что можно делать в вегас про
Видеоредактор Sony Vegas — вопросы и ответы. Часть 2
В первой части статьи мы постарались дать ответ на общие вопросы и рассмотрели основные приемы монтажа. Теперь обратим внимание на базовые эффекты в программе, а также рассмотрим решения наиболее часто возникающих проблем.
Эффекты
Как сделать плавное «затухание» звука в конце звукового клипа?
На верхнем левом и правом краях клипов есть треугольник — его можно захватить мышью и потянуть внутрь клипа — увидите, как изменяется нарастание/затухание звука (это т.н. FadeIn/FadeOut). Это относится как к звуковым, так и к видеоклипам (для последних это будет плавный уход в черный цвет).
Форму кривой затухания можно выбрать: вызовите локальное меню в этом месте и выберите нужную форму в подменю Fade Type.
Как добавить профиль яркости на видео-дорожку?
Во-первых, у видеоклипов есть не профиль, а постоянная величина Opacity, а это, собственно, не яркость, а прозрачность. Но если видеодорожка только одна, то эта прозрачность будет на черном фоне, то есть это и есть как бы яркость.
Во-вторых, чтобы добавить профиль Fade to Color (это как бы яркость), выберите нужную дорожку, потом используйте меню Insert/Video Envelopes/Track Fade to Color. Появится профиль, в нем точно так же, как и в профиле громкости звука, добавляйте точки командой Add Point локального меню и т.д.
Какие существуют дополнительные видеоэффекты для Вегаса?
Пожалуй, наиболее известные — ProDad Heroglyph, Boris Red. Набор эффектов в них настолько велик, что лучше обратиться на сайты производителей этих наборов для получения более подробной информации. Существуют и другие наборы плагинов — как платных, так и бесплатных.
Можно ли придать эффект «киношности» видео?
Да, можно попробовать эффект Magic Bullet Movie Looks (внешний эффект, устанавливается отдельно). Если же нужна стилизация «под старое кино», то такой эффект (Old Film) есть в самой программе.
Как сделать зеркальное отражение видео слева направо?
Нажать кнопку Track Motion на видеодорожке, в появившемся окне использовать кнопку Flip Horizontal.
Если это нужно сделать только на одном клипе, то нужно аналогичную функцию вызвать в окне Pan & Crop (это окно вызывается нажатием специальной кнопки на правой границе клипа на дорожке). В нем нужно щелкнуть правой кнопкой мыши и в меню выбрать «Flip horizontal».
Как сделать эффект «картинка в картинке»?
Ответ на этот вопрос есть в статье.
Можно ли сделать так, чтобы параметры эффектов и переходов были не постоянными, а изменялись во времени по заданному сценарию (профилю)?
Да, можно. Как это сделать, описано в статье.
Можно ли сделать так, чтобы видео проигрывалось «задом наперед» или с изменяемой скоростью?
Также можно добавить на этой огибающей ключевые точки (двойным щелчком мыши) и задавать скорость воспроизведения в каждой из них (например, можно сделать стоп-кадр, задав скорость 0%). При этом длительность клипа будет изменяться соответствующим образом.
Можно ли в Вегасе ускорить видео более, чем в 4 раза?
Можно, но максимум в 12 раз: в свойствах клипа нужно установить Playback Rate в 4, а затем еще добавить кривую скорости (Velocity Envelope) и установить скорость 300%. Как вариант: ускорить, сохранить в промежуточный файл, затем открыть его в проекте, снова ускорить и т.д. Но это, по крайней мере, неудобно, и чревато плохим качеством результата, поэтому лучше значительное ускорение делать другими средствами — например, с помощью скриптов AVISynth и сохранения в обработанный файл, который уже затем открывать в Вегасе.
Можно ли одновременно ускорить/замедлить и видео, и звук?
Да, для этого нажмите Ctrl и потяните мышью границу клипа влево-вправо. Если сильно изменить длительность, то в звуке могут быть слышны сильные искажения. Таким способом можно ускорить/замедлить видео и звук только на постоянную величину.
Можно ли прямо в программе стабилизировать видео, чтобы оно меньше дрожало и дергалось?
Да, для этого существует специальный плагин ProDAD Mercalli. Рекомендуем также изучить статью о стабилизации видео.
К видео применены видеоэффекты, но в окне Preview я их действия не вижу. В чем дело?
Проверьте в окне Preview, не включены ли опции Split Screen View и FX Bypassed.
Проблемы
После установки программы обнаружил, что отсутствуют видеоэффекты (аналогичные проблемы: не открываются MPEG2-файлы или AC3-звук). В чем дело?
Почти наверняка проблема в том, что установлена пиратская версия программы, и не активированы соответствующие плагины. В официально купленной лицензионной версии таких проблем быть не должно (если же они все равно есть, переустановите программу и/или обращайтесь в техподдержку Sony).
В последних версиях программы для активации MPEG2- и AC3-плагинов достаточно установить DVD Architect (естественно, лицензионный).
Есть проблемы с файлами с HDV-камеры — с какими-то программа работает нормально, а на каких-то «вылетает». Что делать?
Если файлы были введены с HDV-камеры с помощью программы HDVSplit, то, скорее всего, проблема именно в этом. К сожалению, с точки зрения Вегаса такие файлы считаются не совсем корректными, и фирма Sony не рекомендует пользоваться HDVSplit для ввода HDV-видео с камеры, и не гарантирует устойчивую работу в этом случае. Пользуйтесь встроенным модулем ввода HDV, который есть прямо в программе.
Не открывается файл со звуком в формате mp3. Что делать?
Не открывается AVI-файл с видео в формате DivX. Что делать?
Необходимо установить кодек DivX (с оцифиального сайта www.divx.com). Если это не помогает, то попробовать изменить FourCC-код в файле на «DX50» (с помощью программы FourCC Code Changer). Иногда такие проблемы бывают из-за конфликтов с кодеком XviD — попробуйте отключить в его настройках декодирование DivX (или вообще удалить кодек XviD). Также проблемы могут быть вызваны установленными кодекпаками (K-Lite и т.п.) — лучше их все удалить, а кодеки устанавливать только отдельно по необходимости.
При попытке открыть файл внизу окна показывается надпись «Stream attributes could not be determined», и файл открыть не удается. Почему?
Возможно несколько вариантов: либо формат файла не поддерживается (список поддерживаемых форматов доступен на сайте производителя), либо не активированы соответствующие плагины (см. выше), либо не установлены соответствующие кодеки для видео и/или звука. Подробнее об этом написано в статье.
В 8-й версии недоступен DebugMode FrameServer. Как решить проблему?
Ввод-вывод DV
Никак — в более новых версиях программы такой возможности больше нет.
При захвате аналового видео, используя сквозной канал (камера цифрует и сразу передает по интерфейсу IEEE1394 в PC), Adobe Premiere работает без проблем, а Vegas требует вставить в камеру кассету. Можно ли отучить Vegas требовать кассету при сквозной оцифровке через камеру?
Попробуйте отключить управление камерой по DV, то есть DV Device Control: в окне Video Capture вызовите меню Options/Preferences, закладка General, в ней опция Enable DV Device Control — выключите ее.
Какие есть способы вывода на DV-ленту в Vegas?
Способа два — вывести непосредственно проект (либо его часть) либо список файлов. Первое делается с помощью команды меню Tools/Print Video to DV Tape, второе — меню File/Capture Video, закладка Print To Tape. Первый способ требует предварительного просчета всех переходов (transitions) между клипами, а также всего видео, обработанного эффектами или профилями яркости, а также всего звука (в промежуточный файл в формате W64).
Второй способ позволяет быстро вывести на ленту список нескольких готовых DV-клипов без промежуточных пересчетов и без создания проекта. Если клипы были введены не в Vegas, они должны быть в точности в формате DV (см. про идентификатор формата dvsd в следующем вопросе).
Как избежать полного пересчета всего проекта перед выводом на DV-ленту?
Для начала убедитесь, что параметры всех DV-файлов в проекте в точности совпадают с параметрами проекта, и соответствуют формату DV.
Вызовите меню File/Properties, либо нажмите Alt+Enter. В закладке Video проще для надежности выбрать желаемый формат в списке Template, например PAL DV. При этом порядок полей Field order обязательно должен быть Lower field first. В закладке Audio убедитесь, что параметры звука следующие: Sample rate = 48000 (по умолчанию обычно стоит 44100!), Bit depth = 16.
Кроме того, убедитесь, что такие же параметры установлены у всех исходных файлов в окне Project Media, в особенности порядок полей!
Самое главное: если файлы были введены с ленты не с помощью Vegas Video, либо были предварительно обработаны в другой программе, обязательно убедитесь (с помощью какой-либо программы текстового просмотра файлов, например, встроенного viewer в FAR manager или Windows Commander), что код формата внутри файла указан «dvsd», а не какой-либо другой (например, плата Canopus DV Raptor пишет идентификатор формата «CDVC» и работает со своим кодеком), причем именно маленькими, не заглавными буквами! В противном случае Vegas не распознает их как стандартные DV-файлы, несмотря на то, что файл открылся каким-либо DV-кодеком, и будет полностью пересчитывать весь проект перед сохранением на ленту.
Чтобы изменить идентификатор формата (его еще называют FourCC-код) без переписывания всего файла, существуют разные программы, например AVI Fourcc Changer. Еще раз напоминаем, что код dvsd нужно писать маленькими, а не заглавными буквами!
Кроме того, звук перед выводом на ленту всегда сохраняется в промежуточный файл в формате W64, и избежать этого при выводе проекта на ленту нельзя. Если же хочется как можно быстрее вывести на ленту одиночный файл, лучше воспользоваться закладкой Print to tape из меню File/Capture video.
Почему при выводе на мой цифровой магнитофон не работает DV Device Control, то есть приходится запускать запись вручную?
По всей видимости, Vegas не поддерживает DV Device Control вашего магнитофона.Полезные ссылки
Существует ли русская документация по программе, какие-либо уроки на русском языке?
Как пользоваться сони вегас про 13: подробная инструкция для начинающих
Всем привет! Сегодня мы перейдем с вами к видеомонтажу. И первым делом мне хотелось бы дать вам подробную инструкцию, как пользоваться сони вегас про 13, даже если вы начинающий пользователь. На сегодняшний день эта программа является одной из лучших. Конечно, не поспоришь, что Adobe Premiere лучше, но Sony Vegas не менее функциональная, и проще в изучении. Много профессиональных видеоблогеров и редакторов пользуются данным приложением, и ролики получаются просто отличные. Конечно, всё в одну статью не уместить, но по крайней мере мы рассмотрим азы, а потом потихоньку доберемся до чего-то более серьезного.
Интерфейс программы
Прежде, чем приступить к самой работе, вкратце расскажу про интерфейс программы. Программа сони вегас про 13 включает в себя несколько областей:
Остальное пока неважно, так как всё будет приходить само во время обучения.
Как открыть медиафайл
Все загруженные файлы автоматически встанут на нужные дорожки (о них речь пойдет дальше), но если они вам пока не нужны, их можно оттуда убрать, выделив каждую из них и нажав Delete. Все равно они останутся в медиаокне и вы в любой момент сможете их оттужа взять, перетащив их на дорожку.
Чтобы перенести видео или аудио просто в медиаокно без добавления на дорожку, нажмите на «File» — «Import» — «Media» и выберите любые файлы с вашего компьютера.
Кроме того. открыть файл можно перетащив его из проводника в саму программу. Для этого зажмите левую кнопку мыши на видеоролике и просто перетащите его в окно программы. Если приложение свернуто, то перетащите файл на значок приложения и подождите, пока оно само раскроется.
Плюс данного метода состоит в том, что вы можете перебросить медиафайл как сразу на дорожку, так и в медиаокно. В этом случае на таймлайне ничего не появится, но зато вы сможете перенести его туда в любой момент.
Основы работы в Sony Vegas
Давайте рассмотрим, как пользоваться сони вегас про 13 на примере создания небольшого клипа. Пусть у нас изначально будет несколько пара кусков видео и аудиофайл.
