что значит топить массу
Топить массу
1 топить на массу
См. также в других словарях:
Топить массу — Жарг. мол. Шутл. То же, что давить на массу. Вахитов 2003, 179 … Большой словарь русских поговорок
МАССА — Вариться в массе. Жарг. мол. 1. Быть хорошо осведомлённым во всех делах. 2. Жить интересами коллектива. Максимов, 55. Давить (жать) [на] массу. Жарг. арм., мол. Шутл. Спать. СМЖ, 89; Югановы, 298; Вахитов 2003, 43. Задавить (замкнуть, нажать,… … Большой словарь русских поговорок
Нефть* — (горное масло, Petrole um; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нефть — I (горное масло, Petroleum; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево — деревянистое растение с очищенным от сучьев в нижней части стволом и кроной, или вершиной, образуемой из сучьев и ветвей в верхней части. Д. служит предметом садового, паркового и лесного хозяйства, причем сообразно с тем изменяется и уход за ним … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево, материал — 1) Технические свойства. Техническими свойствами древесины должны быть называемы такие, от которых зависит большая или меньшая пригодность дерева для различных применений его в технике. Здесь будут рассмотрены важнейшие из таких свойств древесины … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самых разнообразных веществ растительного, животного и минерального происхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разные отбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самыхразнообразных веществ растительного, животного и минеральногопроисхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разныеотбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Платина — (Platinum) Металл платина, химические и физические свойства платины Металл платина, химические и физические свойства платины, производство и применение платины Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение названия платина. Раздел 2. Положение в… … Энциклопедия инвестора
Красный террор — Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за которого администраторы перевели её в особый режим. Существенные правки … Википедия
Топить массу
Смотреть что такое «Топить массу» в других словарях:
МАССА — Вариться в массе. Жарг. мол. 1. Быть хорошо осведомлённым во всех делах. 2. Жить интересами коллектива. Максимов, 55. Давить (жать) [на] массу. Жарг. арм., мол. Шутл. Спать. СМЖ, 89; Югановы, 298; Вахитов 2003, 43. Задавить (замкнуть, нажать,… … Большой словарь русских поговорок
Нефть* — (горное масло, Petrole um; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нефть — I (горное масло, Petroleum; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево — деревянистое растение с очищенным от сучьев в нижней части стволом и кроной, или вершиной, образуемой из сучьев и ветвей в верхней части. Д. служит предметом садового, паркового и лесного хозяйства, причем сообразно с тем изменяется и уход за ним … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево, материал — 1) Технические свойства. Техническими свойствами древесины должны быть называемы такие, от которых зависит большая или меньшая пригодность дерева для различных применений его в технике. Здесь будут рассмотрены важнейшие из таких свойств древесины … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самых разнообразных веществ растительного, животного и минерального происхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разные отбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самыхразнообразных веществ растительного, животного и минеральногопроисхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разныеотбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Платина — (Platinum) Металл платина, химические и физические свойства платины Металл платина, химические и физические свойства платины, производство и применение платины Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение названия платина. Раздел 2. Положение в… … Энциклопедия инвестора
Красный террор — Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за которого администраторы перевели её в особый режим. Существенные правки … Википедия
топить на массу
Смотреть что такое «топить на массу» в других словарях:
Топить массу — Жарг. мол. Шутл. То же, что давить на массу. Вахитов 2003, 179 … Большой словарь русских поговорок
МАССА — Вариться в массе. Жарг. мол. 1. Быть хорошо осведомлённым во всех делах. 2. Жить интересами коллектива. Максимов, 55. Давить (жать) [на] массу. Жарг. арм., мол. Шутл. Спать. СМЖ, 89; Югановы, 298; Вахитов 2003, 43. Задавить (замкнуть, нажать,… … Большой словарь русских поговорок
Нефть* — (горное масло, Petrole um; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нефть — I (горное масло, Petroleum; геолог.) представляет бесцветную, желтую, желто зеленую или буроватую жидкость различной консистенции. По степени густоты и по цвету различают иногда собственно нефть, горное масло и горный деготь. Первая представляет… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево — деревянистое растение с очищенным от сучьев в нижней части стволом и кроной, или вершиной, образуемой из сучьев и ветвей в верхней части. Д. служит предметом садового, паркового и лесного хозяйства, причем сообразно с тем изменяется и уход за ним … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дерево, материал — 1) Технические свойства. Техническими свойствами древесины должны быть называемы такие, от которых зависит большая или меньшая пригодность дерева для различных применений его в технике. Здесь будут рассмотрены важнейшие из таких свойств древесины … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самых разнообразных веществ растительного, животного и минерального происхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разные отбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Компост — так называется удобрение, приготовляемое из смеси самыхразнообразных веществ растительного, животного и минеральногопроисхождения. Во всяком хозяйстве, время от времени, накопляются разныеотбросы, которые сильно грязнят усадьбы, деревни, села и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Платина — (Platinum) Металл платина, химические и физические свойства платины Металл платина, химические и физические свойства платины, производство и применение платины Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение названия платина. Раздел 2. Положение в… … Энциклопедия инвестора
Красный террор — Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за которого администраторы перевели её в особый режим. Существенные правки … Википедия
Словари
116 топи
сущ., кол-во синонимов: 1
— Фигурная стрижка деревьев и кустарников.
ТОПИАРИЙ (лат. искусный садовник). Раб, на обязанности которого был уход за садом и преимущественное обрезывание деревьев в красивые формы.
прил., кол-во синонимов: 29
прил., кол-во синонимов: 3
прил., кол-во синонимов: 3
прил., кол-во синонимов: 15
Открытая короткая небольшого объёма маечка как предмет летнего женского туалета; топ I.
сущ., кол-во синонимов: 3
к топ; открытая короткая небольшого объёма маечка как предмет летнего женского туалета
тема, предмет обсуждения
— Чисто символическая дамская маечка.
— Житель Цветочного города и друг Микроши.
1. Искусство пользоваться общими местами, общими суждениями при изложении какой-либо темы (в риторике).
2. Общий довод, общее суждение, применимое ко всем однородным случаям.
Топи́ка (Topeka), город в центральной части США, административный центр штата Канзас. 121 тыс. жиетлей (1994). Химическая, полиграфическая, пищевая промышленность. Машиностроение. Университет.
Основан в 1854, статус города получил в 1857.
Торговый центр крупного сельскохозяйственного района. Крупный железнодорожный узел (правление и терминал железной дороги «Топика-Санта-Фе»). Машиностроительная, шинная, фармацевтическая, полиграфическая, пищевая (мукомольная, мясоперерабатывающая и молочная) промышленность. Университет.
Основан в 1854, статус города получил в 1857.
то́пика, то́пики, то́пик, то́пике, то́пикам, то́пику, то́пикой, то́пикою, то́пиками, то́пиках
сущ., кол-во синонимов: 2
ТОПИКА (греч. topos). 1) в риторике: общие места. 2) местные наружные средства, т. е. действующие непосредственно на больную часть тела.
— Столица штата Канзас.
прил., кол-во синонимов: 1
ТОПИ́ЛЬЩИК, топильщика, муж. (спец.). Рабочий, занимающийся топлением, растапливанием чего-нибудь. Топильщик воска.
топи́льщик, топи́льщики, топи́льщика, топи́льщиков, топи́льщику, топи́льщикам, топи́льщиком, топи́льщиками, топи́льщике, топи́льщиках
сущ., кол-во синонимов: 1
ТОПИЛЬЩИЦА, топильщицы (спец.). женск. к топильщик.
топи́льщица, топи́льщицы, топи́льщиц, топи́льщице, топи́льщицам, топи́льщицу, топи́льщицей, топи́льщицею, топи́льщицами, топи́льщицах
сущ., кол-во синонимов: 1
прил., кол-во синонимов: 6
протапливаемый, истопляемый, растапливаемый, затопляемый, подтапливаемый, расплавляемый
Многолетнее травянистое растение семейства сложноцветных со съедобными клубнями; земляная груша.
ТОПИНАМБУ́Р, топинамбура, муж. (бот., с.-х.). Земляная груша, ценная в кормовом, пищевом и техническом отношениях. (По имени племени Topinambu в Чили.)
Травянистое растение сем. сложноцветных, родственное подсолнечнику, со съедобными клубнями; земляная груша.
топинамбу́р, топинамбу́ры, топинамбу́ра, топинамбу́ров, топинамбу́ру, топинамбу́рам, топинамбу́ром, топинамбу́рами, топинамбу́ре, топинамбу́рах
сущ., кол-во синонимов: 9
подсолнечник клубненосный, артишок, земляная груша
ТОПИНАМБУР (порт. topinambur). Растение со съедобными клубневыми корнями, известными под именем земляных груш.
— Растение семейства сложноцветных.
Южноамериканское племя индейцев, обитающих во внутренних пустынях.
Топится, что у князя, а варится, что у божедома.
1. Разводить и поддерживать огонь в печи, очаге и т.п.
2. Обогревать помещение, сжигая топливо; отапливать.
Исполнять обязанности истопника.
1. Нагревая, делать мягким, жидким; расплавлять.
2. Долго держать в натопленной печи, не допуская кипения.
1. Силой погружая в воду, заставлять идти ко дну.
отт. Губить, бросая в воду.
2. Заливать водою; затоплять.
отт. перен. Окружать, окутывать чем-либо в избытке.
Глубоко погружать что-либо во что-либо вязкое, сыпучее, рыхлое или мягкое.
1. Прятать, скрывать что-либо ценное, значительное в массе ненужного, несущественного.
2. Подавлять в себе тяжёлые, удручающие мысли, чувства, настроения; заглушать.
3. Ставить кого-либо в безвыходное положение, делать чью-либо жизнь невыносимой.
4. Клеветать на кого-либо.
1. Разводить огонь в чем-нибудь (в печи и т.п.). Топить печь. Топить плиту.
|| Обогревать что-нибудь, разводя огонь в печи или иным способом, отапливать. Топить квартиру. Топить котел. Дом всю зиму не топлен.
2. Нагревая, плавить, превращать из твердого состояния в жидкое (какое-нибудь плавкое вещество). Топить масло. Топить лед. Топить воск. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ярый воск топили.» Жуковский.
3. Долго кипятить (молоко) в вольном духу (см. вольный). Топить молоко.
1. кого-что. Заставлять пойти ко дну, заставлять утонуть. Топить камни в реке. «Корабельный лес топят для сбереженья.» Даль.
|| губить, уничтожать, заставляя идти ко дну, заставляя тонуть. Топить неприятельские суда. Топить щенят.
2. кого-что. Заливать, покрывать (водой; редк.). Вода топит берега.
3. перен., что в чем. Стараться избавиться от чего-нибудь (тяжелого, горестного) при помощи чего-нибудь (одурманивающего, отвлекающего и т.п.). Топить горе в вине.
4. перен., кого-что. Губить, выдавая, предавая или клевеща, наговаривая. Подсудимые топили друг друга. «Одного выручай, другого топи.» Лесков (речь идет об адвокатуре). Топить кого-нибудь в ложке воды или в мелкой луже (стараться погубить кого-нибудь пустяками, мелкими придирками, из ненависти; ирон.).
|| Вообще губить что-нибудь. Топить живое дело в бесконечных рассуждениях. «Ветреная молодежь топила в легких, нескончаемых забавах всё свое достояние, чувства, ум.» Данилевский.
5. что. Забивать (гвоздь), завинчивать (винт) в потай (см. потай), приводить что-нибудь выступающее, выпирающее в такое положение, чтобы оно было вровень с поверхностью (тех.).
ТОПИ́ТЬ, топлю, топишь; топленный; несовер., что.
1. Поддерживать огонь в очаге, в печи. Т. камин.
2. Обогревать (помещение), сжигая топливо. В доме стали т.
II. ТОПИ́ТЬ, топлю, топишь; топленный; несовер., что.
1. Нагревая, расплавлять. Т. воск.
2. Долго кипятить (молоко) на лёгком жару.
III. ТОПИ́ТЬ, топлю, топишь; несовер., кого (что).
1. Заставлять тонуть. Т. корабль.
2. перен. То же, что губить (разг.). Т. живое дело.
| о воде, разливаясь за(по)топлять, заливать, понимать или наводнять.
| Сало топится в медных котлах, чтоб не пригорело.
| Эта печь не топится, ее не топят или нельзя топить. Баня не топится, а кривая все торопится.
| Кидаться в воду, для самоубийства. Не топись, не давись, лучше Богу помолись. Не поев свахина пирога, не топись! так хорош. Пусть бы побился (муж), да и утопился; а то, бить не бьет, а топиться нейдет!
| Отопляться, огреваться, топить свое жилье. Чем топитесь? Да топились березовыми, а теперь топимся еловыми.
| Топка, чело печи, устье, откуда кладется и поджигается топливо, Печь дымит щелями, дымит топкой, выкидывает. Топка под котлом. Сколько печей, столько топок, почему и говорят в доме пять топок, пять печей.
| Топка, вост.-сиб. горное болотце; твер., пск. вообще болотце. Топильный, толевой, к топленью относящийся, малоупотребит. Топковый, топочный, к топке вообще относящийся. Топкий, болотистый, илистый, вязкий, где жидкая и глубокая грязь. Это опасное, топкое место, не переедешь, увязнешь.
| Что хорошо греет или нагревается огнем. Березовые дрова самые топкие, дают более других жару. Топкая печь, которая долго тепло держит.
| Пенка на топленом молоке.
| Латка, для топки масла. Топлюжка, отдельная кухонька; летняя кухня;
| топленка, латка для топки масла. Топелка пск. топленое молоко; говорят и топленка. Топляк муж., собир. топляки мн. дрова, затонувшия при сплаве и сильно намокшие, что случается при сплаве россыпью, когда плахи или кряжи притыкаются концом к мели. Топляковые дрова. Топник, новг. топленое молоко;
| горшок, в котором его топят; олон. большая кринка.
| В чем топят сметану, глиняный г оршок срыльцем и решеткой в нем. Топняк муж. растение Chara, лучица, тина, лягушачий шелк.
| Топляк или пробка, у каменщиков брус, служащий при кладке стен, для оставления в толщине стены продушин, для сышки, снизу доверху. Топлаво ср. топливо, южн. всякий припас, для топки печей, для сугрева: дрова, уголь, камыш, бурьян, солома, коренник (торф), кирпич (кизяк, тизяк). Топнуть, см. тонуть. Топежка жен., курск. ломоть хлеба, для закваски. Топежки курск. размоченные сухари.
1. Разводить и поддерживать огонь в печи, очаге и т.п. Т. плиту хворостом. Т. печь дровами. Т. камин.
2. Обогревать (помещение), разводя огонь в печи или включая отопительные приборы; отапливать. Т. баню, дом. В квартире стали т.
1. (св. растопи́ть). Делать мягким, жидким, нагревая; расплавлять. Т. олово, воск, сургуч.
2. Вытапливать или перетапливать. Т. китовый жир. Т. сливочное масло. Т. свиное сало. Т. молоко, сливки (держать долго в вытопленной печи, не допуская кипения).
3. ТОПИ́ТЬ, топлю́, то́пишь; нсв. (св. потопи́ть и утопи́ть).
1. кого-что. Погружать в воду, заставлять тонуть. Т. корабль. Т. котят (лишать жизни).
2. что. Заливать водой; затоплять. Вода топит берег реки. □ безл. В половодье топит всю усадьбу.
3. что. Заглушать, подавлять в себе с помощью чего-л. тяжёлые чувства, мысли и т.п. Т. своё отчаянье. Т. тоску в заботах по дому. Т. горе в вине.
4. кого. Разг. Губить, предавая, оговаривая и т.п. кого-л. Только не выдавай меня, не топи! Т. на экзамене кого-л. (намеренно задавать трудные вопросы).
◁ Топи́ться, то́пится; страд.
1. Разводить и поддерживать огонь в печи.
В избу вошла баба и стала не спеша топить печь, чтобы готовить обед. Чехов, Попрыгунья.
2. Обогревать (помещение), разводя огонь в печи или включая отопительные приборы; отапливать.
[Смотритель] не топил больницу до ноября. Л. Толстой, Фальшивый купон.
Накануне свадьбы топили баню, и вечером Никита долго мылся. Перегудов, В те далекие годы.
Нагревая, делать мягким, жидким; расплавлять.
Топить олово. Топить воск.
Вытапливать или перетапливать (масло, жир, сало).
[Китоловы], поймав кита, на океане же топят и жир из него. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
— Я у людей масла заняла. Топить не стала, ты, я знаю, чухонское любишь. Замойский, Лапти.
2. Кипятить, выдерживая в печи на легком жару (молоко, сливки).
топлю́, то́пишь; несов., перех. (сов. потопить и утопить).
1. Погружать в воду, заставлять тонуть.
Сети, поддерживаемые стеклянными наплавами, шли в толще воды. Грузила топили нижние края сети и держали ее в вертикальном положении. Чаковский, У нас уже утро.
Губить, силой погружая в воду, пуская ко дну.
Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет, Гибель близкую торопит, Бьет крылом и в море топит. Пушкин, Сказка о царе Салтане.
Охраняя родные берега, они [моряки] беспощадно расстреливают и топят вражеские военные корабли и транспорты. Новиков-Прибой, Боевые традиции русских моряков.
Заглушать, подавлять в себе с помощью чего-л. (тяжелые чувства, мысли).
Я близ тебя работать стану, Авось ты не припомнишь мне, Что я увидел дно стакана, Топя отчаянье в вине. Блок, Холодный день.
Днем топила Аксинья думки в заботах, в суете по хозяйству. Шолохов, Тихий Дон.
Губить, выдавая, предавая, оговаривая и т. п. кого-л.
[Копров:] Помоги теперь, все долги выплачу, тебе первому. [Потрохов:] Ни одного гульдена. [Копров:] Ты меня топишь; мне хоть в петлю лезть. А. Островский, Трудовой хлеб.
Стоило Долгину почувствовать шаткость положения Потапенко, и он бы, не задумываясь, начал топить его. Гранин, Искатели.
4. Заливать водой; затоплять.
Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?
«Пропала «масса!» – именно это заклинание мы чаще всего слышим при обращении к автоэлектрикам с какими-либо неисправностями в электрооборудовании машины. Что полезно знать о «массе» в автомобиле, и как своими руками поправить дело при ее исчезновении?
Два провода или один?
Д ля подключения полезной нагрузки к источнику электропитания требуются два провода – об этом знает даже школьник (хотя Никола Тесла считал иначе…). Самый очевидный пример, вполне возможно, находящийся сейчас прямо рядом с вами – настольная лампа, включенная в розетку. Примерно так же включались и немногочисленные потребители электроэнергии на первых автомобилях конца XIX – начала XX веков. Схема простая, надежная и вполне жизнеспособная.
Однако как только выпуск автомобилей стал хоть сколько-либо массовым, коммерческая мысль промышленников тут же пошла в направлении экономии и оптимизации, и количество проводов в машине разом сократилось вдвое – в качестве одного из проводов стала использоваться металлическая масса кузова – в просторечии та самая «масса».
На донельзя упрощенной, но вполне наглядной вышеприведенной картинке справа изображена современная схема электрооборудования автомобилей – когда «массой» является минусовой провод бортовой сети. Однако так было не всегда… Приблизительно до 50-х годов ХХ века автопроизводители использовали в качестве «массы» как минус, так и плюс.
Стандарты в автопроме тогда еще не устоялись, а с электротехнической точки зрения не было совершенно никакой разницы, пускать по кузову плюс или минус. Однако к середине века наблюдения выявили более заметное коррозионное разрушение кузовов тех автомобилей, в которых «массой» был именно плюс! Выяснилось, что в этом случае интенсивнее развивается электрохимическая коррозия, обусловленная направлением движения электронов в электрической цепи — от плюса к минусу. В итоге от плюсовой «массы» повсеместно отказались в пользу минусовой – тем более что это не требовало ни малейших дополнительных вложений в производство.
Замена плюса на минус
Среди моделей отечественного автопрома плюс на «массе» встречался у Победы, у Москвичей 401-402 и более ранних, у первого выпуска «21-й» Волги (с 1960 года систему электрооборудования ГАЗ-21 поменяли на традиционную для наших дней). Автомобиль в СССР был товаром сверхдлительного использования, передаваясь из поколения в поколение десятилетиями, и после того как стало известно о вредоносном влиянии плюсовой «массы», изрядное количество владельцев старых Москвичей, Побед и Волг взялось самостоятельно переделывать полярность в электросистеме своих авто. Тем более что в литературе для автомобилистов того времени было немало советов и рекомендаций по такому апгрейду.
В принципе, рукастый автолюбитель справлялся с работой по переделке за один день. Помимо банальной смены клемм на аккумуляторе требовалось поменять полярность у амперметра указателя зарядки на приборной панели и немножко поковыряться с паяльником в радиоприемниках моделей А-8, А-9 и А-12, с плюсом на корпусе. Самым сложным была переполюсовка генератора, а вот моторчики печки и дворников и стартер, в которых не было постоянных магнитов, работали при изменении полярности точно так же и в доработках не нуждались.
На фото: ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958
Сегодня же, как ни странно, наблюдается обратная эволюция! Владельцы редких и восстановленных ГАЗ-21 первой серии и Побед в борьбе за полную аутентичность возвращают автомобилям изначальную конфигурацию электрооборудования, измененную когда-то прежними хозяевами. Усиливающаяся коррозия их уже не беспокоит, поскольку такие машины обычно не используются «на повседневку», 99% времени стоят с отключенной батареей и выезжают лишь несколько раз в год на автофестивали и ретропробеги.
«Аналог» и «цифра» – «масса» нужна всем!
Сегодня во многих авто применяется управление электрикой и электроникой по цифровой шине данных. Это дает огромную гибкость в управлении многочисленной электроникой, а также экономию меди – последнее, к слову, вторично.
На простейшем примере это выглядит так. В традиционной электросхеме к многочисленным лампочкам задних фонарей идет через весь кузов как минимум 5 плюсовых проводов — стоп-сигнал, два поворотника, габариты и задний ход (минусовым, разумеется, является кузовная «масса»). В цифровой же конфигурации плюсовой провод – всего один, и еще один тонкий – цифровая шина. По ней блок управления, расположенный непосредственно возле задних фонарей, получает команды и раздает «плюс» тем лампам, которым он в данный момент требуется.
Однако, несмотря на такое изменение концепции электрооборудования, роль «массы», разумеется, не исчезает – наоборот, она даже заметно возрастает! Ибо цифровые блоки управления гораздо чувствительнее к ухудшению контакта с «массой», нежели грубые и «неумные» лампочки и моторчики исполнительных устройств, которые раньше получали питание по простым «аналоговым» плюсовым проводам.
В поисках «массы»
«Пропала масса!» — едва ли не самая любимая мантра автомобильных электриков, поминаемая ими и по делу, и всуе… Слыша это многократно, многие автовладельцы, помнящие как минимум электротехнику по школьной физике, задумываются – кстати, а почему почти всегда теряется именно минусовая «масса», а не плюс? Ведь, казалось бы, они равнозначно необходимы для подвода тока к потребителю…
Ответ тут прост. В силу того, что общий массовый провод, коим является кузов, открыт атмосферной влаге и склонен к коррозии, элементы и модули электрики электроники автомобиля часто лишаются именно минуса или получают его через повышенное сопротивление ржавого и окислившегося контакта. Контакт в плюсовых проводах тоже порой теряется, но, поскольку в них почти не используется склонная к ржавлению сталь, происходит потеря контакта в разы реже, чем в случае с минусом…
В принципе, процедура поиска и восстановления плохого контакта в точках подключения к «массе» несложна и доступна большинству автовладельцев, практикующих самостоятельное обслуживание личного авто. Большинство контактных точек под капотом нетрудно обнаружить вдумчивым разглядыванием. В салоне и багажнике несколько сложнее – немало точек «массы» прячутся под торпедо и обшивками. Но и они конечном счете обнаружимы.
Обычно точки подключения электропроводки к «массе» представляют собой резьбовые шпильки, приваренные к кузову, или резьбовые закладные гайки. Так или иначе, ржавая и окисленная точка «массы» должна быть развинчена гаечным ключом, наконечники проводов, площадка вокруг шпильки, шайбы и гайка зачищены наждачкой, для предупреждения попадания влаги смазаны специальной аэрозольной смазкой для электроконтактов (или, в крайнем случае, консистентными смазками типа Литол-24 или графитки) и собраны в обратном порядке.
Особенно стоит отметить важность так называемых «корончатых» шайб, которые по науке именуются «шайбы стопорные с наружными зубьями» (они же иногда бывают интегрированы в кабельные наконечники). Эта мелкая и, на первый взгляд, не заслуживающая внимания ерундовина крайне важна для обеспечения качественного контакта в точках «массы»!
Дело в том, что кузов на заводе красится в полностью собранном виде – после окраски на нем уже ничего не сверлят и не варят. Соответственно, все резьбовые шпильки, являющиеся точками контакта с «массой», а также места вокруг них оказываются покрытыми краской, которая не проводит электрический ток. Поэтому под кабельный наконечник, надеваемый на шпильку, подкладывается специальная зубчатая шайба – она точечно нарушает изоляцию краски и обеспечивает суммарную большую площадь контакта без риска разрастания ржавого пятна вокруг шпильки со временем. Отсутствие таких шайб – недопустимо, замена их на обычные плоские или гроверные – тоже. Плюс нужно знать, что они, по-хорошему, одноразовые. Однако часто после кузовного ремонта сборщики эти шайбы забывают или игнорируют.
Бывают и курьезные случаи – к примеру, на продукции АвтоВАЗа лет несколько назад владельцы отмечали массовую (вот уж каламбур) проблему плохого контакта в точках массы из-за применения на заводском конвейере странных корончатых шайб, покрытых плохо проводящим ток черным анодированием.
К слову, применять эти шайбы бездумно и лепить их повсюду не стоит! К примеру, плюсовой контакт стартера в них совершенно не нуждается – там гораздо полезнее будут две обычные плоские шайбы и гровер.
Забавно, но порой в поисках «массы» доходят до изрядных крайностей. Отдельная история – так называемая «разминусовка». Сия процедура представляет собой ручное изготовление целого вороха толстенных проводов с клеммами под болт на концах и соединение ими с «массой» и непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора под капотом всего того, что уже и так с ними соединено – двигателя, стартера, КПП и прочего.
На самом деле процедура это совершенно безобидная, невредная и даже порой полезная. Изначально она использовалась как метод ремонта и профилактики электрики в немолодых авто, где сложно диагностировать проблемы с «массой». Поэтому вместо замены всей проводки целиком просто пробрасывали качественную дублирующую «массу» везде, где только можно. В результате удавалось устранять трудные «плавающие» проблемы и глюки электрооборудования малой кровью.
Однако впоследствии «разминусовка» превратилась из метода упрощенного ремонта в странноватое «полутюнинговое» мероприятие… Немыслимой толщины провода упаковываются в красивую декоративную изоляцию «а-ля змеиная кожа» и используются фактически для украшения подкапотного пространства. Хотя и с изначальным посылом улучшения стабильности работы двигателя и прочей электроники.