что надо делать если детям скучно
Ребенку скучно. Что делать?
Рассказываем, как определить причину скуки и чем помочь
Мне скучно! У одних родителей эта фраза ассоциируется с ленью, бездельем и нехваткой мотивации, а у других — с огромным полем возможностей и бескрайней свободой, которая так редко появляется у детей, живущих по строгому графику. На самом деле, скука — это не хорошо и не плохо, утверждают эксперты по детскому досугу и развитию.
Издание Popsugar побеседовало со специалистами в области детских игр и раннего развития, чтобы выяснить, так ли страшна детская скука, и как извлечь из нее пользу. Поскольку избежать скуки у вас все равно не получится, важно научиться правильно на нее реагировать и научить ребенка с ней справляться. Вот, что для этого надо сделать.
Разберитесь, действительно ли вашему ребенку скучно
Скуку можно охарактеризовать как «потерю интереса», — говорит профессор социологии Сандра Стоун, которая посвятила 25 лет своей научной деятельности исследованиям детских игр и развития. Даже если дети жалуются на то, что им скучно, это может говорить о чем угодно (не обязательно о том, что они испытывают скуку), а потому родителям следует сперва хорошенько разобраться в том, с чем они имеют дело.
«Дети могут потерять интерес к чему-то из-за слабости и утомления», — говорит Стоун. — «Если дети устали, им просто надо немного отдохнуть, чтобы набраться сил для новых игр».
Еще одна причина, по которой может возникать чувство скуки — это потребность в человеческом контакте. Если причина скуки ваших детей кроется в том, что они давно не общались с близкими людьми, Сандра Стоун рекомендует родителям отложить свои дела в сторону и поговорить со своим ребенком, поиграть с ним и пообниматься.
Когда ваш ребенок жалуется на то, что ему скучно, худшее, что можно сделать — это сразу же предложить ему множество вариантов того, как это исправить. Вместо этого Стоун советует родителям потратить несколько минут своего времени на разговор с ребенком, чтобы выяснить, чем на самом деле может быть вызвана его скука, и как это можно исправить.
Как реагировать на то, что вашему ребенку скучно
Если дело не в усталости или нехватке общения, то можно предположить, что вашему ребенку и правда скучно. Это, как правило, связано с потерей интереса к его текущему занятию: например, вы забрали у ребенка планшет, и ничто не может с ним сравниться, или он просто не может придумать, чем заняться дальше.
Чтобы помочь детям младшего возраста справиться со скукой, вы можете активно подключиться к решению проблемы. Например, напомните им о других играх и занятиях в их арсенале, о которых они могли забыть. Или займитесь ротацией игрушек: разделите игрушки ребенка на несколько частей, а затем убирайте и доставайте их по очереди, например, раз в неделю.
Чтобы помочь детям в возрасте от пяти лет, родителям достаточно использовать вербальную поддержку вместо активных действий. Выслушайте их, разделите их чувства и поддержите любые варианты борьбы со скукой, которые они предлагают.
«Деликатно подведите к тому, чтобы ваш ребенок проявлял независимость в своих мыслях и идеях», — говорит Стоун. — «Если ребенок высказывает какие-то идеи, поддержите их и помогите развить эти идеи, внося свои предложения. Убедитесь, что решения принимает ребенок, а не вы. Если ребенок научится принимать решения самостоятельно, скука перестанет быть вашей проблемой».
Как быть, если ничего не помогает
Проблема многих детей, которые привыкли к тому, что их будни проходят по четкому расписанию из школьных занятий и дополнительных кружков, заключается в том, что у них совершенно нет навыка борьбы со скукой. У них никогда не было достаточно времени для того, чтобы заскучать, а потому они понятия не имеют, как себя вести в этом случае.
Когда ребенку скучно
Юлия Луговская организатор праздников и создатель квестов
Взрослым бывает трудно понять, отчего постоянно фантазирующий и любознательный малыш так часто жалуется на скуку. Почему он не в силах потерпеть даже пять минут очереди? Как можно скучать, надевая ботинки и кушая кашу? И почему не прекращаются детские жалобы дома, где так много интересных игрушек?
Невыносимость ожидания
В транспорте, на автобусных остановках, в очередях нередко можно увидеть ноющего, прыгающего от нетерпения, а иногда и плачущего ребенка. Он не хочет понимать, что значит ждать и со всей остротой детского «здесь и сейчас» переживает однообразие обстановки, ограниченную подвижность, усталость. И не стоит в этот момент заниматься воспитанием малыша, лучше как-то облегчить неприятное ожидание.
Всегда носите с собой мелкие игрушки и интересные вещицы. Фонарик-брелок, пальчиковая куколка, маленькая машинка, воздушный шарик, наклейки не займут слишком много места в сумке, а малыш будет им рад. Предложите ребенку взять с собой сумочку или рюкзак с игрушками для дороги.
Составьте и всегда носите с собой список возможных развлечений. Очень трудно вовремя вспомнить, чем занять ребенка. А список вам подскажет подходящую словесную игру, подвижную забаву, шутку, загадку или интересную тему для разговора.
Помните, что нытье и жалобы на скуку могут иметь и другую причину. В очереди к врачу малышу не так требуются развлечения, как ваши любовь, утешение и поддержка.
Неинтересные дела
Если ребенок уже пережил кризис «Я сам», вы наверняка столкнулись с проблемой — умеет, но не хочет. Не хочет сам одеваться, кушать, убирать за собой. И ребенка можно понять — первая радость самостоятельности прошла, руки еще плохо слушаются, и тарелка каши кажется бесконечной.
Но увлечь малыша неинтересным занятием довольно просто. Например, соревнуйтесь, кто быстрее оденется. Или предложите проверить, сколько вещей успеет ребенок надеть за 5 минут. Придумайте игру, которая сделает выполнение задания интересным.
Разрешите малышу убирать игрушки, пока не станет скучно. А потом сделайте перерыв и займитесь чем-то приятным.
Будьте рядом, и ребенок легче справится со всеми делами. Иногда можно чуть-чуть помочь, подсказать.
Скажите ребенку: «Жаль, что ты разучился надевать ботинки. Сейчас посмотрю погоду, и придется самой тебя одевать. » Есть вероятность, что малыш решит сделать вам сюрприз.
Учите ребенка оптимизировать процесс. Расскажите, почему стоит заменить чайную ложку десертной. Покажите, как просто собрать детали металлического конструктора магнитом.
Расскажите малышу, как вы сами справляетесь со скучными делами, поделитесь своими творческими способами борьбы с рутиной.
«Мама, мне скучно»
Когда ребенок скучает в невеселом месте или за неинтересным делом, его можно понять. Но нелегко принять ситуацию, если нытье «Мне скучно» раздается из детской, заполненной лучшими играми, игрушками, книжками.
Многих маленьких детей не интересуют игрушки. А вот домашние дела, которыми заняты родители, обладают необыкновенной привлекательностью. Разрешите малышу участвовать в стирке, уборке, приготовлении пищи. Наблюдение за различными делами даст ребенку огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас поварешку или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные работы.
Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается этого не допустить.
Умение играть в машинки или строить дом из кубиков — не врожденный навык. Учите малыша различным играм. Если он хорошо освоит какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам. Ребенку постарше расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры. Давайте малышу игровые задания. Предлагайте уложить кукол спать, починить машину, накормить всех зверей. Хорошо, если кроме заданий вы предложите ребенку необычные инструменты для игры (например, гаечный ключ для машины или вымытое корытце от творожка для угощения зверей).
Всем родителям приходится становиться немножко волшебниками. Умение наколдовать мешок игрушек (которые несколько месяцев назад были временно убраны), смастерить куклу или вырезать из цветного картона дворец, придумать игру или рассказать сказку, нарисовать карту местонахождения сладких сокровищ в вашей квартире дается не сразу. Но это самое надежное средство от детской скуки.
Поводы для скуки
Иногда воодушевленные родители ведут малыша в музей, на выставку, в театр. А ему там непонятно и неинтересно. Не стоит думать: «Все дети любят цирк (зоопарк, зоологический музей)», любому новому делу должна предшествовать подготовка. Расскажите, что ожидает малыша, посмотрите фотографии, почитайте подходящие книги, поиграйте в музей или организуйте собственную выставку.
Многие дети любят ходить в гости. Но там их нередко поджидает разочарование — взрослые увлекаются разговорами и ребенок не получает ожидаемого внимания. Если у ваших друзей есть дети — продумайте заранее совместные игры для них. При поездке к бездетным друзьям или родственникам привезите несколько старых игрушек и какие-нибудь новые развлечения (раскраску, игру, набор для творчества).
Жалобы на скуку могут возникнуть и тогда, когда вы предлагаете ребенку что-то не соответствующее его возрасту, настрою, увлечениям, потребностям, практическим умениям. Не стоит опасаться читать малышу слишком сложную книгу или объяснять то, что ему не по возрасту. Но нужно постоянно следить за интересом ребенка и уметь вовремя остановится.
Если малыш не играет, находится один в комнате, волей обстоятельств лишен игрушек, это совсем не значит, что он скучает. Возможно, он фантазирует, мечтает, думает или просто наслаждается свободой от родителей и их внимания. Чем старше ребенок, тем сильнее в нем потребность иногда побыть наедине с самим собой, «поскучать и помолчать».
Чем занять ребёнка? 18 Проверенных способов развлечь детей от 0 до 17 лет и занять ребёнка интересным делом
Мысли, чем занять ребенка, давно стали вашей головной болью? Хотите, чтобы он проводил свободное время с пользой? Детский психолог Ольга Архипова и педагог раннего развития Марина Журавель поделились с нами вариантами занятий и секретами организации детского отдыха.
В статье расскажем:
Почему детям нужен качественный отдых
Правильный отдых очень важен для детской нервной системы, которая пока не справляется с большими нагрузками. В противном случае вы гарантированно получите истерики, скандалы и капризы.
Качественный отдых ребёнка любого возраста невозможен без полноценного питания, сна, достаточной двигательной активности, свежего воздуха и времени для свободной игры.
Чем занять ребенка от 0 до 3 лет?
Дети в этом возрасте активно знакомятся с миром. Лучшее, что вы можете сделать — помочь малышу исследовать окружающее пространство и максимально обезопасить его при этом. Давайте возможность всё потрогать ручками, посмотреть, послушать.
Чаще хвалите ребёнка, одобряйте его действия и помогайте постигать новое. Для занятий отлично подойдут простые яркие игрушки.
Носочки-погремушки
Развлечь 1-2 месячного ребёнка непросто, ведь, по большому счёту, таким крохам нужна только мама. Но, если одеть малышу на ножки носки с бубенчиками, у вас появится возможность выиграть 10-15 минут свободного времени. Ребёнок в это время будет занимать себя самостоятельно и постигать азы причинно-следственных связей.
Отыщи клад
Такое занятие точно понравится детям 1-1,5 лет. Возьмите несколько ёмкостей и наполните их крупами или макаронами. Спрячьте внутри небольшие яркие игрушки или фигурки животных. Ближайшие полчаса малыш проведёт, увлечённо отыскивая спрятанные «сокровища».
Аппликации
Не спешите выбрасывать съедобные материалы из предыдущего занятия! Они пригодятся для создания аппликации.
Распечатайте или нарисуйте на листе картона любой понравившийся шаблон и заполните его пластилином. Предложите ребёнку украсить картинку крупой, фасолью или макаронами. Получившийся результат можно раскрасить гуашью и подарить бабушке.
Кукольный театр
Двухлетнему ребёнку будет очень интересно наблюдать за простыми сценками с игрушками. Дайте малышу возможность самому играть роль и влиять на ход событий. После спектакля попросите ребёнка пересказать всё, что он видел.
Чем занять ребенка от 4 до 7 лет?
В этом возрасте дети уже не требуют ежеминутного присутствия мамы и всеми силами пытаются продемонстрировать свою самостоятельность.
У малышей активно развивается любознательность, поэтому будьте готовы к атаке вопросами от маленького «почемучки». Самое время предложить ребёнку игры, которые требуют усидчивости и сосредоточенности. Будет здорово сочетать их с активными подвижными занятиями.
Тетрадь «Пиши-стирай»
В таких тетрадях бумажные листы покрыты слоем прозрачной пленки. Ребенок может рисовать фломастером или маркером сколько угодно раз, а написанное легко стирается салфеткой.
Такие пособия можно купить в любом книжном магазине или сделать самостоятельно: распечатайте листы с заданиями и вложите в плотный файл или заламинируйте.
Пазлы
Дети 3-4 лет с удовольствием составляют картинки из кусочков. Начните с головоломок с крупными деталями, постепенно заменяя их более сложными. Собранные пазлы можно наклеить на основу, вставить в рамку и украсить ими детскую.
Трафареты
Ребёнок не расстаётся с карандашами и фломастерами? Тогда ему обязательно понравятся фигурные трафареты. С их помощью можно рисовать всевозможные фигуры и раскрашивать их по своему вкусу. Не обязательно ограничиваться бумагой, попробуйте украсить рисунками мебель или холодильник.
Игры из коробок
Во время похода в магазин прихватите с собой пару-тройку картонных коробок разных размеров. Дома вооружитесь ребёнком, ножницами, скотчем и клеем и начинайте творить!
Попробуйте соединить коробки между собой и превратить их в кукольный дом, замок или картонный городок, по улицам которого можно гонять на машинках. Не забудьте добавить красок скучному серому картону — оклейте коробки цветной бумагой или кусочками обоев.
Поверьте, ваше чадо будет с упоением заниматься новой игрушкой, а её создание обойдётся вам в сущие копейки.
Боулинг
Попробуйте устроить домашние соревнования по боулингу, выигравшему — мороженое!
Возьмите несколько пластиковых бутылок, можно заполнить их нарезанной цветной бумагой или фантиками. Ещё понадобится мяч, подойдет любой. Правила те же, что и в настоящем боулинге — кто собьёт больше кеглей-бутылок мячом, тот и победитель.
Игры по ролям
Детям 5-6 лет очень нравится играть «во взрослых». Во время ролевых игр ребёнок учится моделировать разные ситуации из жизни, взаимодействовать и общаться с окружающими.
Попробуйте вместе поиграть в больницу, почту, магазин, ветеринарную клинику, дочки-матери, салон красоты, школу.
Эксперименты
В вашем ребёнке живёт дух авантюризма? Поддержите юного исследователя совместным проведением опытов. Заодно можно наглядно познакомить ребенка с основами физики и химии.
Начните с чего-то простого: что будет, если положить яйцо в уксус на несколько дней? А если смешать уксус с содой?
Полиэтилен растягивается вокруг остро заточенного карандаша, поэтому вода не выливается из продырявленного пакета.
Канатоходец
Игра отлично развивает чувство равновесия и ловкость. Положите на пол канат или толстую веревку, сгодится и пояс от папиного халата. Концы веревки нужно завязать вокруг ножек стульев или положить на них что-то тяжелое.
Задача ребёнка в том, чтобы ровно пройти по канату, не касаясь пола. Упражнение можно усложнить, если выложить веревку волнистой линией.
Чем занять ребенка в 8, 9 и 10 лет?
Дети школьного возраста активны, любознательны, охотно познают все новое. У них формируется собственная точка зрения на окружающую действительность, появляются первые хобби.
Занятия должны быть направлены на развитие памяти, внимания, пространственного мышления, логики. Смело привлекайте ребёнка к выполнению совместных дел, определите круг его обязанностей по дому.
Карта сокровищ
Приключения и подарки — вот что способно превратить скучный день в запоминающееся событие.
Объявите ребёнку, что сегодня он отправится на поиски сокровищ. Заранее подготовьте карту, где будет схематически изображено местонахождение клада.
Совсем не обязательно ограничивать масштаб поисков пределами квартиры — закопайте клад под деревом в соседнем дворе.
Хэнд мейд
Наши руки не для скуки! Познакомьте ребенка с миром рукоделия. Определите вместе, какое направление выбрать — вязание, вышивка, бисероплетение, скрапбукинг, а, может, что-то еще?
Множество мастер-классов для начинающих можно найти на Youtube. Закупите необходимые материалы и начинайте творить.
Скорее всего, вы и не заметите, как втянетесь и тоже начнёте плести разноцветные фенечки и вязать шарфики.
Юный шеф-повар
Что сегодня на обед? Попробуйте вместе с ребёнком приготовить новое блюдо. Позвольте ему самостоятельно выбрать рецепт и руководить процессом готовки.
Такое совместное времяпровождение здорово сближает и позволит лучше узнать своего ребёнка.
Чем занять подростка?
Пожалуй, самый сложный возраст. Ребёнок взрослеет, а понимать его порой становится непросто. Подростки познают себя и свои возможности, пытаются удовлетворить свою потребность в самоутверждении. Нередко это приводит к конфликтам и взаимному непониманию.
Чаще проводите время с ребёнком, устраивайте совместные вечера с чаепитием и просмотром фильмов. Это поможет сохранить доверительные отношения и не потерять эмоциональную связь.
Роспись по одежде
Подростки особенно остро чувствуют потребность в самовыражении и желание выделиться из толпы. Предложите чаду попробовать себя в роли дизайнера одежды и раскрасить акриловыми красками джинсы или куртку.
Этим занятием вы убьете сразу двух зайцев: ребёнок выплеснет свои эмоции в процессе рисования, а бонусом вы получите эксклюзивную вещь, которой точно ни у кого нет.
Ремонт в комнате
Нет-нет, мы не имеем в виду глобальный ремонт со штукатуркой стен и прочими страшными вещами! Но, скорее всего, ваш ребёнок уже не в восторге от старой детской и обоев с Винни Пухом.
Собственный блог
Блогерство — занятие не только популярное, но и перспективное. Если приложить немного усилий, можно легко превратить это хобби в источник заработка.
Чтобы помочь юному блогеру, запишите его на специализированные курсы. Там расскажут все о способах продвижения, монетизации и создании крутого контента.
Заметили, что ребёнок тяготеет к занятиям определенного типа? Не упустите момент! Возможно, в вашей семье подрастает будущий программист, балерина или художник! Для полноценного развития навыка часто недостаточно домашних занятий.
Чтобы раскрыть талант ребенка в полной мере, запишите его на курсы. Если ваше чадо не может окончательно определиться с желаемым направлением, можно посетить несколько мастер-классов или пробных занятий в разных студиях.
Не нужно бросаться из крайности в крайность и записывать ребенка на все занятия, которые только возможны. Детям необходимо свободное время, когда они могут спокойно поиграть или побездельничать.
Их стоимость 5 000-11 000 рублей, а длительность определяется преподавателем, в зависимости от начального уровня подготовки ребёнка.
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Выбирайте формат обучения в зависимости от характера ребёнка. Для застенчивых дарований подойдет первый вариант. Раскрепощённые и общительные дети отлично будут чувствовать себя в группе.
Средняя стоимость курсов 6 000-14 000 рублей. Длятся курсы по программированию от нескольких часов до месяца.
Поинтересуйтесь, чего ему больше хочется: получить азы живописи, освоить определённую технику рисунка, а может, познакомиться с цифровым рисованием?
Запишите ребёнка на индивидуальный урок рисования. Он обойдётся вам в 1 500-2 000 рублей. Если ваше чадо серьезно настроено постичь секреты художественного искусства, вам подойдет длительный курс стоимостью 3 000-9 000 рублей.
Быть родителем — непростой, но увлекательный квест. Постарайтесь быть с ребёнком на «одной волне». Подбирайте занятия, которые будут интересны вам обоим. Ваши старания будут вознаграждены, а ваше чадо будет считать вас самым лучшим родителем на свете.
А в какие игры вашего детства вы играете с ребёнком? Расскажите в комментариях о ваших любимых! Поделитесь статьёй в социальный сетях, и вы всегда будете знать, чем занять ребёнка!
Что делать, если ребенку скучно?
«Посиди со мной, поиграй со мной! Мам, мне скучно!» — наверняка и Вам доводилось слышать подобное нытье, когда ребенку скучно и ему нечем заняться. Обычно, мы замечаем эти фразы острее, когда нам самим как раз есть чем заняться!
Первая реакция, как правило, конечно, раздражение: «В конце концов, займись уже чем-нибудь! Поиграй, вот сколько у тебя игрушек!». А про себя мы думаем: «Ну почему сейчас!? Ведь час назад у меня было время, и я предлагала тебе поиграть!» И вот, невольно просыпается голос совести. Возникает стойкое чувство вины вечно занятой мамы перед «заброшенным» ребенком. Хочется что-то срочно сделать, чтобы исправить невыносимое положение малыша. И Вы «чешете затылок» в поисках ответа «чем бы таким его занять?». Иногда даже бросаете свое занятие и самоотверженно отправляетесь развлекать отпрыска. В крайнем случае, включаете ему компьютер или даете планшет (смартфон).
Но постойте! Скука – это не Ваша вина! Это всего лишь следствие того, что ребенок еще не умеет сам занять свое свободное время. А этому обязательно нужно учиться. Планировать, действовать самостоятельно, занимать себя – важные приобретения дошкольного возраста. Так что скука – вовсе не враг и не повод корить себя за плохую организацию детского дня. Скука нужна детям, чтобы взрослеть!
Давайте посмотрим почему дети вообще начинают скучать? В каком возрасте и в какой ситуации Вы заметили это впервые? Ведь обычно вокруг так много интересного, дети, порой, удивляют нас тем, что могут придумать игру буквально из ничего, моментально найти себе занятие, быстро подружиться с незнакомым ребенком на площадке… Так откуда же вдруг эта скука берется?
Дети научаются скучать о разным причинам.
К примеру, бывает скучно, в перерывах между делами и занятиями, которые мы придумали для ребенка. Мы все заранее распланировали (рисование, балет, лепка, музыка), но в перерывах внутри такого структурированного расписания дети грустят. У них возникает что-то вроде «опустошения», с которым они не знают что делать, ведь опыта у них нет – обычно занятие придумывает мама или учительница (воспитатель). Таким детишкам просто необходимо оставаться наедине с собой и своим свободным временем. Нужно учить их самих искать или придумывать себе занятие, прислушиваться к своим интересам и желаниям, выбирать, самостоятельно брать ответственность за свое личностное пространство и уважать границы других людей. Иначе, ребенок может вырасти зависимым от чужого мнения, безынициативными, эмоционально пассивным.
Второй вариант – дети просто борются за Ваше внимание, за возможность побыть с Вами. Особенно часто так бывает, если Вы действительно сильно заняты и проводите не много времени с ребенком. Деткам может не хватать общения и их нытье «скучно» — просьба о любви, и скуку таких детей желательно развеять совместными занятиями: сходить в парк, почитать, соорудить что-то вместе.
Третий вариант – скука может быть признаком тревоги или сниженной познавательной активности. Часто встречается у детей, привыкших к готовым развлечениям в виде компьютерных игр или электронных «развивалок», которые всегда под рукой (на телефоне или планшете).
Психоаналитик Отто Феничел (Otto Fenichel) сформулировал еще одну причину: «Скука появляется, когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать или должны делать то, что мы делать не хотим». Достаточно яркий пример, правда? Особенно если вспомнить ненавистный тихий час в детском саду или стояние в очереди.
В общем, с одной стороны – скука это неизбежная реальность, с которой и мы, и наши дети периодически сталкиваемся. Вопрос лишь в том, что мы делаем с ней. Поддаемся ее вязкому влиянию или сопротивляемся и учим своих детей искать интерес и смысл в происходящем вокруг.
Поэт Иосиф Бродский и солидарный с ним философ и детский писатель Оскар Бренифье предлагают совсем другой способ. Вместо того чтобы скуку развеивать, прогонять, можно предаться скуке, когда она вас одолевает, погрузиться в нее, дойти до самого дна, исследовать ее и себя в ней. Ведь скука говорит на языке времени, ей предстоит преподать нашим детям наиболее ценный урок — урок бесконечности времени и нашей незначительности на этом фоне. Когда человеку скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Скука — своего рода перезагрузка мозга, дверь в медитацию, отдых от вечной болтовни и суеты.
Неструктурированное время — зачастую единственный способ исследовать свой внутренний мир в наш век скоростей и мгновенных сообщений. Неструктурированное время — начало творчества. Окунитесь в свое детство: дверь подъезда захлопывается и вот вы стоите посреди пустого двора в оцепенении. Зной, жужжание мух, даже солнцу скучно светить. Вы тыкаете асфальт носком ботинка, присматриваетесь к кирпичам старого дома, заглядываете в углы, бродите неприкаянно. И вдруг среди этой вязкой пустоты, вакуума возникают идеи «А пойду-ка я покатаюсь на велике», «Зайду за Вовкой», «Построю шалаш». Эти вязкие минуты — часы — своего рода вызов растущему человеку. Толчок к поиску своего призвания, к исследованию своих склонностей и талантов, занятий, которые захватывают целиком, по-настоящему, без компромиссов.
Только в молчании скуки зачастую можно начать думать и воспринимать мир целостно. Скука может стать лупой, линзой, с помощью этого инструмента вдруг разглядишь узор на обоях, пылинки, которые кружатся по комнате, услышишь тиканье часов.
Нашим детям, на мой взгляд, стоит научиться понимать, что такое свободное время и что с ним можно делать. Как его занять, как проводить, как распределять, как выбирать подходящие занятия. Если они не научатся это делать в детстве, то когда?