О чем опера травиата краткое содержание
Краткое содержание оперы Травиата Верди
I акт
События происходят в позапрошлом веке в Париже. В салоне куртизанки Виолетты Валери намечается ужин по случаю приезда из провинции некоего Альфреда Жермона. Благородный и предупредительный в поступках мужчина оставляет приятное впечатление по сравнению с бароном Дуфолем.
Прибывший не может устоять перед чарами хозяйки. Его моментально охватывают чувства. В самом разгаре вечера он произносит страстную речь, прославляющую великое чувство. Внезапно настигнувший кашель заставляет Виолетту выйти из помещения, Альфред устремляется вслед. Происходит объяснение с предложением покинуть столицу вместе с ним, изменив привычный уклад жизни.
Признавшись в неумении любить, героиня в память о пламенных чувствах преподносит юноше цветок камелии на память с возвращением его, когда тот увянет. После окончания торжества гости расходятся. Куртизанку до глубины души трогает признание Альфреда. Женщина понимает, что этот человек ей далеко не безразличен. Пребывая в растерянности, она не уверена в своих будущих поступках и включает музыку для рассеяния печальных мыслей.
II акт
Далее действие перемещается в расположенный в местечке вблизи Парижа дом. Следуя мнению Альфреда, Виолетта не участвует в светских вечеринках, отдалив почитателей в усадьбу в предместьях столицы. По воле случае герою становятся известными попытки возлюбленной втайне от окружающих распродать принадлежавшее ей имущество для обеспечения их совместной жизни. Стыдясь собственной несостоятельности, мужчина направляется в Париж с намерением заработать средств.
Дом посещает его отец Жорж Жермон, уверенный в пагубном влиянии куртизанки на жизнь и сложившуюся репутацию семьи. Жених дочери угрожает расторжением помолвки в случае продолжении его связи с порочной женщиной. Требованием является абсолютное прекращение дальнейших встреч.
Уверенная в настигшей ее пагубной болезни туберкулез и неминуемой кончине, она следует увещеваниям Жермона-старшего, оставляя перед отъездом письмо. Альфред полагает, что возлюбленная покинула его по причине финансовой нестабильности.
Молодой человек узнает о предстоящем возвращении ее к прежней жизни. На настоятельные рекомендации отца покинуть Париж он отвечает отказом. Ему доставляют послание от подруги Виолетты Флоры Бервуа о посещении организуемого ею бала. Приняв приглашение, он намеревается отомстить изменившей женщине.
Во время маскарада она не испытывает прежней радости от веселья, в глубине души тяжело перенося размолвку. Альфреду не везет в игре в карты. Оставшись наедине, Виолетта уговаривает уехать из данного места из опасения о печальных последствиях. Тот соглашается исключительно в ее сопровождении. При отказе она произносит о своем неравнодушии к Дуфолю.
Созвав присутствующих, в порыве ревности Альфред наносит оскорбление даме. Куртизанка теряет сознание. Отец Альфреда разочарован в поведении сына, укоряя его за необдуманные действия. Намечается дуэль между Дуфолем и соперником.
III акт
Здоровье женщины значительно ухудшается. Находясь в постели, она велит прислужнице Аннине раздать имущество бедным людям. В доставленном сообщении Жермона-старшего говорится о ранении барона на дуэли и о нахождении в настоящий момент Альфреда за границей. Старик укоряет себя в случившемся.
Намечается карнавальное празднество. По приезде влюбленные планируют будущее. Силы оставляют Виолетту. Мужчина клянется в верности. Подаренный ею медальон предназначается для его будущей невесты. На какой-то миг Виолетта вновь ощущает в себе силы, но уходит навсегда.
В основу положены реальные события, отображенные Александром Дюма-сыном в произведении «Дама с камелиями», которое учит не предавать близких людей, до конца сохраняя искренние чувства.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Сейчас читают
Первый свой роман Тынянов написал, когда ему было 31 год (1925). К.Чуковский побывав на лекции Тынянова, посвященной Кюхельбекеру, предложил ему написать о друге Пушкина. Роман «Кюхля» о лицейском друге Пушкина
Закрытые учебные заведения России для девочек. Переживания учениц, их эмоции и душащая атмосфера. Их грезы, мировоззрения, страхи и судьбы. Именно Лидия Чарская наиболее подробно и честно описала все это в своих работах
Мальчик, по прозвищу Пип, рано остался сиротой. Он жил на попечении старшей сестры, которая придиралась к нему и усматривала недоброе в любом поступке мальчика. Супруг сестры, кузнец Джо Гарджери
Произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», написанное детским писателем Рувимом Исаевичем Фраерманом, повествует о взаимоотношениях советских подростков.
Краткое содержание оперы Травиата Джузеппе Верди (сюжет произведения)
По жанровой направленности произведение представляет собой музыкальную оперу, композиционная структура которой состоит из трех актов.
Главным действующим персонажем произведения является Виолетта Валери, представленная в оригинальной партитуре оперы в образе куртизанки.
Сюжетное содержание первого акта разворачивается в салоне главной героини, где куртизанка организовывает званый вечер, на котором происходит ее знакомство с молодым человеком Альфредом Жермоном, приехавшим в столицу не так давно из провинциального городка. Юноша производит перед Валери впечатление достаточно внимательного и чуткого мужчины в сравнении с ее нынешним любовником бароном Дуфолем. Альфред признается куртизанке в своих страстных чувствах, однако Виолетта сомневается в возможности обретения с юношей счастья, но дарит ему цветок камелии, обнадеживая молодого человека.
Второй акт начинается с того, что Виолетта прислушивается к совету Альфреда и оставляет светскую жизнь, переехав с новым возлюбленным в загородным дом. В один из дней Альфред узнает о распродаже Виолеттой своего имущества для поддержания их благосостояния. Молодой человек испытывает муки совести, поэтому отправляется в Париж с целью зарабатывания необходимого количества денежных средств. В это время Виолетту посещает отец Альфреда и призывает ее расстаться с его сыном, поскольку она отрицательно влияет на его репутацию. Поскольку девушка знает о своей неизлечимой болезни — туберкулезе, она соглашается с отцом Альфреда, и оставив прощальное письмо возлюбленному, покидает поместье. Вернувшись домой, Альфред обнаруживает пустой дом и записку от Виолетты. Юноша подозревает, что девушка оставила его из-за отсутствия денег. Его подозрения подтверждаются обнаружением приглашения на бал, устраиваемый подругой Виолетты.
Третий акт оперы начинается со сцены бала, на котором присутствует Виолетта в компании с бароном Дуфолем. Неожиданно в зал входит Альфред, разгневанный предательством любимой женщины. Юноша в ярости публично обвиняет Виолетту в стремлении к богатству, по этой причине барон Дуфоль вызывает Альфреда на дуэль. Девушка же в изнеможении падает в обморок.
Виолетте становится все хуже, поскольку болезнь прогрессирует, поэтому она отдает служанке приказ о раздаче ее имущества бедным людям. Неожиданно Виолетта получает письмо от отца Альфреда, в котором он сообщает о скором возвращении сына во Францию (юноша покидал страну из-за дуэли с бароном, которого ранил), поскольку он признался ему в истинной причине отъезда Валери.
Через несколько дней в доме Виолетты появляется Альфред, признающийся ей в вечной любви. Девушка в ответ на чувства юноши преподносит ему в подарок медальон для его будущей невесты. Альфред не соглашается с любимой женщиной, уверяя ее в будущем счастье. На некоторое мгновенье девушка ощущает прилив жизненных сил, однако через несколько минут умирает на глазах безутешного возлюбленного.
О чем опера травиата краткое содержание
Д. Верди опера «Травиата»
Краткое содержание оперы Верди «Травиата» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица:
Голос
Описание
Краткое содержание «Травиаты»
Сюжет оперы разворачивается в Париже в середине XIX века. Куртизанка Виолетта устраивает у себя дома пышный прием в честь своего выздоровления. Полная гостиная друзей, веселье, смех, танцы. Среди гостей – прибывший в столицу Альфред Жермон. С первого взгляда он влюбляется в Виолетту. Искренние признания юноши трогают ее сердце, и она, несмотря на множество сомнений, назначает ему скорое свидание.
Герои покидают Париж и селятся в небольшом загородном доме. Они невероятно влюблены друг в друга, но счастливой их жизнь назвать нельзя: Альфред не имеет дохода, и Виолетта втайне от него продает свое имущество. Молодой человек узнаёт об этом и уезжает в Париж урегулировать финансовые вопросы. В его отсутствие к Виолетте приходит Жорж Жермон. Он просит её прекратить позорящую сына связь – она бросает тень на всю семью и ставит под угрозу свадьбу сестры Альфреда. Напомнив о краткосрочности юношеской страсти, Жермон ломает волю несчастной, которая дает ему слово, что покинет Альфреда навсегда…
На балу у Флоры Альфреду везет в игре. К моменту, когда приезжает Дюфоль и Виолетта, он уже достаточно выиграл и достаточно пьян. Безуспешно попытавшись поговорить с возлюбленной, разгоряченный юноша при всех бросает ей в лицо деньги в качестве платы за время, которое она с ним провела.
После пережитого Виолетта уже не встает с постели. Доктор не оставляет надежд, но вдруг является Альфред, узнавший от отца о причинах, заставивших девушку с ним расстаться. Приезжает и Жермон, умоляющий о прощении. Бедняжке кажется, что ей становится лучше, но через мгновение со словами радости на устах она умирает.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
35 мин. | 65 мин. | 30 мин. |
Фото:
Интересные факты
Популярные арии и отрывки из оперы «Травиата»
История создания «Травиаты»
Спектакль по пьесе Дюма-сына «Дама с камелиями» Верди посетил в Париже в 1852 году. История тронула его до слез и полностью завладела воображением. Либретто композитор заказал Франческо Марии Пьяве, с которым они уже написали пять опер, включая « Риголетто ». «Травиата» создавалась с беспрецедентным вдохновением, первые ноты маэстро написал в декабре 1852, а уже через 40 дней полностью закончил партитуру. Это при том, что параллельно, в январе 1853, он выпускал в Риме премьерного « Трубадура »!
Композитор преподнес столь неоднозначную героиню с исключительным состраданием и любовью. Он показал её благородство, несмотря на то, кем она являлась в глазах общества. Верди очень требовательно отнесся к содержанию оперы, в спектакле всего лишь несколько «повествовательных» сцен, большинство арий, дуэтов, хоров работают на развитие сюжета. Пожалуй, впервые в оперном театре персонажи получили настолько достоверные психологические портреты – их действия и слова абсолютно реальны.
6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче состоялась премьера «Травиаты», закончившаяся грандиозным фиаско. Одной из причин тому стал выбор центрального персонажа – впервые им стала падшая женщина. Кроме того, на сцене была современница публики, чей внешний вид и костюм совершенно не отличался от дам из приличного общества, присутствующих в зале. Это не могло сойти с рук даже знаменитому Верди. В довершение всего, зрители были разочарованы качеством исполнения оперы.
Спустя всего лишь год создатели «Травиаты» пошли на поводу у публики и перенесли действие на сто лет ранее, незначительно его отредактировав. Все там же, в Венеции, в театре Сан-Бенедетто в 1855 году «Травиату» показали с более удачным составом солистов. С тех пор началось её триумфальное шествие по миру. Однако вернуться из 1700-х в свое время персонажи оперы смогли только через тридцать лет.
Избранные постановки
С 1855 года «Травиата» с успехом ставилась на всех известнейших сценах Европы и Америки. Российские почитатели искусства смогли познакомиться с этим шедевром в 1858 году, а спустя 10 лет Мариинский театр поставил оперу на русском языке. Блестящая партия Виолетты полюбилась не только всем почитателям таланта великого композитора, но и певицам, покорив сердца многих известных сопрано. Среди них можно выделить Аделину Патти, Розу Понсель, Марию Каллас, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье.
Киноискусство также не обошло «Травиату» своим вниманием. В 1982 году опера была экранизирована Франком Дзеффирелли. Режиссер впервые обратился к вердиевскому шедевру в 1959 году, поставив в Ла Скала спектакль для Марии Каллас. Эта постановка идет в театре и сегодня.
В 2000 году режиссер Джузеппе Патрони Гриффи и продюсер Андреа Андерманн осуществили грандиозный проект, который готовился почти восемь лет – «Травиата в Париже». Опера снималась в режиме реального времени и в течение двух дней транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира. Особую атмосферу придавало то, что съемки развернулись примерно там, где и происходили события: Итальянское посольство в Париже, Версаль, дворец «Пари Пале», остров Сен-Луи.
Режиссеры никогда не оставляли попыток показать суперпопулярную оперу с новой стороны. Так, в 1995 году прошла премьера «Травиаты» в московской «Геликон-опера». Постановка была новаторской, Дмитрий Бертман разместил в центре сцены большую кровать, а саму героиню представил в окружении вороха детских игрушек. Александр Титель для своей версии, поставленной в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, перенес все события в современность, заменив великосветские балы отвязными тусовками в клубе.
Одной из самых известных постановок является работа режиссера Вилли Деккера на Зальцбургом фестивале в 2005 году. Из декораций на сцене присутствовали только лишь скамья-ступень вдоль стены и большие круглые часы, а вся массовка была одета в одинаковые черные брючные костюмы. Этот скупой фон явился великолепным обрамлением для феерических актерских работ Анны Нетребко, Роландо Виллазона и Томас Хэмпсона.
В октябре 2012 года свою версию «Травиаты» представил Большой театр. Франческо Замбелло осуществил одну из самых необычных и затратных постановок, для которой было подготовлено 186 костюмов. Основное действие оперы происходило в лечебнице, где главная героиня вспоминала события своей жизни. Они вспыхивали яркими картинками, и унылая палата внезапно превращалась то в красочный пригород Парижа, то в шикарные бальные залы.
Музыка из оперы «Травиата» в кинофильмах
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джузеппе Верди «Травиата»
Одним из известных авторов музыкальных произведений XIX века является Джузеппе Верди. Он сочинил несколько получивших признание в критике и среди слушателей композиций. Итальянский композитор сочинил музыку для нескольких опер, которые считаются в критике классическими. Одной из них является «Травиата». Верди работал над ней в 1852 году. В 1853 году в Венеции прошло ее первое исполнение и постановка для публики, потом в переработанном виде она была поставлена в 1854 году. Далее представлено оперы Травиата краткое содержание.
О чем эта опера?
Музыкальное произведение было сочинено на основе и под воздействием книги писателя Александра Дюма сына под названием «Дама с камелиями». В свою очередь, этот художественный роман считается в литературоведении в определенной степени автобиографичным.
Верди в Париже посещал постановку пьесы по этому произведению в театре. Он решил сочинить музыку для оперы по этой книге.
Вся история повествует о романе между молодым человеком и женщиной куртизанкой, которая под влиянием признания юноши ей в чувствах решает прекратить вести прежние занятия и жить вместе с этим юношей.
Эти отношения во мнении светского общества в целом воспринимались как нечто выходящее из рамок привычной жизни в светском обществе. В результате роман героев сталкивался с затруднениями. Одно из основных состояло в стремлении отца юноши добиться прекращения его отношений с этой женщиной. Под его воздействием она уехала от молодого человека, но продолжала сохранять к нему чувства.
Краткое изложение «Травиаты»
Опера включает в себя три действия.
Акт I
В начале истории персонажи собираются в доме куртизанки Виолетты Валери в Париже. Сюда же приезжает главный герой Альфред Жермон. Он уже давно питает чувства к женщине. В ходе ужина произносит речь, в которой в целом говорит о любви. Виолетта начинает кашлять и удаляется из помещения. За ней следует Альфред и объясняется ей в своих чувствах. Женщина не хочет на словах воспринимать его всерьез, однако оставляет ему цветок и говорит прийти к ней, когда он завянет, то есть назначает ему свидание в ближайший день.
Акт II
Герои живут вместе в усадьбе Виолетты. Однажды Альфред узнает, что женщина потихоньку продает свои вещи, чтобы обеспечивать общий бюджет. Тогда он принимает решение уехать в столицу и зарабатывать. В его отсутствие к Виолетте приезжает папа юноши Жорж. Он просит ее прекратить отношения с его сыном, поскольку он сам против этого и также этот роман грозит расстроить предполагаемый брак его дочери. Виолетта считает себя больной, соглашается с Жоржем Жермоном и уезжает, оставляя Альфреду письмо.
Тот возвращается и решает, что она покинула его из-за финансовой ситуации. Но потом находит письмо к ней от подруги, которая звала ее на свой бал. Герой отправляется туда, чтобы во всем разобраться. На мероприятии замечает Виолетту с бароном Дуфолем. Ищет с ним ссоры. Женщина просит его покинуть бал, но он соглашается только вместе с ней. Она отказывается, тогда Альфред при всех кидает в нее деньги. Героиня падает в обморок, барон вызывает его на поединок.
Акт III
Виолетта болеет, живет в Париже, получает письмо от Жоржа, где сообщается, что его сын ранил Дуфоля и некоторое время проводит вне Франции. Также рассказал, что признался сыну, что это он упросил женщину уехать от него. Она говорит служанке отдавать деньги и вещи другим людям. Проходит на улице карнавальное шествие. Альфред приходит к ней. Они опять вместе. Но женщина слабеет и скончалась. Таково краткое содержание оперы «Травиата».
Основная мысль
В этой опере повествуется о чувствах главной героини к юноше, которая сохраняла их, несмотря на встречавшиеся затруднения, общественное мнение. Она думала о нем, как поступать так, чтобы ему было лучше. Считается, что для публики XIX века было новым видеть в качестве такого персонажа с таким поведением куртизанку.
Краткие содержания опер
Опера в трех актах (четырех картинах) 1
Флора Бервуа, ее подруга
Аннина, горничная Виолетты
Жорж Жермон, его отец
Гастон, виконт де Леторьер
Жозеф, слуга Виолетты
Знакомые Виолетты и Флоры, гости, маски, слуги.
Действие происходит в Париже и его окрестностях в середине XIX века.
Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца — прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, — юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810—1876) — один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия. «Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал.
Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» — по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества — отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.
Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад (вскоре, однако, он восстановил современную обстановку драмы). Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное веселье: поклонники Виолетты празднуют ее выздоровление. Среди гостей — Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. С первого взгляда он полюбил Виолетту чистой восторженной любовью. Его пылкие чувства вызывают удивление и насмешки присутствующих. По просьбе гостей Альфред поет застольную песню — гимн любви и радости жизни. Из соседнего зала доносятся звуки вальса; гости устремляются туда. С Виолеттой, внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он горячо убеждает Виолетту изменить образ жизни, поверить его чувству. Вначале Виолетта отвечает шутками на страстные признания Альфреда. Однако на прощание дарит ему цветок, назначая свидание на завтра. Гости расходятся. Оставшись одна, Виолетта с волнением вспоминает нежные речи Альфреда. Впервые в своей блестящей и легкомысленной жизни она столкнулась с подлинным чувством; в ее сердце зажглась ответная любовь.
Виолетта и Альфред покинули Париж, уединившись в загородном доме. Здесь, в сельской тиши, они нашли свое счастье. Безмятежные грезы Альфреда прерывает приход служанки Аннины, которая проговаривается, что Виолетта тайно распродает свои вещи. Пораженный и пристыженный жертвой возлюбленной, он отправляется в Париж, чтобы уладить денежные дела. Виолетта рассеянно просматривает полученные письма. В одном из них — приглашение от старой подруги Флоры на бал-маскарад. Виолетта равнодушно откладывает его в сторону. Появляется отец Альфреда — Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в том, что она ведет его сына к гибели, губит репутацию их семьи. Виолетта в отчаянии: любовь к Альфреду — ее единственная радость. А жить ей осталось недолго: она смертельно больна. Уступая настояниям Жермона, Виолетта решается пожертвовать своим счастьем. Она пишет возлюбленному прощальное письмо. Возвратившийся Альфред удивлен волнением и слезами Виолетты, а после ее ухода находит письмо, которое повергает его в отчаяние. Жермон зовет сына вернуться в родной Прованс, к семье, но тот не слушает его. Внезапно Альфред замечает оставленную на столе записку Флоры. Теперь он уже не сомневается, что Виолетта навсегда покинула его. Охваченный ревностью, он спешит в Париж, чтобы отомстить за измену.
Бал-маскарад у Флоры. Веселье в разгаре. За карточным столом, среди других игроков, Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Флора радостно встречает ее. Пестрая суета бала чужда Виолетте; она мучительно переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта, в тревоге за жизнь возлюбленного, пытается предотвратить дуэль. Но Альфред сзывает гостей и при всех оскорбляет Виолетту, бросая ей в лицо деньги — плату за любовь.
Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта медленно угасает. Доктор Гренвиль обнадеживает ее, но Виолетта знает, что конец близок. Она велит служанке раздать деньги бедным и, оставшись одна, перечитывает письмо Жермона, который сообщает о скором возвращении сына. Теперь Альфред знает все: отец рассказал ему о самопожертвовании Виолетты. С улицы доносится веселый шум карнавала. Вбегает взволнованная Аннина. Она сообщает, что Альфред вернулся. Счастье влюбленных беспредельно; они мечтают навсегда покинуть Париж и начать новую жизнь. Но силы оставляют Виолетту: радость ее сменяется бурным отчаянием — она не хочет умирать, когда счастье так близко! Вошедший Жермон с раскаянием убеждается, что его запоздалое согласие на брак сына с Виолеттой уже не может ее спасти. В последнем порыве Виолетта бросается к Альфреду и умирает на его руках.
«Травиата» — одна из первых в мировой оперной литературе лирико-психологических опер — интимная драма сильных и глубоких чувств. Современный сюжет, простота и обыденность интриги позволили Верди создать подлинно реалистическое произведение, поражающее своей правдивостью, трогающее человечностью. В опере богато использованы ритмы и мелодии бытовой музыки — главным образом вальса, то веселого и грациозного, то драматичного и скорбного.
Небольшая оркестровая прелюдия воссоздает печальный облик умирающей; широко струится светлая, мелодия любви.
В первом акте два раздела: первый рисует беспечный мир, в котором живет Виолетта, второй содержит ее лирическую характеристику. Радостный хор гостей вводит в атмосферу шумного празднества. Приподнятое настроение сохраняется и в ликующей застольной песне Альфреда «Высоко поднимем мы кубки веселья», подхватываемой хором, и в стремительном вальсе за сценой. Центральный эпизод дуэта — нежное признание Альфреда «В тот день счастливый», выразительная мелодия которого повторяется в опере неоднократно, приобретая значение темы любви. Дуэт заключается беззаботным хором гостей. В большой арии Виолетты напевная, задумчивая мелодия в духе медленного вальса «Не ты ли мне в тиши ночной» передает мечты о счастье, ей противостоит блестящая, расцвеченная колоратурами вторая часть арии «Быть свободной, быть беспечной», в которую вплетается музыкальная тема любви (ее повторяет за сценой Альфред).
От безмятежного счастья к мучительным сомнениям и драматическому взрыву чувств развивается музыкальная драматургия второго акта. Ария Альфреда «Мир и покой в душе моей» окрашена в светлые, спокойные тона. Противоречивые настроения воплощены в развернутом дуэте Виолетты и Жермона — столкновении двух сильных характеров. В арии Жермона «Ты забыл край милый свой» благородная напевная мелодия очерчивает облик любящего и преданного отца.
Третий акт 2 по характеру музыки перекликается с первым, но здесь беззаботному веселью гостей противопоставлен драматизм переживаний Виолетты. Маскарадные хоры цыганок и испанских матадоров оттеняют следующую за ними сцену карточной игры; на фоне мрачного звучания кларнетов выделяются скорбные, патетические фразы Виолетты. Возбужденное объяснение Виолетты с Альфредом вырастает в развернутую массовую сцену — кульминацию драмы; акт завершается драматичным октетом с хором.
Четвертый акт 3 резко контрастирует с предшествующим. Он открывается небольшим оркестровым вступлением, построенным на уже знакомой по увертюре музыкальном теме умирающей Виолетты. Отголоски этой печальной мелодии сопровождают разговор Виолетты со служанкой; светлым воспоминанием звучит у скрипок тема любви. Центральный эпизод акта — ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья» — пронизан щемящей грустью расставания с жизнью. Одиночество Виолетты подчеркивается неожиданно врывающимся шумным карнавальным хором. Дуэт Виолетты и Альфреда передает взволнованные, трепетные чувства влюбленных: светлая, мечтательная мелодия «Край мы покинем, где так страдали» сменяется музыкой бурного отчаяния «Как страшно, горько смерти ждать». В центре финала — большой квинтет. Обращение Виолетты к Альфреду «Этот портрет, любимый мой» овеяно дыханием смерти — в оркестре звучат траурные аккорды; в последний раз у скрипок просветленно звучит мелодия любви.