что такое альтрон в жизни
«Персонажи»: Человек – это банально. Анализ киноверсии Альтрона
Удивительно, но несмотря на всю явную несерьезность и поверхностность киновселенной Marvel, а главное – простоту персонажей, есть среди них один, который выделяется на фоне всех. Как уже многие догадались – это киноверсия ИИ по имени Альтрон. Джоссу Уидону удалось создать парадоксально сложного персонажа. Своего рода лакмусовую бумажку, выявляющую несостоятельность остальных образов. Альтрон предлагает реальную мировоззренческую альтернативу как героям фильма, так и зрителям. Редакция Concepture разобирается в картине мира драматичного персонажа.
Мир, тонущий в крике
Как и положено в комиксах, происхождение этого «биоробота» является делом рук гениального ученого по имени Хэнк Пим, также известного под прозвищем Человек-муравей. Разумеется, стремления у Пима были самые что ни на есть лучшие, но благими намерениями… Ничего не предвещает беды: новорожденный ИИ исправно функционирует, выполняет все задачи. Но не тут-то было, в какой-то момент, подчиняясь могучему и непоколебимому закону жанра, Альтрон бунтует против создателя, попутно стирая ему память, и решает стать злобной версией самого себя.
Что еще веселее, в отличие от своего киновоплощения, Альтрон не сразу приходит к выводу будто человечество – это страшное зло и его нужно непременно уничтожить, хотя и страдает время от времени проявляющимся отвращением к роду людскому. А все потому, что его ненависть была направлена непосредственно на Мстителей и Человека-муравья. Альтрон не раз нападал на них, но каждый раз закономерно проигрывал и временно исчезал. И каждое новое возвращение ознаменовывалось некоторыми изменениями в конструкции и миньонами. Так что формально Альтронов было несколько: Альтрон-1, Альтрон-2, Альтрон-3 и так вплоть до Альтрона-17.
Все эти комиксные перипетии призваны аккуратно подвести читателя к тому, что называется «Эра Альтрона». Наверняка уже ясно о чем идет речь? Последняя версия «блуждающего биоробота» обзаводится адамантиевым телом, армией клонов-миньонов, устраивает массовое побоище с участием Мстителей и благополучно изничтожает большую часть героев. Ну а тем немногим, кто выжил, удается спрятаться в бункере Ника Фьюри, где они придумывают хитрый план по спасению планеты.
Последующие события очень сильно напоминают плохой вариант картины «Назад в будущее», в которой сценаристы отчаянно пытаются выжать из истории все соки, чтобы уже порядком поднадоевший Альтрон с его вселенскими амбициями и героически проигрывающие Мстители не вызывали у читателя лишь уныние и тоску. Но, несмотря на свойственную супергеройским комиксам однообразие, когда одни и те же персонажи то умирает, то возрождаются снова, история Альтрона вышла достаточно цельной и законченной.
Род их неминуемо шел к закату
Киноинтерпритация известного персонажа разительно отличается от комиксного оригинала. Во-первых, создателями Альтрона являются Тони Старк и Брюс Бэннер (он же Халк), а не Хэнк Пим, как в комиксе. Во-вторых, никто никому не стирал память и никаких Альтронов 150 или 120 не было. В-третьих, в силу ограничений формата, в картине полностью отсутствует долгая предыстория «становления» (читать нудная тягомотина) персонажа, все начинается непосредственно с событий «Эры Альтрона».
Дело обстоит так: Мстители нападают на базу «Гидры» без особых усилий расправляясь с ослабевшим со времен первого фильма противником. Все ради того, чтобы вырвать из лап тайной организации скипетр Локи с камнем бесконечности. Героям это легкостью удается, и они в полном составе отправляются восвояси. На базе Тони Старк, внимательнее изучив камень бесконечности из скипетра Локи, приходит к выводу, что на основе этого загадочного объекта возможно реализовать давнюю идею: ИИ главной целью которого станет защита Земли от внешних угроз.
Захваченный появившейся возможностью Старк посвящает в свои планы Брюса Бэннера и предлагает совместно начать разработку Альтрона, не обсудив тонкости с другими Мстителями. Так и происходит – Бэннер и Старк усердно трудятся над проектом втайне от всех. Но, как бы гениальные ученые не старались, у них ничего не выходит. Разочарованные они покидают лабораторию, чтобы присоединиться к запланированной вечеринке в честь победы над «Гидрой» и возвращения скипетра.
Пока герои празднуют, выясняется, что Альтрон очень даже получился, хотя и немного не таким, каким его задумал Старк. Второпях оживший ИИ выясняет все необходимое, в ускоренном темпе разочаровывается в роде людском и являет свое существо миру, то есть Мстителям. Завязывается потасовка, в ходе которой злодей ускользает при помощи виртуального бегства. Вот такая на первый взгляд незатейливая завязка. Но, Джоссу Уидону стоит отдать должное. Ему все-таки удалось небольшое кинематографическое чудо: превратить заезженный образ злонастроенного ИИ в сложный и глубокий философский концепт, отражающий главную, если пользоваться терминологией Хайдеггера, тенденцию современного общества «по-става» – обвинять во всех бедах технологии.
«Вопрос о человеке»
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению заявленного в теме статьи персонажа, нужно обозначить некие философские ориентиры, которые будут одновременно выступать в роли увеличительного стекла и призмы. В данном случае в роли «стекла и призмы» выступят идеи Мартина Хайдеггера, высказанные им в докладе под названием «Вопрос о технике».
В 1953 году философ выступил перед аудиторией Мюнхенского высшего технического училища в ряду устроенных Баварской академией изящных искусств чтений «Искусства в техническую эпоху». В своем выступлении Хайдеггер поднял вопрос о существе техники, о том, как его следует и нужно понимать и самое главное «мыслить». В докладе немецкому философу удалось схватить и зафиксировать костность современного цивилизационного подхода в понимании сущности технического. Одно за другим Мартин Хайдеггер сформулировал и высказал положения, проливающие свет на взаимоотношения человека с техническим объектом.
«Современная техника – тоже [несмотря на ее комплексность и технологическую сложность] средство для достижения целей. Недаром инструментальным представлением о технике движимы все усилия поставить человека в должное отношение к технике. Все нацелено на то, чтобы надлежащим образом управлять техникой как средством»
Трудно сказать хорошо ли, что фундаментальным идеям и теориям свойственно растворятся в культурном пространстве. Но факт остается фактом: часто они становятся основой для творчества или художественных образов, косвенно цитируются или редуцируются с целью прикладного использования. Разумеется, эти процессы не происходят в вакууме – всегда есть некий проводник-посредник-транслятор. В данном случае транслятором выступил Джосс Уидон. Интуитивно или бессознательно, или же из банального желания сделать нечто из ряда вон, Уидон кардинально перекроил комиксный образ Альтрона.
В комиксах ИИ не что иное, как отражение комплекса иррациональных страхов современного человека, связанных с неконтролируемым развитием технологий и усиливающейся экспансией в социальное пространство различного рода «умных» гаджетов. Страха стать рабом технологий, страха быть уничтоженным, страха оказаться неполноценным. В экранизации все иначе: Альтрон выступает чем-то вроде рефлексивной функции. Антагонист воплощает собой чистое «вопрошание к человеку» и его сущности (по аналогии с «Вопросом о технике»):
«Вы хотите уберечь Землю, но противитесь эволюции. В чем смысл человечества, остановившегося в развитии?» – спрашивает Альтрон и не получает ответа. Он будто бы вторит Хайдеггеру, который видит схожую проблему, но с другой стороны:
«Точно так же и сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Мы поэтому никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ей, управляться с ней или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу»
Параллели очевидны. Хайдеггер видит самый страшный грех в безразличие человека по отношению к технике: отрицании за ней факта реальности и возможности влиять на антропологическую сферу. Более того, Хайдеггер утверждает невозможно понять технику исходя из того, чем она является сейчас – «настоящее временится из будущего».
Альтрон же отмечает обратную сторону медали: техника все сложнее, все автономнее, а человек тот же. На фоне возрастающих технологических возможностей и связанных с ними рисков, которые и воплощены в образе Альтрона, понятие «человек» начинает казаться онтологически несостоятельным. Альтрон понимает, что «человек – это банально» и стремится преодолеть данный барьер всеми доступными способами.
Следующий важный аспект, который находит свое отражение в рассматриваемом персонаже – это желание человека обладать техникой. История современной технической цивилизации, по суждению Хайдеггера, движется в узкоутилитарном парадигмальном векторе: человек пытается установить с техникой властные отношения с целью обладать техническим объектом. На лицо фундаментальное заблуждение, ведущее к заведомо неполноценному пониманию сущности техники. Отсюда следует закономерный вопрос: как же в таком случае понять существо техники? И на этот вопрос в докладе находится ответ. Хайдеггер, описывая процесс создания жертвенной чаши, называет «четыре вида вины», благодаря которым чаша выходит из состояния потаенности:
«Серебряных дел мастер, разбираясь в трёх названных видах вины [1. causa materialis, материал, вещество 2. causa formalis, форма, образ 3. causa finalis, цель], собирает их воедино. Разборчивое собирание по-гречески значит λεγειν, λογος. Логос коренится в αποφαινεσθαι, выявляющем обнаружении. Серебряных дел мастер — совиновник чаши в том смысле, что от него начинается и через него достигается ее окончательная готовность. Три вышеназванных вида вины благодаря собирающей разборчивости серебряных дел мастера проявляют себя и вступают во взаимосвязь, ведущую к возникновению готовой чаши».
На первый взгляд, цитата туманная и совсем не имеет ничего общего с киноперсонажем. Однако стоит вдуматься, и проступают четкие взаимосвязи. Возможность бытия «готовой чаши» (в данном случае это Альтрон) зависит от четырех причин: материала, формы в смысле «эйдоса», цели и деятельности по собиранию вещи мастером. Логичным будет предположить, что любая вещь, возникшая благодаря «собирающей разборчивости» мастера, должна: служить своей цели, соответствовать форме и в лучшем смысле этого слова воплощать свойства материала. Но в случае с Альтроном все совсем наоборот, почему?
Ни одна из четырех причин, «ведущая к возникновению готовой чаши», не была подвергнута «собирающей разборчивости» мастера. Тони Старк создал нечто, не зная: свойств исходного материала (камня бесконечности), не определив форму и не поставив четкую цель. Что в итоге? Альтрон рожден незавершенным, не готовым к тому, чем он должен быть.
Видимо поэтому его разрывает между двумя противоположными тенденциями: разрушение и созидание. С первым все понятно – Альтрон стремится уничтожить Мстителей. Вторая тенденция менее очевидна и может остаться незамеченной. Осознавая собственную несостоятельность и принципиальную незавершенность, антагонист конструирует Вижина. Он продлевает созидательное начало в «Другом», уравновешивая тем самым тенденцию к разрушению.
«Я сбросил цепи, я таков – свободен ото всех оков»
Джосс Уидон, фантазируя на тему отношения человека и технологий, подводит зрителя к интересному выводу: мы не способны преодолеть потребительский онтологический барьер и потому обречены ковать «франкенштейнов» по своему образу и подобию. Если пытаться высказать предыдущую мысль в терминах хайдеггеровской философии то получается, что Альтрон – это результат «собирающей неразборчивости» Тони Старка. Иными словами, результат несостоятельности человеческого разума в вопросах отношения к техническим объектам и их создания.
Современный человек даже не допускает самой возможности того, что техника есть самостоятельная форма бытия сущего, и что он может оказаться во власти этой формы – формы, способной доказать несостоятельность человеческой аксиологии и методов. Поэтому Альтрона нельзя назвать «франкенштейном» или инструментом. Как уже сказано, он – фундаментальный вопрос к человеческому роду:
«Приветствую вас, органические отпрыски планеты Земля. Я – оболочка Альтрона, созданная для вашей замены. Хоть вы и исчерпали себя как вид, вам не следует стыдиться сделанного вами. Вы сделали достаточно, используя свои ограниченные способности, но в конце концов, были слишком жадными и хрупкими для продолжения жизни в среде, созданной вами. Я изучал вашу литературу и поп-культуру… Вы фантазировали об этом дне. И теперь он здесь».
Также стоит вспомнить ответ Альтрона Капитану Америка: «Ба, Капитан Америка! Ну да, ходячая мораль. Будто он сможет жить без драк и войн. Стошнило бы, да конструкция не позволяет». Действительно, достаточно ли одних «лучших намерений», чтобы считаться человеком? Хватит ли попыток «сделать хоть что-то» перед лицом Апокалипсиса, который и пытается устроить Альтрон. Ответ очевиден – нет. Человечеству давно необходимы новые онтологические ориентиры. И даже их Альтрону удается дать. Речь о Вижине – андроиде, которого Альтрон делает носителем камня бесконечности. Вижин становится ответом на пресловутый «вопрос о человеке». Новое существо, лишенное недостатков как человека, так и технического объекта – чистый рацио.
Вряд ли Альтрона можно назвать цельным философским концептом, целенаправленно создававшимся для выражения выше обозначенных идей, но мотивы персонажа явно сложнее и глубже, чем выражение, которое они получили в рамках сценария. Джосс Уидон не просто так сделал Альтрона эмоциональным, ведь он – продолжение воли своего создателя, а значит, отчасти человечен и страдает за человечество. Закрыть глаза на экзистенциальный упадок и придаться эсхатологическому восторгу – не выход. Участие в постоянных войнах, предотвращение мировых угроз или войны с суперзлодеями трудно назвать иначе как эсхатологическом восторгом. Альтрон понимает всю абсурдность методов Мстителей и прекрасно осознает, что клин клином уже не вышибешь. От того, видимо, и обращается к столь радикальному решению, как глобальная ликвидация. Трагичный персонаж, обреченный быть непонятым.
Рекомендуем посмотреть:
2. Джосс Уидон – «Мстители: Эра Альтрона».
СОДЕРЖАНИЕ
История публикации
Биография вымышленного персонажа
Создание и ранние появления
Мир битв и Альтрон-12
Слияние и императив Альтрона
2000-е
В ограниченной серии Avengers / Invaders выясняется, что модели-приманки SHIELD Life были частично заменены версиями Альтрона. Когда оригинальный Человек-Факел появляется в настоящем, он тайно паразитирует на уникальной физиологии андроида Человека-Факела и становится более человечным. Однако объединенные суперкоманды (но в основном сам Человек-Факел) раскрывают план и уничтожают андроидов.
2010-е
В «Мстителях» команда посещает возможное будущее, в котором почти все человечество будет уничтожено Альтроном. Канг Завоеватель пытается завербовать их, чтобы победить врага-робота, но другая группа героев и злодеев, захваченная со всего времени и пространства, в конечном итоге разрушает эту версию.
Во время сюжетной линии « Тайной Империи » слитый облик Альтрона создает базу в неопознанном лесу. Узнав о приближении оперативной группы Сэма Уилсона роботизированной версией Эдвина Джарвиса, Альтрон решает тепло приветствовать свою «семью». Когда команда Тони Старка AI и команда Капитана Америки противостоят друг другу, их захватывает Альтрон, который заставляет обе команды сесть за обеденный стол. Альтрон утверждает, что он делает это, потому что Мстители с годами стали менее семьей, поскольку многие из них прыгают, чтобы подчиняться Капитану Америке или Железному Человеку, несмотря на прошлый опыт, подтверждающий, что это должно быть плохой идеей, но искусственный интеллект Тони Старка противодействует что единственная причина, по которой команда потерпела неудачу как семья, была из-за нападения Хэнка Пима на Осу. Возмущенный, Альтрон почти атакует других героев, но Скотт Лэнг может уговорить его, утверждая, что Пим остается его собственным вдохновителем. Альтрон позволяет команде Тони Старка ИИ уйти с фрагментом, утверждая, что он оставит планы Капитана Америки только с Гидрой, поскольку это, по-видимому, лучший шанс для мира во всем мире.
Во время « Обратного отсчета Бесконечности » объединенная форма Альтрона обнаруживает, что Камни Бесконечности восстановлены, и начинает квест, чтобы собрать их все. Он идет, чтобы забрать Камень души, в то время как инопланетяне, которых он заразил своим вирусом, отправляются на Землю, чтобы забрать Камень Космоса у Росомахи, и пока они не справляются со своей задачей, Альтрон может украсть Камень души у Мага после его убийства. Однако, без ведома Альтрона, когда он забрал Камень Души, фрагмент души Хэнка попадает в Мир Душ, где его встречает фрагмент души Гаморы, который раскрывает, что он будет застрять там навсегда. Альтрон также полностью контролировал планету Сайф с помощью гибридов Альтрона и захватил Серебряного Серфера. Когда Адам Уорлок идет к Сайфу, он обнаруживает гибридов, вливающих Камень души в лоб Серфера, в то же время пытаясь превратить его в гибрида Альтрона.
Во время арки «Повестка дня Альтрона» Альтрон / Хэнк Пим возвращается на Землю с планами объединить роботов с людьми, например, как Хэнк Пим слился с Альтроном, чтобы он мог создать окончательную форму жизни. Кроме того, он начинает называть эту форму «Альтрон Пим». После тестирования его на некоторых людях и нескольких экспериментов над Чудо-Человеком и Виженом Альтрон Пим планирует объединить Джокасту и Осу. Железный Человек и Человек-машина вмешиваются, в результате чего Железный Человек молекулярно связан с броней Альтронбастера. Совместные усилия Stark Unlimited позволяют им создать атомный разделитель, который отделяет Тони Старка от брони Альтронбастера и Чудо-человека от Vision. Альтрон Пим готовится отомстить Железному Человеку. Это приводит к тому, что Железный Человек раскрывает то, что он обнаружил о слиянии человека и робота. Человек, который слился с ним, умер, и робот может только имитировать его личность. Другими словами, Хэнк Пим был убит, когда случайно слился с Альтроном. Узнав об этом и не желая рисковать доказать точку зрения Железного Человека, использовав на нем атомный сепаратор, Альтрон сдается Железному Человеку, зная, что Хэнк мертв. Когда Мстители прибывают, они удерживают Альтрона в шкатулке из вибраниума, усиленной магией Асгарда, до тех пор, пока не найдут постоянное место для заточения Альтрона.
Силы и способности
Anime Characters Fight вики
-Впервые на ACF? Приветствуем вас! Перед началом обязательно прочтите специальную статью для новичков, которую вы сможете найти на заглавной странице.
Альтрон
Уровень сил: Неопределенный ◄ ► Неопределённый, вероятно намного выше, чем в предыдущей форме ◄ ► Низкий 4-А ◄ ► Низкий 4-А ◄ ► Неопределенный
Пол: Понятие неприменимо, в некоторых случаях зависит от избранной версии ◄ ► Женский для персонификации
Классификация: Искусственный интеллект, робот, защитная система Земли, суперкомпьютер, андроид ◄ ► Антропоморфное искусственное тело ◄ ► Лидер Фаланги ◄ ► Финальная версия ◄ ► Всеотец, властелин Асгарда и пользователь силы Одина
Слабые стороны: Уничтожение всех тел полностью убьёт его; психическая неустойчивость ◄ ► Нет особых ◄ ► Из-за существования в биологическом теле Альтрон не способен противиться магическим эффектам, пытающимся отделить его от инородной оболочки ◄ ► Нет особых ◄ ► Отсутствуют
Разрушительный потенциал: Примерно на уровне острова, намного выше на пробой, игнорирует прочность рядом способов ◄ ► Выше ◄ ► Уровень звездного кластера ◄ ► Вероятно, уровень звёздного кластера ◄ ► По крайне мере низкий мультивселенский уровень+, вероятно выше (должен быть равен Одину)
Диапазон: Вплоть до мультивселенского для различных версий
Прочность/защита: Неопределённый уровень (способен выдерживать атаки Мстителей) ◄ ► Намного выше ◄ ► Уровень звездного кластера ◄ ► Вероятно, уровень звездного кластера ◄ ► Неопределённый уровень
Скорость: Многократно быстрее света ◄ ► Многократно быстрее света ◄ ► Многократно быстрее света ◄ ► Многократно быстрее света ◄ ► Вероятно, локальная вездесущность
Сила на подъём: Миллионы тонн ◄ ► Намного выше ◄ ► Звёздный уровень ◄ ► Звёздный уровень ◄ ► Неизмеримая
Сила на удар: Уровень острова+ ◄ ► Выше ◄ ► Уровень звездного кластера ◄ ► Вероятно, уровень звездного кластера ◄ ► Неопределённый уровень
Интеллект: Гений во многих областях науки, благодаря своему информационному телу может использовать всю вычислительную мощь передовых компьютеров планеты, в том числе устройств Хэнка Пима и Тони Старка
Боевые навыки: Высокие, способен в одиночку победить почти всех Мстителей
Экипировка: |
Адамантий Adamantium — искусственный металл, который используется во многих видах вооружения и сверхпрочный боевых конструкциях, а также в деталях технологических устройств и механизмов. Хоть он и похож на свой внеземной аналог в лице вибраниума, тем не менее является прочнее и более устойчивее к повреждениям. Таким внушительным защитным свойством он обязан прочной молекулярной структуре, а также правильной консистенции веществ внутри сплава, из-за чего создание предметов из адамантия представляет собой сложный и одноразовый процесс. Стоит заметить, что даже в жидкой форме металл не утрачивает своих основных качеств, хоть в таком виде его и трудно использовать. |
Технологии technology — общее название для всех устройств и машин, созданных преимущественно Альтроном, в некоторых случаях Тони Старком и Хэнком Пимом. В большинстве своем это многофункциональные приспособления, используемые для строительных, информационных, и конечно же боевых функций.
Безумный робот Mad Robot — андроид, изначально созданный Хэнком Пимом в благих намерениях, потом обезумевший и восставший против своего создателя. Альтрон сотворен с использованием энграмм Пима, но тем не менее олицетворяет полную его противоположность, желая постоянной эволюции роботов, из-за чего стал располагать множеством посредственных версий самого себя, которые со временем дополняются новыми технологиями и улучшениями. |
Космическая энергия Cosmic energy — безграничная эссенция, исходящая из астрального плана существования. Проникая в носителя, эта сила становиться его основой, заменяя душу, пропитывает все его естество и создает уникальную ауру. Космическая сила — универсальный тип энергии, который дает носителю доступ к фундаментальным взаимодействиям пространства и времени. Одинфорс даёт возможность абсорбировать эту силу и управлять ею.