что значит труждающиеся и обремененные

Что значит труждающиеся и обремененные

Здравствуйте! Помогите понять слова Христа «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Куда мы должны придти? Вот мы пришли в храм, исповедуемся, причащаемся, стараемся жить по заповедям Божиим, а покоя все нет. Мы беспокоимся о наших близких, о детях, о работе, о здоровье… Возможно ли обрести покой в этой жизни? И куда же все-таки идти?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В приведенных словах из святого Евангелия трудящимися и обремененными названы все изнемогающие под тяжестью грехов, изнуренные страстями, обремененные бесплодными трудами ради мнимых благ суетного мира. Такой человек находится в духовной слепоте и не знает спасительной истины. «Как никогда нельзя видеть море без волн, так и такую душу без попечения, без скорби, без страха, без смущения; за первыми следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи, и не успеют еще утихнуть последние, как вздымаются новые» (Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 38. 4). Придти к Иисусу Христу – значит не только поверить Ему как личному Спасителю, но во всем довериться Ему и жить по тем заповедям, исполнение которых ведет к вечной блаженной жизни. Господь обещает упокоить всех грядущих к Нему, то есть даст каждому душевный мир и радостную надежду на Его всесильную помощь. «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11: 29). Господь здесь говорит об иге евангельского закона. По сравнению с мучительным игом греха и страстей оно благое и легкое, так как Господь не только дает сладостную надежду на вечное блаженство, но и Сам помогает иго это нести, подавая нам благодать Святого Духа и всесильную помощь.

Пока человек в мире, ему неизбежно сопутствуют заботы, волнения и испытания. Но жизненные скорби верующего христианина не только не ведут к болезненному унынию, безрадостному состоянию и отчаянию, как у ведущих суетную и греховную жизнь, а помогают духовно возрастать и совершенствоваться. «Первое из благ – стяжать всегда Бога и чрез приближение и восхождение к Нему делаться Его стяжанием» (святитель Григорий Богослов).

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
28 января

Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

«Все предано Мне Отцем Моим». Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу – Он не отринет нас и даст нам все необходимое – потому что все предано Ему и Он – Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли – в руке Его.

У Спасителя нашего – сокровеннейшее знание Отца. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно также утверждает, что Он – единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Иисуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии.

«Никто не знает Отца, кроме Сына, – говорит Христос, – и тех, кому Сын благоволит открыть». Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (2 Кор. 4, 6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он открывается Сам.

Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой – только в Боге, в Его любви.

«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. В начале вам может быть немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение.

Христос – наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова – школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (Еф 4, 20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он – всяческая во всем.

Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он – милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар – учиться в такой школе с таким Учителем!

«Вы найдете покой душам вашим», – говорит Он. Покой для души – самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой – сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Иисуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Иисуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой.

Источник

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко»

Друзья, мы часто повторяем эти незабвенные слова, и они доставляют нам великое утешение; но, возможно, мы никогда не всматривались в них пристальней, чтобы увидеть полный их смысл.

Дела человеческие редко выдерживают пристальное изучение. Возьмите тщательно отполированную иголку, которая кажется снаружи абсолютно однородной и гладкой, и поместите ее под микроскоп – и она будет выглядеть, как необработанный кусок железа; но возьмите что что угодно из природы – кору или листок с дерева, крыло или лапку насекомого, и вы не обнаружите никакого изъяна, увеличивайте его сколько хотите и рассматривайте сколько угодно долго.

Возьмите человеческие изречения. Когда вы слышите их впервые, они поразят вас; вы можете услышать их снова и все еще восхищаетесь ими, но вскоре вам надоест их повторять, и вы назовете их банальными и слишком высоко оцененными.

Слова Иисуса – не такие, они никогда не теряют своей свежести, они никогда не приедаются. Вы можете повторять Его слова на все лады, и никогда не исчерпать их музыки; вы можете размышлять над ними день и ночь, но эта близость не будет порождать пренебрежительное отношение. Вы можете толочь их в ступе размышления пестиком критики, и их благоухание станет еще явственней. Разбирайте, исследуйте и взвешивайте каждое слово в учении Господа, и каждый слог вознаградит ваш труд.

Бродя по острову Лиддо, вблизи Венеции, и слушая звуки городских колоколов, я думал, как очаровательна эта музыка, плывущая через лагуну; но когда я вернулся в город и сел в самом центре этой музыки, посреди всех этих колоколов, сладостное звучание превратилось в ужасный лязг, чарующие звуки переросли в назойливый шум, от которого можно было сойти с ума; ничего хотя бы отдаленно напоминающего мелодию я не мог уловить в звучании отдельного колокола, в то время как гармония всех источников звука в целом быдла несомненной. Расстояние придавало звукам очарование, облагораживая их.

Слова поэтов и красноречивых писателей могут в целом, когда слышатся издали, звучать вполне очаровательно, но как немногие из них выдерживают близкое и детальное исследование! Их колокольня звучит сносно, но скоро устаешь от каждого отдельного колокола. Никогда так не бывает с божественными словами Иисуса. Вы слышите их звучание издали, и они — сама сладость.

Когда, будучи грешником, ты бродил в полночной тьме подобно путнику, заблудившемуся в дебрях, как нежно они звали тебя домой! Но теперь, когда ты пришел в дом милосердия, ты сидишь и вслушиваешься в каждую отдельную ноту этого стройного, совершенного звона колоколов любви и с удивлением чувствуешь, что даже ангельские арфы не могут превзойти его.

Сегодня мы хотим, если сможем, провести вас во внутренние покои нашего текста, поместим его слова под микроскоп и всмотримся в сокровенную глубину каждого предложения. Мы желаем только, чтобы у нашего микроскопа было большое увеличение, а наша способность истолкования текста – более совершенной; ибо здесь кроются сокровища ведения.

Прочитанное поверхностно, это царское обетование ободрит и придаст смелости десяткам тысяч, но в нем находится богатство, которое открывается только усердному копачу и рудокопу. То, что лежит неглубоко, несет прохладу и отдых агнцам, но в глубине лежат жемчужины, которые мы надеемся достать.

Нашим первым заголовком в этой серии статей будет покой:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Вторым заглавием также является покой:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Давайте начнем с первого покоя и проведем здесь разделение только ради того, чтобы более ясно выявить смысл.

Посмотрим на личность, которую приглашают принять этот первый покой: «Придите ко Мне все, труждающиеся и обремененные». Требует внимания прежде всего слова «все», «Все труждающиеся». Была необходимость, чтобы поместить это емкое слово. Не сказал ли Спаситель незадолго до этого: «Славлю Тебя, Отче, Господина неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Некоторые из слушавших Спасителя, возможно, говорили: «Значит, Отец предопределил, кому открыть Христа – это избранное число, согласно Отцовскому благоволению; им открыто Евангелие, в то время как от прочих оно сокрыто!» Тут следует слишком поспешный вывод из этой доктрины, кажущийся естественным для человека: «Тогда там не содержится никакого приглашения для меня; там нет для меня никакой надежды; мне незачем слушать евангельские предостережения и приглашения». Поэтому Спаситель, как бы отвечая на это обескураживающее мнение, формулирует Свое приглашение следующим образом:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

Да не подумает никто, что избрание исключает кого-либо из вас от приглашения милости – предлагается прийти всем, кто трудится. Где замешана великая доктрина о предопределении, наверняка она суживает или приуменьшает сферу евангельских приглашений. Благую весть должно проповедовать «всей твари» под небом, и в этом особенном отрывке она обращена ко всем труждающимся и обремененным.

Описание приглашения весьма полное: оно имеет как активную, так и пассивную форму. «Все труждающиеся – это активность человека, несущего иго и готового усердно трудиться и после своего спасения; «обремененные» — это пассивная форма их религиозного состояния – они держат бремя, они ощущают его тяжесть, и они весьма изнурены тем, что несут это бремя.

Можно найти многих, которые активно занимаются поисками спасения; они полагают, что, исполняя предписания закона, они будут спасены, и они чрезвычайно напрягаются, пытаясь их исполнить. Им сказали, что исполнение известных ритуалов и обрядов также будет спасать их, и они исполняют их весьма тщательно; это иго находится у них на плечах, и они тяжко и усердно трудятся.

Некоторые трудятся в молитве, некоторые в священных обрядах и таинствах, другие в самоотречении и умерщвлении плоти, но как класс они пробудились, чтобы ощущать нужду в спасении, и они усердно трудятся, спасая себя. Это к ним обращено любящее увещание Спасителя; в сущности, Он говорит им: «Это не является путем к покою, ваши взятые на себя труды окончатся разочарованием; прекратите свои старания и веруйте в Меня – ибо Я тут же дам вам покой – покой, который Я заработал Своим трудом для верующих».

Весьма скоро те, которые проявляют активность в самоправедных делах ради спасения, впадают в пассивное состояние и становятся обремененными; сами их труды становятся для них бременем. Помимо бремени их самоправедных трудов, на них наваливается ужасное, страшное бремя прошлых грехов и ощущение гнева Божьего, которого заслуживают эти грехи

Источник

Господь открывает апостолам Божество Свое и призывает к Себе труждающихся и обремененных. (Мф. 11:27–30)

В этом состоянии обретает его Христос и переменяет злое и тяжкое иго страстей погибельных на иго заповедей спасительных. И Христовы заповеди суть иго, потому что скотские похоти надлежит обуздать, зверские страсти укротить; но это иго заповедей есть иго благое, потому что ведет человека из состояния скотоподобного в состояние истинно человеческое, ангелоподобное и даже богоподобное, – есть бремя легкое, потому что Господь, возлагающий его, в то же время благодатно подает соразмерную силу и нести его. И чем охотнее человек несет благое иго Христово, тем более сам становится благим, а чем более он становится благим, тем легче для него становится исполнять благие заповеди, так что наконец он творит волю Господню с большей легкостью и удовольствием, чем собственную, и таким образом иго на раменах его совсем исчезает или превращается в крылья, которые непрестанно несут его на Небо! Вот почему многие, живо чувствуя эту благодатную легкость, не только носили всецело иго необходимых заповедей, но и добровольно приложили к нему иго советов евангельских: отреклись не только от любостяжания, но и от самого стяжания; не только отказывали плоти своей в наслаждении, но и ограничивали самые необходимые ее требования. «Человек, знающий за собой грех, – поучает святитель Филарет Московский, – не труждаешься ли ты? не обременен ли? Чувствуя уязвленную совесть, не усиливаешься ли ты бежать сам от себя, подобно тому, как раненый олень бежит по лесу, но уже не может убежать от раны, которую несет с собой и только истощает силы? Не мечешься ли иногда, как рыба, поглотившая уду, безполезными однако же порывами, потому что иго, тебя вяжущее, находится внутри тебя? Не медли, приди ко Иисусу Христу: «Вот, Агнец Божий, Который берет на себя грех мира!» Человек, подвизающийся в добродетели! Не труждаешься ли и ты? И ты не обременен ли? Путь добродетели идет в гору: крут, узок, усеян тернием; там, где, по-видимому, кончится «наша брань» против крови и плоти, вновь начинается брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Приди ко Христу: иго Христово благо, а бремя Его легко: с Ним и самый безсильный может сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4:13 ). Человек, застигнутый бедствием, страданием, печалью! Тебя не нужно и вопрошать, находишься ли ты в числе труждающихся и обремененных. Собери же остатки расточенных сил, приблизься ко Христу; Он может самое страдание растворить радостью.

Источник

Православная Жизнь

Часто в Церкви мы слышим в ектениях, – прошениях, возглашаемых диаконом, – моление о труждающихся: «Еще молимся, о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…». Кто такие труждающиеся?

что значит труждающиеся и обремененные. Смотреть фото что значит труждающиеся и обремененные. Смотреть картинку что значит труждающиеся и обремененные. Картинка про что значит труждающиеся и обремененные. Фото что значит труждающиеся и обремененные

Казалось бы, все просто: это люди, совершающие какую-либо работу в храме, о них Церковь и молится. Однако поющие, и плодоносящие в какой-то мере также трудятся, и все же в молитвах они названы по роду их деятельности. Может быть, труждающиеся это все остальные, представители как бы незначительных, второстепенных профессий, которых не утруждаются разделять по профессиональным навыкам? Как раз нет.

В древней Церкви существовало много разрядов церковнослужителей, один из разрядов и почтила Церковь назвав их «труждающиеся». Это представители одной из психологически и физически трудной профессии: те церковнослужители, которые погребали тела умерших христиан, могильщики. «Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их святых мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей».

В чем состоял труд могильщиков? «Могильщики в первые века христианства были те, кто отвечал за содержание кладбищ, включая раскапывание катакомб». Можем мы себе представить, что эти люди занимались созданием мест погребения (рыли могилу подобно современным копачам или выдалбливали ее в камне), их украшением, созданием надписей (эпитафий), словом должны, были владеть разными профессиональными навыками. Отсюда и обобщение «труждающиеся» в греческом тексте литургии: κοπιώντων, производное от κοπιάω, «утомляться», «уставать», «тяжело трудится». Отступим от нашего предмета, и обратимся к Библии и заметим, что там, где Иисус Христос говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас» (Мф. 11:28), также стоит слово κοπιώντες, производное от κοπιάω, и употребляется здесь в своем прямом значении.

В латинском языке для могильщиков, копиатов (от греч. κοπιάται) существует термин «фоссоры» (лат. fossores, «землекопы», «рудокопы», от «fodere», копать).

Начиная со II в. фоссоры занимались обустройством катакомб, а также специально оборудованных кладбищ для захоронений умерших христиан. «Мы не должны думать, что катакомбы были единственными местами захоронения в христианском мире первых трех веков; скорее всего, они создавались в определенных городах и районах Римской империи; Рим, Неаполь, Сиракузы, Мальта, Тунис. в важнейших городах. Во всех других частях империи мертвых хоронили над землей в мавзолеях или в простых могилах». Собственно катакомбы первых трех веков христианства (хотя катакомбы создавали до 410-хх гг..) и были плодом фоссоров. На каждом кладбище были свои объединения фоссоров, тяжелый труд которых христиане рассматривали как религиозный подвиг, оплачивали его и уважали. Обустройство могил опасно в силу тяжелого физического труда, гонений на христиан (случаи вандализма), когда деятельность фоссоров запрещалась и объявлялась преступной. Работа фоссоров была длительной и требовала терпения. «С киркой и лопатой они рыли при тусклом свете масляных ламп. Корзины или мешки были использованы для удаления грязи».

Первое книжное упоминание о фоссорах относится к 303 г. и находится в церковном христианском документе «Gesta purgationis Caeciliani» в котором, среди низших клириков (ordinis minoris) упоминаются и фоссоры. На Востоке фоссоры появляются позже. Император Константин, утвердил 1100 человек погребателей в Константинопольской Церкви, присоединил их к причту церковному, а император Констанций в 357 г., освободил их от промыслового налога. «В этом рескрипте они именуются клириками. Однако клириками они были в том смысле, что являлись церковно-должностными лицами. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставлялись через хиротесию. Большинство ученых считает, что только в отдельных общинах копиаты составляли особую степень; повсеместного распространения обычай поставления копиатов на церковнослужительскую степень не получил ни на Востоке, ни на Западе. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла». Указы впоследствии были подтверждены императором Анастасием (491–518) и Юстинианом (525–565) (новелла 43 и 59).

Блаженный Иероним (432–420) в книге «О семи церковных степенях» (гл. 9), пишет: «Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого погребать умерших “увещаемы бывают”». Блаженный Епифаний Кипрский (ум. 403) в «Книге о вере» (гл. 20) называет фоссоров «труждающиеся (κοπιαταί), заботящиеся о телах умерших». При императоре Феодосии II (408-450) в Константинополе было свыше 1000 фоссоров. «По такому многочисленному и многотрудному их сословию, Церковь в молениях своих воспоминать их не оставила».

Протоиерей Андрей Ухтомский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *