что такое академический хор

Академический Хор (Краткий обзор)

Сопрано – это «лицо хора». Высокие женские или детские голоса. В церковном песнопении они олицетворяют явление божественного, неземного. В эстрадных произведениях в их звучании можно уловить все те переживания и эмоции, которые может испытывать юная девушка.

Альт – это низкие женские или детские голоса. Звучание их более приземленное и глубокое. В их пении заключена страсть и переживания, которые вызывают у людей мурашки по коже

Тенор уже не встречается в детских хорах и является составной частью лишь в мужских и смешанных. Это взрослый мужской высокий голос, который чаще всего не обладает выразительной мелодией и исполняет роль «золотой середины» между высоким женским пением и низким басовым.

Бас – опора хора. Своей звуковой «массой» они будто держат на себе, как на фундаменте, весь остальной состав. Часто на них лежит ответственность еще и за четкость ритма. Наиболее уместно будет сравнить эту партию с контрабасами в оркестре или ансамбле.

Поскольку состав хора широк (от 12 до 250 человек!), применяется он практически во всех жанрах музыки. Помимо богослужений, его можно услышать в роке, популярной музыке, джазе и даже в электронной музыке совершенно разных направлений. Это и не удивительно, ведь такой формат коллектива может передавать любые настроения и краски, которых требует музыка.
Разумеется, чтобы достичь таких возможностей, требуется колоссальный объем работы. Причем, состоит она не только в разучивании нот и текстов – совместное пение невозможно без глубокого понимания друг друга. В некотором роде, хор – это не просто рабочий коллектив. Это одна семья.

Источник

Что такое академический хор

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хор

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорХор (др.-греч. χορоς — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella (капелла).

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек).

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорТипы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорсмешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорхор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хормужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорженский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хордетский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;

народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорвокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хоркамерные хоры — от 20 до 30-50 участников;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорсредние хоры — от 40 до 60-70 участников;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорбольшие хоры — от 70 до 120 участников;

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорсводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

Хоровое пение является одним из основных видов музыкально–практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания оно выполняет несколько функций.

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорВо–первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают некоторые черты фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хорВо–вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения.

В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.

Источник

Академический хор

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хор

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хор

Хор (др.-греч. χορός «толпа»), также хорово́й / пе́вческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи [1] ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Содержание

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.

Типы хоровых коллективов

что такое академический хор. Смотреть фото что такое академический хор. Смотреть картинку что такое академический хор. Картинка про что такое академический хор. Фото что такое академический хор

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.

Источник

«Хоровой коллектив. Типы и виды хоров»

1. Характеристика хорового коллектива……………………………………….6

5. Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением..14 Заключение ……………………………………………………………………. 19

Список использованной литературы и источников ……………………….22

Многие участники самодеятельных хоров, получившие певческие навыки, пополняют собой ряды артистов профессиональных хоровых коллективов. Бурное развитие хоровой самодеятельности в Советском Союзе продолжалось до 1990-х гг. В этот период в стране произошли перемены как в политической, общественной, экономической и культурной сферах, произошла переоценка ценностей, и интерес к хоровой самодеятельности стал пропадать. В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические виды искусства теряют популярность. Таким образом, ослабевает развивающая роль искусства, усиливается его развлекательная сфера, что особенно явно выражается в деятельности средств массовой информации. Это касается и хорового искусства, в частности хоровой самодеятельности.

Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:

— развитие у участников интерес и любовь к хоровому пению;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;

— формировать художественный вкус;

— развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;

— прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;

Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений.

Объект: Хоровой коллектив. Типы и виды хоров.

Цель курсовой работы : раскрыть сущность понятий хоровой коллектив, типы и виды хоров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить определение хорового коллектива.

2. Охарактеризовать типы хоров.

3. Охарактеризовать виды хоров.

5. Выявить функции хормейстера, а также репертуар и работу над хоровым произведением.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.

Характеристика хорового коллектива

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. [1, с. 362]

Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a’cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. [2, с. 154]

Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамбля и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии. [7, с. 58-59]

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе. [10, с. 118-119]

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие. [11, с. 209-210]

Хор, состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским.

Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским.

Хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: «до» первой октавы – «ре» второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «ля» малой октавы – «ре» второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «до» малой октавы – «ля» второй октавы.

В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный. [4, с. 131]

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более четырех октав «соль-ля» контроктавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Диапазон «ля» контроктавы – «до» 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Диапазон от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями. [12, с. 85-86]

Понятие вид хора связывается с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Таким образом, под понятием вид хора подразумевается характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.

Однако следует заметить, что количество самостоятельных хоровых партий не учитывает эпизодических разделений ( divisi ) одной из хоровых партий. Например, если четырехголосие в смешанном хоре (С, А, Т, Б) сменяется на пяти-, шести-, семиголосный, ибо здесь увеличение количества голосов эпизодическое.

Хоровые партитуры, насчитывающие более четырех голосов и, следовательно, называющиеся пяти- (и более) голосными видами хоров, встречаются редко. Чаще можно встретить четырехголосные виды хора с эпизодическим разделение одной из хоровых партий. [5, с. 72-73]

При divisi хоровое изложение гармонически насыщается и появляется возможность исполнения многозвучных аккордовых сочетаний диапазоном до четырех октав, однако сила звучания таких аккордов несколько ослаблена. [8, с. 182]

Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.

Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. [9, с. 74]

Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.

Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий зевок, высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.

Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.

Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.

Помимо выше перечисленных средств музыкальной выразительности есть и другие: цезура, нюансы, темп, фермата, тембр и др.

Полноценное, правдивое исполнение хорового произведения может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств музыкальной выразительности. [6, с. 54-55]

Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением

Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролёром качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.

Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.

Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора. [13, с. 301-302]

Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего, определить, что это будет за коллектив, какой контингент участников в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни города, района.

Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и обще музыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной. [2, с. 201]

Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все участники и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных.

Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим озвучивателем написанного.

Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.

Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.

Одна из ведущих задач хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности человека, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. [13, с. 402]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *