что значит перезапуск франшизы
От Бэтмена до Звездного пути: 6 самых удачных перезапусков франшиз
Уже почти неделю в российском прокате «тусуется» новый «Хищник». И мнения зрителей предсказуемо разделились надвое.
Кто-то уже окрестил фильм Шейна Блэка «новым дыханием» старой франшизы, кто-то предсказуемо не может простить свежей ленте то, что она так далека от оригинала.
Положив руку на сердце, давай признаемся: с перезапусков культовых лент всегда спрашивают строже, чем со всех остальных картин. Их создатели мечутся между молотом и наковальней — и старых фанатов не обидеть, и не вдариться в покадровое воспроизведение ретро.
И достойно справиться с этой задачей получается не у всех. Но это вовсе не значит, что «давать вторую жизнь» старым легендарным фильмам — плохая идея. Вот шесть примеров, которые, может, и не лучше, но точно не хуже оригинала.
1 «Бэтмен: Начало»
Разреши нам, пожалуйста, не рассказывать о телесериале про Человека-летучую мышь 1943-го и фильме 1966 года выпуска. Мы вспомним сразу тот, что снял Бертон в 1989 году. О том, сколько он наделал шуму, говорит хотя бы тот факт, что он оставался самым прибыльным фильмом по комиксам DC почти 20 лет.
Но вот пришел Кристофер Нолан и пересказал нам знакомую историю Брюса Уэйна вроде бы теми же словами, но с другой интонацией. Его Бэтмен немного псих (а Бейл отлично воплощается в таких парней, не переигрывая), и, смотря этот фильм, мы понимаем почему.
Добавить в комиксы философский подтекст и вести серьезные разговоры о выборе без штампов и дешевого пафоса — это вызов. Но каким-то чудом Нолан сделал зрелищный блокбастер со смыслом и в последнюю часть не забыл добавить Харди, ну, чтобы ни у кого вообще не осталось сомнений в культовости нового Бэтмена.
2 «Безумный Макс: Дорога ярости»
Мы, конечно, не будем утверждать, что именно Том Харди является секретным ингредиентом успешного перезапуска. Скорее всего, это просто совпадение, что и во втором фильме нашего списка не обошлось без него.
Оригинальный «Макс» был лентой весьма примечательной. Мы уже рассказывали тебе, как его создатели сотворили чудо, располагая мизерным бюджетом. И все три части, снятые с 1979 по 1985 с Мэлом Гибсоном, были очень неплохи, но уже почти незнакомы современному зрителю.
«Сдул пыль с серии» ее автор и режиссер Джордж Миллер — про то, как он 15 лет (!) пытался снять часть номер четыре под названием «Дорога ярости» можно тоже сделать фильм: то не было денег, то в пустыне пошел дождь, то еще что похуже.
Но в итоге на «Макса» были найдены и 150 миллионов долларов, и отличная команда актеров, операторов, монтажеров и всех остальных. В результате — шесть «Оскаров» в кармане и публика, требующая продолжения. Остается только фантазировать, каким мог быть первый «Макс», если бы Миллера всегда финансировали без проблем.
3 «Звездный путь»
Ты бы рискнул зайти в клетку, в которой дерутся два тигра? Вот Джей Джей Абрамс не испугался. Ладно, может быть, это и слишком — сравнивать с тиграми поклонников сериала «Звездный путь» конца 60-х и конца 80-х, но трудно поспорить с тем, что фанаты науч-попа — одни из самых взыскательных.
И даже несмотря на то, что у руля этого перезапуска 2009 года стоял такой матерый режиссер, судьба 11-го полнометражного фильма вселенной на этапе продакшна все равно вызывала некоторые опасения, и снимался он в строжайшей секретности.
О том, что строгие ценители остались довольны, лучше всего говорит реплика об этой экранизации от героя сериала «Теория большого взрыва». Типичный гик Шелдон Купер не любит перемены, но признает: Закари Куинто в роли Спока был хорошей переменой. Те, кто «в теме» сразу поняли — более положительной рецензии и не придумаешь.
4 «Казино Рояль»
Наверное, у многих есть такое чувство, что с самого 1962 года Джеймс Бонд никогда не отдыхал. Менялся внешне — это да, но на экраны возвращался с завидной регулярностью. Поэтому сейчас мы говорим не о перезапуске всей серии, а экранизации одной конкретной книги Яна Флеминга.
