что значит быть праведным
Что такое праведность в миру?
Ко Дню всех русских святых
|
Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.
Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.
Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.
Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.
Праведность Праведный
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя праведниками.
Праведный человек. Не ведая страха, он всегда на стороне справедливости — ни
Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
Праведность как качество личности – способность любить Бога, руководствоваться Его законами, проявлять благочестивые, добродетельные качества, указанные Богом.
Учеников удивляло, что Учитель, который живёт подчёркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей. — Не многим это удаётся, но праведность и богатство можно совместить, — сказал он однажды. — Каким образом? — недоумевали ученики. — Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука — на двор. Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.
Праведность – правденая жизнь. Праведность есть торжество благочестия. Праведность — это когда смотришь на свои поступки глазами Бога.
О праведности предельно четко и ясно сказано Всевышним:
— Всевышний сказал: Душу с праведным и боголюбивым нравом можно отличить по таким качествам, как бесстрашие, великодушие, понимание своей истинной природы, милосердие, умение владеть чувствами, жертвенность, знание священных писаний, честность, не привязанность в быту, умение не причинять боль другим, не привязанность к мирскому и суетному, уравновешенность, самообладание, способность не гневаться и не искать недостатков в других, сострадание, щедрость, мягкость в общении, скромность, способность не поддаваться соблазнам, непреклонность в достижении намеченной цели, умение прощать, терпение, чистота, отсутствие зависти и высокого самомнения.
Те же, кто имеет порочный нрав немилосердны, легко впадают в гнев, склонны к безрассудным поступкам, жадны и высокомерны. Праведные качества ведут к свободе, а порочные – к рабству… Этот мир населяют два вида существ – праведные и порочные. Я описал тебе качества праведных, теперь расскажу подробнее о порочных. В повседневной жизни они не руководствуются законами Всевышнего. Им не свойственны чистота, порядочность и правдивость. Они говорят, что вселенная возникла из ничего, что у нее нет сознательной причины, а жизнь появляется на свет от совокупления.
Придерживаясь этих взглядов, порочные и безбожные существа лишают себя возможности видеть вещи в истинном свете и не понимают, что они частицы вечного сознания. Их цель завладеть призрачным миром, но стремясь к власти над ним, они уничтожают все вокруг. Совершая отвратительные поступки, они идут к погибели. Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.
Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.
В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.
Что значит быть праведным
В Библии есть история о том, как пророк Илия сначала помолился особой молитвой, после которой на земле три года не было дождя, а потом опять помолился, и дождь пошел сразу после его молитвы. И в конце этой истории сказано: «Много может усиленная молитва праведного».
Что это за усиленная молитва? Что надо сделать, кого позвать, с кем молиться и как молиться, чтобы был такой результат?
ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ
Давайте внимательнее изучим ту историю. Она описана в третьей книге Царств, в 18-ой главе.
События разворачивались следующим образом. Народ израильский отступил от Господа, царь Ахав женился на Иезавели, дочери сидонского царя, которая искусно ввела израильтян в идолопоклонство: позволила старому народному суеверию утвердиться в Израиле. А Ахав даже построил в Самарии храм, в котором был установлен золотой телец Ваал, и этому тельцу поклонялись как Богу. Илия был в то время пророком Божьим в Израиле. По повелению Божьему он помолился о том, чтобы в наказание за отступление не было дождя на этой земле три года. И не стало дождя. За три года земля израильская истощилась, и жизнь стала тяжелой. И вот наступил момент истины, когда Илия снова услышал голос Господа: «Я дам дождь, сообщи об этом Ахаву».
Илия пошел к Ахаву и сказал: «Собери на горе Кармил 450 пророков вааловых, и 400 дубравных пророков собери, и я туда прийду и принесем жертву». «Пусть дадут нам двух тельцов и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо» (3Цар.18:23-24).
Ахав призвал этих пророков, и произошло «шоу», какого Израиль еще не видел. На жертвенник положили жертву, и 850 пророков начали громко молиться. С утра до обеда они кричали и вопияли, чтобы на жертву сошел огонь с неба во свидетельство того, что Бог принял эту жертву. Ничего не происходило. После обеда пророки начали плясать и скакать по кругу. Илия стал насмехаться над ними: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним». Все это продолжалось до вечера, но ни огня с неба, ни дождя не было.
И тогда встал Илия, восстановил жертвенник Богу, положил туда рассеченного тельца и еще попросил, чтобы жертвенник наполнили водой. И потом он произнес молитву, после которой сошел огонь с неба и сжег жертву. Вскоре на небе появилось облачко, а потом пошел сильный дождь.
В ЧЕМ СИЛА МОЛИТВЫ?
Так в чем же была сила молитвы Илии? Он был один, он был немногословен, на молитву ушло совсем немного времени, но после этих нескольких секунд совершилось невероятное – сошел огонь с неба. А все потому, что Илия молился Богу, а Вааловы пророки – идолам.
Всегда ли мы с вами можем разобраться, кому мы молимся, о чем молимся и как молимся? Как часто мы пытаемся вызвать жалость у Бога, как те вааловы пророки, которые начали колоть себя. Они тем самым говорили: «Бог, неужели Тебе нас не жалко? Смилостивись над нами, мы уже кровью истекаем, пошли огонь с неба». Мы порой можем поступать так же, когда думаем о себе, драгоценных, больше, чем надо бы, и не думаем о том, что хочет Бог, какова Его воля. И мы подошли к самому главному ключу силы молитвы Илии. Это была молитва ПРАВЕДНОГО.
КТО ТАКОЙ ПРАВЕДНИК?
В Библии первым праведником был назван Ной: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9). Ной «ходил перед Богом», т.е. старался жить так, чтобы ему было не стыдно перед Богом за каждый свой шаг. Таков первый критерий праведника.
Следующим праведником был назван Авраам, о котором написано: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
Титул праведности вручает Тот, Кто сам по себе есть истина и правда – Бог. Авраам поверил Богу, веровал в Бога, шел за Богом – и Бог вменил ему это в праведность, даже несмотря на то, что Авраам совершал в своей жизни ошибки.
Эти два критерия распространяются и на нас. С одной стороны, праведность – это благодать Божья, данная нам за то, что мы поверили в Бога, поверили в искупительную жертву Иисуса Христа. Это дар от Господа, который мы получаем не по делам, но по вере. Но, с другой стороны, когда живем по вере, эта благодать становится частью нашей жизни, утверждается в нас, и мы делаем добрые дела, даже не задумываясь, не считая это чем-то особенным или тяжелым.
ИСКРЕННЕЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
Человек, однажды научившийся ездить на велосипеде, уже не разучится. Почему? Потому что эта способность остается очень глубоко, на уровне моторики. Даже если вы через двадцать лет после того, как научились кататься, сядете на велосипед, вы сможете удержать баланс.
Так же и с праведностью. С одной стороны, мы получаем праведность Христову как дар от Господа, когда наши беззакония покрываются Богом. Но, с другой стороны, Христова праведность должна проникнуть в нас и стать частью нас, чтобы мы уже не гордились: какой я молодец – преодолел себя, доброе слово человеку сказал, помолился о нем, пожертвования в церковь дал и т.д. Именно этого ждет от нас Бог. Причем Он ждет от нас не фарисейского, показного служения, а искреннего посвящения.
Иисус часто упрекал фарисеев в том, что они, исполняя закон, стремясь поступать праведно, не знают, для чего нужна правда на самом деле, для чего дан Закон. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). А Закон был дан для того, чтобы удержать от разложения этот мир и привести ко Христу, «потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).
Также и у правды есть определенная цель. Христианин – это не просто тот человек, который стремится все делать правильно, но тот, который понимает, зачем он это делает.
Представьте себе операционную. Хирург делает операцию, он спасает больного, а рядом находится медперсонал, без которого ему никак не справиться. Вдруг все медсестры отходят в сторонку и, вместо того чтобы ассистировать, начинают нахваливать врача, завидовать пациенту, что тот попал именно к этому врачу. Правильно ли это будет в данный момент? Согласитесь, что нет. Вот после операции это все будет уместным. А во время операции неразумно просто нахваливать врача и радоваться о своем призвании, но надо делать то, что говорит врач, потому что врачу нужны помощники. Так и Господу нужны помощники, чтобы спасать людей. Такими помощниками как раз и являются Его ученики. Исполняя Божье повеление, мы будем праведными.
СУТЬ МИССИИ ХРИСТА
Заметьте, «шедшие впереди заставляли его молчать». Те, кто шел впереди Иисуса, но при этом так и не понял Его миссии, заставляли бедного слепого замолчать, чтобы не отвлекать Спасителя. Но ведь Иисус Сам сказал о Себе: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение». Что же вы, знатоки Священного Писания, бегущие впереди, не уразумели этого? Ведь Господь для того и пришел, чтобы слепым прозрение давать!
«Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». Получается, что тот слепой более, чем последователи Христа, понял суть спасительной миссии Господа.
РЯДОМ С ПАСТЫРЕМ
Очень важно быть и не впереди Пастыря, и не отставать от Него далеко, но находиться рядом с Ним.
Китайский иероглиф «праведность» состоит из двух частей: верхняя часть изображает овечку, а нижняя означает «Я». Я – овечка, которая всегда следует за Пастырем и находится недалеко от него, чтобы знать, что делать, и вовремя получить от Него попечение и заботу. Вот это и есть праведность.
В противном случае, когда люди стараются что-то делать своими силами, не получив от Бога руководства или откровения этого делать, они разочаровываются. А потом говорят Богу: «Бог, я столько для Тебя сделал и делаю. Почему же со мной приключилась беда? Почему я болею и т.п.?»
Но ведь если человек по сути праведник, он не будет подсчитывать свои хорошие поступки. Для него это естественно, он по-другому жить не может.
Когда человек обретает праведность, он понимает, что ничего дороже этого нет.
Господь сегодня среди людей, Он хочет спасать их, служить им. Но как Он это делает? Через нас с вами, вместе с нами. Когда мы это понимаем и делаем так, то мы с вами являемся праведниками и наши молитвы эффективны. Ведь перед молитвой о том, чтобы не было дождя, и перед молитвой о дожде Илия общался с Богом, и именно Бог сказал ему молиться так. Вот почему молитва Илии была такой эффективной.
МОЖНО ЛИ ПОТЕРЯТЬ ПРАВЕДНОСТЬ?
Праведность потерять можно, если мы полюбим грех и перестанем общаться с Богом. «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда», – сказал когда-то пророк Исайя. Поэтому всегда важно быть открытым перед Господом и, если согрешили, исповедовать свой грех.
Церковь – это место, где мы можем молиться, исповедаться перед Богом и принимать от Господа оправдание и милость.
Церковь – это лучшее место, где мы можем обрести праведность. Но сегодня Бог Духом Святым находится не только в церкви. Он – везде, в любом месте, поэтому и молиться Богу, каяться и получать оправдание тоже можно не только в церкви, но и в других местах: в домашней церкви, в общении с христианами, ведь написано: «Когда имеем общение друг с другом, кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). Тогда и молиться легко, и молитвы делаются эффективными.
Итак, главное – понять, что хочет Бог, и следовать за Господом, как овечка за Пастырем. Священное Писание дает нам напутствие: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще».
Юрий КРИВОНОС, пастор церкви «Вифания», г. Краснодар
Что значит быть праведным
Поговорим о праведности. Что это такое, как её достичь и нужно ли это человеку? Светское определение праведности — это быть справедливым, делать то, что правильно. Но в современном обществе у каждого своя точка зрения на то, что « правильно и справедливо». Только Библия, за которой стоит Сам Бог, даёт ясное определение этих понятий для человека. Внутренне люди тянутся к справедливости, хотят, чтобы добро побеждало и правосудие торжествовало. И не любят справедливость только тогда, когда нагрешат и боятся получить воздаяние и наказание за свою вину.
Праведность, святость, справедливость — это неотъемлемая часть характера Бога. Человек создан по образу и подобию Божию, и эти качества заложены в человеке и пробиваются сквозь нашу греховность. Но самому по себе человеку быть праведным не реально. Слово Божье так и говорит: «Нет праведного ни одного… все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим.3:10, 23). Когда человек теряет праведность, его контролирует страх, чувство вины и бесчестия. И самая глубокая радость, которая только может быть, сокрыта в праведности.
Праведность искореняет депрессию, изгоняет печаль и страх, сохраняет человека в радости и великом дерзновении. Это реально, если с верой принять от Бога дар праведности на основании Слова Божьего.
Потеря праведности и последствия этой потери
Речь пойдёт о том, как праведность была потеряна Адамом, тобой и как она может быть возвращена Христом.
1) Причина потери праведности — это грех. Бог сказал: если ты нарушишь Мою заповедь — то, что честно, что справедливо, что Я заповедал и установил, если ты преступишь это — ты моментально потеряешь статус праведника. Потому в тот момент, когда Адам и Ева преступили то, что сказал Бог, они потеряли праведность. И тогда человек умирает для Бога и оживает для греха. И это категорично, человек не может одновременно быть в обоих состояниях, он или праведен, или грешен. Грех — это война против праведности.
3) Невозможность возвратить праведность. Человеческими усилиями и достижениями праведность возвратить невозможно, потому что в Адаме все согрешили и все поколения, рождённые после него, генетически связаны и грешны до сегодняшнего дня.
4) Обречённость человечества на неправедность. Не имея праведности, человечество потеряло право на вечную жизнь. Библия говорит, что ничто нечистое и преданное мерзости и лжи в Царствие Божье не войдёт. Что же делать? Религия придумала заменитель, полуфабрикат и подсунула его множеству религиозных людей. Он называется самоправедность. Это последняя попытка человечества возвратить статус праведности, но это есть фальшь и обман. Бог чётко отличает её от истинной праведности, так как она является самостоятельно выработанной праведностью. Может быть, поэтому многие из причисленных к святым получили это « звание» в преклонных летах: видимые качества праведности надо было выработать в течение жизни, а чаще и после смерти, ведь при жизни всегда можно найти ошибки в поведении и пороки характера.
Но человеческая самоправедность — это не та праведность, которую имеет Бог, которую Он хочет дать тебе. Вспомним старшего сына из притчи Иисуса Христа о блудном сыне. На что он обижался? Он упрекал отца, говоря, что он столько лет служит, ни разу не преступил его приказания, поэтому отец должен был поступить иначе. Он строил свои отношения с отцом на основе того, что он сделал, но не на основе родства. Ответ отца мог шокировать молодого человека: можно было ничего не делать, а просто понять, что всё моё — твоё только потому, что ты мой наследник, ты родился от меня, и я — твой отец, а ты — мой сын. И этого не нужно добиваться годами работы ( Лк.15:28−32).
Самоправедный человек копит добрые дела, чтобы на основе их сказать: «Боже, Ты должен уже считать меня праведным, Ты записал то, что я сделал?». Мартин Лютер спал в нижнем белье на сырой земле, делил с другими свой скудный монашеский паёк, иссушал себя постами до момента, пока луч Божьего откровения не довёл до его сознания всего четыре слова, сделавшие реформацию в его душе, а потом и во всей Германии: «Праведный верою жив будет» ( Авв.2:4; Рим.1:17). Не делами, а верою. Не достижениями, а верою в то, что праведность — это дар Бога по вере и не зависит от дел. Самоправедность приносит в жизнь ряд отрицательных моментов:
а) она приносит гордость, потому что, собирая свои хорошие дела, человек превозносится над другими;
б) некоторых самоправедность повергает в депрессию, потому что они видят невозможность достичь праведности, и в этом их убеждает каждый очередной грех и каждая ошибка;
г) самоправедные люди унижают других, сравнивая себя с теми, кто стоит, как им кажется, ниже их. Помните, как фарисей молился в храме? Он благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди. И с кем он себя сравнивал? С мытарями! Он не сравнил себя ни с Давидом, ни с Моисеем, ни с Авраамом. Всякий, кто стремится к самоправедности, попадёт в одну из этих проблем. Самоправедный человек и веровать не может, полагая, что стать праведным невозможно независимо от дел. А в праведность, даруемую Христом нужно поверить. Библия говорит, что именно бедных мира избрал Бог быть богатыми верою. Вот оно, богатство — человек, у которого нет ничего доброго, чтобы стать праведным, приходит к Богу, который оправдывает верящего Ему нечестивого и дарит праведность по вере. И часто творящий много добрых дел и милостыни не может поверить, что его ближний, негодный ещё вчера, сегодня становится святым. В послании к Римлянам 3:27 читаем: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры». Весь багаж пожертвований и дел, всё, чем можно было бы похвалиться перед окружающими, уничтожено! Потому что пришла вера. Иисус щедро и без упрёков даёт праведность людям, которые верят, что Он может сделать их праведными. Поэтому, как говорил Христос, мытари и блудницы впереди шли в Царствие Божие, ничего не сделав хорошего в жизни, а просто поверив Христу.
Дар праведности во Христе Иисусе
Читаем Рим. 4:1−2: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрёл по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Перед кем тогда Авраам имеет похвалу? Перед людьми Авраам имеет похвалу. За счёт дел, которые он делал. Люди не могли видеть живую веру в сердце этого мужа, как видел её Бог. Они видели дела веры, праведности и послушания Богу во всём. Так и в момент покаяния Бог даёт человеку праведность, видя в сердце веру и зная, что человек будет послушен, а он ведь не успел совершить ни одного дела! Как и написано: «…поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность». И это было до того, как он сделал хоть один шаг из Ура Халдейского, что подтверждало бы его веру. Праведность Авраам получил « авансом».
Читаем дальше ( ст.4): «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Когда воздаётся человеку делающему, это не милость, но долг, мы обязаны воздать тому, кто что-то делает. Не делающему, а верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». И касается это не только Авраама, но каждого верующего. Он имеет праведность по вере. Но как же грешнику, приходящему к Богу, поверить, что справедливый Бог оправдает его нечестие? Это вопрос многих поколений. Ещё фарисеи спрашивали Иисуса: «Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» ( Мк.2:7). Христос ответил: «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6). Почему? Да потому что Он уплатил за грехи каждого человека и получил власть прощать людей. Представьте, что вы идёте по улице и видите мальчика, разбившего оконное стекло у соседа, и сосед требует у ребёнка платы за стекло. Вы говорите мальчику, что прощаете ему разбитое стекло. Как на вас посмотрит сосед? Он скажет: «Какое ты имеешь право прощать? Уплати сначала за стекло, а потом и прощай, если хочешь». Именно потому, что Христос уплатил за наши грехи, Бог Отец дал ему право прощать их и вот почему Иисус милует и оправдывает нечестивого. Он рассчитался перед правосудием Божьим, удовлетворил справедливость, которая требовала наказать тебя перед лицом Божьим. Только поэтому твоя вина может быть аннулирована и ты становишься праведным, — не сам по себе, но в Иисусе Христе. Можно было бы возразить: вот, Авраам был отцом веры, а мы просто грешники. Но обратимся к Священному Писанию ( Рим. 4:19−25): «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Поэтому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Не сомневайся, Бог не лицеприятен и Авраам был соткан из такой же плоти как и мы. Апостол Иаков пишет: «Илия был человек, подобный нам» ( Иак.5:17). Мы все одинаковые люди и Бог тот же самый во веки веков. Принципы Его не изменились и путь к праведности тот же самый. Поэтому ты свят и праведен, если принял дар праведности через Иисуса Христа. Так написано в Откровении ( Откр.22:11): «…Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё». Праведный он праведный, святой он святой. Бог дал нам жизнь не для того, чтобы достигать праведности, но обладать ею и беречь её. Если мы, согрешив, теряем праведность, то через покаяние перед Богом возвращаем своё положение праведника. Это не требует многих усилий, это требует только веры в то, что Бог прощает тебя и кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха. Поэтому Библия и говорит, что праведник семь раз упадёт и встанет, а нечестивые впадут в погибель. Праведность праведника не в том, что он не падает, это не реально, а в том, что он ненавидит своё падение и в душе стремится к праведности. И сколько бы раз он ни падал и, покаявшись, вставал, — Бог восстанавливает его праведность по вере в милость и прощение через Иисуса Христа.
Последовательная взаимосвязь между праведностью, верой и делами
Представим себе трёхэтажный дом. Каким бы образом ты расположил в нём по этажам праведность, веру и дела, с учётом того, что люди входят в дом дверью и поднимаются с 1-го этажа на 2-й и потом на 3-й? Если 1-й этаж — это вера, что идёт на 2-ом этаже? Здесь начинается спор между Божьим Словом и религией, спор между законом и апостолом Павлом. Что же сначала — дела, а потом праведность или все-таки праведность, а потом дела? Из чего что исходит, — праведность из дел или дела из праведности? Ложный взгляд — это когда люди, минуя веру и праведность, лезут на 3-й этаж, даже через окно ( инде, выражаясь языком Нового Завета), там, где дела. Религиозные люди хотят залезть туда, где дела и построить на них 4-й этаж — самоправедность, игнорируя предваряющую праведность и 1-й этаж веры. Для них главное — дела. Яркий пример фарисеи и книжники. Они делали много дел и всё напоказ: много молились на улице, постились с мрачным видом, демонстративно давали десятину. На веру и праведность Божью они просто не обращали внимания, так как строили самоправедность. Каков же истинный путь и верный взгляд на праведность? Он очень простой. Ты входишь в дом, в Божье строение, в Божьи принципы, дверью, входишь на 1-й этаж. Здесь ты обретаешь веру и укрепляешься в ней: ты веришь Богу, доверяешься и послушен Ему и Он даёт тебе праведность ( 2-й этаж). Ещё нет у тебя никаких дел, но вера твоя уже вменилась тебе в праведность. Со 2-го этажа ты поднимаешься на 3-й, твои дела исходят из праведности. Иными словами: дела от веры, но через праведность. Это Божий путь и Библия говорит об этом очень много. Посмотрите на разбойника, распятого на кресте. Он виновен, но он поверил Богу, поверил, что может быть прощён. Иисус, видя его веру, говорит: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43). В рай грешники не входят. Этот человек умирал на кресте праведником, хотя распинали его как грешника. У него уже не было шанса на деле доказать свою веру. Но Иисус видел его сердце и по вере дал ему праведность. В последние минуты жизни разбойнику был обещан рай. По-человечески это непостижимо. Но таков наш Господь, верный Своему слову. Хвала Ему! Или взгляните на Закхея, мытаря, сборщика податей с дурной репутацией. Обратившись к Господу, он пообещал отдать нищим половину своего имения и воздать вчетверо всем, кого он обидел. Иисус тут же сказал: «Ныне ( прямо сейчас!) пришло спасение этому дому» ( Лк.19:9). и назвал Закхея сыном Авраама. А ведь Закхей ещё ничего из обещанного не сделал! И это ещё одно подтверждение пути — вера, праведность, дела.
Обратимся к посланию Иакова ( гл. 2, ст. 14, 17−18): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Глядя на человека, мы не можем определить, есть у него вера или нет, поэтому апостол Иаков и говорит: «покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». В стихах19−20 далее говорится: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Можно ходить в церковь, совершать какие-то обряды, называть себя верующими, но если нет дел веры, то вера эта мёртвая. Не делами ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник сына своего? Несомненно делами. Делами Авраам показал, что он верит Богу, что он имеет твёрдую веру в Божьи обетования. И исполнилось слово Писания: «…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божьим» ( ст.23). Ведь Авраам назван другом Божьим не после того как Ангел Божий остановил его руку. Нет, он был назван другом Божьим, когда поверил Богу. Мы не найдём в Писании, чтобы Бог вменил в праведность человеку дела. И апостол Павел говорит: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28). Апостол Павел поясняет, что язычники, не искавшие праведности, получили праведность от веры, Израиль, искавший закона праведности, не достиг его, потому что искал не в вере, а в делах закона, усиливаясь добиться собственной праведности, которая от закона, но не той, которая от Бога, по вере. И апостол Павел подчёркивает, что благодатью мы спасены через веру и это не от нас, не от наших дел, чтобы никто из нас не хвалился, что своими делами добились спасения. Нет, спасение даётся по вере, не от дел, тем не менее во Христе мы созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. И мы не можем их не исполнять, потому что они нам предназначены. Библия предупреждает нас, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Так и христианин должен делать то, что ему предназначено Господом.