что такое drm защита в играх
Что такое DRM в играх? Нюансы и тонкости
Вопросы защиты контента от незаконного копирования были актуальны во все времена, а в плане игр – с эпохи Atari 2600, когда издатель всеми силами старался ограждать продукцию от кустарного тиражирования. В последующие годы вводились региональные ограничения, в устройства устанавливались специальные чипы защиты, данные шифровались через богомерзкие StarForce и т. д.
Максимальная эффективность достигнута именно в цифровую эпоху, когда игра привязывается к конкретному сервису. Даже если она приобретена на физическом носителе, не предполагается передача, перепродажа или обмен. За исключением консолей от Sony, Nintendo и Microsoft.
Кратко рассказать о том, что такое DRM, достаточно просто. Речь именно о Digital Right Management, т. е. технологических средствах, предназначенных для защиты интеллектуальной собственности. Яркий пример – привязка игрового произведения к Steam, Battle.net и аналогам.
При запуске стартует клиентское приложение, проверяющее наличие действующей лицензии. Онлайн при этом обязателен в 90 % случаев. Даже при переходе в автономный режим запустятся игры, которые ранее получили «добро» от сервиса авторизации. Если внимательно прочесть пользовательское соглашение, то окажется, что вы совершаете не покупку, а бессрочную аренду.
Что такое DRM? Тёмная сторона силы
Совершенно понятно стремление разработчиков и издателей получать прибыль, но иногда нарушаются права потребителей. В законах США отмечено, что покупатель имеет право создать резервную копию данных на случай её утери. По этой причине легальным является, например, использование эмулятора при условии наличия оригинального диска.
В случае с DRM-защитой архивирование информации исключается. Следующий негативный момент кроется в потребности постоянно сохранять доступ к Сети. Подобное практикует Blizzard ещё со времён Diablo 3, а корпорация Microsoft хотела внедрить проверку подлинности всего контента на Xbox One раз в сутки, но под давлением общественности отказалась от этой идеи.
Где купить игры без DRM?
Опустим вопросы пиратства, морально порицаемые цивилизованным миром. В ситуации, когда доступа к Сети нет, помогают версии non-DRM, продаваемые в наборах Humble Bundle, через GOG и ещё в нескольких сервисах. Они представляют собой простой Setup-файл, используемый для инсталляции.
После установки достаточно выполнить запуск. Через 1-2 года нас ожидает смена поколения консолей. Не исключено, что платформодержатели закрутят гайки ещё сильнее. Своё мнение напишите в комментариях.
Да кто такой этот ваш DRM?!
До того, как усесться за эту статью, я подумывала о том, чтобы сменить её название на «DRM: на#уя, а главное зачем?!» Но потом я подумала ещё раз и поняла: на#уя разработчикам сдались всякие Denuvo и прочие причастные, и так знает каждый. Вопрос о пользе и вреде этой штуки всегда открыт, и одни выступают резко против, а другие, кидаясь на амбразуры, готовы защищать любые способы защиты контента от пиратов. И таких материалов, как чисто на поболтать и обсудить больное, так и на подойти к вопросу с профессиональной точки зрения, полно. Но мало кто говорит о том, как DRM вообще появилась, как она работает и что из себя представляет.
Так не доставайся ж ты никому
Естественно, причины, по которым DRM выдумали, и по которым она ещё не канула в Лету, крутятся вокруг авторского права. Проблема того, что кто-то у кого-то что-то упёр без спроса, была всегда, а с глобализацией и началом цифровой эпохи встала особенно остро. Логично, что и самые первые попытки защитить данные от копирования появились задолго до лончеров с онлайн-подтверждением лицензии вашей любимой игрушки и GOG, который призвал отказаться от DRM вовсе. Только чуть грубее.
Инициатива от GOG. Зато честно
Первые предки того, что сейчас зовётся DRM (digital rights management — цифрового управления правами или управления цифровыми правами) появились в начале 20-го века. Тогда были очень популярны механические пианино, которые играли мелодии при помощи перфолент. В Америке производители инструмента не относились с должным уважением к авторам и правообладателям музыки, записанной на перфолентах, и в конце концов всё это вылилось в скандал и требования о том, чтобы полностью запретить выпуск этого инструмента. В итоге механические пианино выпускать не перестали, но производители теперь должны были выплачивать копеечку за каждую перфоленту.
Потом дела вроде как улеглись, пока на сцену не вышли видео- и аудиомагнитофоны. Возможность записи на них приводила к тому, что особо ушлые нехорошие люди создавали и распространяли по сути пиратские копии транслируемых по телевидению фильмов и телепередач. А функция эта вообще-то была рассчитана только на то, чтобы пользователь мог посмотреть свое любимое шоу в удобное для него время. У развернувшейся тогда заварушки и претензиям Universal к Sony, а также попыткам запретить выпускать магнитофоны с возможностью записи, даже есть своё название — дело Betamax. В итоге никто никому ничего не запретил, про магнитофоны решили, что пусть будут, а про дело и вовсе позабыли.
Механическое пианино для тех, кто не знал
И видеомагнитофон для тех, кто не застал
Первым по-настоящему DRM в том виде, о котором вы знаете сейчас, можно назвать систему защиты от Macrovision, использовавшуюся на видеокассетах. Она наводила шороху в импульсах, которые участвовали в записи кассеты, но никак не влияли на качество её воспроизведения. По итогу копия не удавалась. Хитро, но проблема состояла в том, что устройства, которые помогали обойти эту защиту, было не так уж сложно раздобыть, несмотря на то, что вместе с самой DRM компания запатентовала и их.
Взломанная игра про взломы — это даже иронично
Когда же интернет повсеместно вошёл в жизнь людей, и хитрые пираты и прочие недобросовестные негодяи поняли, что при повторной перезаписи с аналоговых носителей качество теряется, а при копировании файла в интернете нет, для борцов за авторские права настали тёмные времена. Нелегально распространяемый контент хлынул изо всех щелей, и там, где достать то или иное произведение не получалось тупым «Сохранить как. », помогала аналоговая брешь. Этим термином называют непреодолимую уязвимость данных с аналоговым выводом перед копированием. Если книжка напечатана на бумаге — её можно отсканировать, если музыка играет, то есть возможность записать её на микрофон.
Эту проблему невозможно преодолеть и сейчас, когда DRM во всевозможных видах проникла во все сферы, и правообладатели осознанно добавляют её, например, в свои игры, полностью осознавая, что не все будут этому рады.
А это точно работает?
Историческая справка окончена, переходим к технической. Неужели оно того стоит? На вопрос в подзаголовке отвечу: это не точно.
Для разного контента всё работает по-разному, и большинство систем используют криптостойкие алгоритмы защиты. Только их проблема в том, что они по умолчанию предполагают, что у конечного пользователя будет ключ, с помощью которого он получит доступ к контенту. А наличие и того, что защищают, и ключа приводит все потуги как-то защитить файлы к провалу автоматически. Поэтому, если немного утрировать, вся задача DRM на данный момент — как можно изощреннее прятать от вас ключи шифрования на вашем компьютере.
А взламывать беззащитные игры вообще должно быть позорно!
Создатели Denuvo во избежание ненужных казусов говорят о своей технологии без подробностей. В 2014 году они твердили, что Denuvo Anti-Tamper «непрерывно шифрует и расшифровывает себя так, что невозможно взломать». 3DM же, группа… назовём их энтузиастами незаконного распространения контента, говорила, что Denuvo включает в себя 64-битную шифровальную машину, которая требует криптографические ключи, уникальные для конкретного оборудования каждой установленной системы.
С играми в последнее время другая мода: в автономном режиме у вас, скорее всего, запустится только та игра, которую уже одобрил сервис авторизации лаунчера. Или ещё круче: игра будет требовать постоянного подключения к интернету. Есть и варианты, в которых количество установок одной копии игры ограничено.
Выглядывает лазейки, знаю я его
А вообще, конкретно над Denuvo — на данный момент единственной крупной DRM, использующейся в индустрии повсеместно, скорее принято смеяться. С октября 2017 года каждую игру с этой защитой взламывали за считанные часы, хотя ещё несколько лет назад даже хакеры признавали, что вот ещё чуть-чуть, и Denuvo будет не взломать. Прибавьте к этому то, что DRM вдобавок не умеют распознавать добросовестное копирование, и получится интересная и странная история, в которой неправы все, а по башке почему-то прилетает только издателям, пытающимся защитить свою интеллектуальную собственность.
Будет ли справедливость, большой вопрос. Да и нужна ли она здесь, вопрос не меньший. Ну ладно, вынудили. Хоть я в начале и распиналась, что статья не про это, но всё же мне интересно увидеть ваше мнение.
Вред DRM-защиты в видеоиграх — миф или правда
Содержание
Содержание
Издатели наперебой встраивают в игры DRM и иные виды защиты от копирования и взлома. Пользователи массово жалуются на подобные решения, указывая, что они перегружают центральный процессор ненужными задачами и расходуют ресурс SSD. В войне участвуют журналисты и YouTube-блогеры — они проводят тесты и сравнивают показатели производительности с защитой и без нее. Попробуем понять, кто прав в споре вокруг DRM.
Что такое DRM
Английская аббревиатура DRM расшифровывается как «digital rights management». Переводится это как «управление цифровыми правами», а подразумеваются программное обеспечение и другие инструменты. К DRM-защите обращаются кинокомпании, музыкальные лейблы, книжные издательства и создатели игр. Она спасает их от пиратства.
Далее будем говорить о DRM применительно к виртуальным развлечениям. Защита делает сложным внесение изменений в исполняемые файлы игры и ее копирование. Также DRM время от времени проверяет легальную ли копию вы запустили.
Для пользователей внедрение защиты нередко оборачивается головной болью. Вроде бы честно купил игру, но просто так перенести ее на второй компьютер нельзя. Запускать приходится при помощи конкретного ПО вроде клиентов Steam, Origin, Battle.net, Ubisoft Connect. А уж когда DRM приводит к падению кадровой частоты, то становится совсем грустно.
Немного истории
Разработчики держат оборону против «флибустьеров рынка» с 1980-х годов. На заре индустрии к борьбе с любителями халявы подходили оригинально, к примеру, снабжали игру руководством. В определенный момент игра просила геймера ввести такое-то слово с такой-то страницы мануала. Если юзер печатал неправильное слово, его ждал утомительный перезапуск. Или вот: в коробку с первой GTA авторы положили бумажные карты городов. Без них пройти экшен было проблематично.
На консолях издавна применялась региональная защита. То есть картридж или диск, купленный в США, нельзя было запустить на европейской приставке.
В 2000–2010-е годы издатели обращались к таким видам DRM, как онлайн-активация, ограничение на количество инсталляций, требование постоянного подключения к сети, установка драйвера системы защиты на компьютер, требование вставлять диск в привод для проверки перед каждым запуском. Если обратиться к персоналиям, то врагами всякого геймера стали DRM SecuROM и StarForce — своего рода Denuvo тех дней. О Denuvo поговорим чуть позже.
SecuROM разработала Sony, StarForce — российская Protection Technology. В основном обе предназначались для компьютерных игр. SecuROM запомнилась тем, что среди прочего требовала регулярной онлайн-проверки. Известные проекты с этой защитой — BioShock (2007), Spore (2008), Mass Effect (2008). На запуске Spore приключился скандал: когда десятки тысяч пользователей стали проходить онлайн-регистрацию, серверы попросту не справились с нагрузкой.
StarForce же пресекала копирование дисков. Она считалась очень надежной. Например, Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory (2005) с защитой StarForce взломали только спустя 422 дня. В системе присутствовал серьезный изъян, напрямую с ней не связанный, — речь о качестве диска. Диски проходят этапы упаковки, погрузки, транспортировки, разгрузки и так далее. Везде есть риск получить механические повреждения. Диск же с повреждениями StarForce определяет как пиратский.
Завершая пункт, отметим, что порой разработчики оригинально подходят к внедрению DRM. В нелегальной версии Serious Sam 3: BFE (2011) за вами бегает особый враг, неуязвимый красный скорпион.
Вред и польза Denuvo
Denuvo без конца обсуждают в профильной прессе и на игровых форумах. Несколько лет назад она казалась хакерам фактически неприступной и грозила похоронить пиратство на компьютерах. По иронии досталось от нее и законопослушным гражданам.
За Denuvo ответственны те же люди, что за SecuROM. Только трудились они уже не в составе Sony, а под крышей Denuvo Software Solutions. Компания базируется в Австрии. Сами разработчики называют Denuvo технологией защиты и открещиваются от термина DRM. И все же на игровых ресурсах между Denuvo и DRM ставят знак равенства.
Две ее основные задачи — помешать изменению исполняемых файлов и обратному проектированию. Первое предотвращает запуск игры без онлайн-аутентификации или диска, второе не позволяет хакерам заменить фрагменты кода. Если верить австрийской фирме, именно «управления цифровыми правами» (= DRM) в защите нет.
Решение это очень дорогое. Как правило, раскошелиться на него по зубам лишь крупным издателям.
Львиная доля продаж игры приходится на первый месяц/месяцы после премьеры. Denuvo ставит своей целью уберечь проект от хакеров в этот критически важный период. Поначалу Denuvo с успехом отражала наскоки хакеров. Dragon Age: Inquisition (2014), FIFA 15 (2014), Lords of the Fallen (2014) сдались только через несколько недель после релиза.
На адаптацию к новым реалиям у хакеров ушло несколько лет. Они хорошо подготовились: Middle-earth: Shadow of War (2017) и Total War: Warhammer 2 (2017) прописались на торрентах прямо в день премьеры. Final Fantasy 15 (2018) и Hitman 2 (2018) оказались там еще до старта продаж. FF 15 подвела демоверсия, Hitman 2 — ранний доступ для предзаказавших.
В 2019 году на Denuvo обрушилось несколько тяжелых ударов: Resident Evil 2, Metro: Exodus, Devil May Cry 5 не устояли и недели. Порой необъяснимые промашки допускали сами издатели, взять Bethesda. Она добавила в свой магазин Bethesda Launcher версию Rage 2 без Denuvo, а в Steam — с Denuvo. Разумеется, пираты моментально отправили Rage 2 на торренты. От бессилия Bethesda пришлось удалить защиту из Steam-версии игры.
Издатели не отворачиваются от Denuvo Software Solutions, но ореол «крепкого орешка» она точно утратила. Ситуацию усугубляет критика со стороны сообщества.
На форумах распространены предположения, что Denuvo забивает CPU избыточными вычислениями и пагубно влияет на твердотельные накопители. Представители компании в комментарии прессе отвергли оба выпада. Предположение насчет SSD вообще выглядит некорректным, так как защита не производит операций записи и чтения.
Поговорим о реальном вреде. Продюсер Tekken 7 (2017) Кацухиро Харада сообщил, что Denuvo спровоцировала проблемы в PC-версии файтинга. При выполнении отдельных приемов, скажем, Shakunetsu Hadouken у Акумы, падала кадровая частота.
Sonic Mania (2017) на PC нельзя было проходить офлайн из-за Denuvo. Sonic Mania Plus (2018) добавила к списку проблем вылеты и фризы. Под фризами понимается короткое подвисание изображения.
В недавней Resident Evil: Village защита Denuvo в тандеме с DRM от самой Capcom привела к задержкам при стрельбе. Эксперты из Digital Foundry, «железной» лаборатории издания Eurogamer, пришли к выводу, что взломанная версия функционирует лучше. Геймеры уверены, что в задержках виноваты проверки, инициируемые Denuvo. Сама Denuvo сравнила версии с защитой и без и заявила, что разницы в производительности нет.
Не в пользу Denuvo говорит анализ канала Overlord Gaming, процитированный ведущими IT-СМИ. Тесты выявили главные проблемы защиты: она увеличивает время загрузки на 50–80% и заметно просаживает кадровую частоту.
И напоследок о свежей неудаче Denuvo. Ее серверы были недоступны 7 ноября. В результате пострадали «сингловые» проекты (Shadow of the Tomb Raider, Guardians of the Galaxy, Planet Zoo, Football Manager 2022). Пользователи получали ошибку «The server is not reachable», не дававшую войти в игру.
Выводы
За минувшие годы у геймеров сложилось резко отрицательное отношение к DRM. Проблемы с производительностью, вызываемые Denuvo, только укрепили неприязнь.
Однако ощутимая польза от Denuvo есть. Она обеспечила PC-играм огромные продажи. В итоге на эту нишу обратили внимание консольные гиганты, и на компьютеры пожаловали вчерашние PS4-эксклюзивы Days Gone и Horizon: Zero Dawn. В начале 2022 года за ними последуют Uncharted: Legacy of Thieves Collection и God of War.
PC-магазины, обжегшиеся на DRM, поступают с защитой осторожно. В первую очередь они предлагают геймерам дополнительную мотивацию в виде достижений, коллекционных карточек, мультиплеерных режимов, списков лидеров. Всего перечисленного нет в пиратских версиях. Еще в большинстве PC-магазинов любой проект можно опробовать и если не понравится, то запросить возврат средств. Современная замена демоверсиям.
Оправдана ли DRM-защита в играх?
Доступ к ресурсам, распространяющие копии, блокируется, их хозяевам выписываются штрафы. Похоже на массовую истерию, но на самом деле данная практика существует очень давно. И это вполне логично, ведь актерам, писателям, создателям нужно платить. К тому же, приобрести копию за кровные — это, в первую очередь, легально, а труд будет оплачен. Гражданско-правовые отношения в такой модели соблюдаются полностью.
Для защиты от пиратов в компьютерных играх используют DRM-защиту. DRM расшифровывается как «Digital Rights Manegment». Это технические средства защиты авторских прав. В современных играх такие средства реализует технология Denuvo от компании Denuvo Software Solutions GmbH. Она зашифровывает игру 64-битным кодом, который не расшифровать без криптографического кода. К тому же, взлом усложняет система повторной онлайн-активации на каждой новой системе или компьютере.
Звучит убедительно, но на деле в Сети то и дело всплывают новости о взломе какой-нибудь игры. В рекордный срок расшифровали игру Syberia 3. Она поддалась всего за три дня. Второе место за Resident Evil 7 — ровно неделя. Для взлома других игр требуется больше времени. Некоторые так и остались под защитой. Игру Mass Effect: Andromeda, к примеру, вообще взломали дважды.
Из всего этого можно вывести резонный вопрос: стоит ли вообще подобным образом защищать игры, если рано или поздно хакеры их взломают? На первых порах ответ может быть отрицательным, мол, это бесполезно. Но если задуматься, для чего именно нужна Denuvo, то ответ получается вполне логичным. Пик продаж игр приходится на релиз и еще какое-то непродолжительное время после. Получается, что если Denuvo подержится месяц, то задача будет выполнена.
Некоторые игроки жалуются, что игры под этой защитой потребляют больше ресурсов компьютера, сокращают срок службы SSD-накопителей, постоянно записывая и переписывая избыточное количество данных, однако в компании утверждают, что Denuvo делает это не часто, поэтому она не является причиной поломки жестких дисков.
Что такое Denuvo
Небольшое исследование преемницы (так же пишут в наших СМИ) StarForce.
Что такое DRM?
Немного о StarForce и других DRM
StarForce, пожалуй, получила негласный статус самой ненавистной DRM. Если игра получила данную защиту, то в любом обзоре это непременно указывали с почти обязательной припиской «StarForce не нужна» (утрирую, конечно же). Создала эту защиту русская компания Protection Technology. Поначалу ходили слухи о том, чтобы запретить эту DRM на западе. Якобы StarForce нарушает права пользователей и даже чем-то задевает правообладателей. Думается мне, что это из-за установки драйверов на привод, о которых пользователь не мог знать. Они устанавливались вместе с игрой (данное ухищрение должно было помочь решить проблему использования виртуальных приводов) и оставались в системе даже после удаления продукта. Но, так или иначе, число проданных лицензий на сегодняшний день составляет более шестидесяти миллионов копий, что довольно-таки большое число.
SafeDisk много негативных отзывов не сыскал. Данная DRM должна была защищать диски от копирования, но она не представляет особых трудностей в взломе. Однако более поздние версии могут потребовать определенные приводы, которые способны записать некоторые файлы, характерные для SafeDisk.
DAEMON Tools или Alcohol 120% позволяли создавать виртуальные диски и тем самым обходить защиту. Но последние версии SafeDisk от этого защищены. Ну и нельзя не сказать о том, что и эта DRM устанавливает свой драйвер для привода без предупреждения. То есть, фактически, также нарушает права пользователей, о чем как-то умалчивали.
SecuRom был разработан компанией Sony DADC AG, которая до этого занималась распространением CD. Особой известности на территории России и стран СНГ не получила. Различные игровые журналы частенько хаяли SecuRom за то, что ее взламывают слишком быстро и смысла в защите игр просто нет. Таким образом делая неплохую рекламу StarForce, к которой на Западе относились пренебрежительно (вспоминаем про права пользователей).
Разумеется, SecuRom всячески обновлялся. Sony DADC AG стремилась к тому, чтобы её систему было сложнее взломать (что логично). Но, как водится, за это компания требовала денег с издателя. Если взять GTA IV, то, получив солидную сумму денег с Take Two, Sony DADC AG сделала такую защиту, что игру. Все равно взломали. Да, были пьяные камеры и движение вперед, была защита программного кода и даже файлы в игре нельзя было переименовывать, а GTA IV все равно взломана.
В итоге сотрудников Sony DADC AG поувольняли, но долго безработными они не проходили. Следующей остановкой стала новая защита в рядах новой компании. И дальше уже только о Denuvo Anti-Tamper.
Появление «сверхсложной» защиты
Потом появилась информация о том, что Denuvo будет использоваться в FIFA 15 и Lords of the Fallen. В первые дни после релиза этих игр на торрентах стали ждать кряка. Но время шло, взломанной игры все не было и не было, а релиз-группы упорно молчали и не желали говорить о прогрессе во взломе Anti-Tamper. Разработчики Denuvo после этого заметили, что защита-то работает и поди попробуй ее взломай. Да и не получится у вас все равно. В результате, сами того не желая (хотя скорее всего желая), создатели Anti-Tamper создали для своего продукта неплохую рекламу.
Далее идею «суперсложной DRM» подхватили СМИ и стали всячески ее распространять. Обратите внимание, что статьи, датируемые октябрем или ноябрем прошлого года, называют Denuvo «непробиваемой» или «сверхсложной». А по сути-то времени прошло всего-ничего. Так и сформировался образ преемницы StarForce (хотя на самом деле все иначе).
DRM или защита DRM?
То есть фактически, Denuvo защищает от взлома не саму игру, а установленную в нее DRM. А дальше уже зависит от того, какую лицензию купила компания-издатель.
Denuvo и SSD
Но разработчики Denuvo оказались не так просты и признавать, что их защита постоянно декодирует и зашифровывает код игры, отказались. Более того, они провели исследование, на которое пригласили журналистов, чтобы последние убедились в безопасности Denuvo Anti-Tamper для SSD. И да, в ходе исследования выяснилось, что защита вреда не наносит. И да, это даже на телевидении показывали.
Но те результаты не приняли сами пользователи. Они самостоятельно провели эксперимент, который показал, что примерно за 40 минут игровой сессии, игра провела операций на 30 с небольшим гигабайт, что очень и очень много. Конечно, это не поломает ваш SSD, но заметно поизносит.
Остается только догадываться, почему разработчики Denuvo говорили о том, что их система защиты не используют подобный алгоритм, когда DRM постоянно оперируют частичками кода игры. На сайте Denuvo сейчас даже есть несколько строчек, где говорится, что защита никак не повлияет на ваш жесткий диск, да и данные она не кодирует и декодирует. Да, это написано в самом низу сайта и таким шрифтом, что сложно не увидеть.
Взлом
Затем поползли слухи о том, что некоторые компании специально финансируют взлом Denuvo, создавая тем самым еще большую рекламу этому продукту. Говорили и о том (сайт The Dark Side Of Gaming в особенности), что за всем этим стоит Ubisoft. Якобы Denuvo повлияло на продажи Unity. Спорное утверждение, практически ничем не связанное. Да, там были слова некого источника, но он пожелал остаться анонимным, так что говорить о правдивости его слов довольно сложно. Тем более, что в словах анонима приводится сравнение двух абсолютно разных игр.
Кроме этого, товарищи из Китая полностью убрали защиту из взламываемых версий игр. То есть, пиратская копия никак не повредит жесткому диску вашего компьютера (совсем не реклама пиратской продукции).
Выводы
Что ж, несмотря на огромную шумиху вокруг Denuvo (подогреваемую всеми, кому не лень), эта защита так и не стала серьезным препятствием для пиратов. Да, кряков пришлось ждать долго, но никак не целый год или два.