что значит быть самозанятым в яндекс такси плюсы и минусы
Самозанятость в такси: за и против
Впервые режим самозанятости начали тестировать в 2019 году. Сейчас он доступен уже в 76 регионах нашей страны, а агрегаторы такси призывают водителей переходить на самозанятость и предлагают бонусы тем, кто станет их партнером.
Мы уже рассказывали о том, какие налоги и взносы приходится платить самозанятому таксисту. А на этот раз решили опросить тех, кого этот налоговый режим касается напрямую — водителей и таксопарков, и выяснить, выгодно ли переходить на него или нет.
Кто: Владислав, водитель такси, ведет канал BombilaGram в Телеграм
В теории, самозанятость — это удобно и прозрачно. В приложении «Мой налог» мне доступны все совершенные поездки: я заранее вижу, сколько налогов мне нужно будет заплатить в конце месяца, и понимаю, какой заработок получу от агрегаторов.
Эти плюсы немного омрачает процесс перехода на самозанятость в такси. Прямо сейчас, чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, я сначала должен оформить ИП и сделать разрешение на работу в такси на автомобиль, а уже потом перейти на самозанятость. Это выглядит скорее как дыра в законе, чем нормальное функционирование самозанятости для такси.
Кто: Андрей, водитель такси, ИП и самозанятый
В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент для водителя в том, что, например, в случае работы с Яндекс.Такси он на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Когда водитель работает как самозанятый, он может официально подтвердить свою зарплату. В моем понимании это плюс, но есть некоторая часть населения, которой возможность показывать свой реальный доход просто не нужна. Это касается тех, кто платит алименты или у кого есть задолженности перед банками. Для таких водителей плюс «прозрачности» дохода скорее превращается в минус.
Спорно выглядит и размер налога, который самозанятые таксисты платят с заказов. Если сопоставить его с комиссией таксопарков, то разница получается не такой уж большой в пользу самозанятости. Здесь все зависит от того, какую комиссию для водителей определяет таксопарк.
Существенный минус самозанятости, на мой взгляд, в том, что водитель не может отследить поступления от агрегатора, потому что они поступают частями и не всегда понятно, за какой отрезок времени пришла выплата. Скажем, у Яндекс.Такси деньги падают водителю на карту сразу по трем договорам: безналичная оплата, вознаграждение за корпоративные заказы и бонусы от самого агрегатора.
При этом за заказ, который водитель совершил сегодня, деньги с карты пассажира могут списываться и поступать на счет Яндекс.Такси, а после водителю в течение трех дней. То есть, если водитель за день совершает заказов по безналичному расчету на 1000 рублей, а на утро получает от агрегатора 700 рублей, он не понимает почему и не всегда знает, какую часть ему не доплатили. Нет прозрачности в выплатах и возможности свериться, получил ли ты все, что тебе причитается, или нет.
Кто: Дмитрий, водитель такси, самозанятый
Самозанятый таксист сотрудничает напрямую с Яндекс.Такси. Не нужно платить паркам, а это несомненный плюс. Хоть они и пишут, что комиссия у них 2-3%, мы все забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. У большинства парков он равен 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Если сесть и посчитать, сколько водитель теряет на этой комиссии за месяц, то можно получить все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии за вывод денег не платит. Сколько заработал, столько и пришло.
Еще один несомненный плюс — это налоговый вычет для самозанятых, который водитель сейчас получает от государства и Яндекс.Такси. Это 22 130 рублей. Кроме этого, вместо 4% с заказов от физических лиц и 6% с заказов от юридических лиц таксист сейчас платит 3% с заказов от физических лиц и 4% с заказов от юридических лиц. И деньги за уплату налога в таком режиме отдает не водитель: они отнимаются от этих 22 130 рублей. Я работаю самозанятым уже два месяца, но своих денег еще ни копейки не заплатил.
В программе «Мой налог» все отображается четко: сколько я заработал, сколько вычитается налогом, где заказы от физических лиц, а где — от юридических. А еще через нее можно напрямую самостоятельно делать пенсионные накопления.
Ну, и на полгода водитель получает приоритет от Яндекс.Такси, если переходит на самозанятость.
Минусы у этого режима, конечно, тоже есть. Например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше мои вопросы решал парк, а сейчас их приходится задавать напрямую, и техподдержка может сутками не отвечать ни по телефону, ни в чате.
В недостатки я бы отнес и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. Когда я выводил деньги через парк, то мог обнулить баланс и четко отслеживать поступления, а самозанятому нужно смотреть каждый заказ и отслеживать, пришла оплата или нет. Деньги поступают на карту автоматически только на следующий день после 15:00, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно, но, если держать все тонкости в голове, то проблем не будет и плюсы сильно перевесят минусы.
