что значит валаамская ослица
Когда говорит валаамова ослица
В прессе иногда встречается фразеологизм «валаамова ослица». Из контекста не всегда можно догадаться, о чем речь. Это редко употребляемое выражение, но оно дает меткую характеристику говорящему.
«Валаамова ослица», фразеологизм: происхождение
В Священном Писании рассказывается о случае, произошедшем с пророком Валаамом. Когда израильский народ, выйдя из Египта, подошел к обетованной земле, он завоевал земли амореев напротив Иерихона в пустынных равнинах Моава.
Валаам прекрасно знает, что это неправедное дело, и берет у посланников отсрочку решения, пока не переговорит с истинным Богом. Бог является Валааму и запрещает проклинать свой народ. Пророк отпускает послов ни с чем.
Но Валак вторично отправляет к нему уважаемых людей с той же просьбой и большей платой. Проявив жадность, пророк пошел с намерением проклясть израильтян. За это Бог разгневался на него и послал ангела преградить ему путь.
«Валаамова ослица»: значение
На этот сюжет ссылаются, когда хотят пояснить Божье руководство в жизни человека. По сути, Бог дал людям свободу выбора: поступать по его воле или нет. Но предупреждает о плохих поступках он всегда.
В переносном значении так могут сказать о каком-то необычном событии, ставшем препятствием. Супруги обдумывают развод, но внезапно случается пожар, пропадают все документы. Жить негде.
Это сплачивает супругов, и развод отменяется. В таком случае дом, как валаамова ослица, показал: «Если прохудилась крыша – зачем сжигать все здание?» Другими словами, если прохудились отношения, зачем уничтожать брак?
Второе значение, ироническое
С тех пор, как Библию перевели на языки других народов, это выражение используется для выражения кроткого человека, вдруг подавшего голос. Сравнимый с бессловесным животным, кроткий человек может открыть уста и сказать что-то важное.
Это может произойти по причине крайнего угнетения (например, словесного). Начальник в офисе привык гонять сотрудницу, тихую девушку, за мелкими покупками. То, что он отрывает ее от срочных заданий, в расчет не принимается.
Настает момент, когда она заявляет, что от этих поручений страдает ее работа. В таком случае она выступает как валаамова ослица, говоря очевидные вещи. Ее заявление воспринимается как гром среди ясного неба, ведь она всегда все сносила молча.
Примеры из литературы
Примеры есть и в русской литературе. В романе «Братья Карамазовы» так назван лакей. Здесь это выражение Федор Михайлович употребляет в ироничном смысле: «и говорит, и говорит».
Он рос молчаливым и болезненным, по любому поводу забивался в угол и глядел оттуда молча. Но как-то за обедом принялся вдруг рассуждать о долге, чести христианина, предательстве и искуплении греха последующими поступками.
У М. Горького тоже находим похожее употребление крылатой фразы. В романе «Фома Гордеев» в ситуации, похожей на рассмотренную выше с офисной сотрудницей. В ответ на возмущение дочери, что ее только упрекают во всем, но никак не помогут и не позаботятся о ней, отец замечает: «Вот и валаамова ослица заговорила».
Современное употребление фразеологизма
В статье от 17.04.12, которая так и называется – «Ура! Валаамова ослица заговорила!», автор, С. Вязов, рассуждает о диспутах либералов: «Обычно это чудо». Далее он сравнивает их с кротким животным древнего пророка. Мол, всю жизнь они молчали, а потом не смогли.
Статья от 08.02.07 Вадима Штепы «Что хотела сказать валаамова ослица?» носит почти такое же название. Он пишет о государственной служащей как о небезызвестном животном.
С. Е. Лец высказал афоризм, в котором напоминает, что ослица заговорила человеческим голосом. Он сравнивает ее с некоторыми актерами, и сравнение явно не в их пользу. С легкой иронией он задает риторический вопрос: «Не могли бы они последовать ее примеру?» Видимо, речь ослицы внятней и разумнее, чем у них.
Вот так и произошло, что случай, записанный полторы тысячи лет до нашей эры, породил фразеологизм. Теперь по-разному употребляют выражение «валаамова ослица». Значение из прямого перешло в переносное и обогатило лексикон многих народов.
Православная Жизнь
«И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, [где] с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
Слово Божье умалчивает, что дальше произошло с ослицей.
Мое же слово побежало вслед за фантазией.
И решил Валаам, что спасла от смерти его ослица. Ведь говорила она человеческим голосом и видела Ангела Господнего даже тогда, когда не видел Его Валаам. Рассказал он об этом людям. И поняли люди, что ослица эта не простая. Избрал ее Господь для просвещения народа Своего.
Люди, конечно же, хорошенько подумав и посоветовавшись, решили, что раз ослица эта избранная – негоже ей, как другим ослам, колючками и травой придорожной питаться. Да воду из грязных луж пить. Ведь питание животных особенных и решаться должно особо.
И поручили ответственной группе заготовку лепестков самых свежих и самых благоуханных роз, которые распускаются на рассвете, напились росы и еще не испорчены лучами палящего солнца.
А еще одна группа собирала росу с виноградных листьев, чтоб поить ей животное, чтоб не знала ослица жажды.
Ведь не иначе, как от такого питания, снова и снова станет ослица говорить человеческим голосом, учить всех и наставлять на путь истинный.
И снова собрались люди, и советовались несколько дней, и решили, что ослица теперь не чета всем ослам, даже самым сильным и умным. И естество ее уже совсем не ослиное, благодаря такому рациону, уходу и почитанию.
И не может, не будет та, которая говорила человеческим голосом, та, которая так обожаема, ест лепестки роз и пьет росу виноградную, гадить везде, и вонять, и кричать по ночам, как все ее соплеменники бывшие.
И решили люди, что ослице теперь не место в хлеву, как прочим ослам, а отныне она воссядет на собраниях, и на советах гостем почетным, с правом решающего голоса.
Но самое главное, что ослица и сама поверила в свою необычность и избранность. И с радостью восседала на сонмищах, да на советах человеческих. Но только беда в том, что сколько бы ни ела она лепестков, росой запивая, не меняли они ее естества ослиного, а, что еще хуже, вносили разлад в ее нутро, непривычное к такой пище. И гадила она, как простые ослы, где стояла, и орала, как обычный осел, хоть и помнила еще, как говорила, и тужилась, лезла из сил, старалась сказать что-нибудь по-человечьи. И пугала почтенных людей, не давала никому на собраниях выступать, обсуждать важные вопросы.
Люди, не выдержав рези в глазах от навоза, в нервное криками громкими приведенные истощение, гневной толпой, ненавистью ослепленные, растерзали ослицу.
А вместо животного вылили ее изваяние из золота, в натуральную величину, до мельчайших подробностей.
Так поклоняться удобней, стоит, где поставишь. И не орет на собраньях почтенных, всех перебивая. И не воняет, не скачет. стоит и делает то, что прикажешь.
Да, это фарс. но фарс не ради забавы, а ради науки. Ведь часто, как к этой ослице, люди относятся и ко священству. Почет, угождение, кормление лепестками. Свои представления о правильной жизни, которой ДОЛЖНЫ жить священники. Свои представления о правильных словах и поступках. И некоторые священники начинают сами верить в свою избранность. И думают, что людям виднее, ведь так приятно слушать слова возношения.
Но в таких случаях истукан золотой пусть будет напоминаньем о том, что лишь волею Божьей живем, волею Божьею дышим. Лишь Духом Святым дерзаем служить и учить. И если забудем об этом, если примем славу и честь ту, что нам не принадлежит – будем тельцами из золота ждать своей очереди на разрушение.
Иерей Игорь Шумак на своей странице в Facebook
Валаамова ослица
Автор: Дмитрий Сироткин
Давайте рассмотрим значение и происхождение, синоним-антоним, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Валаамова ослица – молчаливый или покорный человек, неожиданно высказавший свое мнение или протест
Фразеологизмы-синонимы: слова надо клещами вытягивать (частично)
Фразеологизмы-антонимы: язык без костей (частично)
Происхождение фразеологизма
Фразеологизм имеет библейское происхождение (кстати, обзор фразеологизмов, пришедших из Библии). В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского пророка и мага Валаама (Билеама), отправившегося одолевать чарами израильтян по просьбе царя моавитян Валака. По дороге к лагерю Валака ослица, к изумлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?».
Это лишь небольшой эпизод целой истории: царь Валак опасался поражения от более сильной армии израильтян, только что пришедших из Египта, поэтому настойчиво пригласил мага Валаама, чтобы он изрек ритуально-магическое проклятие против народа Израиля. И хотя бог Яхве запретил Валааму произносить это проклятие, он все-таки согласился на новые приглашения Валака и отправился в путь на ослице.
В этот раз обошлось, но вообще-то Валаам был вдохновителем всех врагов Израиля, например, он дал египетскому фараону совет умерщвлять еврейских младенцев мужского пола. Это был опасный враг, Валаам считался величайшим из семи языческих пророков и магов. Согласно Библии, в конце концов Валаам за все свои козни был убит израильтянами.
Вот какие серьезные исторические события и страсти стоят иногда за укоризненной репликой робкой ослицы.
Предложения с фразеологизмом из произведений писателей
Как бы скептически мы ни относились к успехам последнего времени, все-таки невозможно не признать, что, в виду всех, рост русского человека несомненно увеличился, и ежели мы и доныне относимся к этой истине с недоверием, то источником такого недоверия служит то, что мы этого увеличения роста ищем совсем не там, где его искать следует. Мы все чего-то ждем от валаамовой ослицы, все думаем, что именно она, а не другой кто может заговорить, и оттого упускаем из вида тот подлинный источник, из которого должна источиться струя нового, живого русского слова. Об этом-то источнике мы и намерены поговорить с нашими читателями. (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Напрасные опасения»)
— Нет, нет, я только теперь перекрещу тебя, вот так, садись. Ну, теперь тебе удовольствие будет, и именно на твою тему. Насмеешься. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит-то, как говорит!
Валаамовою ослицей оказался лакей Смердяков. Человек еще молодой, всего лет двадцати четырех, он был страшно нелюдим и молчалив. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)
— Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы — одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело мне жить — а никогда вы слова ласкового не скажете мне… — Вот и валаамова ослица заговорила, — усмехнувшись, сказал старик (М. Горький, «Фома Гордеев»)
— Пантаковская-то, а? — укоризненно бросил он Прохору Фроловичу… — А ну её! — Прохор Фролович сердито дёрнул надутыми губами… По званию, так сказать, профессор, а на деле ослица валаамова! (А.Д. Коптяева, «Дерзание»)
Комментарии также всячески приветствуются!
Валаамова ослица
Израильтяне осаждали Иерихон, царь моавитян Валак, устрашившись разрушительной мощи израильского народа, послал гонцов к волхву Валааму, с надеждой, что тот проклянёт израильтян. По-видимому, Валаам был довольно сильным пророком, так как был известен во всей той земле.
«И послал он послов к Валааму … чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».
Чис.22:5,6
Однако ослица проявляла своеволие не из упрямства и не от того, что решила «поругаться» над хозяином, своим поступком, она фактически сохранила ему жизнь, а значит, не смотря на побои любила своего хозяина и сохраняла преданность ему.
Получается, что фразеологизм «Валаамова ослица», имеет неверное значение, я бы дал ему следующее значение – это человек знающий, что может быть несправедливо наказан или обвинён, но всё же из любви и преданности поступающий, так как велит ему сердце на благо другого человека. Дай Бог каждому из нас иметь таких преданных друзей.
Ну а закончилась эта история тем, что сколько Валак не умолял проклясть израильский народ, Валаам не мог это сделать, так как сколько бы он не молился, Бог всегда велел ему лишь благословлять израильтян. В конце концов, Валак прогнал Валаама, за то, что тот не поступает как угодно царю. Однако в реальности Валак также должен был быть благодарен Валааму, так как через него точно узнал, что за израильтянами стоит Бог и ссориться с ними себе дороже.
Если бы каждый человек имел бы такую возможность, точно знать каким путём идти нельзя ни при каких обстоятельствах, мир был бы гораздо лучше.
Что значит Валаамова ослица?
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел Господень преграждает путь Валааму.
В Ветхом завете, в книге «Числа» рассказано о том, как Израильтяне странствовали из Египта в землю обетованную. Под предводительством Моисея они пришли на равнины Мо а ва и собирались двинуться дальше.
Царь Моавитян по имени Валак, видя это, испугался за свое царство. Но зная о победах израильского народа, не решился вступать с ним бой. Он отправил свих послов к человеку по имени Валаам, который слыл могучим волхвом. Говорили, что кого он благословит, тот будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят. Послы пришли к Валааму и просили его наложить проклятье на Евреев. Валаам же не был обычным волхвом, то есть колдуном, как считали язычники. Он имел дар общения с истинным Богом, и не мог от себя посылать проклятия и благословения, потому что делал это только по воле Божией. Господь запретил Валааму проклинать Израильтян. И тот сперва отказался, но послы были настойчивы и Валаам решился отправиться в путь.
Он сел на ослицу и отправился в землю Моавитян. Но Ангел Господень с мечом в руке встал на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Ослица, увидев Ангела, свернула в поле. Валаам же не видел Ангела и потому стал бить ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу. Трижды Ангел преграждал путь и трижды ослице приходилось выносить удары палкой. Тогда Бог отверз уста животному и оно заговорило: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?» В этот момент Валаам увидел Ангела с мечом в руке, преграждающего ему путь. Так, через чудесную речь животного Бог вразумил Своего раба. А отголосок той библейской истории звучит в нашей речи в виде крылатого выражения по сей день.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.