что значит быть христианином в повседневной жизни
Что значит быть христианином в повседневной жизни?
Сердечная благодарность всем докладчиками, гостям круглых столов и ведущим дискуссионных групп, всем участникам за замечательную встречу. Наша общая признательность священноначалию за благословение, сотрудникам ДРЗ, оргкомитету, Друзьям и волонтерам Фонда за их труд по устроению конференции.
На сайте постепенно будут опубликованы тексты докладов и круглых столов в разделе «Программа и материалы»
ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ
VII конференция по наследию митрополита Антония Сурожского
«Что значит быть христианином в повседневной жизни?»
13 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА
9.00 — 9.30 Регистрация
9.30 — 10.00 Молитва
Приветствие митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия (текст, видео)
Приветствие от имени Москвоской Патриархии протоиерея Льва Семенова
Приветственное слово директора Дома русского зарубежья В.А. Москвина (текст, видео)
10.00 — 13.30 Доклады
Протодьякон Петр Скорер (Эксетер, Великобритания). Митрополит Антоний в повседневной жизни (текст, видео)
Элизабет Феокритова (Кембридж, Великобритания). Мир созданий Божьих (текст, видео)
Протоиерей Димитрий Сизоненко (Санкт-Петербург, Россия). Вопрос времени в богословии митрополита Антония Сурожского (текст, видео)
Майя Александровна Кучерская (Москва, Россия). Концепция «практического христианства» в прозе Н. С. Лескова (на материале хроники «Захудалый род») (текст, видео)
13.30 — 13.45 Видеофильм
13.45 — 14.45 Перерыв на обед
14.45 — 17.45 Доклады
Протоиерей Христофор Хилл (Москва, Россия). Повседневное христианство в перспективе русской литературы XX века (текст, видео)
Наталия Владимировна Инина (Москва, Россия) Между желанием и реальностью: психология повседневности (текст, видео)
Протоиерей Алексий Уминский (Москва, Россия). О молитве как повседневной практике христианина (текст, видео)
Тутта Ларсен (Москва, Россия) и протодьякон Петр Скорер (Эксетер, Великобритания). Диалог (текст, видео)
17.45 — 19.15 Круглый стол «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни». Людмила Дмитриевна Зотова (Санкт-Петербург, Россия), протоиерей Владимир Архипов (Новая Деревня, Россия), иеромонах Иоанн (Гуайта) (Москва, Россия), Константин Михайлович Мацан (Москва, Россия), Татьяна Александровна Касаткина (Москва, Россия) (текст, видео)
19.15 — 19.30 Видеофильм
19.30 Молитва
14 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА
9.45 Молитва
10.00 — 11.30 Доклады
Татьяна Михайловна Семчишина (Москва, Россия). Между отчаянием и надеждой: призвание и повседневная реальность (текст, видео)
Константин Михайлович Мацан (Москва, Россия). «Поверхностность как главный грех» в свете бесед митрополита Антония Сурожского (текст, видео)
11.30 — 11.45 Видеофильм
12.00 — 13.30 Дискуссионные группы
13.30 — 14.30 Перерыв на обед
14.45 — 18.30 Доклады и презентация книги
Линн Азер (Стоурбридж, Великобритания). Слушать и быть рядом: как делиться верой на работе и в школе (текст, видео)
Екатерина Алексеевна Савина (Москва, Россия). Внимательность к присутствию Божию в моей жизни (текст, видео)
Презентация книги «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах»
18.30 – 18.45 Видеофильм
18.45 Молитва
15 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
Литургия
14.00 — 14.15 Видеофильм
14.15 — 15.45 Доклады
Протоиерей Сергий Рыбаков (Самара, Россия). Аскеза и культурные притязания современности (текст, видео)
Анна Ильинична Шмаина-Великанова (Москва, Россия) Доклада не прозвучало, но обращение можно прочитать здесь
Фредерика де Грааф (Москва, Россия). Ты кто? Христианин? (текст, видео)
16.00 — 17.30 Круглые столы:
17.45 — 18.15 Итоги
18.15 — 18.30 Видеофильм
18.30 Панихида
ОТЗЫВЫ И ОТЧЕТЫ
По стопам Сурожского митрополита — впечатления о конференции
«Для христианина забота об экологии должна стать обычным делом»
Что значит: быть христианином в повседневной жизни? Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука с Е. Садовниковой и Т. Семчишиной
«Что значит быть христианином в повседневной жизни?» Беседа в рамках передачи «Треугольник», радио «Теос»
ВЫСТАВКИ
ФОТОГРАФИИ
«…от нас зависит жить в аду или в раю уже здесь на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог».
Митрополит Сурожский Антоний
На конференции мы размышляли о том, как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес. Предлагаем обсудить такие вопросы, как отношение к семье, к работе, к образованию, выбору профессии, творчеству, воспитанию детей, ко времени и окружающему миру.
Митрополит Сурожский Антоний обращал особое внимание на те человеческие качества, которые обычно не считаются специфически христианскими: на уважение к личности, на глубину, внимание, ответственность, активное отношение к жизни. Он подчеркивал, что не нужно бояться творческого хаоса, что деятельность определяется не объектом труда, а тем, кто делает, что Божья мудрость, в отличие от человеческой, которая опирается на прошлый опыт, устремлена в вечность. Однако, глядя на митрополита Антония, читая его книги, безошибочно узнаешь его неотмирность и устремленность ко Христу. Насколько наш опыт соприкасается с его опытом и убеждениями? Что можно почерпнуть для нашей повседневности из наследия великого пастыря и молитвенника?
В рамках конференции были заслушаны доклады (посмотреть программу конференции, найти ссылки на тексты и видеозаписи докладов можно здесь), прошли: круглый стол «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни?», который модерировала журналист радио «Град Петров» Людмила Зотова, дискуссионные группы, посвященные обсуждению практических жизненных и пастырских вопросов. Впервые отдельные группы были организованы для христиан 7-9 и 10-14-летнего возраста. Были показаны фрагменты видеозаписей бесед, работала фотовыставка. Особым событием стали три круглых стола на общую тему служения Богу, людям и миру вокруг нас:
Участники: Георгий Базыкин, генетик; прот. Александр Борисов; Людмила Зотова, журналист; Димитрий Никитин, инженер ИТ; Алексей Травин; Элизабет Феокритова, богослов.
По словам митрополита Антония, человек призван быть первосвященником всей твари, служить ей.
Каковы подлинно христианские мотивы экологической деятельности и можем ли мы что-то делать в этом направлении в своей повседневной жизни? Как наше отношение к материальности собственного тела связано с отношением к остальному материальном миру? Круглый стол — это размышления над этими и другими вопросами на основе Евангелия, текстов владыки и опыта своей жизни.
Участники: Борис Братусь, психолог; Татьяна Краснова, преподаватель; Елена Никитина, модельер; иеромонах Феодорит (Сеньчуков), реаниматолог.
Мы хотели создать пространство для дискуссии и, опираясь на личный опыт и наследие владыки Антония, поговорить о том, какая роль отводится работе в нашей жизни и что значит по-настоящему христианское отношение к ней.
Участники: Юрий Белановский, педагог; протод. Петр Скорер; иерей Стефан Стрекопытов; Ирина Языкова, искусствовед.
Круглый стол о том, что для нас, христиан XXI века, значит присутствовать в Церкви. Если мы, миряне несем волонтерскую службу в Церкви, то зачем? Что нами движет? Впрочем, есть и обратный вопрос — почему не волонтерим?
Дорогие друзья! На конференции были организованы чайные паузы. Мы обратились с призывом к участникам приносить на конференцию и будущем, по возможности, на любые мероприятия с собой многоразовую кружку, чтобы сделать маленький вклад в сохранение окружающей среды.
Как быть христианином каждый день
В Москве пройдет конференция по наследию митрополита Антония Сурожского
Приблизительное время чтения: 3 мин.
«Что значит быть христианином в повседневной жизни?» Такой вопрос вынесен в название VII Международной конференции, посвященной наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет 13-15 сентября 2019 года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2).
«…От нас зависит, жить в аду или в раю уже здесь, на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог», – говорил митрополит Антоний.
А, если так, то перед всяким христианином стоит высокая и ответственная задача – научиться каждую минуту, каждое мгновение жить в полную силу, с полной самоотдачей, с полным доверием к Богу. Жить по-христиански.
Именно на этом мы обычно и спотыкаемся: нам всё время кажется, что повседневная жизнь – это одно, а христианский поступок – что-то другое, что он выбивается из обычного строя нашей жизни, требует от нас совершения какого-то сверхусилия.
Но если однажды человек честно ответит себе на вопрос, который митрополит Антоний считал самым главным: «Ради чего я живу и ради чего готов умереть?» – тогда обыденная действительность для него преобразится, и каждый шаг он будет совершать, ориентируясь на ту правду, которую перед судом собственной совести он признал более ценной, чем жизнь.
Развивая мысли владыки Антония в современном контексте, организаторы конференции предлагают поразмышлять вместе: как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес? Что значит для современного христианина активно и творчески относиться к своей жизни? Как наши христианские убеждения влияют на наше отношение к семье, работе, образованию, выбору профессии, творчеству, воспитанию детей, ко времени и окружающему миру? Ради чего живет христианин во всех этих «сферах»? И, если ради Христа, то что это значит – прожить жизнь ради Христа?
Ответы на эти вопросы гости конференции будут искать вместе с приглашенными участниками, в числе которых протодиакон Петр Скорер (рукоположен митрополитом Антонием в 1973 г., служит в приходе святого пророка Илии в Девоне); сотрудник Первого московского хосписа рефлексотерапевт Фредерика де Грааф; настоятель храма во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа; писатель Майя Кучерская; автор и ведущий программ на радио «Вера» и телеканале «Спас» Константин Мацан; медсестра детской реанимации, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Татьяна Семчишина; клирик собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Димитрий Сизоненко; руководитель центра практической психологии при Православном институте святого Иоанна Богослова Наталья Инина; клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе протоиерей Христофор Хилл; профессор Центра изучения религий РГГУ, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова; настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов; профессор психологии, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Братусь; зав. сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН кандидат биологических наук Егор Базыкин.
В рамках трехдневной конференции запланированы четыре круглых стола: «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни» (модератор – журналист радиостанции «Град Петров» Людмила Зотова) и еще три на общую тему «Служение Богу, человеку, окружающему миру», посвященные разным аспектам христианского служения («Служение христианина и Церковь. Волонтерство», «Работа как служение, служение как работа» и «Человек – священник всей твари? Служение окружающему миру»).
Кроме того, запланированы традиционные для конференций по наследию митрополита Антония Сурожского дискуссионные группы. В этом году впервые пройдут дискуссионные группы для детей и подростков, без участия родителей.
На конференции прозвучат доклады и воспоминания о встречах с владыкой Антонием, покажут видеохронику из его архива, будет работать фотовыставка.
Митрополит Антоний: Как быть христианином сегодня? (+ ВИДЕО)
В данной статье Вы найдёте беседу митрополита Антония Сурожского «Как быть христианином сегодня?»
Как быть христианином сегодня?
Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.
В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин – это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить.
Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.
Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить – значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания.
Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками, это – верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.
Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке.
Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа – значит верить в человека, начиная с себя и продолжая со всеми другими.
Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма – отсутствие всего этого. Это очень важно себе представить.
Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается.
Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.
Митрополит Антоний Сурожский
Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан…
Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями.
Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” – “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”.
Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” – “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. – “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” – “Да!” – А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг – человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг – человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы, то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” – “Да”. – “И ты готов на это идти?” – “Да”…
Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, – и соответственно себя вести.
Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему– значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” – и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни.
Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” – “Да, – отвечает она, – я хочу умереть с ними”. – “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” – “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности.
Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно.
Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм – это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество – это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.
А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он – единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек. Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой.
Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком, подобным нам.
И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь – он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом…
И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, – настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.
Митрополит Антоний Сурожский
Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто.
Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная.
У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” – потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый.
А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”.
Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя, то есть за другого человека, – не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться.
В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть – не героями, потому что это бывает редко, а подвижниками: постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него – радость.
Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора.
Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал.
Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.
Вы прочитали статью Митрополит Антоний: Как быть христианином сегодня? Читайте также: