В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание
В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание
Ответ:
1. Выделяют 3 основных подхода к исследованию общения: Информационный подход, в соответствии с которым главная цель общения состоит в его коммуникативной стороне (обмене, передаче и получении сведений); Интерактивный подход, в основе которого лежит положение о том, что общение представлено взаимодействием (организацией взаимодействия между людьми, обменом знаниями, идеями и действиями); Перцептивный подход, который видит главной особенностью общения процесс восприятия друг друга собеседниками (на этой почве устанавливается взаимопонимание).
3. По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга. Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности. Основным средством общения выступает язык.
4. Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык. Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов.
Структура информационной связи
Лекция 1. Структура общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
· потребности, мотивация и цели;
· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания (рис. 1).
Рис. 1. Структура общения
Субъект и объект общения
Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.
Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено [3, 6].
Средства общения
Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.
Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:
Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.
Но все общение не может сводиться к деятельности (в том числе и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень значимый в виде устного и печатного слова. Это вербальное средство общения.
Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).
Однако восприятие и понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.
Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности [9].
Функции коммуникации
1. Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации [6].
2. Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли” [12].
3. Общение не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергетического обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром и со зрителем) [5].
Вопросы для повторения
1. Что вы знаете об основных подходах к структуре общения?
2. Каковы основные компоненты общения?
3. В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание?
4. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?
5. Перечислите функции коммуникации в общении.
Лекция 2. Общение как информационный процесс
Здесь необходимо рассмотреть условия, предпосылки, средства человеческого общения, структуру этого процесса: формы и способы информационной связи вообще и в групповых структурах.
Структура информационной связи
По видам информационная связь между общающимися индивидами может рассматриваться:
· со стороны вербальных и невербальных средств;
· в общей и специфической форме: непосредственная и опосредованная связь;
· межперсональная (обращенная к отдельному индивиду);
· камерная (к небольшой группе);
· массовая (к большим группам);
· статическая и динамическая;
· односторонняя и двусторонняя (обратная связь).
Способы информационной связи – это высказывания разного вида, которые могут выполнять три функции:
б) передача информации;
Вербальная связь между общающимися индивидами предполагает наличие следующих компонентов: партнеров по общению; средств и способов установления связи (звук, письмо, жесты); сети и каналов связи; частоты и направленности связи [9]. Способы связи могут быть официальными, ролевыми и неофициальными. Официальными способами общения являются те, которые создаются структурой официальной, институированной организации. Способы общения передают осведомляющую, управляющую и координирующую информацию. Осведомляющая информация передается вышестоящим руководителям; управляющая направляется от вышестоящих к исполнителям, а координирующей информацией обмениваются люди, не подчиненные друг другу. Способы общения могут передавать обобщенную (вышестоящему руководителю) и конкретную (нижестоящему руководителю) информацию.
Наряду с официальными следует различать и неофициальные способы информационной связи. Неофициальными способами общения являются те, которые устанавливаются путем межличностного общения и личных контактов в отличие от официально установленных. Общающиеся лучше узнают друг друга, вовремя и с меньшими искажениями получают информацию. Но если в организации преобладает неофициальное общение, то снижается уровень эффективности деятельности.
Большая часть официальных способов общения осуществляется в письменной форме. Но они могут быть и устными.
Способы внутригрупповой информационной связи делятся на централизованные и нецентрализованные сети (рис. 2).
а б
Рис. 2. Централизованные и нецентрализованные сети коммуникации: а – централизованный член; б – нет централизованного члена, все имеют одинаковое число каналов коммуникации
Степень централизованности определяется наличием центральной позиции в сети коммуникации, определенным местом ее в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой. Член группы действует как “передающий” или как “интегрирующий”. Как интегрирующий член группы он может утаивать, не передавать сообщения, которые он получает, пока сам не решит проблему. Он может также:
· послать решение другому члену;
· послать решение и всю необходимую информацию в одном сообщении другим членам;
· послать всю необходимую информацию, не посылая решения в одном сообщении другим членам.
В нецентрализованных сетях коммуникации нет центрального члена. Все члены имеют одинаковое число каналов коммуникации. Члены коммуникации обмениваются информацией, по желанию посылая сообщения любому члену сети, не всегда получают ответы на них, работают с помощью собственных решений.
Эффективность сетей определяется по трем критериям:
· по количеству сообщений, необходимому для выполнения задачи;
· времени, требуемому для решения задачи;
· удовлетворенности данной сетью коммуникации.
В сети б больше ошибок, необходимо больше времени и информации для решения задачи. Централизованные же сети облегчают выполнение установленных задач, усиливают позицию лидера и быстро стабилизируются в процессе взаимодействия членов группы. Те, кто находится в центре информационной сети, получают большее удовлетворение, чем те, кто находится на периферии.
Говоря об информационной стороне общения, мы не можем исключить средства невербального поведения человека, хотя они и подчинены языку, но обладают некоторой долей самостоятельности. Наглядно это проявляется в случаях рассогласования между коммуникативными формами речи и ее значением (“вербальный диссонанс”) при различных психических расстройствах, например болезни Паркинсона, одним из симптомов которой является масковидное лицо, когда у больных отсутствует способность к голосовым модуляциям во время речи. Поскольку познавательные процессы не затрагиваются, то больные могут разговаривать и легко вступать в коммуникацию. Но госпитальный персонал при этом жалуется на чувство неуверенности в том, насколько адекватно им воспринята и понята информация, идущая от больных, лишенных способности сопровождения речи выразительными движениями.
При истерии и других неврозах, при местных нарушениях в лобных долях головного мозга наблюдаются рассогласования, называемые эхолалией. На команду или вопрос такой больной отвечает точным повторением, но не исполнением или осмысленным ответом.
В первом случае мы видим сложности в межиндивидуальных контактах, во втором – с пониманием смысла и значения контакта.
В вербальной связи выделяют еще модальность речи, которая показывает, является ли то, о чем говорится, существенным или возможным, желательным или необходимым, выявляет отношение к партнеру и т. д.
Лекция 2. Общение как информационный процесс
Лекция 1. Структура общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания (рис. 1).
Рис. 1. Структура общения
Субъект и объект общения
Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.
Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено [3, 6].
Средства общения
Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.
Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:
Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.
Но все общение не может сводиться к деятельности (в том числе и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень значимый в виде устного и печатного слова. Это вербальное средство общения.
Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).
Однако восприятие и понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.
Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности [9].
Функции коммуникации
1. Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации [6].
2. Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли” [12].
3. Общение не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергетического обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром и со зрителем) [5].
Вопросы для повторения
1. Что вы знаете об основных подходах к структуре общения?
2. Каковы основные компоненты общения?
3. В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание?
4. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?
5. Перечислите функции коммуникации в общении.
Лекция 2. Общение как информационный процесс
Здесь необходимо рассмотреть условия, предпосылки, средства человеческого общения, структуру этого процесса: формы и способы информационной связи вообще и в групповых структурах.
Сущность, структура и форма общения.
ГЛАВА 1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сущность, структура и форма общения.
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются
социальные отношения людей. Согласно А.Н. Леонтьеву, общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера» [17].
Под структурой общения следует понимать «совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс» [17]. При этом структурная характеристика общения может быть дана применительно как к его основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутренней структуры каждого из них. В качестве логического основания для моделирования структуры общения как процесса в целом может быть взята характеристика его относительно автономных элементов, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций. По мнению ученого, к компонентам общения, отвечающим этим требованиям можно отнести:
— субъекты общения;
— средства общения;
— потребности, мотивация и цели общения;
— способы взаимодействия, взаимовлияния и отражение влияний в процессе
общения;
— результаты общения.
По мнению В.М. Бехтерева к средствам общения относятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные
высказывания, используемые для общения. Слова и правила их
употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает
возможным общение при помощи языка.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать
разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или
опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь
закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для
большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных,
национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Бехтерев считает, что удельный вес названных выше элементов в системе знаковых
средств межличностного общения далеко не равнозначен. Особое место в
системе средств человеческого общения принадлежит речи, поскольку она
является не только специфически человеческим, но и вместе с тем и самым
сильным раздражителем.
По мнению Бехтерева, важнейшая цель и итог общения – это удовлетворение своих
биологических, социальных и духовных потребностей.
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с
которой структура любого акта общения включает перцептивную,
коммуникативную, и интерактивную стороны, по существу направлена на
конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов[11].
Бехтерев выделяет следующие стороны общения:
1. Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их
взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки
проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение
партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать
«психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
2. Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
3. Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или
конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают
партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить
«пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может
трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция,
невмешательство, может в крайнем своём выражении стать отчуждением[21].
Умение человека использовать все возможные позиции в общении –
один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Бехтерев в процедуре общения выделяет следующие этапы:
1) потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,
повлиять на собеседника и т. п.). побуждает человека вступить в
общение;
2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
3) ориентировка в личности собеседника;
4) планирование содержания своего общения, человек представляет себе
(обычно бессознательно, что именно он скажет);
5) бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные
средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как
говорить, как себя вести;
6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль
эффективности общения на основе установления обратной связи;
7) корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое – либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не
удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется
неэффективным [19].
По мнению Бехтерева, особую форму общения людей представляет дружба как устойчивая индивидуально – избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает взаимопонимание, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения условий дружбы ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность- вражду.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен убеждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями,
умениями, навыками) [22].
При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу
определенных побуждений, установок или готовности к действиям в
определенном направлении.
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми их потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и
развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических
потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным,
прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и тому подобное. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и
орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы или культурные. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные
контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они
видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут
выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами на
межгосударственном, межнациональном, групповом, семейных уровнях).
Человек отличается от животных наличием у него особой жизненно
важной потребностью в общении, а также тем, что большую часть своего
времени он проводит в общении с другими людьми.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное,
инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую – либо совместную, продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку к тому, что происходит вокруг, разрешение какого – либо внутреннего конфликта и тому подобное.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую – то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое – это общение, которое само по себе служит средством
удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в
общении.