что значит культивировать отношения
Значение слова «культивировать»
1. (сов. прокультивировать). С.-х. Подвергать культивации. — У них в том году пахала одна бригада, культивировала вторая, сеяла третья. Николаева, Жатва.
2. Разводить, выращивать (растения, злаки).
3. Развивать, совершенствовать что-л. какими-л. способами, приемами; содействовать развитию чего-л.; насаждать. Его интересовало, думаю ли я и дальше культивировать трагедию и каковы на этот счет мои перспективы. Юрьев, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КУЛЬТИВИ’РОВАТЬ, рую, руешь, несов., что [нем. kultivieren, от латин. cultus — возделывание] (книжн.). 1. Разводить, возделывать, выращивать. На юге Союза культивируют сою. 2. перен. Поощрять, насаждать, вводить в обычай. К. рациональные способы работы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
культиви́ровать
1. разводить, выращивать ◆ Культивировать лимоны. ◆ Культивировать жемчуг.
2. перен. насаждать, вводить в употребление ◆ Культивировать новые методы.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова демос (существительное):
Способы культивирования важных взаимоотношений
Как можно культивировать взаимоотношения? Каждый супруг, родитель или друг, желающий поддерживать здоровые взаимоотношения, для начала должен сфокусировать внимание на следующих шести вещах:
Приверженность
Исследователь д-р Альфред Кинзи* заметил: «В браке нет ничего более важного, чем решительная убежденность в том, что он должен сохраниться. Обладая такой убежденностью, люди заставляют себя приспосабливаться и мириться с ситуациями, которые в иных обстоятельствах могли бы стать достаточной причиной для разрыва». Глубокая преданность взаимоотношениям — это один из самых значительных активов, которые могут быть у супружеской пары, и их характерная черта.
Политический теоретик Томас Пейн** утверждал: «Мы слишком мало ценим то, что нам обходится слишком дешево; ценным становится только то, что обходится дорого». Каждые долговременные взаимоотношения переживают периоды напряженности и регресса. Кроме того, на свете невозможно найти двух человек, которые согласны друг с другом во всем. Даже между лучшими друзьями могут возникать конфликты. Вопрос в другом: что вы собираетесь делать, когда придут трудные времена? Насколько сильна ваша преданность? Что для вас важнее: сохранить взаимоотношения или избежать конфликта? От вашего ответа зависит, станут ваши взаимоотношения долгими или окажутся временными.
* Кинзи Алфред Чарлз (1894—1956) — зоолог, автор исследований сексуального поведения американцев (мужчин и женщин). — Прим. перев.
** Пейн Томас (1737—1809) — видный участник борьбы американских колоний за независимость от Англии, активный участник Великой французской революции, публицист, представитель революционного крыла идеологов Просвещения XVIII в. — Прим. перев.
Общение
Как могут взаимоотношения существовать без общения? Они часто начинаются с легкости в общении. Иногда одной искорки достаточно для того, чтобы разжечь дружбу. Трудности в общении углубляют взаимоотношения. Журналист Сидней Дж. Харрис верил в то, что «невозможно узнать ничего важного о человеке, пока мы не заставим его разойтись с нами во, мнениях; характер раскрывается только в противоречиях». А хорошо обдуманное общение поддерживает взаимоотношения.
Через несколько лет после нашей с Маргарет свадьбы я осознал, что, когда прихожу домой и вижу ее, в нашем общении отсутствует элемент заинтересованности. Она спрашивала, как прошел день, я не проявлял особого желания его обсуждать. Затем я выяснил причину: в большинстве случаев я обсуждал самые интересные события с кем-нибудь из коллег или со своей помощницей. Поэтому меня не привлекала перспектива повторять все еще раз Маргарет. Я понял, что положение вещей нужно срочно менять. И как я поступил? Каждый раз, когда в течение дня происходило что-либо важное или интересное, я делал заметку об этом событии на карточке размером с почтовую открытку. И тогда я не рассказывал о нем другим людям, приберегая его на вечер. В результате Маргарет узнавала о нем первой.
Дружба
Критик Сэмюэл Джонсон* заметил: «Если человек не заводит новых знакомств, он скоро окажется один;
* Джонсон Сэмюэл (1696—1782) — философ, педагог, религиозный деятель, первый президент Королевского колледжа, ныне — Колумбийский университет. — Прим. перев.
человек должен постоянно обновлять круг своих друзей». Это касается как старых друзей, так и новых. Мне кажется, что мы иногда воспринимаем самых близких нам людей как должное, и в результате игнорируем необходимость стараться быть для них, в первую очередь, хорошими друзьями.
