что делать если не усваивается информация

Что делать если не усваивается информация

Как обрабатывать новую информацию быстро и эффективно, не теряя при этом концентрации внимания? Как убедиться, что вся информация надежно сохранена в памяти? Современные исследования показывают, что в течение дня мы забываем около 70% всего увиденного и услышанного. Однако этих потерь можно избежать. Методика, описанная в книге «Как читать, запоминать и никогда не забывать», научит усваивать информацию лучше и быстрее, не тратя на это много энергии. Делимся с вами несколькими советами.

Заполните пустоту

За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом.

Именно поэтому во время чтения мы отвлекаемся на посторонние мысли: «Мне нужно позвонить маме, мне нужно отправить электронное письмо, мне нужно купить продукты». Недостаток внимания затрудняет запоминание информации. Для быстрого и полноценного ее усвоения и анализа необходима концентрация.

Один из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.

Ваша скорость чтения должна определяться ответом на вопрос: «Понимаю ли я, что читаю?» Если не понимаете — это тревожный знак. Тогда задайте себе следующий вопрос: «Это происходит, потому что я думаю о чем-то другом?» Если так, попробуйте читать немного быстрее. Стимулируйте работу мозга и заполняйте пустоту. Или вы не понимаете информацию, потому что она сложна? Тогда попробуйте читать немного медленнее.

Смотрите на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.

Сравнивая результаты двух групп, исследователи обнаружили, что группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а результаты теста на понимание текста здесь оказались ниже. Группа, которая сначала получила «общую картину», показала уровень понимания текста на 38% выше и лучше отделяла важные факты от неважных. Кроме того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.

Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информацияВзгляните на картинку, прежде чем собирать пазл. Источник

Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы.

Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее.

Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.

Используйте образы

Что вы лучше запоминаете: слова или изображения? Большинство людей ответят, что изображения, и будут правы — изображения сохраняются в нашей памяти невероятно хорошо. Аж треть нашего мозга задействована в обработке визуальной информации.

Сотни исследований подтверждают это. Одно из них — парадокс Бейкера — бейкера. Участникам дали фотографию человека. Одну группу попросили запомнить, что фамилия человека на фотографии — Бейкер, другую — что его профессия пекарь (по-английски — «бейкер»).

Через две недели участники, которым сказали, что речь идет о пекаре, смогли это легко вспомнить. А из участников, которых просили запомнить имя, только один смог его воспроизвести. Почему же так отличаются результаты, если участникам нужно было запомнить одно и то же слово? Объяснить это можно следующим: когда вы думаете о профессии пекаря, то представляете образ человека, что-то пекущего. Это просто визуализировать. Запомнить имя Бейкер не так просто — оно не создает в вашем мозге никаких образов, если только вы не знаете человека с таким же именем.

В Гарварде проводят исследования, насколько точно изображения сохраняются в нашем мозге. Участникам показали три тысячи изображений пустынь, парков и школ, затем показали 200 пар изображений, состоящих из новых и тех, что они уже видели, и попросили показать изображение, которое им уже знакомо. Никто не испытал никаких трудностей, точность распознавания составила 96%. Даже когда исследователи увеличили количество изображений, которые нужно было вспомнить, способность участников их воспроизвести не снизилась.

Следовательно, если вы хотите запомнить информацию, имеет смысл преобразовывать ее в изображения. Можно ли это сделать с любой информацией? Нет, но с определенной долей фантазии обычно бывает эффективно. Предположим, вы хотите запомнить, как зовут Хэнка, вашего нового знакомого. Это имя созвучно со словом «танк». Представьте, что Хэнк сидит в танке. Звучит немного странно, но имя стало образом, и мозгу гораздо проще обработать эту информацию. В образы можно перевести даже цифры. Например, цифра 2 выглядит как лебедь, а цифра 8 — как снеговик.

Не всегда вам нужно превращать информацию в образы самостоятельно. Если рядом с текстом есть рисунок, будет проще его запомнить.

Одно исследование красиво это доказало на примере того, какие статьи в газетах лучше запоминаются. Большинство людей запомнили статьи рядом с рекламой. Это удивительно, потому что реклама обычно никак не связана с текстом статьи. Тому есть простое объяснение: сознательно или бессознательно, вы ассоциируете информацию с изображением рядом. Оно дает вашему мозгу дополнительную зацепку для воспроизведения информации.

С точки зрения восстановления из памяти не важно, имеет изображение отношение к тексту или нет. Образ может быть даже таким простым, как нарисованное солнце. Поэтому вы можете взять эту идею на вооружение: нарисуйте что-то на полях или рядом со своими заметками — запоминание и обращение к этой информации упростятся.

Источник

Потеря концентрации внимания и памяти

Хорошая концентрация внимания и память – неотъемлемые факторы любой эффективной деятельности и полноценного общения с окружающими. Именно поэтому потеря концентрации внимания способна причинить немало трудностей человеку и снизить его качество жизни. К сожалению, в современном обществе появляется все больше людей с такими проблемами, как неспособность сконцентрироваться на задаче и трудности с запоминанием новой информации.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

Основные причины потери концентрации внимания и памяти

Условно их можно разделить на 2 категории. К первой относят те, которые вольно или невольно «провоцирует» сам человек и те, что вызваны рядом заболеваний.

Причины, связанные с неправильным образом жизни

Умственное переутомление из-за большого количества информации. Ежедневный, многочасовой «серфинг» в интернете – одна из основных причин умственного перенапряжения.

Это интересно! Если вам говорят, что многозадачность очень эффективна и к ней необходимо стремиться – не верьте! Это миф. Уже научно доказано, что человек не может заниматься несколькими делами одновременно, поскольку его мозг начинает «выдавать сбои в программе» подобно обычному компьютеру с перегруженным задачами процессором.

Хронический стресс и эмоциональное выгорание. Одна из основных причин снижения концентрации, причем как у детей, так и у взрослых.

Злоупотребление кофе. В небольших количествах кофе стимулирует работу мозга, но его переизбыток напротив, приводит к повышенной утомляемости, неумению сконцентрироваться и ухудшению памяти.

Длительный, бесконтрольный прием медпрепаратов, корректирующих деятельность нервной системы: антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты, барбитураты и т. п.

Алкоголь, никотин, наркотики. Такие вещества самым негативным образом влияют на работу головного мозга, вплоть до разрушения его клеток.

Нарушение режима. Во время сна нервные клетки не только восстанавливаются, но и формируют новые нейронные связи. Не высыпаясь изо дня в день, вы заставляете мозг работать «на износ», что самым негативным образом сказывается на концентрации внимания.

Неправильное питание. Полуфабрикаты, дешевая еда синтетического происхождения, «химические» напитки и сладости – все это содержит вредные для здоровья вещества, многие из которых обладают свойством накапливаться в организме. Постепенно они начинают отрицательно влиять на память, и способность концентрироваться на определенной задаче.

Причины физиологического характера

Очень важно выяснить первопричину проблемы, ведь только так ее можно эффективно решить или, по крайней мере, улучшить ситуацию.

Симптомы потери концентрации внимания и ухудшения памяти

Самый явный признак – человек очень плохо запоминает информацию, не связанную непосредственно с его личными переживаниями или проблемами. Он может забывать целые эпизоды из прошлого, либо путать прошлое время с настоящим, «теряться» в днях недели и даже месяцах.

В беседе он нередко забывает какие-либо слова, ему сложно четко сформулировать определенную мысль. Уходя из дома такие люди часто переживают из-за того, что не могут вспомнить, выключены ли вода, свет, газ, бытовые приборы и т. д.

Кроме того, потеря концентрации внимания и памяти часто сопровождается:

В процессе работы такому человеку трудно сосредоточиться на задаче, в результате чего он начинает параллельно делать множество второстепенных дел. То же самое наблюдается и в быту. Его сильно отвлекают посторонние разговоры, музыка, фоновый шум. Все дела выполняются медленно.

Способы решения проблемы

Оптимальный вариант – посещение хорошего невропатолога. Такой специалист поможет выяснить настоящие причины потери концентрации внимания и предложит пути их устранения. Самостоятельно исправить ситуацию тоже можно, но лишь при условии, что речь не идет о каком-либо заболевании – тут без специалиста не обойтись.

Чтобы укрепить память и повысить концентрацию необходимо:

Параллельно следует выполнять определенные «упражнения». Так, вам надо стараться делать обычные действия необычным способом. К примеру, какое-то время ходить задом наперед (можно дома, когда вас никто не видит), чистить зубы и расчесываться левой рукой, если вы правша (и наоборот), ходить на работу другой дорогой и т. д. Все это даст мощный толчок образованию новых нейронных связей.

И помните, что намного проще предупредить проблему той же коррекцией образа жизни и регулярным приемом витаминов, чем избавляться от ее последствий.

Источник

Процесс усвоения знаний: как правильно донести информацию

Успех любого обучения зависит от того, насколько быстро и качественно человек усваивает новые знания. В статье обсудим как донести информацию до человека, чтобы ему было проще ее усвоить.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

Что такое усвоение информации

Человек каждый день обрабатывает множество данных, но лишь малая их часть сохраняется в памяти и проявляется в действиях. Усвоение информации — это основной этап в процессе обучения и собственно результат учебной деятельности.

Если у человека навык усвоения на высоком уровне, принятая информация в его сознании будет полной и достоверной. Ему не придется возвращаться к первоисточнику для уточнения каких либо моментов или восполнения недостающей информации. Человек запоминает, воспринимает и понимает все точно так, как увидел или услышал.

Если же навык усвоения низкий — информация в сознании человека будет искажаться, как в “испорченном телефоне”. Он воспримет полученные данные не полностью. Останутся пробелы, для заполнения которых мозг человека может даже придумать что-то, чего изначально не было. Человек неправильно поймет то, что до него хотели донести, а соответственно не сможет применить информацию правильным образом. Все дальнейшие действия на основе такого понимания приводят либо к некорректным результатам, либо к их полному отсутствию.

Усвоение материала — сложный психологический процесс. Понимая как он устроен, можно влиять на повышение эффективности этого процесса.

Этапы усвоения новых знаний

Советский психолог С.Л. Рубинштейн разделил процесс усвоения знаний на пять этапов.

1 — Восприятие

Сначала происходит первичное ознакомление с учебным материалом. Человек воспринимает новую информацию с помощью органов чувств, например, зрения и слуха. Он выделяет важные предметы и явления из общего потока информации и фокусируется на существенных деталях. За каждой информационной единицей закрепляется целостный образ это первичное усвоение и форма познания. Дальнейшее определение значений предметов и явлений происходит через осмысление информации.

2 — Осмысление

На втором этапе человек начинает размышлять о тех знаниях, которые получил — выполняет сравнение с известными данными, анализ и обобщение. Устанавливает связи между новыми знаниями и прошлым опытом. Чем больше связей сформировалось, тем прочнее информация отложится в памяти и тем легче будет извлечь ее и применить на практике. В то время как отсутствие ассоциативных связей не позволит усвоить материал.

3 — Воспроизведение

Воспроизведение означает извлечение информации из памяти. Это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее. Уточняя и формулируя свою мысль, человек отчетливее формирует ее образ и прочно закрепляет в памяти детали. В организации обучения должно быть предусмотрено самостоятельное воспроизведение усваиваемого материала.

4 — Применение

Прочного закрепления новых знаний недостаточно для их усвоения. Важно уметь оперировать новым материалом для решения различных задач — стандартных и нестандартных. Основное значение практики — включение знаний в жизненный контекст. Применение и многократное повторение необходимо для формирования навыков.

5 — Творчество

Можно говорить, что человек полностью усвоил информацию, если он может преобразовывать и совершенствовать ее, создавать логически развивающиеся продолжения, заниматься исследовательской деятельностью, объяснять новые явления и искать наилучшие решения, исходя из конкретных данных.

Описанные уровни усвоения знаний следуют друг за другом и вытекают один из другого.

Принципы эффективного усвоения знаний

Чтобы ученики лучше усваивали новую информацию, важно при организации обучения создать определенные условия.

Донесите цель обучения [восприятие]

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

Если человек не осознает четкой цели обучения, у него нет интереса и высокой мотивации обучаться. Маловероятно, что он воспримет всю необходимую информацию. И наоборот, понимание цели обучения и характера использования этих знаний на практике, вызывает интерес к материалу, в результате чего запоминается больше данных. Сформируйте понимание, зачем человеку изучать каждый блок информации, как она будет использоваться на практике и как поможет ему лично.

Например, будущий фотограф должен изучить устройство и настройки камеры, чтобы делать качественные снимки. А менеджер по продажам изучает потребности клиентов, чтобы сфокусировать на них свое предложение и закрыть больше сделок.

Делайте акцент на важном [восприятие]

На этапе восприятия информации в первую очередь запоминается основная идея, а второстепенные детали опускаются. Как человеку понять, какие именно данные важнее всего запомнить? Излагая материал, сделайте акцент на важном. Для этого можно выделить главную мысль жирным шрифтом в тексте или повторить ее несколько раз в устной речи, чтобы акцентировать на ней внимание. И только после этого “докручивать” к этой идее второстепенные детали для полноты картины. В противном случае есть риск, что человек лучше усвоит несущественную информацию.

Вызывайте эмоции и создавайте образы [восприятие]

От силы первоначального впечатления зависит, насколько хорошо запомнятся новые знания. Так например, эмоционально окрашенная информация, интересное событие или история производит более сильное впечатление, чем скучная теория. Такие впечатления гораздо легче восстановить из памяти, когда в этом появляется необходимость.

Обращайте внимание на подачу материала. Пишите текст простым языком, добавляйте интересные истории, передавайте образы через изображения. Используйте схемы, когда нужно объяснить какой-то сложный концепт. В тексте бывает сложнее передать полный образ. Если человек не поймет важные детали, он начнет додумывать, и в процессе может допустить ошибку. Схема помогает ему сразу усвоить правильные данные.

Проясняйте термины [осмысление]

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

Слова, которые непонятны человеку, будут оставлять пробелы в его сознании и помешают усвоить материал. Дело в том, что каждое слово — это ярлык, закрепленный за определенным образом. Когда мы получаем информацию, наш мозг находит нужные образы и составляет из них целостную и непротиворечивую картину. Образы цепляются один за другой, образуя причинно-следственную цепь событий. Если человек не знает значение слова, то за этим словом образа не будет, а будет пустота. И за эту пустоту следующие слова (ярлыки/образы) уже зацепиться не смогут. Произойдет провал в понимании и появится высокий риск того, что знания автоматически будут отброшены мозгом, как нерелевантные.

Объясняйте все термины, которые могут быть непонятны человеку, прежде чем их использовать. Приводите примеры и обращайтесь к опыту человека, чтобы в мозге возникало больше ассоциативных связей с новой информацией.

Дозируйте информацию [восприятие, осмысление]

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

Если человек чувствует усталость, его способность усваивать информацию сильно снижается. Чаще всего человек испытывает утомление при выполнении рутинной работы, если его внимание долго фокусируется на одной и той же задаче. Это утомление сильно влияет на концентрацию внимания, а следовательно и на усвоение новых знаний.

Не перегружайте человека информацией. Преподносите материал короткими модулями и часто меняйте формат подачи — добавляйте в курсы элементы микрообучения. Если обучение проходит в очном формате, предусматривайте небольшие перерывы и создавайте условия для физической активности обучающихся. Так человек сможет перевести фокус внимания и позволить себе маленький отдых.

Используйте практические упражнения [воспроизведение, применение]

Упражнения способствуют воспроизведению информации из памяти. Задавайте ученику вопросы по новой теме, попросите его пересказать материал из курса знакомым, нарисовать или слепить его образ, привести пример из личного опыта. Эти навыки воспроизведения демонстрируют правильное понимание материала.

Например, человек изучил в курсе сферу опасных производственных объектов. Попросите его рассказать, какие он знает опасные предприятия в своем регионе и почему их называют опасными. Таким образом вы обращаетесь к личному опыту человека на основе новой информации.

Ставьте интересные задачи [применение, творчество]

Извлеченные из памяти данные можно использовать для решения практических задач. Погружайте человека в ситуации, в которых нужно применить эти знания, давайте стандартные и нестандартные задачи. Когда человек научился применять новые знания, создавайте вызовы и ставьте амбициозные задачи, в которых он сможет раскрыть свой творческий потенциал.

Как улучшить усвоение информации

Эти принципы усвоения информации актуально использовать не только для обучения учащихся, но и чтобы повысить эффективность сотрудников в обучении и в рабочих процессах.

Источник

Как научиться быстро усваивать большие объемы информации

Сейчас, чтобы преуспевать в учебе и работе, нам нужно перерабатывать очень большой объем информации каждый день. Черпаем мы ее преимущественно из письменных источников, поэтому, чтобы все успеть, нужно сосредоточенно и оперативно изучать тексты.

О том, как научиться быстро читать и запоминать большие объемы информации за короткое время, расскажем в этой статье.

Способы запомнить информацию быстро и полноценно

Что бы вы ни делали с информацией, она не усвоится быстро, если вы будете все время отвлекаться. Поэтому, приготовившись читать материал, отключите уведомления на смартфоне, закройте все ненужные окна в компьютере или отойдите от него совсем (если вы читаете по бумаге, а не в электронном виде). Желательно остаться в одиночестве и оградить себя от множества посторонних шумов. Кстати, сосредоточению часто помогает классическая музыка в наушниках. Если вы не можете уединиться, то отключитесь от внешних раздражителей, оставив только один фон.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

2. Выделяйте основные мысли в тексте

Чтобы усвоить информацию, необязательно вчитываться в каждое слово. Почти в любом тексте, который нам попадается по учебе или работе, 50% воды или отвлечения от темы. Придаточные предложения, множество примеров и рассуждения автора можно смело пропускать.

Сосредоточьтесь на основных мыслях текста, выделяйте их и старайтесь запомнить, составляя в голове краткий план.

3. Во время чтения не проговаривайте каждое слово

Мозг усваивает прочитанную информацию общо, для этого ему не нужно задерживаться на каждом слове из текста. Поэтому читайте, не проговаривая слова про себя, а лишь усваивая их смысл. Получается это не сразу, но научиться можно быстро.

4. Читайте текст только один раз

Достаточно один раз прочитать текст сосредоточенно, чтобы запомнить все необходимые моменты. Повторение — это потеря времени и риск слишком углубиться в информацию, запутаться в ней и замусорить память ненужными данными, которые вы выкинули при первом прочтении и выделении основных мыслей.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

5. Учитесь воспринимать строки целиком

Периферийное зрение или способность смотреть на строчки текста так, чтобы воспринимать их цельно, существенно ускоряет процесс чтения. Развить этот навык можно за 2-3 месяца регулярных тренировок (занятия по скорочтению направлены в том числе и на освоение этого умения).

6. Принимайте информацию дозированно

Если у вас есть возможность начать штудировать источники заранее (перед экзаменом или важной встречей), сделайте это. Так вы сможете распределить общее количество текстов равномерно и каждый день изучать столько данных, сколько нужно, чтобы легко их запомнить и не перегрузить мозг.

7. Совмещайте чтение и физическую активность

Не зарывайтесь в книги на весь день, ограничивая себя сидением или лежанием на диване. Двигайтесь: делайте короткие перерывы в процессе чтения, ходите по комнате с книгой в руках, если чувствуете, что устали находиться в статичном положении.

Давно известно, что физические нагрузки помогают мозгу работать лучше, поэтому оказывайте ему поддержку и не сидите на месте целый день.

что делать если не усваивается информация. Смотреть фото что делать если не усваивается информация. Смотреть картинку что делать если не усваивается информация. Картинка про что делать если не усваивается информация. Фото что делать если не усваивается информация

8. Повторяйте усвоенную информацию

Если вы уже что-то выучили, это не значит, что вы не забудете прочитанное через сутки. Поэтому повторите информацию (вслух или про себя) через несколько часов после изучения. Можно сделать это перед сном, когда мозг уже начинает отдыхать и лучше «переваривает» недавно полученные сведения.

Кстати, для лучшего усвоения информации можно использовать и аудиоматериалы, если вы хорошо воспринимаете на слух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *