что значит деструктивное влияние
Деструктивность и деструктивный – популярные понятия и определения
«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.
Что такое деструктивность
Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.
Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).
Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.
Деструктивный – что это значит
Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?
Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.
Деструктивные отношения
Признаки токсичных отношений:
Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.
Деструктивная критика и общение
Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».
Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.
Деструктивный конфликт
Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.
Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.
Признаки токсичного конфликтного поведения:
Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).
Деструктивные чувства и эмоции
Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.
Деструктивные мысли и разговоры
Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.
Деструктивный характер
Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.
Деструктивная личность
Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.
Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.
Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.
Деструктивное влияние
Деструктивная деятельность
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Как преодолеть деструктивность
Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.
В качестве самопомощи можно сделать следующее:
Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.
Стирание личности. Деструктивное влияние
Процесс по преобразованию поведения, привычек, увлечений, интересов, ежедневных занятий, мыслительной деятельности и убеждений личности фактически изменяет “Я”, то есть то, кем является данная личность.Целенаправленно разрушается то, что для человека привычно и комфортно. Этот процесс фактически включает также некоторую степень разрушения старой личности, чтобы заменить ее новой личностью. После проведения данного процесса на достаточную глубину, друзья, а также все остальные люди раннее знакомые с этим человеком, отмечают, что человек полностью поменялся, и теперь его “просто не узнать”.
Сбивание с “устоявшегося курса”
В качестве первого шага по разрушению старой и построению новой личности необходимо выбить “знакомую почву” из-под ног человека, хорошо помогает заслать человека куда-нибудь в глушь, подальше от цивилизации, где он начнет удивляться тому, кем на самом деле он является.
Чтобы мы могли постоянно осознавать себя определенной личностью, мы нуждаемся в особых “напоминателях”, которые постоянно указывают нам кто мы есть. Этими напоминателями являются контакты с другими людьми, которые знают нас лично, а также объекты и артефакты, которые имеют прямое отношение к нам (наши фотографии, наша одежда, наш автомобиль ит.д.). Изоляция от всего этого вызывает ощущение полной потерянности, наподобие той, которую испытывает ребенок, которого лишили любимой игрушки.
Физическое изнурение ослабляет способность мыслить рационально и, следовательно, ослабляет способность человека сопротивляться различным методам по переубеждению. Если человек сильно устал, его ощущение собственной личности также ослабевает, так как он ищет облегчения и достаточного сна.
Мы определяем себя по нашим ценностям и убеждениям, а также действиям, которые предпринимаем в соответствии с нашими принципами. Когда все это подвергнуто резкой критической оценке, особенно в таких экстремальных методах, когда личность буквально “ломают” или же более социально-приемлемыми методами, человек начинает сомневаться в себе, кто есть он на самом деле. Если то, чем мы больше всего дорожили, предстает в негативном свете, мы начинаем во всем сомневаться, и теряем чувство собственной личности.
Разрушение связей с прошлым
Мы также ощущаем свое “Я” через нашу личную историю и взаимоотношения, включая наших друзей и семью. Если эти нити будут оборваны, существенные части нашей личности пропадут в прошлом.
Связи, которые поддерживают нашу личность, могут быть оборваны перечисленными выше методами. Например, изоляция может быть достигнута избеганием ожидаемых контактов. Например, если я ожидаю получать письма от своей семьи и они не пишут (или вы скрываете их письма от меня) тогда я стану подвержен сомнениям, что им больше нет никакого дела до меня.
Если я чувствую вину, например, когда вы пользуетесь методами по замене ценностей, очень просто обвинить мою семью в том, что она относится ко мне плохо. Таким образом, я могу успокоить свой гнев, обвиняя свое прошлое, и обрываю свои связи с прошлым, оставляя его далеко позади.
Другая техника по изменению ценностей заключаются в том, что человек отрицает свои собственные ценности. Если я действую против своих прошлых ценностей, я как бы предаю самого себя, тем самым, показывая, что больше не играю по “старым” правилам.
Итак, получив неопровержимые свидетельства плохого прошлого, человек начинает отдаляться от него. Вина и раскаяние заставят его увеличивать дистанцию между тем, кем он был и тем, кем он хочет быть.
Также это может быть внедрено в человека в виде фобии, таким образом, вызывая боль и страх при любых мыслях о прошлом.
Формирование новой личности
Когда старое “Я” было ослаблено и разрушено, создается пустота, в которой человек отчаянно ищет восстановление собственной личности. Отсутствие собственного “Я” для большинства из нас ужасающее переживание.
Типичное действие для человека находящегося в безнадежном положении — возврат в состояние ребенка и поиск родительской фигуры, которая станет и учить и подскажет, что делать дальше. Обычно “родитель” предстает в обличие нового лидера, который способствует привыканию человека к себе.
“Родитель” одновременно и воспитывает и командует. Он одновременно использует кнут и пряник. Когда нам плохо, он поможет. Но если мы не выполняем его требований, он лишает нас комфорта и подвергает суровым наказаниям.
Присоединению к новому вероучению
Человек привязывается к новому лидеру, а, следовательно, и к его системе убеждений, ценностей, теорий, точек зрения. Как вирусом, человек все сильнее заражается новым образом мыслей.
Присоединение к новым друзьям
Лидер имеет и других последователей, которые разделяют его точку зрения. Если люди ведут себя также как я, значит они такие же, как и я, следовательно, они “свои”, им можно доверять, они становятся моими друзьями.
Человек, таким образом, вливается в эту группу, принимая себе систему убеждений, ценностей и все внешние и внутренние особенности лидера и его последователей.
Деструктивная личность — как ее распознать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.
Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах после длительного стресса (что это?) на работе.
Деструктивный — это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?
Деструктивное поведение – это.
Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.
Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может переступать через нормы (что это?) и законы.
Выражается как:
Типы деструктивного поведения:
Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола.
Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.
История изучения деструктивности
В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.
Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.
К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.
А.Басс даёт определение:
«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».
Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).
Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.
Другие точки зрения на деструктивное поведение:
Деструктивность в детском возрасте
Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.
Борьба за власть
Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.
Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».
В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.
Привлечение внимания
Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.
Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.
Месть
Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.
В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.
Демонстрация несостоятельности
Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.
Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.
Деструктивный подросток
В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те, у кого:
Возможные причины:
В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.
А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.
Признаки деструктивного человека (деструктора)
Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?
Скрытые и явные угрозы
Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.
Триангуляция
Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.
Проверка границ
Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.
Жестокий сарказм
Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.
Газлайтинг
Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.
Проекция
Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.
Автор статьи: Марина Домасенко
Что такое деструктивный характер?
Одни люди всегда стараются что-то создать, другие же, наоборот, разрушить. Люди, относящиеся ко второму типу, могут навредить не только окружающим, но и даже самим себе. В области психологии подобное понятие называют деструктивным поведением.
Понятие деструктивного характера
Под деструкцией подразумевается желание человека с помощью определенных действий нанести вред себе и окружающим. Деструктивность приносит непоправимый вред человеку, так как приводит к ухудшению физического самочувствия, неумению общаться с окружающими и мыслить позитивно, деградации личности и невозможности что-либо создавать. Степень разрушения напрямую зависит от того, насколько ярко выражена деструктивность у личности.
Стремление уничтожать может быть направлено как на себя, так и на других людей, и мир в целом. В первом случае человек представляет большую опасность для самого себя, во втором — для окружающих. Люди с деструкцией обычно являются очень одинокими. Во всех случаях деструктивный характер требует профессионального подхода и коррекции у психотерапевта.
Деструктивность как качество человека
Определение деструктивности в психологии рассматривается, как предрасположенность личности к деятельности, которая несет ей и обществу непоправимый вред. Причин для такого поведения может быть очень много, особенно это связанно с наследственностью или же неблагополучной обстановкой в семье, где воспитывался ребенок. При деструктивности человек:
Тенденция к разрушению всего вокруг может также сопровождаться пристрастием к алкоголю и наркотикам.
Виды деструктивного поведения
Действия, направленные на причинение вреда, могут иметь самый разнообразный характер. Наиболее популярным видом является деструктивный разговор, когда во время беседы человек пытается обидеть и унизить собеседника. Психологи выделяют 4 типа деструктивной тенденции:
С таким человеком очень сложно найти общий язык. Чтобы не стать одним из элементов в цепочке, предназначенной для разрушения, лучше всего свести к минимуму общение с такими людьми. Однако иногда полностью прекратить общение невозможно, ведь человеком с деструкцией может стать начальник на работе, например. В данном случае существуют определенные методы в психологии, которые помогают защититься от агрессивного воздействия.
Как корректировать деструктивное поведение личности?
Чтобы жизнь не превратилась в ад, следует проводить профилактику подобного поведения:
Если вы заметили у себя или у близких признаки деструктивного поведения, следует незамедлительно обратиться за помощью к профессионалу. Такая проблема несет непоправимый вред окружающим и самому индивиду, к тому же подобное поведение не пройдет по щелчку пальцев. Деструктивное поведение может очень быстро прогрессировать, поэтому нельзя все бросать на самотек. В борьбе с этим будет полезным курс Викиум «Детоксикация мозга».