что сейчас делает оксимирон
Оксимирон дал интервью Юрию Дудю. Подтвердили два источника – в том числе, Ксения Собчак
Оказывается, о готовящемся выпуске «вДудя» знали многие.
Журналистка и телеведущая Ксения Собчак сообщила, что Оксимирон станет героем интервью Юрия Дудя. Она поговорила с врагом Мирона Ромой Жиганом и анонсировала выпуск на канале «Осторожно: Собчак» у себя в телеграме.
«Так уж случилось, что события 10-летней давности стали новостью именно сейчас. Жиган, Schokk, Oxxxymiron, рэп-баттлы, жизнь по понятиям – все смешалось в доме Облонских. А я во всем этом разбиралась. Знаю, что Окси пошел давать интервью Дудю (поздравляю коллегу), я же в это время была как обычно по ту сторону линии одобрения – брала интервью с Жиганом, признанным злодеем нашей рэп-сцены. Впрочем, мне не привыкать», – написала Ксения в телеграм-канале «Кровавая барыня».
Эту же информацию подтвердил музыкальный журналист и ведущий ютуб-канала «Вписка» Николай Редькин. Он пришел в комментарии под новостью про будущее интервью Мирона Федорова во «вДуде» на сайте The-Flow. «Ксения, помимо тебя еще куча людей об этом знала с самого начала, но никто как-то не посчитал нужным ********** [выпендриться] этим инсайдом на людях. К чему вот это все?» – полыхнул Николай.
Не очень понятен конкретно этот выпад по отношению к Собчак. Если в рэп-индустрии или в музыкальной журналистике многие были в курсе про подготовку или даже съемку интервью Оксимирона с Дудем, то почему же держали это в тайне? Возможно, критики и ютуб-блогеры согласились на эту информацию только при негласном NDA. Но тогда чего злиться на Ксению, которая рассказала про будущий выпуск «вДудя» без права о неразглашении?
В любом случае это круто, что Окси все же дошел до легендарных двух стульев Юрия Дудя, которыми его донимали последние три года. Ждем выпуск на этой неделе, раз разговор с главным ютубером России не вышел перед релизом альбома/микстейпа.
UPD: Да, источник, конечно же, один, и это Ксения Собчак. Спасибо комментаторам The-Flow и читателям «Палача» – теперь и мы знаем, что Николай Редькин использовал внутряковый прикол про Карандаша и Мафона.
«Отвлекающий манёвр»: что говорят в сети о новом альбоме Oxxxymiron
Российский рэпер Oxxxymiron выпустил первый альбом за шесть лет. Выложенный в сеть 12 ноября сборник «Смутное время» представляет собой микстейп из 36 треков, в числе которых преимущественно старые работы исполнителя, выходившие с 2014 по 2016 год. Среди ранее неопубликованных композиций — только треки «Мох» и «Колесо», занимающие первую и последнюю строчки в альбоме.
Пользователи социальных сетей и поклонники музыканта неоднозначно отреагировали на долгожданный релиз. Некоторые комментаторы выражают опасения, что новые треки выйдут ещё нескоро. «Концептуального альбома ждать будем ещё шесть лет?» — задаётся вопросом поклонник творчества Oxxxymiron.
«Всё, конечно, хорошо, но остался один и тот же вопрос: когда альбом?» — пишет пользователь YouTube.
«Смысла микстейпов в 2021 году не понимаю. Все слушают музыку на цифровых площадках, а не на кассетах. Собрать себе плейлист из старых треков я и сам, ****, могу. Или я чего-то не понимаю? Тогда объясните, пожалуйста», — отмечает один из комментаторов в Twitter.
Поклонники творчества артиста шутят, что новый альбом призван облегчить поиск и прослушивание песен. Пользователь YouTube иронизирует: «Столько треков было у Окси внеальбомных, и они все терялись в аудиозаписях, а тут вот добрые люди за шесть лет всё в один микстейп собрали». Некоторые иронично благодарят Oxxxymiron за плейлист, который «как раз было лень собрать».
Информация о том, что новый альбом рэпера выйдет 12 ноября, появилась в сети в начале недели. В качестве доказательства ряд СМИ опирались на рекламу сервиса «СберЗвук», размещённую в паблике «Грайм зоопарк». Пост вскоре был удалён.
Некоторые пользователи считают, что обнародованный микстейп стал рекламой будущего альбома. По мнению комментаторов, сборник был выпущен, чтобы сохранить необходимое для продвижения настоящего альбома напряжение.
«Я думаю, что микстейп — в качестве подогрева, чтобы мы вспомнили, а альбом будет уже позже через какое-то время», — пишет один из поклонников творчества рэпера.
Некоторые фанаты рэпера уверены, что настоящий альбом он опубликует 13 ноября — именно в этот день в 2015 году вышел предыдущий сборник Oxxxymiron «Горгород».
«Окси умеет создать шум, альбом, похоже, будет завтра, как «Горгород» (вышел 13 ноября). Так и здесь, не зря последний трек — «Колесо». Это про цикличность, Окси часто об этом говорит», — отмечают в сети.
На отдельные размышления фанатов Oxxxymiron подвиг временной отрезок 2014—2021, указанный после названия «Смутное время». Пользователи сети предполагают, что представленный микстейп может стать рубежом, отделяющим один творческий этап в карьере рэпера от другого.
«Думаю, суть в том, что все эти песни — это один альбом всей его прошлой жизни, всё, что он держал в себе. И сейчас это закончилось для него, и этот период жизни был для Окси «смутным временем», вскоре он выпустит новый альбом с другим названием», — пишут комментаторы на YouTube.
Выпуск альбома, состоящего из старых песен, послужил темой для многочисленных шуток.
«У меня после этого «альбома» Оксимирона ощущение, как будто тебе 11, у тебя день рождения, и мама говорит: «Какой подарок? Мы же тебе куртку зимнюю купили, это и был подарок», — иронизируют в Twitter.
Автор другого комментария пишет, что «уже запомнила 90% текста нового альбома Оксимирона, а он вышел полчаса назад».
Пользователи Twitter также делятся скриншотом новости, опубликованной в паблике «Рифмы и панчи»: они предполагают, что сообщество по ошибке выставило заранее заготовленный текст с описанием «третьего студийного альбома» и «аутентичного, неповторимого стиля».
Единственное реально смешное в ситуации с микстейпом Оксимирона это то как рип заранее написали восхваляющее описание НОВОГО АЛЬБОМА СПУСТЯ 6 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ ОТЦА РУССКОЙ РЭП ИНДУСТРИИ pic.twitter.com/P37O8Yr7QW
Впрочем, многие остались довольны релизом.
8 вещей, которых мы ждём от возвращения Оксимирона. Политический трек, интервью у Дудя и камбэк Versus
Сыграем в Окси-бинго?
Гадания по поводу нового альбома начались ещё до того, как появились явные свидетельства, что он выходит в ноябре. Но те, кто помнят, кто такой Оксимирон, знают одну важную вещь – Яновичу очень нравится, когда его воспринимают как хитреца и стратега. Так что большая часть прогнозов была обречена на провал буквально сразу.
Оксимирон станет более открытым и начнёт давать интервью
В каком-то смысле тот факт, что он рассказал про ситуацию с Жиганом и Шокком – уже неожиданное откровение. А значит, можно предположить, что перед нами новый, прошедший терапию Оксимирон на аффирмациях. И, конечно, он должен стать более открытым.
«Не пойду к Дудю: он точно спросит про колени меня», – уже одной этой фразы достаточно, чтобы ждать нового Юриного выпуска именно с Окси. Ведь, следуя логике самого Мирона, теперь никаких преград нет, правда?
Первый публичный разговор точно должен стать самым важным и громким. Не только потому, что до этого подробных вью не было. Это ещё и важнейший шаг в пиаре альбома, так что шансы увидеть Оксимирона в гостевом кресле велики, как никогда.
Кто бы ни взял первое интервью, у него будет много жирных тем. Психотерапия, Шокк, Бабангида, ЛСП, Гнойный, провал Fresh Blood 4, появление на суде над Хованским. Тем – миллион, а лучший аргумент не идти Мирон сжёг самостоятельно. После этого разговора мы и увидим, какой он стратег на самом деле.
Неожиданные фиты
Да, до этого у Мирона было немало совместок, но Рудбоя, Маркула, Порчи, рэперов с Booking Machine и прочих корешей мы даже не будем считать. Это слишком просто и очевидно. Как и февральский фит с кумиром Кул Савашем, на которого Окси долгое время ориентировался.
Ещё были звёзды жанра, которым Фёдоров респектовал: Томас Мраз, Жак Энтони, 25/17, ЛСП и Локимин. Это уже ближе к правде, но для статусного рэпера вполне ожидаемо. А ещё что есть? Ну, было вот это недоразумение с Ригосом.
Плохое самочувствие, временное помешательство, проиграл спор, у Ригоса тоже был компромат – сами решайте, на что списать этот позор. Так или иначе, в 2021 году такой мелочи просто не должно быть места. Альбом после шести лет молчания – ответственный шаг, а вокруг сильно переменилась обстановка. Так что желательно обойтись без Моргенштерна и прочих звёзд новой школы. Нет, сейчас пришло время удивлять.
И трек «Цунами» в целом показал, как это можно сделать. «Пионерлагерь Пыльная Радуга» – это как раз неожиданная совместка, показывающая, что новый Мирон собирается пробовать новое и даже заигрывать с другими жанрами. Запоздало, конечно. В альтернативу уже ударились все – от Шокка до Букера.
Но раз уж Мирон взялся за такие эксперименты, то «Цунами» точно не будет последним. На альбоме нас ждёт ещё как минимум одна неожиданная совместка, а после него – тем более. Возможно, Окси планирует показать своей аудитории артистов, которых он сам считает крутыми и недоценёнными, вроде тех же ППР. И это было бы интересно.
А есть и более простой путь – продолжать линию с Кул Савашем. То есть, пилить совместки с западными звёздами жанра для ценителей. Не знаю, принимает ли Янович заявки, но я бы посмотрел на фит с Талибом Квели, в 2020 году ставшим жертвой троллинга и решившим, что все русские рэперы – нацики.
Мирон появится в одном кадре с Шокком
Конечно, все уже решили, что двойное разрешение истории десятилетней давности – отличная почва для примирения, но я бы не спешил с выводами. Чего уж точно не будет, так это воссоединения Vagabund и публичных актов братской любви. Да, Окси освободился от колдовства Жигана, а Шокк побил Рому на ринге, но годы хейта со стороны Бамберга вряд ли могут просто испариться в один момент.
Тем более, что Оксимирон уже дал чётко понять, что Шокк, в его понимании, законченный псих с демонами в голове. Срывать цветочки в совместном клипе о том, что дружба – это магия, они точно не будут. Но призрачный шанс на дежурный фит всё равно остаётся.
Гораздо вероятнее, что Фёдоров и Бамберг просто засветятся в одном кадре, чтобы дать понять, что конфликт закончен и начиная с этого момента они идут своими дорогами, не оглядываясь на совместное прошлое. Раз уж они оба в 2021 году решили закрывать старые гештальты, такой взрослый перформанс был бы отличным финалом.
Нескорое возвращение в батлы
Рано или поздно вернётся и Оксимирон-батл-рэпер, но вряд ли прямо сейчас. Причины очевидны. Батл-рэп в публичном поле почти что мёртв, Versus заморожен, а Ресторатор считает, что оставшиеся площадки пинают труп и размывают восприятие. Последнее особенно важно. Окси однозначно не пойдёт против друга и не камбэкнется в батлы на сторонней площадке. По крайней мере, на российской.
Мы-то помним, что после Дизастера и KOTD Мирон подбирал себе оппонентов то на немецкой, то на филиппинской сцене. Такой вариант, кстати, вполне в духе Окси. Потому что он даёт ощущение, что чувак настолько продвинутый и крутой, что батлит чужих звёзд на чужом языке. Как будто уже победил всех на этой планете и отправился воевать в космос.
Возвращение в русский батл-рэп тоже обязательно состоится, но нескоро. Скорее всего оно совпадёт с возвращением Ресторатора на Versus, но и сам Тимарцев говорил, что для этого нужны особые условия. Как только они появятся, камбэк Оксимирона станет лучшим промо для камбэка главной батловой площадки. Но не сегодня и даже не завтра.
Прямой политический трек
Удивительно, но до сих пор есть люди, считающие «Горгород» удачной политической сатирой. Там были такие элементы, но сделаны они уж слишком хитро и безопасно. Долгое время Оксимирон говорил о политике только иносказательно. «Я не пишу заявления, я пишу треки», – ну вы помните.
Но после батла со Славой КПСС, который хорошенько разнёс Мирона по части оппортунизма и аполитичности, Фёдорова как будто подменили. Он начал появляться на митингах, призывал петь свою музыку и вот недавно пришёл к Хованскому на суд, чтобы поддержать Юру в публичном поле.
Только давайте сразу конкретизируем ожидания. Если он мельком упомянет дело того же Хованского в каком-нибудь абстрактном треке – это не будет засчитано. Чего мы ждём на самом деле, так это большого политического манифеста от Мирона. И если его не будет, то многие скажут: «Оксимирон-то обновлённый, но некоторые вещи не меняются».
Надоест всем с речами о внутренних переменах
Ничего не имею против психотерапии – наоборот, это хорошо и полезно. Но существуют и неприятные побочки. Очень многие из тех, у кого был удачный опыт с проработкой травм и прочими вещами, вдруг начинают кричать на каждом углу о том, как это изменило их жизнь.
И если Мирон действительно станет намного более публичной фигурой, чем раньше, то нас вполне может ожидать примерно тот же эффект. Нет, он вряд ли будет звучать так же, как инстаграмные чикули. Никаких фраз про внутренний ресурс, тренингов и медитации на кристаллы. В случае с Оксимироном это должно проявиться слегка иначе.
Второй вариант ещё хуже. Он предполагает, что Окси теперь будет чаще делать публичные заявления, не забывая уточнить, что это говорит не тот гремлин из 2008 года, а повзрослевший и познавший жизнь Оксимирон со всеми патчами. Слушать это больше одного раза, конечно, не захочется никому.
Никаких диссов
Плохая новость для тех, кто ожидал, что вернётся молодой и злой Оксимирон времён забытых баталий на хип-хоп.ру, ага. Конечно, можно было ожидать, что он начнёт передавать приветы врагам или как-то подстебёт новую школу под модный минималистичный бит, но по-настоящему злым мы его вряд ли увидим в ближайшее время.