Подготовка
Откройте все эти медиафайлы и перетащите их все на дорожки, если в этом будет необходимость. У вас должно получиться три дорожки:
Если ролик будет длинным, то размер дорожки автоматически сузится, чтобы уместиться на экран. Но вы всегда можете увеличить масштаб с помощью трех способов:
Удаление прикрепленной звуковой дорожки
Так как мы делаем отдельный клип с новым звуком, то нам нужно избавиться от того сопровождения, которое изначально идет с загруженными роликами и когда мы тянем его, то автоматически тянется и сопровождение. Но если мы попытаемся выделить и удалить прикрепленный звук, то удалится и прилегающий к нему видеосюжет. Но выход есть.
После этого вы спокойно можете нажать на аудио и нажать на клавишу Delete. Точно также нужно поступить и с остальными роликами на дорожках.
Видеомонтаж: обрезка и склейка
Теперь приступим непосредственно к видеомонтажу в Sony Vegas Pro, чтобы у нас получился полноценный клип. Я уже рассказывал про данный процесс в своей статье про вырезание фрагмента из видео, но сейчас я расскажу вам об этом еще подробнее.
Для начала обрежем только те части видео, которые нам не нужны, например, отрезок с 15 по 40 секунд нам совершенно не нужен. Тогда мы встаем на пятнадцатую секунду дорожки, нажав в нужном месте на таймлайне (на видеосюжете). Если промахнулись, то можно подвинуться на нужное время с помощью стрелок на клавиатуре.
После этого у нас останется пробел, то есть пустое пространство после того, как мы вырезали часть трека. Для того, чтобы соединить две части и не оставлять пробел, зажмите левой кнопкой мыши на второй части трека и перетащите ее к первой части. Ближе к концу она сама примагнитится к заднику. Таким образом никаких пробелов уже не будет. Кстати, также нужно будет поступать и со вторым роликом, который мы загрузили отдельно. Но здорово было бы еще сделать красивый и плавный переход, о котором я расскажу вам в следующей статье.
Если же вам нужно убрать только конец трека, то нужно просто навести курсор на заднюю область, пока его вид не сменится, после чего зажмите левую кнопку мыши и тяните его до того момента, пока не уйдет все ненужное. Точно также можно поступить и с началом трека. Этой фишкой я обычно пользуюсь, чтобы создать рингтон для своего мобильного телефона.
Ну и вишенкой на торте будет плавное затухание в конце. Для этого встаньте на угол сзади самого последнего фрагмента трека и начинайте тянуть слегка влево с помощью зажатой левой кнопкой мыши. В этом случае на фрагменте будет нарисована белая полудуга, которое будет обозначать затухание.
Дублирование фрагмента
Если какой-то кусок трека нужно будет вставить где-либо еще на дорожке, то можно будет использовать один из следующих способов:
После того, как вы всё сделаете, обязательно посмотрите, как это будет выглядеть, нажав на кнопку play и глядя в окно предпросмотра. Если всё получилось как надо, то можем приступать к сохранению.
Как сохранить видео или аудио в Сони Вегас про 13
В программе есть два вида сохранения:
Сохранение рабочего проекта
Экспорт готового проекта
У вас появится целая куча форматов, в которые вы можете сохранять готовый проект. Вот здесь уже есть несколько нюансов:
Надеюсь, что теперь вам понятны основы того, как пользоваться сони вегас про 13, и теперь вы сможете сделать простенький ролик. Но это только начало.
Ну а на этом я свою статью заканчиваю. Надеюсь, что она вам была полезна и интересно. Следите за обновлениями моего блога, чтобы не пропустить чего-то важного и интересного, особенно в рамках моей новой рубрики по видеомонтажу. Удачи вам. Пока-пока!
Видеоредактор Sony Vegas. Часть 1
1. Введение
Видеоредактор Sony Vegas изначально разрабатывался компанией Sonic Foundry как многодорожечный профессиональный аудио-редактор для высококачественного микширования и обработки неограниченного количества звуковых дорожек. С самой первой версии пользовательский интерфейс программы был весьма продуман и функционален при своей простоте и наглядности, и, благодаря этому, практически не изменился до сих пор.
Впоследствии в программу была добавлена возможность совмещения не только звука, но неограниченного количества дорожек с видеоматериалом, а затем группа разработчиков была приобретена компанией Sony. Начиная с пятой версии, программа выпускается уже под этой маркой, равно как и остальные программные продукты Sonic Foundry (стоит отметить, также весьма известные и качественные: профессиональный звуковой редактор Sound Forge и программа для создания музыки Acid).
Лирическое отступление. Не секрет, что определенная группа потребителей «органически не переносит» имя Sony, будучи недовольной маркетинговой политикой этой корпорации. Не вдаваясь в подробности причин такого отношения (зачастую субъективных), отметим, что к программным продуктам Sony такое отношение не имеет под собой никаких оснований. Как уже было сказано выше, изначально эти продукты разрабатывались другой компанией, заложившей основы высокого качества, и, к счастью, Sony продолжает их развитие не в ущерб качеству, устойчивости и функциональности, постоянно осваивая новые технологии и возможности редактирования видео.
Перечисленные недостатки для большинства любителей домашнего видеомонтажа, скорее всего, несущественны, и с лихвой перекрываются достоинствами, в особенностью удобством, устойчивостью в работе, стабильностью и качеством получаемого результата. Тем, кому немаловажно иметь качественный и удобный инструмент для монтажа видео, предлагаем приступить к чтению описания работы с программой.
2. Начало работы
В данной статье для определенности описывается работа с SD-видео в формате DV (видео, снятое видеокамерами MiniDV и Digital8), но в целом стиль работы никак не зависит от формата видео, и все приведенные сведения справедливы и для других форматов (в частности, HDV, MPEG2, либо видео, захваченного ТВ-тюнерами или прочими устройствами захвата). Кроме того, поскольку интерфейс программы почти не изменяется, начиная с 4-й, а то и 3-й версии, то большинство рекомендаций справедливо для любой версии программы.
В нашей стране большинство видеокамер соответствуют ТВ-стандарту PAL, поэтому после запуска программы Sony Vegas создадим проект такого формата. Для этого вызовем меню File/New, и в появившемся окне создания нового проекта New Project выберем в списке Template (шаблон) формат PAL DV:
В случае, если требуется создать проект другого формата (например, HDV), нужно выбрать соответствующий шаблон в списке Template.
Желательно сразу включить опцию Start all new projects with these settings, и все последующие проекты будут сразу создаваться с указанными настройками. Рекомендуется также указать следующие параметры звука в закладке Audio:
Для удобства отображения меток времени лучше выбрать формат Time & Frames в закладке Ruler:
После этого можно нажать кнопку OK и приступить к работе над созданным проектом. Созданный проект рекомендуется сразу же сохранить командой меню File/Save As…
3. Описание главного окна
Те, кто ранее уже работали или хотя бы пробовали работать со старыми версиями Vegas, при первом запуске 8-й версии программы могут обнаружить, что главное окно выглядит непривычно: монтажный стол (или таймлиния, timeline) находится в нижней части главного окна, а не в верхней. Чтобы это изменить, нужно открыть окно настроек (меню Options/Preferences), выбрать закладку Display и отключить опцию Display timeline at bottom of main window. После этого монтажный стол будет расположен в верхней части окна программы.
Таково содержимое окна программы по умолчанию. Главное удобство интерфейса программы заключается в том, что практически любую секцию можно «перетащить» мышью за заголовок и поместить в другом месте окна, изменив её размер, как удобно пользователю. При наличии двух мониторов любую секцию также можно «перетащить» на второй монитор, что дополнительно повышает удобство работы. Если же какая-то секция не нужна, ее можно закрыть нажатием крестика в ее верхнем правом углу, а при необходимости — показать заново с помощью команд меню View.
Если видео, которое нужно смонтировать, уже находится на жестком диске, следующий раздел можно пропустить. Если же видео еще нет на жестком диске, его можно ввести с устройства видеозахвата либо с цифровой видеокамеры.
4. Захват видео
Захват по умолчанию осуществляться с автоматической разбивкой видео на сцены. Начало очередной сцены определяется моментом запуска съемки камерой, а конец — остановки съемки. При этом каждая сцена будет помещена в отдельный видеофайл (для формата DV это файл с форматом контейнера AVI, для HDV — с форматом MPEG2 Transport Stream, файл с расширением m2t).
Для DV/HDV-камер захват видео осуществляется автоматически — программа сама запустит камеру по запуску ввода и остановит по окончанию записи на кассете (естественно, ввод при необходимости можно остановить и вручную). Следует отметить, что для цифровых видеокамер осуществляется фактически не захват, а просто копирование видео- и звуковых данных «как есть» в цифровом виде, без какой-либо обработки, пересжатия и потерь качества.
По окончанию захвата программа предложит добавить все полученные файлы в окно с исходными файлами проекта (Project Media), откуда они легко могут быть добавлены на монтажный стол простым перетаскиванием мышью.
Следует отметить, что для современных видеокамер на жестком диске (HDD), DVD и Flash не требуется захват видео как таковой. Данные с носителя видеокамеры можно перенести в компьютер простым копированием либо с DVD-диска, либо с камеры как съемного дискового носителя, подключив ее по интерфейсу USB. Иногда это осуществляется с помощью программного обеспечения, прилагаемого к камере. Подробнее о том, как это сделать для конкретной камеры, обычно написано в руководстве пользователя и/или в описании программного обеспечения, идущего в комплекте.
Для DVD-камер Sony скопировать видео в компьютер и монтажный проект Vegas можно с помощью команды меню File/Import/DVD Camcorder Disc.
Модуль захвата позволяет также вывести видеофайл обратно на ленту камеры (при условии, если формат файла точно соответствует формату камеры, и в ней не заблокирован цифровой вход). Для этого в меню View нужно переключиться в режим Print to Tape, а затем воспользоваться командами меню Transport/Print to Tape.
Если нужно вывести на ленту результат монтажа проекта, то для этого в основной программе Sony Vegas нужно воспользоваться командами меню Tools/Print Video to Tape (для DV-камеры) или Tools/Print Video to HDV Tape (для HDV-камеры).
Однако, для ввода HDV рекомендуется пользоваться именно встроенными средствами. Различные источники сообщают, что HDV-файлы, введенные с помощью программы HDVSplit, могут вызвать проблемы при монтаже и даже выход Sony Vegas из строя, т.к. HDVSplit генерирует не совсем корректные m2t-файлы. Надеемся, что в будущих версиях программ это будет исправлено.
5. Встроенный учебник
В 8-й версии Vegas появился замечательный встроенный учебник по работе с программой. Это не просто руководство пользователя в виде статичного текста, как в большинстве других программ. Это набор интерактивных уроков, позволяющих изучить устройство элементов интерфейса программы в действии, а также основные приемы работы, применяемые в монтаже (причем, эти приемы могут пригодиться и при работе с другими программами). Если читатель знает английский язык, то этот учебник может существенно облегчить освоение программы.
Учебник вызывается командой меню Help/Interactive Tutorials. В появившемся окне нужно выбрать урок по названию (например, An Overview of Vegas — общий обзор элементов программы), и далее он будет представлен в виде последовательности страниц с инструкциями, с переходом между ними кнопкой Next. Наглядность этих инструкций повышается за счет того, что если в тексте упоминается какой-либо элемент окна программы, то он обводится красной рамкой. Причем, если элемент был выключен (скрыт), то будет предложено осуществить действие (например, вызвать пункт меню), которое позволяет этот элемент активировать (показать).
Кроме того, в некоторых шагах пользователю предлагается самому осуществить различные действия: нажать какую-либо кнопку, щелкнуть по заголовку окна, вызвать команду меню, осуществить действие с клипом на видеодорожке и т.п. И урок не будет продолжен, пока пользователь не осуществит требуемое действие. Поскольку тут же приводятся пояснения, для чего это нужно, и что получится в результате, процесс освоения программы становится простым и наглядным, а действия — легко запоминающимися. Можно сказать, что учебник представляет собой не просто набор инструкций, а виртуального учителя, на примере показывающего нужную последовательность действий.
Для многих главным недостатком учебника (да и самой программы) является то, что он, к сожалению, представлен только на английском языке. Надеемся, что следующие разделы данной статьи помогут в какой-то мере компенсировать этот недостаток, и позволят разобраться в основах использования Vegas для быстрого и эффективного видеомонтажа.
6. Начало монтажа
Новичкам, не знакомым с общими основами нелинейного монтажа, рекомендуется перед чтением данного раздела изучить статью «Основы монтажа для начинающих».
Когда программа запущена, первым делом следует в секции проводника (Explorer) найти папку с исходными видеофайлами (например, введенными с видеокамеры). При выборе файла щелчком мыши программа пытается получить информацию о формате файла, и если это удается (т.е. формат поддерживается программой), то ниже показывается формат видео и/или звука, а также их длительность:
Если формат файла не поддерживается, то надписи с информацией о формате не появляется, а если возникли проблемы при определении формата, то в поле формата появляется надпись: «Stream attributes could not be determined». Обычно это означает, что для формата видео или звука в файле не установлено соответствующего кодека (Vegas, как и другие монтажные программы, поддерживает кодеки стандарта Video for Windows для видео и Audio Compression Manager для звука, но не поддерживает DirectShow-декодеры). Для файлов формата MPEG2 должен быть установлен и зарегистрирован MPEG-плагин компании MainConcept. В последних версиях Vegas для поддержки MPEG-файлов необходимо предварительно установить программу DVD Architect.
Иногда бывает, что кодеки установлены, но формат AVI-файла без каких-либо очевидных причин в программе не распознается. Такое случается, если заголовки в файле не совсем корректны (не полностью соответствуют стандарту Video for Windows). Это можно исправить, если открыть AVI-файл в программе VirtualDub и сохранить в новый в режиме прямопотокового копирования (выбрать Direct Stream Copy в меню Video и Audio). После такой операции файл обычно открывается успешно (конечно, при наличии нужных кодеков для видео и звука в системе).
Если выбрать сразу много файлов в секции Explorer, и перетянуть их мышью на монтажный стол, то они будут автоматически добавлены на дорожки в виде последовательности клипов. Таким образом можно осуществить простейший монтаж «встык» с перекрытием клипов — по месту стыковки клипы будут перекрываться друг с другом «внахлест». Величину перекрытия можно задать в окне Options/Preferences, закладка Editing, с помощью параметра Amount группы Cut-to-overlap conversion — он определяет, на сколько кадров видеоклипы будут перекрываться (если указать 0, то перекрытия не будет). Также нужно разрешить автоматическое перекрытие — включить опцию Automatically overlap multiple selected media when added. При этом можно указать, какой тип перехода будет использован между видеоклипами, выбрав его в списке Video default группы Envelope fade types. По умолчанию выбран тип перехода Smooth («перетекание», по-другому называется Dissolve), наиболее часто используемый при монтаже.
На видеодорожки можно помещать и изображения из графических файлов (поддерживаются все распространенные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, PNG и другие). При добавлении изображения автоматически формируется видеоклип с неподвижной картинкой, длительность которого по умолчанию задается параметром New still image length в том же окне настроек. Если задана ненулевая величина перекрытия клипов (см. выше), то клипы, полученные из картинок, также будут автоматически перекрываться друг с другом на заданную величину. Таким образом, задав нужную длительность, перекрытие и тип перехода, можно одним движением мыши получить слайд-шоу из картинок, «перетянув» их из секции проводника на видео-дорожку. Если же автоматическое перекрытие не нужно, отключите соответствующую опцию.
После того, как нужные файлы помещены на дорожки, можно перейти к собственно монтажу видео и звука.
7. Основы монтажа
В основном монтаж осуществляется так же, как и в других подобных программах: вертикальный курсор, перемещаемый курсором мыши или клавишами «влево/вправо», определяет текущую позицию на монтажном столе от начала проекта (то есть, от начала видеоматериала, который получится в результате монтажа). Соответствующий этой позиции кадр показывается в окне предпросмотра Video Preview, а при нажатии «пробел» или кнопки «Play» запускается воспроизведение с этой позиции. Изменить масштаб просмотра проекта можно нажатием клавиш «вверх/вниз», либо с помощью колеса мыши. При нажатой клавише «Shift» колесо мыши осуществляет прокрутку окна проекта влево-вправо с сохранением текущей позиции времени в проекте, а при нажатых клавишах «Shift» и «Ctrl» — перемещает текущую позицию аналогично клавишам «влево/вправо».
Выбор нужного клипа (в программе клипы условно называются «событиями», или Events) осуществляется щелчком мыши по ним. Если нужно выбрать одновременно несколько клипов, то нужно щелкнуть по ним последовательно с зажатой клавишей «Shift». Чтобы исключить клип из выборки, нужно щелкнуть по нему еще раз вместе с «Ctrl».
Длительность эффекта определяется тем, насколько вы «перетянули» мышь вправо от начала клипа — после этого отпустите левую кнопку. Теперь в месте, где эффект заканчивается, имеется вертикальная линия — ее можно «перетягивать» мышью влево-вправо, изменяя длительность эффекта (величина показывается во всплывающей подсказке «Fade Offset»). Попробуйте воспроизвести клип с начала и посмотреть, как выглядит эффект, и подберите его длительность по своему замыслу.
Точно так же осуществляется применение эффекта FadeOut, только применяется он на правом верхнем крае прямоугольника клипа, и мышь нужно перемещать влево. Эффекты FadeIn/FadeOut могут независимо применяться и к звуку, задавая плавное изменение громкости звука от тишины до нормальной громкости, и наоборот.
Затем переместите (щелчком мыши по нужному месту, или клавишами «влево/вправо») текущую позицию (вертикальный курсор) влево от конца первого клипа к тому моменту, где должно начаться «перетекание», — например, на секунду раньше конца первого клипа:
Щелкните мышью по середине второго клипа и, зажав левую кнопку мыши, потяните клип влево так, чтобы его начало «наложилось» на конец первого клипа. Перемещайте клип до тех пор, пока его начало не «прилипнет» к текущей позиции, точно встав на нужное место:
Поверх перехода будет показана его длительность в секундах. Обратите внимание, что нужно перемещать именно весь второй клип, а не его левый край. Это тоже даст эффект перехода одного клипа в другой, но результат будет другим, т.к. длительность второго клипа изменится.
По умолчанию между клипами применяется эффект плавного перехода «Cross Dissolve», которого обычно достаточно в большинстве случаев (помимо простоты, он наименее навязчиво выглядит). Можно выбрать форму профилей перехода (как будет изменяться прозрачность для видео и громкость для звука в процессе перехода), нажав правую кнопку мыши над переходом, и выбрав нужное сочетание профилей в подменю Fade Type (всего доступно 25 вариантов).
Если же хочется применить другой эффект перехода, то довольно богатый их выбор («заворот листа», «шторки» и прочие) имеется в закладке «Transitions» внизу главного окна:
Слева находится список типов переходов, справа — некоторые типовые наборы эффектов (Presets, предустановки) для выбранного перехода. Если подвести курсор мыши к какой-либо иконке, то ее анимация наглядно продемонстрирует, как именно выглядит выбранный эффект. Буквами A и B условно показаны соответственно первый и второй клипы, между которыми осуществляется переход.
Чтобы применить какой-либо эффект, сначала осуществите «наложение» двух клипов друг на друга (см. выше), затем выберите нужный эффект в окне Transitions, и «перетяните» мышью иконку эффекта на переход между клипами. Это можно осуществлять сколько угодно раз, применяя разные эффекты перехода, чтобы выбрать наиболее подходящий. Некоторые типовые переходы можно быстро применить, установив текущую позицию на переход между клипами, и нажимая клавиши «/», «*», «-» на малой (цифровой) клавиатуре, либо, нажав правую кнопку мыши над переходом, выбрать нужный переход в подменю Transition.
Если подвести курсор мыши к крестообразной иконке в правой части перехода между клипами на дорожке (появится надпись «Transition Properties»), то щелчок по ней позволяет вызвать окно настроек параметров перехода:
У каждого типа перехода свои параметры, и в рамках данной статьи невозможно описать их все. Отметим только, что изменение параметров переходов позволяет получить неограниченное разнообразие эффектов. Настроенный набор параметров можно сохранить в Preset, и в окно выбора эффектов будет добавлена соответствующая иконка, позволяющая быстро применить сохраненный эффект.
Перечисленный набор операций (перемещение, разрезание, удаление, «подрезка» клипов, применение FadeIn/FadeOut, а также переходы между клипами) составляют основу практически любого, даже простейшего нелинейного монтажа.
Во второй части статьи мы рассмотрим более сложные операции, осуществляемые при монтаже. Обычно они требуются реже, но часто ставят в тупик начинающих, которым приходится применять такие операции впервые.