что делать чернышевский система уроков 10 класс
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Просмотр содержимого документа
«Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)»
учителя русского языка и литературы
Современники о Чернышевском
Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого»
А.И.Герцен « Сильная личность»
«Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище»
«Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны»
Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».
ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«природа и жизнь выше искусства»
«прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать»
«прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»
Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства»
«необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»
«первая цель искусства – воспроизведение действительности»
Личность писателя и история создания романа « Что делать? »
ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА
Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.
Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.
2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным
Направление — социалистический реализм
Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).
Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?
РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
От прошлого через настоящее к будущему
Свобода- личностная свобода, свобода выбора
Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака
Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора
Семья- соблюдение границ личного пространства
в общественных занятиях
Связь с сюжетом. Сны
2. «Первое следствие дурацкого дела»
Аллегорический призыв к революции
Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»
Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»
Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество»
Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»
9. Глава шестая. «Перемена декораций»
Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты
1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.
Новые люди в романе
Кого можно отнести к «пошлым людям»?
«Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны»
Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
Марья Алексеевна-мать Веры- «ужас прежней жизни»
Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.
Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)
Первый сон — о сыром подвале. — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал? — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям? — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией? — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка? — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»? — Как этот сон связан с судьбой Верочки?
Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)
Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело
Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.
« Недавно зародился у нас этот тип. Он рожден временем, он знамение времени»
Лопухов и Кирсанов- «новые люди»
История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?
Остаться или удалиться?
« Пить вино,пока оно не отравлено»
Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?
Подгл. 12 О чем теоретический разговор?
Почему герои «новые люди»?
Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа?
С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)
Как вырастает любовь к добру?
Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?
Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)
любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?
тревога в любви =\= любовь
Чтение дневника- прошлое
? За что любит Лопухова
«Новые» люди»- это понятие вбирает в себя…
( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов.
Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.
Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.
Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»
Революционно настроенный поэт
В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?»
( была последняя книга, которую он читал перед смертью)
«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»- Ф.М. Толстой
(композитор и общественный деятель
19 века) А как считаете ВЫ?
Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
Сон Веры Павловны-четвертый
Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.
Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.
Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.
В этом и заключается смысл романа
«Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.
свобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность » width=»640″
Любовь не может победить без революции
Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.
Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья
“ Без свободы нет счастья”
1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский. Хорошо!)
2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное
3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя
Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Просмотр содержимого документа
«Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)»
учителя русского языка и литературы
Современники о Чернышевском
Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого»
А.И.Герцен « Сильная личность»
«Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище»
«Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны»
Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».
ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«природа и жизнь выше искусства»
«прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать»
«прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»
Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства»
«необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»
«первая цель искусства – воспроизведение действительности»
Личность писателя и история создания романа « Что делать? »
ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА
Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.
Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.
2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным
Направление — социалистический реализм
Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).
Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?
РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
От прошлого через настоящее к будущему
Свобода- личностная свобода, свобода выбора
Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака
Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора
Семья- соблюдение границ личного пространства
в общественных занятиях
Связь с сюжетом. Сны
2. «Первое следствие дурацкого дела»
Аллегорический призыв к революции
Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»
Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»
Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество»
Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»
9. Глава шестая. «Перемена декораций»
Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты
1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.
Новые люди в романе
Кого можно отнести к «пошлым людям»?
«Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны»
Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
Марья Алексеевна-мать Веры- «ужас прежней жизни»
Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.
Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)
Первый сон — о сыром подвале. — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал? — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям? — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией? — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка? — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»? — Как этот сон связан с судьбой Верочки?
Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)
Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело
Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.
« Недавно зародился у нас этот тип. Он рожден временем, он знамение времени»
Лопухов и Кирсанов- «новые люди»
История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?
Остаться или удалиться?
« Пить вино,пока оно не отравлено»
Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?
Подгл. 12 О чем теоретический разговор?
Почему герои «новые люди»?
Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа?
С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)
Как вырастает любовь к добру?
Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?
Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)
любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?
тревога в любви =\= любовь
Чтение дневника- прошлое
? За что любит Лопухова
«Новые» люди»- это понятие вбирает в себя…
( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов.
Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.
Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.
Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»
Революционно настроенный поэт
В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?»
( была последняя книга, которую он читал перед смертью)
«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»- Ф.М. Толстой
(композитор и общественный деятель
19 века) А как считаете ВЫ?
Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
Сон Веры Павловны-четвертый
Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.
Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.
Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.
В этом и заключается смысл романа
«Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.
свобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность » width=»640″
Любовь не может победить без революции
Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.
Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья
“ Без свободы нет счастья”
1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский. Хорошо!)
2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное
3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя
Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт