что такое амфибрахий в литературе
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Занятие 4. Амфибрахий
1. Определение амфибрахия.
2. Распространённые амфибрахические размеры.
3. Равносложные амфибрахические размеры.
4. Разностопные амфибрахические размеры.
5. Разнообразие амфибрахических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Количество стоп и слогов в строках амфибрахия, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, приведённой выше:
В отдельных стопах реального амфибрахия на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.
Рассмотрим двустопный амфибрахий.
Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и морозы,
И путь мой далек.
Расставим ударения в четверостишии:
СтарИнные рОзы
НесУ, одинОк,
В снегА и морОзы,
и пУть мой далЕк.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: двустопный амфибрахий: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
1.2. Строки амфибрахия могут быть и более длинными:
За нашей спиною остались паденья, закаты, –
ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется думать, что черные наши бушлаты
дадут нам возможность сегодня увидеть восход.
Расставим ударения в четверостишии:
За нАшей спинОю остАлись падЕнья, закАты, –
ну хоть бы ничтОжный, ну хоть бы невИдимый взлЕт!
МнЕ хОчется дУмать, что чЕрные нАши бушлАты
дадУт нАм возмОжность сегОдня увИдеть восхОд.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» и «нАм» знаками плюс «+»:
Ключевой является первая строка, поскольку представляет собой идеальный пятистопный амфибрахий. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/14 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2. Самыми распространёнными являются 3-х и 4-х стопный амфибрахий.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь
В объятья…
Приведём авторское пятистишие к традиционному четверостишию.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь в объятья…
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА умирАет любОвь,
ВрачИ не толпЯтся в палАте.
ДавнО понимАет любОй –
НасИльно не брОсишь в объЯтья…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Расставим ударения в четверостишии:
Над мИром вечЕрних видЕний
МЫ, дЕти, сегОдня царИ.
СпускАются длИнные тЕни,
ГорЯт за окнОм фонарИ,
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «МЫ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме второй, идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!
Расставим ударения в четверостишии:
Я жЕнщин люблЮ, что в боЮ не робЕли,
умЕвших и шпАгу держАть, и копьЕ, –
Но знАю, что тОлько в пленУ колыбЕли
обЫчное – жЕнское – счАстье моЕ!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме первой, идеальный четырёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/11 слогов; рифмовка: перекрёстная: ж/м.
3. Равносложный амфибрахий.
Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и винО
НАм нУжны равнО;
Без нИх человЕк
ЗевАл бы вЕсь вЕк.
Выделим в строках стопы:
ЛюбОвь и – винО
НАм нУжны – равнО;
Без нИх че –ловЕк
ЗевАл бы – весь вЕк.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «НАм» и «вЕсь» знаками плюс «+»:
В первой и в третьей строках идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: двустопный амфибрахий: 5/5 слогов; рифмовка смежная: м/м.
3.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Вот старый Роб Моррис. А кто он таков?
Король за столом, старшина стариков.
Он славится стадом коров и свиней
И дочкой – отрадой своей и моей.
Расставим ударения в четверостишии:
Вот стАрый РОб МОррис. а ктО Он такОв?
КорОль за столОм, старшинА старикОв.
Он слАвится стАдом корОв и свинЕй
и дОчкой – отрАдой своЕй и моЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в имени собственном «РОб» и в местоимениях «ктО», и «Он» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками, позволяющими безошибочно идентифицировать четырёхстопный амфибрахий, являются чётные строки. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.
По улице Горького –
Что за походка! –
Красотка плывет,
Как под парусом лодка!
Прическа – что надо!
И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком
Губная помада!
Для определения размера стихов приведём авторское восьмистишие к традиционному четверостишию.
По улице Горького – что за походка! –
Красотка плывет, как под парусом лодка!
Прическа – что надо! И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком губная помада!
Расставим ударения в четверостишии:
По Улице ГОрького – что за похОдка! –
КрасОтка плывЕт, как под пАрусом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим оттЕнком губнАя помАда!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
В первой строке фигурирует безударная стопа. Остальные строки представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/12 слогов; рифмовка смежная: ж/ж.
А вот примеры пятистопного амфибрахия:
Усните блаженно, заморские гости, усните,
Забудьте, что в клетке, где бьемся, темней и темнее.
Что падают звезды, чертя серебристые нити,
Что пляшут в стакане вина золотистые змеи…
Расставим ударения в четверостишии:
уснИте блажЕнно, замОрские гОсти, уснИте,
ЗабУдьте, что в клЕтке, где бьЕмся, темнЕй и темнЕе.
Что пАдают звЕзды, чертЯ серебрИстые нИти,
Что плЯшут в стакАне винА золотИстые змЕи…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
Когда зарыдала страна под немилостью божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА зарыдАла странА под немИлостью бОжьей
и вАрвары в гОрод вошлИ молчалИвой толпОю,
На плОщади лЮдной царИца постАвила лОже,
СурОвых врагОв ожидАла царИца, нагОю.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
И здесь все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
4. Разностопный амфибрахий.
Осы;пались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Расставим ударения в четверостишии:
осЫпались лИстья над вАшей могИлой,
и пАхнет зимОй.
ПослУшайте, мЕртвый, послУшайте, мИлый:
ВЫ всЁ-таки мой.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЫ» знаком плюс «+»:
Первые три строки – идеальный, хотя и разностопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный амфибрахий: 12/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.
Расставим ударения в четверостишии:
а мнОго ль рассвЕтов тЫ встрЕтил в лесУ?
Не бОльше, чем двА Или трИ,
КогдА, на былИнках тревОжа рОсу,
Без цЕли бродИл до зарИ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимении «тЫ» и в двусложном союзе «Или» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками являются последние две, в них амфибрахий идеален. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ
Сегодня не слышно биенье сердец –
оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
подумать успев напоследок:
Расставим ударения в четверостишии:
СегОдня не слЫшно биЕнье сердЕц –
онО для аллЕй и бесЕдок.
Я пАдаю, грУдью хватАя свинЕц,
подУмать успЕв напослЕдок:
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над нами ветра
И рыдают и пляшут,
Бормочут дожди
В темноте.
Спят наши любимые,
Воины наши,
А нас обнимают…
Не те.
Объединим полустроки в полные строки четверостишия.
Над нами ветра и рыдают и пляшут,
Бормочут дожди в темноте.
Спят наши любимые, воины наши,
А нас обнимают… не те.
Расставим ударения в четверостишии:
Над нАми ветрА и рыдАют и плЯшут,
БормОчут дождИ в темнотЕ.
СпЯт нАши любИмые, вОины нАши,
а нАс обнимАют… не тЕ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «СпЯт» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 12/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
5. Разнообразие строф амфибрахия.
Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!
Над дивной могилой не плач, не жалей,
Что гения череп – наследье червей.
Примечание: зане – (союз. церк.) ибо, для того, потому что, т.к.
Расставим ударения в шестистишии:
ПредстАла, и стАрец велИкий смежИл
орлИные Очи в покОе;
ПочИл безмятЕжно, занЕ совершИл
В предЕле земнОм всЕ земнОе!
Над дИвной могИлой не плАч, не жалЕй,
Что гЕния чЕреп – наслЕдье червЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы шестистишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВсЁ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме четвёртой, идеальный амфибрахий. Размер шестистишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9/11/9/11/11 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/М/М.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.
Я плаваю в желтом пруду
И бредень тягаю за клячу.
Потом через поле иду
И с братом о карпах судачу. С. 100.
На красное зарево еду,
Устало роняя весло.
От лодки, неслышным следом,
Расходятся волны светло. С. 13.
Минута, другая – и солнце взойдет.
Туман опадет и растает сверкая.
Глядишь – и река золотая такая,
и чайкой береза стремится в полет. С. 68.
Даурский Багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли. С. 46.
Спасибо тебе за рассеяность звездную, ночь,
тебе, подорожник-трава, что царапины лечит.
Спасибо за лепет дождя, за язык человечий,
а проще спасибо за то, что хотели помочь. С. 160.
Послушай, послушай,
ну разве же мы виноваты,
что спели до нас (но и все же не смолк
соловей) –
про белые ночи,
скупую улыбку заката,
про черные очи и гордые дуги бровей. С. 143.
Ты небо о тучах
молила
Своим растревоженным
взглядом:
Дождем осыпалась
малина
И яблоки сыпались
градом. С. 164.
На карте Союза она не нужна,
Речонка Таруса – две пяди до дна. С. 57
С утра то и дело
в колодце гремела бадья,
да церковь белела,
бокастая, как попадья. С. 144.
А город уходит. Рябая на нем
Рубаха топорщится дыбом.
И знаешь, опять то, что было огнем,
Мелькая, становится дымом. С. 149.
Скрипели колеса. По пыльным ухабам
Телега прошла за село.
Легко было, может быть, едущим бабам,
Зато лошадям – тяжело. С. 90.
Сломалась береза.
Потом ее люди под корень срубили.
Но там,
где была не земле ее длинная тень,
еще и поныне восходят цветы голубые,
и копятся росы,
и вечером бродит олень. С. 45.
Амфибрахий: стихотворный размер и примеры стихов
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружен двумя безударными. Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов.
Пример стихов, написанных амфибрахием – «Ворожея» Данила Рудого
Происхождение термина
Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого «ἀμφίβραχυς» переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
Второе название амфибрахической стопы – брахихорей (т.е. «короткий хорей»), но данный термин в современном литературоведении почти не употребляется.
Как устроен амфибрахий
В отличие от двусложных стихотворных размеров ямба и хорея, стопа амфибрахия состоит из трех слогов в следующем порядке: безударный – ударный – безударный. Схематически это можно представить как UÚU| UÚU| UÚU| UÚU. Например:
Есть в ру́сской| приро́де| уста́ла|я не́жность,
Безмо́лвна|я бо́ль за|таённой| печа́ли…
Амфибрахий является достаточно употребительным среди трехсложных размеров. Это объясняется его большой словесной емкостью. Ритмическая группа может начинаться словом со вторым ударным слогом (таких в русском языке около 40%), а может заменить первый безударный слог односложным «вспомогательным» словом и далее использовать слова с первым сильным слогом (а это еще 40%).
Амфибрахий используется как с женскими, так и с мужскими окончаниями, т. е. полномерный и усеченный.
Разновидности амфибрахия
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные амфибрахием можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный амфибрахий
Размер этот довольно редок (как и вообще двухстопники) ввиду сложности. Состоящая из двух слов строка имеет лишь один словораздел. Например:
Отпе́то|е го́ре
Усну́ло| в груди́,
Свобо́да| и мо́ре
Горя́т впе|реди́.
Трехстопный амфибрахий
Размер достаточно распространен в числе амфибрахических. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Рифма встречается женская и мужская:
Лишь Те́рек| в тесни́не| Дарья́ла,
Гремя́, на|руша́л ти|шину́…
В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет существенную роль.
Отличный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов»:
Четырехстопный амфибрахий
Также широко распространенный размер. Вот, например, мужские и женские окончания в парном чередовании:
В песча́ных| степя́х а|рави́йской| земли́
Три го́рды|е па́льмы| высо́ко| росли́.
Родни́к меж|ду ни́ми| из по́чвы| беспло́дной,
Журча́, про|бива́лся| волно́ю| холо́дной.
Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот мужской четырехстопник с женским трехстопником:
Как ны́не| сбира́ет|ся ве́щий| Оле́г
Отмсти́ть не|разу́мным| хаза́рам.
Их се́ла| и ни́вы| за бу́йный| набе́г
Обрёк он| меча́м и| пожа́рам.
Примером четырехстопного амфибрахия является и известная песня Юрия Шевчука «В последнюю осень»:
Только не перепутайте эту композицию с другой популярной песней группы ДДТ «Что такое осень»: та, в свою очередь, написана пятистопным хореем.
Пятистопный амфибрахий
Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает сложную фразу. Вот пример с женскими и мужскими окончаниями:
Стыдли́вый| подсне́жник| над пре́лью| весе́нних| прота́лин.
Набу́хши|е по́чки| гото́вы| пробры́знуть| листво́й.
Иногда пятистопный амфибрахий встречается в соединении с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:
И ску́чно,| и гру́стно,| и не́ко|му ру́ку| пода́ть
В мину́ту| душе́вной| невзго́ды…
Жела́нья. | что по́льзы| напра́сно| и ве́чно| жела́ть.
А го́ды| прохо́дят| — всё лу́чши|е го́ды!
Великий русский поэт Александр Башлачев, неоправданно рано ушедший из жизни в конце XX века, использовал пятистопный амфибрахий в своем шедевральном лирическо-сатирическом стихотворении-песне «Похороны шута»:
Но будьте внимательны! Обратите внимание на построфные переходы от размеренного, наспешного описательного повествования к стремительным, язвительным выпадам. В этих случаях пятистопный амфибрахий меняется на трехстопный дактиль.
Шестистопный амфибрахий
Редко встречающийся размер. Представляет собой удвоенный трехстопник. Используется с обязательной цезурой после девятого слога. Вот пример с мужскими окончаниями:
Я ви́дел| норве́жски|е фьо́рды| // с их жёсткой| безду́шной| красо́й.
Я ви́дел| доли́ну| Ара́гвы,| // омы́ту|ю све́жей| росо́й…
Семистопный амфибрахий
Крайне редкий стихотворный размер, по сути являющийся соединением четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Обязательна цезура после четвертой стопы:
По у́ли|цам у́зким,| и в шу́ме,| и но́чью,| // в теа́трах,| в сада́х я| броди́л.
И, в я́вствен|ной ду́ме| гряду́ще|е ви́дя, // за жи́знью,| за су́щим| следи́л.
В данном примере рифма мужская, но возможны и другие окончания, а также усечение или наращение левого полустишия.
Амфибрахий в русской поэтической традиции
Языковая реформа XVIII столетия не сразу открыла амфибрахию свободный путь в русскую поэзию. Ломоносов основное внимание уделял дактилям и анапестам. Неуверенны и как бы случайны обращения к этому размеру и у Сумарокова.
Таким образом, в XVIII веке амфибрахических стихов было очень мало, до 1840-х годов встречаются лишь единичные примеры. Но уже скоро он стал одним из наиболее востребованных размеров.
Стихотворения, написанные амфибрахием, начали обретать популярность во времена Пушкина. Трехдольник отлично подходил для создания длинных стихотворений. С его помощью писали поэмы Некрасов и Тихонов. В качестве примера можно привести строфы из известной некрасовской поэмы «Мороз, Красный нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
Не менее охотно поэт пользовался и четырехстопником: во второй части «Русских женщин» две разновидности амфибрахия органично сочетаются между собой.
Этот размер не так музыкален, как хорей, и скорее напоминает обыкновенную разговорную речь. Амфибрахий более «спокоен», чем другие размеры: двудольники ямб и хорей, трехдольники дактиль и анапест.
Четырехстопный амфибрахий получил распространение и в творчестве других поэтов XIX века. Его часто использует Лермонтов, как в чистом виде, так и с пропусками:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Активно использовался амфибрахий и в переводах. Например, выполненный Фетом перевод известного стихотворения Р. Фроста «Другая дорога». Поэт сумел перевести произведение, сохранив его смысл, ритмику, настроение: сдержанное и вместе с тем торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
Стоял я, задумавшись, у поворота.
В конце XIX – начале XX столетия моду задавали символисты: амфибрахий лежал в основе стихов Блока, Бальмонта. Последний называл амфибрахий певучим и пленительным. Часто использовал амфибрахий и Маяковский, с характерными паузами внутри стиха. Благодаря этому его стихи отличаются большой звучностью.
В начале XX века произошло некоторое снижение популярности размера, но все же поэты продолжали экспериментировать с его звучанием. К примеру, знаменитое стихотворение-призыв «Мужество» Ахматовой написано четырехстопным амфибрахием.
Торжественность амфибрахия как нельзя лучше подошла и для философского реквиема Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».
Амфибрахий в современной русской поэзии
Поэзия более позднего периода, в том числе современная, стремится искать новые формы за рамками классических метров, поэтому амфибрахий в современных стихах встречается редко. Однако русский поэт-философ XXI века Данил Рудой активно использует этот размер в своем творчестве.
В неё я влюбился быстрей, чем стрела
Амура с тугого срывается лука.
Гармония власть надо мной обрела,
И невыносима с ней стала разлука.
И, бросив любовниц засохший букет,
Как будто алмаз приобрёл за латунь, я
Услышал, как люди кричали мне вслед:
“Куда ты? Погибнешь! Она же колдунья!”
В далекой, чужой им обеим стране,
На злой, непонятной, ненужной войне
Столкнулись две армии, пеплом засыпав поля.
Сражаясь как будто в безвыходном сне,
Солдаты молились богам, сатане,
Но всех хоронила сырая от крови земля.
О, как ты эффектна в зеркальных очках!
Мне мил их серебряный цвет.
Всего, что обычно мелькает в зрачках,
На гладкой поверхности нет.
Хрустальные линзы блестят, как слеза –
К ним зайчик лучистый приник.
Ты смотришь как будто мне прямо в глаза –
И в сторону в этот же миг.
- что делать при сложении дробей
- что делать при острой боли поджелудочной железы