что значит престижная школа
Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно
Пусть он проигрывает олимпиады, но зато не теряет интерес
– Отдавать ли ребенка в престижную школу?
– Для моей семьи, где воспитывается аж шесть школьников, вопрос «в какую школу отдать ребенка» был и остается больным и актуальным. Лично для меня частная школа – совсем не вопрос престижа, хотя очевидно, что для многих такие школы – ярмарка тщеславия. Причем для родителей, потому что для детей это ровным счетом ничего не значит. Но есть два момента, которые действительно работают как аргументы «за» частную школу, государственную школу с углубленным изучением какого-либо предмета и школу «с уклоном».
Первый – это личностные особенности ребенка.
Каждый родитель заинтересован, чтобы ребенок развил максимум своих способностей. Но достигнуть максимума можно в одном случае: если ребенку будут помогать взрослые, причем помогать индивидуально.
В массовой школе, разумеется, никто индивидуальность учитывать не станет. В массовой школе, где классы раздуты, где часто учится сразу 25 человек, просто нет ресурсов для этого. Учителям элементарно не хватает сил. Замотанным и уставшим педагогам дети вообще «мешают делать важную работу»: заполнять журналы и составлять отчеты.
Родителю же хочется, чтобы ребенок реализовался и достиг высот. Не высот вообще, а личных, которые у каждого ребенка свои. Если умственно отсталый ребенок заканчивает начальную школу на уровне общеобразовательной, пусть и в подростковом возрасте, то это прорыв, настоящий и безоговорочный успех.
И если одаренный ребенок занимается в математическом лицее, пусть и проигрывая олимпиады, но благодаря мудрым педагогам не теряет интереса к математике, продолжает с энтузиазмом решать задачи повышенного уровня сложности – это тоже успех.
Успех не может быть общим местом и одной для всех заданной высотой. Планка у каждого своя.
Все мои дети учатся в специализированных школах, потому что всякие попытки нашей семьи, чтобы каждый из них развивался в общеобразовательной школе, потерпели крах. Особенности, уровень интеллекта, креативность и способности в разных областях у всех моих детей разные, если не сказать, что диаметрально противоположные. Нам с мужем пришлось кого-то отдать в гимназию, кого-то в частную школу, а кого-то в школу с углубленным изучением тех или иных предметов.
– Да, но если отдать ребенка в школу с углубленным изучением химии или математики, а у него нет к этому способностей, разве мы не навредим ему?
– У меня самой посредственная память, совсем плохая. Слабо работает аудиальный канал. Это мои личностные особенности. Я воспринимаю информацию зрительно. Родители отдали меня в языковую школу с углубленным изучением испанского. Со временем появился второй язык, английский. Это была катастрофа. Мне вообще тяжело даются иностранные языки. Я их не слышу, не чувствую (не говоря о проблемах с памятью), мне трудно вызубрить слова. Если говорить житейским языком, я в чистом виде естественник, математик. Учиться в языковой гимназии для меня было пыткой. То, что кому-то из одноклассников давалось легко: запомнить слова, выучить выражение, скопировать, повторить – для меня было ежедневной каторгой, которая растянулась на десять лет.
Десять лет ежедневных усилий в попытке запомнить и воспроизвести. И хотя я так и не овладела в совершенстве испанским, я прекрасно научилась работать и преодолевать себя. Это самый главный успех. Я благодарна родителям, что не отдали меня в районную школу рядом с домом. Несмотря на отсутствие способностей к языкам, они отважились отдать в школу, где не только учли мои личностные особенности, но и нагружали так, что я показала свой максимум.
Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать
– Индивидуальные особенности – это здорово, а как же окружение?
– Это второй момент, который играет наиважнейшую роль в вопросе выбора школы.
Школьный возраст затрагивает две возрастные эпохи. Первый период длится с 7 до 12 лет. Это эпоха, когда самым значимым человеком в социальной ситуации развития ребенка становится учитель. Роль учителя в этом возрасте колоссальна.
Мы понимаем, что в условно элитарных школах с претензией, с традицией, со специализацией, в платной школе или в гимназии найти учителя, которому ты безоговорочно доверяешь, гораздо проще. Если найдете в районной школе учителя, с которым ребенку будет спокойно, того, кто позаботится, обеспечит безопасность, в том числе психологическую, а главное, станет для ребенка авторитетом – это замечательно.
В начальную школу вообще нужно отдавать, ориентируясь на учителя. Если человек вам нравится, близок и понятен, значит, и ребенку с ним будет хорошо. Не важно, в какой школе он работает.
В подростковом возрасте значение имеет не учитель, а сверстники. С 7-го по 11-й класс авторитетом становятся ребята, которые учатся рядом. Чаще всего общеобразовательная школа, увы, становится синонимом «проблемы». Я живу в районе Солнцево. У нас в массовых школах рядом с домом учатся дети из простых, часто неблагополучных семей. Наверняка это замечательные дети, у них, хочу надеяться, большое будущее, но в классе они транслируют культуру семьи, из которой пришли. Эта культура для многих детей оказывается травматичной.
Я не раз публично рассказывала историю об одном из своих сыновей. Он с завидной регулярностью возвращался из школы с синяками на руках. Оказалось, что его кусает сосед по парте. На вопрос, а что делает в это время учительница, он отвечал: «Отворачивается». Когда я спрашивала, а что же делаешь ты, то звучало скромное: «Терплю, мамочка, потому что, если сидеть молча, он быстрее успокаивается».
Когда я об этом узнала, мне захотелось немедленно принять меры. Сделать это не позволил мой же разумный первоклашка. «Мам, наверняка у него в семье проблемы, – сказал он, – не от хорошей жизни люди кусаются. Да и учительнице это может навредить». Для меня это история о том, что среда, в которой человек человеку волк, разрушала моего собственного ребенка. Мне пришлось забрать сына из этой школы.
Как психолог я понимаю: конфликты между детьми – это нормально, они есть и будут в любой школе. Но бывает среда и окружение, в которой эскалация конфликта неизбежна.
Ваше чадо рискует не справиться с направленной на него агрессией, бескультурьем, приоритетом иных ценностей, о которых он не догадывался.
В другой среде виноватый в конфликте ребенок подойдет и попросит прощения, потому что «был не прав и не смог себя сдержать». Не думаю, что кому-то в голову придет осуждать родителя, который желает для ребенка коллектива, где дети умеют рефлексировать над собственными поступками и находить адекватные решения.
Если мы хотим, чтобы ребенку было комфортно, он был в безопасности и никто не развенчал то, что дорого семье и нашему родительскому сердцу, если хотим, чтобы его окружали близкие по духу и взглядам люди, если нам вообще важно то, с кем он проводит время, то мы выбираем особенную школу.
Это может быть спецшкола с углубленным изучением иностранного языка, православная гимназия или математический лицей. Это не разговор об амбициях и престиже. Это вопрос о персональной заботе и личностном подходе. Это естественная попытка родителей обеспечить ребенку безопасную среду. И только. Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать моего сына или дочь, с кем они будут постоянно взаимодействовать, с кем будут взрослеть.
Готова ли семья заплатить за перевод такую высокую цену
– После таких слов многие захотят взять ребенка в охапку и отправить в ближайшую спецшколу. Но не опрометчиво ли это будет – ведь и в старой школе у него есть друзья, любимые учителя?
– Стресс, который ребенок переживает при смене школы, по силе переживаний занимает третье место после гибели кого-то из близких или развода родителей.
Многократно подумайте, насколько уместно, да и готова ли семья заплатить такую высокую цену, чтобы ребенок оказался среди других одноклассников. Если родители понимают, что это будет ребенку во благо, тогда надо действовать. Игнорировать привязанность ребенка к старым друзьям и привычным условиям нельзя. Нужно понимать: смена даже самой плохой школы на лучшую – всегда огромный стресс.
Повторюсь, в начальной школе принципиальное значение имеет фигура учителя. Если у ребенка с учителем сложились отношения, переводить в другую школу только потому, что нынешняя школа не соответствует вашим высоким требованиям, неразумно и вредно.
Другое дело – подросток, который пытается самоопределиться, для которого значим вопрос профориентации. Если он вступает в диалог: «Мама, я хочу быть программистом, что мне может в этом помочь», то как бы вам ни нравилась его школа, перевод в другую – разумное решение.
Каждый новый день ставит нас перед выбором. Либо я пользуюсь своей родительской властью единолично, игнорируя потребности и запросы ребенка, потому что мое мнение – единственно правильное. Либо учитываю мнение чада, не равнодушен к его просьбам и только вместе мы приходим к решению.
Безусловно, родитель хочет лучшего для ребенка, но не всегда может просчитать плюсы и минусы. Спасение здесь одно: принимать общее решение в диалоге.
Помню, как переводила своего тринадцатилетнего сына из общеобразовательной школы в частную. В районную школу он практически не ходил. Из девяти учебных месяцев болел семь. В школе ему было скучно. Он предпочитал лежать дома и читать книжки, в том числе учебники, лишь бы не ходить в школу.
Я решила, что в частной школе ему будет интереснее. В ней можно будет участвовать в математических конкурсах, там на него не станут давить, учтут все его особенности, да и уроки в ней проходят как театральные спектакли. Все это «добро» я попыталась транслировать ребенку. В старой школе он находился в жутком стрессе. Все там ему казалось ужасным, драматичным и страшным, хотя он и здоровенный парень. Новая показалась в разы хуже прежней.
Аргументом, который успокоил, было обещание: «Если в течение первого полугодия не понравится, я гарантирую возврат в старую школу». Как только я пообещала, что решение за ним и только от него зависит, где он будет учиться, сын успокоился. Ему было тяжело в новой школе, но оказалось, что оно того стоило. Школу он посещает и возвращаться в старую не планирует.
Полезно и безопасно – нормально выбирать для своего ребенка лучшее
– Амбиции родителей не стоит снимать со счетов. Для многих школа – это статус. Если я топ-менеджер крупной компании, вряд ли мой ребенок будет учиться не в элитной школе.
– Я не встречала родителей, которые выбирают школу по принципу «престижно – не престижно». В конце концов, не в XIX веке живем, чтобы подчеркнуть свою статусность такими средствами. Сегодня школа никак не связана с новой ступенькой в карьерной лестнице родителей.
Вся заточенность на «элитарность», которая нами очень по-разному трактуется, все-таки строится на принципе блага для ребенка и наших финансовых возможностях.
Родители выбирают школу, оценивая их по двум параметрам. Во-первых, насколько с точки зрения будущего вашего ребенка будет полезно в ней учиться. Во-вторых, насколько безопасно и комфортно окружение. Это действительно здраво и правильно.
Со стороны может показаться, что попытка неких знакомых запихнуть сына в лучшую московскую матшколу или школу, на оплату которой приходится отдавать львиную часть зарплаты – бессмысленна и неуместна. Но, как ни странно, именно эта форма заботы родителей позволяет ребенка со скромными способностями стимулировать к чему-то большему. Это позволяет ему чувствовать себя на коне даже при отсутствии учебной и познавательной деятельности.
Я убеждена: главное – решать эти вопросы для каждого ребенка индивидуально. Если стресс из-за требований в новом месте так велик, что выбивает ребенка из колеи, приводит к неврозу, то стоит оставить затею. Но, оставляя ребенка в болоте, где ему и двигаться-то нет надобности, вы тоже ему пользы не приносите.
У одной из моих дочерей умственная отсталость. Когда мы поняли, что она не может учиться в общеобразовательной школе, потому что не тянет программу, мы отправили ее в коррекционную. Но вскоре поняли, что для нашей дочери – это и есть оказаться в болоте. Дочка на тот момент читала, писала, считала. Большая же половина ее класса оказались детьми неговорящими. Мы могли спокойно продержать ее в этой школе все двенадцать лет. Она окончила бы ее, тихо сидя в уголке.
Разумеется, учитель занимался бы более слабыми детьми, помогал и поддерживал бы в первую очередь их. А моя дочка чувствовала бы себя замечательно, тихо улыбаясь учителю и изредка по слогам читая «мама мыла раму». Но мы решили увеличить количество стресса своему ребенку. Правда, в такой ситуации рассчитывать норму стресса нужно здраво. Если бы отдали дочь в обычную школу, то уровень стресса был бы так высок, что ребенок сломался, сорвался бы.
Мы искали компромисс. Нам было важно, с одной стороны, чтобы ее тормошили, чего-то требовали, ждали, чтобы ей пришлось за кем-то и тянуться. С другой стороны, чтобы это было ей по силам. На данный момент мой четырнадцатилетний ребенок закончил всего четыре класса, но в частной школе для здоровых детей. Это оказалось оптимальным вариантом и золотой серединой. Частная школа – это не коррекционная школа, в которой слово криво накарябал – и уже отличник. Это не школа, где подросток обязан освоить весь курс алгебры. В частной школе моя дочь занимается по индивидуальной программе, ей предъявляют требования с учетом особенностей и возможностей, сил и уровня. Ей позволили спокойно сдать программу за начальную школу, невзирая на возраст.
Для детей школа – важный период жизни. И это далеко не только информация, которую они получают, знания, которые осваивают. Поверьте, почти любому родителю хватило бы образования дать ребенку знания в рамках средней школы. Но школа – это история про среду, общение, сверстников, про авторитеты (кроме родителей), которые должны быть в жизни у каждого из нас. Это нормально, если мы выбираем для своих детей лучшее.
Что значит «престижная школа»? 1
Когда полгода тому назад началась дискуссия о том, нужно или нет родителям любой ценой стремиться, чтобы их дети учились в престижных школах, многие пытались уверить, что это люди с жиру бесятся. Конечно, теоретически разницы нет – программы для школ министерством образования разработаны одни и те же, и учителя в престижных школах тоже просто люди, а не сверхчеловеки.
Если исходить из принципа «лишь бы аттестат получил», то, может быть, действительно все равно. Однако если думать о будущей карьере ребенка, о возможностях его сознательного выбора профессии после окончания школы, то тут не все так просто.
В первую очередь престижные школы – это школы, где действительно есть учителя. Престиж профессии учитель невысок: получает он официально раза в два меньше строителя, продавца супермаркета и даже меньше контролера билетов в общественном транспорте. Хотя от учителя требуется высшее специальное образование. Это продолжает советскую традицию, когда слесарь получал больше главного инженера. Не удивительно, что в школах почти триста вакантных учительских мест, а из получивших педагогические специальности менее трех процентов пополняют ряды учителей.
Престижные школы еще могут отбирать кадры – последних энтузиастов, которые в преподавании видят смысл жизни. А остальные перебиваются либо халтурщиками, которые знают, что их не выбросят, так как некем заменить, либо «временщиками» – подрабатывающими студентами, ждущими, пока подвернется лучшее место. Прошу не обижаться тех, кто работает на совесть и в «непрестижной» школе, но вряд ли они могут представить, чтобы во Французском лицее по полугоду не преподавали тот или иной предмет, а рижская государственная 1-я гимназия приняла на работу халтурщика.
Да, теперь вроде бы министерство вырабатывает единые программы и задачи, по результатам которых будут принимать в вузы. Ученики каких школ покажут лучшие результаты? – трудно ли ответить на этот вопрос. Почитайте биографии ведущих латвийских политиков, большинство из них выпускники престижных школ – если не Риги, то своего региона.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
ПРЕСТИЖНАЯ ШКОЛА. НЕ ПОПАЛИ? НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО!
Недавно я посмотрела по телевидению репортаж из Санкт-Петербурга о том, какой ажиотаж родители устроили, пытаясь записать своих детей в самые престижные школы города.
Люди занимали очереди задолго до открытия школы, потом врывались туда и начинали быстро заполнять необходимые документы, пытаясь опередить тех, кто предпочел запись в школу через интернет. И это все при том, что мест в Питерских школах более чем достаточно, чтобы принять всех первоклассников.
Что же это происходит? Почему люди придают такое огромное значение выбору престижной школы? Зачем весь этот ажиотаж? Насколько это оправдано?
Дело в том, что родители очень правильно понимают один очень важный момент: в формировании ребенка огромную роль имеет выбор окружения. Пытаясь устроить ребенка в престижную школу, родители надеются дать ему наилучшее окружение. Они полагают, что в престижной школе меньше вероятности, что их ребенок попадет под дурное влияние.
Престижная школа – смотрим на учителей
То, что родители совершенно не учитывают, это, во-первых, какой педагогический коллектив работает в школе, и, во-вторых, особенности их собственного ребенка.
Если вы устроите ребенка в престижную школу, есть риск, что там работают учителя, для которых престиж, карьера имеют большое значение. А это значит, что вашему ребенку достанется учитель с кожным вектором. Koжно-зрительная учительница хороша лишь в начальных классах и при условии развитости в зрительном векторе. Она так же желательна, как учительница языка и литературы. Кожно-зрительная учительница приобщает детей к культуре, учит их состраданию, сопереживанию.
Когда речь идет о точных науках, здесь предпочтительнее, чтобы вашего ребенка обучал обладатель анального вектора. Именно такой учитель наделен терпением и талантом, чтобы донести до вашего ребенка такие сложные предметы как физика, математика, химия и т.д.
Престижная школа. Разные дети – разные результаты
Что касается вашего ребенка, то следует еще учитывать, что все дети разные. Есть такие дети, которые любят и хотят учиться. Им это задано от природы. Они терпеливые, усидчивые и прилежные. Любят доводить все до конца, до совершенства. В большинстве случаев это послушные дети. Речь идет о детях с анальным вектором. Им задано от природы желание учиться, накапливать знания и опыт, чтобы потом передавать их следующим поколениям. Из них получаются хорошие учителя, врачи и ученые.
Но есть и такие, кто являют собой полную противоположность анальным детям. Это дети с кожным вектором – шустрые, подвижные, не могут усидеть на одном месте. Учиться они не любят, у них в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Зато у них есть другие врожденные таланты. Они очень гибкие телом и душой. Гибкие телом означает, что из них получаются замечательные спортсмены, гимнасты, акробаты, танцоры. Они любят соревноваться, и обучение в престижной школе — это дополнительный пункт в их табели о рангах.
Гибкие душой означает, что они легко приспосабливаются к любым условиям и легко ладят практически со всеми людьми. К тому же они обладают гибкостью ума, качеством, которое делает из них изобретателей, рационализаторов, инженеров. У них ярко выраженные лидерские качества. Такой ребенок, когда вырастет, может сделать карьеру, несмотря на то, что не был отличником в школе. Ему от природы задано стремление к карьерному росту и у него есть все качества, которые необходимы, чтобы этого достичь. Такие дети могут доставлять много хлопот учителям, так как они очень подвижны и, на первый взгляд, неуправляемы. Но это ошибочный взгляд. Кто разбирается в системно-векторной психологии, тот знает, что детей с кожным вектором очень легко дисциплинировать. Это ведь их врожденное желание: подчиняться и подчинять себе других. Выпускники престижных школ часто и дальше по жизни поддерживают друг друга в карьере и бизнесе. Нередко бывает, что вырастая, они иногда делают военную карьеру, становятся офицерами. Или работают в органах правопорядка.
Каким бы ни был ваш ребенок, у него есть все шансы преуспеть в жизни. Главное, это создать ему наиболее благоприятные условия для развития пока он маленький.
Престижная школа. Защищенность и безопасность
Благоприятные условия означают, прежде всего, чувство защищенности и безопасности. Это как база. Для этого желательно, чтобы родители и учителя владели системным мышлением, способностью определять врожденные свойства каждого ребенка. А затем уже развивали ребенка в соответствии с набором его векторов, заданных самой природой. И ни в коем случае нельзя пытаться реализовать свои собственные несбывшиеся мечты через ребенка. Он может оказаться совсем не таким, как его родители по своим заданным психическим качествам. Пытаясь формировать ребенка по своему образу и подобию, можно нанести ему непоправимый вред.
Поэтому мой совет родителям, мечтающим о престижной школе: поинтересуйтесь, как долго работают учителя в той школе, куда вы хотите отдать ребенка. Чем дольше, тем лучше. Сходите в школу и прочувствуйте атмосферу. Нет ли таких учителей, которые кричат на детей. Их надо стараться избегать.
И самое главное: не думайте, что если вы выбрали хорошую, престижную школу, то можно уже расслабиться и ничего не делать. Не перекладывайте с себя ответственность за судьбу вашего ребенка на учебное заведение.
Престижная школа создается вами
Если даже вы попали не в самую «престижную» школу, не огорчайтесь. Участвуйте активно в делах школы. Объединяйтесь с другими родителями и следите за тем, чтобы на занятиях всем детям было хорошо, не только вашему ребенку. Чужих детей не должно быть. Дети вырастут и окажутся во взрослой жизни. Именно в детские годы в них можно посеять разумное, доброе, вечное, прежде всего собственным примером. Организуйте встречи, собрания, чаепития и другие мероприятия, которые сближают, создают условия для общения. Будьте в гуще событий. Постарайтесь сделать школьные годы максимально насыщенными, интересными для всех детей в школе, а значит и для своего ребенка тоже.
И тогда вы увидите, как ваша самая обычная школа вдруг станет престижной и к ней начнут выстраиваться очереди.
А чтобы вы могли делать это наилучшим образом, вам необходимо научиться взаимодействовать с другими людьми. В этом вам опять же поможет тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Тренинг научит вас понимать и принимать других людей такими, как они есть, видеть, с кем можно иметь дело, на кого и в чем можно рассчитывать, как мотивировать самого себя и окружающих, и многое, многое другое.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.