что значит ты на октаву выше

О тональностях песен

Советская эстрада вырастала из того, что остаётся от решений так называемых «худсоветов», а российская эстрада всегда культивировала бездарность и выталкивала талантливых исполнителей. Сейчас много талантливых детей, и их тоже учат петь низко, без высоких частот.

Считается, что с возрастом у человека голос ломается и становится более низким, но на самом деле, у детей и подростков диапазон голоса с возрастом может увеличиваться.

Ещё примеры самых высоких и самых низких нот у некоторых исполнителей.

Алла Пугачёва была нам дана как советский проект «женщины, которая поёт», на неё работали лучшие поэты и композиторы.

Верхняя граница фактичесого диапазона частот у некоторых исполнителей.

Юра Шатунов
Майя Кристаллинская
Эдита Пьеха
Элвис Пресли
Виктор Цой
Булат Окуджава
Диана Анкудинова

До 2-й октавы
Валерия
Марк Бернес
Анна Герман
Иосиф Кобзон

Ре 2-й октавы
Алла Пугачёва
Тамара Гверцители
Владимир Высоцкий
Лариса Долина
Фредди Меркюри
Георг Отс
Дина Гарипова

Ми бемоль 2-й октавы
Татьяна и Сергей Никитины
Лев Лещенко
Муслим Магомаев

Ми второй октавы
Людмила Сенчина
Сергей Трофимов
Николай Расторгуев
Владимир Пресняков
Смоки (Smokie)

Ля второй октавы
Валерий Дейнеко
Валерий Ободзинский
Ярослав Сумишевский

ДО третей октавы
Анна Нетребко

До диез ( ре бемоль) 3 октавы
Демис Руссос
Витас

Ми 3-й октавы
Александр Градский

Фа 3-й октавы
Димаш Кудайбергенов

Си 3-й октавы
Ада Сари

Ре 4-й октавы
Светлана Феодулова

Соль 5-й октавы
Алексей Боровко

Источник

Помощь с теорией музыки #4

У вас найдётся минутка поговорить о гаммах?

Что такое гаммы? Ну, это когда берёшь ноты от До до Си (ABCDEFG), выбираешь, какие у них будут знаки альтерации (диез/бемоль), и это даёт нам определённый окрас нашей мелодии, так как мы выбрали 7 из 12 возможных нот.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Также стоит быстро сказать, что мы говорим о традиционном европейском «темперированном строе». Азиатская музыка, или музыка племён других континентов может быть похожа на европейскую как Цельсий на Фаренгейта.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Добавлю в этот пост ещё продолжение темы про гаммы. Вот примеры популярных гамм (но это точно не все):

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Думаю, в этих карточках лучше упомянуть о ладах вскользь, чтобы человек знал, но пока не заморачивался.

К тому же, было бы клёво найти какую-нибудь общеизвестную мелодию, которая играется не обычной гаммой, а ладом. Так в голове свяжется не только инфа+картинка, но ещё +мыщечная память игры+слуховая память.

Помните, в каждой нашей гамме (из семи нот) есть все буквы нашего нотного алфавита (ABCDEFG)? Теперь давайте посмотрим на расположение клавиш на фортепиано (на фортепиано очень наглядно показывать лады).

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Заметьте и запомните, что мажорная гамма от ноты «до» содержит в себе ТОЛЬКО белые клавиши.

Теперь глянем на ноту Ля:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Давайте попробуем построить какую-нибудь гамму от ноты Ля, чтобы в ней тоже были ТОЛЬКО белые клавиши.

Логично предположить, что можно построить «гамму» не только от «до» и «ля», но и от любой ноты. Это и есть лады.

Но не стоит считать, что лады играются только от определённой ноты. Также как мажор и минор имеют свою уникальную «формулу», лады тоже состоят из попеременных тонов и полутонов.

Пример с белыми клавишами позволяет посчитать эти формулы для каждого из ладов. Но, также как существуют ля-мажор или до-минор, существуют всякие ми-локрийский, ре-минор и соль-диез-мажор.
Например ре-миксолидийский состоит из: D-E-F#-G-A-B-C.

И имеет «формулу»: Тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.

Зачем нам нужны лады?

Также как и мажорный и минорный (ионийский и эолийский лады) придают «весёлое» или «грустное» настроение композиции, также и другие лады привносят свои особенности в звучание мелодии. Например, многие говорят, что раньше металлисты играли в локрийском ладе, как самом «мрачном».

Вот табличка (не моя, поэтому ссылкой), где приведены хорошие эпитеты звучания каждого из перечисленных ладов: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-g.
Её материалы и уроки я тоже читал/смотрел, когда готовил карточки.

Я вижу, что вторая пара карточек страшновата, но, честно, у меня практически нет идей, как это исправить. Так что надеюсь на ваш брейнсторм 🙂

Источник

Что значит ты на октаву выше

Если небольшая часть мелодии находится слишком низко или высоко для удобного написания и чтения то поступают следующим образом: мелодию пишут так, чтобы она была на основных линиях нотного стана. Однако при этом указывают, что играть надо на октаву выше (или ниже). Как это делается, рассмотрим на рисунках:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Рисунок 3-1. 8va обязывает играть на октаву выше

Обратите внимание: над нотами сверху написано 8va, а также пунктиром выделена часть нот. Все ноты под пунктиром, начиная от 8va, играют на октаву выше написанного. Т.е. то, что изображено на рисунке, следует играть вот так:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Рисунок 3-2. Исполнение

Теперь рассмотрим пример, когда используются низкие ноты. Взгляните на следующий рисунок (мелодия группы «Агата Кристи»):

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Рисунок 3-3. Мелодия на дополнительных линиях

Эта часть мелодии написана на дополнительных линейках снизу. Воспользуемся обозначением «8vb», обозначив пунктиром те ноты, которые необходимо опустить на октаву (при этом на нотном стане ноты будут написаны выше реального звучания на октаву):

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Рисунок 3-4. 8vb обязывает играть на октаву ниже

Запись стала компактнее и читается проще. Звучание же нот осталось прежним.

Важный момент: если вся мелодия звучит на низких нотах, то, конечно, под всем произведением никто не будет рисовать пунктир. В этом случае используется басовый ключ Фа. 8vb и 8va используются для сокращения записи только части произведения.

Есть ещё такой вариант. Вместо 8va и 8vb может быть написано только 8. В этом случае пунктир ставится над нотами, если играть нужно на октаву выше, и под нотами, если играть следует на октаву ниже.

Итоги

В этой главе вы узнали о ещё одном виде сокращения нотного письма. 8va указывает играть на октаву выше написанного, а 8vb — на октаву ниже написанного.

Источник

Основные сведения о музыкальной грамоте

Максимальное количество звуков, которое может быть воспроизведено акустическими музыкальными инструментами, — 88. К числу инструментов, обладающих таким объемом звуков, относятся фортепиано и некоторые электромузыкальные инструменты. Последние могут воспроизводить до 100 звуков (в пределах от 20 до 4500 Гц.)

Если все звуки, которые может издать инструмент, расположить по высоте в порядке повышения или понижения с сохранением определенной закономерности, будет образован музыкальный звукоряд. Стандартным (исходным) звуком в звукоряде принят звук с частотой 440 Гц, называемый ля первой октавы. От этого звука отсчитывают высоты остальных звуков.

При расчете музыкального звукоряда исходят из того, что наименьшее соотношение по частоте между двумя соседними звуками составляет 1,06 полутона. Два полутона составляют тон.

Казалось бы, чтобы записать все звуки звукоряда, необходимо как минимум 88 знаков, на самом деле обходятся только семью знаками. Для этого музыкальный звукоряд делится на группы звуков, называемые октавами.

Октава — часть звукоряда, состоящая из 7 (для диатонического звукоряда) или 12 звуков (для хроматического звукоряда).

Музыкальный звукоряд, состоящий только из семи основных звуков, называется диатоническим. Семи основным звукам присвоены самостоятельные слоговые и буквенные названия:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Буквенная система названий основана на буквах латинского алфавита.

Недостатком диатонического звукоряда является неравномерность промежутков между звуками, так как он построен из семи основных звуков в соотношении: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Этот звукоряд может быть выравнен дополнительными звуками, которые получаются понижением или повышением основных звуков на полтона. Для обозначения дополнительных звуков к названию основного звука при повышении добавляют слово диез, при понижении — бемоль.

Звукоряд, состоящий из 12 различных звуков, 7 основных и 5 дополнительных, называют равномерно-темперированным или хроматическим. В хроматическом звукоряде промежутки между звуками составляют полтона. Такая октава имеет интервал звучания 12 полутонов (6 тонов). Большинство музыкальных инструментов построено по принципу этого звукоряда, что позволяет исполнять на них сложные музыкальные произведения.

Все звуки, от самого низкого до самого высокого, составляют музыкальный диапазон. Весь музыкальный диапазон разбит на девять октав — семь полных и две неполные. Сходство звуков на расстоянии октавы позволило дать им одинаковые названия, через каждые 12 полутонов названия звуков повторяются.

Каждая октава имеет свое название. Октава, лежащая посреди звукоряда, называется первой.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Ниже первой октавы располагаются малая октава (обозначения ступеней с маленькой буквы без индекса: до, ре и т. д.); большая октава (обозначения ступеней с большой буквы без индексов: До, Ре, Ми и т. д.); контроктава (обозначения ступеней с большой буквы с цифрой 1 справа внизу: До1, Pel и т. д.); субконтроктава (обозначения ступеней с большой буквы, с цифрой 2 справа внизу: Ля2, Си2 и т. д). Субконтроктава и пятая октава — неполные.

Соотношение двух звуков в октаве по высоте называется интервалом. Низкий звук интервала называется основанием, верхний — вершиной интервала. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину.

Ступеневая величина интервала определяется количеством охватываемых им основных ступеней звукоряда. Каждый интервал имеет свое название и обозначение цифрой, которая обозначает количество ступеней, входящих в интервал:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Зная интервалы, можно судить о строе инструмента, проводить его настройку и проверку качества.

Любой инструмент характеризуется строем. Под строем инструмента понимают систему фиксированных частот звуков, находящихся в определенных соотношениях. Интервалы, используемые при настройке того или иного инструмента, указывают в сопроводительных документах в словесной форме или в форме нотной записи.

Для точного представления о звучании данного интервала одного ступеневого измерения мало. Устанавливают еще тоновую величину интервала, которая соответствует количеству заключенных в нем полутонов. Наиболее употребительны интервалы.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Для записи музыкальных звуков пользуются специальными знаками-нотами, представляющими собой белые и черные кружки овальной формы.

Их записывают на 5 параллельных, горизонтальных, равно отстоящих друг от друга линейках, называемых нотным станом (нотоносцем). Нотные знаки записывают на линейках, между линейками, под и над линейками. Счет линеек ведется снизу вверх. В этом же направлении растет высота звуков записанных нот.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

На нотном стане можно за писать сравнительно небольшое количество звуков, поэтому для записи очень высоких и очень низких звуков пользуются добавочными линейками. Добавочные линейки проводят выше и ниже нотного стана короткими линиями отдельно для каждой ноты. Количество добавочных линеек обычно ограничивается пятью. Счет добавочных линеек ведется в верхнем и нижнем направлениях, считая от нотного стана.

Запись музыкальных звуков предусматривает одновременное указание высоты звучания с точным указанием названия звука и его принадлежности к определенной октаве (одноименные звуки повторяются во всех октавах). Высоту звучания и название звука определяет ключ, стоящий у начала нотной строки или возле ноты. Такой ключ пишется на второй линейке нотоносца и называется скрипичным ключом соль.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Ключ этот означает, что на второй линейке пишется звук соль первой октавы. Запись других звуков подчинена ключу.

Кроме того, чтобы еще сократить количество дополнительных линий, применяют знак переноса звуков на октаву вверх и вниз 8. Если этот знак стоит над нотным станом, то ноты читаются на октаву выше написанного, а при размещении его под нотным станом — на октаву ниже написанного.

Располагая основными сведениями об акустике и музыкальной грамоте и воспользовавшись паспортными данными на инструмент, можно определить его товароведные характеристики — диапазон и интервал звучания.

Источник

Диапазон. Октавная система. Регистры

Общий объем звуков, которые могут быть исполнены на том или ином музыкальном инструменте или каким-либо человеческим голосом, называется музыкальным диапазоном.

Величина диапазона, естественно, бывает различной и зависит от возможностей самого инструмента или человеческого голоса, а также от мастерства исполнителя.

Даже у однородных голосов она колеблется: например, если сравнить двух певиц, обладающих колоратурным сопрано, то у одной диапазон голоса может оказаться больше, а у другой — меньше.

Или, скажем, один трубач может брать на своем инструменте такие высокие звуки, какие другому окажутся не под силу.

Диапазон же фортепиано — величина постоянная (88 звуков) и практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыке* [Из инструментов больший, чем у фортепиано, диапазон имеет только орган.]

Выше уже говорилось, что семь основных ступеней диатонического звукоряда (а также и помещенные между ними на черных клавишах пять хроматических звуков) периодически повторяются по всей фортепианной клавиатуре в том же порядке, но на разных высотных уровнях, сохраняя при этом за собой те же названия.

Таким образом, каждый восьмой по счету на белых клавишах* [Если же считать подряд все клавиши — и белые, и черные, то есть отталкиваться от хроматического звукоряда, то повторением данной ступени явится каждый тринадцатый звук.] звук будет называться так же, как и его прототип, от которого начался счет.

Поскольку интервал, содержащий восемь ступеней, называется октавой, то вся система, расчленяющая клавиатуру фортепиано на семь с небольшим октав, называется октавной.

Известно, что соотношение чисел колебаний какого-либо данного звука и его повторения октавой выше всегда составляет 1:2 (то есть является наиболее простым), в результате чего частоты колебаний верхнего тона и второй гармоники нижнего тона совпадают.

Поэтому октавные звуки очень сходны по звучанию и, будучи взяты вместе, одновременно, почти полностью сливаются друг с другом. Однако каждый новый звук с таким же наименованием непременно будет находиться в другой октаве.

Отсчет семиступенных октавных звукорядов ведется от звука до, и каждый из них имеет свое название.

Так, октава, находящаяся в центре фортепианной клавиатуры, т.е. посредине всего диапазона звуков нашей музыкальной системы, называется первой*.

[Звуки именно этой октавы — полностью или частично — доступны всем разновидностям человеческих голосов и подавляющему большинству музыкальных инструментов.]

Следующие за ней по восходящей линии октавы называются по порядковым номерам: вторая, третья, четвертая и пятая, представленная только одним начальным звуком — до*. [На пианино и роялях, имеющих только 85 клавишей, последняя нота — ля четвертой октавы.]

Непосредственно ниже первой октавы находится так называемая малая октава, а за ней (вниз) следует большая октава.

Их названия восходят к тем временам, когда звуки нотировались буквами и звуки малой октавы обозначались строчными (то есть малыми) буквами, а большой — прописными (то есть большими, заглавными) буквами.

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

При слоговой или буквенной записи звуков октавы различаются следующим образом.

Звуки большой октавы обозначаются прописными (заглавными) буквами или соответствующими слогами, в которых начальные буквы — большие. Например: С, D, Е, F, G, А, Н или До, Рe, Мu, Фа, Соль, Ля, Си.

Звуки малой октавы обозначаются строчными (малыми) буквами или музыкальными слогами, записываемыми только малыми буквами. Например: с, d, е, f, g, a, h или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Звуки первой октавы пишутся тоже только малыми буквами (или слогами из малых букв), с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонтальной черты над буквой или слогом):

К звукам второй, третьей и более высоких октав добавляются — в соответствии с их порядковым номером — цифры 2, 3, 4, 5 или две, три и более черточек сверху. Например:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами или музыкальными слогами, начинающимися с заглавных букв, с добавлением к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы), либо одной или, соответственно, двух горизонтальных черточек под буквой или слогом:

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются по характеру (или тембру) своего звучания.

Вместе с тем близлежащие звуки (то есть расположенные в пределах примерно двух-трех октав) обладают известной общностью своей звуковой окраски. Такие относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или, во всяком случае, близкие тембровые свойства, называются регистрами.

Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий (или басовый), куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую и пятую октавы (см. схему на стр. 34-35).

Низкий, средний и высокий регистры есть у любых музыкальных инструментов и у человеческих голосов. Однако их диапазоны значительно уже, чем общий диапазон. Зачастую они могут и не совпадать у разных инструментов или голосов.

Так, например, звуки низкого регистра скрипки у виолончели образуют средний регистр, звуки низкого регистра сопрано и тенора входят частично в средний и в высокий регистр. А регистры у колоратурного сопрано и флейты почти одинаковы ввиду близости самих их диапазонов.

Нотная запись звуков, относящихся к очень высокому или, наоборот, очень низкому регистрам (то есть входящих в состав двух крайних октав сверху и снизу), требует использования большого количества добавочных линий, что затрудняет беглое чтение нот.

В таких случаях для облегчения визуального восприятия нотного текста запись очень высоких (или очень низких) нот чаще всего упрощается, то есть производится в более привычных регистрах — октавой (иногда и двумя октавами) ниже (или выше) реального звучания, но при этом над ними (или под ними) ставятся знаки октавного переноса (8———- или 88———-), указывающие, что данные звуки должны исполняться, соответственно, октавой (двумя) выше или ниже написанного. Например:

[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

следует исполнять:

[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

написано: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

что значит ты на октаву выше. Смотреть фото что значит ты на октаву выше. Смотреть картинку что значит ты на октаву выше. Картинка про что значит ты на октаву выше. Фото что значит ты на октаву выше

исполняется: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *