что значит красная страна
Мы в России в «красной» зоне или нет?
Поделиться
История такая: оказалось очень удобным разделять страны и регионы не по количеству активно болеющих на 100 тысяч населения, а по уровням «почти безопасно», «средняя угроза» и «вообще ужас». Это «зелёная», «жёлтая» и «красная» зоны соответственно. Где-то считают по заболевшим, где-то по смертям, но общая логика примерно понятна.
Например, у всех стран ЕС введены единые параметры для внесения страны в тот или иной список, и они обязательны для соблюдения всеми странами, входящими в Евросоюз. Европейский центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC) еженедельно составляет карту с общей цветовой кодировкой, разбитую по регионам на основе данных, предоставленных государствами-членами, по следующим общим критериям:
Страны ЕС согласовали четыре категории зон риска (цветовое разделение):
Также иногда страна попадает в «серый» список – это случается, когда недостаточно информации или скорость тестирования ниже 300 случаев на 100 тыс. человек.
На что это влияет?
В Евросоюзе есть общие рамки возможных мер для путешественников:
Цветовые зоны в странах ЕС и соответствующие им ограничения можно посмотреть на сайте, также существует мобильное приложение Re-open EU на iOS и Android. Этот ресурс регулируется при поддержке Европейской комиссии.
Списки зон также можно посмотреть на официальных сайтах стран, посвящённых COVID-19, например, вот Испания.
Другие страны
У каждой страны свои способы подсчёта и разделения на зоны. Поэтому некоторые ограничения на поездки не отмечены на общей карте.
Например, Мальта использует свои цветовые зоны:
«Зелёный» список
Путешественники, прибывающие на Мальту из «зелёного списка» безопасных стран, не будут проходить тест ПЦР по прибытии. В аэропорту будет только тепловизионный досмотр и прибывающим будет предложено заполнить форму самостоятельной декларации с запросом информации об их поездках за последние 30 дней. В частности, пассажиров попросят подтвердить, что они не выезжали за пределы перечисленных безопасных стран.
«Жёлтый» список
Пассажиры, прибывающие из стран, внесённых в «янтарный список», должны предоставить отрицательный сертификат теста на ПЦР на COVID-19 перед посадкой на рейс на Мальту. Тест следует провести в течение 72 часов до въезда. Среди пассажиров, прибывших авиарейсом в международный аэропорт Мальты, могут проводить выборочные тесты.
«Красный» список
Все страны, не включённые в «зелёный» список или «жёлтый» список, автоматически включаются в «красный» список. Пассажиры, прибывающие из этих стран, должны провести не менее 14 дней в одной из стран безопасного коридора, прежде чем попасть на Мальту. Также рекомендуется, чтобы эти пассажиры прошли тест ПЦР на коронавирус в течение 72 часов до прибытия.
Италия
В Италии на зоны разделены и регионы внутри страны, всего четыре группы риска («белый», «жёлтый», «оранжевый», «красный»). Информацию об ограничениях каждого региона можно посмотреть тут. На конец января 2021 года в «красной» зоне регионов нет, а в «оранжевой» остались только автономная провинция Больцано, Апулия, Сицилия, Умбрия.
Казахстан
В Казахстане распределение по зонам связано с двумя показателями — это показатель R-репродукции, то есть количество людей, которых в среднем заражает заболевший, и второй показатель – заболеваемость на 100 тысяч населения за последние семь дней.
Больше 50 случаев на 100 тысяч населения, R больше единицы — это «красная» зона. От 25 до 50 случаев на 100 тысяч человек, R больше единицы — это «жёлтая» зона. Меньше 50 случаев на 100 тысяч человек, R меньше единицы — это «зелёная» зона.
Джо Аберкромби «Красная страна»
Joe Abercrombie «Red Country»
Жанр: фэнтезийный вестерн
Выход оригинала: 2012
Переводчик: В. Русанов
Издательство: «Эксмо», 2014
Похоже на:
фильм «Непрощённый» (1992)
фильм «Железная хватка» (2010)
«Красная страна» входит в условный цикл Аберкромби, начатый трилогией «Первый Закон». Тот же мир Земного Круга, хотя времена и герои другие. Плотнее всего книга привязана к роману «Лучше подавать холодным» — целый ряд персонажей перекочевал именно оттуда, хотя действие происходит спустя почти десяток лет. Да и основной сюжетный нерв вроде как сближает эти книги — завязкой служит желание отомстить. Впрочем, если героиня «Лучше подавать холодным» Монца буквально зациклилась на мести (и у неё были на то основания), то квест Шай в первую очередь направлен на спасение брата и сестры, а месть тем, кто разрушил её устоявшуюся жизнь, — это уже как получится.
Но главное отличие между этими книгами — форма подачи материала. История Монцы и её пёстрого отряда мстителей напоминала классический гангстерский нуар, где плохие бандиты убивают ещё более плохих во имя воровской чести и сомнительной морали, а в первую очередь ради денег. «Красная страна» же — самый настоящий вестерн.
«Красная страна» — самый настоящий вестерн
Немудрено, что при чтении романа у тех, кто читал или смотрел достаточное количество вестернов, возникает устойчивое ощущение дежавю. Естественно, было бы наивно ожидать от мастера тёмного фэнтези вестерна классического, с изрядной долей романтики. Перед нами — спагетти-вестерн, даже, скорее, его более поздняя американская разновидность, апогеем которой стал знаменитый фильм Клинта Иствуда «Непрощённый».
Во всяком случае, один из центральных героев книги Лэмб — почти точная копия Уильяма Манни, поначалу вроде как безвредного неумёхи, который на самом деле оказывается умелым и жестоким убийцей. Да и кульминационная сцена «Красной страны» некоторыми деталями буквально один в один повторяет знаменитую перестрелку в салуне из «Непрощённого». Хотя Аберкромби, с присущим ему циничным сарказмом, не удержался в финале сцены от откровенного стёба над классикой.
Аберкромби, с присущим ему циничным сарказмом, не удержался от стёба над классикой
Как бы там ни было, довольное точное следование автора стандартам вестерна, с одной стороны, восхищает, с другой — несколько разочаровывает, ибо лишает сюжет элемента неожиданности. Вестерн всё же жанр достаточно традиционный, с чёткими канонами, от которых Аберкромби принципиально не отступает до самого конца (хотя периодически и выворачивает их наизнанку). Потому очень уж сильного волнения за «наших» по мере чтения не испытываешь, ведь даже в самом кровавом и жестоком спагетти-вестерне хэппи-энд (пускай зачастую и весьма сомнительный) неизбежен. Это закон.
Но, пожалуй, некоторая предсказуемость финала — единственный недостаток книги. В остальном «Красная страна» поистине великолепна. Сюжет затягивает с головой, приключения и локации разнообразны, хотя и отвечают выбранной автором жанровой схеме. Тут вам и колоритные нравы типичного бум-тауна золотоискателей, и путешествие каравана переселенцев, и схватка с индейцами (духолюдами), и погоня за «золотым» дилижансом, и крутой мордобой, и перестрелки (на арбалетах вместо «кольтов»), и даже обязательная сцена «американской» дуэли…
Однако Аберкромби постоянно меняет правила игры, привнося в стандартизированные многократным использованием эпизоды собственные придумки. Чего стоят хотя бы переговоры переселенцев с духолюдами или финальное противостояние Лэмба и Кола Трясучки, когда штампы вестерна разрываются в клочья…
Самые же яркие впечатления от книги рождаются благодаря её персонажам, даже второстепенным. Убедительные и психологически достоверные герои всегда были сильной стороной книг Аберкромби, а в «Красной стране» его мастерство в создании персонажей достигло кульминации. Буквально каждый, кто появляется на страницах романа, остаётся в памяти. У каждого из этих людей — хороших, плохих и совсем уж откровенных злодеев — есть свой характер, достоверно выписанный внутренний мир, логичная мотивация поступков.
У каждого, даже у откровенных злодеев, есть характер, внутренний мир и логичная мотивация поступков.
Временами даже кажется, что автор ведёт себя излишне расточительно — он лепит интересный характер персонажа, которого затем либо с лёгкостью уничтожает, либо просто оставляет за спиной. Хотя, возможно, в ряде случаев это своеобразный задел на будущее. Кто знает, о чём или о ком Аберкромби напишет в следующий раз, когда вновь наведается в мир Земного Круга?
Ну и, конечно, мораль. Здесь Джо Аберкромби так же верен себе. Моральные и нравственные уроки у этого писателя никогда не носят примитивный, лобовой характер. Автор просто заставляет своих героев делать выбор — зачастую жестокий и бескомпромиссный. Выбор, который невозможно сделать, не заглянув себе прямо в душу, не оценив себя самой суровой мерой. А результат этого выбора оценивать уже читателям…
Джо Аберкромби «Красная страна»
Красная страна
Роман, 2012 год; цикл «Земной Круг»
Язык написания: английский
Перевод на русский: — В. Русанов (Красная страна) ; 2014 г. — 3 изд.
Они похитили ее брата и сестру.
Но возмездие последует.
Шай Соут надеялась похоронить свое кровавое прошлое, и уехать улыбаясь, но ей придется вспомнить старые дурные средства, чтобы вернуть семью, и она не из тех женщин, которые уклоняются от того, что нужно сделать. Она отправляется в погоню лишь с парой волов и своим старым трусливым отчимом Ламбом. Но оказывается, что Ламб тоже похоронил кровавое прошлое. А в беззаконной Далекой Стране прошлое никогда не остается похороненным.
Путешествие приведет их через бесплодные равнины к пограничному городу, охваченному золотой лихорадкой; через распри, поединки и резню, высоко в ненанесенные на карты горы, к столкновению с Духами. И, что еще хуже, оно толкнет их к союзу с Никомо Коской, печально известным солдатом удачи, и его беспомощным юристом Темплом, двумя людьми, ни одному из которых нельзя доверять…
лауреат | «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Фэнтези года |
Номинации на премии:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Черт возьми! Джо Аберкромби, этот коварный и нежный мучитель, опять написал новый роман, который чуть ли не краше всех предыдущих вместе взятых, и снова претендует на что-то вроде «лучшей книги года», не оставляя ни шанса конкурентам. И как ему это удается?
Несмотря на то, что каждая предыдущая книга Аберкромби ценна чем-то своим, раньше читатель имел кой-какие основания проявить строгость, сморщить носик и сказать, мол, «Мне скучно, бес. У вас вот туточки, на протяжении пятидесяти страниц почти ничего не происходит». Теперь – не отвертишься. Если Джо чем и овладел за прошедшие годы, так это – искусством жонглирования персонажами, от лица которых показана картинка происходящего, и скрупулезным хронометражем. «Лица» в Red Country – это едва ли не каждый, кто встречается в романе. Основных – всего два, но «право голоса» вместе с «микрофоном» на пару ли страниц, на пару ли абзацев — будет дано почти каждому. Они обеспечат яркость и глубину панорамы, дадут возможность порадоваться, посмеяться и оценить калейдоскоп образов – ведь даже те, кому посвящено лишь несколько слов, всё равно ощущаются живыми и достоверными. Что же до действия, то сумасшедшие экшн-эпизоды раз за разом четко сменяются сценами, наполненными фирменными ехидно-ироничными диалогами, прелесть которых, увы, так никогда и не будет оценена русскоговорящим читателем, поскольку они физически не поддаются переводу. Он — мастер «кухонной философии», этот Джо. И «кухонная» здесь – это большой комплимент, а не наоборот. Я вообще не знаю, кто ещё умеет придумывать для диалогов настолько иронично-лаконичные, кинжально-точные, и красиво — в языковом смысле — сконструированные фразы про то, что «shit happens, но всё же надо как-то плыть». Тарантино? Стивен Моффат?)
Если заставить себя перестать отчаянно и бессистемно хвалить Red Country, то можно, конечно, выкроить минутку на то, чтобы.. мм.. озвучить своё беспокойство. Я не могу даже вообразить, что будет дальше. Нет, у меня, разумеется, нет никаких сомнений по поводу авторской фантазии и креатива — он даже зелёных человечков умудрится в следующий раз впихнуть, если придёт охота скрестить фэнтези с НФ, и это окажется уместным, уверена. Но Земной Круг в целом опять, уже третью книгу подряд, никакого особенного развития не получил, а это настораживает. Есть ли идеи для эпической сюжетной экспансии? Впрочем, около последних страниц романа выяснилось, что банкирский дом «Валинт и Балк» уже добрался и до фронтира, так что, возможно, мои опасения напрасны? Ну и герои, разумеется. Ни одного из новых героев – ни Monza & Shivers, ни Craw из Heroes, ни Shy & Temple из Red Country не удалось полюбить настолько же душевно и сильно, как Глокту, Логена и Джезаля. Не-ет. Они — славные, но им, как я говорила когда-то в отзыве на «Кровь и железо», не хочется предложить тарелку супа, а жаль. Не знаю. Возможно, дело в том, что сам Аберкромби смещает акценты и сам лично меньше любит новых персонажей, потому что ему стало не интересно пестовать их с нуля. Ну или Логен в своё время окончательно и бесповоротно занял весь простор его сердца? А он такой, этот Логен. Большой парень с большой харизмой)). Ну или всё банально – и объема одного романа Джо не хватает для того, чтобы развернуться и отрисовать героя по полной программе?
(Отнимите, кто-нибудь, у меня компьютер, а то я сейчас опять начну фантазировать про кино по книге Аберкромби, которое пока ещё никто так и не снял. Поднимите, пожалуйста, руку, человек, обладающий – одновременно — тарантиновским черным юмором и нахальством, тим-бертоновским пониманием мрачной красоты, гай-ричиевской английской иронией и капелькой безбашенности а-ля-Кустурица? Найдется такой? Тогда умоляю, займитесь делом, милейший. Red Country для вас – готовый сценарий, почти не требующий переработки))
Что надо сделать, чтобы закончить писать это подобие отзыва и не наплодить ещё гору никому не нужных эмоций, а заодно отвлечь себя, чтобы перестало тянуть немедленно начать перечитывать Red Country сначала? Видимо, придумать какие-то заключительные слова? Упс…
Бодро, любопытно, смешно, трогательно, ярко, увлекательно, красиво, изящно, остроумно.
Понятно, что ждать ещё придется очень и очень долго – you have to be realistic, after all — но следующую книгу Аберкромби я, ей-богу, буду ждать со значительно большим нетерпением, чем окончания ПЛиО. If you know what I mean.. ))
AlisterOrm, 17 сентября 2015 г.
. Дочитав только что «Красную страну», начал искать в ней, по старой привычке, глубокий смысл. В прославленных книгах я его нахожу редко, даже в классике. Особых философий нет и здесь. Но пуста ли сия вещь? Ан нет.
Смотрите — например, парень с забавным именем Темпл. Разве он так уж плох, как его старается выставить наш добрый автор? Рукастый, неглупый, способный на очень многое молодой человек. Но все окружающие считают его трусом и слюнтяем, и всё это потому, что он никуда особо не лезет, а плывёт по течению, стараясь найти своё место в жизни.
Наш старый друг Лэмб тоже представляет собой интересный пример. Он уходит от своего ужасно-героического прошлого, становится тихим и незаметным. Ему приходится притвориться старым и безобидным болваном-северянином, которому каждый может дать пинка под зад, а то и повозить лицом об пол. Величайшему бойцу эпохи кажется, что лик недотёпы, неспособного постоять за себя, полного тюфяка, это и есть воплощение правильной жизни обывателя, с высоты его взгляда. Эта маска, конечно, оказалась отторгнута, но сам факт?
Вот ещё — Даб Свит. Траппер и следопыт, легендарный в краях Старой Империи. В молодости он развлекался и чудил, и его мелкотравчатые подвиги обросли сказками и неведомыми подробностями. Так возник ещё один Даб Свит — великий герой и охотник. Настоящий Даб Свит оказался никому не нужен, и ему, в конце концов, приходится с этим смирится, играя легенду.
Последний в нашем ряду — старый ублюдок Никомо Коска. Мы видели этого человечка более близко в «Лучше подавать холодным». В принципе, это постаревший и во всём разочарованный Темпл. Человек, который пошёл на поводу у своих неведомых учителей, ставший наёмником, неоднократно преданный и обманутый, отвечающий всем той же монетой. Его легенду сотворили другие, но Коска полностью воплотил её. Маска стала лицом — уродливым, злым. В глубине его души ещё остаётся тот молодой парнишка, который хочет начать всё сначала, не оступаясь и не совергая преступлений, но кто его ждёт, кому он нужен?
Вот так. В этом жестоком мире, мире, где слово Red неизбежно ассоциируется только с «Blood», не нужны обычные и славные парни. Нужно быть под стать окружению. Нужно постоянно кого-то играть, как Иосифу Лестоку на сцене. А как ты сыграешь — плохо ли, хорошо ли — покажет сам факт сохранения твоей жизни. Создавай свою легенду — опасную, нелицеприятную — но живи.
Как и положено в вестерне. Сюжет, кстати, вполне драйвовый, и не даёт рукам выпустить книжку. Герои хорошо удались, особенно отдельные, вроде старого девятипалого ублюдка или Коски. Даже в мироописании, где Аберкромби не силён, засверкали новые краски, и возникает полный «эффект присутствия». И язык очень даже хорош, хотя и прост.
Так к чему всё это? К тому, что каждый должен быть самим собой — но только тогда, когда у него есть на это силы. Как Лэмб, как Темпл. И всем нужно давать шанс что-то изменить не в своей маске, а в себе. У него всё равно ничего не получится, но как приятно иногда тешится иллюзиями.
И за это Аберкромби — низкий поклон.
Некоторые поклонники Аберкромби критикуют «Красную страну» — и понятно почему. «Первый закон», ЛПХ и «Герои» задали тон, который многим пришелся по душе. И этим читателям хотелось бы, чтобы Аберкромби продолжал в том же духе. На протяжении пяти книг боги войны и интриг резали и подставляли друг друга, безжалостные и жестокие. И вдруг автор выдает Полутрилогию, которую принято считать янг-эдалтом, а следом — «Эпоху безумия», где вместо великанов прошлого действуют их карликовые потомки. Как говорится, «да, были люди в наше время, богатыри — не вы!». Однако поворот начался, конечно, не с них, а с «Красной страны». Причем, как мне кажется, при обсуждении романа слишком зацикливаются на том, что это-де вестерн, и игнорируют куда более важные изменения.
Например, из книги вытолкнули богов войны и интриг. Мы больше не смотрим на мир их глазами, мы смотрим на них со стороны глазами маленьких людей. Причем раз за разом эти боги войны — Логен, Трясучка, Савиан и Корлин — уходят от ожидаемых ролей. Логен запихивает Девять Смертей еще глубже, чем в «Первом законе», Трясучка пугает, но не дерется, Савиан и Корлин вместо того, чтобы крушить и жечь, прячутся. Разве не должны они без остановки резать врагов, как было уже в пяти романах?
Вместо этого нам показывают Шай и Темпла, Ро и Пита — людей очень далеких от легенд прошлого. Довольно обычных людей. Не слишком сильных, а местами даже слабых, не слишком смелых, а иногда так и вовсе трусливых. Да и враги у них соответствующие — опустившийся отряд Коски, угасающие племена, не самый выдающийся инквизитор с такими же практиками, коровье стадо и река. Слабаки и неудачники против слабаков и неудачников. И коров.
Как в эту компанию вписывается Логен? Плохо. Он больше не главный герой истории. Приходит новое поколение и новая цивилизация — торговцы, адвокаты, изобретатели, в лучшем случае — революционеры. Легендарные личности скрываются, а сами легенды превратились в сказки про Даба Свита и медведя. Бремя сюжета больше не несут матерые убийцы, этим занимаются люди попроще. Пока они действуют в лютой глуши на окраине цивилизации, но уже в «Эпохе безумия» такие же маленькие, негероические люди будут управлять Севером и Союзом. В «Первом Законе» был один Джезаль, в «Эпохе безумия» будет толпа Джезалей.
Именно в «Красной стране» этот поворот в творчестве и мироздании Аберкромби и происходит. Те, кому такой поворот не по нраву, новые книги ругают. Они хотят, чтобы Аберкромби оставался прежним. И мир его, соответственно, тоже. Однако меня все устраивает. «Красная страна» — это не хорошее военно-приключенческое фентези, это хороший «исторический» роман. В «Героях» Аберкромби закончил писать эпос. В «Красной стране» он начал новую эпоху.
ЗЫ. Лестек в «Красной стране» произносит замечательную в контексте изменения взглядов автора фразу: «Будучи молодым человеком, я находил счастливые концы тошнотворными, но, можете звать меня сентиментальным, с годами я начинаю ценить их все больше и больше».
Это мое последнее письмо к тебе. Немного печально, однако пора закругляться. Но, смотри-ка, шесть писем за пару месяцев написал, весьма недурно, да?
Красная страна встретила меня палящим Солнцем, пустынным зноем и кровью. Морем крови. Было очень приятно встретить здесь своих старых знакомых. Жаль, не со всеми удалось нормально пообщаться, т.к. по прибытии меня почти сразу вовлекли в лихую погоню в стиле крутых спагетти-вестернов с Клинтом Иствудом и Ли Ван Клифом. Можешь себе такое представить? Земной круг – мир, по всем признакам близкий к фэнтези, и вдруг вестерн! Такое не каждый день увидишь.
Попутчики мои – тоже та еще компашка: запойный наемник (с ним я познакомился еще во времена прогулки увечного инквизитора до Дагоски), старый северянин, лицо которого напоминает изрубленную колодку для мяса (его знаю с еще более давних пор, фактически это первый мой товарищ здесь, милая девушка, способная дракона на скаку остановить и в горящий салун войти, хитрюга, который может работать и юристом, и священником, и плотником, и еще десятком различных специалистов. Впечатляет, правда? Ну и, как я уже писал выше, крови было очень много. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая наличие северянина в самом центре событий.
Хочу сказать, что все это было крайне интересно. Но я уже устал, мое пребывание здесь явно затянулось, да и твое гостеприимство не безгранично. Так что я возвращаюсь.
Быть может, еще спишемся.
По-прежнему твой добрый друг, Deliann.
Я не люблю книг Джо Абекромби.
Они меня периодически бесят!
Но я читаю каждую, как только та появляется в доступе.
Потому что, начиная с «Первого закона», Джо меня зацепил.
Разбираясь между Бесит и Зацепил я очень четко понимаю, что главная претензия к его романам = мои завышенные ожидания: жажда оригинальных сюжетов, глубоких героев и резких поворотов темы.
Да, мистер Откушенные носы и кровькишкипокустамразбросало — знатный мастак нагнетать чернуху, отличный спец набросать углем харизматичных гадов и интересных подонков, он недурно замешивает интригу, НО (на мой взгляд. ):
— Джо ВСЕГДА профачивает финал (я не читал только «Героев», во всех прочих книгах разрубание центрального сюжета меня разочаровало)
— если вы читали одну его книгу, вы знакомы со всеми его типажами
— что бы ни говорили прочие ценители — Джо ваяет огромный сериал (схожий с современными брутальными теле-постановками), все его книги про Земной Круг стоит читать последовательно, т.к. Образы героев прирастают последовательно, а интриги дополняются и накручиваются, читая книги непоследовательно, рискуешь упустить часть игры автора с читателями
Присмотримся к «Красной стране», кою впитал в бутлеге минхерца bydloman (за что земной поклон ему в пол!):
— мой фаворит, однозначно, Никомо Коска — этот червь еще покажет вам, как прикуривать пальцами на ноге! У персонажа есть развитие, я ему верю
— Темпл — тот ярчайший вид соплежуя, который так мил Джо, чтобы показать неудачника в кубе, к финалу обретает подобие мужского характера, но до кульминации производит жалкое и жалостное зрелище
— Ламб — без комментариев, сам за себя все скажет
— бесит, что по сравнению с «Первым законом» нет НИ одного персонажа с претензией на моральную твердость, были же: Ищейка, Рудда Тридуба, Коллем Вест.
— Джо, неужели ты веришь, что лабаешь неоднозначных персонажей?! В Рэд кантри все либо слабовольные засранцы, либо роковые ублюдки. А, да, Савиан. Этот просто бэд мазафакер.
— сюжет. Одно слово — слаб. Завязка убивает длиннотами и серостью, должно быть, погружения в тяготы для. Я люблю вестерны и мечтал, чтобы Джо — талантливый и резкий сукин сын — взял и рванул жанр в клочья. Но нет! Мы следуем канону до буквы. Безумно жаль!
— камео. Удались! Люблю развитие и продолжение историй старых друзей.
— сопли. В количестве. Особенно, финальная дуэль.
— смерти. До жопы. Но из ключевиков — всего один. ОДИН, мать твою, Джо. Это честно?! Это дарк или, как-там-его, грим-дарк?! Ты чего опять жалеешь своих громил?! Тьфу!
Если доползли до этой точки вроде бы хулительной рецензии, знайте:
— «Героев» жду и немедля кинусь читать
— просто хочу от чувака большего.
Мне не хочется долго рассуждать про этот роман — я получила большое удовольствие по ходу чтения, но он не зацепил меня как-то особо ни эмоционально, ни идейно, чтобы об этом говорить особо. Это не значит, что он плох — наоборот, отличная приключенческая фэнтези в духе Аберкромби, в которой достаточно драк, крови и отрицательных героев всех мастей. Но если «Первый закон» очень сильно попал в резонанс именно за счет Глокты, то тут такого героя не нашлось.
Опять же, как и водится у Аберкромби, все герои — более или менее отрицательные. Ни про кого из них не скажешь особо, что это хороший человек и ты ему сочувствуешь. Напротив, быстро обнаруживаешь, что этот человек нехороший, но ты все равно ему сочувствуешь, вот что удивительно. В центре повествования — малоудачливая, но деручая девушка Шай, постаревший Логен Девятипалый (скрывающийся под именем Лэмб, но все его узнали!) и самый-трусливый-трус Тэмпл, которого мы видели мельком в Дагоске. И это, заметите, лучшие из персонажей — то, у которых чаще просыпается, чем не просыпается совесть и чувство ответственности, а также целеустремленность, направленная не только на выпивку и наживу.
Заодно мы снова встречаемся со знаменитым наемником Коской, который сейчас руководит собственной бандой наемников и по контракту с инквизицией отправляется разыскивать мятежников, бежавших из Союза в Ближнюю страну. В этом романе Коска, уже сильно постаревший, чуть менее фееричен, чем в Дагоске, но как-то значительно более неприятен. Правда, в «Первом законе» мы видели его скорее мельком, а тут он — один из главных персонажей, и все его человеческие недостатки как на ладони.
Сюжет сложно описать так, чтобы не наспойлерить. Вначале наши герои отправляются по следам бандитов, укравших их детей, по постепенно жизнь вносит свои коррективы, и помимо поисков детей происходит еще множество событий. Сюжет тут менее значим, пожалуй, нет никакой эпики, сравнимой с путешествием на край мира или двумя войнами в Первом законе. По сути, так, мелкие разборки голодранцев на никому не нужном участке суши. И герои им под стать: если в Первом законе на сцене были сильные мира сего, то в «Красной стране», напротив, мы видим отребье мира сего, тех, кому не нашлось места среди «цивилизации» и кто отправился искать сомнительного счастья в эту глушь. И в этом много своей прелести, как ни странно: у этих людей совершенно нет предрассудков и мыслей формата «я должен, потому что я такой-то». Буквально все герои, которые попадаются в романе — те, которые уже никому ничего не должны и перестали бояться не оправдать чьих-то ожиданий. Свободные люди в полном смысле слова, хоть это и безрадостная свобода. И с этой позиции тоже интересно посмотреть, как по-разному они проявляют себя в сложных обстоятельствах, и как они (некоторые из них) неожиданно для себя и нас меняются под конец.
Без спойлеров мой отзыв может показаться бедным, поэтому буду спойлерить.
Вестерны – не люблю, Клинта Иствуда – не смотрю, Аберкромби – читаю, зачастую с удовольствием.
Прочитав пять предыдущих книг Земного Круга, я, невольно, задался вопросом: кто же кормит, одевает, обувает эти неисчислимые массы вояк всех мастей, где эти мелкие винтики общества, кличущие себя «гуманитариями»? И вот, к моей превеликой радости, автор меня услышал, и я остался ему премного благодарен. Кто-то отметит, что я не совсем прав, и эти винтики мелькали и раньше. Именно, отвечу я, итого, что мелькали, проскакивали и тонули в море харизматично-суровых военных личностей. Здесь же автор уделил «маленьким» людям целый том, отчего, на мой взгляд, цикл только выиграл, что бы ни говорили злопыхатели.
Поставив «истинно» сильных личностей на второй план, тем самым порадовав меня, автор вызвал шквал негативных эмоций у некоторых своих фанатов, жаждущих Силы с большой буквы от всех без исключения, или хотя бы от большинства, персонажей. Чтобы защитить произведение, попробую «побадаться» с авторами негативных отзывов, хотя, Джо вряд ли нуждается в моей помощи. Для начала, отмечу, что очень люблю читать отзывы, причём, с уважением отношусь как к положительным, так и отрицательным, но когда с чем-то не согласен – пытаюсь спорить, ведь, возможно, в споре рождается истина.
Основной претензией к автору стало то, что он, якобы, слил основных «харизматов». Логена – опустил до терпилы, Коску – незаслуженно шлёпнув, слишком рано убрал со сцены. Но ребята, куда вы смотрели? Какой терпила, да Лэмб, по старой привычке, опять укокошил столько народу, сколько никто другой, да и физических недостатков старости, кроме седых волос (если это можно считать недостатком), автор вашему любимому герою не дал, ни тебе скрипящих коленей, ни негнущегося позвоночника. С Коской ситуации не менее очевидна. Почему незаслуженно шлёпнул? Спасение ребёнка для вас не повод? Если внимательно посмотреть, то даже «равнодушный» к убийству Балагур с непониманием отнёсся к последнему приказу генерала. Или вас смутило, что мэтра шлёпнул какой-то лошара? Но ведь автор подводил нас к этой развязке весьма тщательно, подсовывая генералу в ближайшие сподвижники «ошибшихся» по жизни людей, и Коска, несмотря на всю свою прозорливость, наконец-то, ошибся. Почему рано убрал его со сцены? Да ведь автор выжал этого, весьма достойного, персонажа как лимон, или вы хотели бы его увидеть в инвалидном кресле? Но боюсь, мог бы получиться второй Глокта, а это уже самоповтор.
Со следующим утверждением, что персонажи стали менее яркими, я тоже позволю себе не согласиться. Аберкромби так и остаётся для меня мастером персонажей. И, повторюсь, то, что он вывел на передний план «маленьких» людишек — больше успех профессора, чем его поражение. А то, что эти людишки кажутся, порой, менее глубокими, чем «истинные» герои, то уж извините, так заложено природой — народ готов в большей степени восхищаться завоевателями, типа, Александра Македонского или Чингисхана, чем более «скучными» подвигами Гагарина или Менделеева.
Особенно забавно смотрится, когда мерилом качества произведения люди считают количество умерщвлённых автором персонажей первого плана. При этом во внимание не идёт ничего больше, ни глубина описания персонажа, ни его значимость для сюжета, и уж тем паче, локации или мораль. Кстати о морали. Многие отметили, что роман не несёт никакой смысловой нагрузки, т.е. не содержит скрытых или явных идей. Ну как же так? Взять, хотя бы, забавный случай с «героем», выпрыгивающим из окна, когда любимой угрожает опасность. Разве не повод к размышлению? Да я уверен, что большинство читателей, испытывая чувство долга, стояли бы хлопая глазами в ожидании ножа меж рёбер, или бросились на превосходящие силы противника, в надежде спасти близкого человека, и чего бы добились? Или вот, философский вопрос: стоит ли спасать человека, если он этого не желает? И ещё много чего, если внимательно присмотреться.
Ещё больше настораживает, когда автору ставят в упрёк общее снижение градуса жестокости. Мол, и раньше его творения не были слишком тёмными, а это, так вообще — обман надежд, даже обзавелось положительными героями. Скажу сразу, что абсолютно положительных персонажей здесь не наблюдается. А тот факт, что персонажи Аберкромби не все абсолютно темны, лично меня, вполне устраивает.
О жанре произведения. Многим не понравилось, что автор ушёл в сторону вестерна. Меня это тоже немного пугало, именно поэтому долго не хотелось браться за чтение. Но, как ни странно, оказалось очень просто абстрагироваться от нелюбимой мною тематики классического вестерна. Достаточно задуматься, как бы выглядели переселенцы средних веков и понять, что дикари всех стран и континентов, в принципе, не очень то и отличаются друг от друга, и мысли о фургонах американских пионеров и перьях индейцев уходят на задний план, а ты продолжаешь читать своё любимое фэнтези, в исполнении талантливого автора.
Подытоживая, скажу, что «Красная страна» мне понравилась, опять-таки, персонажами – они на высоте, которой им дОлжно было достичь, локациями, прописанными замечательно – будь герои в реке, бескрайней степи, горах, грязном городишке – всегда ощущаешь «эффект присутствия», повествованием – оно, для меня, не провисает почти нигде, вне зависимости от того – боевые это моменты или созидательные, юмор это или простой диалог. И самое главное тем, что в романе автор уделил много внимания тем людям, о которых забывал ранее.
Мне очень бы хотелось поставить произведению высший балл, но не срослось. И автор в этом виноват сам, точнее, виновата его невнимательность к мелочам. Чтобы не быть голословным приведу ряд примеров:
— «Фургон трясло и раскачивало. Вначале под водой скрылось днище, потом и оси больших колес» (весьма странная конструкция – днище ниже осей);
— «Шли с мечами наголо, оставив щиты, как в стародавние времена, когда жил прадед Уто.», через пару страниц: «Он опознал ее (не Уто, другую женщину) только по щиту на руке…» (из похода Народа Дракона);
— «– Никто не рождается в Ашранке. – Кричащая Скала важно покачала головой…». На чём, собственно, и построен сюжет с похищением детей. И что мы видим, когда грабители входят в тот самый Ашранк: «Одна седая женщина несла на руках младенца…».
Это я привёл довольно явные ляпы, далее, ещё куча вещей, которые имеют право на существование, но выглядят довольно глупо:
— головорезы Катлисса грабят и убивают всех на своём пути, в тоже время, охотно расстаются с полной сумкой серебряных монет, покупая у четырёх изгнанных бунтовщиков 20 лошадей. Монеты, далее, чудесным образом меняют состав вещества и, попадая в руки Коски, становятся золотыми;
— никогда не поверю, что преследуя конников на повозке с волами можно добиться положительных результатов;
— венец бесшабашности похитителей (точнее скупщиков краденных детей) и спасителей. Одни, отправляя воинов в военный поход, оставляя при этом город на попечение стариков и детей, не умудряются даже закрыть главные ворота. Другие, отбив-таки детей, отправляют тех без охраны через враждебные территории, и всё для того, чтобы спасти бунтовщика.
Чуть меньше, но всё-таки внося вклад в снижение оценки, напрягают некоторые самоповторы автора. Например, излюбленный автором признак героя цикла – полумесяцы грязи под ногтями. Здесь, этой чести удостоился Захариус, который, кстати, куда-то исчез и ничем бОльшим не запомнился. Ранее, такой же красотой, правда уже на ногах, мог похвастаться Трясучка, соблазнивший своими прелестями Монцу. Попутно, автор начинает повторяться с высказываниями персонажей, типа, «Храбрость является доблестью мертвеца». А ещё, герои Страны очень любят открывать двери, чтобы сыпалась штукатурка.
Основным же фактором минусования стал юмор. Здесь автор явно с ним переигрывает. Глава «Переправа Свита» смотрится здесь абсолютно нелепо и напоминает басню Крылова «Ворона и лисица». А применённые автором шутки с патентованием передвижной кузницы и рекламой моста Свитом могли бы полежать в загашнике до более индустриальных романов. Вообще, создаётся впечатление, когда автор пытается сострить о чём-то круче маленьких яиц, что-то идёт не так. Та же ситуация с легатом империи, точнее со спектаклем в его честь. Выглядит забавно, но не для сколь-нибудь тёмного фэнтези. Если бы я читал юмористическое фэнтези, то шутки с переправой и легатом я оценил бы по достоинству, здесь же они явно лишние. Спасибо автору, что хоть старого доброго оставил не меньше. Поймите, если человек берётся читать что-то тёмное, где-то даже грязное, то игры разума, явно не из этой песни. А вот штучки, типа,
* «Человек без глаза ищет человека без пальца»;
– Отрежь один Димбику, – беспечно предложил Коска, – облегчишь себе поиски.»;
* а как вам, назвать волов Кальдером и Скейлом, именами сыновей своего злейшего врага?;
очень даже кстати, правда, менее интеллектуально и не ново, зато, в духе произведения, в ногу со временем, а главное, именно то, чего ждёшь от автора.
Что хотел сказать автор в финале, я не понял. Но вышло так, что два злейших дядьки становятся гуманистами и после некоторого выпендрёжа расходятся с миром. Что думать? Не знаю. Я в шоке! Но поскольку они здесь не главные, пропущу эту ситуацию мимо себя и не буду на ней заморачиваться.
Хочу сразу обозначить одну вещь: я осознанно называю вещи своими именами, поэтому про возвращение того самого персонажа я молчать не буду. Это как бы спойлер, но поверьте мне, даже если вы не знали об этом заранее (а рассказывали об этом прямым текстом) уже после первой главы, сомнений никаких не остается.
Потому что, это все еще Аберкромби. Это все еще Аберкромби, способный писать персонажей так, что их ненавидишь и любишь, презираешь и уважаешь одновременно. Это все тот же Аберкромби, который сыплет резкими и циничными фразами, чьи диалоги остры, как бритвенное лезвие. Это все тот же Аберкромби, который, несмотря на невероятную порой циничность книг, все равно остается оптимистом, и щадит хоть кого-то из героев.
И вот именно это милосердие и то, что Аберкромби поддался-таки на уговоры фанатов, дало старт изначальному негативу. О чем речь, я думаю все и так прекрасно догадались, но если еще кто-то не в курсе, то впереди как бы спойлер (который уже после первой главы спойлером не является). Он решил-таки обесценить гениальный финал трилогии, вернув всеми любимого северянина Логена (правда, по имени его никто так и не назовет, кивок в сторону “долларовой” трилогии Серджио Леоне). И возмущаться по этому поводу получается не вполне искренне, ведь Логен – лучший персонаж “Первого закона” и его возвращение – это прекрасно. И возвышается он над всеми персонажами “Red Country”(тоже отлично прописанными) на целую голову. Но все-таки его триумфальное возвращение делает закольцованный конец трилогии абсолютно незначительным. C этим нелегко смириться.
Но, как уже было сказано, Аберкромби не облажался с этим возвращением. Таким Логена… мы, конечно, видели, но полностью не понимали, что именно видим. В трилогии, все его зверства и убийства мы наблюдали практически исключительно с его точки зрения. Все можно было оправдать (и оправдывали), мол, это все Bloody-Nine. Больше так не выйдет. На протяжении всей книги мы наблюдаем за ним из чужих глаз, в основном из глаз его приемной дочери, Шай. И мы видим, какой же он все-таки страшный son of a bitch. Мы понимаем, что хоть он и зовется теперь Ягненком, он все равно не изменился. Более того, глядя на него с другой стороны, становится полностью очевидно, что нельзя все валить на духа/демона, кем бы там ни был Bloody-Nine. Сам Логен наслаждается тем, что у него выходит лучше всего. Он не просто хочет убивать, он уже не может не убивать, хоть и пытался остановиться еще один раз после конца трилогии.
А вот где автору не удалось использовать полный потенциал персонажа – так это в случае Никомо Коски. Не смог Джо выписать стареющего наемника так же ярко, как он это сделал в “Best Served Cold”. Большую часть книги – он просто скучен и характером на себя не сильно-то и похож. В финальных главах, это все, к счастью искупается, когда Коска буквально в каждой главе выдает мощнейшие монологи. Но, как говорится, осадок остался. Стоит признать, что даже несмотря на относительную неудачу с Коской, лучше всего тут Аберкромби удались именно возвращающиеся персонажи, появившиеся в тексте ненадолго, но ярко отметившиеся. Генерал Бринт, наш добрый знакомый Пайк, который выполняет при Глокте ту же работу, что Глокта выполнял при Салте, инквизитор Лорсен, как-то сказавший Коллему Весту, что даже невиновные являются угрозой, а так же одна дамочка, которая скрываясь от сильных мира сего уже изъездила весь Земной Круг. Главные же ПОВы романа – приемная дочка Логена, Шай и адвокат Коски/клерик/плотник/кем он только не был, Темпл – меркнут на их фоне, хоть и не назвать их недостаточно интересными. Просто настолько уж хорош Логен, что эти двое выглядят его подпевкой.
За исключением ситуации с Логеном, больше всего опасений было именно из-за выбранного жанра. Удастся ли передать атмосферу вестернов, а если и удастся, то каких, ведь фильмы с Джоном Фордом и фильмы с Клинтом Иствудом – это совершенно разные вестерны? И удастся ли запихав кучу отсылок к классике жанра, возможно даже сюжет, построив по более-менее традиционным лекалам, удастся ли при этом сохранить индивидуальность и оригинальность? Несмотря на некоторые оговорки – удалось.
Не в последнюю очередь, именно потому, что Старая Империя, о которой мы знали совсем немного, оказалась, как все и надеялись, идеальным местом для событий вестерна. Часто слышавшийся в сторону Джо упрек, что в “Первом Законе” недостаточно проработан мир, снова ударяется с размаху об землю. Ведь там он проработан ровно настолько, насколько нужно, а все детали, касающиеся отдельных его уголков, Джо успешно добавляет и в одиночных романах. Вот и тут, пускай и показал нам Джо лишь малую часть Империи, он сумел превратить ее в настоящее подобие Дикого Запада, со всеми главными приметами спагетти-вестерна, вроде охоты за золотом, злобного злодея, практически такого же злобного героя, городом, в котором живут одни сволочи. Город, правда, копия Дэдвуда, вплоть до противостояния между Алом Сверендженом (который здесь – негр) и Саем Толливером. Конечно, и тут он не смог удержаться от некоторых… поступков, за которые ему придется отвечать перед Сверендженом в аду.
Самый слабый элемент книги – это, к сожалению, сюжет. Он не отличается неожиданными поворотами, довольно прямолинеен и в целом не особо захватывает. Логен и Шай просто ищут детей, брата и сестру Шай, которых похитили бандиты. Довольно стандартный сюжет, что, конечно не зло. Но он еще плюс ко всему ползет так медленно, что про него местами забываешь. Честно говоря, если бы сюжета не было совсем – книга немного бы потеряла, он здесь скорее как повод, чтобы Логен начал зверствовать. С другой стороны, сюжет в BSC хоть и был наполнен твистами, вообщем-то тоже был только предлогом для того, чтобы мы могли наблюдать за дисфункциональной группой во главе с Монцей Муркатто. Так что, этот минус не слишком-то и значим, и не мешает от книги получать наслаждение.
Резюме – в целом, вроде очень больших претензий и нет, а всем мелким проблемам есть равнозначный противовес, но… Именно из немалого количества этих самых мелких проблем и складывается общая картина. Это все еще отличная книга, Джо все еще заставляет подпрыгивать от радости и восклицать: “Ну почему же все так не пишут!”, но это, пожалуй, самая слабая книга Джо на сегодняшний день, уж точно не дотягивающая до того великолепия, что было в “Best Served Cold” и “The Heroes”.
Что я могу сказать о «Красной стране»? Книга разочарование — худшее из читанных мною произведений Аберкромби. Пожалуй, даже наихудшее. В ней не осталось ничего из того, за что я люблю этого автора, точнее люблю другие его книги. Тёмное фентази? Ни разу, и близко ничего похожего нет. Это просто не слишком интересный вестерн, в условно фентазийном антураже, где винчестеры и револьверы заменены на мечи, кинжалы и арбалеты. Насколько удачно судить не берусь, ибо не очень мне нравится сам жанр вестерна, за исключением, пожалуй, таких эпичных вещей, как «Долларовая трилогия» и «Великолепная семерка», ну да речь сейчас не об этом.
Читая книгу, где-то на середине я понял – мне не интересно. Такого прежде никогда не бывало, если речь заходила об Аберкромби. Ни с «Первым законом», ни даже с «Героями», чтя тематика вкупе с любительским взглядом автора на войну и сражения мне вовсе не близка. Мне совсем не хотелось читать о преодолении прерий, драках с индейцами-духолюдами, и уж меньше всего мне хотелось читать о духовном перерождении, моральном подъёме и новом падении одного отдельно взятого стряпчего. Я через силу листал страницы, пытаясь понять, когда же начнется настоящий Аберкромби, но он так и не начался. До самых последних строк всё произведение – не более чем сопливо-сахарный романчик, с добавлением таких фирменных ингредиентов автора, как кровь-кишки и расчленёнка, но этого было очень мало, и выглядело оно как-то почти чуждо – этакими мелкими мазками, ничего не решающими на общем фоне написанного полотна.
Что же заставило меня дочитать книгу до конца, кроме врожденного упрямства и не желания окончательного разочаровываться в любимом авторе? Именно то, о чём говорили не раз и не два – Аберкромби вырос, как писатель, приобрёл изрядную толику мастерства, которое постепенно приходит с опытом.
На персонажах стоит остановиться отдельно. Главные герои вовсе не порадовали – они, как всегда, у Абекркромби, стандартны до невозможности. Особенно не порадовал Тепмл, словно вышедший из проповеди какого-нибудь методистского или баптистского пастора. Шай, Лэмб, Коска, — остальные, я всех вас уже видел на страницах книг Аберкромби, и не важно также вы звались или иначе, нет в них ничего нового, как и в Ваердинуре и всём его Народе Дракона, который появляется из ниоткуда и уходит в никуда, являясь настолько откровенно служебным набором безликих персонажей, что аж зубы сводит.
Но струю свежего воздуха вносит неизменный жестокий стеб автора над коллегами – читатель вряд ли опознает в Суорбреке некоего культового американского писателя первой половину ХХ века, но дайте почитать его размышления в начале книги родителям – и они сразу же безошибочно назовут вам того, над кем потешается Аберкромби. А уж Даб Свит и Кричащая Скала – это просто огромный привет Фенимору Куперу, заставляющий покатываться от смеха всех, читавших серию книг «Кожаный чулок» о приключениях отважного Ната Бумпы и его верного друга Чингачгука.
Итог всего сказанного выше: книгу читать можно, только зачем, если вы не фанат Аберкромби?
«Первый закон» настолько прекрасен, что редко встретишь восторженный отзыв на последующие три книги того же цикла — затмить трудно.
Автор фэнтези шагнул на территорию вестерна — и получилось отлично. А для русского читателя еще и непривычно — мы знаем примерно половину писателей, на которых автор вырос и равняется)) Лично для меня провисла и протерялась сюжетка Лэмба — не прочувствовала, увы. Лично мне зашла вся сюжетка с Никомо Коска. Точка)
На мой взгляд вестерн можно разделить на условные «три волны»:
1. Освоение территорий, фургоны, прерии и просторы, побег с фермы в пустоту, первые поселенцы..В пример приведу «Шейн» Шефера и «Кровавый меридиан» Маккарти.
2. Стрелки. Стрелки на железной дороге. Стрелки в здании. Стрелки в ночи, во сне и наяву. Пасьянс судебной системы. Кинг, Залер.
3. Мафия, костюмы, желтая пресса, нуар. Не знаю никого)
И «Красная страна» весьма удачный вестерн только что придуманной «первой волны». Вот тебе бескрайние прерии, вот тебе погони и индейцы, вот тебе побег с фермы ради взросления, вот тебе даже переговоры с индейцами, вот тебе золотые ворота. А одновременно с этим вот тебе приключения в Южной Америке в стиле Индианы Джонса — притом не уходя из прерий)
Этот компот работает — неочевидно как, но у автора действительно получилось совместить эти две эстетики.
Автор англичанин, так что никаких индейских кладбищ, вьетнамцев в подвалах и прочей рефлексии белого американца)
Зато есть незамкнутый на себе конфликт сторон А, В и С в мире золотой лихорадки. Есть контролируемый автором бардак — стороны принимают решения, это влияет на результат но. не так как привык читатель)
Скоро выйдет следующий цикл — скорее всего три книги на описание мира и три книги опять на гастроли в соседние жанры.
Соответственно вестерн уже будет про стрелков на железной дороге и гражданку. Автору хватит личной злости, но может не хватить навыка.
Обидно, если будет так(( Но все же очень жду.
Насколько хорошо поляки умеют делать обложки (серенькая с девкой) настолько же плохо Аберкромби умеет их наполнять содержанием. Даже обидно за работу дизайнера. Первые книги были шикарны, но в этой вот «Красной стране» Аберкромби конкретно ездит на былой славе. Наездник из него неплохой поэтому фаны ожидаемо лепят десяточки. Жаль мне не удалось настолько проникнуться духом Аберкромби чтобы наслаждаться каждой его буквой. А еще жальче, что книг подобных «Первому закону» он больше не пишет. В лучшем случае получается «Эпоха безумия» которую можно читать почти не морщась. Там с мотивацией (и соображалкой) у героев все тоже непросто, но они хотя бы есть. Здесь имеем выхолощенное и неубедительное чтиво. Но это АБЕРКРОМБИ. падайте ниц. Впрочем я рад за людей которым нравится данный цикл. И я их отчасти даже понимаю. Так сложно найти хорошего автора и очень не хочется в нем разочаровываться.
У книги неплохой старт, но где-то на первой четверти автор притомился и началось строкогонство и морализаторство. Появилась куча ненужных персонажей читать про которых попросту скучно. Ведь каждый из них тот же Аберкромби, на разные лады ноющий как вокруг все плохо, люди бяки, а мир постоянно обманывает ожидания и никто не получает того что хочется. Былые герои постарели, стали сварливы, несносны, запили и отказались от принципов. Старикленд навсегда. Один Лэмб почти не жалуется, да и то потому что молчит. По сути единственный персонаж при виде которого не хочется сплюнуть.
В отличие от предыдущих романов цикла, данный произвёл достаточно слабое впечатление. Данный роман я бы охарактеризовал как плохую пародию на вестерн в декорациях Земного круга. То, что за идею взят вестерн с большим количеством (совершенно ненужных) отсылок к миру нашему на мой взгляд свидетельство того, что у автора просто закончилась фантазия. А раз ничего нового придумать не удаётся, то почему бы не адаптировать уже известное под мир Земного круга. Адаптация получилась не очень хорошая.Сюжетная лини откровенно слабовата, большинство знакомых персонажей являются лишь тенью самих себя, часть из них вообще притянута в сюжет за уши, мотивация ряда героев абсолютно непонятна, ответы не некоторые(несложные) вопросы не даются.
Определённые достоинства у сего труда тоже присутствуют, но никакого сравнения с более ранними работами Аберкромби Красная страна не выдерживает.
Перед прочтением трилогии «Эпоха безумия» решил дочитать более ранние книги автора. Оговорюсь сразу, мне безумно нравится творчество Джо Аберкромби, и именно поэтому я растягиваю его произведения на длительный промежуток времени. «Красная Страна», как и предыдущие книги цикла «Земной Круг», оставила после себя крайне положительные впечатления.
Сюжет здесь довольно прост, что для книг Аберкромби совсем не свойственно. Основных персонажей-повествователей (ПОВов) здесь всего два. Всё начинается с того, как бойкая девушка Шай обнаруживает, что её брата и сестру похитили неизвестные, и вместе со своим отчимом Лэмбом отправляется на поиски. Они узнают, что детей увели далеко на запад, и присоединяются каравану, идущему в том же направлении. По пути странники вылавливают из реки мужчину по имени Темпл, который был юристом на службе наемников Роты Щедрой Руки, но сбежал от них. Руководит наемниками наш старый знакомый – печально известный капитан-генерал Никомо Коска. Миссия наемников в дальней стране – найти воюющих с Союзом мятежников. Караван идёт на запад, на самую границу цивилизованного мира, в город Криз. По прибытии Шай, Лэмб и Темпл участвуют в разборке между лидерами городка, а затем вместе с наемниками уходят в горы. Там живет Народ Дракона, покупающий детей у работорговцев за древнее золото и собирающийся пробудить древнее могущественное существо. Шай и Лэмб идут за детьми, наемники – за золотом и мятежниками. Находят и детей, и золото, и мятежников. А затем вырезают сектантов, возвращаются в город, делят золото, да так, что оно достается мятежникам и возвращаются назад, чтобы начать новую жизнь.
После полюбившейся мне трилогии «Первый закон» Джо Аберкромби решил поэкспериментировать с жанрами. «Красная страна» – это вестерн, где вместо револьверов мечи и арбалеты.
Как и в предыдущих отдельных романах, в «Красной стране» возвращаются некоторые полюбившиеся нам герои.
При всей простоте романа не стоит забывать, что его написал Аберкромби. В первую очередь роман о стремлении отказаться от своего прошлого, стать лучше. Это не только о Лэмбе. Убежать от прошлого пытаются и Темпл с Шай. Их дуэт смотрится весьма контрастно: она резкая и грубоватая, он – трусоватый тихоня. Однако не стоит осуждать за это, если их всё устраивает. Темпл вопреки ожиданиям не становится крутым воином, разрывая шаблоны фэнтези. Да это и неплохо: развиваются другие его сильные качества, а героических рубак и так хоть пруд пруди.
Другая важная тема – это цивилизация и цивилизованность. Индустриализация Союза идёт полным ходом. В Дальней стране люди говорят о паровых котлах и чёрных камнях, что могут оказаться ценнее золота. Однако поведение этих людей вызывает вопросы об их цивилизованности. То, с какой жестокостью наёмники расправляются с сектантами, говорит о многом.
Повествование в романе ведется не от лица всезнающего рассказчика, а устами персонажей. Основных ПОВов два (Шай и Темпл), плюс один второстепенный (сестра Шай – Ро), но порой на пару страниц Аберкромби погружает нас в голову случайных персонажей: Мэра, случайных наёмников, дикаря-духолюда, воина Народа Дракона и т.д. Очень эффективный и своевременный приём, на мой взгляд.
Концовка мне однозначно понравилась. Каждый из героев принял себя и оказался на своём месте.
Несмотря на то, что книга стоит особняком, она существенно дополняет мир «Земного Круга». Во-первых, это разговоры о прогрессе и развитии. Мы видим плавный переход к эпохе паровых машин. Во-вторых, это формирование новых центров силы. По всему выходит, что Захариус не прочь «поиграть в престолы» от имени Старой Империи.
Итог: Добротный роман, смелый эксперимент и важное связующее звено с новой трилогией. За счёт возвращения новых героев и оригинального стиля повествования роман оставляет после себя хорошее впечатление. Было очень приятно снова погрузиться в мир Земного Круга – жестокий, циничный и беспощадный, но такой захватывающий и полный приключений.
«Кратчайший путь редко ведет к исполнению мечты, а гораздо чаще заводит вас в дебри залитых кровью земель.»
Необычным романом завершил автор важную часть цикла «Земной круг». В центре сюжета этой книги лежит история девушки по имени Шай, которая однажды, возвратившись домой, застает в руинах родные земли, а брата и сестру пропавшими. Взяв в компанию отчима и нас — читателей, она отправляется по следам разбойников-бандитов, чтобы найти любимых родственников и отомстить за них. Таков незамысловатый старт этой книги. После эпических боев шедеврального романа «Герои» я была удивлена, попав на страницы приключенческого ревизионистского вестерна в темных тонах. Соглашусь со сказанным в аннотации — среди многообразия жанров это произведение можно смело отнести к «дико-западному» литературному направлению. Были здесь фермеры с плантациями, трактиры с борделями, а так же зараженные золотой лихорадкой люди, в жажде наживы доведенные до кровавых неревольверных перестрелок с погонями на лошадях в антураже очень суровой местности. Однако все это воспринималось мной скорее очень умело написанной авантюрной пародией на американскую классику, чем попыткой автора создать что-то воистину дерзко-вестерное. Несмотря на то, что данный роман произвел на меня не такое сильное впечатление, как его предшественники по циклу, я читала его с удовольствием. Да и как же иначе? Это ведь Аберкромби!
«В окружении сумасшедших любой здоровый человек выглядит безумцем.»
Хочу отметить динамику происходящего, которая удивляла своей стремительностью. Сюжет не задерживался на на миг, проносясь перед глазами новыми интересными горизонтами событий с неожиданными поворотами. Повествование идет в привычном для автора темно-ироничном стиле. Каждый раз читая прозу Аберкромби, я понимаю, как все-таки люблю его саркастический слог, украшенный потрясающей образностью и крылатыми высказываниями. Если в «Героях» автор взял верх над всеми описанием потрясающих битв, то этот роман навсегда мне запомнится шикарными диалогами-афоризмами. Острые подобно клинкам диалоги-состязания, широкодушные диалоги-откровения и милые диалоги-признания. Как в любом классическом романе-вестерне, здесь также задеты сложные морально-социальные проблемы: отношение к малочисленным народностям, беззаконие, соотношение богатства и бедности. Отличием же от вышеупомянутого литературного жанра является отсутствие явно выраженного разграничения Добро/Зло. Все герои являются отталкивающими (хоть и в разной степени), а их поступки далекими от идеалов. Очень интересным показался ход автора — добавить на страницы книги в ряды второстепенных персонажей писателя-биографа. Иногда я вместе с ним испытывала шок от происходящего, ощущая себя маленькой лодкой здравомыслия в необъятном океане неуправляемого безрассудства.
«Мир — серое место. Он весь состоит из полуобмана и полуправды. И все же есть ценности, за которые стоит бороться. И тут нужно прилагать все усилия и все старания. Полумерами ничего не добьешься.»
«Бутылка — хитрый кредитор. Она может ссудить вам немерено отваги, но потребовать возврата долга в самый неподходящий момент.»
В отличие от предыдущих романов здесь практически нет магии. Присутствует лишь абсолютно пассивный атрибут волшебства. Я наивно надеюсь, что он еще даст о себе знать в следующих книгах «Земного круга». Равно как и небольшие намеки, связанные с развитием промышленности. Как признанный поклонник драматических финалов, не могу назвать итог этого романа (а вместе с ним первой части цикла) таковым. Перед тем как окончательно опустился занавес, мы увидели победу культуры над дикостью, порядка над хаосом, чуда лжи над жестокостью правды и. как ни печально. победу ушедшего над будущим. В душе после прочтения поселились немного печальные мысли о понятии прошлого. Мы принимаем свои разочарования и потери, признаем вину и не отказываемся от позора. Но немногие способны оставить во вчерашнем дне все нанесенные и полученные раны. Они переплетением рубцов и шрамов сопутствуют многим из нас всю жизнь, потому что прошлое никогда не остается там, где его бросили. Никогда.
«Минувшие года — теплая компания. Каждый раз ты оборачиваешься, а этих ублюдков за твоей спиной все больше и больше.»
На мой взгляд самый слабый роман из цикла. Если Первый Закон был продуманной трилогией, в которой каждый персонаж был на вес золота — настолько тонко проработаны, то Красная Страна — чисто комерческий роман, написанный за пару вечеров с целью срубить денег на волне успеха первых книг (ну это у меня такое мнение сложилось).
Первая половина книги скучна до безобразия. Слишком много пафосных диалогов — что ни герой, то весь из себя философ. Отсутствуют вменяемый описания персонажей — я только к середине узнал, какой цвет кожи у какого из героев (имеются ввиду новые), а в голове уже были сложены четкие картинки — пришлось перестраиваться. Сюжет просто «высосан из пальца» и настолько предсказуем, что не верится, что это творение автора Первого Закона и Лучше Подавать Холодным.
Если вы не ярый фанат Аберкромби, то эту книгу стоит читать только в том случае, если уж совсем ничего другого нет. Несколько смешных моментов и сотни скучных страниц вам гарантированы.
Жду с нетерпением следующую его трилогию, ибо с этим циклом похоже все.