что такое азбука волейбола
« Азбука » волейбола.
Техника игры в волейбол подразделяется на технику нападения и технику защиты. Как в нападении, так и в защите выделяют : стойки и перемещения, технику владения мячом.
Во время игры волейболист перемещается по площадке. Целью этих перемещений является выбор наилучшего места для приема мяча, для выполнения других технических приемов. Максимальная готовность к перемещениям – вот что самое главное в стартовых стойках игрока.
Стойки различаются по степени сгибания ног : основная, высокая, низкая. Основная стойка (рис.1): ноги на одном уровне и слегка согнуты, стопы параллельны на расстоянии 20 – 30 см друг от друга, туловище не сильно наклонено вперед, руки согнуты перед собой. Приняв определенную стойку, одни игроки стоят неподвижно ( статическая стойка ), другие двигаются на месте переступанием или поскоками ( динамическая стойка ).
Перемещения по площадке
выполняются ходьбой, бегом или
Ходьба. Игрок ходит пригибным
шагом, вынося ногу вперед слегка
согнутой. Это позволяет сохранять
стойку и быстро принимать
необходимые исходные положения Рис.1 Стойки волейболиста: для выполнения технических а) основная (стартовая), б)стоика в момент приемов.
выполнения передачи двумя руками сверху. Бег . Быстрые перемещения по площадке и резкие изменения направлений выполняются бегом на слегка согнутых ногах. Последний беговой шаг наиболее длинный, так как после него следует стопорящее движение ( остановка, смена направления, выпрыгивание для нападающего удара или блока ).
Скачок обычно выполняется после шага или бега, когда игровая ситуация заставляет предельно быстро занять новую позицию для выполнения технического приема.
Рис.2 Нижняя прямая подача ( вид спереди и сбоку ) Рис.3 Нижняя боковая подача.
Рис.4 Верхняя прямая подача Рис.5 Верхняя боковая подача.
Рис.6 Вариант верхней боковой подачи, Рис. 7 Способы ударов по мячу
так называемая планирующая подача при выполнении планирующих подач.
Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.
Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловища рук в основной стойке (рис.8,а) ; расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9).
Другие виды передач применяются реже : двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б), двумя руками снизу(рис.16).
В современной игре передача – важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать ( менять ) их по длине, высоте, направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.
Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук
и расположение пальцев на мяче в момент выполнения передачи (б).
Презентация «Азбука волейбола.»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Азбука волейбола.»»
Бондаренко Галина Ивановна МБОУ СОШ № 30 2020 год.
Волейбол (англ. volley — «удар» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника
Происхождение современного волейбола
Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 198 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольный мяч. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол».
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Призёры Олимпийских игр
Размеры волейбольной площадки 18 х 9м. Разделена по середине сеткой : Высота для мужчин – 2.43м Высота Для женщин– 2.24м Волейбольный мяч окружность – 65-67см. Масса – 260 – 280 см.
— Игрок заступил ногой на площадку.
— Игрок подбросил и поймал мяч или не коснулся мяча.
— Мяч касается антенны, игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода, выходит в аут.
— Подача, совершённая до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
— По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передаётся команде соперников.
— Сделано более трёх касаний (не учитывая блок).
— Касание игроком сетки между антеннами, касание антенны.
— Заступ игроком задней линии трёхметровой линии при атаке.
— Двойное касание или задержка мяча.
— Переход центральной линии стопой полностью (фиксируется по проекции стопы на площадку).
— Неспортивное поведение одного из игроков или тренера.
1. Доигровщик ( нападающий второго темпа) 2. Диагональный 3. Центральный блокирующий ( нападающий первого темпа) 4. Связующий (ожидает передачи, определяет вариант атаки) 5. Либеро ( основной принимающий и защитник, не участвует в подаче и атаке )
Словарь терминов и жаргонных выражений
— брейковое очко (от англ. break) — очко, взятое командой со своей подачи взлёт — короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара.
— добить до пола — основная цель игры в волейбол.
— зачехлить — закрыть атаку соперника блоком.
— котёл — зона в середине площадки за трёхметровой линией. Самое частое направление скидок при нападении.
— пайп (англ. pipe) — вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьёт, отталкиваясь из-за трёхметровой линии.
— планер или флот (от англ. float) — планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полёта.
— сняться — выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника.
-Волейбол // Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — С. 89—159. — 5100 экз. -Волейбол // Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Академия, 2004. — С. 5—95. — 30 000 экз. -Волейбол / Под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. — 4-е изд. — М.: ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с. — 1000 экз. -Кунянский В. А. Волейбол: О некоторых аспектах игры и судейства. — М.: ТВТ Дивизион, 2009. — 72 с. — 1000 экз.
Волейбол – история, правила, описание игры
Волейбол — популярная командная игра с мячом, знакомая многим со школы. Название произошло от английского volley — «залп» и ball — «мяч». Спорт распространен повсеместно, благодаря простым правилам и несложным требованиям к экипировке.
Площадка для игры делится сеткой на два равных квадрата. Каждая команда играет на своей территории. Цель игроков — чтобы мяч ударился об пол на зоне соперника. Все члены команды играют определенную роль и занимают одну из зон на корте. В процессе игры спортсмены меняют позиции.
Существует несколько разновидностей вида спорта: традиционный волейбол, пионербол, японский мини-волейбол, волейбол сидя для спортсменов с ограниченными возможностями, пляжный вариант и другие.
История волейбола
В 1895 году американец Уильям Морган — преподаватель физкультуры в колледже выделил игру с мячом в отдельную спортивную дисциплину. Он назвал ее «минтонет» из-за сходства с бадминтоном. Чуть позже игра получила действующее название.
Правила впервые были сформулированы создателем игры в 1897 году. Они включали следующие положения:
С периода возникновения волейбола его правила менялись несколько раз. Положения, которые используются сегодня, сформулированы в 1925 году. По ним играли на родине волейбола — в США, в Европе и Африке. На востоке до 60-х годов действовали немного другие правила. Там использовалось игровое поле 11*22 м, а находиться на нем могли 9 или 12 игроков одновременно. Позиции спортсменов в команде сохранялись неизменными до окончания встречи.
Волейбол в СССР
Основоположники игры в волейбол в Советском Союзе — учащиеся художественных ВУЗов. Они способствовали быстрому развитию спортивной дисциплины.
Дебютное волейбольное первенство СССР было организовано в Москве в 1925 году. С 1927 года чемпионат стал ежегодным. В нем принимали участие сборные всех союзных республик.
Волейболисты мужской сборной Советского Союза становились золотыми призерами на Олимпийских играх в 1964, 1968 и 1980 годах. Женская команда четырежды выигрывала Олимпиады.
Сегодня волейбольный спорт активно развивается в России. Игру называют «народной». В волейбол играют в школах, средних и высших учебных заведениях, во дворах. В стране появляется множество перспективных спортсменов, которые готовы защищать интересы своей родины на соревнованиях. Действуют секции для детей и взрослых во всех регионах России. Национальная сборная регулярно принимает участие в Олимпийских играх и мировых первенствах.
Что необходимо для игры в волейбол
Для спортивной игры в волейбол нужен мяч, сетка, форма игрока, кроссовки, наколенники.
Во время игры можно травмировать пальцы рук. Это может быть перелом, вывих или растяжение связок в результате сильного удара по мячу. Чтобы предотвратить травму, многие спортсмены тейпируют пальцы перед игрой — обматывают их тканевым пластырем. Для этого подойдет обычный лейкопластырь, который можно купить в любой аптеке.
Состав команды – игроки в волейболе
Каждый игрок в команде имеет определенное амплуа. Для волейболистов предусмотрены следующие роли:
При выборе амплуа для игрока тренер чаще всего ориентируется на его физические данные. Спортсмен должен точно знать свою роль и следовать ей в процессе игры. От слаженной работы волейболистов зависит успех команды.
Разметка игрового поля
Игра ведется на площадке размером 9*18 м. Игровое поле делится сеткой на два квадрата 9*9 м. Размер поля одинаковый для женских и мужских игр. Высота сетки зависит от того, кто играет. Для мужчин она составляет 2,43 м от пола, для женщин — 2,24 м.
Поле для игры имеет ровную светлую и однообразную поверхность. Разметка площадки включает следующие линии:
Зоны в волейболе выделяются условно. Площадка делится на шесть участков, на которых находятся спортсмены. Игроки перемещаются с одной позиции на другую по часовой стрелке.
Правила игры в волейбол
Правила волейбола несложные. Многие игроки знакомятся с этим видом спорта еще в школе, поэтому основные положения известны не только профессионалам. Во время игры спортсмены должны четко следовать установленным положениям.
Правила волейбола кратко:
Партия в волейболе начинается с подачи мяча. Жребий определяет, какая команда получит право первой подачи. При переходе подачи от одной команды к другой, спортсмены перемещаются на следующую позицию по часовой стрелке. Мяч подают от задней линии. Чаще всего подачу принимают игроки первой линии, при необходимости это может сделать любой член команды.
С первой линии атакуют над сеткой, с дальних позиций — от трехметровой полосы. Для передачи мяча на территорию соперников игроки могу пасовать его друг другу, всего можно выполнить не более трех касаний. Запрещается ловить мяч, бросать или удерживать его в руках. Мяч может контактировать с любой частью тела спортсмена. Если два члена команды прикоснулись к мячу в один момент, то это считается как одно касание.
Указанные правила действуют для профессионального волейбола. Иногда в школах правила упрощают с учетом возраста игроков и отведенного на матч времени. Дети обычно играют три партии до 25 очков.
Самые значимые волейбольные турниры
Поскольку волейбол включен в программу Олимпиады, самым престижным для спортсменов является участие в Олимпийских играх. Состав национальных олимпийских сборных определяется по итогам Кубка мира, который проводится за год до каждой Олимпиады. Победители первенства гарантированно получают право на участие в Олимпийских играх.
Другие регулярные волейбольные турниры:
С 1992 по 2017 годы ежегодно проводились коммерческие соревнования для мужчин — Мировая лига и для женщин — Гран-при. В 2018 они были заменены Волейбольной лигой наций. Первенство проводится ежегодно. В нем принимают участие мужчины и женщины.
Волейбольные организации России
Главная структура, управляющая этим видом спорта в РФ, — Всероссийская федерация волейбола. Она пришла на смену Федерации волейбола СССР в 1992 году.
Главный управляющий орган Федерации — конференция. Ее руководство избирают раз в четыре года. Для решения текущих задач формируется президиум. Из его состава выделяется Исполнительный комитет, который отвечает за реализацию принятых решений.
Управляет Исполнительным комитетом Президент, который избирается сроком на четыре года. Для решения спецзадач создаются комиссии и советы.
В состав федерации входит более 80 подразделений из разных регионов страны. Также созданы четыре отдельных региональных федерации волейбола — в Центре России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Методика обучения игре в волейбол (азбука волейбола). Организация соревнований
Методика обучения школьников игре в волейбол (азбука волейбола, передачи, нападающий удар). Организация соревнований.
Волейбол – одна из самых популярных спортивных командных игр. В переводе с английского ее название звучит как «бить по мячу с лета» или «парящий мяч». Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.
Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации.
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий). Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и обще-развивающих. Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча. Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения. Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения. Первый этап —ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения. Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся. Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка. Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование. От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ Техническая подготовка 1 Передвижения: шагом; бегом; приставными шагами; двойным шагом; скачком; прыжками; падениями; сочетание способов передвижений с выполнением приемов нападения и защиты. 2. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после передвижения; двумя сверху назад (за голову) в опоре; двумя сверху в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач. 3. Прием: двумя снизу стоя на месте; двумя снизу с выпадом; двумя снизу после передвижения; двумя снизу назад стоя на месте; двумя снизу назад после передвижения; одной снизу в падении назад с перекатом на спину; одной снизу в падении в сторону на бедро и бок;одной снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе; чередование способов приема в зависимости от направления и скорости полета мяча. 4. Прием-передачи: мячей, летящих с медленной скоростью (двумя сверху вперед стоя на месте; двумя сверху вперед после передвижения) ; мячей ускоренных и скоростных (двумя снизу вперед стоя на месте, двумя снизу вперед после передвижения). 5. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верхняя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; чередование способов подач. 6. Отбивания, нападающие и атакующие удары: отбивания (двумя сверху в опоре, двумя сверху в прыжке, двумя снизу стоя на месте, двумя снизу после передвижения); нападающие удары (одной сверху в опоре кулаком, одной сверху в опоре); атакующие удары (по ходу разбега ускоренный и скоростной, по ходу разбега медленный, с переводом, с поворотом туловища, боковой, по блоку за боковую линию, с задней линии, после имитации передачи, чередование способов атакующих ударов); блокирование (одиночное зонное с места, одиночное зонное после передвижения приставными шагами, одиночное ловящее с места, одиночное ловящее после передвижения приставными шагами, двойное зонное, двойное ловящее).
Обучение передвижениям Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приеме мяча и т. д.
Обучение передачам мяча Широкое внедрение в практику волейбола приема мяча снизу способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью (после подач и нападающих ударов), в настоящее время фактически не применяется. В этой связи и техника передачи мяча сверху претерпела некоторые изменения, основным из которых является повышение места (точки) соприкосновения рук с мячом — вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.
Возможные ошибки при передаче мяча 1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами. 2. Большие пальцы рук направлены вперед. 3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены. 4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног. 5. Кисти не сопровождают мяч. 6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
Нападающие удары Нападающие удары можно классифицировать следующим образом: а) по направлению удара: – по ходу разбега; – с переводом; б) по высоте передач: – с высокой передачи; – со средней передачи; – с низкой передачи; в) по месту отталкивания: – с передней линии; – со второй линии. г) обманные.
В массовых соревнованиях юные волейболисты начинают участвовать, овладев первичными тактико-техническими навыками (стойки, перемещения, подачи, приемы и передачи мяча). Обучение технике и индивидуальным тактическим действиям начинают со стойки и перемещений на площадке; вначале по прямой (вперед-назад, вправо-влево), а затем с изменением направления, темпа и ритма движения. Совершенствование проводится на основе усложнения способов перемещения и характера действий на площадке. С этой целью широко используют имитационные упражнения, сочетающие в себе элементы техники и тактики игровых действий волейболиста.
Соревнования могут быть календарными и товарищескими. Календарные соревнования — официальные. Они предусматриваются календарным планом спортивных мероприятий, имеющим разработанное положение об их проведении. Первенства проводятся один раз в год. На них не только выявляется победитель, но и проверяется состояние развития волейбола и уровень мастерства участников, а также подводятся итоги учебно-тренировочной работы за год. В соревнованиях на кубок участвует много команд различной подготовленности и победитель выявляется в сравнительно короткие сроки. Такие соревнования проводятся один раз в год. Товарищеские соревнования проводятся в учебно-тренировочных целях между отдельными командами или коллективами для проверки готовности к календарным соревнованиям. Матчевые встречи могут проводиться между отдельными командами или группой команд неограниченное число раз в год. В них решаются различные учебно-тренировочные задачи. Эти соревнования также предусматриваются календарем и часто носят традиционный характер. Показательные выступления проводятся между отдельными командами или группой команд. Цель контрольных игр — проверка подготовленности команд к календарным соревнованиям.
ГРУППЫ ПО СОРЕВНОВАНИЮ Соревнования объединяются в следующие группы: 1. Основные — первенства или чемпионаты и соревнования на кубок. 2. Вспомогательные — классификационные, или отборочные, или турниры претендентов. 3. Агитационно-массовые и показательные встречи. В зависимости от состава участников соревнования проводятся для: 1) мальчиков и девочек (13—14 лет), 2) юношей и девушек (15—16 лет, 17—18 лет),
ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Этот документ содержит следующие разделы: 1. Цели и задачи соревнований. 2. Место и сроки проведения. 3. Руководство проведением соревнования. 4. Участвующие организации и участники соревнований. 5. Способы розыгрыша, оценка результатов, выявление победителей. 6. Условия подачи и порядок рассмотрения протестов. 7. Порядок награждения команд-победителей и участников соревнований. 8. Условия приема команд. 9. Формы и сроки представления заявок, время и место проведения жеребьевки.