По этой причине я постоянно напоминаю себе о необходимости быть для Маргарет прежде всего другом, и только потом всем остальным. Я стараюсь ставить ее заботы на первое место. А когда между нами возникает конфликт или она сомневается в выборе решения, я говорю ей: «Я твой лучший друг», чтобы напомнить о том, что всегда буду заботиться о ней.
Воспоминания
Я верю, что общие воспоминания являются для людей чудесным источником общения и крепких связей. Вам когда-нибудь приходилось бывать на встречах выпускников или встречаться с друзьями, которых вы не видели десять, пятнадцать или двадцать лет? Что помогает почти мгновенно возобновить общение? В первую очередь, воспоминания о совместно пережитых событиях!
Сегодня все наши дети стали взрослыми, женились и живут отдельно от нас. Но когда они были подростками, так же как многие родители, мы с тревогой ожидали того дня, когда они выпорхнут из родительского гнезда и устремятся в направлении, которое им ничего хорошего не сулит. В то же самое время мы знали, что если хотим научить их быть независимыми, то должны предоставлять им больше свободы. Одним из способов поддержания тесного общения без применения силы было создание истории семьи. Мы много путешествовали вместе и делали много такого, что должно было послужить для наших детей источником позитивных воспоминаний после того, как потребность в независимости уведет их от нас.
Рост
Бенджамин Франклин сказал: «Обещаниями можно заполучить друзей, но удержать их может только выполнение этих обещаний». Когда вы заводите нового друга, ваши отношения строятся на множестве обещаний. Но чтобы ваша дружба сохранила потенциал, а не только хорошие воспоминания, вам нужно найти способы ее поддержания. Один из таких способов заключается в том, чтобы расти вместе.
Когда я служил старшим пастором в церкви Скай-лайн в Сан-Диего, со мной вместе больше десяти лет работали четыре человека. Это необычный случай в церковном мире. Одна из причин заключалась в том, что мы вместе росли. Каждый раз, отправляясь на семинар или конференцию, я брал с собой нескольких своих людей. Они постоянно делились со мной тем, чему научились. Кроме того, я каждый месяц сам проводил урок повышения квалификации с персоналом. Все это позволило создать атмосферу заинтересованности, в которой мы с удовольствием вместе росли.
Снисхождение друг к другу
Вольтер писал: «Если первый закон дружбы требует ее культивировать, то второй закон требует быть снисходительным в случаях, когда нарушается первый». Снисхождение не может никому навредить — за исключением, пожалуй, ваших детей. Хотя даже в отношениях с детьми трудно обойтись без него. Я все время делаю мелкие поблажки своим друзьям. Мы с Маргарет постоянно стараемся проявлять снисхождение друг к другу. Я не говорю о том, как мы относимся к нашим внукам!
По возможности как можно чаще давайте вашим друзьям и родственникам понять, как сильно вы о них заботитесь. Не допустите того, чтобы в вашей жизни появились сожаления, какие испытал Митч Элбом относительно дяди Эдди.
Нэнси Рейган, жена покойного бывшего президента США Рональда Рейгана, сказала: «Я искренне верю в то, что человек должен вскармливать любые взаимоотношения. Я до сих пор играю большую роль в жизни моих друзей и подруг, а они — в моей. Первая леди, у которой нет этого источника силы, может оказаться в изоляции». Это касается не только известных людей, но и каждого из нас. Дружеские отношения с другими людьми, которые мы укрепляем и развиваем, обогащают нашу жизнь и улучшают ее качество. Но мы не сможем поддерживать эти отношения, если не будем их культивировать. Вот почему для нас так важно следовать принципу земледелия.
Вопросы для обсуждения принципа земледелия
1. Назовите несколько способов позитивного общения людей, поддерживающих взаимоотношения. Влияет ли тип взаимоотношений на то, какие виды общения лучше всего использовать? Какие виды общения являются самыми эффективными?
2. Чем отличаются взаимоотношения, которые завязываются временно, от тех, которые могут продлиться всю жизнь? С чего начинались некоторые из наиболее важных для вас взаимоотношений? С кем в настоящее время вы состоите в краткосрочных связях, которые могут перерасти во что-то более глубокое? Как можно прощупать почву на предмет того, можете ли вы перейти на следующий уровень?
3. Как вы решаете, с кем проводить ваше время? Учитываете ли вы степень важности этих взаимоотношений? Стараетесь ли вы выкроить в вашем графике время для самых значимых людей и строго соблюдать этот график? Или вы составляете свой календарь просто по принципу «кто первым пришел, того первым обслужили»? Довольны ли вы своим теперешним поведением? Если нет, как вы можете его улучшить?
4. В главе упоминалась необходимость справляться с тем, с чем трудно справиться. Почему люди не торопятся решать трудные вопросы в важных взаимоотношениях? Могут ли, по-вашему, существовать веские причины отказа от их решения? Есть ли какая-то проблема между вами и важным для вас человеком, которую вы не решили, но должны это сделать? Когда вы собираетесь этим заняться?
5. Когда в последний раз вы сделали поблажку вашей жене или другому близкому человеку в вашей жизни? Делаете вы это часто или мало задумываетесь об этом? Объясните, почему. Что вы можете сделать, чтобы улучшить положение дел в этой сфере?
ПРИНЦИП 101 ПРОЦЕНТА
Отыскать 1 процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий
Если два человека, выполняющих одну работу, все время соглашаются друг с другом, значит,
один из них бесполезен.
Если они не соглашаются никогда,
значит, бесполезны оба.
Вопрос, который вы должны задать себе: «Способен ли я найти
и направить на нее 100 процентов
Иногда строительство взаимоотношений напоминает скачку с препятствиями, а задача наладить общение с другим человеком может оказаться слишком трудной. Как решить задачу общения с людьми, когда вы видите, что у вас с ними нет ничего общего? Можно ли навести мосты в таких условиях? И если да, то могут ли такие взаимоотношения стать длительными и продуктивными? Все это вполне законные вопросы. Давайте посмотрим правде в глаза. Когда вы видите, что у вас нет общих интересов с другим человеком, наладить общение с ним чрезвычайно трудно. Но как же все-таки это сделать?
Ответ можно найти в концепции 101 процента. Когда войти в контакт трудно, вы должны отыскать такую вещь, с которой вы оба согласны. Это можно сделать почти с каждым. Проблема в том, что многим людям свойственно придерживаться противоположного подхода; они во всем ищут противоречия. Почему? Иногда это объясняется естественной склонностью к соперничеству; людям часто не хватает остроты ощущений. Иногда причина в желании выделиться, показать собственную уникальность. В ряде случаев люди фокусируются на различиях, потому что ощущают угрозу со стороны других людей.
Вместо этого, чтобы наладить общение, людям нужно отыскать точку соприкосновения. У большинства людей достаточно много общего. Но даже два абсолютно противоположных человека могут обнаружить что-то такое, с чем они оба согласны. И как только они это сделают, им нужно направить на это 100 процентов своих усилий. Чем сильнее различия, тем сильнее нужно сосредоточить внимание на общей точке зрения — и тем больше усилий направить в эту точку. Это не всегда легко, но результат может оказаться потрясающим. Примером тому является следующая история.
Словари
1. Разводить, возделывать, выращивать.
Вводить в обычай; поощрять, насаждать.
Проводить культивацию [культивация I].
1. Разводить, возделывать, выращивать. На юге Союза культивируют сою.
2. перен. Поощрять, насаждать, вводить в обычай. Культивировать рациональные способы работы.
1. Разводить, выращивать. К. лимоны. Культивированный жемчуг.
2. перен. Насаждать, вводить в употребление. К. новые методы.
3. Обрабатывать (землю) культиваторами (спец.).
1. (св. прокультиви́ровать). С.-х. Подвергать культивации.
2. Разводить, выращивать (растения, злаки).
3. Развивать, совершенствовать что-л. какими-л. способами, приёмами; содействовать развитию чего-л.; насаждать. К. новые методы обучения.
1. (сов. прокультивировать).
с.-х. Подвергать культивации.
— У них в том году пахала одна бригада, культивировала вторая, сеяла третья. Николаева, Жатва.
2. Разводить, выращивать (растения, злаки).
3. Развивать, совершенствовать что-л. какими-л. способами, приемами; содействовать развитию чего-л.; насаждать.
Его интересовало, думаю ли я и дальше культивировать трагедию и каковы на этот счет мои перспективы. Юрьев, Записки.
Syn: обрабатывать, возделывать
КУЛЬТИВИРОВАТЬ I, КУЛЬТИРОВАТЬ, КУЛЬТИВОВАТЬ cultiver.
2. Разводить, выращивать. БАС-1. Как оказывается, в северной Корее давно культивируют самый близкий вид к европейским сортам персика. Мичурин О выведении новых морозоустойчивых сортов персика.
КУЛЬТИВИРОВАТЬ II cultivateur. разг. Работать на культиваторе. Радиопередача 25. 2. 1993.
КУЛЬТИВИРОВАТЬ (эт. см. след. сл.). Образовывать, возделывать, а также поддерживать дружбу, знакомство.
yagyalife
Дмитрий Разумовский «YagyaLife»
Культивация любви
Л юбовь – это интересное и сильнейшее явление, которое может помочь Вам в решении практически любой ситуации. Единственная причина, по которой многие люди не культивируют любовь в своей жизни – это избитые общественные стереотипы о любви, которые пытаются сделать из волшебного явления нечто банальное и ограниченное.
Не обращайте внимания на такие стереотипы. Любовь может быть применена не только к родителям и близким людям, а ко всему и в любых ситуациях.
Если Вы вступили в конфликт – начните осознанно «излучать» любовь к оппоненту, даже если сначала Вам этого не захочется. Это не значит, что Вы должны широко улыбаться, лезть к человеку с поцелуями или объятьями. Достаточно сказать про себя (не обязательно вслух) фразу «Я люблю тебя» в адрес человека несколько раз, попробовав почувствовать легкое тепло к нему. Постепенно у Вас начнет получаться все легче и легче, и Вы сможете почувствовать теплоту практически к любому человеку, даже к тем, кого считали своими недругами.
Вы наверняка будете удивлены результатами этой практики. Люди могут не отдавать себе отчета в том, что они чувствуют к человеку, но подсознательно мы все знаем о том, как к нам относятся другие. И люди будут чувствовать Ваше тепло к ним, а затем станут отвечать Вам своим теплом. Зачастую и сами не понимая, чем вызвано изменение отношения к Вам.
Это удивительный опыт, когда вместо опасений, споров и стремления доказать свою правоту Вы начнете испытывать теплоту ко всему живому вокруг. А уж как улучшится Ваша жизнь и изменится ее качество – остается только предвкушать.
Культивируйте любовь, это действительно стоит того.
Культивация – как новый жанр фэнтези ч.1
Решил небольшой пост запилить о новом направлении в жанре фентези, не кидайте тапками.
Жанр современного искусства – фэнтези зародился в 15 веке. Это одна из разновидностей фантастики. Данный жанр основывается на сказочных и мифических мотивах, которые часто связывают с современностью.
Несмотря на свою схожесть с уже всем знакомыми сказками, которые часто все слышали в детстве, фэнтези значительно отличается от них.
В сказках, под маской событий, которые никак не могут проявлять себя в реальном мире, важной частью является сама суть сказки, урок, которому учит сказка на примере какой-то ситуации, при помощи животных, растений, каких-либо предметов и т.п.
Фэнтези значительно отличается от морали сказок. В этом жанре человеческое сознание может погрузиться в неестественный ему мир. Может побывать в разных не стандартных ситуациях, повстречаться с мифическими животными, такими как феи, драконы, оборотни, вампиры, великаны и другими мифическими существами. Так же в данном жанре в основном используется магия, что чаще всего не допускается в сказках.
Фэнтези делится на под жанры(может какой то пропустил):
• Героическое фэнтези ( Пол Андерсон — «Сломаный меч», «Три сердца и три льва».)
• Эпическое фэнтези («Властелин Колец» Толкиен)
• Тёмное Фэнтези (Стивен Кинг — «Тёмная башня»)
• Игровое фэнтези (Трейси Хикмен и Маргарет Уэйс — создатели вселенной Dragonlance)
• Историческое фэнтези (Анджей Сапковский — «Сага о Рейневане»)
• Лирическое фэнтези (Урсула ле Гуин — «Планета Роканнона» (Планета изгнания))
• Юмористическое (ироническое) фэнтези (Клиффорд Саймак — «Заповедник гоблинов»)
• Пародия на фэнтези (Дуглас Кенни, Генри К. Бэрд — Тошнит от колец.)
Самым новым и современным под жанром является культивирование ( совершенствование). Этот под жанр получил своё продвижение в русскоязычном сегменте в 2015 году. Жанр был придуман в Китае, с 2015 года пользуется популярностью и в России.
Впервые крупномасштабными переводами с Китайского и Английского языка стал заниматься Российский сайт Rulate. На сайте собрались переводчики и авторы со всего СНГ, которые коллективно переводят Китайскую литературу по под жанру «Культивирование» и за свою работу каждый переводчик получает денежное вознаграждение с подписки которую сам переводчик установил на проекте.
Культивирование – современный прогресс в мире фэнтези. Кончено китайские авторы добавляют много воды, растягивают произведение, но они достаточно интересные. Культиваторы совершенствуются, летают, всегда молоды, достигают бессмертия благодаря Ци которой копят и совершенствуют свое тело.
Одной из самых первых новелл китайских наверное стала самая популярная в мире Martial God Asura (Воинственный Бог Асура), его начали переводить первые переводчики одиночки у себя в блогах и самиздате.
Если интересна статья продолжу во второй части вот на последок типичный представитель культиватор:
О, ну конечно, в сказках нет магии и герой с феями повстречаться не может. Ага.
А в чем суть-то? В эпических масштабах писанины?
Эм. А где можно покурить почитать фэнтези 15 века?
Флевелинг Линн цикл «Ночные Странники» или голубая луна всему виной
Уже не помню, откуда я узнал о цикле «Ночные Странники» госпожи Флевелинг, но в конце прошлого года у меня нашлось немного времени для того, чтобы прочитать его. А сейчас, вот, появилось время для написания рецензии.
Перед тем, как начать, дам немного общей информации. Итак, в цикл входят семь романов, и автор писала их с 1996 по 2014 годы. По жанру это, скорее, героическое фэнтези с легкой ноткой эпичности.
Цикл высоко оценен такими мастерами, как Кэтрин Кунц, Джордж Мартин и Роб Хобб, а права на экранизацию выкуплены несколько лет назад.
Заслуживают ли книги столь лестных отзывов? Ну, попробуем в этом разобраться.
Он взял его в ученики, познакомил с друзьями, ввел в свой дом, и начал учить всему, что знал, попутно открывая сердце молодому красавцу.
В воздухе все отчетливее витает запах пожарищ большой войны, которая, как нетрудно догадаться, вспыхивает уже к началу второй книги.
Но и без этого нашим героям будет чем заняться, ведь двор Скалы – тот еще гадюшник, полный интриг, заговоров, предательств и корысти. А уж в условиях военного лихолетья спрос на услуги шпионов только растет. А потому, им придется принимать участие в хитрых дипломатических маневрах, сражаться с колдунами, вытаскивать друзей и самих себя из самых невероятных передряг, и, конечно же, разбираться в личных и семейных вопросах.
Получится ли у героев помешать некромантам призвать в мир кошмарного бога смерти? Сумеют ли они наладить союз родины Серегила и Скалы? Удастся ли разобраться с таинственной эпидемией, вспыхнувшей в столице королевства? Сможет ли Серегил добраться до сладенькой попочки Алека?
Ответ на этот и многие другие вопросы вы узнаете, прочитав книги цикла. А на этом мы закругляемся с сюжетом и переходим к миру.
Итак, что можно сказать о мире в книгах госпожи Флевелинг?
Начнем, пожалуй, с географии.
Основные действия цикла разворачиваются в Трех Королевствах. Данный термин обозначает, ВНЕЗАПНО, три королевства: Скалу, Пленимар и Майсену. Скала с Пленимаром – две сильные державы, извечно противостоящие друг-другу. Обе страны находятся на полуостровах, обе владеют приличными землями на континенте, обе обладают сокрушительной силы флотами и пользуются услугами сильных чародеев. Майсен же, к своему несчастью, расположен между ними. Это слабое королевство тяготеет к более вменяемым, нежели пленимарские некроманты, владыкам Скалы, через что регулярно выхватывает сытнейших люлей во время войн двух местных сверхдержав.
Так как приличная часть действия цикла происходит в Скале, то поговорим об этом королевстве.
Скала представляет собой что-то среднее между Афинской Республикой и Византией периода расцвета. Тут и политеизм (официально поклоняются четырем божествам), и полная толерантность в плане постельных утех (у них там, блин, борделей штук шесть разных типов), и огромнейшая любовь к торговле и всему, что с ней связано, и могучий флот, и развитая культура, и в целом общая стилистика (всякие там паланкины, кавалерийские турмы, сестерции и т.п.).
Ну, по крайней мере, так было в первых книгах, но об этом мы поговорим в «за и против».
Серьезной особенностью Скалы является то, что вот уже много сотен лет правит страной только королева. Мужчина не имеет права садиться на трон ни под каким видом. Связано это с древним пророчеством (реальность которого была проверена на), гласящего, что Скала будет стоять до тех пор, пока ей правит женщина. Ну, или как-то так. Не помню дословно.
Так или иначе, но многие сотни лет на престол восходят исключительно барышни, что, конечно же, в целом изрядно повлияло на гендерные стереотипы государства. В Скале у женщин гораздо больше прав и возможностей, нежели в других человеческих государствах. Ну, конечно же, в общих рамках феодальной формации. Я имею в виду, что каким-нибудь нищебродкам из городских трущоб светит в так же много хорошего, как и дочерям сервов в деревнях. Зато у обеспеченных слоев населения, не говоря уже о дворянах, с эмансипацией все куда лучше. Женщины тут могут стать и учеными, и мыслителями, и пойти в жрицы, и даже – в армию (кстати, с этом связан один серьезный прокол автора, но об этом – ниже).
Впрочем, если убрать мистическую составляющую, то противостояние Скалы с Пленимаром носит вполне себе материальный характер – обе страны тупо рубятся за влияние в мире, за ресурсы и, самое главное, за контроль над торговыми путями.
А то, что упоротые труповоды жаждут воскресить своего сдохшего божка, ну так об этом кроме них и некоторых посвященных и не знает никто.
К югу от Трех Королевств, отделенный морем, находится Ауренен – государство местных эльфов, земля чудес и магии. Правда, гадюшник тоже тот еще. Ауренфэйе – так эльфов зовут в этой книге – не признают абсолютного монарха, и поэтому их страна представляет собой пеструю мешанину кланов, сильнейшие из которых заседают в местном Сейме или как оно там называется.
Самые могучие кланы так или иначе влияют на более слабые, в результате чего формируются группировки по интересам. К моменту начала книги в землях ауренфэйе установилось шаткое равновесие политических партий, которое начинает трещать по швам после того, как Пленимар объявляет Скале войну и вторгается в земли Майсены.
Помимо этих основных игроков можно вспомнить Зентию, как бы государство, населенное чернокожими варварами, совершающими набеги на Ауренен и шалящими на торговых путях, дикие северные земли, в которых также обитают разнообразные варвары (но не только), и еще некоторые локации. Но, в целом, они имеют небольшое значение.
Магия в мире госпожи Линн подана, говоря начистоту, достаточно сумбурно. Ну, изначально, вроде, имелись классические ДнДшно-гендальфообразные добрые маги, противостоящие злобным некромантам, стремящимся призвать в мир своего мерзкого божка…
Потом к этому добавились какие-то там алхимические искусственные люди, проклятья, волшебные места, драконы и так далее, и тому подобное.
Стройной системы не выходит, как ни крути.
С другой стороны, все эти элементы достаточно обыденны и легко понятны любому человеку, читавшему больше одной фэнтези за свою жизнь.
Боги в книгах есть, и в какой-то момент кажется, что они будут играть там большую роль, однако это заблуждение рассеивается достаточно быстро. Уже к третьему тому все, так или иначе связанное с небожителями, отходит на второй план.
А потому в этом пункте мне, говоря откровенно, сказать особо и нечего.
Что ж, настало время поговорить о героях книги.
В принципе, тут есть где разгуляться. Пожалуй, начнем с главных действующих лиц. Ими будут Серегил и Алек. Они на первый взгляд – полные противоположности. Первый – образованный и элегантный дворянин из народа, чья жизнь измеряется сотнями лет. Второй – сын охотника, города нормального в жизни не видавший. Первый – разведчик, чей стаж превышает срок жизни многих людей, безжалостный воин, светский лев, завсегдатай званых ужинов. Второй – мальчишка, не умеющий даже писать и читать. Первый – дамский (и не только) угодник, второй – наивный и целомудренный юноша.
Столь серьезно отличающиеся друг от друга, Серегил с Алеком, кое в чем похожи, как две капли воды. Оба – честны и порядочны (насколько позволяет их профессия), оба – готовы на все ради друзей и любимых, оба умны и талантливы сверх всякой меры.
И я сознательно не отделяю одного от другого, потому как считаю, что в этом цикле два главных героя. Две этаких половинки, которые дополняют друг друга и попросту не могут существовать по отдельности.
От главных персонажей плавно перейдем ко второстепенным. Пожалуй, их список возглавит местный Гэндальф – Нисандер. Человек железной воли, сотни лет несущий ношу столь тяжкую, что иные бы давным-давно сломались. Несмотря на это, могучий волшебник не растерял человечность, умеет быть искренним и бескорыстным другом, отличным наставником и просто – хорошим мужиком.
Последнее, кстати, весьма непросто, учитывая, что именно Нисандер является главой Ночных Странников и непосредственным боссом (а также – наставником) Серегила.
Кстати, человечности, пожалуй, не хватает его ученику Теро. Этот педантичный и излишне правильный юноша наделен огромным талантом, однако, увы, не до конца осознал, что такой дар означает. Тем не менее, своего учителя он обожает беззаветно и яростно, явно воспринимая его как отца, и нестерпимо ревнуя Нисандера к Серегилу.
Микам – этот суровый воин с давних пор помогает Серегилу в его нелегком деле, отвечая за, так сказать, силовую составляющую. Да, конечно же, Серегил и сам кого хочешь в бараний рог согнет, но все-таки ему иногда не хватает простой грубой силы, коей в высшей мере наделен этот простой, открытый, точно книга, веселый и дружелюбный сельский аристократ.
Не могу не упомянуть и принцессу Клиа – младшую дочь королевы.
Умная, красивая, сильная. Пожалуй, эти три определения лучше всего характеризуют принцессу и позволяют ей проявлять свои таланты на благо Скале как в роли дипломата, так и на поле боя.
Вот только ее социальный статус делает девушку не только завидной невестой, но и претенденткой на престол, что, определенно, прибавляет ей седых волос.
Антагонистов упоминать не буду. Причин этому две. Во-первых, большая их часть – весьма одноразовые ребята, не переживающие встречи с главными героями. Во-вторых, не хочу спойлерить. Книги изобилуют хитрыми интригами и подковерной крысиной грызней, а потому лишние имена могут попросту испортить впечатление от прочтения.
А посему, с персонажами мы закругляемся и переходим к достоинствам и недостаткам цикла.
Начнем, как и всегда, с хорошего.
Главным плюсом лично для меня стало обилие отлично прописанных интриг. Мир «Ночных Странников» не делится на добрых, белых и пушистых своих, и кошмарных порождений ада с противоположной стороны (хотя – да – пленимарцы – те еще уроды). Что Скала, что Ауренен, полны хитрых махинаций, коварных заговоров, откровенной гнили, мерзости и несправедливости. Шантаж, подкуп, любовные интрижки и прочие прелести жизни наполняют как земли добрых эльфов, так и людские королевства. А уж в славной Римини дерьма столько, что временами оно выплескивается за пределы городских стен!
Чего только не вытворяют знатные и доблестные дворяне, обитающие в столице! На какие гнусности и подлости они не идут! Союзы создаются и распадаются, заговоры следуют один за другим, предательство чередуется изменой. И все ради того, чтобы заграбастать себе как можно больше денег, получить пост повыше, оказаться поближе к трону.
И это все прекрасно показано автором через призму восприятия Ночных Странников Серегила и Алека, которым по роду службы постоянно приходится окунаться в эту выгребную яму человеческой гнусности. Да, у нас тут далеко не темное фэнтези, но автор не стремится сглаживать углы, рисуя пасторальную картинку, за что ей честь и хвала.
Вторым достоинством цикла являются персонажи. Не все, конечно, получились хорошо, однако главные герои и немалая часть второстепенных не подкачали!
Они вышли живыми и интересными. Они – не сверхлюди, не мега герои, высеченные из адамантия. У них есть слабости, они совершают ошибки, за которые частенько приходится расплачиваться невинным, они подвержены таким чувствам, как зависть, ненависть, злоба. Но при всем при этом, за их приключениями интересно следить. К ним проникаешься уважением и любовью.
Сам мир, пожалуй, я не могу назвать таким уж хорошим. Но и в минусы его занести не получится при всем желании. В целом, бодренько, пускай и несколько шаблонно.
Перейдем к недостаткам.
Главная проблема «Ночных странников» мне видится в том, что автор писала этот цикл почти двадцать лет. В результате последние книги разительнейшим образом отличаются от первых.
Если вначале идет этакое классическое фэнтези, в котором прямо-таки чувствуется дух восьмидесятых, то последние ощутимо ближе к современным романам вроде книг того же Сандерсона.
Как следствие, весь цикл получился дико неровным и шероховатым, без единого стержня, и со скачущим сюжетом. Из-за этого некоторые книги я проглатывал запоем, а некоторые, напротив, мучал по два-три месяца. Более того, целые сюжетные линии буквально исчезали после окончания очередной арки. Вот в конце второй книги разобрались с попыткой некромантов призвать в мир бога, и все, больше это не всплывёт нигде. В конце пятого тома разрулили, так сказать, «алхимический вопрос» и – опять же, последние две книги совершенно об ином. Хотя по сюжету там проходит не так и много времени для столь кардинальных изменений.
К этому можно добавить и проблемы со стилизацией. Если в первых книгах Скала – прямо-таки кричит о Античности (все это многобожие, все эти тоги, турмы, оракулы и прочее), то к шестому тому ВНЕЗАПНО появляются театры (!), меценаты (!!), кареты (. ), камзолы (. ) и прочие интересные вещи, больше подходящие, знаете ли, Ренессансу, а то и более позднему периоду.
Возможно, конечно, такой «рассинхрон» связан с переводом: первые три романа я читал в одном, оставшиеся – в другом. И они отличаются!
Так что, если это возможно, постарайтесь не повторять эту мою ошибку.
Серьезным недостатком книг также является все, что так или иначе связано с боевыми действиями. Не хочу никого обижать, но как только речь заходит о войне, сразу же становится видно, что автор не разбирается в вопросе от слова «совсем».
Особенно доставляет то, что в армии Скалы женщины служат наравне с мужчинами, причем в кавалерии. Нет, я все понимаю: согласно истории этого мира, у некоторых из прекрасных обитательниц Скалы есть возможность пойти в армию, а точнее – в гвардейский королевский полк. Ну, то есть в небоевую придворную часть.
Но вот потом, этот полк полным составом отправляется на войну, да еще и эффективно сражается. Нет, безусловно, во все времена существовало небольшое количество столь лютых барышень, что от них с воем разбегались здоровенные мужики, но увы, физиологию не переделать, и массовое применение женщин в кавалерии просто невозможно по объективным причинам. Ну, точнее, возможно, но эффективность подобного соединения будет околонулевая. Мышечную массу и габариты у нас еще никто отменять не научился, да и критические дни тоже.
Впрочем, к счастью, война в цикле – лишь фон, а потому к непониманию автором даже основных ее законов можно особо не придираться.
Нельзя не отметить вот еще какой момент. Лично для меня он не является проблемой, однако, полагаю, у многих от него будет неслабо так подгорать. Итак, этот «момент» связан с тем, что главные герои любят друг друга, оба при этом являясь мужчинами. Так что, всем, кто боится словить фотон зашквара, наверно, стоит проходить мимо.
На этом, пожалуй, с недостатками покончено.
Стоит ли читать сей цикл? Ну, откровенно говоря, я бы к обязательному ознакомлению его не рекомендовал. Слишком шероховат и неровен он для того, чтобы считаться по-настоящему хорошим.
Но и проходняком «Ночных странников» тоже не назову: неплохие персонажи, лихо закрученный сюжет и приятный слог выделяют романы госпожи Флевелинг.
Философия будущего
Философия середины-конца XIX века подарила человечеству нечто большее, чем планы социального переустройства или две мировые войны. Она подарила нам надежды на лучшее будущее. Неважно в каком виде и при каком порядке. Факт в том, что оно у нас появилось. А вслед за этими надеждами появились они, писатели-футуристы, кого ныне называют фантастами. Эдгар Бероуз, Станислав Лем, Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Айзек Азимов. Их были десятки.
А затем фантастика становилась реальностью. Спутник. Полет в космос. Человек на луне. Микроволновка. Химиотерапия. Антибиотики. Казалось, что Человеку покорно все. Одни готовились покорить Марс, другие изучали Венеру. Вояджеры стартовали за пределы Солнечной системы. В Великое Ничто ушли «Мир. Ленин. СССР» и «Послание «Аресибо»». На пыльных тропинках далеких планет появлялись наши следы. Воплощенное ожидание близкого счастья. Счастья покорения Вселенной.
На несколько лет нас погрузило в недалекое будущее, в котором царили утвержденные Стерлингом в предисловии к «Сожжение Хром» hi tech low life, после чего наступил закономерный отказ систем. Такого неуютного и неприглядного не хотелось никому. А затем закончилась Холодная война, из-за чего все радостно провозгласили «конец истории» и наступление всеобщего счастья вот здесь и вот сейчас.
Мода на реализм пришла даже в жанр изначально литературно-сказочный. Просто однажды кто-то взял и вместо Толкина водрузил на стол Черный Отряд вместе с Гервантом из Рыбли и сказал «ВОТ ТАК НАДО!». И понеслась. Словно бы все разом решили переплюнуть друг друга в максимально дословном привнесении своей мерзости и натуралистичности в сказку.
Что ж. Теперь мы все живем в реальности. С широким спектром предлагаемых достоинств. Всеобщее счастье. Всем. Даром. Даже с гарантированным посмертием от кого-нибудь.
Вот только будущего у нас нет.
Автор: Александр Викторов
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!