Пока мне нравится быть самозанятым.
Кто: Василий, владелец таксопарка «Приоритет»
Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей.
Первая проблема: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков.
Яндекс.Такси, например, делает рассылку в Таксометре, в которой говорит водителю: «За прошлый месяц вы отдали таксопарку в качестве комиссии 620 рублей. Мы подсчитали за вас и выяснили, что в год вы заплатите парку около 7000 рублей. Если вы перейдете в самозанятые, то эту комиссию парку отдавать не будете».
Водители решают, что им на самом деле выгоднее стать самозанятыми, и уходят. Мы потеряли таким образом около 10% водителей, но почти все они вернулись. Это приводит нас ко второй и третьей проблемам.
Вторая проблема: зачисления на карту водителя происходят частями. Таксист зачастую не может разобраться, за какие заказы он получил деньги, а за какие — нет. Он начинает писать в службу поддержки агрегатора, но та может не реагировать неделями. В какой-то момент водитель просто не выдерживает и возвращается в парк, потому что здесь ему отвечают на вопросы.
И третья проблема: водители, которые умеют считать, с самого начала понимают, что самозанятость не будет выгоднее для них, потому что 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%. Такие водители тоже возвращаются.
Как бы государство ни старалось перевести сферу такси полностью в белую, таким способом этого вряд ли удастся добиться.
Кто: Андрей, водитель такси, самозанятый
Если водитель хочет работать в такси официально, то режим самозанятости для этого подойдет. За каждую поездку в приложении «Мой налог» выставляется чек, который подтверждает мою работу на уровне закона. Если мне нужна справка о доходах, я могу ее заказать, а это большое преимущество.
Еще один плюс: самозанятым довольно просто стать, а платить налоги можно прямо через приложение «Мой налог».
Знаю, что некоторые жалуются на то, что платежи от агрегатора приходят неравномерно, но у меня проблем с этим пока ни разу не возникало. Еще одна немаловажная особенность: перевод денег на мою карту происходит без процентов. Не нужно платить 1-2% за вывод, как в случае с работой на таксопарк.
Вообще, пока действует налоговый вычет, работать самозанятым выгодно. В этом году к обычному налоговому бонусу в 10 000 рублей добавили еще один в 12 130 рублей в качестве поддержки от государства. Но когда он закончится, нужно будет сравнивать предложения от таксопарков, потому что налог в 4% за поездки физических лиц и в 6% за поездки юридических лиц, на мой взгляд, слишком большой. Идеально было бы, если бы установили единый налог на поездки в 3%. Иначе с некоторыми парками будет гораздо выгоднее работать.
Кто: Алексей, владелец таксопарка ПроТакси
Проблема с этим режимом в том, что водитель не понимает: по факту он не может работать как самозанятый в такси. Чтобы это сделать и выполнять заказы Яндекс.Такси, водитель должен открыть ИП. В итоге он платит гораздо больше налогов, чем процентов нам.
Например, у нашего таксопарка есть тариф «Оптимальный», по которому водитель платит с заказа 2,49%. К этому проценту, конечно, прибавляется комиссия за вывод средств, скажем, 1% (минимально — 20 рублей) за вывод на карту Тинькофф. Но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые самозанятый таксист платит с заказов.
Помимо этого водители теряют помощь парка. Мы 24/7 поддерживаем с таксистами обратную связь, и они всегда могут обратиться за помощью. Самозанятые остаются наедине с агрегаторами, свои вопросы они вынуждены решать сами.
Еще один немаловажный момент и минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с нами, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, что не всегда скажешь о самозанятых и их работе напрямую с агрегаторами.
Кто такие самозанятые и какие у них преимущества
Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром Яндекс.Про, платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн.
Почему стоит стать самозанятым прямым партнёром
Повышенный приоритет на заказы
Получайте больше заказов — приоритет +5 баллов действует в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого прямого партнёра Яндекс.Про.
В ряде регионов есть особые правила начисления баллов приоритета.
Официальный доход
Можно заказать справку с подтверждением дохода в приложении «Мой Налог».
Нет комиссии парка
Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую.
Перевод денег с баланса
Сразу на вашу банковскую карту без посредников.
Совмещение с официальной работой
Можно быть самозанятым прямым партнёром и при этом официально работать в другом месте.
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц
На весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод придёт в течение двух дней после первой поездки.
Доступ к автокредиту
Прямые партнёры-самозанятые и ИП-водители могут купить машину в кредит от банков-партнёров и на особых условиях по программе «Новый автомобиль».
Специальные условия программы:
Чтобы участвовать в программе, нужно сотрудничать с сервисом от двух месяцев в качестве прямого партнёра-самозанятого и за это время выполнить под аккаунтом самозанятого прямого партнёра не менее 100 заказов в тарифах такси. Подробнее о программе — по ссылке.
Ещё самозанятые прямые партнёры могут покупать смены в тарифах «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+». После регистрации в Яндекс.Про они получают промокод на 1 смену по 12 часов — для этого нужно совершить хотя бы одну поездку под аккаунтом прямого партнёра Яндекс.Такси.
А в течение 3-х месяцев с момента регистрации в качестве самозанятого прямого партнёра водители получают +10 баллов в программе привилегий за каждую поездку.
Какие налоги платят самозанятые
У самозанятых пониженная налоговая ставка — 4% за заказы от физических лиц, 6% за заказы от юридических лиц. Это меньше, чем размер комиссии, которую платят многие водители парку. Если вы не совершаете поездки — налог не начисляется. Налог зафиксирован до 2029 года согласно № 422-ФЗ.
Также для самозанятых предусмотрен единоразовый налоговый вычет 10 000 рублей. Это значит, что первое время налог будет меньше — 3% за заказы от физических лиц и 4% за заказы от юридических лиц до исчерпания суммы налогового вычета. Самозанятым не нужно платить обязательные страховые взносы, но это можно делать по желанию — например, чтобы ваш доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии.
Кто может стать самозанятым
Самозанятыми могут стать граждане РФ, а также граждане Республики Беларусь, Казахстана и Киргизии. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы нерезидент РФ, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы не резидент.
Если у вас ИП, его не нужно закрывать — достаточно сменить текущий налоговый режим на НПД и стать самозанятым водителем-партнёром. В этом случае к ИП будут применяться все льготы, предусмотренные для самозанятого. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы ИП, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы ИП.
Не получится стать самозанятым, если:
Подробнее о том, как ИП стать самозанятым, читайте здесь:
Информация в статьях этого раздела предназначена для самозанятых водителей, которые уже сотрудничают или хотели бы сотрудничать с сервисом как прямые партнёры. При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в качестве самозанятого необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя.
Кто такие самозанятые и какие у них преимущества
Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром Яндекс.Про, платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн.
Почему стоит стать самозанятым прямым партнёром
Повышенный приоритет на заказы
Получайте больше заказов — приоритет +5 баллов действует в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого прямого партнёра Яндекс.Про.
В ряде регионов есть особые правила начисления баллов приоритета.
Официальный доход
Можно заказать справку с подтверждением дохода в приложении «Мой Налог».
Нет комиссии парка
Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую.
Перевод денег с баланса
Сразу на вашу банковскую карту без посредников.
Совмещение с официальной работой
Можно быть самозанятым прямым партнёром и при этом официально работать в другом месте.
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц
На весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод придёт в течение двух дней после первой поездки.
Доступ к автокредиту
Прямые партнёры-самозанятые и ИП-водители могут купить машину в кредит от банков-партнёров и на особых условиях по программе «Новый автомобиль».
Специальные условия программы:
Чтобы участвовать в программе, нужно сотрудничать с сервисом от двух месяцев в качестве прямого партнёра-самозанятого и за это время выполнить под аккаунтом самозанятого прямого партнёра не менее 100 заказов в тарифах такси. Подробнее о программе — по ссылке.
Ещё самозанятые прямые партнёры могут покупать смены в тарифах «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+». После регистрации в Яндекс.Про они получают промокод на 1 смену по 12 часов — для этого нужно совершить хотя бы одну поездку под аккаунтом прямого партнёра Яндекс.Такси.
А в течение 3-х месяцев с момента регистрации в качестве самозанятого прямого партнёра водители получают +10 баллов в программе привилегий за каждую поездку.
Какие налоги платят самозанятые
У самозанятых пониженная налоговая ставка — 4% за заказы от физических лиц, 6% за заказы от юридических лиц. Это меньше, чем размер комиссии, которую платят многие водители парку. Если вы не совершаете поездки — налог не начисляется. Налог зафиксирован до 2029 года согласно № 422-ФЗ.
Также для самозанятых предусмотрен единоразовый налоговый вычет 10 000 рублей. Это значит, что первое время налог будет меньше — 3% за заказы от физических лиц и 4% за заказы от юридических лиц до исчерпания суммы налогового вычета. Самозанятым не нужно платить обязательные страховые взносы, но это можно делать по желанию — например, чтобы ваш доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии.
Кто может стать самозанятым
Самозанятыми могут стать граждане РФ, а также граждане Республики Беларусь, Казахстана и Киргизии. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы нерезидент РФ, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы не резидент.
Если у вас ИП, его не нужно закрывать — достаточно сменить текущий налоговый режим на НПД и стать самозанятым водителем-партнёром. В этом случае к ИП будут применяться все льготы, предусмотренные для самозанятого. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы ИП, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы ИП.
Не получится стать самозанятым, если:
Подробнее о том, как ИП стать самозанятым, читайте здесь:
Информация в статьях этого раздела предназначена для самозанятых водителей, которые уже сотрудничают или хотели бы сотрудничать с сервисом как прямые партнёры. При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в качестве самозанятого необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя.
Как стать самозанятым водителем-партнёром Яндекс.Такси, если вы уже сотрудничаете с сервисом
Собрали подробную инструкцию: что надо указать в Яндекс.Про и как зарегистрироваться в приложении «Мой налог».
1. Зайдите в свой профиль в Яндекс.Про, нажмите на кнопку «Водитель» вверху, выберите пункт «Занятость», потом «Стать самозанятым».
2. После этого откроется экран про преимущества самозанятых, нажмите «Далее».
3. Если вы не зарегистрированы в приложении «Мой налог», то нажмите «Открыть мой налог». После этого у вас откроется Google Play и вы сможете скачать приложение.
Если уже зарегистрированы, то нажмите «Готово» и переходите к шагу 5.
4. Установите приложение «Мой налог» и зарегистрируйтесь одним из способов: по паспорту Российской Федерации, на сайте ФНС или через Госуслуги. Рассказываем подробнее про каждый.
🔹 Регистрация через паспортные данные
— Выберите «Регистрация по паспорту РФ».
— Введите номер телефона и нажмите «Отправить код по sms». На ваш номер придёт код безопасности, который нужно будет указать в специальном поле.
— Выберите регион, в котором вы планируете работать.
— Загрузите фотографию паспорта. Важно, чтобы все данные были чётко видны.
— Приложение отсканирует ваш снимок и попросит проверить данные. Если всё отображается правильно, нажмите кнопку «Подтвердить». Если неправильно — можно исправить данные вручную.
— Сделайте селфи для подтверждения личности.
— Подтвердите, что готовы встать на учёт в качестве самозанятого.
— Выберите вид деятельности, которым будете заниматься — он может быть только один, если вы планируете сотрудничать с такси, «Автосервис».
🔹 Регистрация через личный кабинет ФНС или Госуслуги
Можно стать самозанятым через официальный сайт Федеральной налоговой службы или Госуслуги. В этом случае приложение «Мой налог» тоже нужно будет скачать, но зато не нужно загружать фото паспорта и делать селфи.
— Если у вас ещё нет личного кабинета на сайте Федеральной налоговой службы или Госуслугах, то создайте его. Если есть, то переходите сразу ко второму пункту.
— Скачайте приложение «Мой налог».
— Откройте приложение и нажмите на кнопку «Через портал Госуслуг».
— Введите номер телефона и нажмите «Отправить код по sms». На ваш номер придёт код безопасности, который нужно будет указать в специальном поле.
— Выберите регион, в котором собираетесь работать.
— Введите ИНН и пароль от личного кабинета на сайте ФНС или Госуслуги.
— Придумайте ПИН-код для входа в приложение.
— Выберите регистрацию в качестве самозанятого.
5. Если вы переходили в «Мой налог», то снова откройте Яндекс.Про, нажмите на кнопку «Готово» и примите оферту.
Если вы не переходили в «Мой налог», то просто примите оферту.
6. Укажите свой адрес.
7. После этого откройте «Мой налог», нажмите на ваше имя наверху экрана, затем в открывшемся списке на пункт «Партнёры».
8. В разделе «Программы партнёры» нажмите на Яндекс.Такси, а затем на «Разрешить».
9. Вернитесь в Яндекс.Про и нажмите «Подтвердить». Подождите 30 секунд, пока создаётся ваш профиль.
10. Почти готово: добавьте ваши банковские реквизиты и нажмите «Далее». Обратите внимание: вам нужен расчётный счёт резидента РФ. Он обязательно должен начинаться с цифр «40817…». На банковский счёт не резидента РФ или реквизиты чужой карты перевод не пройдёт, так как он будет отклонён банком.
11. Поздравляем, вы стали самозанятым водителем-партнёром! Если у вас есть реферальный код, полученный от другого самозанятого водителя, его нужно ввести в специальном поле на этом шаге. Тогда в течение трёх дней после первой поездки под аккаунтом самозанятого вы получите 2 дополнительных промокода на 12 часов без комиссии Яндекс.Такси.
Помимо этого, все новые самозанятые водители-партнёры получают промокод на 12 часов без комиссии сервиса в подарок, он тоже придёт в течение трёх дней после первой поездки под аккаунтом самозанятого.
Адрес Центра для водителей:
Москва, Огородный проезд, 10с6.
Без выходных, 09:00–21:00.
Приём по предварительной записи.
Чтобы записаться, перейдите по ссылке
Как найти Центр
Сообщества Яндекс.Водитель в социальных сетях: ВКонтакте, Ютуб, Инстаграм, Вайбер, Телеграм, ТикТок
© 2009–2021 ООО «Яндекс.Такси»
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Самозанятые водители-партнёры сервиса рассказывают о своём опыте
Ровно два года назад, 27 ноября 2018 года, был подписан закон о введении налога для самозанятых. Сейчас этот налоговый режим действует почти во всех регионах России, и многие водители-партнёры сервиса перешли на него. Мы попросили некоторых из них рассказать о своём опыте самозанятости.
Как вы начали сотрудничать с Яндекс.Про
Алексей: «Я начал сотрудничать с сервисом во время пандемии, пошёл велокурьером, чтобы подзаработать. Потом пересел на машину, мне так удобнее. Автомобиль беру в аренду в таксопарке».
Инесса: «В 2005 году я начала работать диспетчером в такси. А потом решила, что интереснее за рулем, общаться с пассажирами. Я работала на своей машине, и на тот момент это была Daewoo Nexia. Работала по ночам, когда у меня ребенок спал — а я выходила на линию.
Я училась на бухгалтера и работала бухгалтером три года, но вернулась в такси, потому что поняла, что я не могу работать на пятидневке. Для меня это очень тяжело. Я привыкла, что у меня свободный график: захотела — вышла, не захотела — устроила выходной.
Поэтому я вернулась в такси. Уже в бизнес-такси, работаю на BMW X5 или на Mercedes E-класса».
Азис: «В такси я попал в 2019 году, в ноябре, когда потерял прежнее место работы. Оформился самозанятым — и начал работать».
Про тарифы
Алексей: «Сейчас езжу в тарифе “Эконом” — в нём больше заказов».
Инесса: «Я работаю на арендованной машине, со сменщиком, в тарифе Business. Когда мне нужна машина, а она занята, я беру в каршеринге BMW или Mercedes. В Яндекс.Драйве есть такая фишка: водители, которые прошли обучение и у которых есть доступ к бизнесу, могут брать каршеринг и зарабатывать как водители такси».
Олег: «Моя основная работа – в тарифе “Доставка”. В разгар пандемии доставка давала хороший заработок, на тот момент, если сравнивать с доходом таксиста — процентов на пятьдесят, даже шестьдесят было больше. Поэтому эту деятельность я оставляю как основную, но и такси не исключаю вообще, потому что у меня брендированный автомобиль, и при необходимости я в любой момент могу выйти на линию».
Про самозанятость
Алексей: «Регистрация самозанятого происходит очень просто — ты скачиваешь приложение, заполняешь всю необходимую информацию и всё, ты самозанятый. Весь процесс занял у меня около 15 минут.
Больше всего в самозанятости мне нравятся три вещи — это контроль своего графика работы, контроль своего заработка и ощущение свободы. И ещё меня устраивает налоговая ставка, потому что она ниже, чем НДФЛ. Ну и налоговый бонус в 2020 году — это выгодно, соответственно, я экономлю».
Инесса: «Главные преимущества в самозанятости для меня — это приоритет заказов».
Олег: «Самозанятому удобно получать справку о доходах. Отправил запрос — и буквально уже в течение минуты получаешь ответ, остаётся только распечатать».
Азиз: «Для меня главные преимущества самозанятости такие. Первое: это быстрый перевод всех денежных средств на твою карточку. Второе: есть привилегии от Яндекс.Такси — консультации юриста, баллы приоритета. И третье: ты сам платишь свои налоги».
Николай: «Мне быть самозанятым выгодно потому, что есть дополнительные баллы приоритета. Каждый человек заинтересован в том, чтобы заработать. Если у тебя приоритет, тебе чаще дают заказы, ты, соответственно, больше зарабатываешь».
Адрес Центра для водителей:
Москва, Огородный проезд, 10с6.
Без выходных, 09:00–21:00.
Приём по предварительной записи.
Чтобы записаться, перейдите по ссылке
Как найти Центр
Сообщества Яндекс.Водитель в социальных сетях: ВКонтакте, Ютуб, Инстаграм, Вайбер, Телеграм, ТикТок
© 2009–2021 ООО «Яндекс.Такси»
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например: