что делать если моя дочь гот
Ребенок-гот – что делать?
«Я не знаю, как быть – моя девочка, которая еще недавно была нормальным ребенком, стала готом. Она одевается только в черное, в ее компьютере я нахожу ужасные фотографии – с нарисованной помадой кровью, с черными синяками под глазами. Помогите, я боюсь, что моя дочь покончит с собой! » — спрашивает совета мама.
Как быть – запретить красить волосы, делать пирсинг, гулять на кладбище? Смогут ли подобные запреты вернуть взаимопонимание? Но пустить все на самотек тоже страшно…
О том, как реагировать на «готичного» ребенка родителям и насколько серьезно нужно относиться к внешним проявлениям готической субкультуры, мы поговорили с игуменом Агафангелом (Белых), преподавателем Белгородской миссионерской духовной семинарии.
— Отец Агафангел, сейчас многие подростки принадлежат к разным субкультурам — готы, эмо. Черная одежда, повышенный интерес к смерти, депрессии. Как могут родители наладить с ними диалог?
— Думаю, нам всем нужно очень четко для себя уяснить некоторые вещи. Имиджевые вещи (фотографии в блоге юного гота — ванна, полная крови, порезы всякие) — это подростковая блажь, некая дань культивируемой субкультуре. Поэтому ужасы будут даже немножечко преувеличены. В то же время никто не собирается реально с жизнью прощаться, вскрывая себе вены и прочее.
Игумен Агафангел (Белых). Фото: lepta-kniga.ru
С другой стороны, мы должны понять, что юношескому возрасту (читайте – эмоциональному, неуравновешенному) свойственны как депрессии, так и радостные, эйфорические взлеты. Когда мы пытаемся строить свое общение с молодыми людьми из этих субкультур, нам полезно будет абстрагироваться от внешних форм. Ведь когда мы были в их возрасте, у нас тоже были какие-то внешние атрибуты, которые шокировали — и не меньше! — других людей. И когда они вырастут, у их детей тоже будет что-то такое. Нам нужно видеть в них не юношу или девушку с крашеной челкой, всего в пирсинге и с кучей значков, а просто человека, перед которым тоже стоят знакомые до боли вопросы — кто я есть, зачем живу, в чем смысл жизни. Вот тогда, думаю, и состоится диалог.
— Какими словами подростку можно объяснять, что состояние депрессии губительно? Или вообще не стоит эту тему поднимать?
— Опять-таки, большинство всех депрессий нынешних эмо — это просто подражание некоему культурному настилу, и все. Зайдите в популярные дневники эмо, чего только не написано: я убью себя, весь мир — дерьмо… Думаю, это часть имиджа. И все же эту тему поднимать не стоит.
Если подросток входит в церковную жизнь, то можно, конечно, поговорить об унынии, что это ненадеяние на Бога и т.д.
— Вы считаете, что депрессия – это чисто внешнее? Вряд ли подросток переживает это всерьез?
— Конечно. Сами подумайте: ведь среди эмо нет огромного процента самоубийств и прочее. Можно специально поинтересоваться статистикой, но если бы это было, об этом бы давно уже писали.
Я прекрасно понимаю родителей: все не так, как было раньше, все по-другому. Эти побрякушки, черные волосы, крашеные челки… Все эти ужасающие рисунки, фотографии, надписи — все это, конечно, шокирующие вещи. Но нужно постараться за этим увидеть просто человека. Беззащитного, с ранимой душой, о котором Бог имеет собственный промысел ко спасению. И постараться свою любовь соединить с Божией и бережно к этому отнестись.
— А как поступать родителям? Вообще не обращать внимания на то, как чадо в этом плане себя ведет, или все-таки как-то ограничивать?
— Я бы не запрещал. Ведь запретный плод всегда сладок, потому и становится более притягательным, опять-таки по причине обычного извечного подросткового чувства противоречия. Протестное мышление всегда характерно для этого возраста. Если это запрещают, я специально буду так ходить.
Я бы построил отношения в ином ключе: не запрещая ребенку, четко обозначить свое к этому негативное отношение. Чтобы он знал: папе-маме это не нравится, но они уважают его выбор. Конечно, это не касается каких-то крайностей.
— Родителей тоже можно понять. Были дети, как дети, а тут – «стукнуло» им по 12-13 лет, и они волосы красят, делают дырки в теле…
— Конечно, понимаю! У меня — почти 16-летняя дочь. Она живет в Нью-Йорке. В пирсинге вся. Ну, что ж делать? Относила себя к готам, теперь — к неформалам. Слушала Мерлина Мэнсона. Я давал ей знать — мол, мне это неприятно, но если это твой выбор — пожалуйста, слушай.
Это мой личный опыт.
— По двум приведённым Вами примерам сложно судить о тенденции. Так, например, девушка из Калиниграда шагнула в окно после конфликтного разговора, а подружка покончивших с собой молодых людей из Иркутска заявляет, что «…всех тулунских эмо отличают доброта и чувствительность, о самоубийстве никто из них всерьез и не думал». «Возможно, Женя так поступил из-за своей подружки, — предполагает знакомая погибшей девушки. — Она была более продвинутой иркутянкой и имела на него влияние. Антон, с которым Женя дружил около четырех лет, категорически отрицает причастность Жени к субкультуре эмо».
Не стоит забывать и о том, что публикации, в которых подобные случаи преподносятся в контексте тех или иных молодёжных субкультур, как раз и служат катализатором подобных процессов (суицид может быть заразительным, особенно в подростковом возрасте).
Джост Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они «играли» идеями о суициде». Специалист по медицинской статистике Луис Даблин сказал: «Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого «непростительного греха общества».
Называют следующие причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Параллели с готами и эмо провести здесь сложно. Человек, склонный к депрессии и одиночеству, и в других (не эмо-готических) сообществах будет переживать свои проблемы по максимуму. Причиной самоубийства обычно является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а не влияние культурного окружения.
Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения эмо и готов, а с восполнения дефицита общения между родителями и детьми.
Эрл Гролман, всемирно известный консультант по вопросам смерти и умирания, пишет: «Очевидно, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут учащаться. Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они, на самом деле, имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка».
Поэтому я остаюсь на своей позиции — молодёжные субкультуры сами по себе мало что значат и будут меняться постоянно. Много ли Вы видели сорокалетних панков? Внутренние проблемы личности подростка и отношения взрослых и детей — вот то, что будет всегда. Этим и нужно заниматься, а не придумывать эмо-готические страшилки для журналистов.
— Что можно посоветовать родителям, чьи дети стали готами и эмо? Как жить с ними? Особенно, если раньше ребенок был воцерковлен, а в подростковый период противопоставил себя родителям и вере?
— Я стараюсь избегать конкретных советов. Пусть опытные духовные люди, старцы их дают, наставляя, как в той или иной ситуации поступить. А вот общий совет дать могу – нужно ко всему относиться с любовью и с пониманием того, что на все воля Божия, поперек которой не нужно ставить свою.
Мы же не можем из храма выгнать человека, если он зашел туда в неподобающем виде, правильно ведь? Его Господь позвал. Когда-то в Белгородском соборе настоятель благословил не выгонять нетрезвых из собора, если они неагрессивны. Человек, говорил он, впервые зашел в храм. А то, что в нетрезвом состоянии — так это он какие-то барьеры снял алкоголем. Если не мешает — пусть стоит. И охране сказал, чтобы не выгоняли.
Также и в вопросе об отношениях родителей и детей. Старайтесь любовь к ребенку исполнить не формально, а соотнеся ее с Божией любовью о всем мире и о конкретном человеке. Иной раз нам сложно принять волю Божию о ком-то, мы-то хотим другой. Но нужно стараться в себе это изживать.
— Отец Агафангел, а как с такими подростками начинать говорить о вере, о Православии?
— Не с разговоров о вере, думаю, нужно начинать. Сначала поговорите о жизни, о том, что волнует человека. Независимо от эпохи и от мутных течений, вопросы, которые возникают в душе молодого человека всегда одни и те же. «Что такое любовь», «зачем я живу» — вот с этих вопросов, может быть, и стоит начинать беседу, говоря понятным языком. Если миссионер — искренний человек, старающийся жить по-христиански, он будет пропускать все через свое сердце. А раз так, то уже не может не сказать о своем понимании этого вопроса, но не навязывая своего мнения. Ведь мы очень часто какие-то внешние формы нашей традиции, которые для нас важны, пытаемся навязчиво привить как что-то необходимое. Но те или иные традиции – это не главное в Церкви.
Из интервью православного врача-психотерапевта Сергея Анатольевича Белорусова
Иногда ко мне приходит пациент, которого я спрашиваю, что беспокоит, а он отвечает: «Да так себе, вроде общее настроение не то…». Начинаешь спрашивать, оказывается — все как у всех, вроде даже все благополучно. А потом он приходит снова – и опять примерно с теми же словами. Такая потребность быть услышанным, при этом не говоря ничего, является одним из показателей того, что у человека действительно серьезные, а не демонстративные суицидальные намерения. В данном случае, не стоит от него отмахиваться, говорить, что он зануда, пустобрех или склонен занимать твое время.
Запомним — несоответствие между стремлением человека что-то выразить и минимумом информации, который он готов сообщить, является серьезным поводом насторожиться.
Реально может насторожить детализация намерений, когда человек начинает подыскивать способ, а не просто говорить: «Я уйду, меня не будет». Когда он стал выбирать технологию, когда включилось уже программа поиска конкретного варианта ухода из жизни – это уже серьезный сигнал. Если человек говорит о веревке, забирается на 14 – 18 этажи зданий. Потому что редко бывает, чтобы такие действия совершались просто так. Когда есть такие предварительные сигналы, то необходимо немедленно принимать меры.
По сути дела, все мы должны учиться любви, потому что любящий не совершает самоубийства и не умирает. И не надо напоминать про Ромео и Джульетту.
Что делать если моя дочь гот
У мужа спросила. Он был неформалом чуть-чуть:046:. Говорит, если отношения нормальные, ничего странного нет, кроме одежды и стихов, оставить как есть, не трогать ребенка.
Что-то делать надо, если ребенок пропадает сутками в непонятных компаниях. В Вашем случае скоро само пройдет.:support:
Да, такого нет. Хотя подруги есть, но там вроде больше про кавалеров.
Говорит ещё, что знает, что некоторые девчонки курят и выпить могут, считает, что ей это не надо.
Сейчас правда с учёбой, не удаётся читать. Летом будет.
Сейчас правда с учёбой, не удаётся читать. Летом будет.
А мне кажется, что у Вас с дочкой отличные отношения! Может ей такая идея пришла в голову просто потому, что она по Вам скучает? 🙂
Сейчас вообще в моде всё «потустороннее» и мистическое. А всякому ребенку хочется быть «не как все», девушке с романтическим складом легко увидеть в себе таинственного (а для посторонних это так) гота.
Моя точно готом не станет, да и Эмо тоже. Характер другой
А сколько ей?
У нас практический склад ума, даже скорее, экономичесикй. 🙂
А вот на тебе.
Зашла в эту тему потому как у меня дочь тоже отчасти гот. Сама говорит, что НЕТ. Но носит черную одежду, ботинки-гады, слушает альтернативную музыку, не любит попсу, не любит эмо. и т.д.
Вобщем мне сложно судить, но я стараюсь просто с ней дружить и быть в курсе её эмоций. При этом не учу кем надо быть.
Потом посоветовали книгу не помню автора «Танцы в крематории», у них она есть. Я не читала, но говорят, сильно пробирает.Заинтересовала эта книга. В инете нашла только отрывки из неё. А никто не подскажет где можно её целиком скачать.
Зашла в эту тему потому как у меня дочь тоже отчасти гот. Сама говорит, что НЕТ. Но носит черную одежду, ботинки-гады, слушает альтернативную музыку, не любит попсу, не любит эмо. и т.д.
Вобщем мне сложно судить, но я стараюсь просто с ней дружить и быть в курсе её эмоций. При этом не учу кем надо быть.
Заинтересовала эта книга. В инете нашла только отрывки из неё. А никто не подскажет где можно её целиком скачать.
Я честно говоря, не знаю. Спрошу у знающих людей, если скажут, тогда я Вам скажу тоже.
Если она слушает ТХ и их искренне любит, то скорее всего знает, что братья Каулитц не любят пирсингованых девушек.
Собственно, то же произошло с моей теперь уже взрослой дочерью.
Это уже «диагноз»?
Может, стоит уже искать психолога, как превентивную миру?
Или подождать, пока она не гот и не эмо.
Пока её радует новый школьный сарафан с белой блузкой.:))
Всё это проходила со старшей.
И на друзьЁв её такого плана налюбовалась))).
ничего, все переросли, никто в этой игре не засиделся.
Да-да, где-то в 15 лет это и начиналось))) Это НЕ трагедия. Фарс.
По сей причине увлеклась готикой (могла бы увлечься чем угодно, лишь бы это не требовало выхода в большой деловой мир).
И совершенно при этом нормальный человек.
Для меня непонятно, как это нормальный человек не выходит в мир. Или что-то недотумкала я.
Заранее знала, что к слову «диагноз» кто-то, да придерется.
Я не придиралась, я поинтересовалась.
Чем меланхолик отличается от холерика в курсе, я тут про другое.
Мне интересно, кто-то становится эмо, кто-то готом, кто-то еще кем-то.
Есть дети, которые вообще никем не становятся, а так и остаются Машами и Петями.
От чего это зависит?
От типа темперамента? От окружения? Или вообще ни от чего? Сиди и жди когда рванёт.
Меня не пугает внешний вид, наверное, я бы и с пирсингом смирилась.
Меня пугает муссирование тем самоубийства и смерти.
«Ах, какой злой мир, пойду, шагну с крыши.»
Вот и задумываюсь, в свете особенностей характера своей дамы.
Что думаете, опытные мамы?
Можно заранее предугадать, куда шарахнет ребенка в переходном возрасте?
Очень хочется соломки подстелить :073:
Можно заранее предугадать, куда шарахнет ребенка в переходном возрасте?
Очень хочется соломки подстелить :073:
Вероятность попадания 50 на 50. Либо подстелите под самую попу, либо будете в пролёте.
Маши и Васи видимо остаются Машами и Васями только потому, что для них ближе семьи никого нет. Нет необходимости искать поддержки на улице, можно всё проинести в дом и в доме не будет осуждения. Будет спокойное обсуждение проблемы, будь то несчастная любовь или очередной прыщь на носу.
Вот над этим надо работать.
Вероятность попадания 50 на 50. Либо подстелите под самую попу, либо будете в пролёте.
Маши и Васи видимо остаются Машами и Васями только потому, что для них ближе семьи никого нет. Нет необходимости искать поддержки на улице, можно всё проинести в дом и в доме не будет осуждения. Будет спокойное обсуждение проблемы, будь то несчастная любовь или очередной прыщь на носу.
Вот над этим надо работать.
Знаете, у меня никогда не было понимания в семье. Никогда не было близких отношений.
Я никогда не могла найти поддержку дома.
Не были мы с мамой близки ни в детстве не сейчас. Мы очень разные. Очень. Папы не было.
Но я никогда не хотела принадлежать каким либо неформальным движениям.
Я не про то, что понимание в семье не нужно. Очень нужно. И мы стараемся, что бы оно было.
Просто видимо есть еще что-то. И это «что-то» и хочется нащупать.
Мне кажется, этимология иная, еще дореволюционная, от «гоп-стоп».
Ребенок-гот – что делать?
«Я не знаю, как быть – моя девочка, которая еще недавно была нормальным ребенком, стала готом. Она одевается только в черное, в ее компьютере я нахожу ужасные фотографии – с нарисованной помадой кровью, с черными синяками под глазами. Помогите, я боюсь, что моя дочь покончит с собой!» – спрашивает совета мама.
Как быть – запретить красить волосы, делать пирсинг, гулять на кладбище? Смогут ли подобные запреты вернуть взаимопонимание? Но пустить все на самотек тоже страшно…
О том, как реагировать на «готичного» ребенка родителям и насколько серьезно нужно относиться к внешним проявлениям готической субкультуры, мы поговорили с игуменом Агафангелом (Белых), преподавателем Белгородской миссионерской духовной семинарии.
— Отец Агафангел, сейчас многие подростки принадлежат к разным субкультурам — готы, эмо. Черная одежда, повышенный интерес к смерти, депрессии. Как могут родители наладить с ними диалог?
— Думаю, нам всем нужно очень четко для себя уяснить некоторые вещи. Имиджевые вещи (фотографии в блоге юного гота — ванна, полная крови, порезы всякие) — это подростковая блажь, некая дань культивируемой субкультуре. Поэтому ужасы будут даже немножечко преувеличены. В то же время никто не собирается реально с жизнью прощаться, вскрывая себе вены и прочее.
С другой стороны, мы должны понять, что юношескому возрасту (читайте – эмоциональному, неуравновешенному) свойственны как депрессии, так и радостные, эйфорические взлеты. Когда мы пытаемся строить свое общение с молодыми людьми из этих субкультур, нам полезно будет абстрагироваться от внешних форм. Ведь когда мы были в их возрасте, у нас тоже были какие-то внешние атрибуты, которые шокировали – и не меньше! – других людей. И когда они вырастут, у их детей тоже будет что-то такое. Нам нужно видеть в них не юношу или девушку с крашеной челкой, всего в пирсинге и с кучей значков, а просто человека, перед которым тоже стоят знакомые до боли вопросы — кто я есть, зачем живу, в чем смысл жизни. Вот тогда, думаю, и состоится диалог.
— Какими словами подростку можно объяснять, что состояние депрессии губительно? Или вообще не стоит эту тему поднимать?
— Опять-таки, большинство всех депрессий нынешних эмо — это просто подражание некоему культурному настилу, и все. Зайдите в популярные дневники эмо, чего только не написано: я убью себя, весь мир – дерьмо… Думаю, это часть имиджа. И все же эту тему поднимать не стоит.
Если подросток входит в церковную жизнь, то можно, конечно, поговорить об унынии, что это ненадеянность на Бога и т.д.
— Вы считаете, что депрессия – это чисто внешнее? Вряд ли подросток переживает это всерьез?
— Конечно. Сами подумайте: ведь среди эмо нет огромного процента самоубийств и прочее. Можно специально поинтересоваться статистикой, но если бы это было, об этом бы давно уже писали.
Я прекрасно понимаю родителей: все не так, как было раньше, все по-другому. Эти побрякушки, черные волосы, крашеные челки… Все эти ужасающие рисунки, фотографии, надписи — все это, конечно, шокирующие вещи. Но нужно постараться за этим увидеть просто человека. Беззащитного, с ранимой душой, о котором Бог имеет собственный промысел ко спасению. И постараться свою любовь соединить с Божией и бережно к этому отнестись.
— А как поступать родителям? Вообще не обращать внимания на то, как чадо в этом плане себя ведет, или все-таки как-то ограничивать?
— Я бы не запрещал. Ведь запретный плод всегда сладок, потому и становится более притягательным, опять-таки по причине обычного извечного подросткового чувства противоречия. Протестное мышление всегда характерно для этого возраста. Если это запрещают, я специально буду так ходить.
Я бы построил отношения в ином ключе: не запрещая ребенку, четко обозначить свое к этому негативное отношение. Чтобы он знал: папе-маме это не нравится, но они уважают его выбор. Конечно, это не касается каких-то крайностей.
— Родителей тоже можно понять. Были дети, как дети, а тут – «стукнуло» им по 12-13 лет, и они волосы красят, делают дырки в теле…
— Конечно, понимаю! У меня – почти 16-летняя дочь. Она живет в Нью-Йорке. В пирсинге вся. Ну, что ж делать? Относила себя к готам, теперь – к неформалам. Слушала Мерлина Мэнсона. Я давал ей знать – мол, мне это неприятно, но если это твой выбор – пожалуйста, слушай.
Это мой личный опыт.
— По двум приведённым Вами примерам сложно судить о тенденции. Так, например, девушка из Калиниграда шагнула в окно после конфликтного разговора, а подружка покончивших с собой молодых людей из Иркутска заявляет, что «…всех тулунских эмо отличают доброта и чувствительность, о самоубийстве никто из них всерьез и не думал». «Возможно, Женя так поступил из-за своей подружки, — предполагает знакомая погибшей девушки. — Она была более продвинутой иркутянкой и имела на него влияние. Антон, с которым Женя дружил около четырех лет, категорически отрицает причастность Жени к субкультуре эмо».
Не стоит забывать и о том, что публикации, в которых подобные случаи преподносятся в контексте тех или иных молодёжных субкультур, как раз и служат катализатором подобных процессов (суицид может быть заразительным, особенно в подростковом возрасте).
Джост Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они «играли» идеями о суициде». Специалист по медицинской статистике Луис Даблин сказал: «Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого «непростительного греха общества».
Называют следующие причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Параллели с готами и эмо провести здесь сложно. Человек, склонный к депрессии и одиночеству, и в других (не эмо-готических) сообществах будет переживать свои проблемы по максимуму. Причиной самоубийства обычно является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а не влияние культурного окружения.
Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения эмо и готов, а с восполнения дефицита общения между родителями и детьми.
Эрл Гролман, всемирно известный консультант по вопросам смерти и умирания, пишет: «Очевидно, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут учащаться. Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они, на самом деле, имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка».
Поэтому я остаюсь на своей позиции — молодёжные субкультуры сами по себе мало что значат и будут меняться постоянно. Много ли Вы видели сорокалетних панков? Внутренние проблемы личности подростка и отношения взрослых и детей — вот то, что будет всегда. Этим и нужно заниматься, а не придумывать эмо-готические страшилки для журналистов.
— Что можно посоветовать родителям, чьи дети стали готами и эмо? Как жить с ними? Особенно, если раньше ребенок был воцерковлен, а в подростковый период противопоставил себя родителям и вере?
— Я стараюсь избегать конкретных советов. Пусть опытные духовные люди их дают, наставляя, как в той или иной ситуации поступить. А вот общий совет дать могу – нужно ко всему относиться с любовью и с пониманием того, что на все воля Божия, поперек которой не нужно ставить свою.
Мы же не можем из храма выгнать человека, если он зашел туда в неподобающем виде, правильно ведь? Его Господь позвал. Когда-то в Белгородском соборе настоятель благословил не выгонять нетрезвых из собора, если они неагрессивны. Человек, говорил он, впервые зашел в храм. А то, что в нетрезвом состоянии – так это он какие-то барьеры снял алкоголем. Если не мешает – пусть стоит. И охране сказал, чтобы не выгоняли.
Также и в вопросе об отношениях родителей и детей. Старайтесь любовь к ребенку исполнить не формально, а соотнеся ее с Божией любовью о всем мире и о конкретном человеке. Иной раз нам сложно принять волю Божию о ком-то, мы-то хотим другой. Но нужно стараться в себе это изживать.
— Отец Агафангел, а как с такими подростками начинать говорить о вере, о Православии?
— Не с разговоров о вере, думаю, нужно начинать. Сначала поговорите о жизни, о том, что волнует человека. Независимо от эпохи и от мутных течений, вопросы, которые возникают в душе молодого человека всегда одни и те же. «Что такое любовь», «зачем я живу» – вот с этих вопросов, может быть, и стоит начинать беседу, говоря понятным языком. Если миссионер – искренний человек, старающийся жить по-христиански, он будет пропускать все через свое сердце. А раз так, то уже не может не сказать о своем понимании этого вопроса, но не навязывая своего мнения. Ведь мы очень часто какие-то внешние формы нашей традиции, которые для нас важны, пытаемся навязчиво привить как что-то необходимое. Но те или иные традиции – это не главное в Церкви.
Из интервью православного врача-психотерапевта Сергея Анатольевича Белорусова:
— Иногда ко мне приходит пациент, которого я спрашиваю, что беспокоит, а он отвечает: «Да так себе, вроде общее настроение не то…». Начинаешь спрашивать, оказывается – все как у всех, вроде даже все благополучно. А потом он приходит снова – и опять примерно с теми же словами. Такая потребность быть услышанным, при этом не говоря ничего, является одним из показателей того, что у человека действительно серьезные, а не демонстративные суицидальные намерения. В данном случае, не стоит от него отмахиваться, говорить, что он зануда, пустобрех или склонен занимать твое время.
Запомним – несоответствие между стремлением человека что-то выразить и минимумом информации, который он готов сообщить, является серьезным поводом насторожиться.
Реально может насторожить детализация намерений, когда человек начинает подыскивать способ, а не просто говорить: «Я уйду, меня не будет». Когда он стал выбирать технологию, когда включилось уже программа поиска конкретного варианта ухода из жизни – это уже серьезный сигнал. Если человек говорит о веревке, забирается на 14 – 18 этажи зданий. Потому что редко бывает, чтобы такие действия совершались просто так. Когда есть такие предварительные сигналы, то необходимо немедленно принимать меры.
Другое искажение – замена сопричастности баловством, т.е. «возьми все, что хочешь, а только душевно от нас отстань. Дай нам пожить для себя, мы живем хорошо, а ты делай вид, что ты счастлив. Что тебе нужно для этого? Приставку игровую? Ладно, подожди, к Новому году купим, учись пока хорошо». И вместо любви получается торговля и полная духовная глухота.
Итак, самое плохое, что мы можем сделать – это начать предписывать и указывать либо откупаться, будучи на деле разделенными и равнодушными.
По сути дела, все мы должны учиться любви, потому что любящий не совершает самоубийства и не умирает. И не надо напоминать про Ромео и Джульетту.