что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест

Олимпиадники vs ЕГЭшники: кто поступит?

что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Смотреть фото что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Смотреть картинку что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Картинка про что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Фото что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест

Каждый год во время приемной кампании в Вышке случается одно и то же: на некоторых программах все или почти все места занимают олимпиадники, или, говоря официальным языком, абитуриенты, имеющие право поступления без вступительных испытаний (БВИ). Что же делать тем, кто поступает по ЕГЭ? Отвечаем.

Да, кстати, сразу правильный ответ на вопрос в заголовке: поступить смогут и те, и другие. Ну а теперь подробности.

О чем вообще речь?

О программах, где более 75% мест занимают абитуриенты с льготой БВИ. Это значит, что для тех, кто идет по обычному конкурсу, мест остается совсем мало. Это несправедливо. Поэтому Вышка восстанавливает справедливость и за свой счет добавляет на такие программы до 25% бесплатных мест.

Пример

Уже сейчас можно назвать как минимум одну программу, где более 75% мест займут олимпиадники с льготой БВИ, — это программа «Прикладная математика и информатика». По состоянию на 5 июля на 100 бюджетных мест там претендуют 77 олимпиадников. Но абитуриентам, поступающим по результатам ЕГЭ, не стоит волноваться. Вышка ежегодно руководствуется принципом, что в таких случаях для поступающих по результатам ЕГЭ должно выделяться 25% мест от КЦП. Это значит, что если на программе «Прикладная математика и информатика» 100 бюджетных мест, то при подведении итогов и определении списка приглашенных к зачислению университет будет исходить из того, что 25 человек должны иметь возможность поступить по результатам ЕГЭ и те, кто не попадут в бюджетный приказ, будут приняты за счет средств НИУ ВШЭ.

Хорошо, а если олимпиадников больше, чем вообще мест на программе?

И такое бывает. В этом случае все они будут зачислены на бесплатные места: часть на бюджетные места в рамках контрольных цифр приема, часть — на места, оплачиваемые за счет средств НИУ ВШЭ.

Распределять абитуриентов между этими двумя типами мест будут на основании ранжированных списков, которые составляются по множеству критериев (см. пункт 2.34. Правил приема). В них в порядке убывания «веса» указаны несколько категорий, по которым ранжируются победители и призеры олимпиад. Сначала на бюджетные места будут зачисляться абитуриенты из 1-й категории, затем — 2-й, и так далее, пока не заполнятся все бюджетные места. Остальные абитуриенты с БВИ попадут на места, оплачиваемые самим университетом. Если в «пограничной зоне» окажутся абитуриенты из одной и той же категории, при их распределении будут учитываться баллы за индивидуальные достижения. Если и они окажутся одинаковыми, тогда более высокое место в списке занимают поступающие, имеющие преимущественное право зачисления. Если всего этого ранжирования будет недостаточно, дополнительное ранжирование будет проведено по среднему баллу аттестата. При равном показателе среднего балла аттестата более высокое место в списке занимает поступающий, чей результат по вступительному испытанию «русский язык» выше.

Ну а тут-то ЕГЭшникам как быть?

Правило «+25% мест для поступающих по ЕГЭ» сохраняется в любом случае, поэтому сколько бы ни пришло олимпиадников на программу, шансы поступить с хорошими баллами по ЕГЭ всегда есть.

Источник

Поступить в вуз без экзаменов: 8 олимпиад, которые гарантируют бюджетное место

В 2011 году я поступила в МГУ по олимпиаде. В марте стала призером и сдавала ЕГЭ, не волнуясь о результате: на первый курс меня были готовы зачислить с любыми баллами.

С тех пор прошло почти десять лет, но этот способ все еще работает без перебоев. Расскажу, как все устроено и на какие олимпиады обратить внимание в первую очередь, чтобы не тратить время зря.

Как выбрать олимпиаду

До 11 класса я советую школьникам участвовать в любых олимпиадах, которые нравятся: это поможет привыкнуть к формату заданий и обстановке на олимпиаде да и просто поверить в свои силы. А вот выпускникам лучше сосредоточиться только на подготовке к по-настоящему полезным олимпиадам — по-другому их называют «перечневыми».

Дело в том, что в сентябре-октябре каждого года Министерство науки и высшего образования обновляет перечень олимпиад: в этом документе указывают название состязания, по каким предметам оно проводится и его уровень. А от уровня зависит, какие привилегии получат победители и призеры.

Конкретные бонусы каждый вуз определяет самостоятельно. Диплом победителя одной и той же олимпиады в одном институте может гарантировать поступление без экзаменов, а в другом его засчитают как 100 баллов по профильному ЕГЭ.

Но общее правило такое: олимпиада первого уровня с большой вероятностью позволит поступить в вуз без экзаменов и победителям, и призерам. А олимпиады второго и третьего уровня скорее всего зачтутся как 100 баллов за ЕГЭ по одному предмету и, возможно, только тем, кто займет первое место.

Сложность в том, что вузы обычно выкладывают список олимпиад, которые гарантируют поступление, во второй половине учебного года. А выбирать олимпиады нужно уже осенью: отборочные этапы стартуют в первом учебном полугодии.

Ориентироваться на условия прошлого года можно, но с осторожностью: за год до моего поступления олимпиада «Покори Воробьевы горы!» позволяла не сдавать экзамены на филфак МГУ, а когда я получила на руки диплом победителя, оказалось, что такие льготы он уже не дает.

Есть еще одна тонкость: уровень олимпиады определяется для каждого предмета отдельно. Например, в перечне на 2021/22 учебный год олимпиада «Юные таланты» по географии и химии имеет первый уровень, а по геологии — только третий.

Иногда олимпиады проводят по дисциплинам, которых нет в школьном расписании: например, по лингвистике, робототехнике или нанотехнологиям. В таком случае в перечне будет указано, каким предметам и специальностям в вузах соответствует состязание — по ним победители смогут получить льготы.

Если олимпиады нет в перечне, никаких льгот при поступлении она не даст. Но у этого правила есть одно исключение — Всероссийская олимпиада школьников: она гарантирует победителям и призерам поступление в любой вуз по направлению, которому соответствует предмет олимпиады, или 100 баллов за ЕГЭ по этому предмету, если поступать хочется на другую специальность.

Я расскажу о многопредметных олимпиадах первого уровня, на которые рекомендую обратить внимание одиннадцатиклассникам. Если они не подошли, загляните в перечень: там есть еще много олимпиад второго и третьего уровня, которые тоже может учитывать вуз, и монопредметные олимпиады первого уровня — например, по программированию, искусству и нанотехнологиям.

Всероссийская олимпиада школьников

Направления. Все школьные предметы.

Когда стартует. В сентябре-октябре. Точная дата проведения зависит от предмета и региона. Например, в московских школах олимпиада по химии началась 22 октября, а по информатике — 27 октября.

Как проходит. Олимпиада состоит из школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. Обычно все они проходят очно, но из-за пандемии школы могут проводить школьный этап дистанционно.

На олимпиаду можно зарегистрироваться самостоятельно, но тогда результаты не учтут в общем конкурсе. Чтобы претендовать на победу и льготы, нужно получить индивидуальный ключ участника в своей школе. Исключение — для тех, кто находится на семейном обучении: такие участники регистрируются на специальном сайте и попадают в общий зачет.

Ученики, которые заняли призовые места в муниципальном, региональном или заключительном этапе прошлого года, могут присоединиться к соревнованию на таком же этапе в этом году — и не тратить время и силы на лишние состязания.

Заключительный этап каждый год проходит в разных городах России, причем для каждого предмета — свой город. Дорогу для участников обычно оплачивают из регионального бюджета.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Направления. Все школьные предметы, но есть и особенные — например, предпринимательство и космонавтика.

Когда стартует. Регистрация на олимпиаду традиционно открывается в середине октября, отборочный этап проходит в октябре-ноябре.

Как проходит. «Ломоносов» — олимпиада МГУ для школьников со всей России. Ее задача — дать шанс поступить в престижный вуз выпускникам со всей страны.

У олимпиады два этапа: заочный и очный. На первом этапе школьники получают задание в личном кабинете и должны сдать его в течение суток. Очный этап проходит или в самом МГУ, или на одной из региональных площадок, если добираться до Москвы школьнику дорого или неудобно. Из-за пандемии заключительный этап могут проводить в виртуальных аудиториях.

На отборочном этапе участники могут выполнять задания по нескольким предметам одновременно, но если даты заключительных этапов для них совпадут, придется выбирать конкурс, в котором хочется поучаствовать больше. Попасть на заключительный этап без отборочного тоже можно, но только тем, кто занял призовые места на олимпиаде в прошлом году.

Для участников, которые хотят больше узнать о том, как устроены задания и что почитать перед состязанием, оргкомитет олимпиады подготовил брошюру: там собраны основные типы заданий и рекомендации по подготовке от составителей конкурса.

Покори Воробьевы горы!

Направления. На первом уровне семь предметов: биология, журналистика, иностранный язык, литература, математика, обществознание, физика.

Когда стартует. Пока неизвестно. В 2020 году регистрация открылась 16 ноября.

Как проходит. «Покори Воробьевы горы!» — еще одна олимпиада МГУ, вместе с университетом ее организует издательский дом «Московский комсомолец». Ее задания более консервативны, чем в олимпиаде «Ломоносов», и отчасти напоминают школьные, а в списке направлений нет необычных предметов.

Олимпиада состоит из заочного отборочного тура и очного заключительного. На выполнение задания отборочного этапа школьникам отводится неделя, причем участники самостоятельно решают, когда ее начать.

Победители и призеры отборочного этапа этого года и заключительного этапа прошлого проходят на очное состязание. Организаторы определяют для участника подходящую ему региональную площадку и обеспечивают школьника жильем, если это необходимо. Из-за эпидемиологической обстановки заключительный этап тоже могут проводить дистанционно.

Высшая проба

Направления. 26 направлений: школьные предметы и экзотические состязания — например по востоковедению и финансовой грамотности.

К первому уровню относятся только дизайн, журналистика, иностранный язык, информатика, история, культурология, математика, обществознание, политология, право, русский язык, социология, филология, философия и экономика.

Когда стартует. Регистрация на олимпиаду проходила с 20 сентября до 28 октября. Первый этап проходит с 3 по 18 ноября.

Как проходит. «Высшая проба» — олимпиада, которую организует Высшая школа экономики. Она проходит в два этапа: первый — отборочный — всегда дистанционный, а тех, кто прошел на заключительный, приглашают на очное состязание.

Задания дистанционного тура открываются одновременно для участников по всей стране и только на небольшой промежуток времени. Состязания по некоторым предметам могут попадать на время уроков.

Победители и призеры олимпиады прошлого года могут не участвовать в дистанционном этапе, а сразу присоединиться к заключительному. Чтобы поучаствовать в очном этапе, школьникам из дальних регионов ехать в Москву не придется: заключительный тур проходит в крупных городах России и ближнего зарубежья.

Все состязания основаны на школьной программе, а примеры заданий прошлых лет можно посмотреть на сайте олимпиады. Для тех, кто хочет чувствовать себя увереннее, Высшая школа экономики организует платные онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам.

Олимпиада школьников СПбГУ

Направления. Олимпиада проходит по 18 направлениям. Предметы первого уровня — биология, география, журналистика, иностранный язык, информатика, история, математика, медицина, обществознание, право, социология, филология, химия.

Когда стартует. Регистрация на отборочный этап началась 20 октября и продлится до 12 января 2022 года.

Как проходит. Олимпиада Санкт-Петербургского государственного университета тоже проходит в два тура. После регистрации участники получают доступ к заданиям заочного этапа и могут приступить к выполнению в любое удобное время. Но отложить задание на потом не получится: на биологию и иностранные языки отводится час, на математику — полтора.

Призеры и победители отборочного тура в этом году и заключительного в прошлом приглашаются на очный этап. Он проходит в Санкт-Петербурге и других городах России и ближнего зарубежья. В 2019 году помимо самого СПбГУ конкурс проводили 29 площадок от Калининграда до Владивостока.

Для подготовки к олимпиаде преподаватели СПбГУ проводят онлайн-консультации перед заключительным этапом и рекомендуют задачники и пособия, которые можно приобрести в книжном магазине издательства университета.

Московская олимпиада школьников

Направления. Олимпиада проходит по 18 направлениям, включая нешкольные предметы — латинский язык и робототехнику. Предметы первого уровня — астрономия, география, информатика, история искусств, лингвистика, математика, физика, химия.

Когда стартует. Даты начала зависят от предмета и появляются на сайте постепенно: первые конкурсы начнутся 20 ноября.

Как проходит. Это не единое мероприятие, а объединение состязаний по разным предметам, у каждого из которых свои организаторы, правила и сроки. Участвовать в олимпиаде могут школьники со всей России, но на очные этапы придется самостоятельно приехать в Москву.

В основном олимпиады проходят в два тура — отборочный дистанционный и заключительный очный, но для некоторых конкурсов могут действовать особые правила. Например, в олимпиаде по астрономии после дистанционного тура участников приглашают на теоретический этап, а потом на наблюдательный. А перед дистанционным туром по финансовой грамотности проводится еще и тестовый пригласительный.

Всесибирская открытая олимпиада школьников

Направления. Олимпиада проводится по шести предметам: математика, физика, химия, биология, информатика, астрономия. Но первый уровень присвоен только химии.

Когда стартует. Первый этап проходит с 10 октября по 28 ноября.

Как проходит. Всесибирскую открытую олимпиаду школьников организует СУНЦ НГУ — физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете. Этот конкурс нацелен на поиск талантливых учащихся в сферах естественных и точных наук: гуманитарных направлений в олимпиаде нет.

Состязание проходит в три этапа: два отборочных — очный и заочный, потом заключительный, снова в аудитории. Очные этапы проходят в городах по всей России. На площадках в крупных городах могут быть заняты все места: в таком случае школьникам из Москвы или Сочи придется съездить на время конкурса в город поменьше — туда, где найдется свободное место для участника.

Тех, кто не справился с заданиями на очном этапе или не смог добраться до ближайшей площадки, пригласят на второй отборочный этап — заочный: его результаты имеют такую же силу, как итоги очного отбора. Но апелляцию на заочный тур не примут: оспорить решение комиссии могут только те, кто решал задания под присмотром преподавателей.

На заключительный этап проходят победители и призеры отборочных туров этого года и заключительного тура предыдущего года. Финал олимпиады проходит только очно, а площадок, на которых можно получить задания, обычно меньше, чем в отборочном этапе: даже если удалось написать первый очный тур в родном городе, не факт, что получится обойтись без путешествия во время заключительного этапа.

Многопредметная олимпиада «Юные таланты»

Направления. Олимпиада проводится по 15 предметам, но первый уровень присвоен только географии и химии.

Когда стартует. Пока неизвестно.

Как проходит. Олимпиада «Юные таланты» проходит под руководством Пермского государственного национального исследовательского университета. В этом состязании разработаны и задания по гуманитарным предметам, но никаких льгот при поступлении они не дают.

У олимпиады два основных этапа: заочный и очный. Детали зависят от предмета: например, в заключительном этапе олимпиады по географии есть письменный и устный туры, а финал олимпиады по химии делится на теоретический и экспериментальный блоки.

