что такое алфавит для детей
Конспект занятия по развитию речи «Алфавит»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.
Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;
формировать умения пользоваться алфавитом.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.
— проявление творческого отношения к процессу обучения.
-понимание причины успеха в учебной деятельности.
-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— давать оценку своим действиям, оценивать результат;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
-слушать и понимать речь других;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
— усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
Организация образовательного пространства
литературное чтение, математика.
Ход урока.
-Встало солнышко с утра, заниматься нам пора!
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем!
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель:- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово. (алфавит) (магнитная азбука) вит ал фа
-Кто может сформулировать тему урока?
-Верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.
3. Минутка чистописания.
Учитель: Записываем число.
Сейчас у нас минутка чистописания.
— Какая задача стоит перед нами? (Писать красиво).
— Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т. д).
-Игра «Третий лишний»
-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х А
-Назовите сочетания букв: хл хо хр.
-Выпишите из 1 задания согласную букву х, слог – хо. (у доски)
-Запишите в тетради.
—Подчеркни букву и слог, которые особенно удались. Обменяйтесь тетрадями, обведите те буквы в тетради соседа, которые вам понравились.
-Есть ли совпадения?
-Оцените свою работу.
4. Словарная работа.
-Работа по электронному приложению.
-Придумайте предложения со словом «хорошо».
-А теперь поработаем группами. (Деформированное предложение)
-Как вы думаете, какое будет задание?
-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.
-Запишите предложение в тетрадь. (Как хорошо уметь читать)
-Взаимопроверка. (в парах)
5. Работа по теме урока.
То снег, то дождь пошёл.
Прекрасен этот мир!
-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?
-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?
-Легко ли вам было его найти?
-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?
— Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
2)-А где ещё используется алфавит?
(Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит)
3)-А что такое алфавит? (Расположение букв в определённом порядке.)
-По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?
-Давайте убедимся в этом, прочитав сведение об алфавите из толкового словаря Владимира Ивановича Даля
Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и получилось русское слово АЗБУКА. Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения маятника)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
3)Русский алфавит.
-Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10)Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)
-Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.
Упражнение № 1 стр. 52.
-Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.
-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
4) Упражнение по электронному приложению. Найдите место буквы в алфавитном порядке.
5)Выполнение упражнения № 1 в рабочей тетради стр. 26.
6)Самопроверка, оценивание своей работы.
7)Игра «Угадай слово»
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)
А где ещё используется алфавит?
8. Закрепление изученного материала
Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задания по группам.
-Взаимопроверка. Оцените свою работу.
Учитель: Вы смогли выполнить задания? Были ли у вас затруднения? Как решить эту проблему? Ваши суждения?
Итак, к какому выводу мы пришли? Давайте сравним наши мысли с выводами ученых (печатная тетрадь, с. 18). Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова?
9. Проверочная работа.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Что такое алфавит?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Кто уже запомнил алфавит?
-Кому ещё нужно немножко потренироваться?
-Оцените свою работу на уроке.
11. Поведение итогов.
-Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.
Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы Программные задачи: 1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; 2. Учить детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь.» Программное содержание: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь; упражнять детей.
Конспект занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию «Вода и ее свойства» Цель занятия: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Задачи занятия: 1. Познакомить.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.
План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Задачи. 1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука.
Что такое алфавит для детей
Азбука с пеленок, методики чтения по кубикам Зайцева — современные родители стараются вырастить маленьких гениев, пока малыши еще лежат в кроватках и даже говорить-то толком не умеют. Стремление обучить с младенчества азбуке не знает границ. Рассмотрим рекомендации, как помочь ребенку запоминать буквы, чтобы это было и интересно, и полезно.
В возрасте до 3 лет
Желание научить ребенка литерам идет оттого, что у малышей отлично функционирует память. Поэтому по отношению к ним применяется простое заучивание. Естественно, ребенок в столь нежном возрасте еще не понимает, что это и зачем нужно, но запомнить буквы вполне может.
Помочь малышам запоминать алфавит может и кулинария. Для этого достаточно выложить блюдо, например, картофельное пюре, на тарелку в виде той или иной литеры. Как вариант, можно испечь печенье-алфавит или купить для ребенка макароны из букв. Отличным методом станет и следующая система, в чем-то сродни игре. Возьмите макаронины, мармеладки, сухарики и складывайте буквенную композицию из них. Ребенок обязательно оценит такой вариант.
Как работать с детьми постарше
Малышам постарше для обучения азбуке используйте магнитные доски с алфавитом. Передвигая и переставляя буквы по поверхности, можно быстро освоить их названия и звучания и даже приступить к составлению слогов и слов целиком. Используйте в качестве обучающего материала специальные кубики или таблички. Плюс обучения ребенка в возрасте постарше — он уже начинает понимать, что это такое и зачем их нужно учить.
Современные малыши любят гаджеты — смартфоны, планшеты и прочие девайсы. Применяйте их для обучения алфавиту. Тем более что есть много ярких игровых приложений, которые позволят быстрее освоить азбуку. Естественно, в этом случае необходимо четко дозировать время работы с девайсом — оно не должно превышать 15 минут.
Стараясь привить дошкольнику любовь к родному языку, не давите на него. Мягко и с интересом рассказывайте историю алфавита, подключая фантазию и проявляя немного творчества, чтобы дело пошло вперед. И тогда ребенок быстро научиться читать. Чтобы малышу стало интересно и любопытно, стоит придумать свою авторскую методику, опирающуюся на знаниях и умениях именно вашего ученика. Он за это позже будет только благодарен.
Урок 4. Изучение алфавита
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
Изучение алфавита и букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка и его родителей. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Поэтому очень важно знать, как выучить алфавит с ребёнком. Здесь необходим организованный подход, а занятия должны проходить в увлекательной и понятной форме.
Содержание:
Учим буквы: с чего начинать?
Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.
Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.
Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.
Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.
Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:
Развитие познания
Базовые знания
Развитие речи
Развитие эмоциональной сферы
Уровень общения
Уровень физического развития
Развитие зрительных способностей
Развитие слуха
Интерес к чтению
Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.
Советы психологов
Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:
Методика изучения гласных/согласных
Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.
Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.
Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите звук Д, а не букву ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.
Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка
3-4 года
Чтобы быстро обучить ребёнка 3-4 лет, нужно начинать с простых букв (тех, что чаще всего употребляются в речи). После этого постепенно переходить к сложным и более редким. Так он лучше и быстрее запомнит слова.
За одно занятие нужно учить только одну букву. Не стоит проводить « уроки » ежедневно – лучше делать это с интервалом в два-три дня.
Результат закрепляйте с помощью карточек, вырезайте буквы из бумаги или ткани, лепите из пластилина или теста. Каждый раз перед новым звуком повторять пройденный материал. В 3 года ребёнку будет интересно послушать и выучить весёлую песенку или стишок с алфавитом.
В этом возрасте не нужно заставлять и торопить ребёнка. Школа ещё не скоро, быстрая подготовка к ней не требуется. Занятия проводите только по желанию крохи.
Важно учесть следующие моменты во время обучения трёхлеток:
С четырёхлеткой проводить занятия проще. В этом возрасте у детей более развиты процессы восприятия и анализа абстрактной информации. К картинкам можно добавить пазлы, магнитные буквы, кубики, привлечь сказки, стишки, наклейки, плакаты. Для лучшего запоминания называйте буквы и пишите их сразу же, побуждайте ребёнка изображать их ручкой, карандашом, мелом.
Попробуйте интересную и довольно эффективную методику: складывать буквы из простых подручных средств – пуговиц, палочек, песка.
С четырёхлетним ребёнком учить алфавит можно через следующие игры:
5-6 лет
5-6 лет – это самый оптимальный возраст для обучения ребёнка алфавиту, и как следствие – чтению. Он должен правильно говорить и произносить звуки. Если с этим есть трудности, стоит посетить логопеда. В этом возрасте занятия перестают носить чисто игровой характер. Ребёнку нужно рассказать, зачем ему нужно знать азбуку. Например, сказать, что теперь он сможет самостоятельно читать книжки.
Родители дошкольников могут приобрести прописи, в которых ребята будут выполнять различные обучающие задания. Неплохой вариант – « Первые слова. Прописи для дошкольников. С заданиями. 5-6 лет » – издание под авторством Петренко С.В. Это пособие не перегружено упражнениями, слова даны в увеличенном виде. Плюс ко всему, по выполнении задания ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу (обвести солнышко с соответствующей оценкой) – это позволит малышу почувствовать, каково быть школьником.
Для обучения можно использовать методики 4-леток (раздел выше). Но увеличить время изучения (сделать процесс более длительным), заниматься через день и быть более настойчивыми. Также можно использовать обучающие карточки, картинки. Собирать буквы из пазлов и вырезанных деталей, лепить и рисовать. В таком возрасте ребёнку будет интересна игра с мячиком – бросайте ему мяч и называйте любое слово, а он пусть бросает мяч в ответ и называет первую букву этого слова.
Пример игры, способствующей обучению ребёнка слогам
Для игры понадобятся ножницы, бумага и карандаши.
Суть: ребёнку предлагается нарисовать машинку или домик, в котором будет окно. По боковым краям окошка сделать надрезы. Подготовить бумажную ленту, разместить на ней гласные буквы: А, О, Е, Ы, У, И, Э, Я (учитывайте, что ширина ленты должна поместиться в надрезы на окне). Затем приклеить прозрачный кармашек – он будет располагаться непосредственно перед окошком (для этой цели подойдёт кусочек полиэтилена). В этот кармашек по очереди вкладывать согласную букву Л, Н, М (выбирайте самые простые буквы), после чего вставить в окошко ленту с движущимися гласными, протягивать её, показывая ребёнку, как получить слоги.
7 лет
Дошкольников обучают буквам с помощью элементов классических занятий – книг, букварей, азбуки, прописей. Ребёнка нужно научить не только произносить звуки, но и изображать буквы на письме. Целью уроков является не только азбука, но и обучение организации собственного времени. Ребёнок учится делать уроки по расписанию, в одно и то же время, уделяя выполнению работы как минимум полчаса.
После того, как ребёнок выучил согласные буквы, можно пробовать составлять слоги. С этой целью можно использовать кубики, пазлы, рисовать слоги на доске.
Полезным приобретением станет электронный букварь. С его помощью занятие превращается в увлекательную игру. В выборе букваря обращайте внимание, чтобы робот произносил звуки, а не буквы. Кроме этого, используйте специальные рабочие тетради, а также просите ребёнка, чтобы он как можно больше разговаривал – рассказывал о прошедшем дне, пересказывал сказки.
Будущему школьнику будут интересны теоретические занятия в виде обучающих мультфильмов. Можно вырезать буквы и клеить их в виде аппликаций.
Отправляя ребёнка в первый класс, родитель переживает не только за уровень подготовки своего ребёнка, но и за здоровье, безопасность, адаптацию юного школьника в новых условиях. Чтобы меньше волноваться за ребёнка и вовремя реагировать на все проблемы, купите ученику детские смарт-часы или установите приложение « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay. Так вы сможете всегда знать, где ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него!
Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.
Игровые методики
Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:
Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.
Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.
Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.
Классическое обучение
Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.
Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:
Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.
Авторские методики
Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.
Методика Полякова
Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:
Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.
В этой технике используют карточки с буквами.
Кубики Зайцева
С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.
Главные принципы занятий:
Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.
Применение карточек Домана
Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.
Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.
Выбираем букварь
Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать. Для этого важно правильно выбрать букварь:
Краткий обзор современных букварей
Секреты и советы для родителей
Для успешного процесса обучения рекомендуется следовать простым советам педагогов:
Зная, как выучить с малышом алфавит, можно правильно подготовить его к школе. Не нужно требовать от детей больше, чем они могут запомнить. Не нужно ругать, если что-то не получается. Соблюдая несложные советы педагогов, психологов и логопедов, можно быстро и легко выучить алфавит!