что делать если пкр
Надводные корабли: уклониться от ПКР
Как бы разработчики ни пытались увеличить дальность обнаружения атакующих корабль самолётов и ПКР, количество каналов обнаружения и наведения зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), боекомплект зенитных управляемых ракет (ЗУР) и артиллерийских снарядов скорострельных автоматических пушек, авиация всё равно может сконцентрировать такое количество ПКР в залпе, перехватить которое надводный корабль (НК) не сможет.
На помощь могут прийти некинетические способы уничтожения ПКР и уклонения от их атаки.
Электромагнитные боеприпасы
Можно предположить, что ЗУР с электромагнитной БЧ будут использоваться в самом начале боя, для атаки ПКР на максимальном удалении от НК, таким образом, чтобы ЭМИ боеприпасы не повредили работу РЛС корабля и других ЗУР.
К плюсам ЭМИ боеприпасов можно отнести то, что один боеприпас потенциально может поражать сразу несколько ПКР. Кроме того, ЗУР с электромагнитной БЧ не нужно точное наведение на ПКР.
К недостаткам ЭМИ боеприпасов можно отнести то, что существуют эффективные способы защиты от такого типа воздействия. Например, средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы. Также РЛГСН может быть выполнена на базе устойчивой к ЭМИ низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (Low Temperature Co-Fired Ceramic – LTCC).
Как минимум, ЗУР с электромагнитной БЧ могут использоваться против массовых запусков малогабаритных БПЛА-камикадзе, в которых вряд ли удастся реализовать полноценные способы защиты от ЭМИ боеприпасов.
Помимо физического уничтожения ПКР существуют способы уклониться от их удара, обманув ГСН ракеты. Для этой цели используются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системы постановки защитных завес и ложные цели.
Средства РЭБ
Использование средств РЭБ на надводном корабле является достаточно эффективным решением. Однако существует риск того, что само излучение средств РЭБ может быть использовано ПКР для наведения на надводный корабль. Снизить указанный риск можно, отстрелив средства РЭБ с ограниченным временем работы в сторону от корабля.
Израильской компанией Rafael разработана ложная цель C-GEM типа «выстрелил-забыл», предназначенная для противодействия ПКР с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения (РЛ ГСН / ИК ГСН). Ложная цель C-GEM включает высокоэффективные широкополосные излучатели с возможностью электронного управления лучом.
В предыдущем материале мы рассмотрели возможность увеличения дальности обзора средств разведки за счёт размещения радиолокационной станции (РЛС) на борту беспилотного летательного аппарата (БПЛА) вертолётного/квадрокоптерного типа, питание электродвигателей которого должно осуществляться по гибкому кабелю. Аналогичным образом могут быть размещены и активные излучатели средств РЭБ.
Размещение излучателей системы РЭБ на внешнем носителе, который сможет удаляться от надводного корабля на 200–300 метров в сторону, позволит минимизировать риск пассивного наведения ПКР на источник электромагнитного излучения.
Преимуществом средств РЭБ, размещаемых непосредственно на борту корабля, является их исключительно высокая мощность. Например, на американских эсминцах класса Arleigh Burke установлены средства РЭБ AN/SLQ-32(V)6 SEWIP Block II (планируется модернизация до AN / SLQ-32 (V) 7 SEWIP Block III), генерируемая которыми мощность помех может достигать 1 МВт. Разумеется, такой объём энергии по кабелю на БПЛА передать будет затруднительно.
«Верный ведомый»
Может быть рассмотрен вариант размещения средств РЭБ на безэкипажных надводных кораблях (БНК) – компаньонах, сопровождающих надводный корабль с экипажем.
Безэкипажные корабли в настоящее время активно разрабатываются в ведущих странах мира, ранее мы их рассматривали в статьях Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада и Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока.
В авиации сейчас активно развивается направление взаимодействия БПЛА и пилотируемых истребителей, получившее наименование «верный ведомый». Схожее решение может быть применено и на флоте, когда надводный корабль с экипажем будут сопровождать 2–3 БНК, осуществляющие поиск подводных лодок, постановку завес и применение средств РЭБ.
В худшем случае ПКР поразит «ведомый» БНК, а не надводный корабль с экипажем.
Ложные мишени
Ещё одним способом уменьшить вероятность поражения кораблей ПКР является использование ложных мишеней различного типа. Такие мишени могут представлять собой надувные металлизированные конструкции или иные уголковые отражатели поплавкового типа.
Недостатком ложных мишеней является то, что они не могут двигаться. То есть в случае, если надводный корабль идёт на высокой скорости, ложные мишени быстро от него отстанут. Разница в скорости также может позволить «продвинутой» ГСН ПКР распознать реальные и ложные цели.
Таким образом, даже одиночный надводный корабль со временем превратится в «стаю», включающую «привязные» мобильные ложные цели, привязные БПЛА с РЛС и/или средствами РЭБ, а также более «продвинутые» БНК сопровождения, предназначенные для поиска подводных лодок, размещения мощных средств РЭБ и постановки маскирующих завес.
Постановка маскирующих завес
Одним из наиболее эффективных и недорогих способов борьбы с ПКР является постановка надводными кораблями маскирующих завес, которые обеспечивает защиту надводных кораблей от ПКР с радиолокационными, оптическими и комбинированными системами наведения.
Можно предположить, что совершенствование ГСН ПКР, появление комбинированных многодиапазонных ГСН, включающих радиолокационный, оптический и тепловизионный каналы, в сочетании с усовершенствованными алгоритмами селекции целей, значительно снизят эффективность маскирующих завес. В то же время средства РЭБ также активно совершенствуются, а против оптического и тепловизионного каналов наведения могут применяться перспективные лазерные комплексы самообороны надводных кораблей.
Лазерное оружие
Выводы
Сочетание кинетических и некинетических средств поражения ПКР, а также способов уклонения от атаки может значительно повысить выживаемость надводных кораблей при массированном применение ПКР, даже с учётом того, что в обозримой перспективе надводные корабли потеряют возможность затеряться на просторах мирового океана.
Возрастание угрозы нанесения противником массированных ударов ПКР приведёт к тому, что основной задачей надводных кораблей станет защита самих себя и определённой зоны вокруг себя от авиации и средств воздушного нападения. При этом выполнение ударных задач ляжет на атомные подводные лодки – носители крылатых и противокорабельных ракет (ПЛАРК).
Что нужно знать о персональном кредитном рейтинге?
Эксперты рассказали о том, что такое персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика, как его узнать и повысить
Рассматривая заявки граждан на кредиты или микрозаймы онлайн, российские кредиторы анализируют ПКР каждого потенциального клиента. Многие заемщики еще не знают, что это за показатель, и как он влияет на их шансы получить деньги в долг. Представители Национального центра финансовой грамотности рассказали, для чего рассчитывают ПКР, и как его улучшить.
ПКР гражданина может существенно отличаться в различных БКИ, т.к. на показатель влияют только данные от тех кредиторов, с которыми сотрудничает бюро. Например, человек оформил два займа в разных МФО, один выплатил своевременно, а по второму допустил просрочку. Если компании передают данные в разные БКИ, то кредитные истории должника в них будут отличаться, как и итоговый ПКР.
Как узнать свой ПКР?
Узнать свой скоринговый балл можно из кредитной истории. Чтобы ее получить, необходимо войти в персональный кабинет на сайте Госуслуг и заказать список БКИ, которые могут хранить ваш кредитный отчет. Получив перечень, перейдите на сайт каждого упомянутого бюро и запросите свою кредитную историю. Из отчета можно не только узнать свой ПКР, но и увидеть записи о просрочках, активных долговых обязательствах, недавних запросах на получение кредитов и займов. Своевременно полученная, эта информация поможет вам вовремя найти ошибочные отметки и даже мошеннические ссуды, чтобы упешно их аннулировать.
Зарегистрироваться на сайте БКИ лучше с помощью портала Госуслуг, который автоматически подтверждает вашу личность. В противном случае вам придется запрашивать свою кредитную историю с помощью банковской идентификации либо посещать бюро лично.
Внимательно проверьте записи в своей кредитной истории: не закралась ли в них ошибка или мошеннический займ, который вы не получали. Может оказаться, что аферисты заняли деньги на ваше имя, из-за чего образовался долг, либо сам кредитор ошибочно направил сведения о просрочке. Выявив несоответствия, обратитесь к кредитору, чтобы исправить запись, а потом проследите, чтобы БКИ также внесло коррективы в ваше досье заемщика.
Если ПКР низкий из-за допущенных вами просрочек, его можно повысить только новыми положительными отметками. Для этого придется оформлять небольшие займы в МФО и своевременно их погашать. Свою лепту внесет и грамотное использование различных финансовых услуг: депозитов, счетов, кредиток и т.д.
При низком ПКР наиболее доступным способом получить деньги в долг остается оформление микрозайма. МФО выдают займы россиянам с невысокими доходами, неофициальным трудоустройством и неидеальной кредитной историей. Сотрудничая с микрокредиторами, можно занимать средства по паспорту на любые цели и повышать свой кредитный рейтинг.
Ищете надежную компанию для оформления микрозайма? Подайте заявку в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово»! МФК уже 6 лет выдает быстрые займы россиянам, обеспечивая клиентам прозрачные и простые условия обслуживания. Также сервис регулярно проводит акции для заемщиков, предлагая деньги по сниженной ставке, с льготным периодом погашения или возможностью получить ценный подарок. Следите за обновлением раздела «Акции» на сайте «Честного слова», чтобы не пропустить очередное спецпредложение!
Как улучшить свой кредитный рейтинг
О том, как узнать свой кредитный рейтинг и что делать, если он низкий, рассказала «Российской газете» эксперт проекта Минфина России по финансовой грамотности Наталья Шумакова.
Как получить кредитный отчет быстро и бесплатно
2. Сайт автоматически сформирует заявление от вашего имени на основании личных данных из вашего кабинета на Госуслугах. Выбираете «Подать заявление».
3. Примерно через 10 минут на ваш электронный адрес придет письмо о том, что запрос выполнен. В письме найдете перечень бюро, в которых хранится информация о вашей кредитной истории. Обратите внимание, что таких бюро (БКИ) может быть несколько.
4. Переходите в привычный поисковик (Яндекс, Гугл) и ищите по названию БКИ официальный сайт каждого бюро. На сайте БКИ регистрируетесь и попадаете в личный кабинет.
5. В личном кабинете выбираете «Кредитный отчет». Добавляете его в корзину, далее получаете доступ к отчету и скачиваете его.
6. Аналогично запрашиваете отчеты о кредитной истории и в других БКИ, в которых хранится информация о вас. Два раза в год кредитный отчет можно получить бесплатно
Важный момент: обязательно регистрируйтесь на сайте БКИ через сайт госуслуг, поскольку он подтверждает ваши данные для бюро. В противном случае БКИ предложит вам подтвердить личность одним из способов: посетить лично офис бюро или заверить заявление о предоставлении кредитного отчета у нотариуса и направить его по почте. Регистрация через госуслуги позволяет получить кредитную историю в режиме онлайн и очень быстро.
Из чего состоит кредитный отчет
1. Титульный лист: ваша личная информация (ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и СНИЛС).
2. Основная часть: информация о кредитах, сроках погашения, непогашенном остатке, наличии или отсутствии просрочек. Здесь же можно найти информацию о вашем кредитном рейтинге. Чем выше рейтинг, тем проще получить кредит. Индивидуальный кредитный рейтинг рассчитывают сами бюро на основании собственных методик.
3. Закрытая часть: кто выдавал кредит, кому уступали вашу задолженность, если такая ситуация возникала, и кто запрашивал вашу кредитную историю (это организации, которым вы давали на это согласие).
Что означает показатель кредитного рейтинга
Стоит помнить, что в каждом бюро будет свой собственный рейтинг. В зависимости от того, как человек исполняет обязательства перед банками, будет меняться и рейтинг: например, при просрочках платежей в одном банке и отсутствии просрочек в другом, при условии, что они передают данные в разные кредитные бюро, рейтинг в первом БКИ будет ниже, чем во втором.
Что делать, если кредитный рейтинг низкий
1. Проверьте свою кредитную историю на наличие ошибок и несоответствий. Ошибки могут возникнуть из-за предоставления банком некорректной информации. Для исправления несоответствий обратитесь с заявлением в банк, предоставивший некорректную информацию, или напрямую в бюро кредитных историй с просьбой внести изменения на основании подтверждающих документов.
