что значит быть совершенным человеком
Совершенный человек
Однажды я задала себе этот вопрос и… благополучно забыла о нем. Наверное, нашла удовлетворяющий меня на тот момент ответ, и успокоилась. Но в последнее время мне все чаще и чаще попадаются статьи, рассказы, темы об этом, стали бросаться в глаза слова «совершенство», «идеал». И я задумалась над этим вновь. Чем, какими качествами надо обладать человеку, чтобы быть совершенным? Заглянула в словари, прочла умные высказывания и даже рискнула влезть в замудренные учения, хотя и мало чего в них поняла, но убедительно ответа так и не нашла. А вопросик этот не дает мне покоя. Поэтому напрягла все свои умственные способности и решила сама себе (а заодно вам) попытаться ответить на него, исходя из своего видения, чувств и ощущений, опыта, из своего мировоззрения. И, конечно, из той информации, что получила, суя свой нос в интересующую меня литературу. Итак, мои рассуждения, мои выводы. Мое определение.
Вроде бы и определения похожие, и говорят об одном и том же. Но. Я разделяю эти понятия. Они различаются измерением! Мы можем быть для кого-то идеалом, но никак не для себя. А вот к совершенству мы стремимся, хотим быть именно совершенным человеком, потому, как идеал – расплывчатое и личностное представление индивидуума о другом.
Начну рассуждения с взгляда на мир, на совершенство природы, на мироздание. В природе все взаимосвязано. Ничего лишнего. Одно дополняет другое. Все разумно и соответственно, поэтому живо.
Гармония. Вот к чему я вела свою мысль. Гармоничный мир, красота, сила. Одно без другого не существует. Наш мир – это совершенство. Значит, совершенство включает в себя гармонию. Гармония – это мир, красота и сила.
Гармония мира – сМИРение. Я это так для себя определила уже давно. Принимать все обстоятельства в жизни с миром в душе, без суеты, без спешки. И, уже исходя из факта, думать и следовать дальше….
Гармония красоты. Красота внутренняя, духовная – притягательная сила. И притягивает она не столько людей, сколько красивые мысли. А мысль рождает действие….
Гармоничная сила – это стремления, желания. Это производная мысли, той, что рождает внутренняя красота, которая в свою очередь исходит из мира в душе….
Одно без другого нет. Это круговорот. Это спираль. Гармония, прежде всего внутренняя, основа для совершенного человека. Это первая ступень. Главная. Уравновесить, сбалансировать свое внутреннее «Я», «помирить» свои противоречия….
Совершенство не предполагает себя вне окружающего мира, но чувствует себя отдельной личностью. Самовыражаясь, совершенный человек, творит действия, дополняющие этот мир. И с другой стороны, берет необходимое для себя из…, обогащаясь. Но он чувствует и сознает ответственность за содеянное. Понимает. Понимание себя ведет к пониманию окружающих. Вероятно, это тоже важный фактор совершенного человека – понимание, осознание, сопричастность к ….
Теперь попробую сформулировать определение Совершенного человека:
Совершенный человек тот, который достигнув, не останавливается, проиграв, понимает, что учиться. Гармонию с благодарностью берет из мира и возвращает обратно деяниями. Красив мыслями и желает, чувствует свободу в присутствии и живет с любовью.
Уффф. Справилась, несмотря. Наверное, слишком запутано, но главную для себя задачу я решила. Я нашла свой ответ, что так долго мучил меня. Но…. Думаю, что мое определение еще не конец моего познания в этой области. Я, очень надеюсь, что иду в правильном направлении, и возможно, через время, к этому добавиться еще много чего, пока мной непознанного. Ведь я хочу стать совершенным человеком. А Вы?
24.08.10г.
Совершенный человек
Наброски о Со-Вершенстве
Кто такой Совершенный Человек?
Существует ли он, или это только миф?
Миф о Герое или Полубоге?
Где – вершина человеческого развития?
Эти редкие вопросы, возможно, и возникают в головах людей, но как правило, если эту тему спустили на занятиях по философии в каком-нибудь ВУЗе, уж слишком эта тема сложна и далека от обыденности.
Если все-таки задуматься, то ответы на эти вопросы упираются в ответ на вопрос о цели и смысле человеческого бытия. Зачем Человек рождается в этом мире? Какова его миссия? Каков смысл его жизни? И что вообще такое смысл в данном контексте – это нечто, что каждый индивид может сам себе придумать, или есть какой-то «общий, идеальный» смысл жизни человека, к которому каждый из нас может стремиться?
И, может быть, это признак того, что в психическом мире человека все-таки есть представление и о Вершине и о Смысле бытия, и даже умом признавая первичность материи, и случайность своего существования, человек целостно превосходит эту ограниченность и ищет способы достичь Вершины Бытия.
Попробуем рассмотреть теистическую версию жизни человека. Человек – продукт Бога, сын Его. Отсюда – понятие о совершенстве проистекает легко – реализовать замысел Творца – значит достичь Совершенства. И в мифологии человечества есть истории о таких людях, например, Иисус Христос.
Что же тогда остается?
Или потому, что его просто не существует (смотри предыдущие рассуждения и довольствуйся эрзацем).
Или для этого необходимы – навыки, концентрация, настоящее намерение, благоприятные внешние условия и, может быть, что-то еще.
И, возможно, такое состояние человеческого существа, при котором он может найти ответы на вопросы о смысле своей жизни, и о смысле бытия и реализовать их, и есть – ВЕРШИНА.
А человек, достигший этой Вершины – является Совершенным.
Совершенный человек
Идея совершенного человека в своих различных формах на протяжении многих эпох представляла собой один из движущих мотивов и регулятивных принципов в жизни самых разнообразных традиций, обществ, культур. Она отражалась глубоко и на сознании отдельного человека, и на характере социальных структур, и на их деятельности. Этимологический анализ слова «совершенство» приводит к выводу о том, что совершенство следует рассматривать как идеал, при этом прослеживается четкая ориентация на телеологическую трактовку этого понятия: совершенство может пониматься в смысле полного соответствия или полной осуществленности некоторой цели, полной завершенности, воплощенности замысла. Это один из главных аспектов, фигурирующий почти во всех концепциях совершенства, а всего более акцентированный и разработанный у Аристотеля[27].
В античности формирование совершенного образа происходило в эпоху расцвета античной культуры. Стремления к совершенству в эпоху поздней античности выразились в государственно-социальной структуре. И как космические силы пронизывали человека: дух человека воспринимал их, душа осознавала и превращала в смыслы, выражая его в форме утонченных мыслей и чувств, лишь затем преобразовывала тело, делая его прекрасным, становясь его содержанием и основой; так и организм государства старался уподобиться этому. Совершенный человек должен был жить в совершенном государстве. Образ совершенства постепенно превратился в культ, которому поклонялись. Физической телесной красоте отдавалось во всем предпочтение, красоте прощалось все. Считалось, что обладатель внешней красоты не может быть некрасив внутренне. Так в массовом сознании преобразовались те стремления к совершенству, которые были взлелеяны философами, скульпторами, поэтами и художниками – теми, кто искал этот образ в себе самом и в окружающем мире и кто сформировал его гениальную простоту.
Платон строит первую философскую концепцию совершенства и человеческого совершенствования. Начиная с «Федона», он резко разделяет тело и душу, телесное и душевно-духовное начала в человеке и тем основывает линию дуалистической антропологии, важную и влиятельную на всем протяжении истории европейской мысли. Согласно этой платонической антропологии, душа причастна миру идей, она божественна и вечна, но в земном существовании, будучи соединена с телом, заключена в нем, как в темнице или гробнице. Ядро понимания идеи совершенного человека в том, что человек призван к совершенству, и совершенство реально достижимо для него на пути очищения, суть и смысл которого заключаются в освобождении души. Поэтому достижение совершенства может рассматриваться как реализация заложенного в человеке подобия божественному: уподобление богу. Раскрывая, что означает уподобление богу, Платон усиленно подчеркивает роль разума и вслед за ним − нравственного начала.
В наиболее влиятельной ветви китайской культурной традиции – конфуцианстве в качестве идеала выступает образ «благородного мужа». Цзюнь-цзы – «благородный муж» – выполняет роль идеального человека, наглядного примера для подражания. Перечень нравственных качеств, которыми наделяет его Учитель, таков: справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, искренность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, к бездумным. «Благородный муж» никогда не успокаивается на достигнутом, он постоянно занимается самосовершенствованием. Этот перечень был бы неполным без четырех важнейших понятий учения Конфуция – жэнь, вэнь, хэ и дэ. Жэнь – человеколюбие, человечность, человеческое начало в человеке, понимаемое как способность преодолеть себя и вернуться (в словах и поступках) к Правилам, ритуалу. Человеческим началом в человеке в данном случае выступает не разум и познание, а мораль. Также совершенный муж должен обладать вэнь – духовной культурой, тем, что человек приобретает в процессе обучения и что накладывается на естественные свойства человеческой натуры. Существенным отличием «благородного мужа» является приверженность принципу хэ – единство через разномыслие, тогда как маленький человек стремится к единству через послушание (тун).
Даосская традиция понимания совершенного человека выражена в ключевой метафоре просветленного сознания и, соответственно, совершенного человека предстает как зеркало: «совершенный человек использует свой ум как зеркало. Он ничего не притягивает; он ничего не отталкивает; он принимает, но не удерживает» (Чужан Цзы). Критерий человеческого совершенства в даосизме – мера душевного покоя, равнозначная «самоопустошению сердца», «отсутствию себя в себе». Это стремление измерить достоинство человека его способностью вместить в себя, интериоризовать мир. Поэтому главная черта совершенного человека – беспристрастность. Вместо того чтобы бороться с душевным страданием, человек должен занять по отношению к нему независимо-беспристрастную позицию. Человек просто отражает любые возникающие ощущения или мысли, не цепляясь за них и не отворачиваясь от них, – подобно зеркалу, которое беспристрастно отражает все, что перед ним происходит.
В кругу понятий и представлений христианской традиции стремление к совершенству присутствует изначально: речь Евангелия о совершенстве открывается обращением Нагорной Проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,48). Однако совершенство и совершенный человек не ставятся в ряд центральных понятий христианской антропологии, так как специфический элемент христианской вести о человеке выражает прежде всего другая формула: новый человек. Радикальная новизна открывшейся жизни во Христе: уход, удаление, разрыв с прежним, «ветхим» человеком и всей «ветхой» жизнью, обращение и переворот, совершившиеся в человеческом существовании, – вот лейтмотив христианского мироощущения, и всего полнее и органичней этот мотив могли выразить именно такие слова, как «новый человек» и «новая жизнь».
Главная идея заключается в том, что человек есть образ и подобие Бога. Достижение совершенства может рассматриваться как реализация заложенного в человеке подобия божественному − уподобление Богу в развитии разума, познания, а также нравственных действиях. Человек может стремиться (и действительно стремится) к совершенству − что, в силу сказанного, по своей сущности совпадает со стремлением к Богу. Но может ли он достигать совершенства? Проблема в том, что здесь достижение совершенства зависит от Божьей воли и содействия, гарантий коих никому не дано, поэтому образ совершенного человека в христианстве фактически – заведомо недосягаемый в эмпирии идеал, выражаемый не достижением какого-то состояния, а понятием устремленности.
Определить образ совершенного человека в исламской традиции сколько-нибудь однозначно вряд ли возможно: совершенный Человек − это Путник Тайны. В различных ситуациях этот образ манифестируется по-разному, представляя те или иные аспекты взаимоотношений между Богом и Человеком, при этом в самом общем виде человек − это медиатор между Богом и тварным миром. Каждая конкретная личность способна преобразиться. Существует, в частности, суфийский Путь сознания и устремления к совершенствованию своего «внутреннего мира» (сердца). В «Геммах» Ибн Араби подчеркивал: «Свидетельствование человеком самого себя есть свидетельствование его Богом». Это можно истолковать таким образом, что притязания человека на обладание какой-либо вещью ничем не заканчиваются, пока человек не достигнет определенного макама (этапа). Всему свое время. Поэтому все, что бы ни делал человек, он делает, чтобы изменить состояние своего внутреннего мира, буквально преобразить свое сердце и продвинуться по этапам своего Пути. Другое дело − Совершенный Человек. В своем двунаправленном движении от Бога к Творению и обратно, он − единственный, кто в полном объеме осуществляет две функции: он и только он служит непосредственным оправданием Бога и Его совершенного создания − Человека. В исламе человек твердо знает о своем собственном происхождении и назначении, его задачей является лишь совершенствование внутреннего мира во имя спасения.
Предлагаются различные подходы к пониманию идеала ненасилия[28]. Метафизика ненасилия исходит из того, что жизнь отдельного человека нельзя рассматривать саму по себе, вне связи с миром в целом. Есть еще иное измерение бытия: оно получало другие названия – ноуменального мира, мирового разума, смысла истории, но само усмотрение за внешним человеком человека внутреннего стало одним из важнейших основоположений человеческого самосознания. Они связаны между собой таким образом, что скрытая глубина составляют тайну и предназначение видимой, земной жизни. В основе такого взгляда лежит убеждение, что доброе начало жизни есть в то же время ее вечное начало.
Антропология ненасилия исходит из предположения, что каждый индивид имеет свою долю в царстве божьем. В каждом из них представлено то доброе начало, которое составляет вечную основу и высший смысл жизни. Никто не отлучен от этого начала. И никто не приобщен к нему столь всесторонне, чтобы в нем уже не было ничего иного. Добро и зло, великое и ничтожное распределены в массе человеческих индивидов таким образом, что в каждом из них представлено и то, и другое. Люди взаимно связаны в добре и зле. Каждый человек обладает достоинством. Его жизнь свята, и никто не может покушаться на нее. Каждый человек также ограничен в том смысле, что не может выступать от имени добра, и никто не имеет права быть судьей другому. Зло (грех) не может так глубоко исковеркать человека, чтобы лишить его права на жизнь. И добро не может так полно завладеть человеком, чтобы он получил право суда над жизнью.
Этика ненасилия заключается в ориентировании на бесконечность человеческого развития. Каждый индивид имеет отношение к вечной жизни потустороннего мира – он может попасть туда или его могут туда не пустить. Все зависит от самого индивида, его выбора между добром и злом. Ненасилие – не просто предельный случай любви, не просто испытание. Оно является такой конкретизацией принципа любви, которая придает последнему прямой смысл, страхует от лицемерно-демагогических искажений.
Что такое перфекционизм и чем он опасен: психолог рассказала о парадоксе стремления к совершенству
Всегда добиваться лучших результатов, стремиться делать больше и совершеннее, требовать от себя невозможного — так проявляется перфекционизм в поведении человека. С одной стороны — это кажется позитивной чертой. Ведь если человек стремится к лучшему, он может достичь серьезных высот в карьере, бизнесе, общественной жизни. Но чаще всего слишком завышенные требования к самому себе приводят к совершенно другим результатам: неудовлетворенности, разочарованию в жизни, депрессии.
Почему так происходит? Чем опасен перфекционизм? Как его выявить у себя или близкого человека и как от него избавиться? На эти вопросы журналисту ФАН ответила психолог Виктория Витте.
Перфекционист — кто это?
Простыми словами — это человек, который во всем стремиться добиваться идеального результата. Значение слова «перфекционизм» основано на латинском термине perfectum, что переводится как «совершенное». У такого человека чрезмерно высокий уровень мотивации, который чаще всего проявляется с раннего детства.
Учиться на одни пятерки и во что бы то ни стало получить красный диплом или максимальные баллы по ЕГЭ. Идти по головам, чтобы добиться заветной должности. Наступать на свои же моральные ценности, ради высшей цели. Каждый день надевать маску и быть хамелеоном, чтобы окружающие обязательно одобрили, поняли и оценили приложенные усилия.
Таких людей, которые со школьной скамьи стремятся к получению внешних атрибутов успеха, наделяют «синдромом отличника». Однако учиться на одни пятерки и окончить школу с красным дипломом любой ценой вовсе не означает получить крепкую базу знаний. А добиться хорошей должности и отдаваться всецело работе — совершенно не означает стать счастливым. Само слово «синдром» намекает на нездоровье, так как мотивация, которой руководствуется человек, в данном случае избыточна.
«Во всем нужна мера, — комментирует психолог Виктория Витте. — Есть здоровый уровень мотивации, когда мы развиваемся, идем вверх по карьерной лестнице с удовольствием и без насилия. А есть нездоровый — когда наша внутренняя лампочка накаляется до такой степени, что чуть не лопается от перенапряжения».
Что означает перфекционизм для личности
Перфекционист отличается чрезмерной требовательностью к себе и окружающим. В его понимании не существует хорошего результата работы. Результат должен быть только отличным, а если таковым не является — значит он ужасен. И чаще всего в таком черно-белом мышлении преобладает именно черный цвет.
Перфекционист видит только свои неудачи и уделяет им предельное внимание. Сравнивает себя с другими, ориентируется на самых успешных, самых достойных, самых-самых. Его часто грызет зависть, когда он видит более успешных людей, или считает их достижения более значимыми, чем собственные. Чтобы не испытывать этой мучительной зависти, он серьезно ограничивает круг своего общения. А коллег, друзей и даже близких людей воспринимает как конкурентов.
Стремление к совершенству может позволить добиться успеха на профессиональном поприще или бизнесе. Но даже этот успех не приносит перфекционисту морального удовлетворения. В силу особенностей личности он склонен обесценивать собственные достижения, считать их случайностью или временным «прояснением», которое скоро закончится. А если он осознает, что все-таки достиг успеха, считает, что теперь обязан все время его подтверждать. В противном случае — он разочарует окружающих людей.
Примеры перфекционизма
«Для перфекционистов нередко характерна ригидность мышления, — уточняет психолог Виктория Витте. — Такие люди не способны к креативности, поиску альтернативных решений. Они часто «застревают в прошлом», живут в собственном мире, тогда как мир вокруг уже серьезно изменился».
Перфекционистом можно считать 70-летнего владельца небольшого магазинчика, который не позволяет подчиненным просить повышения зарплаты, годами не меняет ничего в собственном бизнесе, работает по старинке. Но считает себя «на голову выше» окружающих, так как еще во времена СССР получил «хорошее образование» или работал на «серьезной должности». При этом в его магазине постоянная текучка кадров, в коллективе бардак, а покупатели и подчиненные смеются над ним за его спиной.
Факт. Перфекционизм часто связан с трудоголизмом. Такие люди полностью отдаются работе, забывая о другой стороне жизни: семье, друзьях, отдыхе и даже о собственном здоровье. Перфекционистами-карьеристами были Лев Толстой, Фридрих Ницше, в новейшей истории — Стив Джобс.
Парадокс перфекциониста
«По мнению Тала Бен-Шахара, психолога и автора книги «Парадокс перфекциниста», парадокс заключается в том, что такой человек может быть одновременно успешным и несчастным, — отмечает Виктория Витте. — Все мы постоянно находимся под невидимым давлением общества. Считаем, что должны выглядеть моложе, зарабатывать больше, постоянно улыбаться. Но что будет, если избавиться от этих попыток всегда делать все правильно? Так ли важен успех, если вы не получаете удовлетворения от работы?»
В стремлении всегда быть лучшим и избегать ошибок могут развиваться ростки прокрастинации. Так в психологии называют попытки постоянно откладывать важные дела «на потом», потому что есть опасения сделать их не лучшим образом. Или избегать ситуаций, в которых перфекционист видит угрозу собственного позора, считает, что если что-то сделает не так, его обязательно осудят и решат, что он не совершенен.
Перфекционизм и прокрастинация идут рука об руку. И чем больше человек переживает о своих неудачах, тем чаще пытается избегать ответственных проектов, публичных выступлений и других «опасных моментов». В конечном счете это негативно отражается на его карьере, усиливает неуверенность в себе.
Педантизм и перфекционизм — в чем отличие?
«Перфекционист и педант похожи своим ригидным мышлением, тревожностью и заниженной самооценкой, — комментирует эксперт. — Но педанту важны мелочи и детали, кроме того — он оценивает себя сам. Перфекционисту же куда важнее оценка других людей. В его образе мышления доминирует потребность избегать осуждения окружающих, а результат для него оказывается более важным, чем детали».
В обычной жизни педант требует идеального порядка во всем. Ему важно, чтобы документы заполнялись аккуратно и без исправлений. На работе его стол — образец чистоты, где каждый предмет находится на своем месте. Дома его зубная щетка стоит под верным углом в чистом стаканчике, а ложка лежит строго параллельно вилке.
Перфекционист не будет уделять внимание таким мелочам. Ему важно, чтобы книга, над которой он работает, была написана идеально, а ремонт, который он затеял в собственном доме, стал совершенным.
Можно ли считать перфекционизм расстройством личности
«В психиатрии и клинической психологии перфекционизм считают проявлением честолюбия, одним из способов гиперкомпенсации комплекса неполноценности, — уточняет психолог Виктория Витте. — Но я не склонна вешать на людей ярлыки. Сегодня у человека видны признаки перфекционизма, а завтра он становится счастливым бизнесменом, который проработал свою проблему, добился успеха и испытывает от этого удовлетворение».
Куда важнее понимать, почему у людей развивается чрезмерное стремление к совершенству. По словам эксперта, основы его закладываются в детстве. Если ребенка часто критикуют, жестко контролируют, подавляют его свободу и самовыражение, обесценивают труд и ругают за ошибки, велика вероятность, что он вырастет перфекционистом. И в течение всей жизни, до тех пор, пока он не осознает свою проблему и не решит бороться с ней, будет испытывать трудности в общении и восприятии самого себя.
При этом считать перфекционизм лишь «индивидуальной особенностью» или простым недостатком — ошибочно. Эмоциональное напряжение, которое годами испытывает человек, серьезно влияет на его здоровье, образ жизни и может вызывать вполне ощутимые негативные последствия:
«Что происходит с компьютером, когда он перегревается? — комментирует Виктория Витте. — Он выключается, остывает и перезагружается, а иногда может и вовсе не включиться. Так и человек: он рано или поздно теряет свою активность и энергичность».
На фоне перфекционизма нередко развиваются тревожность, депрессия, которые приводят к еще большим угрозам для здоровья и жизни: постоянной усталости, бессоннице, ангедонии — состоянию, при котором все, что радовало раньше, не приносит удовольствия. Одним из самых опасных последствий психологических проблем становится экзистенциальный кризис — потеря смысла жизни и связанная с ним вероятность суицида.
Как выявить перфекциониста и помочь ему
По словам Виктории Витте, существует многомерная шкала перфекционизма, созданная для диагностики этого состояния и определения его уровня. Однако этот тест создавался давно — еще при становлении психологии как науки. Поэтому считать его основным способом диагностики неверно.
«Для меня он служит дополнительным инструментом диагностики, — отмечает эксперт. — И не может заменить личную беседу, биографический метод и сбор анамнеза».
А для того, чтобы избавиться от перфекционизма и наполнить свою жизнь позитивными эмоциями, специалист советует придерживаться нескольких простых правил:
И не относитесь к жизни слишком серьезно. Многие проблемы уйдут сами собой, а повседневность заиграет новыми красками, если воспринимать жизнь не как гонку за совершенством, а как интересную игру или увлекательное приключение.