что значит мажор и минор
Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор
Онлайн уроки фортепиано, урок 7
В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.
Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.
Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.
Минор – это лад, звучащий грустно.
Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.
А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.
Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.
В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)
Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.
Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.
В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.
Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:
мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)
Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.
Гармонический и мелодический лады
Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:
Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.
Разница между мажором и минором
Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.
Определение
Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.
Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.
Сравнение
Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).
Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.
Музыкальные лады: мажор и минор
Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.
Основы
Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.
Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.
Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.
Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.
Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.
Ступень I самая главная, её называют тоникой.
Виды лада
Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.
Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».
Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»
Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.
Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.
Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.
Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.
Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.
Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).
Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.
Тональность и гамма
Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.
У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.
Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.
Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?
Бемоль понижает звук на полутон.
Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.
Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.
Как используются знаки рассмотрим на примерах.
Мажор
Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)
Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.
До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.
Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.
Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.
Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.
Это правило действует от любой ноты.
Минор
Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.
Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.
Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.
Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно
Если вы не умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте — всё равно хотя бы раз в жизни испытали непреодолимую тягу потрогать струны гитары или постучать по клавишам фортепиано. Вряд ли получилось что-то пристойное, ладное. Если вы продолжили мучить инструмент, слушатели наверняка возмутились: «Эй, в ладу ли ты с самим собой, дружок? Может, хватит?».
Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.
Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.
Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.
Давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений — звуками. У художников есть две группы красок — тёплые тона и холодные. А для музыканта краска — это лад. Если мажор, значит произведение звучит ярко и радостно, если минор — задумчиво, углублённо.
Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.
Словосочетание «быть в миноре», «минорное настроение» довольно часто употребляется и в разговорной речи. Так говорят о человеке, который предаётся грусти, хандрит, унывает, находится в депрессивном состоянии. «Что-то ты сегодня в миноре», — могут заметить друзья, если вы не принимаете участие в беседе, не улыбаетесь, не реагируете на шутки.
Слово «мажор» употребляется не только как музыкальный термин. Во Франции в конце 18 века во времена Директории появилось новое поколение молодёжи — дети нуворишей, тех самых, что «из грязи, да в князи», их называли мажорами. Прошло больше двух столетий, и слово снова всплыло в том же значении. Мальчики и девочки — мажоры, золотая молодёжь, беспечно прожигают жизнь при попустительстве богатых и влиятельных родителей.
Ярким примером различия музыкальных произведений, написанных в мажорном и минорном ладах, являются «Свадебный марш» Мендельсона и «Похоронный марш» Шопена. Неудивительно, что эти произведения у всех на слуху — они исполняются практически на всех свадьбах и похоронах. Для широкой публики сведения о творчестве этих великих европейских композиторов на этом и заканчиваются.
Итак, «Похоронный марш» Шопена. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что это — прощание навсегда. говорил, что, когда он слышит эту музыку, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. «Похоронный марш» является третьей частью сонаты для фортепьяно си-бемоль минор номер два, написанной 1837 году.
Фредерик Шопен (1810 — 1849), великий польский композитор и пианист, был и сам похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез под звуки своего «Похоронного марша». По его предсмертному желанию был также исполнен «Реквием» Моцарта, композитора, которого он любил и ценил выше всех других.
Автор «Свадебного марша» — выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист и педагог Феликс Мендельсон-Бартольди (1809−1847). Однажды король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвёртый, которому очень понравилась музыка Мендельсона к трагедии Софокла «Антигона», в приватной беседе пожелал, чтобы композитор писал больше музыки к литературным произведениям. Желание короля чудесным образом совпало с интересами самого музыканта. К уже написанной увертюре для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии В. Шекспира, он дописал ещё 10 частей, превратив её в сюиту. Сюита — музыкальная форма, которая состоит из самостоятельных, контрастных частей, объединённых, тем не менее, общим замыслом.
Первое исполнение музыки к комедии состоялось в 1843 году в Потсдамском дворце и прошло с большим успехом. «Свадебный марш» — седьмая часть этого произведения. В этом году исполняется 170 лет со времени премьеры пьесы, своеобразный юбилей.
Настоящую популярность «Свадебный марш» Мендельсона приобрёл после того, как прозвучал на исторической свадьбе принцессы Виктории, наследницы британского престола, и кронпринца прусского Фридриха в 1858 году. В России «Марш» исполняется во время свадебной церемонии в момент появления пары молодожёнов. Он звучит всего 4 минуты, но придаёт необычайную торжественность и праздничность этому важному событию в жизни каждого человека. В Западной Европе и США во время церемонии бракосочетания по традиции звучит «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.
Часто говорят, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос, из плюсов и минусов, из горя и радости. Наверное, можно сказать и так: наша жизнь — это чередование мажора и минора. И только от нас самих зависит, что выбрать — жизнь-праздник или жизнь-похороны.
Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов
Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.
Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.
Что такое музыкальный лад
В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.
Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.
Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.
Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.
Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.
Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.
Из вышесказанного следует, что:
Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).
Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:
Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.
Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.
Любой звук лада называется ступенью.
Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).
Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.
Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.
Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.
Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.
Основные лады в современной музыке
Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.
Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.
Мажорный лад
Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.
Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.
Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.
Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.
Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)
Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До
Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.
Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон
Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До
Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До
Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).
Минорный лад
Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.
Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.
Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.
Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.
Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)
Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до
Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.
Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.
Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон
Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до
Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до
Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.
Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.
Лады и гаммы
Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.
Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.
Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До
Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до
Построение ладов
Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).
Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).
Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.
Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.
Натуральный мажор от ноты Соль (G): Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа# (Соль-мажор)
Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)
Мелодический мажор от ноты Си (B): Си-До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си (Си-мажор)
Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.
Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)
Гармонический минор от ноты ми (E): ми-фа#-соль-ля-си-до-ре#-ми (ми-минор)
Лады можно строить и от альтерированых ступеней.
Мелодический минор от ноты до-диез (C#): до#-ре#-ми-фа#-соль#-ля#-си-до# (до-диез-минор)
Другие музыкальные лады
Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.
Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.
Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).
Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:
большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда
Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля
Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:
Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.
Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.
Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb
Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.
Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.
Пример лидийского лада: До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си
Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.
Пример миксолидийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Сиb
Эолийский лад – лад идентичный натуральному минору.
Пример эолийского лада: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль