что делать если не можешь сосредоточиться на работе
Что делать если не можешь сосредоточиться на работе
Нас постоянно что-то отрывает от работы: электронная почта, звонки, разговоры коллег и даже наши собственные мысли. Как в этих условиях сконцентрироваться на важных задачах, защитить себя от информационной усталости и правильно распределить время? Предлагаем 10 советов, которые помогут вам справиться с отвлекающими факторами и стать продуктивнее.
Первое правило: концентрируйтесь только на одном деле. Мы все часто отвлекаемся, потому что современное общество предъявляет к нам нереальные ожидания. От нас хотят, чтобы мы без остановки потребляли океаны информации. Мы должны быть для нее постоянно доступными. Многие реагируют на этот тревожный рост требований, распределяя внимание на несколько задач сразу. И такой подход не приносит нам добра.
Мы страдаем от сложившегося в корне неверного стереотипа: мол, делать одновременно несколько дел необходимо, чтобы справляться с грузом современных проблем. Но тактика многозадачности обычно заводит в тупик.
Нам сложно сосредоточиться. Наше внимание разбросано. Мы становимся невежливыми. Снижается наша производительность. Мы утрачиваем контроль над окружающей действительностью. Мы притворяемся, что успеваем делать многое. Почему же мы притворяемся? Потому что наш мозг не способен с полной отдачей работать над более чем одной задачей единовременно. Это подтвердит любой нейрофизиолог.
Бессмысленные переживания по поводу уже произошедших событий или безосновательные тревоги о будущем — главные и неутомимые расхитители нашего времени. Мешают нам и мысли о том, что скажут окружающие.
Первый шаг на пути к преодолению всех этих помех — достижение полной осознанности. Заметьте про себя, вокруг чего крутятся ваши мысли. Это какая-то конкретная «заноза» из прошлого? Или у вас сформировалась привычка беспокоиться о тех поворотах, которые могут ждать вас в будущем?
Напомните себе, что такие мысли не только бесполезны, но и контрпродуктивны: они мешают нам присутствовать «здесь и сейчас». Мы не способны изменить прошлое, предсказать будущее или установить контроль над другими людьми. В данный конкретный момент мы можем только сосредоточиться на решении конкретной задачи, что внесет свой позитивный вклад в нашу жизнь, нашу работу и действительность, которая бурлит вокруг нас.
Когда мы пытаемся запомнить все дела, которыми нам предстоит заняться в обозримое время, это зачастую превращается в дополнительную стрессовую нагрузку. Но если мы переносим список задач на бумагу, то снимаем с себя бремя опасений, что можем что-то забыть.
Человек способен одновременно удержать в памяти Составление списка позволяет высвободить мыслительные ресурсы для того, чтобы сконцентрироваться на одной конкретной задаче и не отвлекаться на тревожные мысли о других обязанностях.
При использовании списков мы можем рассортировать и структурировать кажущуюся неподъемной гору задач, сосредоточиться на самой актуальной из них и добиться максимальной эффективности.
Марк Твен однажды сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади. Ваша «лягушка» — это самая большая и самая важная работа, та, которую вы чаще всего откладываете в долгий ящик. Однако именно она в настоящий момент положительным образом повлияет на ваши достижения, а главное — на вашу жизнь.
Первое правило поедания лягушек: из двух предложенных нужно начинать с наиболее гадкой.
Иначе говоря, если вам нужно выполнить две важные работы, начинайте с более масштабной, сложной и самой главной. Приучайте себя браться за дело без промедления, доводить его до конца и лишь затем переходить к другому.
Чтобы уменьшить соблазн отложить выполнение задачи, каждая активная фаза работы по проекту должна занимать не более 25 минут.
Эта техника предполагает разбиение задачи на периоды, окончание которых отслеживается при помощи таймера. Каждый такой период сопровождается коротким перерывом. После четырех периодов работы следует более длительный перерыв.
Техника особенно эффективна при необходимости заниматься тем, что совсем не хочется делать. Когда мы знаем, что будем трудиться над задачей 25 минут, а как только прозвонит таймер, сможем отвлечься, выполнять работу становится психологически легче.
Вы должны создать для себя позитивную рабочую обстановку, которая способствует продуктивной деятельности. Исключите все возможные помехи. Если вам с трудом дается работа над каким-то проектом или задачей, отвлекающие факторы станут для вас лишь предлогами, чтобы прерваться.
Интернет, коллеги, всегда готовые поболтать с вами, телефонные звонки, всплывающие извещения об электронной почте — все это способствует тому, что вы начинаете откладывать работу. Исключите все отвлекающие факторы, по крайней мере на 25 минут, и займитесь делом.
В большинстве рабочих коллективов невозможно не отвлекаться. Сложно вернуться к нужному курсу, если разговор, которым вас прервали, выходит из-под контроля и вы не понимаете, когда он закончится. Поэтому вы должны сразу же установить рамки времени. Лучший способ это сделать — огласить то, чем вы сейчас занимаетесь, направляющемуся к вам человеку, а потом задавать целенаправленные вопросы. Вот несколько примеров:
«Я как раз пытаюсь расчистить свою почту. Ты ненадолго ко мне или стоит назначить встречу на другое время?»
«Мне надо сделать несколько телефонных звонков. Ты хочешь обсудить что-то конкретное или мы можем поговорить позже?»
«Я собираюсь на совещание примерно через пять минут. Можешь кратко рассказать мне свою проблему за полминутки или лучше я позвоню тебе после совещания?»
Почему мы соглашаемся на обед с приятелем, хотя заняты важным проектом? Берем на себя дополнительные обязанности по просьбе шефа, несмотря на то, что собирались уделять больше времени семье? Приходим на помощь соседу, даже если это мешает нашим планам? Все просто: мы боимся подвести людей или испортить отношения.
Но мы забываем, что у нас есть право выбора. Не стоит превращать собственную жизнь в хаос, без конца решая чужие проблемы. Говорите «нет» — и люди начнут ценить ваше время. А вам не придется каждый раз сожалеть о своей сговорчивости.
С сегодняшнего дня постарайтесь на все незначительные и «проблемные» просьбы говорить нет, а освободившееся время используйте для выполнения более важного задания. Отказывайте однозначно, но вежливо. «Я польщен тем, что вы думали обо мне, но боюсь, что загрузка не позволяет» или «Я бы очень хотел, но я ужасно занят». Такие формы отказа позволят вам и сохранить теплые отношения с собеседником, и избавиться от ненужных мелких задач, которые «засоряют» ваш день.
Делать одно и то же день за днем может ужасно наскучить. Устав от монотонности, мы начинаем отвлекаться при каждом удобном случае. Чтобы этого избежать, разработайте разные режимы для разных дней недели.
Именно так поступает Джек Дорси, создатель компании Twitter. Каждый его день имеет определенную тему. Понедельник предназначен для проведения совещаний и управления компанией. Вторник отведен под разработку продуктов. Среда посвящена маркетингу, коммуникациям и развитию, а четверг — общению с разработчиками и партнерами. Пятница — день компании и ее культуры.
Такой распорядок помогает сохранять спокойствие посреди хаоса. Ежедневно Дорси сосредоточивает все свои усилия на одной теме, а не распыляет их на несколько задач. Его рабочая неделя всегда проходит по таким правилам, поэтому коллегам и партнерам легко приспособиться к нему.
Составьте расписание, в какое время вы будете ежедневно открывать свою электронную почту. Для большинства людей оптимальный вариант, меньше всего мешающий их рабочему процессу, — проверять входящую корреспонденцию четыре раза в день и выделять не более 15 минут на каждую «сессию».
1. Первым делом с утра. Большинство людей начинают свой рабочий день с проверки электронной почты, чтобы убедиться, что не пропустили что-то срочное.
