что такое антракт в цирке
Антракт
Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали антракта, у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места антракты были излишни и служили только для отдыха публики и артистов.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Ссылка
Полезное
Смотреть что такое «Антракт» в других словарях:
АНТРАКТ — (франц. entr’acte, от entre между, и acte действие). 1) промежуток между двумя действиями представляемой пьесы. 2) музыкальная пьеса, написанная специально для исполнения между актами драматической пьесы. 3) вообще перерыв, остановка. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТРАКТ — АНТРАКТ, антракта, муж. (франц. entràcte). 1. Перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. Антракт в 15 минут. || Вообще перерыв, промежуток (разг.). За первым докладом последовал маленький антракт. 2.… … Толковый словарь Ушакова
антракт — Перерыв, передышка, остановка (промежуток между актами театрального представления). Ср. остановка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. антракт перерыв, передышка, остановка … Словарь синонимов
Антракт — междудействие; перерыв между двумя актами сценического представления, заполнявшийся в народном театре средних веков и Возрождения сценической буффонадой (впоследствии включаемой в текст пьесы: напр. «Гамлет», нач. II, I, нач. V, I), в придворном… … Литературная энциклопедия
АНТРАКТ — (франц. entr acte от entre между и acte действие). 1) перерыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями концерта2)] Инструментальное вступление к какому либо акту (кроме 1 го) в опере, балете, драматическом спектакле … Большой Энциклопедический словарь
АНТРАКТ — АНТРАКТ, а, муж. 1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, какого н. зрелища. 2. Небольшое музыкальное произведение для исполнения между двумя действиями оперы, пьесы. Музыкальный а. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
АНТРАКТ — муж., франц. промеждействие, междодействие, междействие, межуток, меженица. Антрепренер муж. антрепренерка жен. предприятель, предприятчик, предприимщик, предприниматель; содержатель, устроитель, хозяин, основатель, заводитель, заводчик (дела),… … Толковый словарь Даля
Антракт — ■ Всегда слишком длинён … Лексикон прописных истин
АНТРАКТ — Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями,… … Музыкальный словарь
Антракт – это важный момент для зрителей и артистов
Театры, концертные залы, цирк – это места, которые несут в себе множество положительных эмоций. Во всех постановках с большой продолжительностью времени предусмотрен перерыв. Такие промежутки крайне важны.
О чем говорит слово «антракт» и где он необходим
Антракт – это перерыв между актами в театральных постановках, концертах различного характера. Такой промежуток несет в себе множество целей. Итак, где необходимы паузы:
Пьеса, которую исполняют между действиями оперных постановок, балета, – еще одно значение слова «антракт» в известных русских словарях в переводе с французского языка.
Действия артистов в перерыве
Антракт – это очень важный перерыв и для артистов. Во время запланированного промежутка им многое необходимо сделать:
Перерыв для зрителей
Немаловажен перерыв и для зрителей, слушателей. Идя в культурное учреждение, многие задумываются о том, какой по продолжительности будет постановка и сколько длится антракт в театре. В среднем пауза рассчитана на 15-20, реже – на 30 минут. Подобные перерывы важны, потому что тяжело более двух часов быть во внимании к происходящему на сцене.
Как зрителям распределить отведенный перерыв
Раз уж представилась возможность сделать паузу, то провести ее необходимо с пользой:
Важно быть готовым к походу в театры и прочие культурные заведения. Кашляющим и чихающим людям лучше воздержаться от посещения и выбрать тот день, когда просмотр представления будет действительно в радость, и соседи по месту не будут отвлекаться на не совсем здорового человека.
АНТРАКТ
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre – между и acte – действие). В зрелищных искусствах термин имеет два значения.
Первое: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Второе: Музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий спектакля, которая исполняется непосредственно перед открытием занавеса, когда зрители уже заняли свои места. В этом значении термин «антракт» сходен по смыслу с «увертюрой», с той разницей, что увертюра является прологом всего спектакля в целом, антракт же предваряет последующие действия.
Антракт в этом значении слова получил свое распространение в эпоху Ренессанса, вместе с обновлением театра и новым витком развития его стационарного вида.
Главная функция антракта – помочь зрителям настроиться на театральное действие, психологически отделить перерыв, отдых с его необязательными разговорами от эмоциональной работы по восприятию спектакля. Этим антракт принципиально отличается от т.н. «антрактной музыки», исполнявшейся в 18–19 вв. между частями театрального представления в зале или в фойе для развлечения публики.
Антракт оперы или балета, как и увертюра, пишется композитором в рамках конкретного музыкально-драматического произведения; в концертном исполнении может существовать и как отдельный музыкальный номер (например, антракт из оперы Кармен).
Антракт драматического спектакля носит, как правило, чисто прикладной характер, существует только в совокупности с этим спектаклем, и может сводиться к нескольким музыкальным фразам. С другой стороны, в качестве антракта драматического представления могут использоваться и самостоятельные музыкальные произведения.
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
30 самых красивых театров мира
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
Об антракте в цирке
В статье «Антракт в цирке» мною было высказано пожелание, чтобы зритель, придя в цирк, с порога почувствовал, что он попал в храм искусства, а не в транзитный зал железнодорожного вокзала.
Оформление цирковых фойе должно дополнять показываемое на манеже, расширять представление зрителей о советском цирковом искусстве, рассказывать о его мастерах, о его прошлом, настоящем и будущем. За прошедшие годы в ряде мест построены новые здания, где есть все условия для такой пропаганды. Как же наши цирки встречают зрителей? Теперь этот вопрос приобретает особое значение. К празднику каждая хозяйка старается украсить свой дом. А есть ли праздник более величественный и радостный, чем пятидесятилетие Великого Октября?! Мне, разумеется, не удалось побывать во всех цирках, но о трех хочется рассказать.
ЛЕНИНГРАД
Цирк на Фонтанке на особом положении — в нем размещен музей циркового искусства. И хотя сам музей не может распахнуть двери всем зрителям — для этого он слишком мал, — тем не менее после удачной реконструкции здания его присутствие несомненно чувствуется. В фойе зрители с интересом рассматривают стенды «Из истории Ленинградского цирка», и многие впервые узнают, что бывший Мариинский, а ныне Кировский театр был построен как театр-цирк и в нем в 1849—1854 годах шли конные представления.
Кому не интересно прочитать о том, что в цирке Чинизелли 26 декабря 1877 года «имеет быть большое представление», в котором в «двойной школе высшей верховой езды ездить на лошадях Лэди и Сатанелла будут г-жа Клотильда Чинизелли Гуэрра и г-н Чипионе Чинизелли, а среди прочих номеров «музыкальный выход клоунов братьев Джи».
Может ли кого-нибудь оставить равнодушным «аттракционный номер вне всякой конкуренции в мире всемирно известного артиста-канатоходца и танцора разнохарактерных танцев на высоко натянутом канате Федора Федоровича Молодцова», работающего «на суше, через пруд, реку или водопад и на какой угодно высоте, при дневном или электрическом свете безразлично», который тут же и предупреждал, что «расплодившихся самозванцев, именующих себя «канатоходцем Молодцовым» он преследует судом».
Рядом висящие программы напоминают о постановке в 1918 году в цирке бывш. Чинизелли «Царя Эдипа» с Ю. М. Юрьевым в заглавной роли. Большое фото воскрешает первомайскую демонстрацию 1927 года, на которую Виталий Лазаренко пришел на огромных ходулях. Широко показана сегодняшняя жизнь цирка — гастроли наших артистов за рубежом и зарубежных в Ленинграде. Специальный стенд назван «Художник в цирке». Здесь выставлены эскизы костюмов и оформления манежа ленинградских художников — Т. Бруни, В. Гальбы, С. Манделя и других.
Не забыта многолетняя дружба цирка с передовыми предприятиями Ленинграда, с моряками и т. д. Кстати, на встрече адмиралтейцев с коллективом, выступавшим в Ленинграде, я присутствовал, и как-то не хочется назвать эту встречу казенным термином «целевой спектакль» — настолько атмосфера в цирке была теплой и дружеской. Адмиралтейцы преподнесли цирку модель ледокола «Ленин», которая пополнит число экспонатов.
КИЕВ И МИНСК
Киевскому цирку никакой музей по штату положен не был. Он его создал сам. Пока это лишь одна комнатка, в которой немного метров, но много любви. Здесь и реквизит клоуна-дрессировщика М. Золло, и уголок Э. Т. Кио, и стенды сестер Кох. Здесь первая медаль Григория Новака, сувениры, преподнесенные Олегом Поповым. В. Г. Дуров подарил музею шамберьер своего деда Анатолия Леонидовича. Музей непрестанно пополняется и хотя в сравнение с ленинградским не идет, зато имеет неоспоримое преимущество: его могут видеть все зрители любого представления.
Но одним музеем дело не исчерпывается. В отличие от более или менее «рядовых» портретов мастеров цирка, размещенных в фойе и коридорах Ленинградского цирка, в Киеве к этому делу подошли творчески. Здесь великолепно выполненные фотомонтажи, которые придают цирку праздничный современный вид. Здесь прекрасно организованная экспозиция советского циркового плаката. Как и в Ленинграде, здесь демонстрируются эскизы художников к работам цирка — «Бахчисарайской легенде», иллюзионному аттракциону Э. Кио, аттракциону Ванды и Валентина Ивановых.
Киевский цирк обратился к художникам некоторых других городов с предложением организовать всесоюзную выставку работ цирковых художников и уверен, что встретит в этом деле поддержку. Пока же киевляне готовят портретную галерею мастеров арены, для чего привлечены крупные художники. Несомненно заслуживают быть отмеченными и усилия Минского цирка. Помимо интересной экспозиции фотопортретов здесь организуются выставки применительно к идущим на манеже программам и в связи с ними. Например, во время гастролей артистов из Германской Демократической Республики привлекла внимание зрителей фотовыставка «ГДР сегодня», а в дни школьных каникул — выставка детских рисунков, многие из которых посвящены были цирку.
Одним словом, там где есть желание, инициатива, любовь к делу, там цирк отнюдь не напоминает железнодорожный вокзал.
ВСЕ ЛИ СДЕЛАНО?
В этом смысле непонятна позиция Московского цирка. В цирке на Цветном бульваре особой праздничности сейчас нет. Более того, многочисленные подарки, полученные нашими артистами за рубежом, многие из которых являются сами по себе произведениями искусства, рассредоточены по кабинетам Союзгосцирка. Зритель их сможет увидеть только в новом здании, где будет и музей. Но разве в юбилейном году советский цирк не должен отчитаться перед народом о своей работе не только на манеже, но и демонстрацией подобных сувениров, говорящих и об успехах цирка и о дружбе с народами пяти континентов?
Эталоном в скрупулезном собирании всех и всяческих материалов, имеющих отношение к цирку, и умелой их экспозиции является, пожалуй, Училище циркового и эстрадного искусства и его директор и художественный руководитель А. М. Волошин. Но достаточно ли этого? Думается, нет. Любовь к цирку, уважение к его мастерам необходимы не только завтрашним артистам, но и сегодняшним зрителям!
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий