что может делать вода глаголы
Какие глаголы подобрать к слову «вода»?
С какими глаголами сочетается слово вода?
На мой взгляд, отличие близких по смыслу глаголов несовершенного вида состоит в том, что одни из них означают действие, которое повторяется, происходит вообще, всегда, постоянно, многократно(плавать, носить, ходить), а другие показывают сиюминутность действия, то, что происходит в данный, конкретный момент(плыть, нести, идти).
Володя любил плавать с детства.
Он переживал, что болельщики заметили, как ему было трудно плыть.
Соседки обычно одобрительно перешёптывались, когда Егорка помогал матери носить сумки с продуктами.
Она любила ходить по улочкам любимого города.
Мне пора было идти на работу.
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно: не дождаться, не ладить, не угодить, не посмотрели, не нарисуешь, не устанем, не бегаю, не разбираешься, не смейся.
1) с глаголами, которые без «не» не употребляются: нездоровиться, невзлюбить, недомогать, негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить.
2) в глаголах с приставкой «недо-«: недоставать, недоедать, недосыпать, недопонять, недогрузить, недодать, недодумать, недоучесть.
II спряжение (в виде стишка запомнить легче):
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «-е»– спрягать нельзя.
В I спряжении слова исключения брить, стелить.
Почему это слова исключения? Если глагол на еть- это I спряжение. Например, глагол 1спр. Писать при изменении по лицам будет иметь форму:пишу, пишешь, пишет. По наблюдаем за словом исключением этого спряжения брить: брею, бреешь, бреет.
Посмотрим подобным же образом на II спряжение: лежу, лежишь, лежит; видеть- вижу, видишь, видит.
Глаголы к существительному «листья» можно подобрать следующие:
45 однокоренных слов к слову «вода»
Подберем к слову «вода» однокоренные слова, которые принадлежат к разным частям речи: существительным, прилагательным и глаголам.
Выясним, какие однокоренные слова имеет слово «вода», определив его главную морфему. Один и тот же смысловой корень объединяет слова разных частей речи, которые называют родственными.
Корень слова «вода»
Чтобы понять, какой корень в слове «вода», сначала определим часть речи, к которой оно принадлежит.
Из родника бьет струей прозрачная вода.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Оно может сочетаться с местоимениями и прилагательными:
Эти грамматические признаки принадлежат неодушевленному существительному женского рода. Его морфемный разбор начнем с выделения окончания. С этой целью изменим это существительное в форме единственного числа по падежам:
Сравнив формы слова, укажем в морфемном составе именительного падежа существительного окончание -а. Значимая часть -вод- является корнем. В нём заключен общий смысл однокоренных слов.
Вода — это прозрачная жидкость, годная для питья и приготовления еды.
Скопления воды образуют ручьи, реки, озера и моря.
Итак, в морфемном составе этого слова отметим две значимые части:
вод а — корень/окончание.
Этот корень укажем в составе родственных слов разных частей речи.
Родственные слова к слову «вода»
Однокоренные существительные
С помощью приставок и суффиксов образуем однокоренные существительные:
Отметим, что многие сложные слова этой части речи имеют корень -вод-:
Однокоренные прилагательные
Корень -вод- прослеживается в составе слов, обозначающих признак:
От сложных существительных образуем однокоренные прилагательные:
Однокоренные глаголы
Эта бесцветная жидкость обладает текучестью. Образуем видовые пары однокоренных глаголов, которые обозначают действия, связанные с водой:
В перечень однокоренных слов к слову «вода» не включаем лексемы с омонимичным корнем -вод-:
Какие глаголы подобрать к слову «река»?
С какими глаголами сочетается слово река?
На мой взгляд, отличие близких по смыслу глаголов несовершенного вида состоит в том, что одни из них означают действие, которое повторяется, происходит вообще, всегда, постоянно, многократно(плавать, носить, ходить), а другие показывают сиюминутность действия, то, что происходит в данный, конкретный момент(плыть, нести, идти).
Володя любил плавать с детства.
Он переживал, что болельщики заметили, как ему было трудно плыть.
Соседки обычно одобрительно перешёптывались, когда Егорка помогал матери носить сумки с продуктами.
Она любила ходить по улочкам любимого города.
Мне пора было идти на работу.
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно: не дождаться, не ладить, не угодить, не посмотрели, не нарисуешь, не устанем, не бегаю, не разбираешься, не смейся.
1) с глаголами, которые без «не» не употребляются: нездоровиться, невзлюбить, недомогать, негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить.
2) в глаголах с приставкой «недо-«: недоставать, недоедать, недосыпать, недопонять, недогрузить, недодать, недодумать, недоучесть.
II спряжение (в виде стишка запомнить легче):
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «-е»– спрягать нельзя.
В I спряжении слова исключения брить, стелить.
Почему это слова исключения? Если глагол на еть- это I спряжение. Например, глагол 1спр. Писать при изменении по лицам будет иметь форму:пишу, пишешь, пишет. По наблюдаем за словом исключением этого спряжения брить: брею, бреешь, бреет.
Посмотрим подобным же образом на II спряжение: лежу, лежишь, лежит; видеть- вижу, видишь, видит.
Глаголы к существительному «листья» можно подобрать следующие:
Вода в тексте: что это такое, как ее определить, и какая должна быть норма
Полезная и нужная информация – это то, за что мы ценим сетевой контент. Создавая запрос в поисковой строке, мы ждем точного и развернутого ответа на вопрос, а не бесполезной «воды».
Вот такая вода в тексте часто является серьезной проблемой не только для читателей, но и для начинающих авторов – копирайтеров и рерайтеров, которые нередко льют ее мегалитрами.
Поэтому сейчас мы с вами разберемся, почему тонет и расплывается текст и как его «высушить».
Что такое «вода» в тексте
Понятие «вода» существовало задолго до появления интернета. Оно издавна использовалось филологами, редакторами и учителями для обозначения слов и фраз, которые, не влияя на содержание текста, замусоривают его и затрудняют восприятие.
Если выкинуть эти слова, смысл написанного не изменится. Правда, лучше от этого текст может и не стать, так как вода часто не дополняет, а заменяет содержательную часть.
Например, вот предложение: «Нет никакого сомнения, что если вы где-нибудь читали об уникальности и пользе русской бани, и, возможно, даже мечтали когда-нибудь стать счастливым владельцем этого удивительного и неповторимого изобретения талантливых русских мастеров, то, конечно, знаете о ее непревзойденных лечебных свойствах».
Если из этого предложения отжать воду, то не останется ничего, кроме банальной истины: «Русская баня полезна». Да и то автор уверен, что читатель и так об этом знает. Зачем же тогда нужно было тратить столько букв?
С появлением интернета и сетевого контента уровень воды стал важным показателем качества текста, и копирайтеры, рерайтеры и другая пишущая братия должны это учитывать. В сфере IT «вода» — это соотношение несущих смысловую нагрузку слов и малозначимого словесного мусора, которое выражается в процентах.
Что увеличивает количество воды в тексте
Одна из главных сложностей начинающих (и не только) создателей контента – это определение слов и фраз, которые увеличивают количество «воды».
Большинство из них в устной речи вообще не замечаются, они как бы проскакивают мимо сознания и горящего, и слушающего, то есть просто создают шумовой эффект – и все. Выделяют четыре группы слов и словосочетаний, увеличивающих водность текста.
Стоп-слова
Это самая многочисленная группа слов и фраз, ухудшающих качество контента. Такие слова не только заставляют «спотыкаться» читателей, но и мешают продвижению текста в рейтинге поисковых систем.
Их программы определяют стоп-слова как бесполезный мусор, поэтому переполненному ими контенту не попасть на верхние строчки в поисковой выдаче, а сайту – в ТОП.
К стоп-словам относится следующее:
Что будет, если совсем убрать все стоп-слова? Текст, скорее всего, понравится поисковым роботам, а вот читатели его не оценят. Он будет сухой, скучный и мертвый – машинный. Поэтому избавляться от стоп-слов тоже нужно с умом, и не от всех.
«Красивости»
Статья, которая должна нести полезную информацию, не нуждается в излишнем украшательстве. Часто неопытные копирайтеры возмущаются таким ограничением и считают, что пишут красиво.
Возможно, и красиво, но не про то. Словесные кружева не несут смысловой нагрузки, поэтому увеличивают количество воды. К категории «красивостей» относится следующее:
Вот пример такого предложения. Красивым его не назовешь, но и понятным тоже.
Текст «не в тему»
Это как раз классическая вода, когда целые куски текста не имеют содержательной ценности и написаны для того, чтобы «сделать красивее» или увеличить объем – количество знаков.
Если учесть, что копирайтеру платят именно за них, то подобный прием не только портит текст, но свидетельствует о недобросовестности и некомпетентности автора. Потому что еще одной причиной появления пространных рассуждений «ни о чем» является недостаток информации по теме.
В информационных статьях в ряде случаев небольшие отступления от темы допустимы. Например, вводная часть об истории вопроса или явления.
И то, если таких отступлений много, то читатель закрывает страничку сайта, так и не добравшись до сути. А в тексте, который должен ответить на конкретный вопрос, вообще не имеет смысла делать пространные отступления. Качество его от этого снижается, так же как и рейтинг сайта.
Лишние ключевые слова
В SEO тексте, оптимизированном под требования поисковиков, необходимы ключи – слова и целые фразы из запросов пользователей. Ориентируясь на эти ключи, поисковые роботы продвигают текст в выдаче, без них на первую страницу, тем более на верхние строчки попасть сложно.
Но часто ретивые копирайтры, слишком увлекаясь оптимизацией, вставляют в текст столько ключей, что за ними, как за теми деревьями, леса не видно. Получается переспам (классическая или академическая тошнота), который тоже добавляет в текст воды и плохо влияет на его качество.
Вот пример такого текста.
Возникает серьезное противоречие. С одной стороны, вода портит текст, понижает его рейтинг «в глазах» поисковых роботов, мешает читателям докопаться до сути. С другой – слишком сухой текст неинтересно читать, он не цепляет, не привлекает читателей, а иногда и становится безграмотным.
Попробуйте убрать все предлоги? Это противоречие разрешить несложно, если знать, сколько воды допустимо в тексте.
Сколько можно налить водички
Никто не требует от авторов текстов полностью убрать из них всю воду, но ее норму знать надо. Существует несколько программ, которые определяют процент воды в тексте.
Они используют разные алгоритмы обработки информации, поэтому результаты проверки будут разные, так же как и величина нормы. Чаще всего для проверки водности используют три программы.
Glvrd.ru – этот сервис позволит очистить текст от словесного мусора и излишних стоп-слов. Добейтесь минимальной оценки в 7-7,5 баллов. Рекомендую занести главред в закладки и все тексты прогонять через него.
Istio.com – это самая терпимая и доброжелательная программа. Ну, по крайней мере, у моих текстов она обнаруживает воды меньше, чем другие. Нормой по Isio считается количество воды от 30 до 65% – очень комфортно, особенно для начинающих авторов. Видимо, поэтому заказчики редко предлагают проверять тексты этой программой.
Advego. com — это программа биржи копирайтеров Advego, с помощью которой можно проверить и уникальность текста, и сделать его полный СЕО анализ. Наряду с другими показателями, определяется и уровень воды. По Advego нормальная «водность» текста допускается тоже до 65%, хоть эта программа довольно въедливая и строгая. Зато она заодно посчитает и укажет все повторы, стоп-слова, выделит семантическое ядро, проверит уровень «тошнотности» и определить уникальность текста.