2. Перед обеденным перерывом. Время обеда — вполне естественная пауза в вашей деловой активности; чтобы сделать это время более продуктивным, можно проверить электронную почту.
3. Середина второй половины дня. Это еще одна естественная пауза, когда вам нужно сделать перерыв или вы собираетесь уходить на деловую встречу.
4. Конец рабочего дня. Если вы максимально освободите папку входящей корреспонденции, прежде чем покинете рабочее место, то на следующее утро сразу перейдете к просмотру новых сообщений.
Нарушение концентрации внимания причины, способы диагностики и лечения
Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете. При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график. Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.
Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.
Причины нарушения концентрации внимания
Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых. Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.
Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 09 Ноября 2021 года
Содержание статьи
Типы нарушения концентрации внимания
Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.
Истинная рассеянность
При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.
Мнимое снижение внимания
Ученическая рассеянность внимания
Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.
Старческая невнимательность
При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.
Что происходит при нарушении концентрации внимания
Методы диагностики
Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.
Не могу сконцентрироваться на работе. Как помочь себе включить голову
Разберемся, что мешает нам держать свой главный инструмент — мозг — в тонусе постоянно. Каковы причины отсутствия концентрации при наличии способностей к этому? Какие существуют способы, чтобы использовать данный нам потенциал на 100 %?
Твой труд связан с интеллектуальной деятельностью, поэтому мозг — твой главный капитал. Но вот незадача — бывает, что он никак не хочет включаться. Тебе просто не удается сделать мысленное усилие. Вот как описывают эти состояния разные люди.
«Уже больше месяца ни на чем не могу сосредоточиться. И витамины не помогают. Только сяду за компьютер, настроюсь, как тут же что-то отвлекает — то муж телевизор включит, и я прислушиваюсь, то ребенок мультики смотрит, и я начинаю вспоминать, а что там дальше будет. То зависну на форуме вместо того, чтобы работой заниматься».
«Скоро сессия, надо писать курсовую, готовиться к экзаменам, а я никак не могу сосредоточиться. С мозгом творится что-то непонятное. Ночью бессонница, мысли всякие лезут. Думаю, может, я не ту специальность выбрал? Может, надо было на режиссера учиться или музыкой заняться? Как вообще выйти из этого состояния ничегонеделания и патологической лени?»
«Не получается сконцентрироваться именно в рабочее время — то зайдет кто-то, то задумаюсь, улечу мыслями куда-то. Шум всякий отвлекает. А вот вечером, когда все уйдут, начинается работа. Или еще бывает, нет четкой мысли, слоняешься целый день, убивая время. А как только поймал идею — сразу включился, даже поесть забываю».
«Не могу заставить свой мозг работать постоянно. То есть 15-20 минут он работает без перебоев, затем отключается — перестаю понимать самые элементарные вещи. После этого требуется отвлечься на что-то другое. Как заставить свой мозг работать постоянно?»
Разберемся, что мешает нам держать свой главный инструмент — мозг — в тонусе постоянно. Каковы причины отсутствия концентрации при наличии способностей к этому? Какие существуют способы, чтобы использовать данный нам потенциал на 100 %? И помогут нам в этом знания о психике человека, которые дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Важные условия
На тренинге мы узнаем, что думать, концентрировать мысль — это главное предназначение и главное удовольствие человека со звуковым вектором. Вот почему, если он вдруг теряет эту способность, это вызывает в нем глубокое беспокойство и даже страх. Страшно, когда голова не работает.
Если профессиональная деятельность звуковика связана с интеллектуальным трудом, значит, он на своем месте. И если по каким-то причинам он не может работать головой, то эти причины можно устранить и восстановить эту способность.
Конечно же, важны и физическое состояние, и условия, в которых человек работает. Важно высыпаться. Ведь умственный труд — чрезвычайно энергозатратный. Это гораздо тяжелее, чем копать землю. Поэтому важно, чтобы голова была ясная и отдохнувшая.
Но если с этим все в порядке, а все равно не получается? Значит, есть другие причины. Наилучшей концентрации мысли можно достичь лишь в тишине и уединении, когда никто не отвлекает от глубоко внутреннего процесса осмысления чего-либо. Часто условия нашей работы не соответствуют поставленной задаче.
Если ваша работа требует значительного умственного усилия, требуйте от начальства, чтобы у вас был отдельный кабинет или хотя бы кабинет, в котором будут такие же, как вы, погруженные в свои задачи звуковики. Это иллюзия, что можно делать сложную интеллектуальную работу в людном месте. Звуковик и создан именно интровертом, чтобы в тишине и уединении рождать мыслеформы.
Если вы работаете дома, то лучше иметь свою комнату, желательно с дверью, чтобы отгородиться от отвлекающих звуков. Дело в том, что ухо обладателя звукового вектора — самый чувствительный орган и очень сильно реагирует на шумовые раздражители. Некоторые способны отгородиться от окружающего мира наушниками с музыкой и работать под такой фон, но не все. Многим нужна полная тишина, чтобы творить — писать компьютерные программы, статьи, романы, научные диссертации. И учиться в том числе.
Если уж ситуация с условиями совсем безнадежная, то можно попробовать использовать беруши. Но, как правило, всегда можно найти способ организовать себе подходящее рабочее место.
Мотивация — идея
Многие люди осознают, что для включения мозга им необходима мотивация — интерес к тому, что они делают. Это действительно так. И механизм этого явления мы начинаем хорошо понимать на тренинге Системно-векторная психология.
Дело в том, что человек — это, образно говоря, желание к удовольствию. А желание — это пустота, которая требует наполнения. Пока это желание есть, человек что-то делает в стремлении наполнить эту пустоту и получить удовольствие. Как только пустота наполнилась, желание проходит, и человеку гораздо труднее заставить себя что-либо делать.
Это можно сравнить с тем, что, пока человек голоден, он шевелится, что-то делает, чтобы добыть пищу. А как только наелся — сразу лег на диван и хочет отдыхать. Человек становится ленив, и чтобы взбодриться, ему нужно снова проголодаться.
Для звуковика удовольствием является процесс мышления, а желанным результатом — рождение идеи, мыслеформы. Если его захватывает идея, он может трудиться часами, забывая про сон и еду. Но как только идея реализована, может возникать состояние выхолощенности, когда должна накопиться новая нехватка, новое желание, чтобы снова захотелось концентрировать мысль.
Чтобы процесс творчества, вовлеченной работы не прекращался, можно и нужно использовать нехватки других людей. Наше собственное желание конечно и перестает ощущаться, как только мы его наполняем. Поэтому удовольствие от реализации только своих желаний довольно мимолетно. Когда же мы делаем что-то для других, мы имеем постоянную подпитку вдохновением. Поэтому, как только вы чувствуете потерю концентрации внимания, выходите из своего уединения в мир, чтобы понаблюдать за людьми, узнать новости — в общем, вывести свой ум в сосредоточение на окружающих. Чтобы что-то создать, нужно иметь точку приложения, делать это для кого-то. А это всегда другие люди. В них вы увидите то, что подстегнет ваш ум работать дальше.
Кстати, для многих звуковиков самое продуктивное время работы — это ночь. И этот фактор тоже можно использовать в работе.
Вредные советы
Только не слушайте умников, которые говорят, что, если ваш ум устал концентрироваться, нужно снизить нагрузку на голову. Это действительно вредный совет, потому что для звуковика сосредоточение жизненно необходимо — и чем больше, тем лучше. Это развивает его, обновляет, позволяет поддерживать жизненный тонус. Ему это, если хотите, даже полезно для здоровья, ведь удовольствие продлевает нам жизнь. А для звуковика родить идею, формулировку закона физики, математическую формулу, музыкальное или литературное произведение, разработать компьютерную программу или решить математическую задачу — это всегда настоящее удовольствие. Но самое большое удовольствие заключено в сосредоточении на психике человека, в осознании ее скрытых законов.
Как использовать принцип удовольствия
Если человеку не нравится то, что он делает, он будет находить тысячу и одну причину, чтобы этого не делать.
Так, вы никогда не сможете заставить себя учиться, если вам не нравится дело, которым вы предполагаете заниматься. И наоборот, если вам нравится ваша будущая работа, если вас привел к ней реальный, а не выдуманный интерес, то вы будете легко концентрироваться на процессе обучения, стремясь узнать как можно больше по интересующему вас вопросу.
Вот почему так важен правильный выбор дела. И с этим выбором нам помогает легко справиться тренинг Системно-векторная психология. Раскрывая психику, определяя свои вектора, мы получаем понимание своих желаний и свойств, что позволяет точно определиться с выбором дела, которое мы будем делать с удовольствием. А значит, не будет синдрома выгорания и проблем с концентрацией.
Потенциал коллективного разума
«Невозможно все время гореть идеей так, чтобы забывать о сне и еде», — возразите вы. И будете правы. Хотя, конечно, бывают отдельные личности, чья сила звукового желания такова, что одна идея вдохновляет их на протяжении всей жизни. Но далеко не все люди такие. В любом деле бывает рутина. И вдохновение может иссякнуть. Но только если процесс творчества ограничен только вами.
Выход на новый уровень возможен, если в работе вы будете по максимуму использовать потенциал коллективного разума. Вот как пишут об этом те, кто это понимает:
«Для меня, например, биржи фриланса являются универсальным мотиватором с первого дня регистрации. Я себя ощущаю внутри этой большой команды людей, среди них всегда есть много тех, кто активно работает, и это здорово стимулирует».
Да, это действительно так. Ваш творческий потенциал ограничен вашими личными возможностями, а потенциал группы единомышленников больше ровно во столько раз, сколько в проекте участников. Вот почему уже давно используются в интеллектуальном труде мозговые штурмы, которые позволяют увидеть проблему объемно, со многих точек зрения, собрать идеи и быстро найти решение.
Общая увлеченность идеей заразительна. Совместное обсуждение дает вдохновение, которое нужно тут же нести в работу, реализуя сразу и безотлагательно. И этот источник вдохновения уже не закончится никогда, потому что людей много. Они все разные с разным опытом, ценностями, свойствами. Каждый видит мир по-своему. Объединив свои взгляды под эгидой одной идеи, мы получаем невиданный ранее по объему и качеству продукт.
Такой опыт широко использовался в раннем Советском Союзе при организации «шараг», где работники научного труда не только творили вместе, но и вместе проводили свободное время без отрыва от интеллектуального процесса. Для России такой опыт приемлем ментально, ведь мы коллективисты, нам близко все делать сообща.
Но и ведущие корпорации западных стран с их индивидуалистским кожным менталитетом сегодня уже разглядели, что будущее интеллектуального труда — за коллективами. Например, изобретателем айфона считается Стив Джобс, но на самом деле — это плод труда огромного числа специалистов компании «Apple».
Так что, если вы хотите, чтобы ваш мозг всегда оставался в тонусе, ищите команду, близкую вам по духу и ценностям, которые она несет в этот мир.
Знакомство с самим собой
Концентрация мысли — важнейшее условие жизни для обладателя звукового вектора. Однако в наше время ему уже бывает недостаточно решать задачи материального мира. Следующая ступенька его развития — это распознавание психики человека, в процессе которого раскрывается и смысл жизни — ключевая звуковая потребность. Без этого сейчас даже самый реализованный звуковик может ощущать, что ему чего-то не хватает в жизни. Нехватка понимания себя, своего Я — путь к апатии и депрессии. В таких состояниях уж точно невозможно сконцентрироваться на работе. Зачем концентрироваться, если все бессмысленно?
«На тренинг я пришла в ужасном состоянии. В депрессии и замученная страхами. Меня мучила бессонница. Я себя чувствовала на дне глубокой ямы, из которой никак не могла выбраться… Благодаря знаниям, полученным на тренинге, я осознала причину по которой не позволяла себе жить. Я будто бы вылезла из тесной бочки в которой просидела долгие годы… У меня проснулся интерес к работе. Повысилась эффективность, и, как следствие, я стала больше зарабатывать. Появилось желание учиться чему-то новому. Времени на сон стало уходить намного меньше. Высыпаюсь за 5-7 часов и чувствую себя отдохнувшей. Стала легче сосредотачиваться и держать внимание, а если и улетаю в свои мысли, то быстро возвращаю себя на землю. »
«Я считаю самым важным результатом то, что я вышла из состояния «в себе и в своих мыслях». Была настолько глубоко в своих мыслях, что даже память от этого косвенно стала хуже, я как бы не замечала происходящего и, соответственно, ничего не запоминала, а где нужно было сосредоточиться — не могла. »
Симптомы неврастении: распознать и обезвредить
Неврастения – одна из форм невроза, сущностью которой является истощение нервной системы на фоне сильного или систематического стресса и переутомления, физического или психического. «Благоприятный» возраст для развития заболевания – 20–40 лет. По статистике неврастения чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
Неврастения или астенический невроз хорошо поддается лечению, если пациенту оказывается квалифицированная помощь. Однако многое зависит и от самого больного, в частности, создание благоприятной атмосферы.
Почему развивается
Впервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками.
Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:
Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению.
Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение.
Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение.
Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции. Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков.
Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:
Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью.
Общие симптомы расстройства
Астенический невроз может проявляться в таких формах:
Каждая из них сопровождается собственным симптомокомплексом, но существуют признаки заболевания, общие для всех видов:
Головная боль нарастает обычно к концу дня, носит расплывчатый характер. Появляется ощущение сдавления головы, как будто на нее надет массивный шлем. Явление получило название «каска неврастеника».
Головокружение проявляется чувством вращения внутри, но не окружающих предметов. Нередко оно сопровождает ситуации, сопряженные с физической усталостью, нарастающим волнением, переменой погоды.
Среди соматических симптомов распространены:
Соматические нарушения могут возникать изолированно или в комплексе неожиданно, в любое время, особенно в момент психического напряжения.
Механизм развития соматических симптомов связан с перестройкой работы высшей нервной деятельности. Когда на мозг длительно или резко с высокой интенсивностью воздействует негативный фактор, первый, чтобы повысить сопротивляемость организма, перестраивается, внося коррективы в деятельность нервной системы. В ВНД формируется доминанта, направляющая мозг на борьбу или игнорирование повреждающего фактора.
Работа внутренних органов регулируется нервной системой, где особая роль отводится балансу между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс их взаимодействия приводит к сбоям правильного функционирования НС, в результате чего органы получают ошибочные сигналы, нарушающие их работу. В первую очередь «сдает позиции» самый уязвимый орган, который до воздействия стрессового фактора уже имел проблемы функционирования.
Важно разграничивать неврастеническую и обычную физиологическую усталость. Последняя возникает вследствие чрезмерных физических или умственных нагрузок, нарушении режима работы и отдыха, смене климатических поясов. Физиологическая усталость развивается одноразово и исчезает после достаточного отдыха. Неврастеническая усталость отличается постепенным развитием, не проходит даже после длительного отдыха.
Пример из жизни
Больная, 43 года, жалуется на головные боли в лобной области, плохое настроение, чрезмерную беспочвенную раздражительность. Присутствует постоянное чувство страха сойти с ума, заразиться сифилисом, из-за чего больную сопровождает чувство пугливости.
Симптомы беспокоят женщину на протяжении 6 месяцев. Она отмечает у себя присутствие таких, как обидчивость, застенчивость, впечатлительность.
В школе училась хорошо, трудолюбива, усидчива, много работает, отличается хорошей выносливостью.
Очень переживала по поводу взаимоотношений с мужем и развода, много и напряженно работала. Вскоре начала систематически испытывать головные боли, появился шум, боль и зуд в ушах. По этому поводу пришлось обратиться к ЛОР-врачу. Было проведено лечение, но осталось ощущение, что в ушах образовались язвы. Стала раздражительной, нарушился сон, пребывала практически постоянно в плохом настроении. Головные боли нарастали.
Обратилась к другому специалисту. Тот долго и пристально всматривался в больную и молчал, из-за чего женщина сделала вывод, что сифилис вернулся. Ей стало очень страшно, по ночам вообще перестала спать, постоянно ходила по врачам.
Состояние ее ухудшалось, нарастало беспокойство, появились неописуемые ощущения в голове, взрывалась по малейшему поводу. В какой-то момент решила, что сходит с ума, и обратилась за помощью к психиатру. После должного обследования ей был выставлен диагноз: неврастения с навязчивостями.
Навязчивые ощущения при неврастении – довольно частый симптом. Как правило, они вытекают из ипохондрических мыслей, приобретающих устойчивый, тяжелый характер.
Гиперстеническая форма неврастении
Данный вид расстройства, в первую очередь, определяется повышенной возбудимостью с преимущественной раздражительностью. Больного способно привести в раздражение что угодно: посторонний звук (капающая вода, колебание форточки, тиканье часов, скрип дверей), разговоры, любое движение, собрание людей. Легкая «воспламеняемость» передается на окружающих. Больные часто беспочвенно кричат на близких, коллег, оскорбляют, не задумавшись, быстро теряют самообладание, зачастую им бывает трудно сдерживать себя.
Наблюдается снижение работоспособности. Но связано это не с переутомлением, а с ослаблением концентрации внимания. Больному сложно сосредоточиться на объекте. Он становится рассеянным, несобранным, неспособен длительное время фокусировать внимание на нужном объекте или процессе.
Пациенту сложно проследить мысль собеседника, дочитать текст, прослушать лекцию и до конца вникнуть в ее смысл. Немного поработав, он отвлекается, переключается на другую деятельность, что вынуждает тратить большое количество времени впустую. В результате продуктивность неврастеника очень низкая.
Сон – с затрудненным засыпанием. Во время сна просыпается, затем снова засыпает, цикл повторяется несколько раз за ночь. Такая цикличность носит название кивающего сна. Возникают яркие сновидения с картинками прожитого дня. С утра больной встает с трудом, разбитый, с «тяжелой» головой. Уже сразу после пробуждения ощущает усталость, обессиленность, раздражительность, подавленность. Симптомы «отпускают» только к вечеру.
Гипостеническая форма
В картине гипостенической формы расстройства преобладает апатия и упадническое настроение. Характерна вялость, безразличие, адинамия, ощущение хронической усталости. Больные не способны настроить себя на какую-либо деятельность. Долго собираются, чтобы приступить к работе. Процесс продвигается очень медленно и малопродуктивно. В данном случае работоспособность снижена именно из-за постоянного ощущения усталости, слабости, мышечного переутомления даже при небольшой нагрузке. Присутствует постоянная напряженность, не получается расслабиться.
У больного нет заинтересованности в чем-либо, хобби, но явные признаки тоски или тревоги отсутствуют. Настроение сниженное, неустойчивое. Состояние сопровождается слезливостью. Происходит зацикливание на собственных чувствах и мыслях. Анализируя их, пациенты еще больше углубляются в свою апатию. Часто появляется ипохондрическая симптоматика: больные жалуются на сбои в работе внутренних органов.
Гипостеническая форма заболевания способна формироваться самостоятельно у людей, имеющих слабый тип нервной системы: тревожных, мнительных, астеничных, или выступать в качестве третьей фазы астении.
Раздражительная слабость
Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.
На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.
Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.
Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.
Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.
В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.
Диагностика и лечение
Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.
Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.
Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:
Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.
Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.
Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:
Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.
Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:
Из психотропных средств используют:
Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.
Назначают физиотерапевтическое лечение:
Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.
Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом.
Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.
В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.