Та, что была первой о Бонде и из которой мы узнали, что водка с мартини встряхивается, но не сбалтывается. Приведем сухие цифры — оценка IMDb первого «Казино Рояль» 1967 года выпуска — 5,2. Перезапуска 2006 года — ровно восемь.
Возможно, Дэниэл Крэйг подкупил для этого критиков, но мы сильно в этом сомневаемся. Нет, первая лента была неплоха и для своего времени — очень дорога в производстве и успешна в прокате (на нее потратили 12 миллионов долларов, а получили только в США — в два раза больше).
Но за 40 лет кино научилось очень многому, да и на производство второй версии потратили в десять раз больше денег. Так что получилось стильно, эффектно и «по-бондовски».
5 «Человек-паук»
А это история перезапуска, с которым случился перезапуск. Два перезапуска. И никто не уверен в том, что эта серия не перезапускнется еще раз. Про первого Бэтмена в кино мы умолчали, но тут скажем — «классическая трилогия» Спайдермена появилась на большом экране в 1970-м. Сейчас IMDb оценивает его на 6,4.
Версия начала нулевых с Тоби Магуайром в главной роли получила оценку 7,3, и «Новый Человек-паук» с Эндрю Гарфилдом, вышедший в 2012-м, не смог до нее дотянуться: зрители дали этой версии твердую семерку. Даже несмотря на то, что в ленте была еще и заводная Эмма Стоун.
А вот «Человек-паук: Возвращение домой» нашел, чем ответить своему знаменитому предшественнику, и эта версия приключений Питера Паркера добилась уже восьмерки. Слагаемых успеха было много: Том Холланд — «хороший мальчик», Роберт Дауни младший как всегда красава, ну а Майкл Китон — для тех самых поклонников «старых, оригинальных лент». Правда, Бэтмена, ну да ладно.
6 «Оно»
Цель: частично перезапустить одну из самых популярных экранизаций Кинга так, чтобы все захотели продолжения.
Статус: выполнено успешно.
Первым отличным приемом создателей второго «Оно» стало то, что премьера новой версии случилась ровно спустя 27 лет после выхода культового сериала. Ну понимаешь, через тот же промежуток времени, через который в книге Пеннивайз появляется в Дерри. Фанаты оценили.
Еще многие фанаты мечтали увидеть в перезапуске повзрослевших актеров из «того самого» сериала, но, увы, не получилось — как минимум, не все из них сейчас живы. Зато «Оно-2017» совершил главный подвиг — Билл Скарсгард смог сыграть зловещего клоуна не хуже, чем Тим Карри, чье исполнение Пеннивайза во многом и принесло славу мини-сериалу 90-х.
Итог? Все происходило на твоих глазах — СМИ гудели, зрители одобрительно кивали, интернет реагировал мемами, а IMDb вынес свой приговор: экранизация девяностых — 6,9, фильм Андреса Мускетти — 7,4.
Операция «Реанимация»! Топ франшиз, которые чаще всех перезагружают
Ох уж это волшебное слово — ремейк, эффективнее, чем красная кнопка. Чуть не туда зашла история, обиделись фанаты, проигнорировали зрители в прокате, разнесли критики — смело жми на перезагрузку и начинай все сначала, с чистого листа. В конце концов, за редким исключением все можно обнулить и перезагрузить. И лучше, чтобы это происходило только в кино, а не в реальной жизни.
Но бывает так, что фильмы все как-то не устраивают то зрителей, то самих создателей, так что буквально раз в пятилетку мы слышим очередные новости о перезагрузке той или иной франшизы. Причем зачастую, это одни и те же названия. Какие же франшизы перезагружают чаще всего? Не два и не три, а лучше если четыре раза и больше.
Бондиана/5 перезагрузок
Традиция в каждом десятилетии менять неуловимому агенту лицо сложилась случайно: во-первых, первый Бонд Шон Коннери раскапризничался после пятого фильма и попросился в отставку, во-вторых, впопыхах заменяя Коннери на австралийца Джорджа Лезенби, «забыли» снять сцену, в которой Бонду делалась пластическая операция. Ну и ладно, годы идут, все та же Маннипенни за столом и только агент приходит то с лицом Роджера Мура, то Тимоти Далтона, то Пирса Броснана.
Если честно, то полноценной перезагрузкой можно считать только появление в ней Дэниела Крэйга, пусть М по-прежнему играла Джуди Денч, но мы узнали, как агент обрел свои знаменитые фишечки-фразочки и как, наконец, в его жизни появилась Маннипенни.
Хищник/4 перезагрузки
Формально, и сиквел был уже своеобразным ремейком, поскольку Шварценеггера в кадре не было (не считать же за появление хронику из первой картины), но раз уж там стоит циферка два в названии, то поведем отсчет от кроссовера, который одновременно ребутнул две популярные фантастические франшизы: Чужой и Хищник.
Завиральный, но эффектный фильм Пола Андерсона продолжил тупой и кровавый сиквел братьев Штраусс. Снова перезагрузка. На сей раз за дело взялся Нимрод Анталл, отправивший нас вместе с разномастными героями на планету боевых ящериц. Фильм собрал разноречивые отзывы и неубедительную, хоть и окупившую затраты кассу.
Новую попытку сделали в 2018-м, казалось бы, сам Шейн Блэк после «Железного человека 3» не должен облажаться. Однако кино провалилось в прокате и было освистано зрителем.
Вы думаете, на этом все? Недавно было объявлено о старте производства нового фильма об ящерицах-охотниках, который возглавит Дэн Трахтенберг («Кловерфилд, 10»). Ходят слухи, что в кадре появится сам Датч (Шварценеггер), а это попахивает очередной перезагрузкой.
Бэтмен/4 перезагрузки
Еще один чемпион по ребутам — это франшиза о Крылатом мстителе. До последнего времени он шел ноздря в ноздрю с Суперменом, однако нового Человека из Стали на горизонте пока не видно, а четвертый ребут Бэтмена с Робертом Паттинсоном на борту уже готов и откладывается исключительно из-за ковидных происков.
Если не считать совсем уж ранних вариантов, о которых мы как-то писали тут, то ведем отсчет с перезагрузки, которую сделал Тим Бертон в конце 1980-х. Опять же если придираться, то два последующие фильма Джоэла Шумахера оказались своеобразными ребутами, во-первых, Брюса Уэйна там играли другие актеры, да и тональность поменялась с готической сказочки на яркий балаган.
Официально же, перезагрузку устроил Кристофер Нолан, вернувший в кадр реалистичность и хайтек пополам с древними полумистическими орденами ниндзя. Зак Снайдер в 2010-х выпустил в свет, пожалуй, самого спорного Бэтмена после Джорджа Клуни: уставшего, озлобленного, галлюцинирующего от недосыпаний. Толком его арку завершить так и не удалось из-за краха «Лиги справедливости», хорошо хоть есть шанс увидеть, чего же все-таки хотел добиться сам Снайдер в режиссерской версии «Лиги…».
Хэллоуин/4 перезагрузки
А это вообще забавная история, в которой серия перезагружалась внутри себя, чтобы к 2007 году дозреть до полноценного ребута Роба Зомби.
Сначала триквел было решено отцепить от истории Майкла Майерса и сделать самостоятельным ужастиком, а франшизу превратить в своеобразный альманах. Однако «Сезон ведьм» получил кучу страйков, и создатели снова вернулись к семейным разборкам, худо-бедно выпустив еще три продолжения.
Между тем в 1998 году у Джейми Ли Кертис, которая играла Лори Строуд в первых двух картинах, что-то щелкнуло и она решила вернуться в серию. Отлично, только в четвертой части известно, что Лори Строуд погибла в аварии. Не беда, обнуляем три серии и едем дальше.
«Хэллоуин: 20 лет спустя» стал кассовым хитом, но Кертис снова заупрямилась и… Лори Строуд погибла у всех на глазах в «Хэллоуин: Воскрешение». После провала этой части студия наконец-то решилась на тотальный ребут, и роль Лори Строуд отдали начинающей актрисе Скаут Тейлор Комптон.
Опять же вполне сносно вышли две части, а Зомби готовился снимать третью, когда Кертис снова решила вернуться в иконической роли. Ничего, что она уже два раза умирала в кадре и за кадром? Майерсу вон тоже сколько раз сносили голову, а он продолжает крепко стоять на ногах. Так что теперь мы ждем «Хэллоуин убивает», который станет последствием четвертой перезагрузки хоррор-франшизы.
Годзилла/5 перезагрузок
Формально мы знаем о двух американских ремейках, один, в 1998 году, провальный, второй, в 2014-м, поудачней, ставший даже родоначальником своеобразного монстрверса, вселенной гигантских чудовищ, со скрипом выпустившей еще две картины.
Однако внутри незыблемой внешне японской франшизы, которая насчитывает почти три десятка картин, аж трижды случались перезагрузки, не только отменявшие события предыдущих частей кроме первой, но и менявшей вид самого монстра, его способности и даже характер. Классикой считается «эпоха Сева», длившаяся от первого фильма до середины 1970-х, когда фильмы из катастроф превратились почти в комедию. В 1984 году серию перезагрузили в более мрачном стиле, получившей название «эпоха Хейсэй».
На рубеже веков Годзиллу снова прокачали в соответствии с технологиями, выпустив серию «Миллениум», ну и заодно восстановив реноме монстра после провальной американской версии. И наконец, на волне второй перезагрузки в США, японцы в 2016-м напомнили, кто все-таки придумал динозавра, выпустив «Годзилла: Возрождение» и начав таким образом период «Рейва».
Кинг-Конг/4 перезагрузки
Зато с будущим противником гигантского ящера все более-менее понятно. В 1933 году вышел первый фильм о горилле-переростке, сценарий к которому начинал писать Эдгар Уоллес, однако в процессе работы он внезапно умер, и скрипт доводили до конца другие люди. Поэтому, например, осталось непонятным, зачем нужны гигантские ворота в деревне дикарей. Нелепо же их делать для Конга, от которого отгораживались гигантской стеной.
Однако раз за разом эти ворота возникали, что в версии 1976 года, что в ребуте Питера Джексона. И только в ультимативном приквеле к монстрверсу «Конг: Остров Черепа» обошлись безо всяких дикарей-каннибалов и прочих нетолерантных персонажей, а следовательно и без странных гигантских ворот.
Что? Где еще один ремейк? А прекрасный японский кроссовер «Годзилла против Конга» забыли?
Интересно, что параллельно сам любитель брутального хоррора Нил Маршалл разрабатывал сериал, где как раз подробно рассказывалось о кровавых каннибалах с Острова Черепа и объяснялось назначение треклятых ворот, но что-то не сложилось.
Семейка Аддамс/4 перезагрузки
Тут перезапуски гуляли с телевидения в кино и обратно и даже заглядывали на территорию анимации.
Тем не менее странные готичные персонажи снова обосновались на телевидение в сериале «Новая семейка Аддамс», сделав перерыв на полный метр в «Воссоединении семейки Аддамс», после которой стало понятно, что не надо ворошить все эти мрачные тени.
Разумеется, до последнего времени, когда очередную перезагрузку семейки сделали в полнометражной анимации. Тут готичный юмор и карикатурная графика пришлись ко двору, так что мы ждем сиквела.
Терминатор/4 перезагрузки
Мы уже не раз говорили, что Джеймс Кэмерон сам навлек проклятие сиквелизации и ремейкизации на свое детище. Поставил бы стопроцентно счастливый финал, и никто бы к нему не лез. Однако «Судный день» заканчивался ночной дорогой, и Т-800 был обречен возвращаться раз за разом.
Но если триквел еще проходил как прямое продолжение, то после того, как Шарценеггер отказался играть в этом балагане, надо было срочно придумывать что-то радикальное. Например, перезагрузка в сериале. Персонажи «сменили» лица, вместо Линды Хэммилтон Сару Коннор стала играть будущая королева-мать Лина Хиди, беготня от роботов стала бесконечной, а сами Терминаторы прятались в каждом втором темном углу.
Режиссер МакДжи тоже устроил своеобразную перезагрузку, отправив зрителей в постапокалиптическое будущее, в дни молодости Кайла Риза. После кислого приема «Да придет спаситель» новые продюсеры опять перезагрузили историю, на сей раз решив огорошить всех хронопарадоксами, в которых Терминаторы бегали толпами, а Сара Коннор спасала Кайла Риза.
Нет, опять не то, сказали зрители. Ладно, выпускаем Джеймса Кэмерона, который все обнуляет кроме первой и второй части, убивает Джона Коннора и устраивает феминистическую революцию. Несмотря на разгромные рецензии и унизительные сборы, ходят слухи, что Кэмерон готов и дальше гнуть свою линию. Надеемся, он опять все обнулит.
А вот тут у нас есть топ альтернативных сиквелов «Терминатора».
Ренессанс или некромантия? Перезапуски известных франшиз
Остин Клеон, автор книги «Кради как художник», считает, что идей в мире существует ограниченное количество. Он в чём-то прав: идеи повторяются, смешиваются, взбалтываются, встают с ног на голову и вообще ведут разгульный образ жизни, но никогда не приходят из ниоткуда.
Что делает студия, когда в воздухе пахнет дефицитом идей? Кто-то ищет хорошие проекты у сценаристов-новичков, кто-то просматривает полки с книжными бестселлерами, надеясь получить права на экранизацию. А что делают самые нетерпеливые? Правильно, перезапускают старую франшизу.
Выгода от такого решения налицо – проект с самого своего анонса окружён повышенным вниманием. В цепкие лапы прокатчиков попадает ностальгирующий зритель, который придёт в кинотеатр, даже если сотня кинокритиков встанет на входе живой стеной. Потому что надеется. Потому что ждёт. Ждёт чуда, которого может не произойти. Что же ненавидят фанаты в перезапусках?
«Мы наш, мы новый мир построим».
Одна из частых ошибок сценаристов – это практически полное копирование старого фильма. Ещё хуже, если концепция пересматривается полностью и от оригинала не остаётся ничего. Режиссёр ребута «Охотников за приведениями» Пол Фиг вознамерился сделать из фильма женскую комедию с заводными девчонками на главных ролях. За что и поплатился – редкий фанат оригинальных The Ghostbusters не поливает Пола грязью.
Притянули к оригиналу за уши.
Кстати, о Терминаторе. Genisys предложит зрителю путешествия во времени, модные нынче отношения «папа-дочка» между стареющим Т-800 и Сарой Коннор, и всё это под эгидой «возвращения к классическому образу персонажей». Станет ли новый фильм достойным перезапуском франшизы – большой вопрос.
«Не трогайте моё детство грязными руками!»
В эту яму падают фильмы, которые в отрыве от франшизы смотрятся не так уж и плохо. Так было с “Черепашками” Майкла Бэя: глобальный пересмотр всего и вся, редизайн персонажей, актриса пятой точкой Мэган Фокс в роли Эйприл… Детям фильм понравился, а вот поколение 90-х почувствовало себя изнасилованным.
Справедливости ради стоит отметить, что давнему любителю франшизы вообще трудно угодить. Зритель не задумывается о том, что во времена оригинала его разум был ещё юн и впечатлителен. Если бы я в детстве увидел новых «Черепах», то точно бы пронёс любовь к фильму через всю свою жизнь.
Громкая рекламная кампания.
Звучащий отовсюду очевидный посыл «будет так же, только лучше» вызывает справедливые опасения. Такова ситуация с продолжением франшизы Star Wars. И всё же пока я склонен доверять слезам Кевина Смита.
Все вместе взятое, помноженное на синдром «плохого кино».
Таков, например, «Сын Маски». Расплывчатая связь с оригиналом, полная смена целевой аудитории, слабый сюжет и синдром «изнасилованного детства» в одном флаконе.
И всё же звёзды бывают благосклонны к режиссёрам. Порой перезапуски выходят хорошими, а иногда они дают фору даже первоисточникам. За что же мы их любим?
Новое видение.
Трилогия Нолана о Тёмном Рыцаре – самый удачный пример. Эти фильмы определили отношение к истории Бэтмена целого поколения. Теперь, заговаривая о защитнике Готэма, так или иначе вспоминаешь образ Джокера из фильма.
Ещё один пример: ребут «Планеты обезьян». Здесь та ситуация, когда сравнивать ремейк с оригиналом просто не нужно – фильмы о разном. Сохраняя общую концепцию, новая «Планета обезьян» берёт зрителя психологизмом и впечатляющим motion capture.
Мы забыли оригинал.
«Одиннадцать друзей Оушена». Картина здорово нашумела и теперь периодически всплывает в списке лучших криминальных фильмов. Не является ли причиной то, что оригинальный фильм с Фрэнком Синатрой в главной роли никто не смотрел?
То же самое можно сказать о фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Оригинальную картину про витающего в мечтах дурачка никто не помнит, и потому фильм смог безболезненно сменить концепцию и даже заслужил множество положительных отзывов за впечатляющие северные ландшафты.
Перезапуск – это одновременно и клондайк, и проклятье. Меньше всего на свете я хотел бы стать режиссёром ребута какого-нибудь горячо любимого зрителями фильма. Даже сорвав большой куш, парень в режиссёрском кресле всегда рискует. А уж остаться в зрительской памяти убийцей франшизы – такого и врагу не пожелаешь.
Ребуты будут происходить и дальше. Знаменитые фильмы будут возрождаться: либо как феникс из пепла, либо в виде живой мертвечины. У зрителей остаётся только один способ борьбы с перезапусками: если вам не нравится то, что собираются сделать с франшизой – не ходите в кино. Не давайте создателям денег, не тратьте времени на просмотр и не создавайте вокруг фильма информационный шум. Игнорируйте плохие ребуты и, возможно, они перестанут вставать из своих могил.