что значит воинская часть ликвидирована
Брошенные гарнизоны. Причины и последствия расформирования частей РФ на Дальнем Востоке
От разрыва до разрядки
По численности авиационная группировка лишь немногим уступала авиации Группы советских войск в Германии, занимая второе место по совокупному ударному потенциалу в вооружённых силах Советского Союза. Общее количество боевых самолётов и вертолётов на территории Приморского края не уступало численности ВВС Японии или Южной Кореи. Ежегодно наша 39-я армия, имитируя наступление, проводила маневры, начиная «бросок» от советско-монгольской границы через всю Монголию упираясь в границу Китая, каждый раз доводя руководство КНР до почти открытой дипломатической истерики.
Не случайно главным и самым первым требованием Пекина в то время был вывод советских войск из Монголии, а все претензии по границе шли уже во вторую очередь. К тому времени КНР уже давно считал своим главным врагом не капиталистические США, а СССР. Еще Мао, любивший играть на мировых противоречиях и балансах, восстановил дипломатические отношения с Вашингтоном, а Дэн Сяопин, едва укрепив свою власть в Пекине, пошел практически на открытый союз с США против СССР.
С приходом перестройки
Разрядка дипломатических отношений между странами наступила с приходом перестройки. Первый раз во всеуслышание М.С. Горбачев заявил о намерениях улучшить отношения с КНР, выступая в 1986 году во Владивостоке.
— сказал тогда советский лидер.
В речи Горбачев говорил также о выводе большей части войск из Монголии, а также о планах обсудить «конкретные шаги, направленные на соразмерное снижение уровня сухопутных сил».
Прошедшая в мае 1989 года в Пекине встреча Михаила Горбачева и Дэн Сяопина «рельефно обозначила завершение периода нормализации отношений и перевод их на траекторию уверенно-поступательного движения вперед, из прошлого в будущее». В ходе визита стороны фактически согласились «закрыть прошлое» и приступить к восстановлению отношений, дистанцируясь от всего негативного балласта.
Горбачев начал сокращение и вывод войск не только из Германии и стран Восточной Европы, но и с дальневосточных рубежей СССР. Советский Союз выполнял все основные требования Пекина — значительно сокращал свои армии на Дальнем Востоке, выводил войска из Афганистана и Монголии и даже гарантировал вывод войск Вьетнама из Камбоджи. Последние советские солдаты покинули Монголию в декабре 1992 года, на полтора года раньше, чем Восточную Германию.
«Доверительное стратегическое партнёрство»
В те годы Монголия была единственной страной, которая выступала против вывода уже не советских, а российских войск со своей территории — Улан-Батор слишком боялся своего набирающего мощь соседа.
В июне 1992 года было расформировано Главное командование войск Дальнего Востока. Аналогичная судьба постигла большинство войсковых частей в регионе и все укрепрайоны на границе с Китаем — от Хоргосского, что прикрывал Алма-Ату, столицу уже ставшего независимым Казахстана, до Владивостокского.
В апреле 1996 года президент РФ Б.Н. Ельцин, летевший в КНР с визитом, посчитал своевременным по-особенному оттенить характеристику достигнутого уровня и качества российско-китайских отношений. Так родилась формула «доверительное стратегическое партнерство, обращенное в XXI век». Спешно переданная с борта президентского самолета через Москву в Пекин, она сразу нашла поддержку у китайского руководства. «Всегда друзья, никогда враги», — афористично и весомо определяют свою позицию пекинские лидеры.
Вскоре из переговоров по урегулированию пограничных вопросов «вышли» и на рубеже 1990-х годов отпочковались в самостоятельное направление переговоры о военной разрядке вдоль границы. Они привели к подписанию двух широко известных документов: «Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы» от 26 апреля 1996 года и «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» от 24 апреля 1997 года (ратифицировано федеральным законом РФ от 17 июля 1999 года).
Целями первого Соглашения определялись «развитие отношений добрососедства и дружбы, сохранения в районе границы обстановки долговременной стабильности, укрепления взаимного доверия в военной области в районе границы» и предусматривались следующие меры укрепления взаимоотношений между государствами:
— обмен информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей);
— стороны не проводят военные учения, направленные против другой стороны;
— ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений;
— уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией;
— уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны;
— взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения;
— уведомляют о временном заходе боевых речных кораблей военно-морского флота/военно-морских сил в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии Восточной части российско-китайской границы;
— принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности;
— запрашивают о неясных ситуациях;
— укрепляют дружеские контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей) в районе границы и осуществляют другие согласованные сторонами меры доверия.
Второе Соглашение сокращает и ограничивает численность личного состава и количество основных видов вооружений и военной техники сухопутных войск, военно-воздушных сил и авиации ПВО, дислоцированных в географических пределах применения Соглашения, и устанавливает для них предельные уровни на глубину в 100 километров по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны. Сокращению и ограничению подлежали боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, пусковые установки тактических ракет, боевые самолеты, боевые вертолеты. Порядок сокращения личного состава вооруженных сил определен путем расформирования целостных воинских формирований (дивизия, бригада, полк, отдельный батальон, эскадрилья в военно-воздушных силах или другие приравненные к ним части), путем уменьшения штатной численности воинских формирований, путем вывода воинских формирований за географические пределы применения Соглашения. Стороны осуществляют сокращение вооружений и военной техники путем уничтожения, демонтажа, переоборудования для гражданских целей, размещения в стационарную экспозицию, использования в качестве наземных или воздушных целей, переклассификации в учебную материальную часть и частичного вывода за географические пределы применения Соглашения. Ракетные войска стратегического назначения, Дальняя авиация, Военно-Морской Флот данным Соглашением не охватывались, но по факту подверглись сокращению и они.
Расформирование воинских частей на Дальнем Востоке в большинстве случаев сопровождалось разрушением всей инфраструктуры военных объектов. Часть техники была выведена из боевого состава и фактически брошена на произвол судьбы, другая была утилизирована по контрактам рядом коммерческих фирм и по цене металлолома продана за рубеж.
Разделка на металлолом
В условиях Дальнего Востока, среди простиравшихся на многие километры сопок и тайги, военные гарнизоны во многих случаях были своеобразными «центрами цивилизации» и точками культурного и экономического притяжения на всей близлежащей территории. В любом военном городке был дом офицеров, клуб или просто танцпол, куда по вечерам на дискотеки собиралась молодежь со всей округи. Сами военные городки постепенно обрастали магазинчиками, ларьками и кафе. Местные жители привозили на продажу молоко, яйца, мясо, овощи, фрукты, мед и другие продукты, что давало возможность иметь стабильный заработок.
Когда в нашей стране наступил социально-экономический кризис 90-х годов, наличие близлежащих воинских частей позволило дальневосточникам выжить в условиях дефицита и перебоев с поставками товаров первой необходимости и ГСМ. При расформировании частей гражданское население военных городков и близлежащих населенных пунктов оказалось предоставленным самому себе и вынуждено было приспосабливаться к новым экономическим условиям, основным источником дохода при отсутствии рабочих мест становился сбор металлолома на оставленных военными складах и аэродромах.
От гарнизонов до руин
В результате подписанных с Китаем соглашений российская армия оставила свыше 40 военных гарнизонов. Имеющие всю необходимую инфраструктуру для проживания людей, но не имеющие рядом объектов, обеспечивающих трудовую занятость, военные городки постепенно пришли в запустения, потом превратились в руины, а затем просто в груды битого кирпича.
Начался отток населения с Дальнего Востока, который продолжается и до сих пор. За период с 1991 по 2010 годы его население уменьшилось на 1,8 млн. человек (22%). По некоторым прогнозам, общая численность населения Дальнего Востока России к 2050 году может сократиться почти на 40 процентов и составит менее 4 миллионов человек.
Отток трудоспособного населения влечет за собой стагнацию экономики региона. Несмотря на ряд принимаемых шагов, данная проблема властью РФ так пока и не решена.
Печальный взгляд в прошлое
Смотря из сегодняшнего дня в прошлое, задаешься вопросом: можно ли было избежать сокращения армии на Дальнем Востоке? Нужно ли было резать на металлолом танки и самолеты? Бросать на произвол судьбы военные городки?
История не знает сослагательного наклонения. Но в сердце тех, кто остался без своей малой родины, где жил, служил, а, возможно, и родился, навсегда осталась эта боль.
Полномочия министерства обороны РФ при ликвидации воинских частей
В связи с ликвидацией воинских частей, подпадающих под юрисдикцию Энского гарнизонного военного суда, Министерство обороны РФ распорядилось о передислокации этого военного суда в инои регион с одновременным переименованием его в соответствии населенным пунктом по месту новой дислокации.С ссылкой на закон обоснуйте ваше мнение по данному поводу.
Добрый день Арслан!
В соответствии с требованиями статьи 1 Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.
Статьей 16 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше — по решению Президента Российской Федерации.
Таким образом, к полномочиям Министерства обороны и Президента РФ не отнесены вопросы создания и упразднения военных судов.
См., например, Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 182-ФЗ «Об упразднении некоторых гарнизонных военных судов», Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 128-ФЗ «Об упразднении некоторых военных судов».
Шойгу воюет с «дедовщиной»: Часть «имени Шамсутдинова» ликвидируют
Вероятно, до конца года в/ч 54160 с недоброй славой будет расформирована, а её командиры уволены
Министр обороны Сергей Шойгу крайне резко отреагировал на трагическое происшествие с расстрелом восьмерых военнослужащих 25 октября. На закрытом заседании в Минобороны, проведенном сразу после ЧП в в/ч 54160, он, как говорят, не стеснялся в выражениях и оценках произошедшего. Прозвучало что-то типа: «Разогнать к чертовой матери!». Стало очевидным, что последствием, помимо прочих «оргвыводов», может стать и расформирование воинской части, где служил рядовой Рамиль Шамсутдинов. Случай беспрецедентный — даже подобное происшествие не является поводом для ликвидации целого подразделения.
Гнев министра понятен — случай с массовым расстрелом стал крайне неприятным фактом за весь период его службы в Минобороны, к тому же получившем негативный общественный резонанс. Да, при Шойгу военнослужащие погибали и прежде, но лишь во время проведения военной операции в Сирии или, гораздо реже, на учениях, что в укор поставить сложно. А тут в одночасье гибнут сразу восемь человек, да еще с подозрением на «дедовщину» — это позор для армии и ее главного начальника. Однако Шойгу, который в бытность главы МЧС экстренно вылетал на любые ЧП, теперь в Забайкалье не поехал. Отправил разбираться заместителя — начальника Главного военно-политического управления генерал-полковника Андрея Картаполова.
По итогам работы комиссии военного ведомства в Забайкалье (Восточный военный округ), Сергей Шойгу провел еще одно заседание по поводу расстрела в воинской части и устроил жесткий разнос командирам. Случившееся министр обороны назвал «вопиющим и преступлением».
Надо полагать, что в результате проверки вскрылись не только недоработки в воспитательной работе среди личного состава, но и нарушения в уставных отношениях, которые в итоге и привели к стрельбе Шамсутдинова, прослужившего здесь всего четыре месяца, в караульном помещении. Одним из выводов Шойгу стал его приказ о комплектовании подразделений охраны и немедленного реагирования, выполняющих задачи в составе подразделения от трех суток и более (в таком и служил Шамсутдинов), только военнослужащими-контрактниками.
Шойгу также заявил, что по результатам расследования все допустившие халатность должностные лица будут привлечены к ответственности — вплоть до увольнения. В общем, полетят сейчас головы многих офицеров этой воинской части. Не отказался Шойгу и от планов расформирования этой в/ч — с глаз долой, из сердца вон этот рассадник «дедовщины». Эти планы не озвучены, но сразу несколько источников в Минобороны (на них, в частности, ссылается РБК) подтвердили, что воинская часть в Горном будет ликвидирована, а на её месте создадут новую.
Во-первых, воинская часть, какой бы она новый номер не носила, надолго еще останется «частью Шамсутдинова», так её и будут называть. Во-вторых, при подобной практике ликвидации воинских частей за грубые нарушения дисциплины и трагические последствия, новых частей не напасешься (разбился, например, самолет — всё, нет больше авиационного полка). В-третьих, сам процесс расформирования (ликвидации) воинской части достаточно затратный и требует соблюдения целого ряда формальных процедур и, самое главное, определение последующей судьбы людей в ней служивших.
— Безусловно, что поводом для расформирования воинской части должны быть серьезные основания, — считает кандидат исторических наук Алексей Шишов. — Характерным для времен Великой Отечественной войны, особенно ее первого этапа, это была утрата Боевого знамени части. В этом случае в/ч расформировывалась, личный состав передавался в другие подразделения, а взамен формировалось новая часть, подразделение или соединение.
Расформирование воинской части подпадает под организационно-штатные мероприятия и может быть обусловлено необходимостью существования того или иного подразделения. Одной из причин может быть окончание выполнения поставленной задачи. Что же мы имеем в данном случае с в/ч 54160? Она утратила Боевое Знамя части? Выполнила свою миссию и стала ненужной? Видимых причин для расформирования, вроде, нет, а для того, чтобы навести там порядок, вовсе не обязательно воинскую часть ликвидировать, чтобы потом на ее месте же создавать новую.
Сама процедура ликвидации воинской части достаточно сложная и продолжительная по времени. Это целый ворох актов, многочисленные проверки по всем службам, расчетным счетам, обеспечение материальными и иными средствами убывающих военнослужащих. Предполагается снятие боевого дежурства, освобождение казарменно-жилищного фонда, уничтожение печатей и бланков. Боевое знамя воинской части, все виды знаменных принадлежностей высылаются секретной почтой в Центральный музей ВС. Всё — была в/ч и нет её. Забыли.
Расформирование войск
Расформирование воинской части проводится на основании приказа командира дивизии в сроки и порядком, предусмотренным планом проведения организационных мероприятий. В плане указываются:
— срок расформирования воинской части;
— срок закрытия текущего счёта и окончания обревизования воинской части;
— порядок передачи личного состава, ВВТ, и др. материальных средств;
— порядок передачи казарменно-жилишного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков и квартирного имущества;
— порядок сдачи дел и документов;
— порядок передачи учебно-тренировочных средств, литературы и документов;
— порядок уничтожения печатей и штампов;
— порядок отправки Боевого Знамени части;
— срок представления акта ликвидационной комиссии.
Расформирование воинской части, и ликвидация войскового хозяйства возлагаются на командира воинской части и проводятся в соответствии с типовым план-графиком. Командир воинской части и его заместители по вооружению и тылу остаются в воинской части до завершения её расформирования и организуют охрану высвобождаемых фондов со всем оборудованием и квартирным имуществом до передачи их другой воинской части или квартирно-эксплуатационной части района, начальники служб остаются в воинской части до завершения ликвидации своих служб.
Для контроля соблюдения установленного порядка расформирования и точным выполнением приказа командира дивизии, а также для оказания помощи командиру воинской части при ликвидации войскового хозяйства приказом командира дивизии назначается ликвидационная комиссия.
Ликвидационная комиссия в своей деятельности подотчётна лицу назначившему её, и в своей работе руководствуется законодательством РФ. Расформирование воинской части и ликвидация войскового хозяйства осуществляется по плану, разработанному ликвидационной комиссией под руководством командира воинской части и утверждённому командиром дивизии.
Исходя из объёма и содержания работ ликвидационная комиссия обязана:
проверить и составить акт о наличии и качественном состоянии ВВТ и других материальных средств;
проверить состояние расчётных счетов, претензионных дел и правильность погашения записей по книге учёта недостач;
проконтролировать правильность обеспечения материальными и иными средствами убывающих военнослужащих;
проверить правильность составления заключительных отчётов по службам.
Каждая служба расформировываемой воинской части обязана отчитаться за все числящиеся за ней материальные средства перед вышестоящим органом и представить заключительный отчёт.
ВВТ, здания и сооружения, иное оборудование и фонды снятой с боевого дежурства и расформировываемой части передается в другие организации, либо уничтожается на месте установленным порядком.
До полного освобождения казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений охрана зданий, сооружений оборудования, квартирного имущества, топлива и территории жилого городка обеспечивается расформировываемой воинской частью. По мере приёма (сдачи) военного городка охрана указанных материальных ценностей передаётся принимающей воинской части.
Боевое знамя воинской части, все виды знамённых принадлежностей высылаются секретной почтой в Центральный музей ВС. Исторический формуляр отправляется в архив.
Основными органами, которые назначаются командиром дивизии в связи с расформированием воинской части, являются:
— ликвидационная комиссия по расформированию войсковой части 00000;
— комиссия довольствующей КЭЧ района по приёму (сдаче) казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории жилого городка;
— комиссия для проверки и уничтожения секретных документов (изделий), печатей и штампов.
Основные документы, разрабатываемые при расформировании воинской части:
— план проведения организационных мероприятий;
— типовой план-график проведения организационных мероприятий по ликвидации воинской части;
— отчёт о ликвидации инженерной службы войсковой части 00000 (по каждой службе);
— ликвидационный акт по расформированию войсковой части 00000;
— справки вышестоящих органов по принятию отчёта (по каждой службе)акт приёма (сдачи) казарменно-жилищного фонда; коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории военного городка;
— акт обревизования финансовых операций и документов войсковой части 00000;
— акты проверки и уничтожения секретных документов (изделий), печатей и штампов;
— акт осмотра боевого знамени.
Формальным актом устанавливающим момент расформирования воинской части является приказ командира дивизии в котором указывается дата исключения воинской части из состава дивизии.
Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 3665 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что значит воинская часть ликвидирована
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
О последствиях расформирования воинских частей в ракурсе трудовых правоотношений
Поводом для написания настоящей статьи послужила неопределенность в вопросе правового положения воинской части (иной военной организации)*(1) после завершения мероприятий по ее переформированию.
Вооруженные Силы Российской Федерации, исходя из принципов единоначалия и централизации, имеют строго определенную систему подчинения и состоят из различных военных организаций. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
«Право в Вооруженных Силах», N 1, январь 2011 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Далее в настоящей статье под воинскими частями будут пониматься также соединения, учреждения и иные органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(2) Цит. по: Глухов Е.А. Переход на новый способ комплектования юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3.
*(3) Рос. газ. 2008, 15 окт.
*(4) Там же.
*(5) Большой Энциклопедический словарь. М., 2000.
*(6) Там же. С. 85.
*(7) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1993. N 10. С. 9.
Другие новости и статьи
Запись создана: Вторник, 18 Сентябрь 2018 в 11:52 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Новости, Современность.