2. Возьмите небольшой займ в размере 5000-50000 рублей с целью улучшения качества кредитной истории. Дисциплинированно гасите кредит, соблюдая сроки. В кредитной истории появятся зеленая отметка и свежие записи, повышающие ваш кредитный рейтинг. Регулярная проверка кредитной истории и кредитного рейтинга помогает исключить ошибки, а также уберечь ваш бюджет и репутацию от мошенников и займа, который вы не оформляли.
Персональный кредитный рейтинг: что нужно знать перед оформлением ипотеки
Спрос на ипотечном рынке после карантина постепенно восстанавливается. По данным Росреестра, количество ипотечных сделок в Москве в июне выросло на 255%. Безусловным триггером на рынке ипотечного кредитования стала льготная ставка банков. Почти 40% россиян назвали текущий момент подходящим для покупки жилья.
Помимо первоначального взноса для оформления ипотеки, необходимо знать свой персональный кредитный рейтинг. Его высокие показатели позволяют получить заем на выгодных условиях.
Вместе с представителями кредитных бюро рассказываем, что такое персональный кредитный рейтинг и как он влияет на сумму кредита.
Как формируется личный кредитный рейтинг
С января 2020 года россияне могут бесплатно два раза в год получить кредитную историю и персональный кредитный рейтинг (скоринг). Соответствующие изменения закреплены в поправках к Федеральному закону «О кредитных историях». Согласно данным аналитиков, свыше 60 млн россиян имеют высокий кредитный рейтинг.
Индивидуальный, или персональный кредитный рейтинг (ИКР, или ПКР) — это аналог скоринга, активно используемого банками и микрофинансовыми организациями (МФО) при принятии решения о выдаче кредита. Каждое кредитное бюро использует определенный набор переменных, которые учитываются при расчете данного рейтинга. Такой инструмент позволяет будущему заемщику оценить шансы на получение кредита, в том числе ипотечного.
Сам рейтинг формируется на основе данных кредитной истории заемщика. Он учитывает множество факторов — например, количество открытых и закрытых кредитов, общую долговую нагрузку. Важно, как человек обслуживал или обслуживает кредиты, что это были за займы, на какие суммы и сроки.
«Но самым важным является наличие или отсутствие просрочек. В итоге формируется некий балл. Чем выше этот балл — тем ниже уровень кредитного риска заемщика», — отметил генеральный директор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Артур Александрович.
Исходя из уровня индивидуального кредитного рейтинга, банки принимают решение, выдавать кредит или нет. Для самого заемщика это возможность посмотреть на себя «глазами банка» и оценить свои возможности в получении ипотеки.
«Заемщик не только понимает, насколько качественной является его кредитная история, но и на какие конкретно условия по кредитам банков он может рассчитывать», — пояснил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.
Многие банки дают дополнительные бонусы и специальные кредитные предложения для заемщиков с высокими значениями ПКР. Эти предложения можно увидеть сразу после получения своего ПКР.
Как узнать персональный кредитный рейтинг
Персональный кредитный рейтинг можно узнать на официальных сайтах бюро кредитных историй. Эксперты предупреждают, что в последнее время появилось много мошеннических ресурсов, предлагающих услуги от имени БКИ, в том числе кредитные рейтинги. Поэтому перед получением услуги, следует удостовериться в надежности кредитного бюро. Полный список БКИ есть на портале госуслуг.
Например, получить данные по кредитный рейтинг можно на сайте НБКИ в личном кабине заемщика. «Для этого понадобится подтвержденная регистрация на портале государственных услуг — это требование для обеспечения безопасности персональных данных. Сама процедура получения при наличии такой регистрации занимает не больше одной минуты. При этом НБКИ сделала доступ к своему рейтингу бесплатным для любого заемщика неограниченное количество раз», — пояснил Волков из НБКИ.
Шкала индивидуального кредитного рейтинга
Разные эксперты в определении кредитного рейтинга используют свою шкалу оценки. Но в целом логика проста: чем выше значение персонального кредитного рейтинга, тем выше вероятность получить одобрение со стороны банка.
Например, по методике ОКБ, наиболее надежными заемщиками считаются те, чей кредитный рейтинг превышает 961 балл. По оценкам экспертов, в этой категории менее 2% заемщиков допускали длительную просрочку (90 и более дней). Заемщику с низким ИКР банки могут отказать в кредите, со средним ИКР — одобрить, с высоким — скорее всего, одобрят по наиболее привлекательной процентной ставке.
«Хорошим можно считать и индивидуальный кредитный рейтинг в диапазоне 901–960 баллов. Выше среднего считается балл в диапазоне 800–900. Но кредиторы принимают решения о выдаче кредитов самостоятельно и могут одобрить ипотеку и при иных значениях ИКР», — пояснил Артур Александрович из ОКБ.
Согласно расчету НБКИ, персональный кредитный рейтинг в диапазоне от 800 до 850 баллов (максимальные значения по их методике) считается наилучшим, а такие заемщики — надежными. «Заявления заемщиков с ПКР от 800 до 850 баллов одобряются в 71% случаев, а заемщиков с количеством баллов до 600 — в 24%», — отметил Алексей Волков из НБКИ.
Однако, по словам эксперта, это не значит, что заемщику с низким кредитным рейтингом откажут в займе. Кредит могут одобрить, но изменить условия — повысить ставку или понизить сумму.
Сумма кредита и ПКР
Персональный кредитный рейтинг также напрямую влияет на сумму кредита: чем выше его значение, тем на большую сумму может рассчитывать заемщик. «Так, если среднее значение ПКР по всем ипотечным кредитам 709 баллов, то для кредитов более 5 млн руб. — 718 баллов, а менее 1 млн руб. — 702 балла», — добавил Алексей Волков.
Поэтому перед тем как оформить ипотеку (речь, как правило, идет о больших суммах), нужно проверить персональный кредитный рейтинг. Узнать его можно, например, на сайте НБКИ. Для этого потребуется регистрация на сайте и авторизация на портале госуслуг. В дальнейшем получать свой ПКР и контролировать его динамику можно непосредственно в своем личном кабинете.
Надводные корабли: перспективные конструкции против ПКР
Возникает вопрос, достаточно ли рассмотренных в статье мер для обеспечения выживаемости надводных кораблей в условиях их непрерывного или квазинепрерывного отслеживания средствами разведки противника и возможности нанесения массированных ударов ПКР?
Ещё одним решением может стать применения специфичных конструкций надводных кораблей, до настоящего времени не получивших существенного распространения при строительстве военно-морского флота (ВМФ). Речь идёт о так называемых ныряющих надводных кораблях (ННК) и полупогружных судах. Первые в настоящее время не получили развития. Однако в последнее время появляется достаточно много проектов судов этого типа. Вторые – активно используются в гражданском кораблестроении для решения специфичных транспортных задач.
Реализованные проекты и концепты перспективных ННК, а также транспортные полупогружные суда мы ранее рассматривали в статье «На границе двух сред». Ныряющие корабли: история и перспективы.
Зачем, вообще, нужны проекты таких кораблей?
Ныряющий надводный корабль
Концепция перспективного ННК ранее была подробно рассмотрена в статье На границе двух сред. Ныряющий надводный корабль 2025: концепт и тактика применения. Несмотря на скептическое отношение многих к возможности появления такого класса кораблей, нельзя не отметить, что их проекты появляются в разных странах с завидной регулярностью. Помимо проектов, упомянутых в вышеприведённых статьях, можно вспомнить недавно опубликованный проект погружающегося патрульного корабля Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) морской техники «Рубин». Маловероятно, что у этого корабля есть будущее, тем не менее важен сам факт, что, вопреки мнению скептиков, проекты судов такого типа периодически появляются, в том числе и у нас в России.
Если ЦКБ «Рубин» разрабатывает небольшой корабль, водоизмещением порядка 1000 тонн, то китайская корпорация Bohai Shipbuilding Heavy Industrial осуществляет разработку куда более крупных ныряющих и погружных судов, водоизмещением порядка 20 000 тонн, вооружённых сотнями крылатых и противокорабельных ракет.
Работы по ННК ведутся с 2011 года, китайцы прорабатывают несколько концептов. Некоторые визуально больше напоминают подводные лодки. И их конструкция, по-видимому, основана на конструкции субмарин. Обводы других концептов больше напоминают обводы «классических» надводных кораблей. Не исключено, что в процессе проработки проекта облик китайских ННК претерпит существенные изменения.
В упомянутой выше статье «На границе двух сред. Ныряющий надводный корабль 2025: концепт и тактика применения» также рассматривалась возможность использования существующих проектов атомных подводных лодок (ПЛА) в качестве основы для создания ННК. Однако не стоит воспринимать это как догму, вполне возможно, что большая эффективность будет получена при строительстве полностью новой конструкции, учитывающей все особенности эксплуатации такого типа судов.
В комментариях к статье о концепте ННК указывалось, что ННК совместит в себе недостатки как надводных кораблей, так и подводных лодок. Отчасти это верно, но ННК совместит в себе и преимущества обоих типов.
В последнее время, в том числе и на страницах ВО, часто поднимается тема низкой устойчивости российских подводных лодок от противолодочной обороны противника, в первую очередь от авиации противолодочной обороны (ПЛО). Частично проблема противодействия авиации ПЛО может быть решена самими подводными лодками, за счёт оснащения их ЗРК, способными работать с перископной глубины.
При этом ныряющий надводный корабль, в противоположность ПЛА с ЗРК, будет контролировать небо в зоне досягаемости постоянно, используя возможность погружения только для уклонения от атаки ПКР или в случае реализации определённых тактических сценариев. А его заметность, по сравнению с «классическими» НК, будет по умолчанию значительно ниже, даже в случае широкого применения на последних технологий снижения заметности. У ННК будет «светиться» только «надстройка», а у классического НК «надстройка+корпус». А это означает кратно меньшую вероятность попадания ПКР, особенно в условиях применения средств РЭБ, ложных целей и постановки защитных завес. Причём, в случае использования ННК дозорных БПЛА с питанием по электрическому тросу, возможность обстрела воздушных целей частично сохранится даже после погружения ННК.
К недостаткам ННК можно отнести меньший запас плавучести, по сравнению с «классическими» НК, а также потенциально большую уязвимость к повреждениям из-за плотной компоновки отсеков. Также маловероятно, что на ННК удастся разместить полноразмерный пилотируемый вертолёт (вертолёты), что отчасти может быть компенсировано широким применением БПЛА, БНК и АНПА различных типов.
Полупогружные суда
В отличие от ННК, полупогружное судно не уходит под воду полностью – его рубка и какие-то иные элементы надстройки всегда находятся на поверхности. Если ныряющие корабли пока в основном существуют в виде концептов и прототипов, то полупогружные суда активно используются для транспортировки крупногабаритных грузов. Их водоизмещение может превышать 70 000 тонн, а длина – несколько сотен метров.
Рассматривается и применение полупогружных судов в военных целях. В частности, на форуме «Армия-2016» Московским физико-техническим институтом (МФТИ) были представлены концепты и макеты полупогружного атомного ракетоносца ледового класса, ракетно-ледокольного крейсера, десантного корабля, ледокольного танкера и ледокольного судна, способного образовывать проходы во льдах шириной более 120 метров. Корпуса этих кораблей в штатном режиме полностью находятся под водой, а над водой возвышается только надстройка, выполненная с использованием технологий снижения заметности.
Заявлено, что предложенные схемы полупогруженных кораблей обладают большей устойчивостью к качке, а также меньшим сопротивлением движению корабля, особенно в условиях повышенного волнения на море.
Хотя предложенные МФТИ концепты, скорее всего, так и останутся в виде изображений и макетов, можно предположить, что были выполнены предварительные расчёты, позволяющие подтвердить их реализуемость.
Полупогружной корабль потенциально уже может быть оборудован ангаром для полноразмерного пилотируемого вертолёта, способного решать задачи ПЛО и дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Ангар для вертолёта (вертолётов) может быть реализован как в герметичном исполнении, в этом случае полупогружной корабль должен подвсплывать для выпуска вертолёта, либо, верхняя часть ангара будет постоянно возвышаться над водой, а вертолёт будет подниматься для запуска на подъёмнике.
По сравнению с ныряющим надводным кораблём, полупогружной корабль не будет иметь возможности уклониться от ПКР путём погружения, но его запас плавучести и живучесть будут гораздо выше. Наличие балластных цистерн, применяемых для изменения осадки полупогруженного корабля, позволит ему выровнять крен и дифферент в случае получения повреждений и затопления части отсеков, тем самым сохранив управляемость и возможность применения вооружений.
Помимо зенитных управляемых ракет (ЗУР) большой, средней и малой дальности, размещаемых в универсальных вертикальных пусковых установках (УВПУ), на полупогружных судах могут быть установлены ЗРК ближнего радиуса действия типа американского RIM-116, размещаемые в герметичных контейнерах на подъёмно-мачтовых устройствах (ПМУ).
Повышение живучести
Недостатком ныряющих и полупогружных кораблей является меньшее полезное пространство, доступное для размещения вооружений, экипажа и корабельных систем из-за наличия балластных цистерн. Однако это может быть вполне разумная плата за повышение защищённости от массированных ударов ПКР.
Одним из способов высвобождения пространства является широкое применение средств автоматизации для сокращения численности экипажа. Это может вызвать два вопроса: кто будет обслуживать корабельное оборудование и как это повлияет на борьбу за живучесть корабля?
Ранее в статьях (Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада и Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока) мы рассматривали перспективные безэкипажные суда, разрабатываемые ведущими странами мира. Помимо использования в качестве автономных платформ и в качестве ведомых кораблей, БНК дадут своим разработчикам ещё одно важное преимущество.
Проблемой БНК является создание корабельных систем, способных безаварийно функционировать длительное время без проведения технического обслуживания. Получив опыт в создании высоконадёжного оборудования для БНК, судостроительные компании обязательно перенесут его и на «пилотируемые» корабли, что позволит сократить экипаж без риска для технического состояния корабля.
Применение систем дополненной реальности для диагностики и ремонта корабельных систем позволит существенно повысить эффективность работы экипажа без увеличения его численности.
В борьбе за живучесть также помогут автоматизированные системы, например, автоматические системы пожаротушения, системы герметизации отсеков, включающие автоматические гермодвери и средства заполнения отсеков вспенивающимся отвердевающим материалом с положительной плавучестью. Для автоматического анализа состояния корабля и применения автоматических систем борьбы за живучесть могут применяться перспективные компьютерные системы на базе нейросетей, обучаемые путём проигрывания различных сценариев боя в виртуальных моделях. Информация о повреждениях будет поступать от сотен датчиков и камер видеонаблюдения, расположенных в отсеках и в оборудовании корабля.
Повышению живучести будет способствовать переход к максимальному использованию электрических приводов взамен гидравлических и пневматических систем.
Для обеспечения энергией и управлением всех вышеперечисленных систем потребуются защищённые и многократно-резервированные линии электропитания и передачи данных, расположенные таким образом, что повреждение в какой-либо части корабля никоим образом не приведёт к нарушению работы большей части сети. К примеру, в авиации уже давно используется трёх- и четырёхкратное резервирование каналов управления.
Все меры повышения живучести, рассмотренные выше, могут применяться не только на ННК и полупогружных судах, но и на кораблях, и на подводных лодках классической конструкции.
Вопросы стоимости
В комментариях к статье На границе двух сред. Ныряющий надводный корабль 2025: концепт и тактика применения неоднократно поднимался вопрос стоимости ННК. Безусловно, ответить на этот вопрос без проведения как минимум научно-исследовательских работ (НИР) невозможно. А окончательная стоимость станет известна лишь после проведения опытно-конструкторских работ (ОКР).
Можно предположить, что в современных боевых кораблях значительную часть цены составляет стоимость их электронной начинки и установленных комплексов вооружений, силовых установок и двигателей (если применяется электродвижение). В этом случае тип корпуса корабля уже не играет решающей роли. Единственное, что может существенно повлиять на увеличение конечной стоимости перспективного корабля, это оплата НИОКР, которая затем будет распределяться на серийные изделия. К примеру, для бомбардировщиков B-2, стоимостью свыше 1 млрд долларов, величина платы за НИОКР добавляет ещё примерно 1 млрд долларов на машину. Но здесь уже вопрос в строительстве вооружений большой серией. В противном случае эта проблема будет у любого нового образца вооружений.
Таким образом, для исключения неоправданных финансовых затрат необходимо оценить перспективность концепции на этапе НИР, после чего уже принимать решение о заморозке проекта или о его переходе в стадию ОКР с последующим серийным строительством изделий.
Можно предположить, что производимые серийно ныряющие надводные корабли или боевые полупогружные корабли будут сравнимы по стоимости с надводными кораблями и подводными лодками сопоставимого водоизмещения.
Так почему же всё-таки ныряющие и полупогружные корабли?
Почему автор вновь вернулся к теме ныряющих и полупогружных кораблей? Всё по той же причине. Сочетание продвинутых средств разведки, включающих космический сегмент, высотные и сверхвысотные БПЛА, БНК и АНПА, а также ПКР большой дальности на воздушных носителях, позволяют противнику концентрировать такой наряд сил, который гарантированно сможет пробить ПВО одиночного корабля, КУГ или АУГ.
При этом ННК или полупогружной корабль будут для ПКР на порядок более сложной целью, чем надводный корабль «классической» конструкции.
В комментариях к статье На границе двух сред. Ныряющий надводный корабль 2025: концепт и тактика применения говорилось о том, что такой корабль можно атаковать модифицированными ПКР, делающими «горку» и поражающими ННК под водой, а также ракетоторпедами. Давайте рассмотрим оба варианта.
ПКР с «горкой». Технически такая модификация ПКР может быть реализована без проблем. Но какова будет её эффективность? Очень много говорится о том, что даже самым современным ПКР бывает сложно попасть в НК в условиях активного применения средств РЭБ, постановки ложных мишеней и защитных завес. Что же тогда будет в ситуации с ННК или полупогружными кораблями?
На базе безэкипажных кораблей сопровождения можно развернуть ложные мишени, вообще не отличающиеся от ННК в полупогруженном состоянии или от торчащих из-под воды надстроек полупогружного корабля.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что вероятность поражения ННК или полупогружного корабля «ныряющими» ПКР будет куда ниже, чем надводного корабля «классической» конструкции обычными ПКР.
Что касается ракетоторпед (РТ), то здесь всё ещё сложнее. Возьмём для сравнения новейшую ПКР LRASM и ракетоторпеды RUM-139 VLA / 91РЭ1. Дальность ПКР LRASM составляет по разным данным 500–900 километров, что позволяет носителям осуществлять её запуск, не входя в зону ПВО корабля. Дальность РТ RUM-139 VLA составляет всего 28 километров, российской РТ 91РЭ1 50 километров. Причём движутся они по баллистической траектории, то есть является идеальной мишенью для ЗРК.
Мало того, на конечном участке сброс торпеды происходит на парашюте, а с такой целью справятся даже устаревшие ЗРК. Иными словами, ракетоторпеды хороши для уничтожения подводных лодок, неспособных перехватить их на участке полёта, а надводный корабль, ННК или погружной корабль может эффективно перехватывать их на среднем и конечном участках полёта.
Но перехват РТ не самое важное. Куда интереснее то, что на дальности 50 километров ЗРК может сбивать и сами носители. А это значительно осложняет организацию массированного авиационного налёта с использованием ракетоторпед на КУГ, реализованную на основе ННК или полупогружных кораблей.
Можно ли значительно увеличить дальность РТ?
Да, но при этом их габариты станут сравнимы с габаритами ПКР «Гранит». И на бомбардировщик их поместится не 24–36 штук, как ПКР, а 4–6, поскольку во внутренние отсеки они не влезут, и не все внешние держатели смогут их нести. Про самолёты тактической авиации и вовсе можно забыть.
Как следствие, резко сократится количество ракетоторпед в залпе. А увеличение габаритов сделает их ещё более простой целью для ЗРК. Под вопросом и возможность отказа от парашюта на конечном участке – торпеда просто развалится от удара о поверхность воды.
Помимо того, что РТ должна выйти в зону нахождения ННК или полупогружного корабля, и при этом не быть сбитой на участке баллистического полёта или парашютного спуска, так ещё и сама торпеда должна затем найти и поразить цель. А на этом этапе ей также можно противодействовать. О чём мы и поговорим в следующем материале.