что значит социальная фантастика
Значение словосочетания «социальная фантастика»
Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд».
Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бомбардировщик (существительное):
Что такое «социальная фантастика»?
Однако заглянув в википедию, я прочитала вот это:
Социальная фантастика (англ. Social science fiction ) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии и размышления об общечеловеческих ценностях, о взаимодействии человека и общеста. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях и размышлять об общечеловеческих ценностях реального мира. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.
Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд».
Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.
Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема).
Согласна, что Стругатские именно об этом писали, например «Понедельник начинается в субботу» именно о таких самых странных событиях нашей жизни.
Но причём тут научная фантастика и космос. Это же уже другой жанр, или поджанр. Да, он тоже связан с социумом и понятиями о развитии человечества, как с научных точек зрения, так и социально-психологических, и адаптация человека как в космосе, так и на Земле.
Теперь заглянем в значения этих слов:
Про социальную фантастику и про засевших в Википедии вредителей
Я вас приветствую категорически и на ночь глядя. Извините, очень хочется поговорить.
Говорить будем, как вы наверняка уже догадались, про стартовавший на АТ конкурс социальной фантастики «Зеркальное отражение».
Разумеется, я сразу побежал участвовать, но вот в процессе заявки случился казус. Нет, книжку-то у меня на конкурс взяли, но другую и после приключений. В процессе этих приключений у меня и появилось желание написать этот блог, где я намереваюсь открыть народу глаза, принести всем свет истины и посрамить всех, кто в Интернете неправ.
Причиной поломки стало определение социальной фантастики, принятое организаторами на вооружение.
Я не знаю, кто в этом виновен, но определение социальной фантастики организаторы зачем-то сперли из Википедии: «Социальная фантастика — это широкий жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет влияние технического прогресса на социальное устройство общества и размышления о человеческих ценностях».
Определение должно задавать критерии, ставить границы. Кривое определение задаст плохие, негодные критерии.
Читатели начали допытываться: «А чо можно? А киберпанк можно? А альтернативку?». Организаторам пришлось выкручивать из определения критерии. В результате появился официальный » Гарсон Апдейт номер два».
UPD-2: работы, в которых в качестве фантдопа используются магия и супер способности без логического обоснования не отвечают условиям конкурса. Пожалуйста, внимательнее читайте определение выше, где напрямую сказано, что речь идет о научной фантастике. Не фэнтези.
Я, счастливый, заявляю «Мальбрука» на конкурс, после чего получаю отказ.
Отказ спровоцировал мой ментальный ступор и примерно следующий диалог с модератором.
— Я не могу взять книгу.
— У вас там Система, магия и фаерболлы.
— Магию и фентези нельзя, смотри «Апдейт номер два»
— Но у вас же есть среди принятых работ книги в жанре РеалРПГ? Там разве нет Системы?
— Есть. Но там правильная Система. Возникшая в результате технического прогресса.
— А магия? Разве там нет магии?
— Нет. Там есть суперспособности. Возникшие в результате научных экспериментов.
— Типа того. Удивительное рядом, но оно запрещено.
Ну и в целом «Куда идем мы» не стыдный и не тупой роман, вполне себе социальная фантастика, то есть хотя бы часть читателей не будет обманута в своих ожиданиях.
В общем, я заявил первый том серии.
Мне, конечно, будет очень жалко, если меня выгонят как прокравшегося волка в овечьей шкуре, но я за справедливость.
И поэтому должен указать организаторам на ошибку, которая в конечном итоге и вылилась в этот абсурд.
Как я уже сказал, определение из Википедии верное, но не полное. Изрядная часть книг в жанре социальной фантастики действительно была научно-фантастическими романами, исследовавшими влияние технического прогресса на социальное устройство общества.
Отношения людей и общества могут раскрываться и в НФ, и в фентези, и даже в попаданчестве.
Вы же, табуируя все, кроме НФ, конечно, сокращаете количество претендентов до разумных пределов. Но можно только предполагать, сколько годных книг в жанре социальной фантастики вы отбракуете, не увидев.
А значимость и успех любого литературного конкурса определяется одним-единственным критерием.
Качественным составом участников.
Социальная фантастика. Вопросы и примеры.
Решил почитать данный поджанр и очень удивился, что такового не существует на Лит-Эре. А по тегу «Социальная фантастика» находится до обидного мало книг.
Вот и встал у меня вопрос, точнее, несколько:
1. Какая фантастика, по-вашему, может называться «социальной»?
2. Привидите примеры хороших (можно лучших) образцов по вашему личному мнению.
Буду благодарен за ответы.
30 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Искал что-нибудь любопытное почитать и наткнулся на этот пост) добавлю от себя, если ещё актуально:
Социальная фантастика (англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях.
Хайнлайн «Чужой»
Лао Ше «Записки о кошачьем городе»
Саймак «Город»
Ле Гуин «Левая рука тьмы» и иже с ними)
Бэд Кристиан, Хочется верить. А вы, как я понимаю, тоже пишете социальную фантастику? Что своё посоветуете читателю-фантасту старой закалки? )
«Пасынки вселенной» Хайнлайна
«Хищные вещи века» Стругацких
«Туманность Андромеды» Ефремова
«Дюна» Герберта (но слишком много интриг)
«Пилот Хаоса» Ингрида (тоже интриг немало)
«Нейромантик» Гибсона
Как показывает практика, собственно, есть две крайности соцфантастики: это либо «Дюна», либо «Нейромантик». И все переходные формы. Либо интриганство, либо машинизм и монстры, которых человек находит внутри.
+ из А. Миронов, «Тупик Гуманизма»:
4 генваря 2099 года
– Эмбарго вы у меня не отнимете, – не выдержав, оскалился квестор. – Три часа моратория на штурм – это мое бесспорное право.
– Ошибаетесь, – будничным тоном сказал Черный Эрго. – Даже мораторий вы применить не имеете возможности. Ибо сегодня есть вторник, день Марса и Афины Паллады. А это значит, что любые моратории и прочие акты пацифического плана в этот день подлежат отмене в пользу силовых решений – в интересах миллионов людей, поклоняющихся идеалам и ценностям здорового инстинкта общественного самосохранения. Так что – будем штурмовать. А вашему начальству мы безусловно доложим о вопиющей юридической неграмотности, продемонстрированной квестором Порфирием Литотом в ходе взаимодействия со Службой вразумления при расследовании и локализации теракта в жилом доме по адресу Тупик Гуманизма, 400.
*
На самом деле, Соловей вовсе не совершал уголовно наказуемых деяний. Прозвище «разбойник» – производное от того имени, под которым гениальный лесной певец был известен на Западе: RusBoyNick – то есть «русский парень Ник».
*
На ЛЭ можно поставить только два жанра. Поэтому и не ставят социальная фантастика. Мои романы почти все социальная фантастика. И не просто социальная, а философско-социальная. Только людям это сложно и скучно читать. Поэтому какой смысл ставить «социальная фантастика», когда это сразу будет отталкивать читателя, который не хочет забивать голову чем-то сложным? Лучше поставить фант.боевик или постап. Чего говорить, если даже киберпанк (а это тоже разновидность социальной фантастики) здесь в плачевном состоянии.
Lord Weller, Коммунитаризм? Интересно. Впервые слышу )
Социальная фантастика
Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд».
Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Криминальная проза — литературный жанр, сосредоточившее своё внимание непосредственно на преступлении, его раскрытии, образах преступников и их мотивах Представляет собой одно из наиболее популярных направлений литературного мейнстрима. Его черты проявляются в научно-фантастических или исторических романах. К криминальной прозе относятся несколько поджанров, например, детектив (а также англ. whodunit), правовой триллер (англ. legal thriller), судебная драма (англ. courtroom drama) и Крутой детектив.