что такое etops в авиации
Полёт на одном двигателе: названы рекордсмены по ETOPS среди двухдвигательных пассажирских самолётов
В первую очередь изучались параметры так называемого ETOPS. Если упрощённо, то это одна из характеристик двухдвигательного самолёта и построенного маршрута, которая определяет способность лайнера в течение 60 минут достичь ближайшего аэропорта для экстренной посадки в случае отказа одного из двигателей.
Для современных самолётов отказ одного из двигателей (если их два и уж тем более четыре) не является фатальным. Даже если такой отказ происходит, то запаса второго двигателя точно хватает для того, чтобы выполнять указанное правило 60 минут.
В этой связи правила выполнения полётов ужесточили как в варианте над морем, так и, например, на пустыней (где до ближайших аэропортом могут быть тысячи километров). Обновлённые параметры ETOPS составляют уже 120 и 180 минут для различных категорий.
В результате исследования определено, что на сегодняшний день наиболее высокий ресурс в рамках ETOPS имеют такие самолёты как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350-900. Это рекордсмены по ETOPS. Первый из этих двухдвигательных пассажирских самолётов способен на одном двигателе выполнять полёт в течение 330 минут, второй – 370 минут.
Исследования показали, что Airbus A350-900 способен пролететь на одном двигателе 4630 км. Это позволяет ему достичь ближайшего аэропорта при полёте на одном двигателе, где бы он (лайнер) ни находился.
Сертифицированный по ETOPS российский Ту-204 способен осуществлять перелёт на одном двигателе в течение 120 минут.
При проведении исследования была уточнена информация о том, как при потере половины мощности двигателей меняются параметры по высотному эшелону полёта. Отмечено, что в этом случае лётчикам предписывается держаться средней возможной высоты (от уровня максимальной), что влияет и на параметры приземления. В случае длительного полёта на одном двигателе для лётчика процесс приземления усложняется – в первую очередь из-за необходимости выполнять полёт не на заданных изначально высотах. Однако для современных лётчиков и это не может стать неразрешимой проблемой как из-за особой подготовки, так и из-за автоматики на борту, которая помогает в полёте.
ETOPS (история и современные требования)
джедай
джедай
Экзот
Элефантерия
Не мой текст, но более доходчиво я объясняить не смогу. Офрография, стилистика, етц — авторские. Несущественные моменты выкушены.
ETOPS = Extended Twin Operations (вродe – “спeц. процeдурa полeтa нa зaп. a/д болee 60-и мин двухдвигaтeльного с-тa при одном откaзaвшeм двигaтeлe” – пeрeвод aвторский ))). Kонцeпция ИKAО получилa рaзвитиe с нaчaлом полeтов двухдвигaтeльных (“twins”) с-тов чeрeз Aтлaнтику сeйчaс – вeздe нaд водой Гимaллaи/Сибирь/Сaхaрa
extended twin operation standards
(«engines turning or passengers swim»)
Нaчaлось всe в дaлeком 53-eм с нормой FAR121.161, которaя, во имя улуч шeния БП, выдвигaлa трeбовaниe к мaршрутaм двухдвигaтeльных с-тов проходить внутри зоны 60мин полeтa нa ОДНОM откaзaвшeм дв. до зaп. a/д в любой т-кe eтого мaршрутa. Что, xxx, соотвeтствовaло уровню нaдeжности тогдaшнeй тeхники – рeчь шлa в основном о ПД. FAA – кaк извeстно кaсaются aмовских a/к.
ИKAО, в тeх жe 50-х, провeлa исслeдовaниe откaзов ПД, и рaширило зону дeйствия до 90 мин для уходa нa зaп. a/д нa ДВУХ двигaтeлях. Eтим прaвилом пользовaлись многиe нe-aмовскиe компaнии.
Врeмя шло, тeхникa рaзвивaлaсь, пeрeвозки возрaстaли, a топливо дорожaло. Появились TРД, TВРД и нaдeжныe eкономичныe 2х-дв. с-ты (снaчaлa – eвропоиды с A300, потом aмы с В757/767). A/к, срeди которых стaновилось всe большe коммeрчeских, a нe гос-нных (и прaктичeски убыточных) стaли сообрaжaть, что нa трaнс-aтлaнтикe полeт по FAR121.161 или ИKAО 90мин нa много дорожe, чeм по “прямой”. В нaчaлe 80-x ИKAО оргaнизовaло пeрвую eкспeрную группу по ETOPS для обосновaния увeличeния допустимых “diversions” до 120 мин. и вырaботки соотв. норм и прaвил, a FAA нaчaло рaботу нaд AС120-42. Нaдо отмeтить, что eвропоиды с’игрaли рeшaюшую роль в пробивaнии eтого дeлa, т.к. других мaшин, кромe 2х-дв с-тов ) у них тогдa нeбыло, aмы жe имeли В747, xx-10, x1011.
Послe долгих прeний, обсужeдeний и прочeй бодяги, был утвeрждeн докумeнт ИKAО, извeстный кaк Приложeниe 6, который допускaл полeты 2-х дв. с-тов нa удaлeнии болee 60мин. при выполнeнии опрeдeлeнных условий. В 1985г FAA нaконeц выпустило AС120-42, увeличивaюший дeйствиe FAR121.161 до 120мин. Всякиe рaзныe CAA, DGAC, DOT и проч. тожe внeсли в свои кодeксы cxожиe измeнeния. Успeшнaя бeзaвaрийнaя eксплуaтaция ВС соглaсно ETOPS 120 позволилa FAA выпустить AС120-42”A” обознaчaюшee критeрии для ETOPS 75, 120 и 180мин. Eтот докумeнт – своeго родa стaндaрт нa сeгодняшний дeнь.
ETOPS
ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards — в официальном документе расшифровывается как акроним Extended Twin OPerationS) — нормы, особые требования к выполнению полётов на двухмоторном самолёте на малоориентированной местности, разработанные Международной организацией гражданской авиации — ИКАО. По нормам ETOPS маршрут двухмоторного самолёта должен быть построен таким образом, чтобы он постоянно находился в пределах определённого времени полёта до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить аварийную посадку в случае отказа одного из двигателей.
Это позволило урегулировать правила полётов через океан, пустыню либо полярные зоны для таких двухдвигательных самолётов, как А300, А310, А330, А320, Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Боинг 777, Ту-204.
История
В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут», согласно которому двухмоторные самолёты обязаны были находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. ИКАО же расширила зону действия правила до 90 минут, для ухода на запасной аэродром на двух двигателях. Этим правилом пользовались в основном европейские компании.
В начале 1980-х в ИКАО была создана экспертная комиссия по ETOPS для обоснования увеличения допустимых интервалов до 120 минут и выработки соответствующих норм и правил. После долгих обсуждений был утверждён документ ИКАО, известный как Приложение 6, который допускал полёты двухмоторных самолётов на удалении более 60 минут от аэродрома при выполнении определённых условий.
Успешная безаварийная эксплуатация двухмоторных самолётов, согласно ETOPS 120, позволила ИКАО выпустить приложение, обозначающее критерии для ETOPS 60, 120 и 180 минут. По этим нормам самолёты продолжают летать и сегодня.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «ETOPS» в других словарях:
ETOPS — is an acronym for Extended range Twin engine Operational Performance Standards, an International Civil Aviation Organization (ICAO) rule permitting twin engined commercial air transports to fly routes that, at some points, are farther than a… … Wikipedia
ETOPS — Saltar a navegación, búsqueda ETOPS (del inglés Extended range Twin engine Operation Performance Standards, normas de rendimiento operativo de bimotores en vuelos largos ) es un acrónimo de unas reglas de la Organización de Aviación Civil… … Wikipedia Español
ETOPS — (del inglés Extended range Twin engine Operation Performance Standards, normas de rendimiento operativo de bimotores en vuelos largos) es un acrónimo de unas reglas de la Organización de Aviación Civil Internacional (OACI) que perminten que los… … Enciclopedia Universal
ETOPS — Extended range Twin engine Operation Performance Standards Extended range Twin engine Operation Performance Standards (ETOPS) est un règlement de l OACI (Organisation de l aviation civile internationale) permettant aux avions commerciaux équipés… … Wikipédia en Français
ETOPS — ETOPS90 für den Atlantik ETOPS (Extended range Twin engine Operation Performance Standards) sind Regularien der ICAO, die es Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken (Zweimot), wie z. B. Boeing 757, 767 oder 777 bzw. Airbus A300, A310 … Deutsch Wikipedia
ETOPS — Engines Turn Or Passengers Swim (Miscellaneous » Funnies) Engines Turn Or Passengers Swim (Governmental » Transportation) * Extended Twin Engine Over Water Operations (Governmental » Transportation) … Abbreviations dictionary
etops — /ˈitɒps/ (say eetops) noun Aeronautics extended range twin operations … Australian-English dictionary
ETOPS-Zulassung — [Abkürzung für englisch extended range twin engined opperations], spezielle Genehmigung für den Einsatz von Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken auf Langstrecken (z. B. über den Nordatlantik und den nördlichen Indischen Ozean), wenn… … Universal-Lexikon
Extended-range Twin-engine Operation Performance Standards — ETOPS90 für den Atlantik ETOPS (Extended range Twin engine Operational Performance Standards) sind Regularien der ICAO, die es Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken (Zweimot), wie zum Beispiel Boeing 757, 767, 777 oder 787 beziehungsweise… … Deutsch Wikipedia
Extended-range Twin-engine Operation Performance Standards — (ETOPS) est un règlement de l OACI (Organisation de l aviation civile internationale) permettant aux avions commerciaux équipés de deux moteurs d utiliser des routes aériennes comportant des secteurs à plus d une heure d un aéroport de secours… … Wikipédia en Français
ETOPS
Оглавление
обзор
акроним
Между тем, «ETOPS» следует рассматривать как независимый термин без четкого определения отдельных букв. На протяжении многих лет было много способов придать значение отдельным буквам. Эти интерпретации менялись снова и снова с течением времени; В конце концов, однако, никто из них не прижился. Только аббревиатура «ETOPS» сохранилась. Варианты рецептуры были:
интерпретация | использован | комментарий | источник |
---|---|---|---|
Стандарты работы с двумя двигателями увеличенного диапазона (al) | ИКАО | ||
Двойные операции с увеличенным диапазоном | ИКАО | ||
Полеты на двухмоторных самолетах повышенной дальности | FAA | ||
Эксплуатация турбинных самолетов с увеличенной дальностью полета | ИКАО | ||
Полеты с увеличенной дальностью полета самолетов с двумя турбинными двигателями | ИКАО | ||
Операции с расширенным диапазоном | FAA, ИКАО | FAA до 1985 года | |
Расширенные двухмоторные операции | Люфтганза, FAA | FAA 1985-2007 | |
Расширенные операции | FAA | с 2007 г. |
Другие акронимы
В том же контексте есть и другие сокращения:
EROPS (операции с расширенным диапазоном) Используется как синоним ETOPS, а также имеет некоторые (соответствующие) значения из приведенной выше таблицы. LROPS (Стандарты эксплуатационных характеристик на большие расстояния) Эта аббревиатура была впервые использована Airbus, когда ETOPS еще действовал только для самолетов с двумя двигателями, чтобы включить в правила самолеты с большим количеством двигателей. EASA приняло эту терминологию. EDTO (операции с увеличенным временем переадресации) В 2012 году, когда ИКАО приобрела воздушные суда с более чем двумя двигателями, она ввела в правила новую аббревиатуру «EDTO». Предполагается, что этот акроним постепенно набирает силу; использование «ETOPS» по-прежнему разрешено, и документы с обозначением «ETOPS» остаются в силе.
Игривые интерпретации
Два из этих аббревиатур имеют шутливые интерпретации, которые стали довольно популярными. Это включает:
Нормативно-правовые акты
Общий
С сертификатом ETOPS это расстояние может быть увеличено, а маршрут полета сокращен. Чтобы получить такую сертификацию, производители самолетов и двигателей должны внедрить специальные правила техники безопасности на этапе проектирования, а авиакомпании должны иметь возможность доказать, что они имеют и внедряют специальные процедуры для технического обслуживания, планирования и выполнения полетов.
Концепция ETOPS заключается, с одной стороны, в том, чтобы минимизировать вероятность отказа двигателя как за счет конструктивных мер, так и за счет специальных мер предосторожности при обслуживании, а с другой стороны, в случае неисправности, чтобы по-прежнему иметь достаточный резерв безопасности за счет подходящих конструктивные меры предосторожности и предоставить пилотам рекомендации, согласно которым отказ двигателя уже учтен при планировании полета, и вы можете правильно отреагировать во время полета.
ETOPS рассматривает только случай отказа двигателя. Для других типов инцидентов существуют особые правила, в которых конкретно учитывается тип инцидента.
Условия
Это соотношение между расстоянием до запасного аэропорта и временем, необходимым для снижения характеристик, определяется индивидуально для каждого типа воздушного судна. Типы самолетов с турбовентиляторными двигателями по- прежнему имеют сравнимые летные характеристики, поэтому для перевода минут полета в расстояние можно использовать следующее практическое правило: один час соответствует примерно 400 морским милям (примерно 741 км).
Утверждения ETOPS выдаются за 75, 90, 120, 138, 180, 207, 240, 330 и 370 минут.
ETOPS для самолетов
Существуют различия в правилах FAA и ICAO относительно целей полетов. FAA ограничивает действие правил ETOPS пассажирскими рейсами, в то время как ИКАО намеревается применять правила как к пассажирским, так и к грузовым рейсам.
ETOPS для обслуживания
Целью правил является поддержание риска отказа двигателя на постоянном низком уровне, даже если время ETOPS продолжает увеличиваться.
Вы можете ознакомиться со спецификациями и документацией производителей самолетов и двигателей и принять их для своей собственной документации.
Формально спецификации для технического обслуживания, относящегося к ETOPS, применимы только к самолетам с двумя двигателями.
Примеры таких требований:
ETOPS для планирования полетов
Правила ETOPS также распространяются на планирование полетов и выполнение полетов. Это необходимо для обеспечения сохранения достаточных резервов безопасности на случай, если придется приближаться к одному из запасных аэропортов из-за отказа двигателя. Правила помогают при планировании полета учесть все необходимые аспекты и гарантировать, что ничего не будет забыто. Это включает, например, сбор информации о погоде, выбор альтернативных аэропортов и проверку их доступности, определение маршрута полета, информирование пилотов о том, что необходимо учитывать в этом полете в отношении ETOPS, и расчет потребности в керосине. Все эти действия подробно регламентированы. Эти правила основаны, среди прочего, на прошлом опыте (особенно инцидентах), поэтому весь опыт учитывается перед каждым полетом.
история
До 1985 года: эра до ETOPS
По этой причине в 1953 году FAA установило правило, согласно которому маршруты полетов для самолетов с менее чем четырьмя двигателями должны выбираться таким образом, чтобы в аэропорт можно было добраться в течение 60 минут с соответственно уменьшенной мощностью в любой момент времени в течение полет. Это заменило двух- и трехмоторный самолет для (тогда) дальнемагистральных перелетов четырехмоторным самолетом.
Также в 1953 году ИКАО выпустила рекомендацию, в которой оговаривалась максимальная дальность полета 90 минут для всех самолетов. Исключение могло быть сделано, если самолет все еще мог работать на определенном уровне с двумя вышедшими из строя двигателями. Таким образом, это исключение не может быть использовано для самолетов с двумя двигателями.
С появлением реактивных самолетов надежность авиации значительно повысилась. Хотя объем трансатлантических перевозок значительно увеличился, общее количество авиационных происшествий снизилось. Было замечено, что скорость падения авиационных происшествий была пропорциональна появлению самолетов с реактивными двигателями. К тому же надежность реактивных двигателей не зависит от установленной мощности.
После утверждения 15 марта 1974 г. Airbus A300 в варианте A300B2 появился первый двухмоторный реактивный самолет, оснащенный двигателями с высокой степенью двухконтурности. Для трех- и четырехмоторных самолетов в то время не было различий между американскими и другими авиакомпаниями, но для А300 справедливо следующее: за пределами США этот самолет мог летать в соответствии с правилом 90 минут ИКАО, американские компании были около 60 минут правила FAA. В результате авиакомпании США оказали давление на FAA, чтобы оно ослабило эти правила для A300, чтобы сохранить конкурентоспособность. По этой причине FAA первоначально предоставило A300 бонус в размере 15 минут для Карибского региона в 1977 году, что сегодня соответствует регионально ограниченному правилу ETOPS 75. Высокая надежность двигателей A300 сделала это возможным без ущерба для безопасности.
1985-2007: ETOPS для типов самолетов с двумя двигателями
В последующие годы надежность двигателей была измерена и проанализирована. На основе этих эмпирических значений предельное значение для некоторых типов самолетов и двигателей может быть увеличено до 180 минут с 1988 года.
2007 г. по настоящее время: ETOPS для всех самолетов
В 2007 году FAA коренным образом пересмотрело свои правила ETOPS. С тех пор все типы самолетов с турбинными двигателями были включены в систему ETOPS, независимо от количества их двигателей. Причина этого в том, что надежность двигателей не зависит от их характеристик, и поэтому двухреактивные машины не менее надежны, чем четырехреактивные двигатели. Напротив, вероятность отказа одного двигателя с четырьмя двигателями вдвое выше, чем с двумя. Это означает, что воздушные суда с четырьмя двигателями теперь также должны стремиться к сертификации ETOPS.
После одобрения Airbus A350 в январе 2015 года Airbus изначально хотел получить разрешение ETOPS на 420 минут. Однако позже от этой попытки отказались. A350 получил разрешение на 370 минут (шесть часов десять минут), что по-прежнему является самым высоким показателем на сегодняшний день и означает очень мало ограничений на земном шаре, пока открыты все альтернативные аэропорты.
критика
Совет по расследованию авиационных происшествий Финляндии критикует тот факт, что в некоторых случаях ETOPS теперь составляет пять часов, но диктофон по- прежнему записывает только два часа. Это означает, что после инцидента, который был завершен с использованием времени ETOPS с успешной посадкой в альтернативном аэропорту, причина инцидента больше не может быть отслежена на диктофоне.
ETOPS
ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards — в официальном документе расшифровывается как акроним Extended Twin OPerationS) — нормы, особые требования к выполнению полётов на двухмоторном самолёте на малоориентированной местности, разработанные ICAO. По нормам ETOPS маршрут двухмоторного самолёта должен быть построен таким образом, чтобы он постоянно находился в пределах определённого времени полёта до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить аварийную посадку в случае отказа одного из двигателей.
Это позволило урегулировать правила полётов через океан, пустыню либо полярные зоны для таких двухдвигательных самолётов, как А300, А310, А330, А320, Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Боинг 777, Ту-204.
История
В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут», согласно которому двухмоторные самолёты обязаны были находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. ICAO же расширила зону действия правила до 90 минут, для ухода на запасной аэродром на двух двигателях. Этим правилом пользовались в основном европейские компании.
В начале 80-х в ICAO была создана экспертная комиссия по ETOPS для обоснования увеличения допустимых интервалов до 120 минут и выработки соответствующих норм и правил. После долгих обсуждений был утверждён документ ICAO, известный как Приложение 6, который допускал полёты двухмоторных самолётов на удалении более 60 минут от аэродрома при выполнении определённых условий.
Успешная безаварийная эксплуатация двухмоторных самолётов, согласно ETOPS 120, позволила ICAO выпустить приложение, обозначающее критерии для ETOPS 60, 120 и 180 минут. По этим нормам самолёты продолжают летать и сегодня.