Text.ru – программа одноименной биржи делает комплексную проверку, в которую входит уникальность текста и seo-анализ – уровень воды и количество спама. Эта программа считает нормой количество воды до 17%, но относится к текстам щадящее. Ее главное преимущество в том, что она помечает все слова, повышающие уровень воды голубым цветом, и такой текст потом удобно «подсушивать».
Если же количество воды превышает допустимую границу нормы, текст нужно доработать, отредактировать и «высушить».
Как убрать лишнюю воду
Задача убрать из текста лишнюю воду и одновременно не «пересушить» текст кажется сложной только на первый взгляд. Убирать подряд все стоп-слова, местоимения и предлоги – не лучший вариант, поэтому я хочу предложить вам несколько советов.
В заключении
Подводя итог, хочу сказать вот что: борьба с водой не является самоцелью. Основная задача тех, кто заполняет сайты, пишет статьи в блоги и описания товаров для интернет-магазинов, сделать свой контент полезным и востребованным.
А уж если его будет еще легко и интересно читать, так это вообще здорово. Тогда читатель не станет задумываться о том, сколько воды в этом тексте, а скажет: «Пиши еще, автор!»
Глагол.
Значение глагола.
Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.
В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря еоет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)
Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет—обозначают действия предмета. Слова: спит, дремлет, лежит — обозначают состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы: /i>что делает предмет? что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается?) читается учениками.
Изменение глагола.
Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).
В глаголе различаются 3 лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: единственное и множественное.
В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.
Например: я стукал, ты стучал, он стучал. В прешедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (миож. число).
Изменение глагола по лицам» временам и числам называется спряжением.
Роль глагола в предложении.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени —в числе и роде.
Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.
Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.
Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.
Неопределённая форма, или инфинитив
Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, по сама по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица и поэтому называется неопределённой формой, или инфинитивом; читать, беречь, нести, прийти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?
Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить — строиться, беречь — беречься.
Примечание. Неопределенная форма глагола произошла от глагольного существительного. Поэтому она и не указывает па время и лицо. В нашем языке и сейчас сохранилось несколько слов, которые могут быть и существительными, и глаголами, например: горячая печь (сущ.), пироги печь (глаг.); большая течь (сущ.), вода перестала течь (глаг.); старая дворянская знать (сущ.), хочется много знать (глаг.).
Виды глаголов.
Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида.
1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся: работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.
Глаголы вида несовершенного образуют будущее время посредством вспомогательного глагола: я буду работать.
Примечание. Про глаголы, обозначающие только повторяющееся действие, говорят, что они относятся к виду многократному, если рядом имеется глагол с длительным значением: читывать (при читать), хаживать (пои ходить), сиживать (при сидеть).
2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия: купить, взять, принести, уйти, прочитать, надписать.
Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени; форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю.
Образование видов глагола.
Большинство простых глаголов относится к виду несовершенному: нести, писать, работать. Однако дать, лечь, сесть, стать, деть и ряд глаголов
ить: купить, бросить, кончить, пустить, простить, решить, пленить, лишить и др. будут совершенного вида.
Примечание. Некоторые простые глаголы имеют значение как совершенного, так и несовершенного вида: ранить, женить.
Глаголы сложные с приставками в громадном большинстве случаев относятся к виду совершенному: принести, уйти, прочитать, подписать, заговорить, набросать, накидать. Однако глаголы сложные, образованные от глаголов носить, водить, возить, ходить, бегать, летать, будут по большей части несовершенного вида. Например: приносить, уносить, вносить, заходить, уходить и т. п.; выносить, выводить, вывозить, выходить (но в&носить, вывозить, выходить и т. п. будут совершенного вида); заносить, сносить (но заносить рубашку, сносить сапоги и т. п. будут совершенного вида).
I. Почти от каждого глагола вида совершенного можно образовать глагол вида несовершенного с тем же значением: дать—давать, начать — начинать, принести — приносить и т. п.
Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва или -два, причём часто корневое о чередуется с а, а конечный корневой согласный у ряда глаголов чередуется согласно : прочитать—прочитывать, смазать — смазывать, подписать — подписывать, всходить — всхаживать, подпрыгнуть — подпрыгивать, вытолкнуть — выталкивать, разгладить — разглаживать, завесить — завешивать, заморозить — замораживать, спросить — спрашивать, унавозить —унаваживать, приголубить — приголубливать, выкормить — выкармливать, накопиться — накапливаться и т. и.
Другим способом образования глаголов вида несовершенного является смена суффикса -и- на суффикс -я- (или -а- после шипящих) с такими же изменениями конечных корневых согласных, что и в предыдущем случае: встретить — встречать, облупить — облуплять, породить — порождать, осветить — освещать, оформить — оформлять, опередить — опережать, загрузить — загружать, кончить—кончать, решить—решать, окружить — окружать и т. п.
Третьим способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -а-, причём корневое е или я (а после шипящих) часто чередуется с и:стереть —стирать, умереть —умирать, вычесть — вычитать, зажечь — зажигать, замять—заминать, начать — начинать.
2. Четвёртым способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -ва-, употребляемый в тех случаях, когда корень глагола оканчивается на гласный: разбить—разбивать, созреть—созревать, дать (дам) — давать (даю), узнать (узнаю)—узнавать (узнаю).
II. От простых глаголов вида несовершенного вид совершенный образуется или посредством суффикса -ну- (глаголов вида однократного): прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть и т. д. или посредством так называемых «пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова: о- (об-), по-, с-, на- и др.: крепнуть — окрепнуть, радовать — обрадовать, губить — погубить, делать — сделать, писать — написать и т. п.
Однако от большинства простых глаголов вида несовершенного совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать, лежать и т. д. Сюда же относятся глаголы приветствовать, отсутствовать, участвовать и некоторые другие.
Чередование гласных при образовании видов.
Иногда образование видов связано с чередованием гласных звуков в корне: умереть — умирать, запереть — запирать, выбросить — выбрасывать, зажечь — зажигать.
Таблица чередования гласных в корнях глагола при образовании видов.
Времена глагола.
Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (П.) 2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.
Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1 Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими. 3. Северные берега СССР омываются водами Северного Ледовитого океана.
Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи. Разгромили атаманов, разогнали воевод а на Тихом океане свой закончили поход.
Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи. 1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою. 2. Мы врагов советской власти били, бьём и будем бить.
Две основы глагола.
В глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени.
Основа настоящего времени выделяется, если от глагола настоящего времени или будущего простого отбросить личное окончание, например: пиш-ут, нес-ут, скаж-ут.
От этих двух основ образуются все глагольные формы.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
Первое лицо глагола показывает, что действие производит сам говорящий: я работаю, читаю, занимаюсь.
Второе лицо глагола показывает, что действие производит тот, к кому говорящий обращается с речью: ты работаешь, читаешь, занимаешься.
Третье лицо глагола показывает, что действие производит тот, о ком говорят: он, она работает, читает, занимается.
Во множественном числе все эти формы показывают, что действие относится к нескольким лицам: работаем (мы), работаете (вы), работают (они).
Настоящее время.
Глаголы с окончаниями: -ешь (-ешь),
У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (-сь).учу—учусь,учишь—учишься,учит—учится, ну паю — купаюсь, купаешь — купаешься, купает — купается,
Примечание. При спряжении некоторых глаголов происходит чередование согласных, стоящих перед личными окончаниями: берегу — бережёшь (г — ж); теку — течёшь (к — н) — в глаголах первого спряжения; ношу — носишь (ш — с); вожу — возишь (ж — з>; сижу — сидишь (ж— д); кручу — крутишь (ч — т); грущ? — грустишь (щ — ст): люблю — любишь (6л—«6); ловлю — ловишь (ел — в); леплю — лепишь (пл — п); кормлю — кормишь (мл — м); графлю — графишь (фл — ф) — в глаголах второго спряжения.
Правописание личных окончаний глагола.
В окончании 2-го лица единственного числа глагола после ш пишется буква ь: несёшь, даёшь, спешишь, стоишь.
Буква Ь сохраняется во 2-м лице единственного числа и в тех случаях, когда к окончанию глагола присоединяется частица -ся-несёшься, учишься, купаешься.
3. Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся. Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме: он умеет (что делать?) трудиться (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).
Правописание глаголов первого и второго спряжения.
Глаголы 1-го и 2-го спряжения различаются на слух, если ударение падает па личные окончания.
Идёшь, идёт, идём, идёте, идут—1-е спряжение.
Спешишь, спешит, спешим, спешите, спешат—:2-е спряжение.
Если же ударение падает на основу, то личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения на слух почти не различаются. Например: колешь — пилишь, колет — пилит. В таких случаях, спряжение глагола определяется по его неопределённой форме.
Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2-му спряжению относятся:
1. Все глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие неопределённую форму на
ить, например: строить — строишь, строят;любить—любишь, любят (кроме глагола брить—бреешь, бреют).
2. Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.
3. Четыре глагола на -атъ: слышать, дышать, держать, гнать.
Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
Примечание. Глаголы с приставкой относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: выспишься — спишь, вынесешь — несёшь. (И. Уткин.)
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению;
Единственное числа Множественное число.
я хочу бегу мы хотим бежим
ты хочешь бежишь вы хотите бежите
он хочет \ бежит они хотят бегут
Особо спрягаются глаголы есть и дать:
я ем дам мы едим дадим
ты ешь дашь вы едите дадите
он ест даст они едят дадут
Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.
В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и реже суть.
Прошедшее время.
Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).
Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.
В мужском роде родового окончания нет, в. женском роде родовым окончанием является -а, в среднем -о: взял, взял-а, взял-о.
Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся: взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.
Позже вспомогательный глагол быть стали пропускать. Прошедшее время стало обозначаться одним словом, т. е. глагольным прилагательным, которое сохранило свои родовые окончания.
Глагольные прилагательные на -л в древнерусском языке могли быть не только краткими, но и полными. Остатком полных являются такие прилагательные, как былой (сравните глагол был), зрелый (сравните зрел), умелый (сравните умел) и др.
Будущее время
Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать — сделаю, решить—решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать — буду делать, решать — буду решать.
Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить — сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.
Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть, при помощи которого образуется будущее время, называется в этом случае вспомогательным глаголом.
Употребление времён.
В нашей речи мы иногда употребляем одно время в значении другого.
1. Настоящее время иногда употребляется в значении прошедшего: о прошлом рассказывается так, как будто оно сейчас проходит перед глазами. Это помогает живо представить то, о чём говорится. Возвращаюсь я вчера вечером с вокзала домой, иду тёмной улицей. Тороплюсь. Вдруг вижу: у ближайшего фонаря что-то темнеет.
2. Настоящее время употребляется в значении будущего. Для большей живости о будущем мы говорим так, как будто оно уже сейчас совершается. Часто я рисую себе картину своей будущей жизни: я кончаю школу, поступаю в вуз, зимою занимаюсь, а летом непременно отправляюсь в экскурсию.
3. Будущее простое время мы употребляем в значении прошедшего, когда рассказываем о том, что повторялось неоднократно.
Помню, придёт ко мне вечерком мой старый товарищ, сядет около меня и начнёт рассказывать о своих путешествиях на далёкий север.
Будущее время в значении прошедшего употребляется также в сочетании со словом бывало. Зимой, бывало, в ночь глухую заложим тройку удалую. (П.)
Безличные глаголы.
Особую группу глаголов составляют безличные глаголы.
Безличные глаголы большей частью обозначают явления природы (смеркается, морозит) или различные состояния и переживания человека (лихорадит, нездоровится, помнится, думается).
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, но они представляют действие без действующего лица. При них нет и не может быть подлежащего.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они имеют в настоящем и будущем времени только одну форму 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени только форму среднего рода: вечереет — вечерело, смеркается — смеркалось, лихорадит —лихорадило.
Примечание. Такие безличные глаголы, как лихорадит, знобит, морозит, когда-то были личными. Это было в те далёкие времена, когда люди еще не умели бороться с природой, верили в существование сверхъестественных сил, добрых и злых, и объясняли действием этих таинственных сил и разные явления природы, и состояние человека. Когда говорили лихорадит, морозит, думали, что и лихорадка, и мороз— действия какой-то особой таинственной силы, какого-то сверхъестественного существа.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы по своему значению и по тому, как они связываются в предложении с другими словами, делятся на две группы: переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога: беру (что?) книгу, провожаю (кого?) сестру.
Остальные глаголы являются непереходными: лежу, сплю, гуляю, бегаю, занимаюсь (чем?), надеюсь (на что?).
Значение возвратных глаголов.
Возвратные глаголы, образованные от любого переходного глагола, являются непереходными: поднимать (переходный) — подниматься (непереходный), мыть (переходный) —мыться (непереходный), встретить (переходный) — встретиться (непереходный).
Примечание. Есть такие глаголы, которые не бывают возвратными: хожу, сплю, пою. Есть, наоборот, и такие глаголы, которые употребляются только как возвратные: боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь.
Частица -ся в возвратных глаголах имеет несколько значений. Важнейшие из них следующие.
а) Частица -ся обозначает только непереходность действия, т. е. такое действие, которое не обращено ни на какой предмет: собака кусается, лошадь мчится, море волнуется, туман поднимается.
б) Частица -ся придаёт глаголу собственно возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: купать (кого?) ребёнка и купаться (т. е. купать самого себя).
в) Частица -ся придаёт глаголу взаимное значение: она указывает, что действие происходит между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При этих глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем? Например: встречаться (с кем? — с товарищем), бороться, сражаться.
г) Частица -ся придаёт глаголу страдательное значение.. При этих глаголах можно ставить вопросы кем? чём? Например: Горные породы (подлеж.) размываются (чем?) водой. Сравните: Вода размывает горные породы.
д) Частица -ся придаёт глаголу безличное значение. При этом она указывает, что действие совершается как бы само собой, помимо чьей-либо воли. При этих глаголах можно поставить вопросы кому? чему? Например: не спится (кому?) мне (сравните: он не спит), ему не хочется, мне думается.
Примечание. Происхождение глаголов на -ся. В древнерусском языке после переходных глаголов могла употребляться краткая форма вин. пад. ед. ч. возвратного местоимения ся (т. е. себя). Например, мытися (т. е. мыть себя). Раньше ся было отдельным членом предложения и могло стоять в разных местах предложения, т. е. по-древнерусски можно было сказать: хочу ся мыта (хочу мыть себя).
Позже местоимение ся из самостоятельного слова превратилось в частицу, стало употребляться только после глагола и, наконец, слилось с ним в одно слово. Глагол при этом из переходного стал непереходным. ¦
Сравните: мыть (кого? или что?) и мыться (самому), одевать (кого? или что?) и одеваться (самому).
Наклонения.
Глагол имеет три наклонения — изъявительное, сослагательное и повелительное.
Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле: читал — читаю — буду читать; прочитал — прочитаю. Изъявительное наклонение имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
Сослагательное (или условное) наклонение обозначает действие возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы: Пришёл бы ты домой пораньше. Если бы вчера была хорошая погода, мы пошли бы кататься на лодках.
Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами: Если бы лучший наездник на самой быстрой лошади поскакал вдоль наших границ, он бы потратил на этот небывалый в мире пробег около двух лет.
Повелительное наклонение обозначает приказание, повеление, а также просьбу, пожелание. Глаголы в повелительном наклонении употребляются во 2-м лице единственного и множественного числа: неси — несите, работай—работайте, готовь — готовьте.
Образование повелительного наклонения.
Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени двояким способом.
У одних глаголов к основе настоящего (будущего) времени прибавляется окончание -и: ид-ут—иди, сид-ят — сиди, вынес-ут— вынеси, крикн-ут — крикни.
У других глаголов повелительное наклонение образуется без окончания и равно основе настоящего времени. Основа таких глаголов в повелительном наклонении оканчивается:
1) на мягкую согласную (на письме ь): кинь (кин-ут), брось (брос-ят), ударь (удар-ят), готовь (готов-ят);
2) на шипящую (на письме ь): режь (реж-ут), прячь (пряч-ут), утешь (утеш-ат);
3) на -й; читай, бросай, рисуй.
Во 2-м лице множ. числа прибавляется окончание -те: иди— идите, брось — бросьте, читай—читайте, прячь —прячьте.
Иногда к повелительному наклонению присоединяется частица -ка. Эта частица обычно смягчает приказание, придаёт ему характер дружеского обращения. Пойдём-ка да нарвём в саду каштанов. Иди-ка сюда
Примечание. Для выражения 1-го лица множ. числа повелительного наклонения употребляются обычные формы 1-го лица множ. числа настоящего или будущего времени с повелительной интонацией: Идём. Решим. Сядем. Эти формы также употребляются с окончанием -те: Идёмте. Решимте. Сядемте. Они тогда или указывают, что повеление обращено к нескольким лицам, или обозначают вежливое обращение к одному лицу.
Для выражения 3-го лица повелительного наклонения употребляется обычная форма 3-го лица в соединении с частицами пускай, пусть, да: Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) Пусть пылает лицо, как поутру заря.
Замена наклонений.
В русском языке одно наклонение может употребляться в значении другого.
Повелительное наклонение нередко употребляется в значении сослагательного наклонения и союза если. Подлежащее при этом может быть в любом числе и лице и обычно стоит после сказуемого. Скажи он раньше, всё можно было бы устроить. (Сравните: Если бы он сказал раньше. ) Опоздай мы на пять м?лут, он бы ушёл. (Сравните: Если бы мы опоздали на пять минут. )
В других случаях, наоборот, сослагательное наклоненье имеет значение повелительного наклонения. Ты бы отдохнул немного. Вы бы нам спели кто-нибудь. Такие обороты выражают просьбу, совет, вежливое предложение.
Часто в значении повелительное наклонения употребляется неопределённая форма глагола. Молчать/ Сидеть смирно! Не шуметь/ Такое употребление неопределённой формы выражает настойчивое и строгое приказание.
Суффиксы глаголов.
От существительных образуются глаголы также при помощи суффикса -а-(ть): плотник — плотничать; умник —умничать (с изменением к на ч).
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание частицы нс глаголами
Отрицание не с глаголом пишется раздельно.
Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Например: негодовать, ненавидеть.
Если глаголы недостаёт и нехватает обозначают недостаток чего-нибудь, они пишутся слитно: Моему товарищу недостаёт (т. е. у него нет) уменья взяться сразу за дело. У него нехватает (т. е. у него нет) выдержки в работе.
Глагол не достаёт — в смысле не дотягивается до чего-нибудь— пишется раздельно: Ребёнок не достаёт рукой до стола:
Глагол не хватает —в смысле не берёт—пишется раздельно: Наша собака лает на чужих, но никого не хватает за ноги
Источник: Грамматика русского языка. Часть 1-я. Фонетика и морфология. Учпедгиз. 1946 год