что значит стал шахидом
Значение слова «шахид»
Но сегодня все жители планеты под словом «шахид» подразумевает совершенно противоположное понятие. Шахид ассоциируется с террористами, которые совершают публичные самоубийства и уносят с собой сотни мирных жителей, находившихся поблизости.
В понятии «шахид» практически никто уже не видит благородства и отваги, это слово стало обвинительным в глазах жителей нашей планеты в сторону приверженцев ислама.
Термин «шахид» в странах мира
Например, в Азербайджане, есть целая Аллея шахидов. В 1990 году произошла трагическая гибель сотен людей, боровшихся за независимость своей страны. Это событие получило название «Черный январь» и чтобы увековечить память этих героев, была построена целая аллея в центре Баку с мемориальными досками солдат. Названия она получила «Аллея шахидов».
В России приверженцы ислама называют шахидами людей, павших в бою за свою родину во времена Великой Отечественной войны.
Шахидом в Пакистане называют каждого солдата, сражавшегося и погибшего в войне за свою страну.
В Ираке, как и в Азербайджане, существует мемориальный комплекс, носящий название «Памятник шахиду». Его построили в память о солдатах, погибших во время ирано-иракской войны.
В Дакке тоже есть мемориал шахидов. Он построен не в честь солдат, а в честь демонстрантов, которые умерли от рук пакистанских солдат.
В Абхазии шахидами называются потомки абхазских махаджиров. Предки этих людей погибли, сражаясь в грузино-абхазском конфликте.
Кто приравнивается к шахидами
Следуя словам Пророка в священном хадисе шахидом может считаться:
Пояс шахида
Из чего сделан
Все эти элементы соединены между собой проводами, подключенными к коробке управления.
Из чего сделаны поражающие частицы
Где впервые был применен пояс шахида
Впервые пояс смертника был обнаружен недалеко от ливанской границы в строящемся городе Кирьят-Шмона в 1974 году. Тогда подобный пояс нашли у трех террористов.
Теракты 2000 годов
Исламский терроризм
А термин «исламский терроризм» вообще считается некорректным, так как подразумевает под собой прямую связь между терроризмом и религией. И это является в корне неверным понятием.
Ислам в политике
Если в христианской вере Библия поверхностно касается социальных и правовых вопросов, то в Коране мусульманин может найти ответ буквально на любой интересующий его жизненный вопрос. Даже в наше время. Ислам дает установки на построение социальной, политической, образовательной, налоговой и судебной систем. Все эти системы формировались и устанавливались для мусульман на протяжении веков. Многие понятия в политике неразделимы с канонами ислама.
Можно сделать вывод из предоставленной информации, что называть террористов-смертников шахидами это неверно и неполиткорректно. Термин «шахид» был придуман и распространен больше журналистами, чем людьми, проповедующими ислам как религию. И ислам никогда не будет считать людей, которые преднамеренно шли на убийство беззащитных людей, мучениками за веру.
Умершая при родах, утонувший и погибший при пожаре являются шахидами
О похоронах шахидов
Шахиды, павшие на священной войне, защищая религию Аллаха, подразделяются на две категории. Первого называют шахидом этого (дунья) и потустороннего (ахират) миров, и это тот, кто пал в войне (газават) за возвышение Слова (религии) Всевышнего Аллаха. Второго называют шахидом этого мира (дунья), и это тот, кто пал на газавате, но не ради религии, а ради обретения трофея или с другими подобными намерениями и целями. Мусульмане обязаны завернуть в саван и захоронить обе эти категории шахидов, но обмывать их и совершать за них заупокойную молитву является запретным.
Таким образом, шахида не обмывают, даже если он был в состоянии осквернения (джинаба). Сообщается, что, когда в битве при Ухуде пал Ханзаля ибн Абу Амир, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, вашего друга искупали ангелы. Спросите его жену об этом». Его жена сказала, что он вышел без полного омовения, когда услышал призыв. И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поэтому его искупали ангелы».
Шахида следует хоронить в той одежде, в которой он был убит, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Похороните их в их одеждах» (имам Ахмад), т. е. сверх той одежды, в которой он находится, его окутывают в саван. Если на нем не хватает какой-либо части одежды, то недостающую часть добавляют.
Над шахидом также не совершают погребальный намаз, т. к. Всевышний Аллах даровал ему достоинство и почёт и очистил его. Шахиду обещана Милость Создателя, поэтому шахид не нуждается в том, чтобы мусульмане просили за него Аллаха, чтобы читали ему мольбу. Ангелы Мункар и Накир не допрашивают его в могиле.
Что же касается шахида только потустороннего мира (ахират), то по отношению к нему не существует то же самое шариатское заключение, что и для шахида, павшего на войне. Шахида потустороннего мира, в отличие от последнего, необходимо обмывать, завернуть в саван, совершить за него заупокойную молитву и захоронить.
К такой категории шахидов относится женщина, умершая при родах, утонувший, умерший в пожаре, умерший вследствие падения на него чего-либо тяжелого, погибший от притеснения (зульм), умерший в процессе поиска религиозных знаний, даже если он умер в своей постели, умерший от болей в животе, будь то от поноса или от болезни толстой кишки, или селезёнки, т. е. независимо от какой подобной болезни он умер.
Также к шахидам потустороннего мира относится мусульманин, умерший от чумы (т. е. если он умер не во время распространения этой эпидемии), и тот, кто во время эпидемии чумы умер от чего-либо другого, если он, будучи уверенным в том, что его постигнет лишь то, что предопределил ему Всевышний, и, проявляя терпение, не покинул место, где разразилась эта чума, или же если он, будучи жив во время эпидемии, умер после того, как прекратилась чума.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кто является шахидом, и как его хоронят?
Вопрос: Объясните мне, пожалуйста, кто такой шахид (мученик) и каковы правила гусля, джаназы и похорон в отношении шахида?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Под термином «шахид» обычно подразумевается человек, сражавшийся на пути Аллаха и павший на поле боя. Термин «шахид» также может относиться к несправедливо убитому мусульманину или даже к мусульманину, умершему в результате серьезной болезни. Степень шахида – это то, чему каждый мусульманин должен завидовать, и что каждый из мусульман должен стремиться получить. В хадисах указывается большое количество наград, уготованных для шахида, – таких, как прощение всех его грехов (кроме долгов) еще до того, как его кровь коснется земли, возможность увидеть свое местопребывание в раю, спасение от ада, возможность заступиться за 70 приговоренных к аду родственников и ввести их в рай и т. д.
Что касается правил гусля (купания) и похорон, шариат (исламский кодекс) различает две категории шахидов:
1) Шахиды дуньяви – люди, убитые и получившие статус шахида в этом мире (без гусля и савана) и на том свете.
2) Шахиды ухрави – люди, убитые/умершие и получившие статус шахида только в могиле и на том свете, но не в этом мире.
a) он ничего не пил и не ел,
б) не прибегал к медицинской помощи,
в) не был убран с поля сражения,
г) не оставался жив в течение одного временного периода для намаза, будучи в сознании,
д) после нападения или сражения он не говорил много и не вступал ни в какие из мирских отношений (например, торговлю и т.д.),
тогда он будет считаться шахидом в этом мире и в следующем (шахид дуньяви). Следовательно, его не будут омывать (совершать гусль) и похоронят в той одежде, в которую он был одет. Все, что не подпадает под категорию основного савана, следует снять. Если на одежде шахида имеется какая-то наджаса (нечистоты), ее следует смыть.
Если же хотя бы одно из указанных мирских благ затронуло его, он не будет считаться шахидом дуньяви, а будет отнесен к категории шахидов ухрави, т. е. он будет омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Фатава Хиндия)
Тем не менее, ему будет дано высокое положение шахидов в Ахирате (на том свете).
Если человек умер в аварии, утонул или был сожжен без действий со стороны врага, то он будет считаться шахидом в Ахирате, но не в этом мире (т. е. он будет шахидом ухрави). Поэтому его омоют (совершат гусль), оденут в саван и похоронят как обычно.
Есть много других примеров, когда человек считается шахидом ухрави. Таковыми являются, например, умершие вследствие брюшной болезни, погибшие в аварии, умершие при родах женщины и др. Хотя они будут наслаждаться высоким статусом шахидов в Ахирате, они должны быть омыты, одеты в саван и похоронены как обычно.
Человек, совершивший самоубийство, не считается шахидом. Он должен быть омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Хаскафи. Дурр мухтар)
Если шахид дуньяви, умирая, был в состоянии джанабата (большого загрязнения, неискупанности), ему (ей) нужно совершить гусль.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Шахид
Однако, поскольку Ислам не разделяет бытие человека на мирское и духовное, поэтому он шире смотрит на вопрос того, кто является мучеником, признавая право считаться таковыми, в отличие от христианства, и за павшим на войне, и от рук преступников, защищая себя, свою семью, веру. При этом, как и в любом проявлении человеческой деятельности, внутренних движений души важно искреннее намерение человека. Шахидами, например, являются мусульмане, павшие на фронтах Великой отечественной войны, защищавшие свою землю, веру от оккупантов с искренним намерением.
По утверждению имама Ан-Науауи: «Шахид, который не омывается и не совершается над ним похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами во время боя, и убитый кафиром, или нечаянно убитый мусульманином или не намерено ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после сражения, и не известна причина его смерти, без разницы, есть на нем следы крови или нет, и без разницы, сразу он умер или оставался в живых некоторое время, а потом из-за этого ранения умер.» («Аль-маджмуа», 261/5).
Но умирая мученической смертью, шахид не может нарушить заповедей, оставленных пророком Мухаммедом, и должен быть очень внимателен при выборе способа принесения себя в жертву. Согласно Корану, верующий (мусульманин) не имеет права покуситься на жизнь другого истинно верующего. Кроме того, истинный мусульманин не может покуситься на жизнь невинного. (В категорию невинных согласно исламу попадают: девочки до 9-и лет; мальчики до 12-и лет; беременные женщины; женщины, что передали свою волю в руки своих мужей; старики, вышедшие за пределы социальной жизни, ответственность за чьи действия находится в руках их собственных детей.) Убив невинного мусульманин пополнит собой сонм джинов, подбивающих людей на греховные поступки.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел
Одним из составляющих элементов всех монотеистических религий считается мученичество. Если в христианстве погибших такой нелёгкой смертью канонизируют, то в исламе их причисляют к обитателям Рая.
В исламском вероучении мученики именуются шахидами, хотя у этого слова есть и другие трактовки. В данном материале мы будем его использовать исключительно в значении погибшего мученической смертью на пути Всевышнего. Причём смысл этого определения в Шариате сильно отличается от того, что традиционно понимается под термином «шахид» в современном обществе с подачи СМИ.
Кто считается шахидом
1. Погибший на поле битвы
В первую очередь к числу шахидов причисляются воины, которые стали жертвами боевых действий, ЗАЩИЩАЯ собственную страну, город или семью от агрессии извне. Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) мучениками считались верующие, которые погибли в сражениях при Бадре или Ухуде, когда мусульмане воевали с многобожниками. За принятие мученической смерти им была обещана великая награда. В Коране сказано:
«Не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)
Кроме того, по мнению богословов, шахидом может считаться человек, который погиб, защищая свою семью, родных и близких в мирное время. Но мучеником может быть признан лишь человек, исповедовавший ислам.
2. Убитый, будучи неповинным
В частности, это касается мирного населения, которое страдает во время боевых действий, бомбёжек и обстрелов населённых пунктов, захватов зданий террористами (последние в случае гибели не могут считаться шахидами с точки зрения Шариата – прим. Islam.Global) и т.д. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Убитый несправедливо – шахид» (ан-Насаи).
3. Если жертва защищала имущество
Речь идёт о верующих, погибших при защите своего дома или иного имущества, которое стремятся у них отнять путём грабежа или разбоя. В одном из хадисов сказано: «Кто погибнет, защищая свою собственность, тот станет мучеником» (Тирмизи).
4. Умершие от болезней, природных катаклизмов и иных форс-мажорных обстоятельств
Подтверждение этому мы можем найти в хадисе, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад: «Наряду с убитыми на поле битвы мучениками также считаются: скончавшийся от чумы, утопленник, умерший от плеврита, заболевания желудка, погибший под развалинами зданий или от многочисленных ожогов, женщина, скончавшаяся во время родов или беременности». В риваяте от имама Ахмада также говорится о женщинах, умерших от послеродового кровотечения.
Кто не может быть шахидом
Мученичество в суннизме и шиизме
«А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады» (3:195)
У шиитов шахидом признаётся только последователь шиизма – как «истинного учения праведных имамов». Сунниты же не столь категоричны в данном вопросе, хотя имеются и некоторые оговорки.
Дозволено ли совершать по шахидам джаназа-намаз?
В вопросе омовения тела шахидов и совершения погребальной молитвы мнения богословов разделились. Одни считают, что этого делать не стоит. В качестве подтверждения они приводят слова Анаса ибн Малика: «Во время сражения при Ухуде мы не совершали омовения тел шахидов, а хоронили их в крови, не совершая заупокойную молитву» (Абу Дауд). Другие же уверены, что джаназа-намаз дозволен над мучениками. Они ссылаются на хадис, в котором говорится, что Посланник Аллах (с.г.в.) выполнил погребальную молитву над Хамзой, который был убит при Ухуде (Ахмад).
Часть учёных придерживаются позиции, что после сражений не следует совершать джаназа над каждым погибшим, так как это займёт много времени. Если же шахидов не так много и имеется для этого возможность, то лучше будет совершить заупокойную молитву, но это не будет считаться коллективным фардом. Такое мнение высказывал шейх Альбани.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!