что значит будто квочки с цыплятами
Конспект урока по родному (русскому) языку «Красное словцо не ложь.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: Родной (русский) язык
Учитель: Веджатова Е. А.
Тема: Красное словцо не ложь.
Цель: дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обозначающими домашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию
из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки для проверки знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Гусиный шаг – манерная, театральная поступь.
Дразнить гусей – вызывать раздражение, злобу у кого-либо.
Идти гуськом – идти друг за другом.
(Иллюстрирует 2-й абзац.)
Взяться за перо – начать писать о чем-либо.
Не выпускать пера из рук – много писать.
(Иллюстрирует 4-й абзац.)
III. Мотивация учебной деятельности
– Прочитайте фразеологизмы с пропущенными словами.
– Какое слово, называющее домашнее животное, надо в них вставить?
– С какими фразеологизмами мы сегодня познакомимся?
IV. Работа по теме урока
Мокрая курица. Слепая курица. Куриная память. Куриный ум. У него денег куры не клюют. Скажешь курице, а она всей улице. Носится как курица с яйцом. Яйца курицу не учат. Как кур во щи. Как курица лапой. Будто квочки с цыплятами.
(Самостоятельная работа. Учащиеся заполняют таблицу.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Ответ. 1. Слепая курица. 2. Как курица лапой.)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 39)
– Приведите в пример ситуацию, когда можно употребить этот фразеологизм.
А зарплата – курам на смех.
– В каком здесь значении употребляется этот фразеологизм?
Замените его близким по значению словосочетанием.
(Примерный ответ. А зарплата очень маленькая.)
Работа по карточкам
Соедините линией фразеологизм с наречием, которым его
Как курица лапой Много
Денег куры не клюют Мало
Курам на смех Неразборчиво
VIII. Подведение итогов урока
– С какими новыми фразеологизмами вы познакомились на уроке?
– Какой образ курицы сформировался у человека в прошлом при общении с этим домашним животным?
– Какое задание было для вас самым интересным?
Составить небольшой текст с любым фразеологизмом из упр. 8 (с. 37–38).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника»
Презентация к уроку технологии на тему «Поделки из листьев»
Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Этих дней не смолкнет слава. »
Литературное чтение. Урок-обобщение по теме « Устное народное творчество».
КТП по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России»
Урок мужества, посвященный годовщине принятия Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации «Россия и Крым. Вместе навсегда»
КТП по русскому языку 2 класс «Начальная школа 21 века»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5287722 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что за зверь квочка?
Среди постов мелькает слово квочка, клюшка, квокча, клоктунья, цыплятница, либо наседка (в каждом регионе свое название).
Сейчас расскажу чем эта курица отличается от обычной несушки.
Для понимания переведем на человека.
Обычная курица несушка, это карьеристка! Женщина которая живет для себя, может общаться с разными мужчинами (петухами), дружественные посиделки с такими же курицами, жизнь без забот от рассвета и до заката. Общее представление примерно такое.
Квочка же курица решившая «для себя пожила» пора и детей завести.
Плюсы:
Живой автономный инкубатор.
— сам охлаждает
— живой брудер (детей воспитыватель)
— сигнализационная система земля-воздух
— устроить в каждом гнезде кладку и бегать между ними
— в процессе понять, что дети не моё и бросить кладку (спустя пару дней начать откладывать яйцо для новой кладки)
— не понравились собственные яйца? заклевать.
— в первую прогулку потерять цыплят
— испугаться свой же детей и убежать
обычные косяки для молодых квочек.
Мои таким не страдают, но у них свой прикол и это стало случаться слишком часто.
парить в марте? неееее, рано
парить в апреле? можно, но нет желания
в мае? неее, ещё кладка активно идет
в июне? линька начинается
в июле? сказала же линька
август? у меня линька заканчивается, да и осень впереди
октябрь? неее, холодно
ноябрь? может задуматься о детях..
декабрь? срочно нужны дети. ну и фиг с ней с Сибирью
январь? хочу детей, не трожь меня!!
февраль? ну ещё маленько посижу.
март? какие дети?! рано, холодно ещё.
Как отличить квочку от несушки. Квочка не бросит гнездо, будет кричать-ругаться, но гнездо не бросит!! может применить клюв как защиту
Несушка же при опасности бросит гнездо и убежит. К черту яйца, самой бы выжить.
Всем приятного вечера))
Лига Сельского хозяйства
2.5K постов 9.2K подписчик
Правила сообщества
Можно постить все что касается дачи и садоводства (огород тоже сюда входит)
Например: фото строительства бани, беседки и тд.
•Посты об обустройстве земельных участков.
•Фото того, что растёт у вас на подоконнике или в саду.
•Посты о облагораживании участка.
•Посты о фермерстве и содержании животных (коровы, кролики, куры и т.д.)
Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.
За нарушение правил сайта бан
У бабушки в деревне их звали «клушка», они еще издают постоянно специальный звук, которым цыплят созывают. Если цыплята не нужны были, то такую курицу сажали под кормушку пока не переставала квохтать. А если цыплята были нужны, а клушки не было или она передумала, то одалживали у соседей. Бывали особо упоротые клушки, которые в поисках материнского счастья сбегали через забор в лес, выводили там цыплят, а потом приводили домой.
А бывает еще такие которые детей цыплят не любят и не особо с ними возятся, зато состояние беременности насиживания очень уважают)
Помню в детстве, если курица «садилась на яйца», а уже не сезон, то её купали в бочке. Х.З. как это работает, но помогало.
Ох, у нас домик в деревне в Калужской области, так там куры начинают массово вспоминать про цыплят в августе, когда уже совсем поздно их сажать на кладку. Этих уж точно приходится помещать куда-нибудь под корзинку дня на 3-4, чтобы подумали над своим поведением.
Мы обычно оставляли на яйцах только ту, которая до начала июня начнёт квыхтать и первой сядет яйца высиживать. Пересаживали такую из гнёзд курятника в коробку с дюжиной свежих отборных яиц в тёмном углу сарая, оставляли ей воды и зерна в светлой части и закрывали сарай, чтобы её там никто не беспокоил. А уже от её материнских способностей зависело, какой будет приплод.
Не знаю зачем я это прочитала, но было интересно
У нас тоже есть одна проблемная курица. В этом году первый раз села в середине марта. Последний заход у неё был в начале ноября. Итого она садилась пять раз и два из них удачные, правда, цыплят она слишком маленькими бросала.
То ебуся, то несуся
Все могло пойти иначе
Вопрос к парням: думали ли про странный шов, который идет от заднего прохода и спускается по мошонке? Что это за штука?
Ответим, чтобы вы спали спокойно. Технически это реальный шов, и без него у вас было бы влагалище. Дело в том, что во время эмбриологического развития у всех людей есть генитальное отверстие. Без мужских гормонов отверстие остается и потом становится половыми губами и влагалищем.
Но когда появляются мужские гормоны, то есть эмбрион становится мальчиком, ткани сливаются вместе, оставляя шрам. Считайте его напоминанием о том, что что-то могло пойти иначе.
Миниферма для туристов:курицы, кролики, цесарки, козы и сыр.Казахстан
Это хозяйство в Казахстане. Александра и её муж Никита содержат птиц, кроликов и коз, варят сыры. Они увлечены своей работой и активно рассказывают о ферме и ее жителях.Главная особенность- они сумели организовать постоянное посещение своей фермы взрослыми и детьми.при этом именно агротуризм приносит неплохой доход.И это не Москва и не Астана. О козах расскажем потом.Съемка Халиды Тулегеновой. В ролике использовалась музыка Сергея Аверьянова «В дороге»
Яйца курицы против против страусиного яйца
Сколько яиц принесут в день 100 кур- несушек
Это Один из самых важных вопросов, которые волнуют тех селян, кто решил заниматься курицами-несушками.. Лучше всего для этого посмотреть на результаты личных хозяйств, кто давно этим занимается и может показать на примере, что и как.Смотрите.
Один из участников моего анализа имеет примерно 100-110 куриц. Он сразу сознается, что не ведет четкого учета. Для этого нет особой необходимости.
Может, поэтому, у него в среднем, получается в день около 50-55 яиц летом и 43-45 яиц зимой. В переходный период среднее число- около 48 штук. что и показано в его публикации в ютубе.@ Виктор Новиков
На этих 100 несушек он тратит в день три ведра пшеницы и ведро кукурузы. То есть, около 35 кг зерна. Даже по средним ценам 15 рублей за один килограмм, это 525 рублей.Не лучшая математика.
Другая информация показывает, что при правильно подобранном к+орме и работе с породой можно говорить о коэффициенте чуть больше.
Еще один фермер @zolotye ruki от 16 куриц получает в день 12-13 яиц. Но он говорит о жестких условиях ремонта стада. По его мнению, через год куриц уже надо менять, так как они теряют яйценоскость. В его хозяйстве это оправданно, у него яично-мясная порода, и курицы по своему виду и вкусу мяса похожи на бройлеров. Так что деньги они не теряют. Отбивают расходы за счет реализации тушек несушек
Послали городского в курятник за яйцами.
Наседка в деле
Босс инкубации
Angry Birds нашего уезда
Каждый день, с утра, я прихожу в вольер к курам, насыпаю им корм, меняю воду, и, конечно, собираю то, что было снесено за день. И всякий раз считаю себя свиньей, крадущей яйца у невинных птичек. Когда выхожу, чувствую их взгляды в спину.
Мрамор Брама 3мес молодняк
А вы знаете причины, почему кукарекают петухи?
Люди годами пытались понять, почему кукарекают петухи.
Предполагали разные причины
Крик петуха может использоваться как предупреждение для стаи, объявление о вторжении и еще много причин. Нет однозначного ответа, чтобы объяснить его поведение.
Хотя один американский фермер обозначил следующие причины.
5. Петухи будут кукарекать после спаривания, чтобы сообщить об этом другим петухам. Петух объявляет, что он здесь один настоящий мачо.. Кукареканье используется как средство общения не только между петухом и его стадом, но и другими петухами и их стаями. Тип крика и язык тела многое говорят другому петуху.
Конспект урока по родному (русскому) языку «Красное словцо не ложь»
Дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному (русскому) языку «Красное словцо не ложь»»
Родной (русский) язык
Цели: дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение
которых связано с качествами, чувствами людей;
развивать речь, память, мышление детей;
воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обозначающими домашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Оборудование: фразеологический словарь, текст на доске или слайде для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Гусиный шаг – манерная, театральная поступь.
Дразнить гусей – вызывать раздражение, злобу у кого-либо.
Идти гуськом – идти друг за другом.
(Иллюстрирует 2-й абзац.)
Взяться за перо – начать писать о чём-либо.
Не выпускать пера из рук – много писать.
(Иллюстрирует 4-й абзац.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте фразеологизмы с пропущенными словами.
— Какое слово, называющее домашнее животное, надо в них вставить?
— С какими фразеологизмами мы сегодня познакомимся?
IV. Работа по теме урока
Мокрая курица. Слепая курица. Куриная память. Куриный ум. У него денег куры не клюют. Скажешь курице, а она всей улице. Носится как курица с яйцом. Яйца курицу не учат. Как кур во щи. Как курица лапой. Будто квочки с цыплятами.
(Самостоятельная работа. Учащиеся заполняют таблицу. Проводится взаимопроверка.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Ответ. 1. Слепая курица. 2. Как курица лапой.)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.39)
— Приведите в пример ситуацию, когда можно употребить этот фразеологизм.
А зарплата – курам на смех.
— В каком здесь значении употребляется этот фразеологизм? Замените его близким по значению словосочетанием.
(Примерный ответ. А зарплата очень маленькая.)
Работа по карточкам.
Соедините линией фразеологизм с наречием, которым его можно заменить.
Как курица лапой Много
Денег куры не клюют Мало
Курам на смех Неразборчиво
— Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».
VIII. Подведение итогов урока.
— С какими новыми фразеологизмами вы познакомились на уроке?
— Какой образ курицы сформировался у человека в прошлом при общении с этим домашним животным?
— Какое задание было для вас самым интересным?
Составить небольшой текст с любым фразеологизмом из упр. 8 (с. 37-38).
Урок родного русского языка на тему «Красное словцо не ложь»для 4 класса
Тема: «Красное словцо не ложь»
1. Прочитай текст. Как ты понимаешь смысл выделенного предложения?
С древнейших времён человек был связан с животным миром. Он издавна наблюдал за животными, их поведением и привычками, подмечал их характерные черты или, наоборот, приписывал животным свои человеческие качества. Животные стали мерилом многих человеческих качеств и поступков. Чем больше животное было вовлечено в жизнь человека, тем чаще его образ использовался для характеристики внешности или поступков людей. Это отразилось в сравнениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках. Фразеологизмы со словами, называющими домашних животных, многочисленны. В русской фразеологии представлены собака (пёс), кошка — кот, корова — бык, ло-
шадь (конь), коза — козёл, овца — баран, свинья, осёл и другие.
· Какое слово помогает понять значение слова мерйло? Если тебе трудно понять значение этого слова, посмотри в толковом словаре. В прямом или переносном значении употреблено это слово в предложении?
Белы хоромы, красны подпоры.
3. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выделенных выражений.
· Бабуль, я на пруд! — кричит Сергей и пулей вылетает за ворота.
т- Серёженька, погоди, Белого-то, Белого забыл!
Ничего не поделаешь, придётся возвращаться. Сергей выбирает хворостину подлиннее, открывает калитку и выпускает на улицу здорового белого гусака. Тот тянет по-змеиному шею и злорадно шипит:
· Ш-што, удрать хотел? Хорош-ш гусь!
· Это ты гусь, — мрачно отвечает Сергей. — Житья от тебя нет. Искупаться и то без тебя нельзя! Другие гуси плавают себе в луже возле дома — и ничего. И пасти их никому не надо. Ну, посмотри, чем тебе не пруд?
Белый презрительно отворачивается. А потом, распустив крылья, с угрожающим шипением бежит к Сергею и хватает его за ногу.
· Опять щипаться?! Ну, погоди!
И тут появляется бабушка:
· Сергей, ты опять за своё?! Сколько раз я тебе говорила: «Не дразни его! Не дразни!» А тебе хоть бы что — как с гуся вода!
Про то, что не стоит дразнить гусей, Сергею говорить не надо. Это он и так знает. «Не стоит дразнить гусей» значит «не стоит задевать обидчивых и сердитых». Но тут ещё надо разобраться, кто кого задевает (на ноге-то вон какой синяк!). И совсем не всё ему как с гуся вода. И.
· Сделай в тетради такую же таблицу. К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.
Значение фразеологизма в словаре
Фразеологизм из текста
Вызывать раздражение, злобу у кого-либо.
Совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо.
Человек, неожиданно проявивший себя с отрицательной стороны.
4. В тексте пропущены два фразеологизма: гусь лапчатый и хорош гусь. Спиши этот текст в тетрадь, вставляя фразеологизмы на место пропусков.
За доброе-то дело гусем не называют. (. ) — плутом, пройдохой — того зовут, кто себе на уме, от которого не знаешь, чего и ждать. А «. » про тех говорят, кто вдруг с нехорошей стороны себя показал.
5. Прочитай стихотворение. Что означает выражение идти гуськом? Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.
По дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.
Шляпу с ленточкою синей Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой.
Ну, а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы — это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
· Запиши, что означает выражение идти гуськом.
6. Прочитай текст. Происхождение каких фразеологизмов объясняют особенности характера, поведения гусей? Подготовь короткое устное сообщение.
«Жили у бабуси два весёлых гуся. » Весёлых?
Кто видел гусей такими? Точно об их характере сказано в старой книжке по домоводству: «Гусь — птица серьёзная, не суетливая, исполненная достоинства, готовая постоять за себя». В самом деле, посмотрите, как чинно, неторопливо шествуют гуси с луга домой. Надо перейти дорогу, по которой мчатся автомобили, — гуси сделают это спокойно, без паники, свойственной в этом случае, например, курам. И попробуйте подразнить гуся — окажетесь в незавидном положении. Гусь считается злой птицей: если его чем-либо беспокоить, дразнить, он шипит и больно щиплет клювом своего обидчика.
Кормятся гуси летом преимущественно травой, съедая за день её около двух килограммов. И к осени, к морозной поре гусь нагуливает до пяти — восьми килограммов гусятины. Кроме того, высоко ценится гусиный пух. Именно он обеспечивает птице непромокаемость: из-за жировой смазки оперенья вода с гуся легко скатывается.
Было время, ценились и жёсткие перья гусей — ими писали. Рукописи Пушкина с занятными рисунками на полях — жаркие чувства и мысли, записанные гусиным пером. Весь пишущий мир пользовался в те годы такими перьями. В Европу их поставляла Россия — двадцать — тридцать миллионов штук в год.
· Рассмотри фотографии на с. 36 и выбери фрагменты текста, которые они иллюстрируют.
На барышне сорок рубашек, ветер подует — спина гола.
Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный.
Жёлтая курица под тыном дуется, что это?
8. Прочитай текст. О ком он? Выпиши из текста устойчивые выражения и пословицы, в которых названы качества главного персонажа (внешность, характер, особенности поведения).
Смешнее курицы на свете птицы нет! День целый клюёт и никак не наестся, а вечер придёт, не слезает с насеста, кудахчет да квохчет весь день напролёт, без переполоха яйца не снесёт, взлететь над плетнём на вершок не умеет* в соседнюю улочку выйти робеет, и дали, и шири, и выси боится — да разве же это птица?! Одно только название.
Вялых да неповоротливых, таких, которые от всякой беды, от всякого трудного дела руки опускают, зовут мокрыми курицами.
Слепой курицей прозывают тех, кто дальше своего носа не видит.
О забывчивых говорят, что у них куриная память, а о глупых — что у них куриный ум.
Про того, у кого очень много денег, говорят: «У него денег куры не клюют», а над тем, кто очень уж болтлив, посмеиваются: «Скажешь курице, а она всей улице».
Начнёт кто-нибудь чересчур много заботиться, хлопотать о чём-нибудь — скажут в шутку, что носится с этим как курица с яйцом.
Возьмутся младшие со старшими спорить — ворчат старики насмешливо: «Яйца курицу не учат». А попадёт кто-то нежданно-негаданно в беду — вздохнёт да над собой посмеётся: «Эх, попал я, как кур во щи!»
Села на тетрадку стрекоза. «Фи! — стрекочет, — написано как курица лапой — прочитать ничего нельзя».
Бабушки с внучатами, будто квочки с цыплятами, у ворот сидят, сказки сказывают: «Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. »
· Сделай в тетради такую же таблицу. К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.
Значение фразеологизма в словаре
Фразеологизм из текста
Писать неразборчиво; так, что нельзя понять.
Безвольный, бесхарактерный человек; размазня.
Уделяет излишнее внимание тому, кто или что такого внимания не заслуживает.
9. Вставь на место пропусков фразеологизмы, подходящие по смыслу. Запиши предложения в тетрадь.
1. Курица после захода солнца слепнет и становится беспомощной, поэтому подслеповатого человека называют (. ).
2. Велька взял дневники своей мамы, протёр их тряпкой и осторожно открыл. Дневники были самые обыкновенные, точно такие же, как и у Вельки в школе: только в разлинованных строчках у него (. ) здесь старательным круглым почерком были выведены названия предметов и домашние задания. (А. Алейников)
Из истории языка и культуры
«Курам на смех» — так говорят о чём-либо несуразном, крайне абсурдном, смехотворном до нелепости.
Выражение это неодобрительное, но шутливое: даже курам с их «куриными мозгами», не умеющим смеяться, будет смешно, настолько что-либо нелепо.
Курица всегда была предметом насмешек, так как она не летает, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа.
10. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выделенных выражений.
У дверей магазина «Продукты» сидел щенок. Он вертел головой по сторонам и вдруг увидел на крыльце магазина чёрного кота, такого огромного, что щенку даже стало немножечко страшно. Никаких дел с котами ему пока иметь не доводилось, но, что такое жить как кошка с собакой, он уже знал и потому всё-таки набрался смелости и тявкнул.
Кот прищурился и лениво проворчал:
· Что за манеры! Щенок ещё, а туда же — собачиться. Ни за что ни про что облаял первого встречного. Нет, не зря у людей говорится «злой как собака».
· Неужели люди так говорят? — удивился щенок.
· Кто ж этого не знает! Про всех невоспитанных злых людей говорится, что у них собачий нрав, а про тех, кто ругается и ссорится, что они грызутся как собаки. И, между прочим, правильно говорится.
· Неправильно! — возмутился щенок. — Совсем не все собаки злые!
· Помолчи уж. Я знаю, что говорю. Я на этом, можно сказать, собаку съел.
Щенок с опаской посмотрел на кота и на всякий случай отодвинулся подальше: он ещё не знал, что собаку съесть означает просто-напросто что-нибудь очень хорошо узнать.
· Считаете себя лучшими друзьями человека, когда всем известно, что нет ничего хуже, чем жить как вы, собаки, и нет ничего обидней, когда люди обращаются с тобой как с собакой.
· И чего ты так рассердился? Прямо как с цепи сорвался! Неужели ты никогда не слышал, что, например, вместо того, чтобы просто сказать: «Так вот в чём всё дело!» — они радостно кричат: «Так вот где собака-то зарыта!» И если выгоняют кого-нибудь без жалости, то тоже как собаку.
И другие выражения есть: смотреть как побитая собака, выть с тоски как собака, заживёт как на собаке, любить как собака палку. Ну, что ты на это скажешь?
· Правду говоришь, — вздохнул Шарик. — Жизнь у нас не сахар. Тебе-то что: знай набивай пузо мышами. А тут, бывает, сидишь в своей конуре на собачьем холоде уставший как собака, замёрзший как собака, голодный как собака. Что ни говори — собачья жизнь.
· Расскажи, какие из выделенных выражений встречались в речи твоих товарищей. В каких случаях эти выражения использовались?
· Определи, какой из рисунков является иллюстрацией к фразеологизму.
Жить как кошка с собакой
· К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.
Значение фразеологизма в словаре
Фразеологизм из текста
Кто-либо является знатоком че- го-либо, имеет богатый опыт в каком-то деле.
Именно в этом истинная причина, суть дела.
В постоянной ссоре, вражде.
11. Вставь в текст примеры фразеологизмов, подходящие по смыслу.
В русских народных сказках (например, «Медведь и собака», «Морозко») собака — положительный персонаж. Она всегда принимает сторону обиженных, никогда не предаёт хозяина. А во фразеологизмах положительные характеристики животного (преданность, бескорыстие, верность) фактически не закрепились. Сравнения человека с собакой в основном содержат отрицательную оценку. Почему? Попробуем объяснить.
Человек, которого сравнивают с собакой, представляется в первую очередь злым, грубым, жестоким — собака может облаять или укусить без видимой причины (. ); а также уставшим в крайней степени — собака много двигается, к примеру на охоте, теряет слишком много сил (. ); обладающим хорошим обонянием, отличным нюхом (. ); верным, но порой сверх меры (. ). Собаку держат в конуре и на цепи — жизнь её трудна (. ).
12. В севернорусских говорах одно из значений слова собака — «шар в игре». А гонять собак — это примерно то же, что гонять самодельный мяч или гонять шары. Если человек играет, то он не работает — бездельничает. А какие ещё фразеологизмы имеют такое же значение? Продолжи ряд.
· Попробуй объяснить, почему у этих фразеологизмов появилось такое значение. Что в русской традиции называли бездельем?
Найди в словаре значения фразеологизмов: (нужен) как собаке пятая нога, вешать всех собак (на кого-то), каждая собака знает, как побитая собачонка, как собака на сене. Запиши их в тетрадь.
13. Прочитай фрагмент стихотворения Юнны Мориц. Объясни, что означает фразеологизм собачья жизнь.
Ведь ей не везёт В этой жизни Ужасно,
Ужасно, как ей не везёт!
Что эта собака Всех без разбору Грызёт!
У ней расцветают в душе Незабудки,
В желудке играет кларнет!
С бродячей собакой бездомной Опасны, особенно Полночью тёмной, —
Вот самый огромный,
Огромный Собачий Секрет!
Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей,
Только от жизни собачьей Собака бывает кусачей!
14. Продолжи ряд фразеологизмов.
15. Найдите во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определите, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах. Почему?