Заочный этап школьники проходят в своих учебных учреждениях под присмотром преподавателей. На прохождение заочного этапа отводится несколько дней, в течение которых участники могут выбрать удобный промежуток времени для тестирования, но приостановить выполнение после того, как открыл задания, уже не получится.

Заключительный этап обычно проводят на региональных площадках в нескольких крупных городах — но ни Москвы, ни Санкт-Петербурга среди них обычно нет.

Источник

Победителей школьных олимпиад оказалось больше, чем гарантированных им бюджетных мест

Рассказываем, как решили эту проблему вузы и как оценили приёмную кампанию 2021 года.

О высоком конкурсе в университеты рассказали на заседании Совета Российского союза ректоров 17 августа во время подведения промежуточных итогов кампании 2021/2022 учебного года, сообщила пресс-служба Минобрнауки.

Что известно о ходе приёмной кампании

Президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий положительно оценил процесс приёма абитуриентов. Он отметил, что на некоторые специальности конкурс составил до 60 претендентов на место.

При этом среди поступающих в вузы оказалось множество супербалльников — то есть тех, кто получил максимальные баллы на ЕГЭ по нескольким предметам, рассказал исполняющий обязанности ректора МФТИ Дмитрий Ливанов.

Отмечается, что в этом году без вступительных испытаний в российские университеты поступили 6557 призёров и победителей олимпиад. Чаще всего они выбирали следующие направления подготовки:

При этом в некоторых вузах число олимпиадников, получивших право поступить туда без экзаменов, превысило количество бюджетных мест. Ряд университетов решил обеспечить их местами за свой счёт. Среди них — МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ИТМО и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков, принявший участие в совещании, отметил, что бюджетных мест не хватило и абитуриентам-стобалльникам. Он подчеркнул, что в «новом учебном году необходимо внимательно отнестись к организации олимпиад, бороться за их качество».

Что изменилось в особенностях приёма

Основные отличия приёмной кампании 2021 года — возможность подать больше заявлений в выбранные вузы, а также многопрофильный конкурс по нескольким специальностям. Среди новых норм — учёт лучших результатов: вузы предлагают абитуриентам выбрать, по каким предметам учитывать результаты ЕГЭ. В Совете ректоров остались довольны качеством приёма, а новые правила оправдали себя, заявил Виктор Садовничий.

Правда, есть одно нововведение, которое явно усложнило жизнь поступающим, — это отмена второй волны приёма. Из-за этого некоторые абитуриенты вовсе лишились возможности поступить в вуз в этом году. Трудности при поступлении вызвали возмущение у выпускников школ, и в их поддержку даже составили петицию, автором которой выступил московский педагог Арсений Филин. Он призвал сделать порядок приёма справедливее и понятнее. Инициативу поддержали, кстати, уже более 10 тысяч человек.

Почему появилась петиция

Новые правила зачисления существенно отличаются от старого порядка, который действовал до 2021 года. Из-за пандемии приём в вузы уже второй год ведётся преимущественно дистанционно. Помимо этого, как отмечает автор петиции, отменена вторая волна подачи документов и скрыты личные данные поступающих.

Абитуриенты могли участвовать одновременно в 50 конкурсах — подать документы в 5 вузов на 10 направлений в каждом из них. Из-за этого возникла типичная проблема: выпускники присылали заявления даже в те вузы, в которые не планировали поступать, — просто на всякий случай. Соглашения на зачисление тоже подавались в последний момент.

При этом для выбора вуза каждому абитуриенту требовалось понять, проходит ли он туда по баллам, но из-за перегруженных списков сделать это было сложно. В последние минуты работы приёмной комиссии абитуриент мог опуститься на десятки строчек в списках желаемого университета и потерять бюджетное место или возможность учиться на конкретном факультете. Подать заявление о согласии на зачисление куда-то ещё у него уже не было шансов: комиссия завершала работу, а второй волны не было. Кроме того, из-за невозможности увидеть личные данные конкурентов (раньше в обычных списках указывали имя, отчество и фамилию) абитуриенты не могли связаться с ними и узнать их намерения.

Другая проблема состояла в том, что вузам требовалось больше времени на обработку поданных заявлений с согласием на зачисление. Этот процесс замедлился из-за дистанционной подачи документов через сайты университетов и суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

А ещё из-за сбоев вузы достаточно редко обновляли списки. Они, например, делали это раз в час, хотя ситуация могла меняться ежеминутно. У некоторых университетов сайты просто переставали работать, а дозвониться до приёмной комиссии было невозможно из-за большого количества обращений.

В итоге некоторые абитуриенты решили направить согласие в менее престижные вузы, чтобы точно продолжить учёбу в сентябре. Это привело к тому, что в ведущих университетах упал проходной балл, а в каких-то и вовсе был недобор.

Автор петиции процитировал сообщение из неофициального паблика мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором утверждается, что на факультет «были зачислены просто все желающие», поскольку для поступления абитуриентам нужно было набрать всего лишь 270 баллов за четыре экзамена.

При этом вытесненным из списков за счёт ажиотажа молодым людям с хорошими результатами экзамена могут грозить служба в армии и возвращение к образовательному процессу только через два года.

Как предлагают решить проблему

Подчёркивается, что распределение абитуриентов по местам должно происходить автоматически при помощи единой системы, к которой подключены все университеты и поступающие.

По задумке автора петиции, алгоритм должен быть следующим:

Кстати, ранее сообщалось, что к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» планируется подключить все вузы России, в том числе и частные. Потенциально это упростило бы внедрение подобной системы.

О доработке системы приёма

По итогам заседания Российского союза ректоров Виктор Садовничий, общаясь с журналистами, отметил, что проведение приёма в вузы в одну волну требует модернизации.

«Наверное, продолжим эту работу с министерством по правилам приёма. Я, по крайней мере, буду настаивать на том, чтобы найти другой способ — более щадящий, подходящий для интересов абитуриентов», — заявил он.

Он отметил, что новые правила привели к ажиотажу и излишнему стрессу для абитуриентов при выборе учебного заведения. Кроме того, оказалось, что приём в одну волну был особенно неудобен для тех абитуриентов, которые собирались поступать в университеты за пределами родных регионов из-за разницы в часовых поясах.

По всей видимости, в следующем году правила приёма могут снова претерпеть изменения.

Кстати, не так давно Минобрнауки РФ представило проект приказа с новыми правилами поступления в вузы (предполагается, что он будет применяться с приёмной кампании 2022/23 учебного года). Согласно документу, абитуриентам планируется предоставить выбор: указано, что в качестве результата вступительного испытания может быть засчитан наиболее высокий из результатов — по ЕГЭ, общеобразовательному вступительному испытанию, проводимому вузом, или вступительному испытанию.

что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Смотреть фото что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Смотреть картинку что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Картинка про что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест. Фото что делать если олимпиадников больше чем бюджетных мест

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Источник

Как я поступила на бюджет в престижный вуз

Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников

В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.

Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.

Как вообще поступить в вуз

Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.

По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.

Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.

По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.

В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:

По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.

Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:

Всерос и перечневые олимпиады

Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc

Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.

На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.

Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.

Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.

Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:

У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:

Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.

Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.

В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.

К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.

Куда я хотела поступить

Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.

Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.

Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.

Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.

За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.

Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.

Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.

За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.

олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176

Подготовка к олимпиадам

Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.

По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.

Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.

В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.

Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.

Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.

Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.

Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.

Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.

Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.

Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.

Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.

Как проходят перечневые олимпиады

Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.

Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.

Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.

На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.

Какую олимпиаду я выиграла

У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.

Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.

Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.

Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.

На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.

Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.

Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.

Поступление по результатам олимпиады

Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.

Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.

Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.

29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *