что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Познание глубин мира, погружение в чудесные тайны природы органично соединились с образом жизни кочевого казахского народа. Для кочевников, пасших свой скот, бескрайние степи, бескрайние просторы неба и красивая природа сами по себе привели к созданию особого образа жизни, праздников и развлечений. Когда приходила весна, земля проросла и люди пережили зиму народ развил многообразие культуры. Его жизнь и принципы, мировоззрение, образ жизни и культура отражены в фольклорном наследии и музыке. В древности особый вид культуры возник далеко за пределами развития литературы. До появления письменной литературы наше литературное наследие и богатство, наши песни и стихи зарождались и развивались устно. Это связано с тем, что люди с особым уважением относятся к искусству и культуре, умеют воспринимать эстетику и гармонию.

Искусство – плод человеческого творчества и воображения. Созданные руками человека вещи, которые приводят человечество к духовным благам. Искусство включает в себя человеческие навыки и творческие способности, мечты и мысли, концепции, имеющие образовательную ценность. Формирование хороших ценностей и прочего напрямую связано с искусством [1, 16]. Есть много ученых, которые оценивали и комментировали природу, особенности и виды искусства.

Значение слова «Айтыс» широкое. Первоначально «айтыс» появился как глагол среди конкурирующих художников, но позже развился из этого глагола и стал частью казахской литературы и фольклора, отдельным произведением искусства, отдельным жанром. Исследователь, ученый М. Ауэзов сказал, что слово «айтыс» означает широкий круг таких понятий, как айтыс, спор, соревнование [2, 105]. Другими словами, в айтысе импровизаторы, которые соревновались, спорили образными, содержательными, глубокими словами.

Если учесть, что единственным проявлением народного театра был айтыс, то все казахское искусство переплетено. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачились в сценические костюмы и проявили свои артистические способности. Мы замечаем, что все превращается в небольшой спектакль, и в айтысе отражается театральное искусство.

В организации айтысов принимали участие состоятельные люди или сочувствующие нации, жившие в прошлом. С большим размахом айтыс проводился на застольях богатых и знаменитых людей, а также на других собраниях и торжествах. В начале ХХ века в организации айтысов приняли участие казахстанские писатели и ученые: М. Ауэзов, Э. Исмаилов, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, сочувствующие нации и искусству. В 80-е годы ХХ века такие общественные деятели и поэты, как Ж. Ерман, О. Жанибеков, Н. Оразалин, проводили айтысы на региональном и национальном уровнях и принимали участие в распространении айтысов среди населения.

Айтыс и импровизация схожие концепции. Айтыс невозможен без импровизации. Это не только особенность айтыса, но и красота и основа айтыса, это качество хорошо видно в любом акыне. Это потому, что искусство извлечения напрямую связано со словом, произнесенным внезапно.

Буквальное значение слова «импровизация» в русском произведении «Поэтический словарь» переводится как «случайное», «неожиданное» [5, 118]. Поэт обладает особым талантом петь внезапно, без всякой подготовки. Данная тема может быть изложена устно или письменно. Но там, в этом месте, он говорит об искусстве, которое сразу же выливается наружу. Импровизационное искусство, импровизационная поэзия появились и развивались в русской литературе в 19 веке, а в казахской литературе и поэзии уходят корнями в глубину веков. Казахстанские ученые говорят, что история абстрактного искусства уходит далеко в прошлое. А в XIX веке он достиг своего апогея и развился на высоком уровне.

И на казахском языке «Литературоведение. Словарь терминов» утверждает, что корень импровизации лежит в устной литературе [6, 168]. В странах, где письменная литература была развита рано, искусство импровизации было развито недостаточно. Напротив, письмо появилось рано в странах, где оно не появилось рано, и это искусство достигло своего пика. Он характерен для устных литературных произведений, не требует подготовки. Вот почему это большая часть устной литературы.

Несомненно, что в казахском фольклоре поэзия благословений и песен, слова танцоров и ораторов также являются плодом импровизационного искусства. Каждый жырау имел возможность высказать свое мнение и повлиять на события своего времени. Начиная с Асан кайгы и Казтуган жырау, живших в XV веке, и заканчивая Жиембет, Шалкииз, Доспамбет Бухар жырау с импровизационными способностями. Есть все основания полагать, что люди, жившие недалеко от жырауов, слышали, запоминали и передавали их следующему поколению.

А. Коныратбаев отмечает связь между искусством поэзии, в том числе айтысом, и импровизацией, и утверждает, что импровизация предшествовала эпическим песням [7, 276]. Он сказал, что все эти артисты обладают одинаковыми импровизационными качествами. Искусство импровизации отличается синкретизмом. Были слова, песни и танцы. По словам ученого, к импровизаторам относятся шаманы и жырау, и у них есть несколько качеств, таких как словесная импровизация, музыка, пение и забота о стране. Айтыс был гораздо ближе к явлениям повседневной жизни, чем к эпосу.

У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался инструментами домбра и кобыз. Его часто устраивали на общественных собраниях, пирах и развлекательных мероприятиях. Айтыс был организован не только для развлечения и шуток, но и по желанию народа, с приглашением поэтов со всей страны. Из истории известно, что сама церемония айтыса была похожа на большую свадьбу.

Из народной мудрости «юноше мало и семи навыков», легко понять, что у каждого казахского ребенка должно быть несколько навыков. По словам поэтов, были обнаружены не только поэтические, но и певческие, танцевальные, рисовальные и актерские способности. Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии.

Таким образом, айтыс – это не только наследие народа, но и плод поэтического искусства, быта и обычаев. Он ярко отражает характер всей страны, нации. Полностью отражены верования людей, различные ритуалы, которые они использовали, а также обычаи и традиции того времени. При этом воспеваются история страны и социальные вопросы того времени. Это будет наглядным доказательством того, что айтыс – многогранное искусство.

Использованная литература:

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Источник

Айтыс – национальное достояние

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Познание глубин мира, погружение в чудесные тайны природы органично соединились с образом жизни кочевого казахского народа. Для кочевников, пасших свой скот, бескрайние степи, бескрайние просторы неба и красивая природа сами по себе привели к созданию особого образа жизни, праздников и развлечений. Когда приходила весна, земля проросла и люди пережили зиму народ развил многообразие культуры. Его жизнь и принципы, мировоззрение, образ жизни и культура отражены в фольклорном наследии и музыке. В древности особый вид культуры возник далеко за пределами развития литературы. До появления письменной литературы наше литературное наследие и богатство, наши песни и стихи зарождались и развивались устно. Это связано с тем, что люди с особым уважением относятся к искусству и культуре, умеют воспринимать эстетику и гармонию.

Искусство – плод человеческого творчества и воображения. Созданные руками человека вещи, которые приводят человечество к духовным благам. Искусство включает в себя человеческие навыки и творческие способности, мечты и мысли, концепции, имеющие образовательную ценность. Формирование хороших ценностей и прочего напрямую связано с искусством [1, 16]. Есть много ученых, которые оценивали и комментировали природу, особенности и виды искусства.

Значение слова «Айтыс» широкое. Первоначально «айтыс» появился как глагол среди конкурирующих художников, но позже развился из этого глагола и стал частью казахской литературы и фольклора, отдельным произведением искусства, отдельным жанром. Исследователь, ученый М. Ауэзов сказал, что слово «айтыс» означает широкий круг таких понятий, как айтыс, спор, соревнование [2, 105]. Другими словами, в айтысе импровизаторы, которые соревновались, спорили образными, содержательными, глубокими словами.

Если учесть, что единственным проявлением народного театра был айтыс, то все казахское искусство переплетено. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачились в сценические костюмы и проявили свои артистические способности. Мы замечаем, что все превращается в небольшой спектакль, и в айтысе отражается театральное искусство.

В организации айтысов принимали участие состоятельные люди или сочувствующие нации, жившие в прошлом. С большим размахом айтыс проводился на застольях богатых и знаменитых людей, а также на других собраниях и торжествах. В начале ХХ века в организации айтысов приняли участие казахстанские писатели и ученые: М. Ауэзов, Э. Исмаилов, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, сочувствующие нации и искусству. В 80-е годы ХХ века такие общественные деятели и поэты, как Ж. Ерман, О. Жанибеков, Н. Оразалин, проводили айтысы на региональном и национальном уровнях и принимали участие в распространении айтысов среди населения.

Айтыс и импровизация схожие концепции. Айтыс невозможен без импровизации. Это не только особенность айтыса, но и красота и основа айтыса, это качество хорошо видно в любом акыне. Это потому, что искусство извлечения напрямую связано со словом, произнесенным внезапно.

Буквальное значение слова «импровизация» в русском произведении «Поэтический словарь» переводится как «случайное», «неожиданное» [5, 118]. Поэт обладает особым талантом петь внезапно, без всякой подготовки. Данная тема может быть изложена устно или письменно. Но там, в этом месте, он говорит об искусстве, которое сразу же выливается наружу. Импровизационное искусство, импровизационная поэзия появились и развивались в русской литературе в 19 веке, а в казахской литературе и поэзии уходят корнями в глубину веков. Казахстанские ученые говорят, что история абстрактного искусства уходит далеко в прошлое. А в XIX веке он достиг своего апогея и развился на высоком уровне.

И на казахском языке «Литературоведение. Словарь терминов» утверждает, что корень импровизации лежит в устной литературе [6, 168]. В странах, где письменная литература была развита рано, искусство импровизации было развито недостаточно. Напротив, письмо появилось рано в странах, где оно не появилось рано, и это искусство достигло своего пика. Он характерен для устных литературных произведений, не требует подготовки. Вот почему это большая часть устной литературы.

Несомненно, что в казахском фольклоре поэзия благословений и песен, слова танцоров и ораторов также являются плодом импровизационного искусства. Каждый жырау имел возможность высказать свое мнение и повлиять на события своего времени. Начиная с Асан кайгы и Казтуган жырау, живших в XV веке, и заканчивая Жиембет, Шалкииз, Доспамбет Бухар жырау с импровизационными способностями. Есть все основания полагать, что люди, жившие недалеко от жырауов, слышали, запоминали и передавали их следующему поколению.

А. Коныратбаев отмечает связь между искусством поэзии, в том числе айтысом, и импровизацией, и утверждает, что импровизация предшествовала эпическим песням [7, 276]. Он сказал, что все эти артисты обладают одинаковыми импровизационными качествами. Искусство импровизации отличается синкретизмом. Были слова, песни и танцы. По словам ученого, к импровизаторам относятся шаманы и жырау, и у них есть несколько качеств, таких как словесная импровизация, музыка, пение и забота о стране. Айтыс был гораздо ближе к явлениям повседневной жизни, чем к эпосу.

У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался инструментами домбра и кобыз. Его часто устраивали на общественных собраниях, пирах и развлекательных мероприятиях. Айтыс был организован не только для развлечения и шуток, но и по желанию народа, с приглашением поэтов со всей страны. Из истории известно, что сама церемония айтыса была похожа на большую свадьбу.

Из народной мудрости «юноше мало и семи навыков», легко понять, что у каждого казахского ребенка должно быть несколько навыков. По словам поэтов, были обнаружены не только поэтические, но и певческие, танцевальные, рисовальные и актерские способности. Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии.

Таким образом, айтыс – это не только наследие народа, но и плод поэтического искусства, быта и обычаев. Он ярко отражает характер всей страны, нации. Полностью отражены верования людей, различные ритуалы, которые они использовали, а также обычаи и традиции того времени. При этом воспеваются история страны и социальные вопросы того времени. Это будет наглядным доказательством того, что айтыс – многогранное искусство.

Источник

Что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Познание глубин мира, погружение в чудесные тайны природы органично соединились с образом жизни кочевого казахского народа. Для кочевников, пасших свой скот, бескрайние степи, бескрайние просторы неба и красивая природа сами по себе привели к созданию особого образа жизни, праздников и развлечений. Когда приходила весна, земля проросла и люди пережили зиму народ развил многообразие культуры. Его жизнь и принципы, мировоззрение, образ жизни и культура отражены в фольклорном наследии и музыке. В древности особый вид культуры возник далеко за пределами развития литературы. До появления письменной литературы наше литературное наследие и богатство, наши песни и стихи зарождались и развивались устно. Это связано с тем, что люди с особым уважением относятся к искусству и культуре, умеют воспринимать эстетику и гармонию.

Искусство – плод человеческого творчества и воображения. Созданные руками человека вещи, которые приводят человечество к духовным благам. Искусство включает в себя человеческие навыки и творческие способности, мечты и мысли, концепции, имеющие образовательную ценность. Формирование хороших ценностей и прочего напрямую связано с искусством [1, 16]. Есть много ученых, которые оценивали и комментировали природу, особенности и виды искусства.

Значение слова «Айтыс» широкое. Первоначально «айтыс» появился как глагол среди конкурирующих художников, но позже развился из этого глагола и стал частью казахской литературы и фольклора, отдельным произведением искусства, отдельным жанром. Исследователь, ученый М. Ауэзов сказал, что слово «айтыс» означает широкий круг таких понятий, как айтыс, спор, соревнование [2, 105]. Другими словами, в айтысе импровизаторы, которые соревновались, спорили образными, содержательными, глубокими словами.

Если учесть, что единственным проявлением народного театра был айтыс, то все казахское искусство переплетено. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачились в сценические костюмы и проявили свои артистические способности. Мы замечаем, что все превращается в небольшой спектакль, и в айтысе отражается театральное искусство.

В организации айтысов принимали участие состоятельные люди или сочувствующие нации, жившие в прошлом. С большим размахом айтыс проводился на застольях богатых и знаменитых людей, а также на других собраниях и торжествах. В начале ХХ века в организации айтысов приняли участие казахстанские писатели и ученые: М. Ауэзов, Э. Исмаилов, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, сочувствующие нации и искусству. В 80-е годы ХХ века такие общественные деятели и поэты, как Ж. Ерман, О. Жанибеков, Н. Оразалин, проводили айтысы на региональном и национальном уровнях и принимали участие в распространении айтысов среди населения.

Айтыс и импровизация схожие концепции. Айтыс невозможен без импровизации. Это не только особенность айтыса, но и красота и основа айтыса, это качество хорошо видно в любом акыне. Это потому, что искусство извлечения напрямую связано со словом, произнесенным внезапно.

Буквальное значение слова «импровизация» в русском произведении «Поэтический словарь» переводится как «случайное», «неожиданное» [5, 118]. Поэт обладает особым талантом петь внезапно, без всякой подготовки. Данная тема может быть изложена устно или письменно. Но там, в этом месте, он говорит об искусстве, которое сразу же выливается наружу. Импровизационное искусство, импровизационная поэзия появились и развивались в русской литературе в 19 веке, а в казахской литературе и поэзии уходят корнями в глубину веков. Казахстанские ученые говорят, что история абстрактного искусства уходит далеко в прошлое. А в XIX веке он достиг своего апогея и развился на высоком уровне.

И на казахском языке «Литературоведение. Словарь терминов» утверждает, что корень импровизации лежит в устной литературе [6, 168]. В странах, где письменная литература была развита рано, искусство импровизации было развито недостаточно. Напротив, письмо появилось рано в странах, где оно не появилось рано, и это искусство достигло своего пика. Он характерен для устных литературных произведений, не требует подготовки. Вот почему это большая часть устной литературы.

Несомненно, что в казахском фольклоре поэзия благословений и песен, слова танцоров и ораторов также являются плодом импровизационного искусства. Каждый жырау имел возможность высказать свое мнение и повлиять на события своего времени. Начиная с Асан кайгы и Казтуган жырау, живших в XV веке, и заканчивая Жиембет, Шалкииз, Доспамбет Бухар жырау с импровизационными способностями. Есть все основания полагать, что люди, жившие недалеко от жырауов, слышали, запоминали и передавали их следующему поколению.

А. Коныратбаев отмечает связь между искусством поэзии, в том числе айтысом, и импровизацией, и утверждает, что импровизация предшествовала эпическим песням [7, 276]. Он сказал, что все эти артисты обладают одинаковыми импровизационными качествами. Искусство импровизации отличается синкретизмом. Были слова, песни и танцы. По словам ученого, к импровизаторам относятся шаманы и жырау, и у них есть несколько качеств, таких как словесная импровизация, музыка, пение и забота о стране. Айтыс был гораздо ближе к явлениям повседневной жизни, чем к эпосу.

У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался инструментами домбра и кобыз. Его часто устраивали на общественных собраниях, пирах и развлекательных мероприятиях. Айтыс был организован не только для развлечения и шуток, но и по желанию народа, с приглашением поэтов со всей страны. Из истории известно, что сама церемония айтыса была похожа на большую свадьбу.

Из народной мудрости «юноше мало и семи навыков», легко понять, что у каждого казахского ребенка должно быть несколько навыков. По словам поэтов, были обнаружены не только поэтические, но и певческие, танцевальные, рисовальные и актерские способности. Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии.

Таким образом, айтыс – это не только наследие народа, но и плод поэтического искусства, быта и обычаев. Он ярко отражает характер всей страны, нации. Полностью отражены верования людей, различные ритуалы, которые они использовали, а также обычаи и традиции того времени. При этом воспеваются история страны и социальные вопросы того времени. Это будет наглядным доказательством того, что айтыс – многогранное искусство.

Использованная литература:

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Источник

айтыс

Смотреть что такое «айтыс» в других словарях:

АЙТЫС — АЙТЫС. (казах.) (айтыш) песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов у тюркоязычных народов Ср. Азии и Казахстана … Большой Энциклопедический словарь

айтыс — сущ., кол во синонимов: 2 • песня (161) • состояние (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

айтыс — (казах.), айтыш, песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов у тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. * * * АЙТЫС АЙТЫС (казах.) (айтыш), песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов (см. АКЫН) у тюркоязычных… … Энциклопедический словарь

Айтыс — (казах., от айту рассказывать) состязание казах. акынов, а также одна из традиц. форм казах. устного муз. поэтич. творчества. Во время А. каждый из акынов сочиняет песни экспромтом и сразу же исполняет их. При этом обычно в выступлениях… … Музыкальная энциклопедия

айтыс — зат. Екі адамның, не екі топтың арасында суырып салма өлеңмен айтылатын сөз жарысы, өнер сынасу (әдет салт, сүре, түре) … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

қайтыс — 1 (Көкш., Қ ту; Қар., Шет) сақаны қайта иіру. Егер сақаны иіргенде екі сақа бүк немесе шік, т.б. болып ұқсас түссе, қ а й т ы с деп айтып, қайта алып соғамыз (Қар., Шет) 2 (Ақт.: Ырғ., Қараб.; Қ орда, Арал) кем, аз. Су тасқыны өткен жылғыдан қ а… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

айтыс — Айтыстың ақмылтығы. п е р и ф р. Оразалы Досбосынов д.м. Осыдан тура бір ай бұрын а й т ы с т ы ң а қ м ы л т ы ғ ы Оразалы Досбосынов көлік апатынан опат болды (Жас алаш, 30.11.2004, 5) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

қайтыс болу — (Қ орда: Сыр., Жал.; Орал: Чап., Жымп.; Қост.: Фед., Семиоз.) судың қайтуы, кемуі. Үй өзенінің суы биыл ерте қ а йт ы с б о л д ы (Қост., Семиоз.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

сүре айтыс — Ақындар әр кезекте ұзақ сөйлеп, көп жыр төгіп, көсіле жырлау … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

түре айтыс — Бір бір ауыз өлеңмен қысқа, шапшаң жауаптасып отырып айтысу … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

Источник

Что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.

В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.

25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса.

Передача из поколения в поколение данного жанра способствует развитию казахской культуры и искусства в целом. Он имеет огромное значение для фольклора, инструментальной музыки, литературы, народного искусства и других гуманитарных наук, а также играет важную роль в обогащении и совершенствовании музыкальной сокровищницы китайской нации, истории и культуры кочевых народов мира.

что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Смотреть картинку что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Картинка про что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов. Фото что такое айтыс каким темам посвящали свои импровизация участники айтысов

Айтыс-неотъемлемая часть духовной жизни казах.

Искусство айтыса и его разновидности

Айтысы многообразны по своей форме в зависимости от поэтической индивидуальности состязающихся акынов, а мелодии не оставят равнодушным ни одного слушателя. Это не только вид развлечения, айтыс также является источником информации, передающей через череду эпох летопись, жизнеописание поколений. В этом и заключается его популярность в народе.

Содержание айтыса проявляется в самых разных аспектах: в отношениях человека с природой, в борьбе добра со злом, в стремлении женщин к равенству, в искусстве, истории, в чувствах, воспевании родного края, восхвалении героя и т. д.

Айтыс не имеет постоянной формы или мотива, источником музыки являются казахские народные песни. Исполнитель выбирает какой-либо отрезок из традиционной песни и неоднократно повторяет ее. Обычно исполнители слагают стихи и исполняют их в речитативной манере, под аккомпанемент домбры или без неё.

Песенное состязание акынов принадлежит к жанру традиционного айтыса. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое слово или промах акына-импровизатора. Многие акыны опираются в своей импровизационной деятельности на следующие виды айтысов: туре-айтыс и суре-айтыс. Туре-айтыс – это малый айтыс акынов, может проводиться на свободную тему, нет определенных требований. Форма айтыса выстроена по принципу «вопрос–ответ». В туре-айтысе ограничиваются короткими ответами, одной строфой. Вступающий в состязаниях акын пытается опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. В суре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией, причем ограничений в куплетах нет, исполнители могут проявлять себя в полной мере.

Ряды акынов пополняются изо дня в день

С образованием Нового Китая в Синьцзяне насчитывалось более 30 акынов. Можно сказать, что они являются первым поколением с момента образования Китайской Народной Республики. После 80-х годов XX века данный жанр снискал большую поддержку со стороны правительства на всех уровнях, от уездов до автономного района. Мероприятия проводились для всех возрастных категорий. Айтыс, как достояние народа, поднялся ввысь.

В 2003 году в прикладном профессионально-техническом колледже СУАР открылась секция подготовки акынов.

С 2014 года выдающиеся акыны Синьцзяна часто получают приглашения на международные состязания по айтысу в Казахстане.

В последние годы в процессе исследования казахского айтыса в Синьцзяне было издано около десяти научных трудов, таких, как «История казахского айтыса», «Теоретическая база акын-айтыса».

В 2016 году Национальное издательство посредством преобразования текста на арабский язык выпустило исследовательскую работу об акын-айтысе, изданную в 50-60-х годах прошлого столетия в Казахстане.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *