что значит адажио в музыке
Значение слова «адажио»
1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведений).
2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в медленном темпе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
У Генделя и в музыке его времени адажио считалось безусловно медленнее, чем ларго.
В крупных произведениях инструментальной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обычно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в ларго, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе (чаще всего — срединная часть).
В балете адажио — медленная часть танца в сопровождении музыки спокойного темпа (не обязательно адажио в музыкальном смысле), а также самостоятельный, либо являющий собой центральную часть сложной музыкально-хореографической формы (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па и т. п.), танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов. В уроке классического танца — упражнение у палки либо на середине зала, состоящее из комбинации различных поз, наклонов корпуса, поворотов, вращений и т. д. в спокойном темпе, задача которого — вырабатывание устойчивости, выразительности, музыкальности, чувства позы, гармонии и плавности перехода от движения к движению.
АДА’ЖИО [точнее ада́джо; ит. adagio] (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим а.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Адажио — как звучит нежность
Адажио – слово итальянского происхождения, что появилось в употреблении музыкантов в XVII веке. Им называли медленный, плавный, вольный музыкальный ритм.
В XVIII веке слово adagio прочно закрепилось в словаре музыкальных терминов. Наши современники произнося адажио могут подразумевать целую пьесу, написанную в спокойном ритме, медленную часть танца или музыку для исполнения парных акробатических элементов.
Адажио и классическая музыка
В XVIII веке вторая или третья часть сонаты, симфонии или другого крупного инструментального произведения создавалась в медленном темпе. Такой прием был необходим, чтобы сделать смысловой контраст между быстрыми отрывками.
В адажио предполагался большой размер музыкальных тактов, чтобы автор мог развивать вариации на тему заданной мелодии. Считается, что именно в адажио раскрывается полнота таланта и мастерства композитора, именно здесь улавливаются неуловимые полутона и полунамеки.
Даниэль Ф. Герхартц «Скрипач»
Безымянные медленные части симфонии или сонаты, узнаваемые даже обывателями, иногда выделяют в отдельные произведения под общим названием адажио. Приведу маленький список моих любимых классических музыкальных отрывков в ритме адажио:
Слушайте Адажио — zenmusaget на Яндекс.Музыке
Балет
Танцевальный фрагмент под медленную музыку или последовательность упражнений у балетного станка в мире классического танца также называют адажио.
Удивительной красоты постановки Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского известны во всем мире. Adagio балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» позволяют нам, зрителям, войти во внутренний мир персонажей, ощутить глубину переживаемых ими эмоций. Сдержанная музыка помогает выразить красоту и грацию движений.
Упражнения на середине зала служат для развития силы и выносливости, проработки различных поз, наклонов и вращений. Именно такой экзерсис позволяет развить музыкальность и художественную выразительность.
Адажио из балета «Лебединое озеро» / © Jack Devant / jackdevant.com/
Алина Сомова (Россия) в роли Одиллии-Одетты, Данила Корсунцев (Россия) в роли принца Зигфрида
на Новой сцене Мариинского театра в 2015 году
Знаменитые музыкальные композиции, основанные на адажио
Одним из самых исполняемых произведений XX века стало адажио соль минор для струнных инструментов и органа, больше известное как «Адажио Альбинони». Музыкальное произведение было впервые опубликовано в 1958 году и заявлено как реконструкция фрагмента начала XVIII века. На сегодняшний день искусствоведы считают пьесу мистификацией и не подтверждают авторство Томазо Альбинони.
Другие известные адажио XX века:
Слушайте Адажио XX века — zenmusaget на Яндекс.Музыке
Мне кажется, что испытывать меланхолическую грусть и нежность можно только в ритме адажио. Очень хрупкое, ускользающее чувство, которое пробуждает подобная музыка сравнимо только с впечатлением от искусства art nuoveau с его плавными витиеватыми линиями и бледными красками.
АДАЖИО
Смотреть что такое «АДАЖИО» в других словарях:
АДАЖИО — 1) тихое, медленное пение или музыка того же характера; 2) вторая часть классического музык. произведения сонаты и симфонии, также медленный темп. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АДАЖИО 1) тихое,… … Словарь иностранных слов русского языка
АДАЖИО — (точнее ададжо; итал. adagio) (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.… … Толковый словарь Ушакова
Адажио — (Архипо Осиповка,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Мосркая 12, Архипо … Каталог отелей
АДАЖИО — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (ададжо) (итал. adagio букв. спокойно, медленно), в музыке 1) медленный темп.2) Название произведения или части (обычно 2 й) циклического сочетания в темпе адажио.3) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете … Большой Энциклопедический словарь
Адажио — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АДАЖИО — ср. несклон. итал. муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (спец.). 1. нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: медленно, протяжно. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АДАЖИО — ср., нескл., итал., муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
адажио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Адажио
Ада́жио (итал. Adagio [ада́джо]) — медленно, спокойно.
Содержание
В музыке
Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo («ла́рго» — самое медленное), но медленнее andante («анда́нте» — более подвижное). У Г.Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo.
В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; Адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов Адажио должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
В балете
Это медленная часть танца, сопровождается соответствующей музыкой лирического характера и состоит в основном из комбинаций плавных, широких движений. Иногда самостоятельный танцевальный эпизод (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па), возможно — часть урока классического танца, при помощи которого у танцовщика развиваются навыки устойчивости.
Видео
См. также
Литература
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Адажио» в других словарях:
АДАЖИО — 1) тихое, медленное пение или музыка того же характера; 2) вторая часть классического музык. произведения сонаты и симфонии, также медленный темп. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АДАЖИО 1) тихое,… … Словарь иностранных слов русского языка
АДАЖИО — (точнее ададжо; итал. adagio) (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.… … Толковый словарь Ушакова
Адажио — (Архипо Осиповка,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Мосркая 12, Архипо … Каталог отелей
АДАЖИО — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (ададжо) (итал. adagio букв. спокойно, медленно), в музыке 1) медленный темп.2) Название произведения или части (обычно 2 й) циклического сочетания в темпе адажио.3) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете … Большой Энциклопедический словарь
Адажио — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АДАЖИО — ср. несклон. итал. муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (спец.). 1. нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: медленно, протяжно. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АДАЖИО — ср., нескл., итал., муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
адажио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
История одной мелодии, известная как Адажио Томазо Альбинони
(материал взят из интернета)
Томазо Джованни Альбинони (итал. Tomaso Giovanni Albinoni, 8 июня, 1671, Венеция, Венецианская республика — 17 января, 1751, Венеция) — итальянский композитор эпохи Барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время известностью пользуется, и регулярно исполняется, главным образом его инструментальная музыка.
Его Адажио соль-минор, (в действительности, поздняя реконструкция) — одно из наиболее часто записываемых.
Томазо Джованни Альбинони в отличие от большинства композиторов того времени, как предполагают исследователи, никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. Он был выходец из буржуазной среды и с детских лет имел возможность обучаться пению и игре на скрипке.
Инструментальные сочинения Альбинони нашли должную оценку со стороны Иоганна Себастьяна Баха. Он использовал их в своём творчестве.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно быстро позабыт, повторив судьбу Вивальди и Баха. Творчество Альбинони долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого века.
Адажио Альбинони впервые опубликовано Ремо Джадзотто в 1958 году.
В 1945 году
В предисловии к изданию Adagio g-moll Томазо Альбинони 1958 года Ремо Джадзотто утверждал, что восстановил произведение по маленькому фрагменту, который нашел в Миланской библиотеке в начале сороковых.
Проверить музыковеда, самого крупного знатока творчества композитора, было просто некому. И даже негде — значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки.
В 1992 г. Ремо Джадзотто написал одному немецкому журналисту, что при подготовке биографии Томазо Альбинони в начале 1940-го года обнаружил четыре такта нот для скрипки и генерал-бас к ним (генерал-бас — basso numerato — использовался итальянскими композиторами, начиная с XVI в., чтобы застраховаться от плагиаторов).
Однако полную партитуру генерал-баса никто и никогда не видел. Правда, у помощника Ремо Джадзотто сохранилась ксерокопия шести тактов и партии генерал-баса, однако у музыковедов вызывает сомнения, что записанная там музыка — эпохи барокко.
Авторитет профессора истории музыки университета Флоренции, автора биографии многих знаменитых итальянских композиторов, был столь высок, что ему поверили безоговорочно. Сейчас же мало кто сомневается, что автором Adagio является сам Ремо Джадзотто.
Венецианский композитор эпохи барокко Томазо Джованни Альбинони (1671 — 1751 гг.) прославился на весь мир произведением, которого не сочинил.
В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является безусловной мистификацией Ремо Джадзотто.
Так это или нет, покажет время. Пусть разбираются специалисты. Нам важна сама музыка! А она такова, что существует огромное количество переложений, аранжировок, интерпретаций этого поразительного шедевра, как оркестровых, так и вокальных.
Сколько исполнителей потом записало эту мелодию, не счесть. И сколько самостоятельных песен было создано на ее основе.
Чем похожи все эти мелодии? А похожи они эмоциями, которые возникают от их прослушивания. Печаль, вроде и светлая, но разрывающая сердце. Рыдать под такую музыку, да и только. А когда музыка так сильно эмоционально «пробирает», то порой мелодические и гармонические контуры в памяти нивелируются, остается некий собирательный образ, что ли.
Некоторые говорят, что «Адажио», несомненно, «подделка Джадзотто» и никаких фрагментов произведений Альбинони в Саксонской библиотеке никогда не было.
«Подделка» – слишком громкое утверждение. Сам Ремо Джадзотто никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит Альбинони – лишь то, что его «Адажио» – реконструкция на основании найденных фрагментов, общей продолжительностью всего-то шесть(!) тактов.
Да и первоначальное название произведения звучало так: «Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони».
Но, то ли стремление Джадзотто выдать желаемое за действительное (вероятно, фрагменты произведения он все-таки нашел, но то, что принадлежали они Альбинони, судя по последующим исследованиям, маловероятно), то ли некое стечение обстоятельств, сыграло с ним злую шутку. Популярность самого Джадзотто имеет довольно сомнительный характер, зато его произведение стало известным во всем мире под авторством Альбинони, снискав заодно немалую популярность и самому Альбинони.
Проофессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910 — 1998 гг.) унес с собой в могилу тайну создания произведения композитора, перед которым преклонялся.