Возможное исключение – политический трек, который мы уже успели вообразить в одном из пунктов. Но в целом Мирон на данном этапе как будто наигрался в диссы. Помните, как он пошёл на 17-й Независимый и потом резко слился перед первым мощным оппонентом, мотивируя это тем, что закончилась ностальгия? Вот-вот.
Можно пойти ещё дальше и предположить, что просветлённый посттерапийный Янович ещё и не захочет поддерживать токсичную натуру рэп-культуры, вместо этого выстраивая большое пафосное произведение. Было бы в его духе, разве нет?
Конечно, отдельные панчи могут коснуться людей и явлений, вызывающих у Мирона раздражение. Но это так, погрозить пальцем и сказать, что он всё ещё здесь и в хорошей форме. А времена по-настоящему жёстких диссов как будто остались в прошлом. Причём для культуры в целом, а не только для отдельно взятого Оксимирона.
Оксимирон продолжит читать только о себе
«Я! Я! Я! О свой фигуре – весь написанный материал». Мирон занимался этим всю карьеру – на альбомах, в совместках и даже на батлах. Последнее, кстати, выглядело особенно занятно. Пока Гнойный читал ему строчки о самовлюблённости, стратег и тактик Мирон весь финальный раунд посвятил тому, что Слава – всего лишь дракон на его геройском пути. И вы думаете, что этот человек остановится?
Кто-то скажет, что это в целом свойственно для рэпа, и будет отчасти прав. Другие заметят, что каждый артист пишет произведения, основываясь на собственных впечатлениях. И это тоже правда. Но возможность давать разные ответы на вопрос «О чём трек?» – опция, которую Оксимирон стабильно игнорировал на протяжении всей своей карьеры.
Вот вам фатальный спойлер: на новом альбоме будет происходить буквально всё то же самое. В подавляющем большинстве треков, если не во всех, Мирон будет читать о себе любимом. Это его свойство удивительно роднит Окси со звёздами новой школы вроде Моргенштерна. Только стиль и понты у них разные. В случае с Алишером стоит гадать, как на этот раз он подрывает экономику соседних стран своим богатством, а Оксимирон всегда будет подбирать метафоры, чтобы рассказать, как он себя чувствует. Некоторые вещи действительно не меняются.
Вечный стыд. Оксимирон выпустил «Смутное время», первую за шесть лет пластинку. Почему о нем все говорят?
Оксимирон вернулся — один из самых ярких представителей российской рэп-сцены 2010-х неожиданно выпустил серию клипов. Хип-хоп-артист обставил свое возвращение, зайдя с козырей, — выложил дисс на своего обидчика Рому Жигана, шантажировавшего Мирона видеозаписью с унижениями. Релиз стал чуть ли не главным культурным событием начала ноября — об Оксимироне буквально загудела вся страна. Менее чем через две недели рэпер выложил, наконец, «Смутное время» — пластинка оказалась, правда, не третьим студийным альбомом, а третьим микстейпом. О том, каким он получился, почему все говорят об Оксимироне, как он пришел к популярности, при чем тут баттл-рэп и чего ждать от него дальше, — в материале «Ленты.ру».
Мутное время
Сам Мирон такой ход объяснил в завершающем микстейп 36-м треке «Колесо»:
Высказался артист и о своей привычке писать только про себя, зачитав в треке про «испанский стыд у всех от того, насколько он страдать привык»; подчеркнув этой композицией, по-видимому, что со своего творческого пути сходить не намерен.
Что ж, Окси всегда читает только про Окси — и для того, чтобы понять контекст микстейпа, в который вошли треки Мирона с 2014-го по 2021 год, без изучения истории самого рэпера не обойтись. Благо в истории этой уйма интересного.
Дегенеративное искусство
Мирон Федоров родился в январе 1985 года в Ленинграде в еврейской семье; когда ему было девять лет, Федоровы эмигрировали в Германию, где Мирон начал сочинять рэп, сперва на немецком, а затем и на русском языке. В 2000-м его семья перебралась в Великобританию, там Федоров поступил и окончил Оксфордский университет по специализации «Средневековая английская литература». По словам Мирона в интервью порталу Keep It Real, до конца учебы его преследовало чувство неполноценности — среди выпускников элитных британских школ он вел себя «как неотесанный крестьянин». После выпуска он не мог найти хорошо оплачиваемую работу, жил очень скромно и вплотную занялся музыкой.
В 2011-м он рассказывал о своей жизни в лондонском гетто в районе Кеннинг Таун «Московскому комсомольцу»: «Занимаюсь музыкой, постоянной работы нет, и жить в Лондоне я могу позволить себе только в подобном месте. Снимаю комнату, которую отвоевал у нигерийцев, сделал в ней ремонт. В принципе, весь дом русский, кроме нигерийской парикмахерской на первом этаже, которая принадлежит как раз хозяину. Место вполне типичное для тех районов, где происходили беспорядки».
Рома Жиган воспринял подобные наезды близко к сердцу — настолько, что не стал отвечать европейским рэперам в диссах, а просто устроил на них разбойное нападение. В октябре он с сообщниками ворвался в московскую квартиру, которую Шокк и Оксимирон сняли в рамках тура по СНГ (у Федорова тогда уже вышел первый студийный альбом «Вечный жид»). Вот как Бамберг описывал инцидент в интервью YouTube-каналу Эдуарда Германского:
Приехал тип, мы его впустили, думали, что это орг (организатор концерта — прим. «Ленты.ру»). Он пошел в туалет, вышел оттуда с пушкой. Держит нас под пушкой, я рыпаюсь к шкафчику, где кухонный набор, он направляет пушку на девушку (Бамберга — прим. «Ленты.ру») и стреляет в окно: «На диван, *****!» Открывает дверь, забегает еще восемь, десять человек, все в масках
Злоумышленники во главе с Жиганом поставили рэперов на колени и заставили извиняться. Сам Жиган раздавал артистам пощечины, все происходящее записывалось на видео. Позже он предъявил Федорову и Бамбергу ультиматум — если они принесут публичные извинения со сцены, то видео в сеть не сольют. Мирон согласился на условия, однако Шокк на ближайшем же концерте рассказал о произошедшем и заявил, что «**** матерей» нападавших. После этого Бамберг улетел в Германию, а Федоров в одиночку записал извинения перед Жиганом в Санкт-Петербурге напротив Эрмитажа. На этом пути европейских рэперов разошлись, а Vagabund распался.
Хомяк в бульбуляторе
В 2012-м Оксимирон переехал в Россию, в итоге осев в Санкт-Петербурге. После выхода дебютного «Вечного жида», в котором рэпер читал о жизни в лондонском гетто, Vagabund, мама****** [сексе с чужими матерями] и хомяке в бульбуляторе (на нем же Мирон, к слову, выпустил едва ли не первые грайм-композиции на русском языке, «Восточный Мордор» и Russky Cockney), Федоров несколько лет не записывал альбомов, только микстейпы — весной 2012-го вышел miXXXtape I с треками, созданными еще в Великобритании, а год спустя — «miXXXtape II: Долгий путь домой». Песни с последнего (например, «Неваляшка» и «Песенка Гремлина») до этого появились в виде музыкальных клипов, которые принесли Мирону нехилую популярность. Этот период в карьере рэпера был крайне продуктивным — он стал участником концертного агентства Booking Machine, получил премию «Человек года GQ 2012» в номинации «Открытие года» и еще ряд наград, а также открыл собственный магазин мерча «Оксишоп». Федоров медленно втирался в массовую культуру, будто бы становясь флагманом хипстерской моды на хип-хоп в России, но в песнях продолжал считать себя представителем андеграунда.
По словам самого Мирона, второй микстейп, в основном состоящий из ранее не выходивших композиций с оригинальными битами, он не назвал альбомом только потому, что хотел сделать второй пластинкой «нечто цельное». Следующий студийный альбом Оксимирона, получивший название «Горгород», вышел в 2015-м. История на нем действительно цельная — концептуальная пластинка рассказывает о приключениях писателя по имени Марк из Горгорода, который проводит дни на светских вечеринках за употреблением наркотика под названием «гор». Герой, прототипом которого, очевидно, является сам Мирон, знакомится с роковой девушкой, которая сводит его с лидером оппозиции города. Марк становится обличителем политически индифферентных жителей и проворовавшегося мэра, который затем, пригрозив писателю казнью, срывает покровы: лидер оппозиции оказывается бывшим чиновником, а возлюбленная Марка — дочерью мэра. Героя отпускают, однако в предпоследней композиции звучит выстрел — писателя убивают.
Пафосная антиутопия в целом была встречена критиками положительно; многие профильные издания расхваливали «Горгород» так, как никакой другой рэп-альбом за долгое время. Оксимирона считают одним из главных хип-хоп-исполнителей в России, артист дебютирует в рейтинге Forbes. Но ему также важно оставаться ведущим представителем «подземки» — это желание он реализует через баттл-рэп.
«Говно, залупа, пенис, хер»
Баттлиться Мирон начал еще из Великобритании — рэпер принимал участие в онлайн-баттлах русскоязычного форума Hip-Hop.ru. Первая проба пера состоялась в 2001-м, самая продолжительная борьба — в 2009 году. Победу в первых баттлах рэперу, однако, одержать не удалось.
Все изменилось с ростом популярности офлайн-площадок — там российские рэперы баттлили друг друга вживую, а записи их конфронтации позже выкладывались в сеть. Одним из самых известных баттл-проектов стал Versus Battle, созданный Яном Окатовым и Александром Тимарцевым по прозвищу Ресторатор, но Мирон также стоял у истоков площадки. Основные ивенты «Версуса» проходили в Санкт-Петербурге, в баре «1703» на Лиговском проспекте.
Несмотря на обилие подобных проектов (особенно в Петербурге), Оксимирон баттлил только на «Версусе». И вполне успешно — первый его словесный поединок состоялся в 2013 году с рэпером Криплом (Глеб Волков), который попросту забыл часть своих куплетов. Федоров победил противника вчистую, а через год одолел в баттле резидента лейбла «Ренессанс» Дуню (Александр Пархоменко; в тот раз победитель определялся по шуму толпы), а еще через год со счетом 3:0 одержал победу над хип-хоп-исполнителем Джонибоем (Денис Василенко) — видео с этого баттла завирусилось, а матерная считалка, с которой Мирон начал свой раунд («говно, залупа, пенис, хер, давалка, ***, *******», — впервые рэпер попытался зачитать это на предыдущем баттле с Дуней, но, по всей видимости, забыл слова), стала мемом. На этом же баттле Мирон отметил свою причастность к основе «Версуса», продемонстрировав окружающим тату «1703» на шее, и вообще объявил себя «крестным отцом для всего баттл-рэпа на русском».
Проигрыш Джонибоя показал, что для некоторых ставки баттл-рэпа могут быть слишком высокими — после поражения тот на несколько лет ушел из хип-хопа. Впоследствии артист признавался, что творческую паузу взял именно из-за баттла — тот очень сильно подкосил его репутацию и стал одной из причин провального концертного тура, из-за которого Джонибой не смог выплатить долги и перестал заниматься рэпом.
Материалы по теме
Делюга сделана
«Женщины сегодня сильнее мужчин»
Музыка Мирона была хайповее и известнее творчества каждого из его противников, однако не это было причиной побед — в баттлах Федоров менял ритм и стиль читки, шутил, кривлялся и вел себя в целом куда артистичнее и интереснее оппонентов, которые просто зачитывали панчи. Статус популярной рэп-звезды, снизошедшей обратно в андеграунд, чтобы схлестнуться с другими артистами, только подогревал интерес к проекту.
После вирусного ролика с Джонибоем Мирон стал желанной мишенью для многих баттл-рэперов. Федоров принял вызов от хип-хоп-исполнителя ST (Александр Степанов), ранее одержавшего победу на двух поединках «Версуса». Этот баттл Оксимирон также выиграл вчистую. Карьера ST, впрочем, ко дну не пошла — рэпер впоследствии начал активно выступать с группой «Ленинград». С баттлами он, правда, завязал — в интервью «Ленте.ру» артист признавался, что категорически не согласен с итоговым счетом «3:0».
Это какая-то чепуха. Отдать сухую победу, чтобы потом некоторые судьи говорили: «Ну вообще-то ты был лучше, но просто я что-то вот так посчитал»
«Когда король умирает, гроб должен быть кинг-сайз»
Неудивительно, что пик популярности и «Версуса», и российского баттл-рэпа в целом также оказались связаны с Оксимироном — в июле 2016 года он вызвал на поединок рэпера Гнойного (он же Слава КПСС, Бутер Бродский, Соня Мармеладова, Валентин Дядька и Воровская лапа), еще одного участника «Ренессанса» и творческого объединения «Антихайп», который представлял баттл-площадку #SLOVOSPB и не раз (и не два) высмеивал «Версус» и диссил Федорова. В своем Twitter-аккаунте Мирон написал: «Гнойный, если реально хочешь узнать, кто баттл-мц и кто чисто за хайпом — жду на Слово-VS в 2017. Откатаю концерты и приду охладить твой пыл».
Материалы по теме
Он вам не Мирон
«Катится, катится голубой Мирон»
Хотя вирусная популярность баттла была обусловлена, очевидно, звездным статусом Мирона и фактом его разгромного поражения, сама конфронтация артистов действительно оказалась самым ярким событием в русскоязычном баттл-рэпе, переполненным, чего уж там, полноценной драмой — нашлось в нем место и идеологическому конфликту, и столкновению площадок, и уйме остроумных панчей; последние, впрочем, исходили в основном от Гнойного, что и послужило причиной проигрыша Оксимирона.
«Баттл-рэп мертв, и мы трахаем его труп»
Первое и единственное поражение в офлайн-баттле не повлияло на карьеру Мирона — через несколько месяцев он отправился в Лос-Анджелес и забаттлил на английском языке с американцем Баширом Ягами, известным как Dizaster (поединок не судился, но стал самым просматриваемым на YouTube-канале площадки King of the Dot, на базе которой проходил). А еще через месяц собрал-таки аншлаг на стадионе «Олимпийский». А затем решил возродить «Версус», на затухание которого пожаловался во время баттла с Гнойным.
Однако при всей амбициозности их с Ресторатором проект «Война стилей» оказался скорее комедийным реалити-шоу, нежели неким перерождением баттл-рэпа. В его рамках были отобраны 12 участников, разделенных на две команды. Ментором первой выступил Оксимирон, окрестивший своих подопечных «Злыми голубями», второй, «Тиграми», руководил Смоки Мо, который, по иронии, в баттлах ни разу не участвовал. Как Ресторатор признавался в интервью «Ленте.ру», наиболее очевидного ментора второй команды, Гнойного, рассматривали в качестве кандидата, но позже отказались от этой идеи, поскольку все «превратилось бы в клоунаду».
Мы все знаем Славу — Слава слишком глубоко женат на постиронии. И в каких-то вещах мы бы с ним не договорились как минимум. Хороший паренек, но перегибает палку
Материалы по теме
«Баттл-рэп мертв, и мы трахаем его труп»
«Путин улыбнулся и сказал: «Вы че, отвяньте от них»»
Впрочем, в клоунаду все превратилось и без помощи Гнойного — проект запомнился разве что Мироном, произносящим тост стоя на столе, да неожиданным предательством одного из членов его команды под псевдонимом Микси, который в финале проекта заявил, что все это время «работал на “Антихайп”». Канал «Версуса» тем временем заполнился помимо баттлов видеозаписями походов участников «Войны стилей» в магазины одежды и на творческие мастер-классы Лехи Никонова и Владимира Епифанцева и круглых столов, на которых рэперы обсуждали судьбу проекта за бутылкой виски.
В конечном итоге «Версус» покинули главные рекламодатели, из-за чего площадка не смогла организовать ивенты со знаменитостями, которые требовали крупные гонорары (к примеру, Гуф и Птаха в общей сумме заработали три миллиона рублей за баттл, прошедший в феврале 2018-го). Зимой 2020-го Ресторатор признался, что оказался банкротом с девятью миллионами рублей долга, а в конце весны объявил, что более не является ведущим «Версуса». Вместо этого он занялся странным реалити-шоу о выживании людей в пустом доме; последний баттл на YouTube-канале «Версуса» был опубликован девять месяцев назад.
«В книге все было по-другому»
Оксимирон тем временем практически пропал из медийного поля, лишь изредка радуя фанатов неожиданными фитами (например, с группой «Би-2»). Казалось, рэпер увлекся актерской карьерой — помимо появления в документальном фильме «BEEF: Русский хип-хоп» Ромы Жигана (в нем Мирон, как выяснилось позже, участвовал из-за шантажа со стороны режиссера) он снялся в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга и в фильме Кирилла Серебренникова о жене композитора Петра Чайковского.
Летом 2019-го Мирон объявил об уходе из Booking Machine (он возглавлял концертное агентство с зимы 2017 года). Осенью рэпер внезапно подал заявку на 17-й независимый онлайн-баттл сайта Hip-Hop.ru — того самого форума, на котором сидел в 2000-х. Вокруг мероприятия, к которому до этого хип-хоп-сообщество относилось с абсолютным равнодушием, возник немалый ажиотаж — свои заявки на участие подали такие знаменитости, как Егор Крид, Лок-Дог, Noize MC, Леван Горозия, Стим, Рем Дигга, блогеры Satyr и Юрий Хованский, а также бывшие противники Мирона по баттлам — ST, Johnyboy и Слава КПСС (последний выложил слишком длинный трек и не прошел отборочный тур).
Оксимирон в итоге прошел четыре раунда онлайн-баттла, влегкую побеждая малоизвестных соперников, а затем также неожиданно слился, заявив, что хочет заняться другими вещами. Постепенно проект покинули и другие известные участники, а за его финалом мало кто следил.
Любопытно, что часть представленных на баттл треков Мирона были не только диссами — в композиции на тему «В книге все было по-другому» он жаловался на собственную прокрастинацию и психологические проблемы, а во втором раунде «Ветер Перемен» (как видите, с названиями тем у организаторов баттла все было очень плохо) зачитал про 21-летнего Самариддина Раджабова, обвиненного в угрозе применения насилия к трем сотрудникам полиции во время несогласованной акции за честные выборы в Мосгордуму.
«Сядь за текст»
Трек про Раджабова не был единичным политическим высказыванием Мирона — в этот период он стал активно интересоваться происходящим в стране. Рэпер выступал в поддержку студентки Марии Мотузной, которой грозило до пяти лет лишения свободы за сохраненные мемы на религиозную тематику. Он также организовал концерт в поддержку рэпера Хаски, арестованного в Краснодаре после отмены — явно политически мотивированной — выступления последнего. На мероприятии, получившем название «Я буду петь свою музыку», выступили рэперы Баста и Noize MC, на сцену вышли Фейс, Андрей Бледный из 25/17 и Рома Жиган.
Материалы по теме
«У нас выросла новая молодежь, которую все боятся»
Хаски преследует полиция
Позже Мирон явился на заседание Мосгорсуда, где рассматривалось дело студента Егора Жукова, которого задержали на той же, что и Раджабова, несанкционированной акции за честные выборы и обвинили в публичных призывах к экстремистской деятельности. Федоров предложил внести за арестованного два миллиона рублей в качестве залога.
Оксимирон также организовал политический перформанс «Сядь за текст», в рамках которого участники зачитывали отрывки из произведений классических авторов, после чего им выносили приговоры по статьям Административного и Уголовного кодекса РФ. В масштабной двухчасовой акции приняли участие певица Манижа, блогеры Руслан Усачев и Илья Соболев, музыкант Юрий Шевчук, Баста, группа «Би-2», журналист Леонид Парфенов, актеры Александр Паль, Никита Кукушкин и Александр Петров и многие другие знаменитости. Помимо этого, Мирон появлялся на судебных процессах обвиненного в хищении бюджетных средств режиссера Кирилла Серебренникова и обвиняемого в оправдании терроризма блогера Юрия Хованского, и даже призывал Славу КПСС создать совместный проект на тему дела «Сети» (организация признана террористической и запрещена в России), так и не увидевший свет.
Рэпер несколько раз самостоятельно выходил на несогласованные оппозиционные митинги, а на одном из них, прошедшем в Санкт-Петербурге 31 января 2021-го в поддержку основателя ФБК Алексея Навального (ФБК включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и признан экстремистской организацией), даже был задержан полицией. Акция проходила в день его рождения — Мирону тогда исполнилось 36 лет.
«Когда альбом?»
За синглом последовал и первый скандал — бывшая девушка и экс-менеджер рэпера Вера Маркович обвинила Мирона в лицемерии, заявив, что тот, несмотря на слова о психотерапии и социальной изоляции, искажает факты, спекулирует и не хочет нести ответственность за свои поступки.
Как насчет ответственности за пятнадцатилетнюю девочку, которая оказалась одна в чужой стране и доверилась, потому что твоей работой было быть рядом и опекать, но вместо этого ты сначала переспал с ней, будучи женатым, а потом сделал вид, что вас связывает только твоя работа?
Пост впоследствии был удален из-за массовых жалоб интернет-пользователей на него. Сама Маркович позже прояснила слова об «ответственности за пятнадцатилетнюю»: «Мы познакомились с Мироном Федоровым в 2008 году, когда мне действительно было 15 лет. Но наши отношения вышли за рамки дружбы уже после того, как мне исполнилось 16 лет (возраст согласия). Своим постом я не пыталась обвинить его в каком-либо насилии».
Сам Федоров в Instagram заявил, что жалеет о причиненном Маркович вреде. Он подчеркнул, что встречался с ней «в 2011-2012 годах». Об этих отношениях ранее говорил и Шокк — в 2019-м в его Instagram-аккаунте появился рассказ о конфликте с Жиганом в трех частях (ныне удаленный, однако опубликованный порталом Rap.ru), начинавшийся с упоминания бывшей девушки Мирона: «Веру несколько лет назад Мирон потрахивал еще в Лондоне будучи ее опекуном когда ей было 15» (орфография и пунктуация сохранены).
Параллельно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону появились баннеры с фразой «Когда альбом» — той самой, которой фанаты на протяжении трех лет донимали Оксимирона в соцсетях. Помимо этого, в закрепе Twitter-аккаунта Мирона появился старый твит с цитатой из второго тома «Властелина колец» (к работам Толкина рэпер часто обращался в текстах своих песен): «Жди меня с первым лучом солнца. Я приду на пятый день, с Востока». Словом, все указывало на то, что альбом вскоре выйдет, но когда — неизвестно.
Поначалу многие поклонники ожидали выхода пластинки 5 ноября, но вместо нее Мирон выпустил еще один клип, анимационный, на песню «Цунами». Этот фьюжн рока и рэпа, по-видимому, тоже автобиографичен — лирический герой в треке «входит в руководство» (Booking Machine?), почти достигает успеха, однако затем переживает неожиданный провал, сравнимый по силе с цунами. За этим следует продолжительная работа над собой, нормализация состояния — и новое цунами.
8 ноября Оксимирон выпустил еще один клип, на песню «Организация». В треке, напоминающем то ли гимн, то ли заговор, рассказывается о запрещенном сообществе, противостоящем диктатуре официальных властей — учитывая современные реалии, отсылка довольно очевидная. Публика восприняла клип как политическое высказывание — пользователи сайта Genius, к примеру, в строчке «Сочиняй устав, стукачок» увидели отсылку к делу «Нового величия», что, учитывая общественную активность автора, выглядит вполне резонно. Хотя, при всей иносказательности текста и замыленности визуального ряда, речь в нем может идти о чем угодно, хоть о сюжете «Ампира V» (еще одна фанатская теория).
Где содержание, братан? Я вижу прежний коленкор.
Боже, господа, как же страдал Оксимирон!
Сначала Лондон, нищета, потом лещи, предал себя,
Во всем виновна, как всегда, лишь агрессивная среда
У Славы КПСС, несмотря на всю его творческую плодотворность, диссы всегда оставались главным источником трафика на YouTube-канале — так произошло и с его треком «Жертва», за несколько дней взлетевшем в топы видеохостинга. В комментариях к ролику интернет-пользователи массово заявили о ностальгии по баттл-рэпу, которую испытали от дисса. Что наталкивает на мысль — вот уже «Дюну» пересняли, ABBA вернулась, скоро выходит новая «Матрица». Может, и баттл-рэп пора возродить? Ну, чисто для этих двоих?