что делать чтобы малыш был спокойным

Что делать чтобы малыш был спокойным

Мы часто тревожимся за детей и наше беспокойство им передается. Но спокойствие тоже заразительно: когда родители не волнуются, у них гораздо лучше получается укачивать младенца, справляться с проблемами поведения дошкольников или реагировать на колкости подростков. Вот советы, которые помогут обеспечить успокоительное присутствие в жизни ребенка, из книги «Самостоятельные дети».

Поставьте удовольствие от общения с ребенком в приоритет

что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть фото что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть картинку что делать чтобы малыш был спокойным. Картинка про что делать чтобы малыш был спокойным. Фото что делать чтобы малыш был спокойным
Самостоятельные дети
Лучшее, что вы можете сделать для детей — наслаждаться общением с ними. Вам необязательно проводить рядом каждую минуту или убеждать себя, что воспитание — сплошное удовольствие. Но вспомните, каким восторженным взглядом мы смотрим на младенцев, когда видим их утром или возвращаемся домой вечером. Подумайте, каково ребенку быть таким младенцем: каждый раз, глядя на него, все улыбаются, будто он чудо.

что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть фото что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть картинку что делать чтобы малыш был спокойным. Картинка про что делать чтобы малыш был спокойным. Фото что делать чтобы малыш был спокойным
Это невероятно важно для чувства собственного достоинства и эмоционального комфорта. — Источник

Если вы не получаете удовольствия от общения со своими детьми из-за гнева, найдите способ выплеснуть его. Если не радуетесь им из-за стресса на работе, сосредоточьтесь на методах релаксации и когнитивных техниках, чтобы снизить тревожность. Если недостаток удовольствия вызван семейным конфликтом, попробуйте семейную терапию.

Однажды один из авторов книги консультировал Эрика, двадцатилетнего юношу, «неудачника», у которого были проблемы с учебой и поведением в старших классах. После того как Эрик рассказал о проблемах в школе и постоянном конфликте между ним и родителями, психолог спросил: «Как ты думаешь, что твои родители могли бы сделать по-другому, что могло бы улучшить твою жизнь?» После долгого размышления Эрик ответил: «Думаю, мне бы помогло, если бы они хоть иногда были рады видеть меня».

Не бойтесь будущего

Практически все родительские заботы связаны с будущим, которое мы относительно мало контролируем. Когда страх усиливается, не забывайте заглядывать дальше. Жизнь — не гонка, и в мире полно примеров позднего расцвета.

Вот почему Марк Твен сказал: «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я едва выносил его. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, как поумнел старик за семь лет».

что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть фото что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть картинку что делать чтобы малыш был спокойным. Картинка про что делать чтобы малыш был спокойным. Фото что делать чтобы малыш был спокойным
Мы знаем сотни историй о детях и подростках, которые плохо учились, а потом стали счастливыми и успешными. — Источник

Большинство детей проходят через детство, юность и молодость, не испытывая серьезных трудностей. И даже если проблемы есть, многие с ними справляются. Вы только усугубляете ситуацию, если постоянно переживаете, что ваш ребенок попадет в небольшой процент тех, у кого постоянные проблемы.

Справляйтесь со своим стрессом

В опросе, проведенном в конце 1990-х годов, дети и подростки сообщили, что больше всего они хотели бы, чтобы их родители были счастливее и меньше испытывали стресс. И это было до повсеместного распространения смартфонов — тогда темп жизни не был таким безумным, как сегодня. Как говорится в пословице: «Мы счастливы настолько же, насколько счастлив наш самый несчастный ребенок». То же самое относится и к детям: они чувствуют стресс и несчастье родителей.

Так что замедлите темп. Займитесь физическими упражнениями. Высыпайтесь. Подумайте о том, чтобы освоить медитацию, если вы еще не занимаетесь ею. Один подросток, практикующий трансцендентальную медитацию со своей семьей, сказал, что, по его опыту, «медитация успокаивает ум и маму». Его мама гораздо лучше обеспечивает успокоительное присутствие дома с тех пор, как стала регулярно заниматься медитацией.

Примиритесь со своими сильнейшими страхами

Один из важнейших вопросов, которые могут задать себе тревожные родители: «Чего я больше всего боюсь?» Если представить себе наихудший сценарий и возможные пути выхода из положения, можно успокоиться. Вопрос «Что бы я сделал?» и осознание того, что они по-прежнему будут любить и поддерживать своего ребенка, помогают родителям отпустить ситуацию и прекратить попытки ее контролировать, если это невозможно.

Займите позицию принятия без осуждения

Общим знаменателем болезненных ситуаций является желание изменить текущую реальность («Мне нужно, чтобы мой ребенок лучше учился в школе, совершенствовал навыки общения, был менее озабоченным, ел больше/меньше/лучше, не увлекался видеоиграми и соцсетями», и так далее). Авторы книги «Быстрое избавление от эмоционального расстройства» рекомендуют научиться мириться с реальностью, восприняв ее такой, какая она есть. Они выступают за формулу, известную как ACT: принять (accept), выбрать (choose), действовать (take action).

Применительно к вашим детям это может выглядеть так.

что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть фото что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть картинку что делать чтобы малыш был спокойным. Картинка про что делать чтобы малыш был спокойным. Фото что делать чтобы малыш был спокойным
Принятие реальности — единственная альтернатива контрпродуктивным идеям вроде «я знаю, каким должен быть мой сын/моя дочь». Источник

Сделайте сегодня

Вот что вы можете сделать для снижения тревожности у вас и ваших детей уже сегодня:

Когда мы ненавязчиво присутствуем в жизни детей, мы приносим им массу пользы — просто не срываясь на них. А недавнее исследование показало, что, помимо демонстрации любви и привязанности, лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — справляться с собственным стрессом. Попробуете прямо сейчас?

Источник

Беспокойный ребенок

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения? Повышенная возбудимость, эмоциональна

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?

что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть фото что делать чтобы малыш был спокойным. Смотреть картинку что делать чтобы малыш был спокойным. Картинка про что делать чтобы малыш был спокойным. Фото что делать чтобы малыш был спокойным

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Источник

Спокойная мама — спокойный ребенок

Каждая мама мечтает о спокойном малыше, который будет вовремя кушать, крепко спать и послушно лежать в кроватке. Но как правило мечты о спокойном материнстве разбиваются, как только рождается ребенок. Он сразу заявляет миру о себе и заставляет родителей похлопотать. Бессонные ночи, проведенные за укачиванием непоседы, усталость на протяжении дня, вечные крики новорожденного – вот материнская рутина. Физическое и психологическое состояние мамы усугубляется послеродовой депрессией, появлением непривычных обязанностей и эмоциональным выгоранием. Женщина грезит о том, чтобы малыш успокоился хотя бы ненадолго.

По моему опыту могу сказать, что это действительно так. Появление первенца — это очень важный и новый этап в жизни женщины. Мой сын — прекрасный активный малыш, которого я каждый день учусь понимать и принимать его характер.

Дети бывают разные

В первую очередь важно понять, что младенец должен быть активным. Для него открылся удивительный мир, который просто необходимо изучить. Малыш, в силу своего возраста и психологии, не может и не умеет выражать чувства, эмоции в тихой форме. Он будет кричать, когда страшно, плакать, если голоден или болен. Но также бурно он может показывать свои положительные эмоции, просто потому, что по-другому он пока не умеет. Это абсолютно нормальная и адекватная реакция новорожденного на окружающий мир.

Поведение малыша также зависит от его темперамента. Уже в младенчестве ребенок начинает проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темпераментов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник.

Дети-холерики

Легковозбудимые, очень активные, любопытные. С таким малышом покой родителям будет только сниться. У холерика есть неоспоримые плюсы: с самого юного возраста ребёнок-холерик знает, что ему надо командовать, и получается это у него отлично. Холерики очень быстро загораются интересным для них делом и успешно доводят его до конца, если не потеряют интерес до окончания процесса. Такие дети очень решительны, им не приходится привыкать к новому коллективу в классе. Они никогда не сомневаются в выбранной стратегии. Воспитывать холериков сложно. Авторитарный подход – не их вариант. Родителям придется стать безоговорочным авторитетом в глазах маленького холерика, чтобы ребёнок прислушивался к советам ближайших родственников. Растить этих детей нужно в максимально спокойной обстановке и развивать у малыша усидчивость, аккуратность, послушание. У холерика есть сильные стороны: как правило, душа любой компании, амбициозен, легко адаптируется в новой обстановке, заводит друзей, не боится перемен и готов рисковать. Родителям придется помучиться с воспитанием, зато при правильном подходе ребенок вырастет успешным и счастливым.

Малыши-флегматики

Напротив, очень спокойные, нежные и тихие – мечта любой мамы. В младенчестве они много спят, спокойно лежат в кроватке, не требуя особого внимания. Однако в будущем могут возникнуть трудности с социализацией, общением со сверстниками, достижением целей. Ребенок флегматик очень медлительный и совершенно не любит много двигаться. Чтобы принять решение или сделать порученное ему дело пройдет немало времени, что некоторых родителей выводит из себя. Никакой инициативности от такого малыша не дождешься, а вот упрямства у него достаточно. Флегматики не любят перемен, а любой выход из зоны комфорта доставляет им огромный стресс. Родителям нужно приучать таких малышей к подвижным играм и новым знакомствам. Не подгоняйте и требуйте быстро выполнять поручения, рассчитывайте время так, чтобы малыш смог все успеть. Так как флегматики очень тяжело переключает свое внимание с одного вида деятельности на другой — постепенно приучайте его к этому. Желательно начать этот процесс еще в садике, чтобы малышу было легче в школе.

Дети-меланхолики

Отличаются особой чувствительностью, сентиментальностью. Они очень ранимые и обидчивые, принимают все близко к сердцу. Могут хныкать даже без видимой причины, а любое повышение голоса лишь усугубляет ситуацию и провоцирует сильнейший стресс для малышей. Дети-меланхолики обычно спокойны и послушны, но капризны и привередливы. В будущем им будет тяжело адаптироваться к новому коллективу из-за эмоциональной слабости и обидчивости. Поэтому родители должны уже с маленького возраста приучать детей к самостоятельности, развивать смелость и активность. Малыши-меланхолики нуждаются в непрерывной поддержке и заботе со стороны родителей. Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать и анализировать.

Сангвиники

Самые веселые, дружелюбные, спокойные и послушные детки. Они с удовольствием проявляют активность, хорошо ладят со сверстниками, не конфликтные, любят поиграть и пошалить. Одновременно малышам хорошо наедине с собой, они не доставляют родителям особых хлопот.

Воспитывая сангвиника, внимание нужно уделить развитию у него усидчивости и аккуратности, хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству, общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.

Сохраняйте спокойствие

Важно отметить, что у мамы и малыша с момента зачатия образуется крепкая, неразрывная эмоциональная связь. Когда ребенок находился внутри мамы, ему передавались все ее чувства, ощущения, и даже настроение. Если мама берегла себя от стресса, нервного напряжения и негативных эмоций, у младенца еще в утробе возникло чувство базового доверия к миру, радости и покоя. Эти подсознательные ощущения остались у него и после рождения, в результате чего малыш ведет себя спокойно. Он не боится окружающей обстановки, ведь рядом – самый близкий человек, чью любовь и радость ребенок чувствовал раньше.

В ином случае, сильные негативные реакции, злость и обида мамы служат причиной различных послеродовых заболеваний у ребенка. Новорожденный не знает, что ожидать от мира, людей. Ему непривычно и страшно, ведь в утробе мама не сформировала у него чувство покоя и доверия.

Мама является примером подражания для ребенка. Ее действия, настроение, эмоции оказывают первостепенное влияние на психику малыша. Вот он наконец-то появился на свет, окруженный заботой. Но вдруг у мамы начинается период послеродовой депрессии. Смотря на неё, малыш воспринимает крики, упреки, обиды как нормальное поведение и начинает подражать матери. Та в ответ больше распыляется, получается замкнутый круг.

Или, например, мама начинает переживать, все ли она делает правильно, насколько хороши методы воспитания, как совместить уход за малышом, домашние дела и работу. Эту тревогу на подсознательном уровне ощущает и малыш. Главное – доверьтесь себе, материнскому инстинкту и сохраняйте спокойствие. Малышу крайне необходимо ощущать вашу любовь и спокойствие. По возможности кормите новорожденного грудью, чтобы малыш ощущал взаимосвязь с вами. Если малыш вдруг заболел, не паникуйте: вызовите доктора, при необходимости дайте ребенку лекарство.

Первые месяцы жизни ребенка всегда самые сложные для родителей. Они сталкиваются с проблемой: как успокоить вечно плачущего малыша. Это задача не из легких, но важно помнить, что к каждому ребенку нужен свой подход, разные методы воспитания. Но самое главное, вы должны подавать ему положительный пример. Спокойствие малыша напрямую зависит от эмоционального состояния мамы. Если вы будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *