что значит внебюджетные средства в университете
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в статью 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
1. Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
ГАРАНТ:
О проведении в 2002-2004 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств см. постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 6
3. Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
4. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.
5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета.
6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.
Платное обучение: как поступить на внебюджет?
Алина Косова
В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.
Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет
1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз
ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.
Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:
2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная
Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).
В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.
3. Конкурс на платное обучение — условность
Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).
Процедура зачисления на платное обучение
Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!
ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!
Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»
Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?
На самом деле, смысл есть.
Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.
Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.
В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.
Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!
Статья 36. Внебюджетные источники финансирования
Статья 36. Внебюджетные источники финансирования
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования деятельности социальных служб и мероприятий по предоставлению социальной помощи лицам, нуждающимся в этой помощи, являются:
средства, выделяемые из областного и районных фондов социальной поддержки населения и других целевых социальных фондов;
банковские кредиты и средства других кредиторов;
доходы от ценных бумаг;
благотворительные взносы и пожертвования;
доходы от хозяйственной и другой деятельности учреждений социального обслуживания;
средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги.
Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.
Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.
Инвесторы, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в государственную (областную) систему социальных служб, в социальные службы иных форм собственности и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источники внебюджетных средств высшего учебного заведения и контроль за их использованием
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2012, N 12
В условиях недостаточного бюджетного финансирования вузам приходится самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, т.е. внебюджетные средства. С каждым годом перечень источников внебюджетного финансирования увеличивается.
Тактика привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств разнообразна. Учебные заведения, в особенности вузы, постоянно разрабатывают и внедряют в порядке эксперимента все новые формы мобилизации средств из внебюджетных источников с учетом действия механизмов рыночных отношений в российской экономике. В ситуации, когда бюджетное финансирование обеспечивает лишь поддержание образовательного учреждения на достигнутом уровне, все затраты по расширению и диверсификации учебной деятельности могут возмещаться только за счет внебюджетных инвестиций. Поэтому вопрос формирования и расходования внебюджетных средств является для вузов жизненно важным.
Для примера рассмотрим источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» (табл. 1).
Источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
Снижение показателя общего объема средств учреждения в 2011 г. по сравнению с 2009 г. связано с уменьшением количества обучаемых в вузе. Но можно заметить, что объем внебюджетного финансирования в общем объеме средств вуза постепенно увеличивается с 23,50% в 2009 г. до 32,78% в 2011 г.
Практически треть расходов учреждения финансируется за счет внебюджетных источников. Поскольку вуз является научно-исследовательским, имеет хорошую материальную базу, многие предприятия Республики Мордовия заключают с ним договор подряда на изобретение и внедрение передовых технологий в производство.
Получение дохода от данного вида деятельности для вуза является одним из приоритетных направлений, о чем свидетельствует ежегодное увеличение объема поступления внебюджетных средств от организаций. Удельный вес данного показателя с 2009 по 2011 г. возрос с 26,50 до 68,03%. Отсюда следует, что у вуза есть потенциал привлечения внебюджетных источников.
В настоящее время вузы страны осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере. Широко распространены следующие виды основной деятельности, приносящие внебюджетный доход вузам:
В таблице 2 представлена структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в 2011 г. (табл. 2).
Структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в 2011 г.
Из анализа табл. 2 следует, что основной удельный вес в доходах, полученных от внебюджетных средств, принадлежит научной деятельности.
В настоящее время в России происходит децентрализация бюджетного процесса, которая в значительной мере меняет и механизм финансирования системы образования, поскольку расширяются права субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении порядка и объемов финансирования высших учебных заведений, но при этом возрастает их ответственность за своевременное и достаточное финансирование.
Разнообразие источников дополнительного дохода вуза обостряет проблемы в механизмах управления финансовой деятельностью высшего учебного заведения, особенно при учете и контроле внебюджетной деятельности. Управление финансовыми ресурсами вуза должно обеспечивать информацией его руководство о необходимых финансовых ресурсах за определенный момент времени (месяц, квартал, год), а также способствовать рациональному использованию планируемых средств для обеспечения его деятельности.
В частности, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в управлении бухгалтерского учета и финансового контроля выделено отдельное структурное подразделение, в компетенцию которого входит учет и контроль за внебюджетной деятельностью, распределение доходов от внебюджетной деятельности по их источникам, а также между институтами и факультетами. Это подразделение осуществляет контроль за расходованием средств от внебюджетной деятельности. Налаженный контроль за внебюджетными средствами позволяет руководству вуза, его управлениям и службам иметь анализ их расходования и эффективности принимаемых решений.
Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / Под ред. С.А. Белякова. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 194.
Данная информация, предопределяющая обоснованные и всесторонне взвешенные решения, должна формироваться в учетной системе в соответствии с целевыми задачами развития вуза на перспективу. Значимость такой информации, ее анализ, использование для целей планирования и прогнозирования настолько существенны, что стали предпосылкой появления специфического вида учета, который в практике учетной деятельности получил название «управленческий учет».
Он представляет собой процесс измерения разных сторон деятельности, включая специфические виды деятельности, финансируемые за счет внебюджетных средств. Поскольку бюджетные учреждения, предоставляющие образовательные услуги, являются равноправными субъектами рынка, то рыночные принципы хозяйствования во многом определяют стратегию их развития.
Все это, безусловно, требует разработки методов контроля со стороны руководства вуза, адекватных рыночной конъюнктуре, сложившейся в конкретном регионе.
Из-за ограниченности государственного финансирования сферы образования остро встают проблемы, связанные с рационализацией распределения средств вуза и созданием условий для привлечения им дополнительных источников финансовых ресурсов. Решение этих проблем определяется в первую очередь действующей системой финансирования образования, т.е. принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.
Улучшить эффективность управления вузом можно путем регулярного мониторинга учебного процесса и функционирования всех его подразделений. Для этого до каждого подразделения доводится система показателей, отражающих текущее состояние всех сторон его деятельности, значения которых периодически поступают в соответствующие управляющие структуры вуза.
Управляемость вузами, в свою очередь, достигается путем решения возникающих проблем на всех уровнях иерархии управления с различным уровнем общности и детализации проводимых управленческих мероприятий.
Оперативность управленческих решений может достигаться за счет четкого перераспределения различных управленческих функций между функциональными подразделениями организационной системы вуза.
Бюджетное финансирование требует от управления бюджетными образовательными учреждениями усилий по освоению и рациональному использованию выделенных средств. В то же время наращивание или обновление ресурсов за счет инвестирования доходов от внебюджетной деятельности связано с определенным риском. Этот риск снижается, если управленцы будут располагать информацией, формируемой бухгалтерской службой и отражающей источники финансирования и результативность затрат. Достаточная информационная обеспеченность управления является залогом эффективного функционирования образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Задачи дальнейшего развития российских вузов не могут быть решены в рамках действующего дотационно-бюджетного механизма их финансирования, поскольку в современных условиях возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Одним из путей получения вузом внебюджетных средств являются инвестиции учредителей и заказчиков на подготовку кадров, а также помощь региональных властей. Учредительство вузов допускается с участием отечественных, иностранных физических и юридических лиц всех форм собственности. Поэтому важным фактором получения вузом внебюджетных средств является также включение в число учредителей, которые заказывают подготовку специалистов с высшим образованием, финансово-промышленных групп и крупных предприятий.
Что значит внебюджетные средства в университете
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Как заработать внебюджетные средства колледжам и техникумам?
В Якутске в рамках Республиканского совещания работников профессионального образования, проходившего на разных площадках с 27 сентября по 3 октября, проводились круглые столы совместно с другими министерствами с участием представителей техникумов, колледжей республики, работодателей, приглашенных гостей из профессиональных образовательных учреждений других регионов России.
30 сентября на круглом столе «Бизнес-партнерство. Предпринимательство в среднем профессиональном учреждении» обсудили модели ведения внебюджетной деятельности образовательных учреждений республики, и пришли к выводу о необходимости создания Концепции развития приносящей доход деятельности учреждений среднего и дополнительного профессионального образования. Также было предложено ряд учреждений перевести из бюджетного типа в автономное и расширить перечень платных услуг путем разработки новых форм и моделей.
По словам первого заместителя министра профессионального образования Февроньи Шишигиной, учебным заведениям необходимо зарабатывать для того, чтобы развивать свою материально-техническую базу, поддерживать интересы студентов, так как на сегодня регулярного финансирования хватает только на такие самые важные нужды, как заработные платы, стипендии, коммунальные услуги и др.
На круглом столе обсудили те модели предпринимательства, которые ведут профессиональные образовательные учреждения на сегодня. Те колледжи и техникумы, на базе которых имеются свои автодромы и автомобили, обучают население вождению. Практически все учебные заведения предлагают платные дополнительные образовательные услуги по тем специальностям, которым обучают своих студентов. Также кроме бюджетных учебных мест имеются коммерческие.