Блюз опадающих листьев содержание полное чем заканчивается
Блюз опадающих листьев содержание полное чем заканчивается
Название: Блюз опадающих листьев
Мировой прокат: 2006
Режиссер: Эдуард Реджепов, Александр Михайлов
В ролях: Юлия Рутберг, Илья Рутберг, Евгения Добровольская, Светлана Немоляева, Илья Шакунов, Игорь Черневич, Валерия Скороходова, Марина Рокина, Сос Саркисян, Ёла Санько
Жанр: Триллер
Продолжительность: 106 минут
Режиссером-постановщиком фильма был Михайлов, выполняющий одновременно и функцию продюсера. Помощником у него был постановщик Эдуард Реджепов. Свою задачу они видели в том, чтобы жанр картины не перешел в жесткий триллер, что им и удалось. Сценаристами картины были Александр Агашкин и Ольга Нагдасева, являющаяся автором адаптированной второй части «Чемоданов Тульса Люпера» Питера Гринуэя.
Получившая наследство библиотекарша Ксения в исполнении Евгении Добровольской, не имела никакого понятия о тех людях, которые ей это наследство оставили. Это была семья бывшего члена Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Об их жизни и смерти Ксения узнала только тогда, когда к ней домой пришел нотариус для того, чтобы огласить завещание. По этому завещанию, библиотекарша получила в наследство большую квартиру в сталинской многоэтажке, занимающую целый этаж, приличный счет в банке и хорошую машину. Чтобы воспользоваться наследством, Ксения должна была выполнить одно условие, касающееся всех живых существ, находящихся в квартире. Она должна была позаботиться о них. Вначале Ксения никого не обнаружила в квартире, затем она нашла кошку, а потом – потайную дверь, за которой находилась тюремная камера с симпатичным молодым человеком, который очень давно не видел солнца, был бледен и утомлен.
Теперь представьте реакцию человека, не занимающегося стяжательством и авантюризмом, получившего в наследство от незнакомых людей квартиру с тюремной камерой и заключенным в нее человеком. С долей вероятности в девяносто девять целых и девять десятых процента, вы пойдете в милицию, чтобы заявить о находке, и не захотите быть сообщницей преступления, к которому вы не имеете никакого отношения. А, если в милиции работает кто-то из ваших знакомых, то вероятность обращения в милицию возрастает до ста процентов. По сценарию, муж Ксении работает в милиции и, хотя, они разводятся, отношения у них вполне дружеские. Сюжет же фильма строится на том, что женщина, не имея никаких законных оснований, не имея опыта следственной работы, сама пытается разобраться в данной ситуации, и не совсем успешно.
В картине «БЛЮЗ ОПАДАЮЩИХ ЛИСТЬЕВ» много нестыковок и ляпов. Во-первых, каким образом семья члена Коммунистической партии Советского Союза могла совершить преступление, минуя внимание советских спецслужб. Во-вторых, откуда у библиотекарши деньги на бензин, чтобы ездить на работу на собственной машине. Бензин очень дорогой и недоступен даже людям с большим достатком. В-третьих, блюзовое сопровождение не дало возможности создать напряжение фильму, который был задуман, как триллер. В-четвертых, диалоги не всегда были умными и уместными, что не способствовало успеху фильма. В-пятых, затянутость сюжета и уход в бытовые сцены, и клишированный финал, тоже не принесли популярности фильму. Хотя, в сердце сюжета находится хорошая идея, связанная с простым, хорошим человеком, получившим в свое распоряжение тюрьму с неизвестным заключенным, раскрыть которую авторам не удалось в полной мере. Развитие сюжета имело несколько вариантов: от фильма ужасов до детектива. Авторы картины пошли другим путем, украсив сюжет хорошей музыкой и узнаваемыми актерами. Поэтому обидно становится за авторов, которые сделали все для того, чтобы эта картина провалилась, даже не подозревая об этом.
Волгоград
Синдром джазонедостаточности
Экраны наших коммерческих кинотеатров просто беспрестанно атакуют маловразумительные фильмы российского производства, главное достоинство которых лишь в том, что они именно российского производства. Очередной образчик жанра называется «Блюз опадающих листьев», заявлен как триллер, а на деле является иллюстрацией вялотекущей шизофрении.
После «Меченосца» почему-то казалось, что хуже уже не бывает. Бывает, ещё как бывает. Это решил доказать режиссёр-дебютант Александр Михайлов, снявший фильм «Блюз опадающих листьев», который может рассматриваться лишь в рамках жанра «ужасы нашего городка». Александр Михайлов, по идее, в кинематографе собаку съел, так как почти за 20 лет он спродюсировал более 20 картин, среди которых культовая «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», и, казалось бы, должен понимать, что каждый должен заниматься своим делом. Ан нет, зуд творчества гложет, похоже, всех участников кинопроцесса, в итоге и получаются фильмы вроде «Блюза».
Что такое этот «Блюз опадающих листьев»? Это анемичный триллер по сценарию, будто написанному умственно отсталым выпускником вечерней школы. Всё настолько плохо (представьте, вдобавок к выморочному сценарию весь фильм звучит один и тот же джазовый блюз и льётся дождь), что говорить всерьёз об этой работе не приходится, поэтому снова возрождаю жанр альтернативного сценария.
Библиотека. Юлия Рутберг изображает директора библиотеки.
Рутберг: Девочки, смотрите, какой мне диагноз врач поставил: «Синдром джазонедостаточности».
Девочки (хором): О, а чё это за ботва?
Рутберг (мечтательно): Осенью, когда у погоды случается перманентная дизентерия, хочется джаза.
Режиссёр (звукооператору): Включаем джаз.
Амалия Мордвинова: А мне осенью хочется жрать (встаёт из-за стола, являя миру живот женщины на десятом месяце беременности). Я тогда иду и начинаю жрать (откусывает громадный кусок от гамбургера). А однажды зараз я сожрала две кастрюли борща с клёцками, жаровню свинины с картошкой и три палки колбасы «Сервелат московский сырокопчёный». С хлебом. С двумя буханками.
Девочки (в ужасе): Робин Бобин Барабек скушал 40 человек.
Амалия: Не, до людоедства я пока не дошла, но вот когда доем гамбургер… (алчно зыркает в сторону товарок).
Рутберг: Так, кадавров нам здесь ещё не хватало. Жри свой гамбургер, я тебе потом свой отдам — я на диЭте. (Задумчиво). И вот слушаю я теперь джаз каждый день, а мне всё хуже и хуже.
Главная героиня: И чё делать будешь?
Рутберг: Ну как чё? Директор я библиотеки или не директор? Я купила себе путёвку на два месяца на Канары.
Героиня: Мдя, а мне светит лишь лампа дневного освещения.
В задумчивости героиня выходит из библиотеки.
Звучит джаз и льёт дождь.
Сцена 2
В задумчивости героиня бредёт к своей машине. Это фольксвагеновский «жучок», далеко не новый, но в очень приличном состоянии.
Вдруг она видит злодея в чёрной куртке, чёрном шлеме и на чёрном мотоцикле. Злодей демонстративно смотрит в её сторону, а когда героиня отъезжает от библиотеки, демонстративно едет за ней.
Героиня: Ой, божечки, кто-то меня преследует, что же делать? Надо позвать на помощь.
Она жмёт на тормоза и зовёт на помощь, которая приходит в виде чёрного-пречёрного негра.
Негр: Я есть ваш спаситель и злодеев победитель.
Героиня (испугавшись его не меньше, чем мотоциклиста): Уйди прочь, ночной кошмар!
Негр (обидевшись): Расистская свинья!
Мотоциклист, обидевшись, что ему предпочли негра, ретируется. Героиня приезжает домой и в пустой одинокой квартире грустно пьёт чай.
Звучит джаз и льёт дождь.
Потрёпанный жизнью мент с майорскими звёздочками на погонах, в котором кино- или театроман без труда узнает Игоря Черневича, сидит в кабинете, курит одну сигарету за другой и вяло ковыряется в бумажках. Каждые три минуты он звонит по телефону, но на другом конце провода никто не берёт трубку. Заходит полковник и посылает майора в архив.
Звучит джаз и льёт дождь.
В одинокой квартире героини раздаётся вечерний звонок в дверь.
Мужской голос с кавказским акцентом: Сто грамм. Аткрывай дарагая, буду тебе ножичком чик-чик делать.
Героиня: Боже, на меня напали, я в опасности!
Голос: Это был шютк. Я Абрам Гамлетович Тёр-Оганесян, ваш нотариус.
Героиня: Но у меня нет нотариуса.
Голос: А теперь есть.
Героиня: Боже, что-то с мамой? (Распахивает дверь).
В квартиру заходит импозантный дедушка с ухватками злоумышленника — на нём чёрные перчатки.
Дедушка: Не имею чести знать вашей матушки. Я к вам с наследством.
Героиня: Значит, мама всё-таки умерла?
Дедушка: Да что ж вы так хотите смерти вашей матушке? Вам знакомо имя Дионисий Стругачев?
Героиня: Не, а кто это?
Дедушка: Как, вы не знаете, кем был Дионисий Стругачев? Он же был членом политбюро ЦК КПСС.
Героиня: Гы, я тогда маленькая ещё была.
Дедушка: Так-таки и не знаете?
Дедушка: А почему он вам тогда оставил наследство в виде роскошной квартиры в элитном доме, машины марки «Мерседес» и крупный долларовый счёт в банке?
Героиня: Ух ты, и это всё мне?
Дедушка: Вам. Так почему?
Героиня: Что почему?
Дедушка: Почему вам?
Героиня: Слушай, Гамлет Абрамович, ты тут в следователя пришёл играть или помочь мне вступить в наследство?
Дедушка: Скорее второе.
Героиня: Ну тады не томи душу и поехали осматривать мои новые владения.
Звучит джаз и льёт дождь.
Шикарная многокомнатная квартира. Нотариус водит героиню по комнатам.
Героиня: Ух ты, сюда прям можно моего «жучка» доставить и на нём здесь гонять.
Нотариус: Кхм, лучше как-нибудь без этого, а то ненароком нарушите основное условие передачи вам наследства.
Героиня: Так я и знала, что какую-нибудь хыку подсунут. Выкладывай, Осип Абрамович.
Нотариус: Обязательный пункт завещания гласит: «Все живые существа в квартире должны оставаться живыми».
Героиня: Не поняла. А тут кто-то есть?
Нотариус: В том-то и дело, что я никого не нашёл.
Героиня: Значит, плохо искал.
Нотариус: Может быть, у вас будет гораздо больше времени найти здесь кого-нибудь другого. Для этого я вам дарю комплект ночного освещения. Ну что, вступаете в наследство?
Героиня: По ходу, мне придётся ухаживать за барабашками. Ладно, чем чёрт не шутит, вступаю — уж больно счёт в банке мне нра.
Звучит джаз и идёт дождь.
Некое учреждение, на поверку оказывающееся богадельней для состоятельных стариков. Героиня приходит к маме.
Героиня: Мама у меня такая новость!
Героиня: Ух-ты, у тебя какая?
Мама: Я вышла замуж.
Мама: За вот этого дышащего на ладан старикана (показывают измождённого спящего старика) — у него, по его словам, ещё много денег.
Героиня: Ну мама, мне теперь деньги не нужны — мне наследство досталось Афигенное.
Мама: Ну вот и славненько — мы теперь две богатые женщины.
Звучит джаз и идёт дождь.
Огромная квартира. Мама с мужем в гостях у дочки.
Мама: Хорошая квартира.
Яков Моисеевич: Мгу.
Мама: Теперь можно и опять замуж.
Яков Моисеевич: Мгу.
Яков Моисеевич: Мгу-мгу.
Мама: Яша, ты чё, ещё и заика?
Яков Моисеевич: Там… мгу…
Дочка: Да ладно, барабашки у меня живут. Пейте вино.
Яков Моисеевич тянется за бокалом, но мама бьёт его по руке: Яша, ты ещё не пил, а уже слова молвить внятно не можешь.
Звучит джаз и идёт дождь. На заднем фоне слышны крики «Помогите!».
Героиня спит. Раздаётся звонок.
Героиня: Алё, кто это, директор? Да пошёл…
Голос: Мама, ты чё, с дуба рухнула, я жрать хочу, неси хавку.
Героиня: Сам дурак, какая я тебе мама.
Бросает трубку. Телефон опять звонит.
Тот же голос: Мама, ты так не шути, я тут с голоду подохну.
Героиня: Да нет у меня детей, отстань, противный.
Отключает телефон. Через некоторое время слышит крики «Помогите». В ужасе вскакивает и идёт на звук. В дальней комнате кто-то стучится за книжными полками. Героиня расшвыривает книги и находит КНОПКУ. Нажимает. Книжная полка отъезжает — за ней толстая решётка. За решёткой кто-то есть. Он медленно появляется из темноты.
Звучит джаз и идёт дождь.
Кто-то медленно идёт из темноты. «Наверное, это чудище лесное», — думает героиня и колени её предательски подгибаются. Но вот существо появляется из мрака… и оказывается молодым человеком лет сорока с воспалёнными глазницами.
Молчел: Я первый спросил.
Героиня: А я вторая.
Молчел: Чё за фигня? Жрать хочу.
Героиня: Дам тебе хлопьев, если всё расскажешь.
Молчел: Тогда две тарелки.
Звучит джаз и идёт дождь.
Сцена 10
История молчела. В далёкие стародавние советские времена жил-был в семье высокопоставленного партийного функционера мальчик, который любил баловаться удушением девушек своего возраста. А однажды за этим занятием его в собственной квартире застукал папа, который повязал сынка, соорудил для него камеру со всеми удобствами и поставил капитальную решётку. С тех пор, вот уже 22 года, молчел живёт в заточении.
Молчел: А девушек я душил нечаянно. Они почему-то начинали дёргаться, когда я их крепко брал за горло — люблю, понимаешь ли, ощутить в руках нежную девичью шею, а они сразу дёргаться.
Героиня: Но ведь ты не хотел их убивать?
Героиня: Твой отец просто изверг.
Молчел: Ещё какой — он со мной даже не хотел разговаривать.
Звучит джаз и идёт дождь.
Потрёпанный майор приходит к героине. Оказывается, он её муж, они разбежались, но ещё не развелись.
Муж: Я без тебя не могу!
Муж: Но я-то не могу.
Героиня: Это не мои проблемы.
Муж: Нет, я — твоя проблема.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня едет на мерсе. Вдруг видит, что её преследует огромный чёрный джип. С криком «А-а-а, машина не моя!» героиня идёт на таран, дав задний ход. Джип благоразумно уходит от столкновения и скрывается в дождевой дымке.
Звучит джаз и идёт дождь.
Молчел и героиня быстро идут на сближение.
Героиня: Ой, да ладно, грудь у меня ещё лучше.
Героиня: Не так быстро — я ещё не готова. Давай я лучше тебе хлопьев принесу.
Молчел (с робкой надеждой): А нет чего-нибудь другого?
Героиня: Я ж библиотекарь, готовить не умею.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня едет на мерсе, её опять преследует чёрный джип. На светофоре она резко останавливается, выскакивает из машины и бежит к джипу. Джип неблагоразумно не скрывается в дождевой дымке. Героиня распахивает дверь джипа и видит мужа.
Героиня: Ах так, ах вот ты как. Так вот как выглядят оборотни в погонах. Бедный мент, значит!
В сердцах убегает к мерсу.
Муж: Подожди, это совсем не то, что ты думаешь.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня пьёт вино с молчелом. Он через решётку гладит её по руке, целует и прихватывает за шею. Она радостно от этого кайфует. Звонит телефон.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня сидит с мужем в кафе.
Муж: Ты понимаешь, что я без тебя не могу.
Героиня: Это не моя проблема. Я от тебя ушла.
Муж: Вообще-то это я ушёл, ну да ладно. Я без тебя не могу. Ты можешь быть счастлива, только со мной.
Героиня: А ты разве бываешь дома?
Муж: Ну на джип надо как-то заработать было?
Героиня: А почему я об этом ни фига не знала?
Муж: Меньше знаешь, лучше спишь. Ну что, сходимся снова.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня с домкратом решительно направляется к решётке. Молчел радостно помогает ей раздвинуть прутья решётки.
Клубы сигаретного дыма как в клипе группы «Нэнси» «Дым сигарет с ментолом». Обнажённая героиня сидит на стуле и камера кружит вокруг неё. Обнажённый молчел сидит на стуле и камера кружит вокруг него. Клубы сигаретного дыма. Героиня и молчел сначала сидят друг на друге, потом лежат друг на друге. Клубы сигаретного дыма.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня просыпается в постели одна. Молчела нигде нет.
Героиня: Он пошёл погулять, но ведь у него нет ключей.
Подбегает к окну и видит сцену.
Сцена удушения девушки
Молчел стоит у дерева, измождено к нему прильнув. Мимо идёт компания, самая симпатичная девушка вдруг останавливается и подходит с вопросом «Вам нехорошо?» к молчелу, который только этого и ждал. Он хватает девушку за горло и в экстазе душит. Потом поднимает глаза и видит, что героиня его видит.
Звучит джаз и идёт дождь.
Героиня мечется по квартире и не может дозвониться до мужа. Появляется молчел. В нём вдруг просыпаются задатки сверхчеловека — он хватает героиню и одной рукой швыряет её об стену.
Молчел: Ну я же тебе говорил, что уже 22 года никого не душил. А знаешь, как хоцца? Чуть себя не придушил!
Героиня мечется по квартире, молчел вяло перемещается за ней, периодически настигает, начинает душить, получает чем-нибудь тяжёлым по голове и падает. После чего праздник удушения продолжается. Наконец молчел настигает героиню окончательно, душит её и получает контрольный выстрел в голову. Муж вернулся из командировки.
«Блюз опадающих листьев»
Приятная тихая музыка
Перехваливать не след, но и манкировать было бы глупо. «Блюз опадающих листьев» спокойный, скромный камерный детектив с качественной историей, где сходятся концы (сценарист Александр Агашин), с точными декорациями и костюмами (художник Виктор Юшин), съемками без брака и неряшливости (оператор Михаил Суслов), с органичными актерами на своих местах. Он не претендует на звание «блокбастера», но в этом и заслуга. Детектив есть детектив, и на сей раз он сделан без тошнотворных закосов под Запад в стиле евроремонт.
Симпатичная библиотекарша (Евгения Добровольская) имеет в неплохом доме престарелых вздорную маму (Светлана Немоляева), в милиции вечно занятого мужа, которого выгнала (Игорь Черневич), в квартире кошку, которая сбежала. Однажды к ней является нотариус (Сос Саркисян) и сообщает, что некие Фомичевы оставили ей в наследство все свое движимое и недвижимое имущество. Она никаких Фомичевых не знает, поначалу боится и не верит, но наследство реально состоит из огромной квартиры в Высотке на Котельнической, счета в банке и «Мерседеса». Покойник когда-то был членом ЦК. При этом условие лишь одно квартиру не продавать, не сдавать, а жить в ней самостоятельно и «ухаживать за всеми живыми существами до их смерти». Библиотекарша пристает к маме с этими Фомичевыми, та упорно отнекивается, у папы тоже таких родственников не было, но он давно бросил семью и где теперь неизвестно, а при визите в квартиру никаких «живых существ» не обнаружено.
Все это очень странно, но не отказываться же, и библиотекарша подписывает документы и переезжает с намерением все выяснить. Еще до этого за ней на улицах следил черный мотоциклист, а в первую же ночь на кровать запрыгивает черный кот, которого раньше не было. Вскоре объявится кое-кто еще, но это вовсе не мистика. Это именно детектив про убийство, снятый в чуть-чуть стилизаторской манере, обусловленной законом жанра. Тем не менее, «Блюз опадающих листьев» говорит о реальности о психологической реальности, закономерно присущей мисс Марпл и комиссару Мегрэ, и позднесоветским теледетективам с Бурковым и Васильевой или Александрой Захаровой, которые давали в сто раз больше советской действительности, чем программа «Время». Фильм не пытается убедить нас, что «все это было», но знает, как убеждать, что «все это могло быть». В нем точно прописаны отношения мать-библиотекарша-муж и кое-что еще, что будет развиваться. В нем просто, но монтажно грамотно переданы страхи, узнавания, сомнения и прочие эмоции библиотекарши по ходу действия. Конкретная топография Москвы. Вполне узнаваемый быт: в таких квартирах, как у библиотекарши, большинство из нас проживает, а в таких, как в Высотке бывали, знаем. Ни зарплата, ни одежда, ни еда, ни машины с интерьерами ничего не высосано из пальца.
Раньше такие фильмы винили за «мелкотемье», «старомодность», «традиционность», «стереотипность». Ну, да, по-осеннему несколько вялый и театрально-декадентский «Блюз опадающих листьев» это стандарт. Так по нынешним временам стандарт в нашем кино это уникум.