что значит буква к на маршрутке
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
Что означает буква «К» у маршруток?
У маршруток перед номерами стоит буква «К» («к368», «к824» и т. д.). Но что означает буква «К» у номеров маршруток?
Напишу про Санкт-Петербург.
Все маршруты социальные имеют номера без букв, все частные перевозчики пронумерованы с буквой К, что означает «коммерческий».
Так начали писать номера с того момента, когда только появились такие частные маршруты в городе.
Обычные городские маршруты автобусов все нумеровались просто номерами без букв.
С перестройкой стали появляться коммерческие автобусы, в основном, микроавтобусы. Чаще всего они повторяли загруженные городские маршруты. Например, автобус в аэропорт муниципальный номер 39. Появились коммерческие автобусы на этом же маршруте.
Чтобы отличить, добавили букву К: К-39.
Так и осталось до сих пор.
Сейчас в городе множество маршруток, все с буквой К.
Кольцевые маршруты у нас так и пишутся словом «кольцевой».
Чаще всего букву «К» пишут на маршрутках у которых нет конечной остановки как таковой, то есть кольцевой маршрут.
Еще буквой «К» обозначают маршрутки номер которых совпадает с автобусом, чтобы не путались люди и знали, что в коммерческом транспорте надо платить.
Буква «К» на номерах маршруток и автобусов означает «Круговой» или «Кольцевой». То есть, такой автобус едет по определенному кругу/кольцу и возвращается в точку отправления за один рейс. То есть, у такого маршрута конечная остановка совпадает с начальной.
Потому что, например, не все маршруты имеют кольцевую схему движения, и иногда буквой «К» обозначают данный факт.
Также буква «К», может обозначать коммерческий маршрут.
А вот в Питере, дополнительной буквой «К» на маршрутках помечали красную линию метро(тоже спрашивала):) Также может обозначать и коммерческую оплату за проезд.
Иногда на маршрутах, да и просто автобусах можно увидеть букву «к». Как показывает практика эта буква (в разных регионах и тд) может означать следующее:
У нас это означает что маршрутное такси коммерческое.
Возможно в других регионах эта буква означает нечто иное, например маршрутка едет по кольцу (кольцевой маршрут), то есть точка отправки и конечная, это одна и та же точка.
Согласная буква «К» на маршрутках, означает либо то, что маршрут кольцевой, то есть то что транспорт идет по определенному кругу или иногда ее вывешивают, давая понять что маршрут короткий, а вот согласная «Д» напротив, говорит о том что маршрут длинный.
В разных городах и регионах можно встретить как номера маршрутов городского транспорта без всяких букв, так и номера с указанием букв и слов.
Например, у нас пишу букву «С» перед номером для обозначения того, что это скорый маршрут, мало остановок, иногда пишет слово «экспресс».
Буква же «К» перед или после номера городского транспорта может указывать как на то, что это кольцевой маршрут, так и на то, что данный маршрут не муниципальный, а коммерческий.
Это важно знать, именно перед посадкой в транспортное средство, потому что цена проезда может отличаться и различные карты для городского транспорта не приниматься для оплаты, чаще всего берут оплату только наличкой.
У нас в городе буква «К» означает коммерческий маршрут. Потому, что все маршрутки в городе принадлежат почти частникам, и только единицы, и уже не маршруток, а автобусов, принадлежат городу.
У кого-то в городе это короткий маршрут, у кого-то кольцевой маршрут.
Сегодня передвижение пассажиров ов многом происходит посредством маршруток. Нередко появляются буквы на этих транспортных средствах.
Значение они могут иметь двоякое:
Скорее все имеется ввиду «экскурсионный маршрут», или «экскурсионный автобус». Часто люди нанимают обычные маршрутки на подобные экскурсионные поездки, если конечно у водителя есть соответствующий пакет документов на междугородние перевозки. Есть конечно такие водители, которые занимаются незаконной деятельностью по перевозке пассажиров и чтоб их меньше проверяли вешают подобные таблички.
Вероятно, это событие произойдёт к концу этого года. А может быть просто исчезнут маршрутки.
А меня не устраивает, что в Москве практически отменили маршрутки, их осталось очень мало. Автобусы Мосгортранса явно не справляются с потоком пассажиров. Например, у нас в микрорайоне без маршруток стало очень плохо, приходится долго ждать автобуса, который всегда переполнен. В результате, время, за которое мы добираемся до метро, увеличилось минут на 15. Не слышала ни одного человека, кто бы был доволен отменой маршруток в нашем районе. Обращения в Мосгортранс по поводу неудовлетворительной работы автобусов ничего не дают. Кстати, в Москве в последнее время перед отменой, маршрутки были вполне приличные, чистые, ничего не сломано.
Очень обидно, что руководство города принимает такие решения совершенно не прислушиваясь к мнению жителей.
Реклама на различных видах транспорта вряд ли может запомниться, но она может напомнить. Я хочу сказать, что если Вы прекрасно знаете о какой-то фирме, магазине, услуге, но это знание находится в «запасниках» Вашего мозга, то эта реклама может освежить информацию и «заставить» Вас обратиться именно по этому адресу. Если же мы и слыхом не слыхивали о том, что нам предлагает проезжающая мимо маршрутка, то мы воспринимаем эту надпись, как оформление, не более того. Да, любая реклама, если она красочна, должна действовать на подсознание. Но если подсознание уже переполнено рекламой, то маршрутка нас никуда не заманит.
Кто-то просто игнорирует, кто-то делает замечание.
То же самое абсолютно и с разговорами по телефону. Во время движения говорить по телефону опасно, значит водители не должны это делать.
Как дают номера маршрутам городского транспорта? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Несколько лет по интернету ходит картинка-мем — эмоциональные нецензурные впечатления провинциала от Москвы. Среди них есть и фраза: «Автобус 483-й, ни фига себе цифра!» Логика нумерации городского транспорта, действительно, не всегда очевидна. The Village узнал, по какому принципу номера присваивают автобусам, троллейбусам и трамваям.
Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»
Все маршруты городского пассажирского транспорта столицы имеют однозначные, двухзначные и трёхзначные номера. Эта нумерация сложилась исторически и не меняется. На новых направлениях транспорту присваивают новые номера или номера ранее отменённых маршрутов. Вся нумерация индивидуальна, но бывают и совпадения: одинаково могут быть обозначены маршруты разных видов транспорта. Так, по городу ездят трамвай № 3, троллейбус № 3 и автобус № 3, но все они следуют разными маршрутами.
Присваивать новым маршрутам четырёхзначные номера пока необходимости нет. Существуют, правда, автобусные маршруты № 1001, 1002 и 1004, которые ранее принадлежали коммерческим перевозчикам. В 2013 году их передали под управление «Мосгортранса», для удобства пассажиров номера менять не стали.
Иногда при нумерации учитывается специфика того или иного маршрута. Например, в Москве есть несколько «социальных» направлений движения, они охватывают учреждения образования, медицины, социальной защиты. Номера таких маршрутов начинаются с литеры С: С1, С2 и так далее. Также существуют ночные маршруты наземного городского транспорта, это автобусы № Н1, Н2, Н3. Буквы используют и для укороченных рейсов: они дублируют самые загруженные участки пути. Чтобы пассажирам было проще ориентироваться, при вводе такого маршрута к основному номеру добавляется буква «к» (короткий). Есть, например, автобусный маршрут № 709, следующий от станции метро «Орехово» до метро «Каширская», а есть № 709к, который от метро «Орехово» идёт до платформы Москворечье.
Константин Трофименко
Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ
Особенной системы нумерации транспорта в Москве нет — это дикая смесь между номерами маршрутов столетней давности, сталинскими, брежневскими и номерами 1990-х годов. Все они наслоились друг на друга.
Также существуют маршруты, в обозначении которых используют буквы. Это может быть следствием того, что когда-то путь транспорта поделили на две части. Ещё бывает, что маршрут разветвляется: транспорт следует по маршруту, а потом его вариант, к нумерации которого добавлена буква А, поворачивает направо. Вариант без такой буквы продолжает следовать прямо. Всё это, конечно, вызывает путаницу. Городская навигация абсолютно не удобна пользователю. Если человек не специализируется на этой теме, он вряд ли будет знать о каких-либо маршрутах, кроме тех, которые ему необходимы.
В советские времена регулярно проводили работы по оптимизации системы городского транспорта. В 90-е годы этим перестали заниматься, а сейчас попытки возобновляются. В прошлом году поднималась не только проблема нумерации транспорта, но и вопрос необходимости тех или иных маршрутов. Бывает, что они теряют актуальность: например, был автобус, который возил людей на завод. Предприятие закрыли, и люди перестали туда ездить, маршрут же продолжает функционировать. Нужен ли он городу? Но, к сожалению, пока эти работы не привели к положительному результату.
Иллюстрация: Настя Григорьева
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Номер и направление — это самая важная информация выборе автобуса. Так мы понимаем, что садимся на нужный маршрут и едем в нужную сторону.
Однако номера московских маршрутов сегодня — это случайные числа. Их выбор напоминает работу игрового автомата.
Вместе с международными экспертами наша команда проанализировала автобусные системы Европы, Австралии и Азии. Эта работа стала основой для новой навигации на автобусах Москвы.
Номер маршрута в других городах — это дополнительная подсказка о трассе или интервале
В Копенгагене маршруты с коротким интервалом обозначают буквой «А», а экспрессы в пригород — «S».
В Сиднее по первой цифре можно понять, в каком районе работает автобус. Например, автобусы 300-399 ездят на востоке города.
В Берлине маршруты с коротким интервалом обозначены буквой «M», экспрессы — «X», а цифра посередине обозначает район. Например, в районе Шпандау у всех автобусов есть цифра «3»: М37, Х37, 137 и 337.
Номера маршрутов в Москве сейчас рандомные
экспресс-автобусы легко перепутать с обычными
по одной улице едут разные маршруты с одним номером
используются символы, не понятные носителям латиницы
Теперь отличить экспресс-автобусы будет проще от обычных
Часть экспрессов сегодня обозначаются номерами 901-911, а номера других ничем не отличаются от обычных автобусов: м7, 144, 400э, 433 и 858. В новой сети маршрутов мы выделяем экспрессы буквой «е».
Каждому маршруту — уникальный номер
Сейчас через Таганскую площадь ездят автобусы т27 и м27, а через Ленинский проспект — м4 и т4. Некоторые пассажиры путаются и садятся не на тот маршрут. Поэтому в новой сети номера не повторяются.
Как обычно описывают свою поездку пассажиры и т27, и м27
Новые номера — понятны не только местным, но и туристам, экспатам
По данным Википедии, кириллицу используют приблизительно 250 миллионов человек, а латиницу — более 2 миллиардов.
Мы используем только общие буквы для кириллицы и латиницы, например, «е» или «к».
Как узнать интервал по номеру автобуса?
В новой сети все маршруты поделены на три категории от частых к редким: магистральные, районные и социальные. Эти категории теперь легко определить по букве в номере маршрута.
От конки до «ПАЗов»: как эволюционировал транспорт Воронежа. Автобус
От конки до «ПАЗов»: как эволюционировал транспорт Воронежа. Автобус
РИА «Воронеж» совместно с движением «Город и транспорт» продолжает серию материалов об эволюции общественного транспорта Воронежа. Цикл приурочен к 125-летию запуска первого общественного транспорта в городе – конно-железной дороги. В пятницу, 19 августа, речь пойдет о преобладающем сегодня автобусе. В 2016 году в Воронеже действуют 106 автобусных маршрута.
Лидеры «Города и транспорта» Юрий Новиков и Андрей Фурсов рассказали, почему в Воронеже не было торжественного запуска автобусного движения и что означают буквы «А», «В», «Т», «КС» и другие в номерах маршрутов.
Первый автобус появился в Воронеже в 1928 году. Тогда автобусы создавали из грузовых машин – меняли открытый кузов на закрытый, добавляли сидения и лестницу для пассажиров. Первые пять лет автобусы использовали только на предприятиях, горожане же в это время активно использовали недавно открытое трамвайное движение. Общественным воронежским транспортом автобус стал в 1933 году.
В отличие от конки и трамвая у автобуса торжественного открытия движения в Воронеже не было. В город прибыло всего четыре единицы транспорта. Из них три автобуса отправили на обслуживание пригорода и лишь один оставили в Воронеже.
Проезд в автобусе до 1941 года стоил от 60 до 80 копеек в зависимости от длины маршрута. Для сравнения поездка на трамвае обходилась гораздо дешевле – от 10 до 20 копеек.
К середине 30-х годов количество автобусов в Воронеже увеличилось до 20. Переделанные из «полуторок» (грузовая машина, созданная в 1930-е годы) автобусы колесили по Воронежу вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году все машины и часть трамваев отправили в уральские города для обслуживания эвакуированных заводов.
После войны в течение трех лет проезд на общественном транспорте был для воронежцев бесплатным. В 1948 году ввели новые тарифы: проезд в автобусе стал стоить 50 копеек, в трамвае – 30 копеек. После деноминации 1961 года цена за поездку в автобусе не изменилась, убрали только ноль. В автобусе требовалось заплатить 5 копеек, в троллейбусе – 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. Эта стоимость не менялась до августа 1991 года.
Автобусная эволюция произошла после войны, когда руководство транспортного хозяйства поняло, что возить людей на переделанных «полуторках» неудобно и опасно. Автобусы в привычном для нас виде появились на улицах Воронежа в начале 1950-х годов.
«ЗИС-154» вмещал до 60 пассажиров. У автобусов и троллейбусов того времени был одинаковый кузов. Различить эти виды транспорта можно было только по наличию штангового токоприемника, который в народе прозвали «рогами».
В середине XX века автобусы использовали как вспомогательный транспорт, дополнение к трамваю. Автобусы пускали на окраины города, туда, где было невыгодно прокладывать трамвайные пути. В 1963 году автобусная сесть Воронежа насчитывала 27 маршрутов и состояла из автобусов марки «ЗИС» и «ЗИЛ».
Городской транспорт стал убыточным из-за инфляции конца 1960-х. Помочь могло повышение цены проезда, но власти на это не решились. Зато уволили всех кондукторов, сэкономив на зарплатах. Именно в то время в городском транспорте начали появляться безбилетники. Больше всего «зайцев» фиксировали в начале 1990-х. Тогда из 10 пассажиров только у двоих были билеты.
Эпоха «Икарусов» началась в Воронеже в 1970-е годы. Вместительные автобусы потребовались, когда жители сел стали активно перебираться в областной центр. В городе произошел резкий прирост населения. Если в 1962 году в Воронеже проживали 516 тыс. человек, то в 1975 численность горожан перевалила за 749 тыс.
«Икарусы» производила Венгрия. Благодаря большой численности населения и наличию развитой промышленности, Воронеж был в числе городов, которые иностранное предприятие обслуживало по первому классу. В Воронеж поступали лучшие единицы техники наряду с Москвой, Киевом и Ленинградом. «Икарусы» в 1970-х годах получали не более 25 городов СССР.
Также в начале 1970-х в Воронеже появились автобусы советской разработки «ЛиАЗ-677». Они считались сверхсовременными. Отличительной чертой тех автобусов была автоматическая коробка передач. Еще один плюс советского автобустроения – в салоне «ЛиАЗ-677» было тепло зимой, а в «Икарусах» в холодное время пассажиры замерзали.
Последний раз «Икарусы» закупали для Воронежа в 1995 году. Те автобусы списали в середине 2000-х. Более 12 лет и советские, и венгерские автобусы не служили. Сейчас «Икарусы» можно встретить в небольших городах. Например, в Ельце Липецкой области.
В конце 1970-х в Воронеже появилось маршрутное такси. Его открыли, чтобы разгрузить наиболее востребованные направления. Маршрутки отличались от автобусов двумя принципиальными моментами. Во-первых, водитель маршрутного такси сажал пассажиров на конечной остановке и развозил по маршруту. Остановки производились по требованию в любом месте, а не только на официальных остановках. Во-вторых, в маршрутке все пассажиры должны были сидеть.
Проезд в маршрутном такси стоил 15 копеек – в три раза дороже, чем в обычном автобусе. Но люди были готовы платить, чтобы быстрее и комфортнее добраться до нужного места. До 1998 года маршрутки были государственными, а с 1998 – частными.
Маршрутное такси как вид общественного транспорта Воронежа перестало существовать в середине 2000-х годов. Все маршрутки перевели в разряд автобусов, подчиняющихся единым правилам.
В середине 1980-х в Воронеже уже проживало более 850 тыс. человек. Автомобили в то время был уделом избранных. Горожане продвигались по Воронежу на общественном транспорте. Воронежцев перевозили 400 автобусов, 300 трамваев и 200 троллейбусов.
В транспортной среде распад СССР больше всего отразился на автобусах. Автобусный парк начал быстро изнашиваться, запчастей не было. Чтобы выйти на линию, водители сами искали и на свои деньги покупали дефицитные детали. Многие автобусы стали «донорами» – их разрезали и забирали нужные запчасти для других машин.
В 1990-х для Воронежа закупили бывшие в употреблении автобусы, ездившие по дорогам Германии. Это были знакомые «Икарусы». По воспоминаниям сотрудников транспортных предприятий, «Икарусы» пришли в отличном состоянии. Никто не мог поверить, что в них много лет перевозили пассажиров.
К 1998 году воронежский автопарк, доставшийся в наследство от СССР, полностью развалился. Многие маршруты закрыли.
Проезд резко подорожал с 5 до 10 копеек в 1991 году. Дальше стоимость росла как дрожжах. Максимальная цена была зафиксирована перед деноминацией в 1998 году. Тогда проезд в автобусе стоил 1 тыс. рублей. Стоимость проезда перестала резко увеличиваться лишь в 1999 году.
В 1990-е годы воронежцев в основном перевозили «ПАЗы», «РАФы» и «Газели». В начале 2000-х появились автобусы большой вместительности шведского производства. Их направили на маршруты №90 и №80, следующие почти через весь город. Многие популярные направления обслуживали «ПАЗы».
В 2016 году на улицах Воронежа можно встретить разные автобусы – «ЛиАЗы», Mercedes-Benz, «ПАЗы», «Газели» и другие.
С 2003 года по инициативе губернатора Владимира Кулакова в Воронеже запустили уникальный по меркам страны проект – «Народный автобус». Планировалось, что он станет подспорьем социально незащищенным слоям населения – пенсионерам, студентам. В то время по Воронежу ходили 100 «народников». В 2016 году их 40.
Что означают буквы в маршрутном номере автобуса
«А» и «Б» – разновидности маршрута. Самый яркий пример – автобус №10А. Изначально существовал маршрут №10, ему на помощь добавили №10А, который ходил почти по тем же улицам. Со временем маршрут №10 исчез, а 10А остался и пользуется популярностью.
«В» – временный маршрут. Вводится для изучения пассажирского спроса. Часто временное становится постоянным, поэтому в Воронеже уже много лет курсирует автобусы №14В и №16В.
«КШ» обозначает, что автобус кольцевой и движется в сторону микрорайона Шилово и обратно.
«КТ» – кольцевой, движется в сторону микрорайона Тенистый.
«КС», «КВ» – один и тот же маршрут с разными буквами. Означает, что автобус кольцевой, движется через Северный и Вогрэсовский мосты.
«М», «Т» – раньше наличие этих букв означало, что автобус имеет статус маршрутного такси. Сейчас это просто напоминание о том времени.
Об истории воронежских троллейбусов читайте в следующем материале цикла «От конки до «ПАЗов»: как эволюционировал транспорт Воронежа», который выйдет 2 сентября 2016 года.