому поводу. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать С УДОВОЛЬСТВИЕМ.

Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются.

При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д.

Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.

В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата.

Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

Напишите список для себя и для мужа. Все повесьте на видное место,чтобы на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» дети могли подойти и посмотреть, если забыли.

Первый раз вместе с мамой

Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

«Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Больше как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек.

Разумеется, могут быть исключения. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

«Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не набить оскомину своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым,он однажды не опустил руки со словами: «Наверное,я никогда не научусь с этим справляться

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

Домашнее задание: Близится праздник 23 февраля, кем работают мамы, мы с детьми уже обсудили,теперь вам задание: поговорить, кем работают папы, их обязанности на работе. Необходимо дома поговорить со своими детьми. Чтобы каждый из вас рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей. Подготовить своих детейк беседе в детском саду на тему: «Кем работает мой папа».

Решение собрания 1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам. Не прибегать к наказанию трудом. Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.

2. К 20 февраля подготовить детей к беседе «Кем работает мой папа?» Ответственные родители.

3. Принести детские фотографии мам и пап для оформления стенда к праздникам 23 февраля и 8 марта.

Консультация для родителей «Домашние обязанности детей» ГДЕ ТРУД, ТАМ И РАДОСТЬ! Что именно мы,взрослые, хотим получить, воспитывая в детях желание выполнять домашние обязанности? Мы хотим, чтобы.

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по домуРодительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по домуРодительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.

Источник

Домашние обязанности по возрасту ребенка: составляем список

Распределение домашних обязанностей: какую помощь по дому могут оказывать дети

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по домуДженнифер Пэйт соавтор видеоканала для мам

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по домуБарбара Мэйчен соавтор видеоканала для мам

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.

Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть фото что может делать ребенок в 5 лет по дому. Смотреть картинку что может делать ребенок в 5 лет по дому. Картинка про что может делать ребенок в 5 лет по дому. Фото что может делать ребенок в 5 лет по дому

Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам

В 2–3 года:

С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).

Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.

Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.

В 4–5 лет:

В 6–7 лет:

В 8–9 лет:

В 10–12 лет:

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Источник

Дела домашние. Что можно поручить малышу?

Какие домашние обязанности можно предложить детям разных возрастов.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он был помощником во всех домашних делах. Многие мамы и папы задаются вопросами: когда начинать приучать ребенка к домашнему труду и какая работа является посильной для малыша в разных возрастных периодах.

Традиции помощи взрослым

Вспоминая русскую историю, можно констатировать: дети во многом помогали взрослым, начиная с самого раннего возраста. Если говорить о традициях крестьянской семьи, то дети были обязаны помогать по хозяйству, носить воду, накрывать на стол, готовить простую еду, подметать избу, ходить в лес по ягоды-грибы, нянчить младших братьев и сестер. Помощь взрослым была включена в общий быт семьи, и у детей даже не возникало сомнений в том, что они, во-первых, могут, а во-вторых, должны справиться с делами. Объем работ по дому был таким, что семье, имеющей детей, без помощи самих детей было не справиться.

Современное общество ставит под вопрос необходимость помощи детей, особенно, если это дети дошкольного возраста. Большое количество предметов бытовой техники значительно упростило и облегчило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обязательной. Но родители должны понимать, что очень важно познакомить малыша с домашними обязанностями как можно раньше, а также закрепить их исполнение в повседневной жизни ребенка.

Сейчас основной проблемой родителей является неуверенность в том, что дети способны им помочь и должны это делать. Дети, чувствуя эту неуверенность, понимают: они имеют возможность увильнуть от обязанностей, если проявят строптивость, или «не услышат» родительских просьб, или добьются своего капризами или скандалом. Поэтому первое и главное условие, чтобы научить детей помощи по дому, — это ваша уверенность в том, что это действительно нужно.

Каждому возрасту — свое!

Неуверенность родителей часто проистекает из того, что они не знают, в каком возрасте какое задание будет для ребенка посильно. И этот вопрос действительно очень серьезен, ведь если поручить ребенку дело, превышающее его возможности, это может привести к тому, что.

. ребенок всеми силами будет сопротивляться выполнению этого задания, что может быть расценено родителями как лень и вызвать их недовольство и упреки в сторону малыша;

. ребенок выполнит задание так, как сможет. И, скорее всего, это будет не тот результат, который ожидаем родителями. Что также может вызвать обвинения в лени и нежелании «делать дело нормально».

И тот, и иной вариант плох, так как влияет на самооценку ребенка. Особенности самооценки дошкольника таковы, что ее подкрепляет лишь позитивный результат, т.е. несомненный успех при выполнении дела. То задание, которое не получилось выполнить, дошкольник (до 5 лет в особенности) будет стремиться избегать, чтобы снова не «проиграть». Именно поэтому для детей дошкольного возраста важны такие задания, которые будут им по силам, и выполнение их принесет ребенку удовлетворение полученным результатом.

Итак, поговорим о том, какие обязанности можно предложить детям разных возрастов.

До 2 лет

В этом возрасте рано говорить о том, чтобы поручать ребенку обязанности. Однако уже сейчас важно давать малышу небольшие задания, которые он сможет сразу выполнить. Для детей от 1 года до 1,5 лет это могут быть «одноступенчатые задания», например: «принеси мне носовой платок», «дай мне ложку». Для детей от 1,5 лет и старше можно применять «двухступенчатые» задания: «возьми футболку и отнеси ее в ванную», «возьми ложку и положи ее рядом с тарелкой». Именно такие короткие инструкции-задания помогают детям понять, что они уже способны выполнить дело, нужное маме или другому близкому человеку. И дети этого возраста, как правило, с удовольствием такие задания выполняют. Поэтому не спешите все сделать сами. Проверьте, возможно, малыш уже способен вам помочь в выполнении пусть и простых, но необходимых действий.

Кризис трех лет

От 2 до 3,5 лет

От 3,5 до 5 лет

Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм), помогать накрывать на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»).

Большим помощником в освоении полезных обязанностей является детский сад. Там за детьми закрепляются ежедневные обязанности, которые они должны выполнять. Важно то, что воспитатели и няни уверены в том, что дети должны выполнить эти обязанности, и требуют этого от детей. Поэтому в саду малыши зачастую «слушаются» лучше, чем дома, если родители не проявляют такой уверенности и не слишком последовательны. Если ребенок не посещает сад, ему особенно необходимо, чтобы у него были собственные повседневные обязанности. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что ребенок привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.

Важной особенностью данного возрастного периода является то, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Это можно проиллюстрировать на примере.

Рома, 4,5 года, придумал собственную систему хранения машин, в которой была игровая логика, понятная малышу, но неясная для мамы. Поэтому мама, иногда ругаясь, иногда вздыхая, каждый вечер переделывала работу сына. Сначала Рома пытался объяснить, потом протестовал, а потом смирился. просто перестав убирать за собой игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Ромы наступали негативные последствия (мама ругалась и переделывала). Чувство ответственности за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу предпочитает перепоручить уборку маме, которая искренне не понимает, почему сын не желает выполнять ее требования.

От 5 до 7 лет

Ребенок в этом возрасте должен иметь собственные «зоны ответственности связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимание важности бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, начальными представлениями о собственной ответственности за здоровье. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении. Ребенок должен иметь собственные закрепившиеся зоны обязанностей, которые выполняет только он, и невыполнение которых влияет на него самого, его близких, а также домашних любимцев. Ребенку этого возраста уже понятно значение ответственного поведения, и совестливость детей достаточно высока, чтобы понимать собственные ошибки и недочеты.

Принципы-помощники

Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, вы можете воспользоваться несколькими принципами, которые помогут вам в этом непростом деле.

Личный пример. Не случайно именно этот принцип стоит на первом месте. Для дошкольников личный пример близких людей является определяющим, о чем бы ни шла речь. Если вы хотите наделить малыша обязанностью, сначала посмотрите, насколько хорошо вы ее выполняете сами. Ребенок никогда не будет аккуратно вешать одежду на стул, если в вашей одежде беспорядок. «Делай лучше, чем мама!»; «Не бери пример с папы!» — эти фразы не убедят ребенка-дошкольника. Он будет делать так, как вы поступаете сами, не обращая внимания на призывы, если они расходятся с вашим поведением.

Перед тем как требовать — научите! К сожалению, иногда создается впечатление, что родители до сих пор верят в волшебство: им кажется, что ребенок должен научиться всему без их непосредственного участия, а если у него не получается, то это плоды его лени. Стоит помнить: возможно, вам придется несколько раз показать и объяснить, как именно сделать правильно то, что вы требуете, какой результат вы хотите получить и каким образом этого результата можно достичь. Научите и только потом требуйте!

Постоянство требований — это важно! Если вы хотите, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, необходимо, чтобы эти обязанности рассматривались вами как постоянные, потому что только в этом случае они станут таковыми и для ребенка. Родители совершают ошибку, то напоминая ребенку о его обязанностях, то выполняя их сами, а также дискутируя при ребенке о необходимости выполнения им обязанностей. Непостоянство родительской позиции мешает малышу закрепить обязанности как постоянный навык.

Похвала — в меру! Родителям важно знать о теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Помните, что похвала должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он «вообще хороший». «Ты хороший мальчик» — не лучший вариант. «Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату» — гораздо более правильная формулировка. Родителям следует использовать возможность похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Поощрения и санкции. Часто родители предпочитают иметь четкую систему поощрений за правильное поведение и санкций за невыполнение обязанностей. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свои игрушки, а не оставлять их разбросанными. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). Также можно нарисовать цветок, а ребенок сможет закрашивать лепесток каждый раз, как он выполнил обязанность. А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет подпрыгивать на одной ножке, считая до 10. Игра становится интереснее, если ребенок тоже следит за вашим поведением: когда вы бросили одежду или не положили на место свою вещь, он также может потребовать исполнения «прыжков со счетом». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, так как правила едины для всех.

Сказки и потешки. Открыв сборник русских потешек, вы обязательно обнаружите те, в которых будет говориться о том, какие обязанности были у детей в русских деревнях. Пусть это чтение станет поводом для вашего рассказа о русской деревне и, конечно, о необходимости помощи детей взрослым. Прочтение детских литературных произведений, совместный просмотр мультфильмов и дальнейшее обсуждение их с ребенком — чрезвычайно эффективный метод в прививании детям понятий о помощи родителям в домашних делах. Замечательные произведения — это цикл про всеми любимого Незнайку Н. Носова, стихи А. Барто. А если вы сочините свою сказку, то это будет для малыша не только интересным, но и полезным занятием, ведь через личное творчество любые нормы усваиваются легче и быстрее!

В игре все легче! Помните, что ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника является игра. Поэтому если повседневные обязанности имеют игровой компонент, то это поможет ребенку исполнять их охотнее. Например, возьмем уборку игрушек, которая часто становится «яблоком раздора» и приносит немало неприятностей. Можно организовать соревнование, кто больше соберет игрушек. Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж. Ребенок-дошкольник обладает мифологическим мышлением и готов наделить душой любой неодушевленный предмет, от зубной щетки до кастрюли. Это создает большие просторы для совместной полезной деятельности, с игровым компонентом, так милым сердцу ребенка! Если вы не знаете, как заставить малыша исполнить некую обязанность, подумайте, какую игру можно ему предложить, в ходе которой эти действия будут выполнены как бы «сами собой».

Когда речь идет о дошкольниках, родителям стоит помнить, что в этом возрасте дети очень легко отвлекаются и предпочитают занятия интересные, нежели полезные. Внимание детей непроизвольное и, увидев в поле зрения привлекательный предмет или опираясь на неожиданную фантазию, они могут начать игру, забыв об обязанностях. Конечно, родители должны быть готовы проявить терпение, напоминая детям об их обязанностях, но не выполняя дело за них. Именно наше доброжелательное отношение и уверенность в их силах помогут им сформировать навыки в домашнем труде.

Посильная помощь

До 2 лет: возможны одноразовые небольшие задания.

2-3,5 года: те же небольшие задания, но с учетом того, что ребенок достаточно уверенно знает, где у какой вещи место. Нужно помнить, что в этом возрасте выполнение дел воспринимается как игра, которая заканчивается, как только становится неинтересно. Ребенку нужно напоминать, что он может выполнить задания:

3,5-5 лет: те же обязанности, но на более высоком уровне, с требованием взрослого довести дело до конца. Возможно, ребенку потребуется ваша помощь и доброжелательное стимулирование, чтобы закончить дело. Новые обязанности:

6-7 лет: кроме прежних обязанностей, он может:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *