что значит депутат на постоянной основе

Что значит депутат на постоянной основе

(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

1.1. Депутат, совмещающий в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата, со дня наделения его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет полномочия депутата без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При принятии решения о наделении депутата полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий депутат освобождается от должности председателя, заместителя председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных руководящих должностей в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, замещаемых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.06.2014 N 191-ФЗ)

2. Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

(в ред. Федерального закона от 27.02.2020 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

5. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

6. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

7. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

Источник

Вопрос: К лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия? Распространяется ли понятие «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования», на лиц, которые замещают свою должность в представительном органе, в том числе на непостоянной основе? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

К лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия?

Распространяется ли понятие «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования», на лиц, которые замещают свою должность в представительном органе, в том числе на непостоянной основе?

Является ли председатель (заместитель председателя) постоянной комиссии депутатом, замещающим должность в представительном органе? Является ли член комиссии депутатов, замещающим должность в представительном органе муниципального образования?

Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Обращаю Ваше внимание, что использованная в данном определении формулировка «действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса» относится исключительно к избирательной комиссии.

Учитывая положения статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, к депутатам, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, относятся только председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован в разделе «Вопросы и ответы» официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)

Источник

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40)

Насколько правомерен сбор органами государственной власти субъекта Российской Федерации информации о вакцинированных депутатах представительных органов муниципальных образований и о том, в какой период времени планируется ими выезд за пределы муниципального образования (командировка, отпуск, обучение и т.д.)?

Могут ли депутаты представительного органа муниципального образования, досрочно прекратившие свои полномочия по собственному желанию, повторно баллотироваться в депутаты представительного органа муниципального образования на дополнительных выборах? Могут ли они повторно баллотироваться в случае, если их полномочия прекращены с формулировкой «утрата доверия»?

Может ли депутат представительного органа муниципального образования считаться депутатом на постоянной основе и при этом не получать вознаграждение за счет средств бюджета, связана ли выплата за счет средств бюджета депутату на постоянной основе со статусом депутата на постоянной основе?

Если депутат представительного органа муниципального образования был назначен как депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе на срок полномочий представительного органа муниципального образования, может ли он быть освобожден от исполнения полномочий на постоянной основе досрочно до истечения полномочий представительного органа муниципального образования?

Глава муниципального округа избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Он исполняет полномочия главы муниципального образования на постоянной основе. Является ли он депутатом, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе?

Вправе ли суды (в том числе, по представлению прокуратуры) прекращать досрочно полномочия депутата представительного органа муниципального образования в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения?

В 2019 году председателем представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, избран сроком на 5 лет депутат представительного органа муниципального района – глава сельского поселения данного муниципального района. В 2020 году в связи с истечением срока полномочий в качестве главы сельского поселения, данное лицо вновь было избрано главой сельского поселения. При этом полномочия в качестве председателя представительного органа муниципального района и депутата данного органа у него не прекращались. Допустимо ли это?

Предполагает ли законодатель, что лицам, замещающим муниципальные должности, представляется равный объем правовых гарантий при установлении факта недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и при установлении факта непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Имеет ли право депутат сельского поселения, делегированный в представительный орган муниципального района, исполнять полномочия депутата данного сельского поселения?

По какой муниципальной должности необходимо установить размер денежного содержания члена избирательной комиссии?

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

С какого момента депутат представительного органа муниципального образования считается прекратившим свои полномочия досрочно?

Распространяются ли требования пункта 6 статьи 70 Федерального закона 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о предоставлении в избирательную комиссию документов (копий документов) об освобождении обязанностей, не совместимых со статусом депутат, на кандидата, которым до дня проведения голосования было подано заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию?

Правомерно ли вносить изменения в устав муниципального образования путем закрепления в нем гарантий для депутатов представительного органа муниципального образования (например, гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, гарантии при временной нетрудоспособности, при несчастном случае, при прохождении диспансеризации, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.) без их установления в федеральном и региональном законодательстве?

Возникает ли конфликт интересов у депутата представительного органа муниципального образования, который является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса на должность главы муниципального образования, при голосовании за самого себя на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Возникает ли у супруга (супруги) депутата представительного органа муниципального образования конфликт интересов при голосовании на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования, если его супруг (супруга) является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Поскольку действующая формулировка части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ открывает неограниченные возможности для увеличения числа депутатов, работающих в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе путем расширения круга выборных должностных лиц соответствующего муниципального образования, необходимо внести в эту норму изменения. Когда соответствующий закон будет принят?

Имеются ли юридические препятствия для совмещения должности председателя представительного органа муниципального образования с его деятельностью в качестве председателя ТОС, не зарегистрированного в статусе юридического лица? Нет ли здесь нарушения норм статьи 12 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

Источник

Что значит депутат на постоянной основе

о правовом статусе депутата представительного органа муниципального образования

В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти.

Правовой статус депутата представительного органа закрепляет Конституция, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные нормативные акты.

Важнейшей чертой правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве. Это особенно актуально для современной России, где весьма динамично на уровне местного самоуправления изменяются или исчезают старые и появляются новые правовые отношения и институты, происходит болезненный процесс реформирования местной (муниципальной) власти.

Следует признать, что до настоящего времени федеральное и региональное законодательство по вопросам определения правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления носит не до конца оформленный характер. Ситуацию осложняет отсутствие Федерального закона о статусе такого депутата, в котором было бы дано четкое определение данного юридического понятия, детально регламентированы в нормах федерального права его основные элементы.

Тем не менее, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен статус депутата органа местного самоуправления.

Так, статьей 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что депутату органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Данной нормой гарантируются права граждан на местное самоуправление, их возможность влиять на работу местных органов власти, в данном случае определять их состав. Установленные сроки начала и прекращения полномочий депутатов местного самоуправления обеспечивают непрерывность функционирования представительных и иных органов муниципального образования. Полномочия депутатов местного самоуправления начинаются со дня их избрания, хотя представительный орган предыдущего созыва еще некоторое время может функционировать в прежнем составе, а заканчиваются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. За это время депутаты готовятся к правотворческой деятельности, встречаются с избирателями.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Характерно, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не могут заниматься какой-либо еще деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, занимать ряд должностей. В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов местного самоуправления установлены гл. 52 УПК РФ. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ст. 448 УПК РФ).

Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности имеются в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ (ст. 24).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами, депутаты представительных органов местного самоуправления наделены довольно обширными правами, образующими сложную и внутренне неоднородную систему. Исходя из вышеизложенного, следует определить систему правовых полномочий как элемент конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, состоящую из двух групп:

В первую группу входят права лично участвовать в заседаниях муниципального собрания; избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном собрании; высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным собранием; предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным собранием; вносить проекты правовых актов муниципального собрания для рассмотрения на его заседаниях; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального собрания; вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному собранию; участвовать в прениях в установленном порядке; оглашать на заседаниях муниципального собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Вторую группу прав представителей депутатского корпуса составляют права депутатов участвовать в работе постоянных и временных комиссий муниципального собрания, членом которых он является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений; принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Кроме того, по вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

Выделяют гарантии организационно-правовые, связанные с правами и возможностями депутата представительного органа местного самоуправления.

Так, к организационным гарантиям деятельности депутатов следует отнести, например: обязательное рассмотрение внесенных ими обращений и иных инициатив; обязательная постановка на голосование внесенных инициатив, в том числе поправок к проектам правовых актов; право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования (с учетом режима их работы), пользоваться правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.

Кроме того, существует обязанность руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, к которым обратился депутат по вопросам своей деятельности, безотлагательно давать устный либо письменный ответ на их обращение, предоставлять запрашиваемые документы и сведения.

Депутаты имеют права принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов, соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в установленный срок.

Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы. Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска. Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Далее, важнейшей организационно-правовой гарантией осуществления профессиональной депутатской деятельности является право законодательной инициативы депутата, которая осуществляется в форме внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых муниципальных правовых актов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные нормативные акты, законы либо о признании их утратившими силу.

Конституционно закрепленный принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти предусматривает необходимость обеспечения системы гарантий свободного, самостоятельного и независимого осуществления депутатским корпусом представительных органов власти своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим базовым принципом представительный орган местного самоуправления самостоятельно решает вопросы организационно-технического и материально-финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления утверждаются самим представительным органом местного самоуправления и предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования.

Организационной гарантией деятельности депутата является возмещение транспортных расходов, связанных с осуществлением им депутатской деятельности вне постоянного места жительства, в соответствии с действующим законодательством, а также депутату, использующим личный транспорт для осуществления своих полномочий, в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления возмещаются расходы на его содержание и эксплуатацию.

Наконец, еще одной значимой организационной гарантией деятельности депутата представительного органа местного самоуправления является право иметь помощников.

На время участия в заседании представительного органа местного самоуправления, а также выполнения иных депутатских полномочий депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных и иных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту работы.

Если ввиду специфики работы депутату не может быть сохранен средний заработок, по решению представительного органа местного самоуправления депутату может быть предоставлена за счет средств местного бюджета компенсация за каждый день выполнения депутатских полномочий, исходя из дневной ставки оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Помимо вышеперечисленных прав и гарантий депутата органа местного самоуправления существуют и обязанности депутата, установленные как федеральным законодательством, так и муниципальными правовыми актами.

Так, согласно закона о местном самоуправлении, депутат органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Регламентом Собрания представителей муниципального образования Куркинского района установлено, что депутат обязан:

— в своей деятельности выражать и защищать интересы избирателей, основываясь на принципах законности и депутатской этики;

— присутствовать на заседаниях тех органов, членом которых он является, о невозможности присутствия на заседаниях по уважительной причине заблаговременно информировать председателя Собрания представителей;

— обязан отчитаться перед своими избирателями не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной кампании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *