что значит кодифицированный правовой акт
Энциклопедия юриста
КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ
Принятие К.а. обычно сопровождается отменой устаревших и неэффективных норм, внесением в действующие необходимых изменений. Сочетание упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать К.а. как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
По характеру охвата регулируемых кодексами отношений они разделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это УК, ГК, КЗоТ и др.
Комплексные кодексы систематизируют нормы, собранные вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности,отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединенные единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений(ТК,ЛК,КТМ и др.).
В ряде зарубежных государств под кодексом понимается отраслевой официальный сборник, включающий нормы законодательных и подзаконных актов по определенному, порой довольно узкому кругу вопросов (кодексы дорог общего пользования, сберегательных касс, морских портов и др.).
Положения регламентируют правовой статус определенного органа,учреждения или системы однородных органов учреждений, организаций (Положение о
Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.). В сфере правил оформляются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности. В ряде случаев К.а. может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (Закон об основах государственной службы. Закон об образовании и др.) (см. также Закон,/Со<3екс, Кодификация).
КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ
Полезное
Смотреть что такое «КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ» в других словарях:
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года — кодифицированный нормативный акт, устанавливающий основные положения, которыми должны были руководствоваться законодательные органы республик, входивших в состав СССР, при разработке уголовного законодательства. Содержание 1 История… … Википедия
Грузия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы, в центральной и западной частях Закавказья.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Кодекс — единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его… … Элементарные начала общей теории права
Иран, Исламская Республика Иран (ИРИ) — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Западной Азии. Территория 1,65 млн. кв. км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Смешанный тип правовой системы — тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем. Принципиальные особенности… … Элементарные начала общей теории права
Основы законодательства — кодифицированный акт, содержащий наиболее общие нормы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы законодательства это такой акт кодификации, в котором определяются общие для всех субъектов Федерации… … Элементарные начала общей теории права
КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РФ — (КЗоТ РФ) основной после Конституции РФ источник трудового права в РФ. Введен в действие с 1 апреля 1972 г. Значительные изменения и дополнения были внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г. В настоящее время КЗоТ РФ кодифицированный акт… … Энциклопедический словарь экономики и права
Институт дипломатической защиты в международном праве — Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС — (англ. budget code) – кодифицированный акт, регулирующий бюджетные правоотношения и устанавливающий механизм правовой ответственности за бюджетные правонарушения. Не все страны мира имеют Б.к., многие ограничиваются принятием законов по разл.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
§ 4. Кодифицированные нормативные правовые акты
В системе законодательства традиционно центральное место занимают кодифицированные акты. Их особенности и значение находятся в нескольких плоскостях. С одной стороны, они должны выполнять роль фундамента, основы законодательства. На основе их норм возникают текущие законы и подзаконные акты. С другой стороны, эти акты принимаются особым способом, получившим название кодификация.
Кодифицированная форма используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую меру концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.
Особенность кодифицированных актов состоит в том, что они занимают центральное место в отрасли или институте права. Эту роль кодифицированный акт выполняет в силу того, что он содержит всю или основную массу соответствующих норм, например Жилищный кодекс РФ. Для обширных отраслей права кодекс (например, Гражданский кодекс РФ) выполняет роль фундамента, основы иных актов, которые возникают только на основании его разрешения или указания. Эти положения очень высоко поднимают планку требований к кодифицированным актам. Современные акты, и не только положения, уставы, но и кодексы, не выдерживают такого уровня требований.
Текущее и кодифицированное законодательство отличается своими целями. При текущем правотворчестве законодатель ставит своей целью решение назревших конкретных вопросов политической, экономической, культурной жизни, тогда как при кодификации – кроме того, цель состоит в упорядочивании ранее изданных норм по всему кругу вопросов данной отрасли законодательства. Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу, обладающую свойствами отрасли права.
Кодифицированные акты создаются с использованием специфических правил законодательной техники. Они характеризуются большим объемом (например, в четырех частях Гражданского кодекса РФ содержится 1551 статья), сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.
Процедура кодификации более емкая и продолжительная, нежели обычный правотворческий процесс. В идеальном варианте эти работы включают ревизию действующего законодательства по предмету кодификации с целью выявления норм, требующих отмены или изменения. Таким образом, одновременно осуществляются два процесса: принятие нового акта и приведение иных актов в соответствие с ним. Вследствие соблюдения указанных условий результат кодификации действует достаточно продолжительный период времени, обеспечивая устойчивость общественных связей.
Таким образом, кодифицированные документы выделяются в системе нормативных правовых актов по содержательным и процессуальным основаниям.
Виды кодифицированных актов достаточно разнообразны: положение, устав, модельный закон, основы законодательства, кодекс, правила и др.
Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.
Устав — это комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций либо ту или иную форму государственной деятельности.
Устав может выполнять роль учредительного документа, в котором формулируются основные нормы, определяющие правовой статус ряда субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Учредительные акты субъектов Российской Федерации с наименованием «устав» негативно воспринимаются, так как они выступают формальным доказательством неравенства субъектов. Республики – субъекты Федерации принимают конституции, а другие субъекты, например, края и области – уставы. Однако термин «конституция» куда более значителен в сравнении с «уставом».
Примером устава является «Устав Организации Объединенных Наций», принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945.
Место уставов в транспортной сфере заняли соответствующие законы: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Модельный закон — вид кодифицированного акта, который представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.
ЗАКОН ГЛАСИТ –
на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 27 октября 1998 года
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).
Статья 1. Право отзыва
1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.
Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.
Этот документ выделяется из числа кодифицированных актов. Во-первых, использование термина «закон» в данном контексте является условностью, так как законодатель, как правило, в создании модельных актов не участвует. Такие документы вообще не являются нормативными, не имеют властной природы, они носят рекомендательный, направляющий характер. Во-вторых, очевидна их систематизирующая роль. Принципиальная особенность модельных законов в том, что они не возникают в результате систематизации, а сами эти документы выполняют систематизирующую роль, поскольку на их основе могут возникнуть единообразные нормативные правовые акты.
Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.
Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.
В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.
Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.
Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.
В результате кодификации конца XX – начала XXI в. большая часть основ советского периода прекратила действие. Действуют следующие основы законодательства: об охране здоровья граждан (1993 г., в ред. 2004 г.), об архивном фонде (1993 г.), о нотариате (1993 г., в ред. 2004 г.), о культуре (1992 г., в ред. 2003 г.), основы гражданского законодательства (1991 г., в ред. 2001 г.). Имеются основы законодательства в международной практике правотворчества, например Решение от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств участников СНГ». Межгосударственные основы тяготеют к модельным законам.
Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.
Наиболее известной разновидностью кодифицированных актов, бесспорно, является кодекс. Определенную роль в этом сыграло созвучие слов «кодификация» и «кодекс», что популяризирует последний. На латыни кодекс означает – книга. Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодексы могут быть подвергнуты классификации по разным основаниям. Так, например, по отраслевому признаку кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые).
Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).
Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).
В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
С точки зрения законодательной техники кодекс отличается достаточно сложной структурированной системой. Нормативные понятия, принципы и предписания отдельных правовых институтов объединяются в параграфы, главы, разделы, подразделы, части. Основу для регулирования отдельных институтов могут создавать нормы, объединенные под названием «общие положения» или «основные положения», которые обычно являются начальными статьями всего кодекса или его частей, разделов.
Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.
Систематизация нормативных актов
Понятие систематизации
Система действующих нормативных актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативных актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, акт президента и иной источник права нередко вносит коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.
Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.
Систематизация прежде всего используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Достаточно широко систематизация применяется и в процессе правотворческой деятельности.
Современная правовая практика знает и использует четыре способа систематизации нормативных актов: сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; создание нового акта — кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, — путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.
Учет нормативных актов
Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов (их наименовании, дате принятия, номере акта и др.) либо тексты актов, утративших силу.
С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, актов Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и других актов.
Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов.
Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.
Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.
Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу (теме), создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо современной техники, с ручным поиском. Процесс разработки такой системы включает в себя следующие этапы:
а) определение совокупности тематических вопросов, по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой информации. Перечень таких вопросов фиксируется в специальном документе (алфавитно-предметном словнике или рубрикаторе отраслей законодательства). В алфавитно-предметном словнике тематические вопросы обозначаются отдельными терминами либо сочетаниями терминов, которые располагаются в алфавитном по-, рядке (например, «Аванс. Автомобильный транспорт. Авторский договор» и др.). Рубрикатор отраслей законодательства строится по иному принципу: тематические вопросы формулируются в нем в виде перечня отраслей, институтов и иных частей, на которые подразделяется система законодательства;
б) анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов, предусмотренных алфа- витно-предметным словником либо рубрикатором отраслей законодательства;
в) фиксация выявленных в актах тематических вопросов в специальном журнале либо на карточках. Журнальный учет имеет весьма ограниченные возможности. Его применение целесообразно там, где имеется небольшой массив нормативных актов, а круг информационных потребностей организации, учреждения является постоянным в рамках достаточно узкой тематики. При создании картотеки в специальных карточках фиксируются реквизиты акта (наименование органа, принявшего акт, вид, номер акта и др.), а иногда помещается и текст акта. Заполненные карточки размещаются по рубрикам в соответствии с используемым в системе словником или рубрикатором.
Поиск осуществляется следующим образом:
В настоящее время, когда в сфере управления все шире применяется современная техника, в том числе и высокопроизводительные компьютерные машины, открываются большие возможности для создания автоматизированных информационно-поисковых систем. В отличие от систем с ручным поиском автоматизированные поисковые системы позволяют значительно усовершенствовать поиск правовой информации и обеспечить наиболее полное удовлетворение в ней потребности государственных органов и юридических лиц.
Для автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству характерны: большой информационный фонд, состоящий из нескольких тысяч и десятков тысяч нормативных актов; высокая скорость поиска; качественно иной, более прогрессивный способ обработки нормативных актов, позволяющий осуществлять поиск по любой теме. Если в системах с ручным поиском информации поиск ограничивается совокупностью тех вопросов, которые отражены в словнике или рубрикаторе системы, то в автоматизированной системе это ограничение снято.
В государственных органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. В связи с тем, что для отдельной организации такой учет достаточно трудоемок, сложен и чреват многими ошибками при поиске, создаются разного рода коммерческие организации, которые осуществляют централизованный сбор и поддержание в контрольном состоянии нормативных актов федеральных органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают заинтересованных лиц необходимой им правовой информацией.
С мая 1992 г. в Российской Федерации введена государственная регистрация ведомственных нормативных актов. Государственной регистрации в Министерстве юстиции подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока их действия и характера содержащихся в них сведений. По представленному на государственную регистрацию нормативному акту проводится правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации.
В настоящее время в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации создается единый эталонный банк данных правовой информации, включающий в себя наряду с актами федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти нормативные акты всех субъектов Федерации.
Понятие и виды инкорпорации
Систематизация нормативных правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативных правовых актов.
Инкорпорация нормативных правовых актов непосредственно связана с их учетом, поскольку базируется на определенном, максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить нахождение всех необходимых актов, ибо первой задачей инкорпорации является подготовка перечня актов, из которых должен состоять подготавливаемый сборник. Так, при издании сборника законов по отдельным отраслям права нужно выявить все законодательные акты в пределах предмета соответствующей отрасли. В случае подготовки сборника актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, отбору подлежат принятые ими нормативные акты за весь период их деятельности или за какой-то определенный срок. Нормативные акты могут инкорпорироваться в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом.
Подобный принцип помещения актов в сборник применяется в случаях, когда акт состоит только из нормативных предписаний и в процессе действия не претерпел изменений или дополнений, либо при подготовке исторических источников права. В сборниках действующих нормативных правовых актов их тексты обычно публикуются не в той редакции, в какой они были приняты первоначально правотворческим органом, а с учетом последующих изменений и дополнений. В процессе действия нормативный правовой акт, как правило, претерпевает определенные изменения, дополнения: часть его предписаний утрачивает силу, акт дополняется новыми нормативными предписаниями либо вносятся какие-либо коррективы в его первоначальные нормы. Поэтому нецелесообразно включать к сборник нормативный акт в первоначальном виде, не отразив его последующих изменений, дополнений. Такой акт будет неудобен в пользовании. Чтобы установить норму, которой следует руководствоваться в том или ином случае, нужно будет всякий раз просматривать всю совокупность дополняющих и изменяющих ее актов.
Следовательно, прежде чем поместить нормативный акт в сборник, нужно осуществить его обработку:
Такая внешняя обработка нормативных актов не затрагивает их нормативного содержания. Сами нормы права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации. При этом полностью сохраняются и реквизиты нормативных актов, нумерация пунктов, абзацев и т.д.
Именно этот признак — сохранение неизменным нормативного содержания акта — составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более совершенных видов систематизации. Результаты инкорпорации могут выражаться в издании сборника законов, иных нормативных актов, собрания законодательства или свода законов.
Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Например, сборник законодательных актов о труде может состоять из законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации.
Сборники нормативных актов могут готовиться и издаваться как самим правотворческим органом, так и государственными, коммерческими издательствами, юридическими учреждениями. Сборник нормативных актов, подготовленный правотворческим органом, имеет статус источника официального опубликования, и на такой сборник можно ссылаться при разрешении споров и иных юридических вопросов.
Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Например, первое в России Полное Собрание законов, изданное в 1830 г., состояло из законодательных актов, исходящих от царя, нормативных актов, принятых высшими органами подчиненного управления — Сенатом, министерствами, а также Святейшим Правительствующим Синодом. Все 30920 нормативных актов, вошедших в Собрание, размещались в хронологическом порядке. К Собранию был дан достаточно обстоятельный алфавитно-предметный указатель, позволяющий осуществлять тематический поиск правовой информации.
Собрания общесоюзного и республиканского законодательства неоднократно издавались и в советское время. Наиболее фундаментальным из них было пятидесятитомное Собрание действующего законодательства Союза ССР, издание которого было завершено в 1977 г. В Собрание были включены все действующие законодательные акты и нормативные решения Правительства Союза ССР, принятые с момента образования СССР. По способам расположения материала Собрание относится к числу систематических инкорпоративных изданий. Вошедшие в него нормативные акты были распределены по тридцати двум разделам — отраслям законодательства.
В подготовке и издании собраний может принимать участие достаточно широкий круг органов, организаций, учреждений. В зависимости от того, кто осуществлял инкорпорацию законодательства, в юридической литературе выделяют три вида собраний: официальные, официозные (полуофициальные) и неофициальные.
Официальным собрание признается в двух случаях: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное иным органом.
Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения. Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, например Министерство юстиции, а не правотворческий орган.
К неофициальным относятся те собрания законодательства, которые издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.
Официальные собрания законодательства являются соответственно и источниками официального опубликования, тогда как официозные и неофициальные рассматриваются лишь в качестве обычного издания, на текст которого нельзя ссылаться при обращении в правоохранительные и иные органы государства.
Собрания законодательства могут быть систематическими и хронологическими. В систематических собраниях акты располагаются по предметному признаку, в зависимости от их содержания, в хронологических — последовательно, в зависимости от даты (времени) издания актов. Хронологические сборники уступают систематическим сборникам, которые являются более удобными для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив Систематизации законодательства. Кроме того, собрания законодательства бывают полными, включающими все действующие акты (определенного уровня или типа), и частичными, включающими лишь часть, определенный массив актов.
Разновидностью собрания законодательства является свод законов — инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Помещенные в своде акты, как правило, систематизируются по предметному принципу, то есть по отраслям и институтам законодательства.
От собрания свод отличается тремя признаками: свод — источник официального опубликования нормативных актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов, с последующим одобрением подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности. При этом свод имеет приоритет перед всеми ранними официальными публикациями нормативных актов, поскольку содержит их действующую редакцию. В случаях расхождения текстов нормативных актов, опубликованных в своде и иных, более ранних изданиях, аутентичной официальному тексту акта признается его редакция, опубликованная в своде;
подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. В период его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие нормативные акты. Множественность актов, принятых по одному и тому же вопросу, устраняется подготовкой нового укрупненного акта. Имеющиеся пробелы в законодательстве преодолеваются принятием новых законов и иных нормативных актов;
свод представляет собой собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Еще М. Сперанский признавал, что свод может быть только «общим составом законов и обнимать все части законодательства во всей их совокупности».
Первый Свод законов в России был подготовлен и издан в 1832 г. и состоял из пятнадцати томов. В него вошло около 36 тыс. нормативных актов и извлечений из них. Нормативный материал в своде располагался по предметному принципу и подразделялся на восемь главных отделов. Но фактическое деление нормативных актов было проведено по томам. Внутри тома применялась единая нумерация статей, под которой помещались либо нормативный акт, либо извлечения из него.
Подготовка свода осуществлялась на основе Полного Собрания законов. Отбирались только действующие нормативные акты. При этом проводилась как внешняя, так и содержательная обработка актов: из них устранялись повторы, ненормативные, казуистические установления, а «слишком обширные и многословные» законы излагались в новой, сокращенной редакции.
Последний свод российских законов — Свод законов РСФСР — был издан в 1986—1988 гг. и состоял из восьми томов действующих законодательных актов и важнейших постановлений Правительства Российской Федерации общенормативного характера. В Своде нормативные акты систематизировались по предметному признаку и группировались в пяти разделах, которые в свою очередь делились на главы, параграфы, пункты и подпункты.
Свод был снабжен хронологическим и алфавитно-предметным указателями. Основная примечательность Свода состояла в том, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, утратившего силу или претерпевшего какие- либо иные изменения, текстом акта в новой редакции.
Сегодня, в условиях своеобразного «бума» законотворческих решений, назрела необходимость упорядочения и систематизации российского законодательства. Весьма актуальна задача подготовки и издания нового Свода законов Российской Федерации. Подготовительная работа по созданию Свода законов, по существу, уже началась. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке к изданию
Свода законов Российской Федерации» ведется подготовка к составлению и изданию Свода законов как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации.
Для формирования нормативного корпуса Свода законов предстоит в качестве первого этапа подготовки к его изданию осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных нормативных актов Российской Федерации, а также нормативных актов Союза ССР, продолжающих действовать на территории России. Результатом этой работы должно стать хронологическое собрание действующих нормативных актов на машиночитаемых носителях. Кроме того, предстоит разработать предложения о принципах формирования и структуре Свода.
Консолидация законодательства
Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью этих методов нельзя устранить множественности нормативных актов, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.
Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов.
И тем не менее это своеобразный правотворческий прием. Его главная особенность состоит в том, что при консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений. В лучшем случае проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания и др.
Именно эта особенность консолидации позволила некоторым ученым-юристам рассматривать ее в качестве наиболее совершенной разновидности инкорпорации. Однако, по нашему мнению, инкорпорация и консолидация представляют собой качественно различные приемы систематизации нормативных актов.
Во-первых, они относятся к различным сторонам правовой деятельности государства. Инкорпорация — это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.
Во-вторых, инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов.
В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.
Таким образом, консолидация представляет собой самостоятельный вид систематизации нормативных правовых актов.
Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания. Как известно, консолидация получила большое распространение во многих зарубежных странах. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования — о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.
Кодификация. Виды кодификационных актов
Отмеченный недостаток консолидации — ее неспособность менять содержание правового регулирования — в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации, то есть деятельности, направленной на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).
Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема «расчистки» законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушен иях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.
Будучи подведением известных «итогов» правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений. Иными словами кодификация — это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование закон одател ьства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.
Творческая роль кодификации выражается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.
Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.
Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт.
Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.
Более подвижные области общественных отношений регулируются нормативными актами, создаваемыми в процессе текущего правотворчества.
Кодификационным считается нормативный правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие своего значения нормативные предписания по определенной теме. Будучи включенными в кодификационный акт, такие предписания могут приобретать новые для себя «оттенки», поскольку начинают подчиняться логике внутреннего строения этого акта (его структуре, стилю, содержанию и характеру других его предписаний и т.д.). Без такого объединения действующих нормативных предписаний в новом сводном акте не была бы обеспечена необходимая преемственность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений.
Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. Например, принятый Государственной Думой Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) имеет три раздела. Разделы I и III делятся на подразделы, а те в свою очередь — на главы. Главы состоят из параграфов, объединяющих ряд статей, либо непосредственно из статей. Так, раздел I «Общие положения» имеет пять подразделов и 12 глав. Глава 4 «Юридические лица» включает пять параграфов: §1 «Основные положения», §2 «Хозяйственные това- рищества и общества», §3 «Производственные кооперативы», §4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» и §5 «Некоммерческие организации». Всего в первой части ГК 453 статьи.
Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.
Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.
Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это — основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.
Правовая система Российской Федерации выработала модель кодификационного акта типа основ законодательства. Характерным для нее является деление на крупные структурно-обособленные части (подразделения). В основах содержатся определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования, формулируются законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не предусматривает издание такого рода актов. Вместе с тем основы законодательства, являясь особой специфической формой основополагающего кодификационного закона с присущей именно им формой внутренней организации нормативного материала могли бы достаточно эффективно использоваться в законотвор- ческой практике как разновидность федерального закона в некоторых сферах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Кодекс — традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарак- терных общественных отношений. Нормы кодекса, как правило, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Отсюда — определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с основами, степени абстрактности правовых предписаний, а также в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.
Кодекс дает возможность обобщать и систематизировать многочисленные нормы действующего законодательства по определенной теме. Создание кодексов — один их эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.
Устав — это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.). Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.
Под положением обычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).
Правила — нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
В форму положений, уставов и правил преймущественно облекаются нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации. Таково, например, «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», которым регулируются порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел России. Кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами Российской Федерации, составляют основу действующего законодательства, но не устраняют практики подготовки и принятия самого широкого круга текущих, незначительных по объему законов и иных нормативных правовых актов. И это состояние действующего законодательства не в полной мере удовлетворяет ученых-юристов и практических работников. Их идеал законодательства видится в существовании кодифицированных актов, сведенных в единый свод законов как «кодекс кодексов».
Однако этот оптимальный вариант законодательства в современных условиях, когда Россия встала на путь реформирования всех сторон жизни и деятельности общества, пока можно рассматривать лишь как перспективный. И поэтому по-прежнему является актуальной проблема творческого использования всех способов систематизации нормативных правовых актов в процессе правотворческой, правоприменительной деятельности государственных органов и реализации действующих норм в конкретных правоотношениях.