что такое buster keaton
Бастер Китон: да здравствует машинист, что следует в неизвестном направлении
125 лет назад родился Бастер Китон, комик, который никогда не улыбался. Арсений Занин вспоминает главного конкурента Чаплина, уроженца Канзаса, унесенного в вечность ветром нового времени сильно раньше срока.
Из многообразия комиков «великого немого» в мифологии кинематографа прочно утвердилось лишь противостояние Китона и Чаплина. Они как черное и белое, «инь и янь»: два взаимодополняющих начала, два друга и соперника. Сентиментальность Чаплина против непроницаемости Китона; виртуозный актерский комизм против режиссерской виртуозности работы с предметами; «иконичность» Шарло бродяжки (предметы-символы, составляющие его образ: котелок, трость, усы, большие ботинки) против универсальности образа Малека (он знаменит только своей самодельной шляпой а-ля «свиной пирог» и тем, что никогда не улыбался). Да, в итоге Чаплин стал собственным продюсером и смог, сохранив за собой образ, кое-как перешагнуть в звуковое кино. Карьера Китона как создателя собственных фильмов стремительно закатилась, как только мы услышали хриплый, так не вяжущийся с образом, голос. Его авторский триумф длился всего пять лет, а потом стало ясно, что на самом деле звук для кино не был так уж необходим и неизбежен, но было уже поздно. Удивительно, что сейчас уже возможно сразу и не идентифицировать главный элемент «китоновского» образа ― его стойкое эмоциональное отстранение от мира и легендарную «отсутствующую» мимику, объясняя ее знаменитым контрактным запретом на собственную улыбку. Так студенты, для которых это было первое знакомство с комедиями Китона, очень долго пытались ответить мне на вопрос «какая же главная особенность его героя?». Все называли качества его персонажа, кто-то даже предположил, что Китон сражается с миром бунтующих вещей, и никто не сказал, что это он делает с каменным лицом. Китон ― человек, которому не нужно улыбаться, ведь он подобен Мозжухину в хрестоматийном «Эффекте Кулешова»: улыбка смотрящего, как искра, высекается от монтажного сопоставления абсурда и непроницаемого спокойствия.
Когда Китону исполнится двадцать два, и он решит стать киноактером, в России случится Февральская революция. Сейчас «белые» и «красные» от нас на такой же временной дистанции, как для Китона ― Война Севера и Юга. Его герой может быть Южанином потому, что уже был Гриффит и вся порожденная им экранная мифология гражданской войны. Потому, что сам Китон ― южанин без дома и предков. Сегодня на нашем экране положительным комедийным героем запросто может стать и белогвардейский офицер, и китоновского героя уже не надо оправдывать, как это делал Леонид Захарович Трауберг в монографии о великих комиках немого кино «Мир наизнанку» (1984). Более смелыми выглядят намеки Трауберга о связи Китона с шутом из шекспировского «Короля Лира». Ведь Лир захотел жить так, как жить невозможно ― отдал корону, но сам хотел все еще повелевать, а шут здесь ― единственный, кто может прямо сказать ему, что он сошел с ума. Трауберг и Китон начинали в одно время ― новоиспеченные ФЭКСы выпустили знаменитый манифест, когда Бастер снял первую короткометражку. Когда выйдет первый по-настоящему гениальный фильм Китона «Шерлок младший» (1924), умрет Ленин, впрочем, Артуру Конан Дойлу тоже оставалось недолго. Герой «Шерлока младшего» засыпает на работе: он, мечтающий быть как знаменитый сыщик, простой киномеханик, перешагивает за экран и становится героем собственного фильма. Другой, не менее славный выходец из «Фабрики ЭКСцентрического актера», Сергей Юткевич вспоминает, как Маяковский, недовольный картиной «Закованная фильмой» (1918), пишет либретто «Сердце Экрана», где поэт придумывает подобный сценарный ход раньше знаменитого фильма Китона, но его сценарий на кинофабрике не принимают. В этот момент советское кино, вдохновленное его фильмами, вот-вот окажется впереди планеты всей: Эйзенштейн ставит «Стачку», Лев Кулешов ― «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», Дзига Вертов ― «Киноглаз». В том же году ФЭКСы сняли «Похождения Октябрины», фильм, вероятно, не менее изобретательный, но, к сожалению, до сих пор утраченный.
Китон — человек-кино, человек ниоткуда. Что тут говорить, если даже родной городок был построен всего за десять лет до рождения Бастера. Прямо посреди «ничейного» Канзаса, как его называют ― «поле битвы за свободу» между аболиционистами Севера и конфедератами Юга. И надо такому случиться, что в момент, когда Китон впервые выйдет на сцену в водевильном спектакле родителей, на город обрушится ураган и унесет знаменитую девочку Дороти в далекую страну ОЗ. Сложно сказать, видел ли двенадцатилетний Бастер знаменитую бродвейскую постановку романа Л. Фрэнка Баума, но Мельеса он точно смотрел в детстве очень много. В его ранней короткометражке «Театр» свое увлечение ему приходится строго маскировать под сон главного героя. Впрочем, когда тот проснется, то тут же окажется персонажем следующего «блокбастера» ярмарочных лет: у мирно посапывающего человека вдруг порывом ветра сорвет крышу… И так далее, через «четверящихся близняшек» и превращения самого Бастера в обезьянку, до последнего кадра, где он, спасая возлюбленную молотом, разбивает аквариум, и потоком воды людей смывает из партера… Так он повторил другой любимый с детства «спецэффект», и в его фильме он работает только потому, что когда-то перестал действовать на зрителей ярмарочных фильмов. Китон спал, и ему снилось актерское соло «един в восьми лицах» в театре менестрелей, этому уже глубоко ископаемому театральному жанру «старого Юга», когда белые ребята мажут щеки ваксой и, пародируя господских рабов, отпускают скабрезные шутки. Бастер разыгрывает все эти роли между самим собой, множа себя восемь раз, переодеваясь в разные костюмы и испытывая на прочность железобетонную кинопленку восьмикратной экспозицей. Этот прием сейчас осуществляют на компьютере в два клика: он такой же ископаемый, как и театр менестрелей. Но Бастер с оператором разработали специальный накамерный бокс, разделивший объектив на восемь частей, чтобы трое суток переснимать сцену, для которой Китону каждый раз приходилось гримироваться…
В том же году Федерико Гарсиа Лорка, покинув неторопливую Андалусию, оказался в Нью-Йорке. Он был потрясен этим «Сенегалом с лампочками» и написал группу мучительных сюрреалистических стихов, где выразил свой ужас перед бетонными каньонами города, в котором «люди шатаются, словно сомнамбулы Чезаре, и выглядят так, словно только что пережили кораблекрушение». Когда ужас немного поутих, он вспомнил про своего любимого комика Бастера Китона и представил, как бы тот совершил невинную прогулку по безжалостным местам его родной Андалузии. Итак, вот почти половина пьесы «Променад Бастера Китона»:
«Бастер Китон следует в неизвестном направлении. Глазам его бездонным и пустым, как у новорожденного звереныша ангелов, чудятся ирисы и шелковые феи. А глазам его, двум бутылочным донышкам, глазам страуса, глазам ребенка… Человечьим глазам, уравновешенным печалью. Вдали блистает Филадельфия. Жителям этого города уже известно, что классика швейной машинки «Зингер» звучит и среди оранжерейных роз. Бастер Китон: «Вот я уже в саду!» Появляется американка: «О, ну здравствуй, Бастер Китон!” Тот, улыбнувшись, вперяет глаза в ее крокодиловые туфли. Крупный план: «Считаем своим долгом выразить негодование, потому, что на одни эти туфли ушло целых три крокодила!» Бастер Китон: «Я бы хотел…» Американка: «Где меч, увитый мирт гирляндой? У вас нет меча? (Бастер Китон пожимает плечами) Где же кольцо с отравленным камнем? У вас нет кольца? (Бастер Китон пожимает плечами) А без кольца-то нельзя! » Федерико Гарсия Лорка «Променад Бастера Китона», 1982
The International Buster Keaton Society
A giant of American comedy. A performer of the impossible. A filmmaker of grace and beauty.
A genius in slapshoes and a flat hat.
Impossible. The word that best defines the work of actor and filmmaker Buster Keaton might be: impossible. His falls from above, without a net, without a special effect, and without a stuntman (“stuntmen aren’t funny”) appear nothing less than impossible. His ability to hold that straight face, through car crashes and cyclones, through love and heartbreak, and yet to be so expressive (go ahead, try it yourself) seems impossible. And his towering achievement, producing 19 silent short film and 10 silent features (6 of which are now in the National Film Registry) over the course of only 8 years would be called impossible were it not for the fortunate truth that the films exist, and that we still can, should, and do watch them. As often as possible.
The Damfinos
Founded in 1992, the mission of The International Buster Keaton Society (a 501c3, non-profit organization) is to foster and perpetuate an appreciation and understanding of the life, career and films of Buster Keaton, to advocate for historical accuracy about Keaton’s life and work, to encourage dissemination of information about Keaton, and to endorse preservation and restoration of Keaton’s films and performances. We are an entirely volunteer-operated group, we love what we do, and are honored to help maintain Buster’s legacy.
At the end of Keaton’s short film, The Boat, Buster’s wife asks him where they are. His answer, which is also the name of his boat, is also what we encourage anyone in the world to say, anytime and anywhere that times are tough, the questions are tougher, and the answer is just too elusive: Damfino!
Бастер Китон
Этот знаменитый актёр и режиссёр был звездой ещё немого кино. Когда пришло звуковое, он продолжал создавать шедевры.
История Бастера Китона
Казалось, современный кинематограф далеко ушёл от того, который был более века назад, новые знаменитые актёры демонстрируют высоты искусства, а фильмы столетней давности годятся лишь для историков или различных чудаков. Даже поверхностное знакомство с биографией Бастера Китона опровергает эту мысль. Это был не только великий актёр и режиссёр, но и автор сценариев, идей к фильмам, каскадёр и продюсер.
Многие слышали о нём, как об актёре, который не улыбается. Он обрушивал на зрителя каскад головоломных трюков, неизменно вызывавших смех, но при этом сам оставался предельно серьёзен.
Бастер Китон получил своё прозвище в раннем детстве от великого Гарри Гудини, бывшем в гостях у его родителей. Шестимесячный малыш упал и покатился с лестницы. Когда он очутился на полу, оказалось, что он здоров и невредим, несмотря на ужасное падение. Гудини, фактически дал ему имя, назвав его «бастер», что означает «удалец». В его детстве были и другие опасные ситуации. Например, однажды его захватил смерч из окна дома, поднял и безопасно перенёс на тротуар на противоположной стороне улицы.
Его отцом был Джон Китон, выступавший вместе с Гарри Гудини в его шоу. Мать являлась дочерью одного из владельцев передвижного балагана. Она с раннего детства проявляла интерес к музыке и могла играть на различных инструментах на профессиональном уровне. Известно, что она была одной из первых американских женщин в стране, которые могли исполнить соло на саксофоне.
На сцене этот актёр был с трёх лет, когда родители стали его брать с собой на выступления. В этих шоу проявлялся один из основных его талантов — способность легко исполнять сложные и опасные трюки без малейшего вреда для себя. Например, в одном из выступлений родители перебрасывали ребёнка друг другу. При этом он постоянно падал на пол. Вставал и говорил зрителям: «Простите, я упал». В это время стало очевидным, что больше аплодисментов ребёнок соберёт, оставаясь серьёзным. Поэтому отец запретил ему улыбаться на сцене.
В 1917 году родительское шоу перестало существовать. Джозефа Френка Китона пригласил сниматься известный комик тех лет — Роско Арбакл. Китон стал актёром немого кино и снялся в 14 фильмах вместе с ним до того момента, как его призвали в армию. После возвращения сотрудничество продолжилось.
1920 стал годом первой режиссёрской работы. Китону в это время предоставил студию продюсер Джозеф Шэнк. Был подписан договор о съёмке нескольких короткометражных комедий. Первые комедии Бастера Китона проявили его особенный стиль — изысканное чувство юмора и тонкий художественный вкус.
Эти годы были периодом окончания эры немого кино. Мир менялся и многие представители киноискусства не смогли найти себе достойного места в новом, звуковом кино. Однако Китон был в этом исключением. Его талант не уменьшил своего блеска. Однако в это время произошла другая трагедия — он подписал неудачный для него контракт с известной фирмой «Метро-Голдвин-Мейер».
При этом он мог работать только в качестве актера. Режиссурой занимались другие люди, имевшие особый взгляд на то, как правильно снимать звуковые фильмы. Постепенно актёр впадал в депрессию. В это время от него ушла жена, забрав у него практически всё состояние. Он начал пить, поссорился с руководством, и его в 1933 году уволили. В Голливуде его брать на работу больше не хотели. В результате он стал банкротом и попал в клинику, где проходил курс лечения от алкоголизма.
Выйдя оттуда, он не имел ничего. Для многих это был бы полных крах. Но не для него. В это время Китон брался за любую актёрскую работу, подписал договор с малобюджетной киностудией, которая разорилась в 1937 году. После этого о нём вспомнили и вновь нашлась работа в «Метро-Голдвин-Мейер». Более двух десятков лет он занимался сценариями и постановкой трюков и, казалось, его звезда закатилась навсегда.
В конце пятидесятых Реймонд Рохауэр, прокатчик и коллекционер видеолент выкупил фильмы с участием Бастера Китона и выпустил в широкий прокат. Актёра оценили зрители и критики. В это время о нём говорили, как о гении. В 1959 он получил Оскара «за уникальный артистический дар». На Венецианском кинофестивале в 1965 году ему аплодировали стоя в течение четверти часа после просмотра его фильмов. Актёр закончил свой жизненный путь в 1966 году, прожив 70 лет.
Факты
Бастер Китон за свою жизнь удостоился двух звёзд, установленных на голливудской Аллее Славы. Одна из них — это благодарность за то, что он сделал для киноидустрии, другая — для телевидения.
Слово «Keatonesque», которое является прилагательным от фамилии актёра и режиссёра, включено в Оксфордский словарь и официально стало частью английского языка.
Брак с третьей женой, бывшей младше его на 23 года, заключённый в 1937 году, был счастливым.
Чарли Чаплин и Бастер Китон в эпоху немых фильмов устроили между собой шутливое соревнование: у кого меньше титров, тот победитель.
Фильмы с участием Бастера Китона
Главным шедевром Бастера Китона считают фильм Генерал, вышедший в 1926 году. Для этих съёмок он усвоил профессию машиниста. В фильме снималась древняя даже для этих времён техника, но актёр научился сам управлять ей.
Наиболее известные ленты с его участием:
Он снялся в 42 фильмах, был режиссёром в 22 картинах.
Трюки Бастера Китона
Он выполнял трюки с первой попытки и почти никогда не получал серьёзных травм. Страховка была на самом минимальном уровне.
Вот несколько примеров:
Он собирался прыгнуть с доски, прикреплённой к крыше на соседнюю. Во время прыжка руки соскользнули с края, и он упал вниз. Актёра спасла страховочная сетка, установленная далеко внизу. Когда он сорвался, съёмки продолжались. Он включил этот эпизод в фильм, дополнив несколькими сценами.
В сцене у водопада показано, как девушка вот-вот упадёт. Актёр, подвешенный на длинном канате на бревне над водопадом успевает подхватить её в последний момент. Это был редкий случай, когда потребовалось три дубля. Он во время съёмок выхватывал не живого человека, а манекен.
Однажды он стоял перед домом и на него обрушился фасад. Там, где он стоял, было отверстие для окна. Точность расчёта была такой, что от него до краёв проёма было не более пяти сантиметров.
За время съёмок он сделал большое количество опасных трюков. Все они закончились для него без серьёзных травм.
Вывод
Джим Керри как-то сказал о нём:
Говорят, Бастер Китон был гением. Я так не считаю. Гением был Эйнштейн, а Китон был непостижим.
АльбертычЪ
Руководитель проекта. Дисклеймер: мнение автора может не совпадать с мнением читателей.
i Нет комментариев
Твоё слово Отменить ответ
Никакая часть материала, представленная на сайте, не может быть скопирована и размещена в текстовом, видео, аудио или графическом формате без письменного согласия администрации и наличия ссылки или упоминания источника.
Бастер Китон
Оглавление
Жизнь
Детство и юность
Поскольку он провел почти все свое детство и юность в водевиле, Китон так и не получил обычного школьного образования. В 21 год он решил творчески порвать с родителями и искать собственные цели. Теперь он был слишком большим для мальчика, которого должен был играть; номер также страдал от уже выраженного алкоголизма отца.
Способ снимать
Студия Бастера Китона
Бастер Китон снимал свои фильмы в старой студии Чарли Чаплина. На данный момент он отказался от своей первой работы, Бастера Китона, сражающегося с кровавой рукой (1920). Напротив, первая публикация Китона « Медовый месяц в сборном доме» 1920 года теперь считается классикой жанра. Детально проработанный короткометражный фильм повествует о катастрофической попытке пары молодоженов построить сборный дом в соответствии с инструкциями.
Из 19 короткометражных фильмов студии Китона « Бастер и полиция» (1922) являются одними из самых известных сегодня : в разгар фильма сотни полицейских преследуют Бастера по улицам Нью-Йорка. Этот мотив можно снова найти по- разному в его полнометражных комедиях « Семь шансов» (здесь сотни невест, готовых выйти замуж, и, наконец, бесчисленные валуны) и «Ковбой» (со стадом крупного рогатого скота в Лос-Анджелесе).
В « Дарн Хоспиталити» вместе со своим отцом Джо Китоном его жена в то время впервые появляется в одном из его фильмов. Натали Талмадж была невесткой его продюсера Джозефа Шенка. Она вышла замуж за Китона в 1921 году. Их первого сына, Джозефа, также можно увидеть в фильме в возрасте одного года.
В «Навигаторе» Китон наконец-то догнал двух самых популярных кинокомиков того времени, Чаплина и Ллойда. Это осталась одной из его самых успешных в финансовом отношении постановок. В фильме 1924 года он и его партнерша Кэтрин МакГуайр оказываются на заброшенном огромном корабле, который бесцельно дрейфует в океане.
Финансовая катастрофа
Крушение MGM
Повторное открытие
Из его многочисленных эпизодических ролей в фильмах самых разных студий особого упоминания заслуживает «Сумеречный бульвар» Билли Уайлдера (1950): он практически изображает себя в жутко выглядящей группе забытых звезд немого кино. похожее незабываемое, хотя и короткое появление в центре внимания Чарли Чаплина : впервые два величайших комика эпохи немого кино можно увидеть вместе в одном фильме, в значительной степени как стареющие комедианты водевиля в конце своей карьеры.
На деньги, которые принес ему фильм с его именем, Китон купил дом в Калифорнии, названный им «ранчо», в котором он прожил с женой всю оставшуюся жизнь. Ему пришлось отказаться от своей роскошной «итальянской виллы» в Беверли-Хиллз, которой он владел на пике своей славы в 1930-х годах. В 1952 году Джеймс Мейсон, как новый владелец бывшей виллы Китона, вызвал сюрприз: Мейсон обнаружил давно забытые копии классических фильмов Китона в потайной кладовой. Из-за химического разложения пленочного материала, который ранее был основан на горючей нитроцеллюлозе, он был частично сильно поврежден.
В 1960 году Китон был удостоен почетного Оскара за вклад в кинокомедию.
Последние фильмы
Последней кинопродукцией Китона, поставленной Ричардом Лестером Толлем, были «Старые римляне» (1966). На тот момент его здоровье было уже очень плохим, на этот раз его увеличили вдвое во время опасных трюков. Тем не менее, он настоял на том, чтобы биться головой о дерево.
Лишь несколько месяцев спустя древние римляне начали продавать его в кинотеатрах. Менее чем через год после его смерти в США состоялась последняя премьера фильма с Китоном в роли второго плана. В постановке 1965 года «Генерал и два дурака» он сыграл нацистского генерала. В последней сцене двое морских пехотинцев освобождают захваченного генерала и передают ему гражданскую одежду, которая оказывается типичной одеждой Бастера. В мешковатом фраке и плоской шляпе он в последний раз смотрит на солдат, отворачивается от камеры и уходит.
растение
содержание
стиль
Сравнение его каменного лица с бесчувственными предметами и машинами, которыми он себя окружает, очевидно. Но это выражение его лица не означало, что Китон был невыразительным как актер. Напротив, Джеймс Эйджи в своей статье в журнале Life Magazine восторгался выразительностью Китона именно по этой причине.
Примечательно, однако, что Китон использовал только такие приемы с оптической пленкой, какие они используются в фильме « Удивительный театр» (Бастер появляется до девяти раз на одной и той же картине), только в исключительных случаях для обмана: они в основном использовались там, где они были. очевидно уловки есть. Для него была очень важна подлинность; трюки, несомненно, следует воспринимать такими же опасными и реальными, как и они были. Когда горящий мост рухнул под тяжестью паровоза для Der General и потянул за собой локомотив, он решил не использовать модель, как это было принято в то время. Вместо этого он построил мост, и он рухнул вместе с настоящим (хотя и незанятым) паровозом. Также двенадцатиминутная последовательность циклонов в Steamboat Bill, Jr. был реализован без кинематографических уловок, а с помощью крана, сложных декораций и мощных авиационных двигателей.
Способ работы
Он реализовал свои в основном технические приколы с большим терпением и самоотдачей. В короткометражном фильме «У воды нет решеток» (1921), например, корабль, построенный Бастером, должен был утонуть в воде при спуске на воду. Но, несмотря на все меры предосторожности (груз железных прутьев, дыры в носовой части и т. Д.), Он не скользил прямо под водой, как это соответствовало представлению Китона о странном времени. Китон и его команда работали в течение трех дней, пока не было найдено решение для сцены, которая длилась всего несколько секунд: «[Мы] топим якорь, из которого мы проводим трос через шкив на корме корабля, другой конец прикреплен к буксиру. Мы сделали все пузырьки воздуха из лодки, убедились, что на корме достаточно воды, и с помощью буксира, не показанного на фотографии, потянули лодку под воду ».
прием
Кинокритик и эссеист Фрида Граф следующим образом описывает отношение к машинам некоторых из известных комиков в эпоху немого кино: «Чаплин становится беспомощным, Лорел и Харди сердито защищаются от них и уничтожают их; Бастер Китон справляется с этим безмятежно и проницательно; Бауэрс [имеется в виду немой кинорежиссер и актер Чарльз Бауэрс ] не в первую очередь их противник, а конструктор, который сам [. ] изобретает и строит самые безумные аппараты и дает волю человечеству ».